Рабочая программа Вокруг тебя мир 5-6 класс 2014/2015 уч.год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД КОСТЕРЕВО

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

КОСТЕРЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

(полное наименование образовательного учреждения)



ПРИНЯТО

Решением педагогического совета

протокол № _ от _____ 2014 г.

______________


УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора

От _____20___года №______

_________________________






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




По __ВОКРУГ ТЕБЯ МИР_________________________________________

(указать предмет, курс, модуль)



Ступень обучения (класс) ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

5-6 КЛАСС______

(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)



Количество часов __70_______



Учитель Жильцова Наталья Сергеевна













Программа разработана на основе

Учебно-методического комплекса «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник/И. Бурж, К. Сусухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова. – М.: МККК – 160с.

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя- мир» (5-8 класс) разработан в рамках образовательной программы «Распространение знаний о международном гуманитарном праве в общеобразовательных учреждениях РФ», в которой участвуют три стороны: Министерство образования Российской Федерации, Международный Комитет Красного Креста и Российское общество Красного Креста, в том числе на основании учебного плана МБОУ Костеревской СОШ №2 (приказ по школе №_____ от _______________).

Данная программа:

  • Дополняет учебники основного курса литературы;

  • Согласовано с основными программами по литературе, рекомендованными Министерством образования и науки РФ;

  • Решает задачи литературного образования в гармоническом сочетании с решением воспитательных задач. Это выражается в постановке общих целей образовательного и воспитывающего характера;

  • Способствует решению задач литературного образования (формированию читательского вкуса, умению анализировать и оценивать художественное произведение, развитию творческого потенциала уч-ся. их речи и т.п.)

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:

  1. Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса.

  2. Общую характеристику учебного предмета, курса.

  3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

  4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

  5. Содержание учебного предмета, курса.

  6. Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся.

  7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

  8. Приложения к программе.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «ВОКРУГ ТЕБЯ МИР»


Данный предмет «Вокруг тебя мир» является факультативным, он

- дополняет учебники основного курса  литературы;

- согласовано с основными программами по литературе, рекомендованными Министерством образования и науки Российской Федерации;

- решает задачи литературного образования в гармоничном сочетании с решением воспитательных задач. Это выражается в постановке общих целей образовательного и воспитывающего характера (ориентированных на понимание необходимости ограничивать насилие в конфликтных ситуациях, в том числе и в ситуациях вооруженного конфликта, исходя из принципа гуманности) и частных целей, способствующих решению задач литературного образования учащихся (формированию читательского вкуса, умению анализировать и оценивать художественное произведение, развитию творческого потенциала учащихся, их речи и т.п.).

Художественные и публицистические произведения, помещенные в пособие, отличается гуманистической направленностью. Предпочтение отдается текстам, принадлежащим перу отечественных авторов. Отобранные фрагменты представляют собой достаточно завершенные части целого произведения.

Правовая информация вводится дозировано и адаптировано. Она адресована как ученику, так и учителю, что, с одной стороны, расширяет правовой кругозор последнего, а с другой - помогает подготовиться к разговору в классе.

От учеников не требуется безупречного знания правовой информации и употребления правовых терминов и понятий. Данный курс - пропедевтический и призван  создать у учеников лишь самые общие представления об основных понятиях и нормах международного гуманитарного права, основанных на принципе гуманности.

Для пособия характерны:

- системность, преемственность и взаимосвязь всех трех компонентов - литературоведческого, этического, правового - внутри разделов каждой книги и между пособиями 5-8-го классов в целом; 

- развивающий характер методики (активно-деятельностная модель, опора на жизненный опыт учащихся, проблемность, диалоговость, коммуникативность, интегративные методики и др.).

Цель факультатива:

- подготовить детей к восприятию основ международного гуманитарного права;

- формировать навыки содержательного, смыслового и стилевого анализа художественного текста;

- формировать читательские навыки;

- развивать речь детей.

Диалоговый принцип построения уроков, система заданий, обращение к социальному опыту детей подтверждают достижение первой и последней из указанных целей. Но цели формирования читателя в ребенке и навыка анализа текста, которые являются важнейшими в процессе преподавания литературы как школьного предмета, явно недостаточно реализуются в разработках конкретных уроков: в работе над текстом преобладает содержательный и смысловой анализ, а художественные достоинства того или иного рассказа или отрывка отодвинуты на второй план; совершенно не используются принципы сопоставления и опоры на изученный ранее литературный материал; вступительное слово учителя часто излишне дидактично.

В связи с этим мы считаем, что для практического использования пособия в школе необходимо внести дополнения, которые не изменят его сути, но придадут нужную законченность:

- во вступительном слове учителя не “диктовать” учащимся определенное мнение, а постепенно подводить к нему;

- круг заданий, нацеленных на изучение литературы как вида искусства и на формирование квалифицированного читателя, необходимо расширить, включив все понятия и термины, которые можно ввести в 5 классе при работе с тем или иным текстом (естественно, что знакомство с терминами, как и предполагают авторы пособия, не означает их заучивания наизусть);

- в связи с подобным подходом к предмету некоторые вопросы следует скорректировать, а в отдельных случаях изменить последовательность работы с тестом: идти от конкретных вопросов по тексту к обобщениям, а не наоборот;

- необходимо чаще проводить параллель с уже изученным литературным материалом и жизненным опытом детей.

Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


Для методической специфики УМК характерны системность, преемственность и взаимосвязь всех трех компонентов: литературоведческого, этического, правого.

Существенным моментом в методике УМК является опора на собственный опыт учащихся.

Особая роль в деятельности учителя отводится созданию творческой обстановки в классе. Основная задача учителя заключается не столько в расширении фонда знаний, а скорее в том, чтобы помогать ученикам видеть

смысл, общую направленность их деятельности, видеть в этом развитие собственных возможностей.



МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Пособие может быть использовано для подготовки системы уроков внеклассного чтения, системы уроков развития речи, а также для факультативного курса, спецкурса или курса по выбору. В 5 и 6 классах отводится 35 часов (1 час в неделю).



ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «Вокруг тебя мир»


Личностными результатами учащихся основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:


совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).



Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:


умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.


Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:


1) в познавательной сфере:


понимание ключевых проблем изученных произведений народов России и зарубежной литературы;

понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;


2) в ценностно-ориентационной сфере:


приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

понимание авторской позиции и свое отношение к ней;


3) в коммуникативной сфере:


восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;


4) в эстетической сфере:


понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание программы учебного предмета «Вокруг тебя мир»

5 класс

Раздел 1. О правилах (6 часов)

Гуманистический компонент. Разнообразные правила и обычаи регулируют взаимоотношения людей. Соблюдение определенных правил способствует защите людей.

Литературоведческий компонент. Литературная (авторская) сказка. Композиция сказки. Поучительность как жанровый признак сказки.

Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: привила, ограничение, запрет.

 

Сказка "Общее счастье (из фольклора народов Северного Кавказа) (3 часа)

Т.Александрова "Светофорчик" (сказка) 3 час)


Раздел 2. Об уважении и сострадании (10 часов)

Гуманистический компонент. Взаимное уважение достоинства вне зависимости от различий - вот основа правил, по которым должны строиться отношения между людьми.

Литературоведческий компонент. Литературная сказка, композиция, роль художественной детали.

Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: уважение, достоинство, сострадание.

Анри Дюнан – основатель Красного Креста (1часа)

Е.Носов "Трудный хлеб"  (рассказ) (3часа)

А.Платонов "Неизвестный цветок" (сказка-быль) (2 часа)

О.Уайльда "Мальчик-звезда" (сказка) (4 час)


Раздел 3. О войне (8 часов)

Гуманистический компонент. Даже на войне есть место для проявления гуманности.

Литературоведческий компонент. Сравнительная характеристика героев; жанр дневниковых записей. Дневниковые записи. Исторический фон  художественного произведения. Лаборатория писателя. Прототип.

Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: конфликт, вооруженный конфликт, военнопленный, защита, гуманность.

 

Л.Толстой "Война и мир" (отрывки из романа) (4 часа)

Д.Давыдов "1812 год" (отрывок из дневника) (1 час)

Последнее уничтожение на Бородинском поле 1часа).

В.Катаев «Сын полка» (отрывки из повести) (2 часа)


Раздел 4. О деятельном сострадании (6 часа)

Гуманистический компонент. Сострадание, уважение достоинства других людей лежат как в основе гуманных поступков людей, так и в основе правил, направленных на защиту человека. 

Литературоведческий компонент. Композиция эпического произведения малой формы. Рождественский рассказ. Мемуары.

Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: деятельное сострадание, помощь.

А.Куприна "Чудесный доктор" (рассказ) (2 часа)

А.Лиханов «Мальчик, которому не больно» (2 часа)

В.Шукшин «Дядя Ермолай» (2 часа)


Раздел 5. Повторение (4часа).



Содержание программы учебного предмета «Вокруг тебя мир»

6 класс


Раздел I. Тогда и теперь.(4 часа)

Гуманистический компонент. Человечество закономерно шло к необходимости создания правил, организующих совместное существование различных индивидуальностей. Уважение правил, в том числе и таких , которые ограничивали бы проявление насилия в конфликтах между людьми, - обязательное сохранение человечества.

Литературоведческий компонент. Мифологическое повествование. Роль лексических и композиционных повторов. Аллегория. Метонимия. Лексический анализ текста.

Развивающий компонент. Развитие навыков диалогового общения, пересказа и составление устного рассказа, развитие способности соотносить обсуждаемое на основе прочитанного литературного текста проблемы с актуальными вопросами современной жизни.

Вводимые понятия: обычай, правило, договор.

Гесиод. «Пять веков» (отрывок из поэмы «Труды и дни» в переложении Н.Куна) (1час)

Р.Киплинг «Кошка, гулявшая сама по себе» (сказка) (2 часа)


Раздел.II. Извечный спор: Кто лучше? Кто сильнее? (4 часа)


Гуманистический компонент. Правила, ограничивающие проявление насилия в силовых формах соперничества, складывались постепенно на протяжении веков и были продиктованы естественным для человека стремлением к выживанию.

Правовой компонент. Необходимость соблюдения в ситуации вооруженного конфликта правил, основанных на принципе гуманности, направленных на ограничение чрезмерного насилия. Сущность международного гуманитарного права.

Литературоведческий компонент. Сравнительный анализ художественных текстов, близких тематически. Исторический и приключенческий романы. Прием контраста на образном и композиционном уровнях стихотворного текста.

Развивающий компонент. Развитие исследовательских способностей учащихся: формирование навыка работы с определением правового понятия по ключевым словам, развитие навыка аргументации в устном ответе; обогащение словарного запаса.

Вводимые понятия: соревнование, соперничество, конфликт.

В.Скотт «Айвенго» (отрывки из романа) (2 часа)

А.Дюма «Три мушкетера» (отрывки из романа) (2 часа)


Раздел III. Право безоружного (6 часов)

Гуманистический компонент. В различии индивидуальностей заключено богатство мира. Даже в ситуации вооруженного конфликта каждый переставший участвовать в военных действиях человек имеет право на уважение достоинства.

Те, кто перестал участвовать в боевых действиях, - например, больные, раненые, пленные, - по каким бы признакам они ни отличались (национальным, религиозным, социокультурным), нуждаются в защите.

Правовой компонент. Основные нормы международного гуманитарного права по защите военнопленных . Уважение достоинства военнопленного без всяких различий.

Литературоведческий компонент. Формирование навыка работы с определением правового понятия по ключевым словам; развитие навыка аргументации в диалоговом общении; развитие навыка устного рассказывания: обучение пониманию правовой информации; обогащение словарного запаса; развитие ассоциативного мышления.

Вводимые понятия: достоинство, честь, личность, индивидуальность.

Дж. Ф. Купер «Последний из могикан» (2 час)\

В.Гроссман «Жизнь и судьба» (2 часа)

К.Воробьев «Немец в валенках» (2 часа)


Раздел IV «SOS!»(4 часа)

Гуманистический компонент. Те, кто оказался жертвой стихии в результате стихийного бедствия или действий других людей, особенно уязвимы. Каждый, кто претерпел кораблекрушение по причине стихийного бедствия или в ходе вооруженного конфликта, нуждается в помощи.

Правовой компонент. Основные нормы международного гуманитарного права по защите раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море.

Литературоведческий компонент. Анализ поэтического текста. Авторская позиция и читательская оценка героев. Анализ фрагмента художественного произведения. Публицистика, очерк. Исторический фон литературного произведения. Исторический роман. Сравнительный анализ текстов разных жанров.

Развивающий компонент. Развитие умения усваивать содержание научно-популярного текста; формирование навыков диалогового общения; развитие навыка устного рассказывания; обогащение словарного запаса.

Вводимые понятия: ответственность, катастрофа, стихия, экстремальный.

Г.-А. Бюргер «Песнь о Благородном человеке» (баллада) (1 час)

Г.Бочаров «Что человек может» (очерк) (1 час)

А.С.Новиков-Прибой «Цусима» (отрывки из романа) (2 часа)


Раздел V Порочный круг (5 часов)


Гуманистический компонент. Те, кто оказался жертвой стихии в результате стихийного бедствия или действий других людей, особенно уязвимы. Каждый, кто претерпел кораблекрушение по причине стихийного бедствия или в ходе вооруженного конфликта, нуждается в помощи.

Правовой компонент. Основные нормы международного гуманитарного права по защите раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море.

Литературоведческий компонент. Анализ поэтического текста. Авторская позиция и читательская оценка героев. Анализ фрагмента художественного произведения. Публицистика, очерк. Исторический фон литературного произведения. Исторический роман. Сравнительный анализ текстов разных жанров.

Развивающий компонент. Развитие умения усваивать содержание научно-популярного текста; формирование навыков диалогового общения; развитие навыка устного рассказывания; обогащение словарного запаса.

Вводимые понятия: выбор, месть, нравственность

«Повесть временных лет» (фрагмент о мести Ольги) (1 час)

В.А.Закруткин «Матерь человеческая» (фрагменты из повести) (2 часа)

В.Солоухин «Мститель»( рассказ) (2 часа)


Раздел VI Жестокие игры (6 часов)

Гуманистический компонент. Любой человек может оказаться в ситуации силового соперничества. Учет возможных последствий совершаемых поступков может ограничить проявление жестокости по отношению к сопернику.

Развивающий компонент. Развитие навыка диалогового общения, развитие навыка составления рассказа, обогащение словарного запаса.

Вводимые понятия: жертва, переосмысление.

Л.Н.Тольстой «Детство» (отрывок из повести «Глава XIX. Ивины») (2 часа)

В.Железников «Чучело» (фрагменты из повести) (2 часа)

В.Распутин «Уроки французского» (отрывки из рассказа) (2 часа)


Раздел VII Твой выбор…(5 часов)

Гуманистический компонент. Человек несет ответственность за ту линию поведения, которую избирает, за те поступки, которые совершает, - ответственность перед самим собой, перед обществом. Выбирая ту или иную модель поведения в конфликтной ситуации, во взаимоотношениях с людьми, следует помнить о возможных последствиях.

Человечеству, состоящему из множества индивидуальностей, необходимы определенные правила, ограничивающее чрезмерное насилие.

Развивающий компонент. Развитие умения составлять план, обогащение словарного запаса, развитие творческих способностей детей на основе решения речевой задачи.

Вводимые понятия: гуманный. Гуманитарный, гуманистический, гуманизм.

А.Грин «Победиитель» (рассказ) (2 часа)

Е.Носов «Тридцать зерен» (рассказ) (1 час)

В.Шукшин «Срезал»(рассказ) (2 часа)


Итоговые уроки за курс. (1 час)




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

5 КЛАСС

п/п

Дата

Раздел, тема

Содержание

Характеристика основных видов деятельности учащихся.



1


Раздел I О правилах

Введение. Доброта и милосердие.

Понятия «правила», «ограничения», «запрет».

Разнообразные правила и обычаи регулируют взаимоотношения людей. Соблюдение определенных правил способствует защите людей, уменьшению их страданий.

Литературная (авторская) сказка. Композиция сказки. Поучительность как жанровый признак сказки.

Беседа о доброте и милосердии, участие в тематических сценках, разгадывание кроссворда, определение понятий «Нравственность», «доброта», «милосердие, «сострадание», «помощь»

2


Сказка «Общее счастье» (чтение)

Чтение сказки по частям, в том числе и по ролям, прогнозирование продолжения произведения.

3


Анализ сказки «Общее счастье»

Воспроизведение в воображении художественных картин, созданных в стихах и прозе: словесное рисование, иллюстрирование.

Выявление смысла прочитанного и формулирование его своими словами, соотнесение смысла и заглавия произведения.

Определение темы и основной идеи художественного произведения.

Подробный, краткий и выборочный пересказ.


4


Т.А.Александрова «Светофорчик»

Выразительное чтение рассказа.

Воспроизведение в воображении художественных картин, созданных в стихах и прозе: словесное рисование, иллюстрирование.


5


Анализ рассказа Т.А.Александровой «Светофорчик»

Выявление смысла прочитанного и формулирование его своими словами, соотнесение смысла и заглавия произведения.

Определение темы и основной идеи художественного произведения.

Подробный, краткий и выборочный пересказ.

Составление плана рассказа.

Осмысление понятий «правило» и «правила».


6


Рассуждение о роли правил в жизни человека.

Написание творческой работы на тему: «Зачем нужны правила в жизни?»

7


Раздел II Об уважении и сострадании



Анри Дюнан – основатель Красного Креста. История Красного креста.

Понятия «Уважение», «сострадание», «Достоинство».

Взаимное уважение достоинства вне зависимости от различий – вот основа правил, по которым должны строиться отношения между людьми.

Литературная сказка, композиция, роль художественной детали.







Просмотр видеофильма об Анри Дюнан, о Красном Кресте.

Пополнение словарика понятиями – «Уважение», «сострадание», «помощь»

8,9


Е.Носов «Трудный хлеб»

Знакомство с биографией Евгения Носова и его рассказом «Трудный хлеб». Выразительное чтение рассказа, его осмысление. Определение темы и основной идеи художественного произведения.

Составление кластера (опорной схемы)

10


Милосердие – это активная доброта. Письмо-обращение к людям.

Письменная творческая работа «Письмо-обращение к людям»

11-12


А.Платонов «Неизвестный цветок»

Составление кластера – ассоциативный ряд со словом «открытие».

Выразительное чтение сказки-были, в том числе и по ролям. Выявление жанровой специфики «сказка-быль» и особенности названия рассказа.

Определение темы и основной идеи художественного произведения.

Составление плана рассказа.

13-14


О.Уайльд «Мальчик-звезда»

Выразительное чтение.

Воспроизведение в воображении художественных картин, созданных в стихах и прозе: словесное рисование, иллюстрирование.

Выявление смысла прочитанного и формулирование его своими словами, соотнесение смысла и заглавия произведения.

Определение темы и основной идеи художественного произведения.

Подробный, краткий и выборочный пересказ.


15


Какая красота может изменить мир к лучшему?

Диалог по теме, активный обмен мнениями, делятся ситуациями из жизни, собственными примерами. Подводят итоги.

16


Афоризмы о доброте и сострадании. Написание сочинения по выбранному афоризму.

Письменная творческая работа по выбранному афоризму.

17-19


Раздел III О войне

Л.Н. Толстой «Война и мир» (отрывки из романа). Петя Ростов.

Понятия «Конфликт», «Вооруженный конфликт», « Военнопленный», «Защита».

Даже на войне возможно проявление гуманности.

Сравнительная характеристика героев, жанр дневниковых записей.

Выразительное чтение фрагмента, понимание и осмысление прочитанного.

Обсуждение вопросов, связанных с отношением к военнопленным и обращением с ними.

Сбор материала для сравнительной характеристики героев, анализ эпизода.

20


Д.Давыдов «1812 год»

Комментированное чтение произведения. Знакомство с жанром дневниковой записи, анализ эпизода.

21


Глинка «Последнее уничтожение на Бородинском поле».

Внимательное, вдумчивое чтение фрагмента, анализ фрагмента. Запись в словарик понятий «конфликт», «вооруженный конфликт», «военнопленный», «защита», «гуманность».

22-23


Рассказы о пионерах-героях ВОВ.

Воспроизведение в воображении художественных картин, созданных в стихах и прозе: словесное рисование, иллюстрирование.

Определение темы и основной идеи художественного произведения.


24


В.Катаев «Сын полка» (фрагменты из повести)

Выразительное чтение фрагментов, анализ. Определение темы и основной идеи художественного произведения.

Составление кластера (опорной схемы)

25-26


Раздел IV.

О деятельном сострадании

А.Куприн «Чудесный доктор»

Понятия «Деятельное сострадание», « Помощь».

Сострадание, уважение достоинства других людей лежат как в основе гуманных поступков людей, так и в основе правил, направленных на защиту человека.

Композиция эпического произведения малой формы, знакомство с образцом мемуарной литературы.

Самостоятельная работа учащихся с текстом.

Определение темы и основной идеи художественного произведения.

Пополнение словарика словами «деятельное сострадание», «помощь».


27-29


А..Лиханов «Мальчик, которому не больно»

Комментированное чтение отрывков из рассказа, анализ.

30


В.Шукшин «Дядя Ермолай»

Беседа по заслушанному произведению. Выявление мотивов поступков героев, написание мини-эссе «как вы думаете, правы ли мальчики?»

31


Раздел V. Повторение.

Добрые дела.

Итог работы за год. Повторение.

Обобщающий урок. Работа со словариком. Обмен мнениями по теме.

32


Хлопкин – человек с большой буквы. Академик РАН

Знакомство с биографией и деятельностью А.Н.Хлопкина. Просмотр презентации. Обсуждение.

33-34


Итоговые уроки


Творческая работа.

35


Резервный урок


















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

6 КЛАСС


п/п

Дата

Раздел, тема

Содержание.

Характеристика основных видов деятельности учащихся.

1


Раздел I. Тогда и теперь.

Введение.

Понятия «Обычай», «правило», «договор».

Значение правил, регулирующих поведение людей и ограничивающих насилие в ситуациях конфликта ( в том числе и силового)

Мифологическое повествование и литературная сказка. Роль эпитетов, аллегории, метонимии, лексических повторов.

Знакомство с содержанием учебной программы по курсу 6 класса «Вокруг тебя мир».

Определяют круг вопросов, тематику, вспоминают произведения, изученные ранее.

2


Гесиод «Пять веков» (отрывок из поэмы «Труды и дни» в переложении Н.Куна)

Знакомство с биографией древнегреческого поэта Гесиода.

Обсуждение проблемы, отраженной в мифе: «По какому пути движется человечество: по пути уважения общепринятых правил или же пренебрежения ими?»

3-4


Р.Киплинг «Кошка, гулявшая сама по себе»

Знакомство со сказкой Р.Киплинга. Анализ произведения. Беседа о смысле правил и законов, позволяющих сосуществовать различным индивидуальностям.

5-6


Раздел II. Извечный спор: кто лучше? Кто сильнее?

В.Скотт «Айвенго» (отрывки из романа)


Понятия « Соперничество», «Соревнование», «Конфликт», «Международное гуманитарное право».

Правила, ограничивающие проявление насилия, жестокости в силовых формах соперничества, складывались постепенно на протяжении веков и основывались на принципе гуманности.

Сравнительный анализ художественных текстов, близких тематически.

Чтение фрагментов, осмысление прочитанного, пересказ отдельных эпизодов. Обсуждение исторически сложившихся правил и обычаев, направленных на смягчение последствий жестокости, насилия в ситуациях силового соперничества (рыцарский турнир, дуэль).

Знакомство с определением международного гуманитарного права, беседа о роли международного гуманитарного права в развитии общества.

7-8


А.Дюма «Три мушкетёра» (отрывки из романа).

9-10


Раздел III. Право безоружного.

Дж.Купер «Последний из могикан» (отрывки из романа)

Понятия «Достоинство», «Личность», «Индивидуальность».

Каждый человек имеет право на уважение достоинства. Те, кто перестал участвовать в боевых действиях – больные, раненые, пленные – по каким бы признакам они ни отличались (национальным, религиозным и др), нуждаются в защите.

Анализ системы образов, фрагмент произведения. Роль сравнений в портретной характеристике.

Беседа о понятии «достоинство» применительно к положению пленного.

Анализ системы образов фрагмента художественного произведения, анализ эпизода.

11-12


В Гроссман «Жизнь и судьба» (отрывок)

Работа по освоению понятий «достоинство», «уважение достоинства».

Рассуждение о способности людей, относящихся к двум враждующим во время войны сторонам, поступать гуманно по отношению к военнопленным.

Знакомство с основными нормами международного права по защите военнопленных.


13-14


К.Воробьёв «Немец в валенках»


Выразительное чтение рассказа, обратить внимание на лексику, на роль сравнений в портретной характеристике персонажей.

Работа с презентацией. Рассуждение о способности людей, относящихся к двум враждующим во время войны сторонам, поступать гуманно по отношению к военнопленным.


15


Раздел IVSOS

Г.-А.Бюргер «песнь о благородном человеке»

Понятия «Ответственность», «Катастрофа», «Стихия», «экстремальный».

Те, кто страдает в результате стихийного бедствия или действий других людей, особенно уязвимы. Они нуждаются в оказании помощи и защиты.

Анализ поэтического текста. Жанровые признаки очерка. Анализ фрагмента произведения.

Пополнение словарика понятиями: «ответственность», «катастрофа», «стихия», «экстремальный».


16


Г.Бочаров «Что человек может» (очерк)


Беседа об основных направлениях деятельности Международного Красного Креста и Красного полумесяца, знакомство с историей создания Российского Красного Креста и основными направлениями деятельности.

Сравнение произведений разных жарнов, близких проблемно-тематически.

17-18


А.С. Новиков-Прибой «Цусима»

Знакомство с творчеством писателя, просмотр презентации. Анализ фрагмента. Беседа о тяжести последствий для людей, оказавшихся пленниками водной стихии в результате катастрофы или военных действий.

19


Раздел V Порочный круг.

«Повесть временных лет» (месть Ольги)

Понятия «месть», «возмездие».

Запрет нарушать в ситуации вооруженного конфликта нормы международного гуманитарного права, даже если человеком овладевает желание отомстить.

Летописное сказание как форма отражения исторических событий. Характеристика героя. Внутренний монолог.

Определение понятия «месть», дискуссия о месте мести в жизни человека.

Анализ фрагмента из «Повести временных лет».

20-21


В.А.Закруткин «Матерь человеческая»

Определение понятия «месть», дискуссия о месте мести в жизни человека. Анализ рассказа.


22-23


В.Солоухин «Мститель»

Определение понятия «месть», дискуссия о месте мести в жизни человека. Анализ рассказа.


24-25


Раздел VI Жестокие игры

Л.Толстой «Детство» (отрывок из повести, глава 19 «Ивины»)


Понятия «жертва», «переосмысление», «ответственность».

Чувство ответственности, умение предусмотреть все последствия, способность к переосмыслению совершенного могут способствовать предотвращению чрезмерной жестокости, насилия.

Художественный прием «автор – рассказчик – герой».

Обсуждение сложных взаимоотношений подростков в группе, когда ложно понимаемое чувство солидарности может стать причиной чрезмерной жестокости по отношению к другому.

26-27


В.Железников «Чучело» (фрагменты повести)


Просмотр видеоотрывка из фильма «Чучело».

Обсуждение проблемы ответственности за совершаемые поступки, разговор о последствиях «жестоких игр».

28-29


В.Распутин «Уроки французского» (отрывок из рассказа)


Беседа о роли неписаных правил в конфликтных ситуациях (мальчишеская драка). Анализ эпизодов, речевая характеристика героев.

30-31


Раздел VII Твой выбор

А.Грин «Победитель»


Понятия « гуманный», «гуманитарный», « гуманистический».

Ситуации нравственного выбора.

Способы авторской позиции. Роль многозначных слов и слов с символическим значением.

Чтение текста с остановками, развивая читательскую догадку. Обсуждение одного из видов соперничества – творческого. Определить понятия «победитель» и «побежденный».

32


Е.Носов «Тридцать зёрен»


Составление кластера по рассказу.

Обсуждение проблемы ответственности человека за ту линию поведения, которую он выбирает, за те поступки, которые совершает, -ответственность перед самим собой, перед обществом, перед человечеством.

Освоение понятий «гуманный», «гуманитарный», «гуманистический».

33-34


В.Шукшин «Срезал» (рассказ)

Анализ рассказа, выявление темы и основной мысли.

35


Итоговый урок.

Творческая работа за курс «Вокруг тебя мир» 6 класс




Требования к уровню подготовки учащихся 5-6 классов



Учащиеся должны знать:


  • Текст художественного произведения; главных героев, последовательность и связь событий в изученных произведениях;

  • Тексты, рекомендованные для заучивания наизусть;

  • Основные признаки понятий: литературный герой, сравнение, олицетворение, эпитет;


Учащиеся должны уметь:


  • Выделять эпизоды, устанавливать временную и причинно- следственную связь между событиями в изучаемом произведении;

  • Правильно, бегло, выразительно читать вслух знакомые художественные и учебные тексты;

  • Находить в тексте изучаемого произведения сравнения, эпитет, олицетворения и объяснять их роль в контексте;

  • Пересказывать устно и письменно, кратко, подробно и выборочно эпизод или несколько эпизодов из эпического произведения;

  • Составлять план небольшого эпического произведения;

  • Составлять устный рассказ о литературном герое;

  • Пользоваться справочной литературой.


Контроль знаний и умений обучающихся

осуществляется на каждом занятии через выполнение заданий аналитической и творческой направленности (презентация, составление собственного текста, создание текста на основе исходного), формируются навыки само- и взаимоконтроля.

Контроль осуществляется и через практические занятия, на которых обучающиеся смогут продемонстрировать уровень усвоения знаний и умений, приобретенных в ходе освоения курса.



Литература для учителя:


Большой энциклопедический словарь.-Изд.2-е, переработ.-М.-СПб,1997.

«Вокруг тебя-Мир…» Методические рекомендации.5 класс. К. Сухарев- Дериваз, В.Ю.Выборнова, Ю.Ф.Гуголев, ООО «Гендальф», 2001 -44 стр.

Томан И. «Россия и Красный Крест (1917-1945)».-М: 1998- стр.11-16



Для учащихся:


Вокруг тебя - Мир…-Книга для чтения. 6 класс/ В.Ю Выборнова, А Делетроз, М.Р.Савова и др.- М.: Издательство МАИК «Наука», 1996




Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.