Рабочая программа ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «Азбука содержания животных» на 2014-2015 учебный год

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.БРАТСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13»

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

учителей начальных классов

Протокол №_____

от «___»________ 2014 г

_____ / Мищукова Т.В./

РЕКОМЕНДОВАНО

на заседании МС

МБОУ«СОШ №13»

Протокол №1

от «5» сентября 2014 г

_____ / Грибанова Н.А./

УТВЕРЖДАЮ

Приказ №______

от «___»________ 2013 г Директор МБОУ

«СОШ №13»

_____ / Чайко В.И./

Рабочая программа

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Азбука содержания животных»

на 2014-2015 учебный год

Направление: «Научно-познавательное»

Разработала:

Мищукова Татьяна Валерьевна

учитель начальных классов

г. Братск

2014г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука содержания животных» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования на основе авторской учебной программы В.А.Ясвина «Азбука содержания животных» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений (Примерные программы внеурочной деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт. / Под научной редакцией В.А.Горского.-Изд. 2-е, -М.:Просвещение, 2011.-111с.) Программа рекомендована Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами второго поколения и учебным планом образовательного учреждения. Рабочая программа для 1-2 классов рассчитана на 17 часов в год в каждом классе (по 0,5 часа в неделю).

Рабочая программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению. Данная программа способствует формированию экологической культуры обучающихся, их духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию. Выполнение программы обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, а также сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Главной целью научно-познавательного направления внеурочной деятельности обучающихся является удовлетворение познавательных потребностей обучающихся, которые не могут быть в силу разных причин удовлетворены в процессе изучения предметов Базисного плана.

Актуальность данной программы в том, что ее содержание отражает основные принципы построения экологического образования детей, начиная с младшего школьного возраста. 

Программа позволит подготовить детей к познанию некоторых правил и требований к содержанию животных, позволит познакомить с правилами ухода за ними, а также предупредить о трудностях содержания животных, об ответственности за жизнь питомцев.

Программа предполагает обучение школьников, проявляющих интерес к изучению жизни животных.

Педагогическая целесообразность: обучение строится на концентрическом принципе построения программы: блоки тем повторяются каждый год обучения. Программа предусматривает последовательное расширение знаний о животном мире.

Цель программы – формирование у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к ним, освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными, привитие любви ко всему живому.

Общение с животными содержит в себе развивающий потенциал, и программа дает возможность его использовать.

Задачи :

Формировать у детей систему представлений о социальной ценности животных, их биологических и экологических особенностях;

воспитывать гуманное отношение к каждому животному, потребности в активной личной поддержке мероприятий, направленных на заботу о животных.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Отличительные особенности программы: программа носит личностно-ориентированный, деятельностный и развивающий характер и состоит из трех основных блоков: предметно — деятельностный, блок функциональной грамотности и блок личностного роста.

Программа реализуется на основе следующих принципов:

— принцип развития мыслеобразов, при котором вся система представлений о животных опирается на образы, возникающие при эмоционально-эстетическом освоении мира природы;

— принцип развития партнерских взаимодействий ребенка, педагога и животными;

— принцип развития коактивности, который регулирует использование методов развития стратегий деятельности детей, направленной на животных.

Формы и режим работы: учебное занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, консультация, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определённых навыков, самостоятельное выполнение заданий.

Работа ведётся во второй половине дня. Большая часть времени отводится на практические работы, познавательный материал даётся через наглядное, практическое обучение, в доступной и интересной для учащихся форме.

Ожидаемый результат:

-внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;

-улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;

-укрепление здоровья воспитанников;

-развитие творческой активности каждого ребёнка;

-укрепление связи между семьёй и школой.

Формы подведения итогов:

Конференция, выставка фотографий. Компьютерная презентация результатов работ юных любителей животных.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Возраст детей: 7 — 9 лет

Сроки реализации: программа рассчитана на 2 года

В соответствии с базисным учебным планом на данную программу в 1-4 классах отводится по 0,5 часа в каждом классе. Общее количество часов в каждом классе 17, поэтому количество часов в рабочей программе было изменено.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

п/п

Темы разделов

Кол-во часов по программе

всего

теория

практика

1

Как животные оказались в нашем жилище?

2

1

1

2

Почему мы любим животных?

4

1

3

3

Собаки – самые верные друзья человека.

6

1

5

4

Кошки, которые не гуляют сами по себе.

6

1

5

5

Пернатая радуга в комнате.

8

1

7

6

Хомка и его ближайшие родственники

8

1

7

7

Рыбы – самые тихие соседи

8

1

7

8

Школа для ваших любимцев

9

1

8

9

Взрослые, которые всегда готовы помочь

9

1

8

10

Мы в ответе за тех, кого приручили

6

1

5

11

Итоговое занятие. Конференция, выставка

4

1

3

итого

70

11

59

Тема 1.Как животные оказались в нашем жилище

Традиции содержания животных. Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные – помощники: собака, лошадь и др. Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов.

Тема 2.Почему мы любим животных.

Красота животных. Интерес к животным. Содержание и разведение животных как увлечение, искусство и мастерство. Животные, с которыми можно дружить. Животные помогают сохранить здоровье. Животные нас воспитывают, помогают стать добрыми и отзывчивыми людьми. Животные во многом похожи на нас.

Тема 3. Собаки – самые верные друзья.

Основы практической кинологии – науки о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки. Выдающиеся собаки. Профессии собак. Профессии людей, связанные с собаками. Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой. Профилактика и преодоление проблем, возникающих у владельца собаки с родственниками и соседями. Литература о собаках.

Тема 4. Кошки, которые не гуляют сами по себе.

Основы практической фелинологии – науки о кошках. История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и их хозяевах. Что нужно кошке для хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой. Что помогает подружиться с кошкой. Литература о кошках.

Тема 5. Пернатая радуга в комнате.

Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай. Корелла. Неразлучники. Канарейка. Зебровая и японская амадины. Как выбрать и обустроить клетку. Покупка птицы. Что нужно птице для хорошего самочувствия. Корма и правила кормления. Основные трудности и опасности содержания птиц в жилище. «Говорящие» птицы, кого и как можно обучить подражать человеческой речи. Разведение птиц в неволе. Почему не стоит ловить птиц в природе. Литература о птицах.

Тема 6. Хомка и его ближайшие родственники.

Основы содержания мелких грызунов. Особенности жизни грызунов в природе. Хомяки. Морские свинки. Ручные крысы. Мышевидные. Бурундук. Клетки для грызунов и их оборудование. На что обращать внимание, приобретая мелких грызунов. Корма и их кормление. Особенности содержания и разведения. Литература о грызунах.

Тема 7. Рыбы – самые тихие соседи.

Основы аквариумистики. История аквариумистики: Китай – Европа – Россия. Типы аквариумов. Выбор и покупка аквариума. Размещение и оборудование: грунт, камни, коряги, вода. Приборы: осветительные, обогревательные, компрессоры и фильтры. Другие необходимые приспособления. Аквариум как модель природного водоема. Выбор и посадка растений в аквариум. Из чего складывается красота аквариума. Основные группы рыб: живородящие (меченосец, гуппи), лабиринтовые (петушок, гурами), карповые (золотая рыбка, барбусы, данио, кардинал), сомы (крапчатые сомики, акциструсы), цихлиды (скалярии, хромисы), харациновые (неоновые рыбки, тер-неции). Правила покупки и транспортировки рыб. Корма и кормление. Уход за аквариумом. Типичные ошибки. Разведение. Литература по аквариумистике.

Тема 8. Школа для ваших любимцев.

Основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить собак и кошек к чистоплотности. Представление об условных рефлексах. Поощрение и наказание. Основные команды и правила дрессировки собак. Животные в цирке. Знаменитые животные артисты. Методика дрессировки династии Дуровых. Обучение домашних животных различным трюкам.

Тема 9. Взрослые, которые всегда готовы нам помочь.

Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных любителями. Выбор товаров для содержания животных. Покупки в зоомагазинах. Приобретение животных у любителей. Городской птичий рынок. Лечение животных. Ветеринарные врачи и ветеринарные лечебницы. Клубы любителей различных животных. Газеты, журналы и телепередачи, посвященные содержанию животных.

Тема 10. Мы в ответе за тех, кого приучили.

Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Что такое культура содержания животных. Как достигать успеха в своем увлечении животными. Дневник наблюдений и картотека. Как собирать книги и статьи. Как правильно фотографировать домашних животных. Рисование животных. Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Как защищать животных от жестокого обращения. Как помочь другим ребятам полюбить животных. 4 октября – Всемирный день животных.

Итоговое занятие.

Конференция, выставка фотографий. Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ В СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности — любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Первый уровень результатов

приобретение школьниками социальных знаний

Традиции содержания животных. Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные – помощники: собака, лошадь, верблюд, слон и др. Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов.

Животные, с которыми можно дружить. Животные, которые помогают сохранить здоровье. Животные, которые нас воспитывают, помогают стать добрыми, отзывчивыми, мудрыми людьми.

Основы практической кинологии – науки о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки. Выдающиеся собаки. «Профессии» собак. Профессии людей, связанные с собаками. Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой и правильно выстраивать с ней отношения.

Основы практической фелинологии – науки о кошках. История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и их хозяевах. Что нужно кошке для хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой.

Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай. Неразлучники. Канарейка.

Основы аквариумистики. История аквариумистики. Китай – Европа – Россия. Типы аквариумов. Основные группы рыб: живородящие (меченосец, гуппи), лабиринтовые (петушки, гурами), карповые (золотая рыбка, барбусы, данио, кардинал), сомы, цихлиды, харациновые. Правила покупки и транспортировки рыб. Корма и кормление рыб.

Основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить кошек и собак к чистоплотности. Представление об условных рефлексах.

Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных. Общество охраны животных.

Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных.

Второй уровень результатов

получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества

формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);

формирование опыта сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;

гуманного отношение к животным, сопереживания;

формирование потребности в активной личной поддержке акций, направленных на заботу о животных

Третий уровень результатов

получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия, умений

Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения с животными;

Владеть приемами ухода за различными видами животных (кошек, собак, птиц, хомяков, рыб), оборудования их жизненного пространства, правилами оказания первой помощи и использовать эти правила в быту;

Использовать терминологию, связанную с разведением животных;

Выполнять правила воспитания и дрессировки животных;

Фотографировать животных;

Организовывать фотовыставки.

У обучающихся будут сформированы личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные универсальные учебные действия.

Личностными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами является формирование следующих УУД:

Регулятивные УУД:

Учится работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в парах, группах.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и со взрослыми).

Предметными результатами является сформированность следующих умений:

Называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека.

Оценивать правильность поведения людей в природе.

Различать животных, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями.

Называть условия, необходимые для жизни животных.

Наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью животных и сменой времен года.

Приводить примеры домашних животных своего края.

Анализировать тексты писем.

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.

Формы подведения итогов:

Конференция, выставка фотографий. Компьютерная презентация результатов работ юных любителей животных.

Достижения обучающихся фиксируется в «Портфолио».


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

п/п

Тема занятия

Колво

часов

Теория

Практика

Содержание программы

Формирование УУД

Тип урока

Дата

Тема 1.Как животные оказались в нашем жилище

1.

Введение в предмет.

Как животные оказались в нашем жилище?

1

1

Традиции содержания животных. История одомашнивания животных. Отношение к животным первобытных людей.

Личностные результаты:

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь других.

Предметные результаты

Называть условия, необходимые для жизни животных.

Наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью животных и сменой времен года.

вводный

Тема 2. Почему мы любим животных?

2

Красота животных. Интерес к животным.

Практическая работа: конкурс эрудитов — любителей животных.

1

0,5

0,5

Красота животных. Интерес к животным. Содержание и разведение животных как увлечение, искусство и мастерство. Животные, с которыми можно дружить. Животные помогают сохранить здоровье. Животные нас воспитывают, помогают стать добрыми и отзывчивыми людьми. Животные во многом похожи на нас.

Личностные результаты:

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь других.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты

Называть условия, необходимые для жизни животных.

Наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью животных и сменой времен года.

Приводить примеры домашних животных своего края.

комбинированный

Тема 3. Собаки – самые верные друзья.

3

Кинология — наука о собаках. Породы собак.

1

1

Основы практической кинологии – науки о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки. Выдающиеся собаки. Профессии собак. Профессии людей, связанные с собаками. Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой. Профилактика и преодоление проблем, возникающих у владельца собаки с родственниками и соседями. Литература о собаках.

.

Личностные результаты:

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Соблюдать гуманное отношение к животным, сопереживание.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь других.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Предметные результаты

Называть условия, необходимые для жизни животных.

Наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью животных и сменой времен года.

Приводить примеры домашних животных.

Различать животных, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями.

Изучение нового

4

Практическая работа: составление рассказа о своей собаке по фотографии.

1

1

Практическая работа

5

«Профессии» собак. Профессии людей, связанных с собаками.

1

1

Изучение нового

6

Уход за собакой. Литература о собаках.

1

1

Изучение нового

7

Практическая работа: составление памятки по уходу за собакой

1

1

Практическая работа

8

Практическая работа: чтение книг о собаках.

1

1

Практическая работа

9

Практическая работа: просмотр мультфильмов о собаках

1

1

Практическая работа

Тема 4. Кошки, которые не гуляют сами по себе.

10

Фелинология — наука о кошках. История домашней кошки.

1

1

Основы практической фелинологии – науки о кошках. История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и их хозяевах. Что нужно кошке для хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой. Что помогает подружиться с кошкой. Литература о кошках.

Личностные результаты:

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Соблюдать гуманное отношение к животным, сопереживание.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь других.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Предметные результаты

Называть условия, необходимые для жизни животных.

Наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью животных и сменой времен года.

Приводить примеры домашних животных.

Различать животных, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями.

Изучение нового

11

Практическая работа: чтение книг о кошках.

1

Практическая работа

12

Породы кошек. Уход за кошкой.

1

1

Изучение нового

13

Практическая работа: составление памятки по уходу за кошкой

1

1

Практическая работа

14

Практическая работа: составление текста-описания кошки-игрушки

1

1

Практическая работа

15

Практическая работа: просмотр мультиков о кошках

1

1

Практическая работа

16

Практическая работа: выставка рисунков «Моя любимая кошка»

1

1

Практическая работа

17

Итоговое занятие. Конференция юных любителей животных.

1

1

Подведение итогов полученных знаний о содержании животных живого уголка.

Личностные УУД: положительное отношение к школе, принятие всех видов школьной действительности, способность к пониманию причин успеха, в том числе способность к самоанализу и самоконтролю.

Регулятивные УУД: оценивание пройденного материала, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД: проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД: обсуждение творческих работ; высказывания собственного мнения и умение прислушиваться к мнению других.

итоговый

Тематическое планирование

2 класс

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Тео-рия

Практика

Содержание урока

Формирование УУД

Тип занятия

Дата

Тема 1. Как животные оказались в нашем жилище.

1

Отношение к животным первобытных людей.

Практическая работа: просмотр видеофильма о священных животных.

1

0,5

0,5

Поклонение животным, священные животные.

Личностные УУД: формирование интереса (мотивации) к животному миру и природе в целом, адекватно воспринимать оценку деятельности учителя.

Регулятивные УУД: организация рабочего места под руководством учителя; определение плана выполнения заданий

Познавательные УУД: развивать способность смыслового восприятия материала; осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД: адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации; задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

комбинированный

Тема 2. Пернатая радуга в комнате.

2

Основы содержания комнатных птиц. Группы комнатных птиц.

1

1

Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай. Корелла. Неразлучники. Канарейка. Зебровая и японская амадины. Как выбрать и обустроить клетку. Покупка птицы. Что нужно птице для хорошего самочувствия. Корма и правила кормления. Основные трудности и опасности содержания птиц в жилище. «Говорящие» птицы, кого и как можно обучить подражать человеческой речи. Разведение птиц в неволе. Почему не стоит ловить птиц в природе. Литература о птицах.

Личностные УУД: формирование интереса (мотивации) к животному миру и природе в целом, адекватно воспринимать оценку деятельности учителя.

Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

Изучение нового

3

Практическая работа: лепка птиц из пластилина

1

1

Практическая работа

4

Практическая работа: просмотр мультфильма про птиц.

1

1

Практическая работа

Тема 3. Хомка и его ближайшие родственники.

5

Практическая работа: просмотр видеофильма о жизни мелких грызунов в природе

1

1

Основы содержания мелких грызунов. Особенности жизни грызунов в природе. Хомяки. Морские свинки. Ручные крысы. Мышевидные. Бурундук. Клетки для грызунов и их оборудование. На что обращать внимание, приобретая мелких грызунов. Корма и их кормление. Особенности содержания и разведения. Литература о грызунах.

Личностные УУД: формирование интереса (мотивации) к животному миру и природе в целом, адекватно воспринимать оценку деятельности учителя.

Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

Практическая работа

6

Хомяки. Морские свинки.

1

1

Изучение нового

7

Белые крысы. Мышевидные. Бурундук

1

1

Изучение нового

8

Литература о грызунах

1

1

Изучение нового

Тема 4. Рыбы – самые тихие соседи

9

Аквариумистика.

Типы аквариумов. Оборудование, приборы.

1

1

Основы аквариумистики. История аквариумистики: Китай – Европа – Россия. Типы аквариумов. Выбор и покупка аквариума. Размещение и оборудование: грунт, камни, коряги, вода. Приборы: осветительные, обогревательные, компрессоры и фильтры. Другие необходимые приспособления. Аквариум как модель природного водоема. Выбор и посадка растений в аквариум. Из чего складывается красота аквариума. Основные группы рыб: живородящие (меченосец, гуппи), лабиринтовые (петушок, гурами), карповые (золотая рыбка, барбусы, данио, кардинал), сомы (крапчатые сомики, акциструсы), цихлиды (скалярии, хромисы), харациновые (неоновые рыбки, тер-неции). Правила покупки и транспортировки рыб. Корма и кормление. Уход за аквариумом. Типичные ошибки. Разведение. Литература по аквариумистике.

Личностные УУД: умение использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем; адекватно воспринимать оценку учителя.

Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

Изучение нового

10

Основные группы аквариумных рыб. Водоросли.

1

1

Изучение нового

11

Практическая работа:

рисование оборудованного аквариума.

1

1

Практическая работа

12

Практическая работа: изготовление макета аквариума.

1

1

Практическая работа

Тема 5. Школа для ваших любимцев.

13

Основы воспитания и дрессировки животных. Животные в цирке.

1

1

Основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить собак и кошек к чистоплотности. Представление об условных рефлексах. Поощрение и наказание. Основные команды и правила дрессировки собак. Животные в цирке. Знаменитые животные артисты. Методика дрессировки династии Дуровых. Обучение домашних животных различным трюкам.

Личностные УУД: формирование интереса (мотивации) к животному миру и природе в целом, адекватно воспринимать оценку деятельности учителя.

Регулятивные УУД: организация рабочего места под руководством учителя; определение плана выполнения заданий

Познавательные УУД: развивать способность смыслового восприятия материала; осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД: адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации; задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Изучение нового

14

Практическая работа: лепка из пластилина арены цирка.

1

1

Практическая работа

Тема 6. Взрослые, которые всегда готовы нам помочь.

15

Организации по охране животных

1

1

Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных любителями. Выбор товаров для содержания животных. Покупки в зоомагазинах. Приобретение животных у любителей. Городской птичий рынок. Лечение животных. Ветеринарные врачи и ветеринарные лечебницы. Клубы любителей различных животных. Газеты, журналы и телепередачи, посвященные содержанию животных.

Личностные УУД: формирование интереса (мотивации) к животному миру и природе в целом, адекватно воспринимать оценку деятельности учителя.

Регулятивные УУД: организация рабочего места под руководством учителя; определение плана выполнения заданий

Познавательные УУД: развивать способность смыслового восприятия материала; осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД: адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации; задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Изучение нового

7. Мы в ответе за тех, кого приучили.

16

Правила ухода и заботы за домашними животными

1

1

Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Что такое культура содержания животных. Как достигать успеха в своем увлечении животными. Дневник наблюдений и картотека. Как собирать книги и статьи. Как правильно фотографировать домашних животных. Рисование животных. Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Как защищать животных от жестокого обращения. Как помочь другим ребятам полюбить животных. 4 октября – Всемирный день животных.

Личностные УУД: формирование интереса (мотивации) к животному миру и природе в целом, адекватно воспринимать оценку деятельности учителя.

Регулятивные УУД: организация рабочего места под руководством учителя; определение плана выполнения заданий

Познавательные УУД: развивать способность смыслового восприятия материала; осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД: адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации; задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Изучение нового

17

11. Итоговое занятие.

Викторина «Юные любители животных»

1

1

Подведение итогов занятий.

Личностные УУД: положительное отношение к школе, принятие всех видов школьной действительности, способность к пониманию причин успеха, в том числе способность к самоанализу и самоконтролю.

Регулятивные УУД: оценивание пройденного материала, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД: проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД: обсуждение творческих работ; высказывания собственного мнения и умение прислушиваться к мнению других.

итоговый

Учебно — методическое обеспечение

материалы для оформления и творчества детей,

наличие канцелярских принадлежностей,

аудиоматериалы и видеотехника,

компьютеры,

телевизор, проектор, экран и др.

Ссылки на интернет-сайты с полезной информацией

Книги, разработки, презентации, иллюстрации, смайлы, шаблоны:

  1. http://schoolcollection.edu.ru – ЦОР

  2. http://www.alleng.ru

  3. http://ped-kopilka.ru/

  4. http://ruknigi.net/

  5. http://videouroki.net/

  6. http://school2100.com/

  7. http://liubavyshka.ru/

  8. http://pedsovet.su/

  9. http://ppt4web.ru/

  10. http://tfile.me/

  11. http://ya-umni4ka.ru/

  12. http://www.razvitierebenka.com/

  13. http://www.pomochnik-vsem.ru

  14. http://www.uchportal.ru

  15. http://www.twirpx.com

  16. http://mirknig.com

  17. http://www.solnet.ee

Олимпиады, конкурсы для учащихся:

  1. http://vot-zadachka.ru

  2. http://www.art-talant.org

  3. http://novyurok.ru

  4. http://infourok.ru/

  5. http://45minut.ru/

  6. http://ya-enciklopedia.ru

  7. http://nic-snail.ru

  8. http://www.rm.kirov.ru/

  9. http://цро.рф/

  10. http://www.konkurs-chip.ru/

  11. http://mirtvorchestv.ru/

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Гуржий А. Н. Аквариумные, наземные и древесные земноводные / А. Н. Гуржий. — М., 1999,

Дрийверова М. У. У нас дома животные / М. У. Дрийверова. — М., 1995.

Дурова Н. Ю. Мой дом на колёсах: рассказы / Н. Ю. Дурова. — М., 1993.

Жердев Э. С. Пернатая радуга: справочное пособие для любителей птиц / Э. С. Жердев. М., 1988.

Животные в доме: энциклопедия. — М., 1994.

Круковер В. 500 практических советов владельцам собак / В. Круковер. — М., 1998.

Круковер В. Всё о собаках / В. Круковер. — М., 1999.

Махлин М. С. Аквариум в школе / М. Д. Махлин, Л. П. Солоницина. — М., 1984.

Махлин М. Д. Путешествие по аквариуму / М. Д. Махлин. — М., 1993.

Мередит С. Хомячки / С. Мередит. — М., 1999.

Пайере X. Кошка / X. Пайерс. — М., 1997.

Полонский В. Д. Мир аквариума: большая иллюстрированная энциклопедия / В. Д. Полонский.

М., 2000.

Романова Н. Дайте кошке слово / Н. Романова. — М., 1996.

Старк К. Кошки и котята / К. Старк. — М., 1999.

Старк К. Собаки и щенки / К. Старк. — М., 1999.

Фрей Г. Твой аквариум / Г. Фрей. — М., 1991.

Хэрриот Дж. О всех созданиях — больших и малых / Дж. Хэрриот. — М., 1995.

Ясвин В. А. Азбука содержания животных / В. А. Ясвин, М. Ф. Пупинын. — М., 2001.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова,-М.: Просвещение, 2010.

Плешаков А.А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст/А.А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2011.

Плешаков А.А. Зеленые страницы Текст /А.А. Плешаков.- М.: Просвещение, 2011.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Технические средства обучения:

Оборудование рабочего места учителя:

  • классная доска с креплениями для таблиц;

  • магнитная доска;

  • персональный компьютер с принтером;

— телевизор;

  • мультимедийный проектор;

  • экспозиционный экран размером 150×150 см.

Экранно-звуковые пособия:

  • мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.

Учебно-практическое оборудование:

  • простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, ластик;

  • материалы: бумага (писчая).

Оборудование класса:

  • ученические столы двухместные с комплектом стульев;

  • стол учительский с тумбой;

  • шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и прочего;

  • настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.

Материально-техническое обеспечение

№ п/п

Наименование учебного оборудования

1

Книгопечатная продукция

Учебно-методические комплекты (УМК) для 1 класса:

  1. Программа

  2. Учебники, хрестоматии

  3. Энциклопедии

  4. Методическое пособие для учителя

2

Наглядные пособия

Плакаты по темам:

«Дикие и домашние животные»

«Домашние животные и их детеныши»

«Времена года»

«Декоративные птицы»

Карточки:

«Живая и неживая природа»

«Классификация животных»

«Дикие и домашние животные»

«Времена года»

3

Игры и игрушки

Игры, лото, викторины, игрушки-животные

4

Учебное оборудование

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

Ученый стол

Учебный стул

Учительский стол

Учительский стул

5

Технические средства

Компьютер

Магнитофон

Мультимедийный проектор

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *