Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» 4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» 4 класс

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Мир вокруг нас ” составлена для учащихся 3-4 классов и направлена на развитие деятельности учащихся. Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.

Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а так же особенностью организации учебного процессе в школе.

Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.

Программа имеет особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность.

Основная цель занятий:

формирование социального опыта школьника;

осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество»;

воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней.

Программа позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.

Основная задача – научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни; обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развить природные задатки и способности детей; воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.

Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельный и развивающий характер.

Ценностными ориентирами содержания курса в начальной школе являются:

развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

формирование представлений о природе как универсальной ценности;

изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему мир природы;

развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

Основной акцент в содержании факультатива сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.

Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоём и т. п.).

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера.

Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательная функция курса заключается в формировании у младших школьников необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.

Занятия в кружке «Мир вокруг нас» проводятся один раз в неделю по 2 часа. Срок реализации программы – 2 года, первый год обучения рассчитан на 34 часа(3-йкласс), второй год (4-й класс) — 68 часов.

Состав групп постоянный, количество учащихся –20- 25 человек.

Содержание программы в 3-м классе

1 раздел «Окружающий мир» — 14 ч

    1. Природа вокруг нас -3 ч. (1ч.-аудиторное занятие, 2ч. – экскурсия )

    2. Животные вокруг нас – 8ч. (2 ч. –аудиторное занятие, 6ч.- внеаудиторное – экскурсия в Парк птиц)

    3. Растения вокруг нас -3 ч. ( 2ч. – аудиторное занятие, 1 ч. –экскурсия)

2раздел «Планета Земля» — 10 ч.

    1. Наша земля на глобусе и карте – 1ч. аудиторное занятие

    2. Формы поверхности земли и родного края. – 2ч. (1ч.-аудиторное занятие, 1ч. – внеаудиторное)

    3. Водоёмы.- 2ч. . (1ч.-аудиторное занятие, 1ч. – внеаудиторное)

    4. Заочное путешествие по родной стране. -1ч аудиторное занятие

    5. Путешествие по планетарию – 4ч.- экскурсия

3 раздел «Человек и его место на Земле» 10ч.

3.1 Изучаем экологические связи в живой природе.- 2ч. (1ч.-аудиторное занятие, 1ч. – внеаудиторное)

3.2 Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение. -2ч. (1ч.-аудиторное занятие, 1ч. – внеаудиторное)

3.3 Изучаем способы охраны природы – 2ч. (1ч.-аудиторное занятие, 1ч. – внеаудиторное)

3.4 Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека. – 2ч. (1ч.-аудиторное занятие, 1ч. – внеаудиторное)

3.5 Мы в борьбе за чистоту на планете. – 2ч (1ч.-аудиторное занятие, 1ч. – внеаудиторное)

Содержание программы в 4-м классе

1 раздел «Окружающий мир» — 20ч.

    1. Молчаливые соседи -2ч. аудиторное занятие

    2. Пернатые друзья – 2ч. внеаудиторное занятие

    3. Мир хищников – 4ч. аудиторное занятие

    4. Подводный мир- 4ч. аудиторное занятие

    5. Цветочный мир- 2ч аудиторное занятие

    6. О чём шепчут деревья…- 4ч. (2ч.-аудиторное занятие, 2ч. – внеаудиторное)

    7. Загадки животного мира -2ч аудиторное занятие

2раздел «Планета Земля» — 34ч

2.1 Земля – планета солнечной системы – 3ч. -аудиторное занятие

2.2 Изучение и освоение космоса-5ч.

2.3 Народы, населяющие нашу планету, их культура и традиции 12ч. (7ч.-аудиторное занятие, 5ч. – внеаудиторное – экскурсия в Этномир)

2.4 Многообразие стран и их достопримечательности – 14ч. (10ч.-аудиторное занятие, 4ч. – внеаудиторное — экскурсия)

3 раздел «Человек и его место на Земле» — 14ч.

3.1 Знакомство с охраняемыми растениями и животными – 4ч -аудиторные занятия

3.2 Поддержание порядка на нашей планете – 4ч. (2ч.-аудиторное занятие, 2ч. – внеаудиторное — экологическая акция)

3.4 Глобальные экологические проблемы Земли -6ч(4ч.-аудиторное занятие, 2ч. – практическое занятие)

Ожидаемые результаты реализации программы

В области личностных планируемых результатов будут формироваться УУД:

— готовность и способность к саморазвитию;

— внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

— самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;

— установка на здоровый образ жизни;

— экологическая культура; ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

— осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; устойчивое следование в поведении социальным нормам;

— этические чувства: доброжелательность, эмоционально – нравственная отзывчивость.

Коммуникативные УУД:

— обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

— задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

— договариваться о распределении функций в совместной деятельности;

— формулировать собственное мнение и позицию;

-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

— определять общую цель и пути её достижения;

— проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач;

— аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

— координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Регулятивные УУД:

— формулировать и удерживать познавательную задачу;

— составлять план и последовательность действий;

— адекватно воспринимать замечания и предложения других людей по исправлению допущенных ошибок;

— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;

— сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

— осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.

Познавательные УУД:

— поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;

— сбор, обработка и передача информации различными способами;

— классификация по заданным критериям;

— установление аналогий и причинно – следственных связей;

— осуществлять рефлексию способов и условий действий;

— самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

— построение рассуждений, обобщений и интерпретации информации;

— презентовать полученную информацию с помощью ИКТ;

— осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

— называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием;

— создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

— моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

Обучающиеся получат возможность научиться:

— осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за её сохранение;

— выбирать оптимальные формы поведения на основе полученных знаний;

— собирать материал и составлять презентации с помощью ИКТ

Календарно – тематическое планирование

Тема занятия

Цели и задачи

Планируемые результаты

Универсальные учебные действия

Дата по плану

Дата по факту

1-2

1 раздел «Окружающий мир» — 20ч.

Молчаливые соседи

Расширить знания детей о многообразии животных, их классификации и среде обитания; прививать бережное отношение к ним

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей;

извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.

Формулировать и удерживать познавательную задачу;

— поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; сбор, обработка и передача информации различными способами; классификация по заданным критериям;

— задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

— ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения

3-4

Пернатые друзья

Расширить знания о многообразии представителей пернатых, развивать познавательный интерес

Научатся наблюдать за птицами, различать их по их внешнему виду; классифицировать по группам, видам; анализировать, делать выводы

Называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осознание ответственности человека за общее благополучие;

5-8

Мир хищников

Расширить знания о представителях хищников

Научатся различать их по внешнему виду; классифицировать по группам, видам; анализировать, делать выводы

Формулировать и удерживать познавательную задачу;

— поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; сбор, обработка и передача информации различными способами; классификация по заданным критериям;

— задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

— ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения

9-12

Подводный мир (Экскурсия в Океанариум)

Познакомить детей с многообразием представителей подводного мира, развивать познавательный интерес

Научатся наблюдать за обитателями подводного мира, различать их по их внешнему виду; классифицировать по группам, видам; анализировать, делать выводы

Называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осознание ответственности человека за общее благополучие

13-14

Цветочный мир

Расширить знания детей о многообразии цветов

Рассказывать о цветах, их роли в жизни людей;

извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.

Формулировать и удерживать познавательную задачу; устанавливать аналогии и причинно – следственные связи; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

15-18

О чём шепчут деревья…

Учимся распознавать растения ближайшего природного окружения (кустарники, деревья, травы). Что это за листья? Что такое хвоинки? Что общего у разных растений? Выясняем, что такое экология.

Научатся распознавать растения ближайшего природного окружения (кустарники, деревья, травы). Различать, что общего у разных растений?

Формулировать и удерживать познавательную задачу; устанавливать аналогии и причинно – следственные связи; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

19-20

Загадки животного мира (Викторина)

Расширить и углубить природоведческие знания детей; развивать внимание, наблюдательность; воспитывать бережное отношение к природе, животному миру

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей;

извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.

Формулировать и удерживать познавательную задачу;

— поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; сбор, обработка и передача информации различными способами; классификация по заданным критериям;

— задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

— ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения

21-23

2раздел «Планета Земля» — 34ч

Земля – планета солнечной системы

Расширить знания детей о Солнечной системе; развивать познавательный интерес

Узнают, чем Земля отличается от других планет Солнечной системы; познакомятся с планетами Солнечной системы

Формулировать и удерживать познавательную задачу; устанавливать аналогии и причинно – следственные связи; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

24-28

Изучение и освоение космоса

Расширить знания детей о космосе и его изучении; помочь понять важность изучения и освоения космического пространства

Узнают об освоении космоса и значении исследования космического пространства для всего человечества

Составлять план и последовательность действий; называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием; проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач

29-35

Народы, населяющие нашу планету, их культура и традиции

Расширить знание о народах, населяющих нашу планету; познакомить с их культурой и традициями

Узнают о народах, населяющих нашу планету, познакомятся с их культурой и традициями

Сбор, обработка и передача информации различными способами; составлять план и последовательность действий; задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; устойчивое следование в поведении социальным нормам;

36-40

Народы, населяющие нашу планету, их культура и традиции

(экскурсия)

Расширить знание о народах, населяющих нашу планету; познакомить с их культурой и традициями

Узнают о народах, населяющих нашу планету, познакомятся с их культурой и традициями

Формулировать и удерживать познавательную задачу; устанавливать аналогии и причинно – следственные связи; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

41-50

Многообразие стран и их достопримечательности

Расширить знания детей о странах, их достопримечательностях; развивать познавательный интерес

Познакомятся с различными странами, их столицами, достопримечательностями; научатся находить их на карте

Формулировать и удерживать познавательную задачу; устанавливать аналогии и причинно – следственные связи; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

51-54

Многообразие стран и их достопримечательности

(проекты)

Подготовить проекты по выбору; презентовать перед аудиторией

Научатся самостоятельно выбирать тему проекта; отбирать нужную информацию из дополнительных источников; оформлять и представлять проект перед аудиторией; адекватно оценивать свои достижения

Сбор, обработка и передача информации различными способами; составлять план и последовательность действий; задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; устойчивое следование в поведении социальным нормам

55-58

3 раздел «Человек и его место на Земле» — 14ч.

Знакомство с охраняемыми растениями и животными

Познакомить с растениями и животными, которые находятся на грани исчезновения; со способами охраны природы; прививать навыки природоохранного поведения

Расширят знания об охраняемых растениях и животных; больше узнают о способах охраны природы

Определять общую цель и пути её достижения; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок

59-62

Поддержание порядка на нашей планете

Разъяснить детям, почему необходимо поддерживать чистоту на планете

Научатся объяснять влияние человека на природу;

извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний об экологических проблемах и обсуждать полученные сведения.

Составлять план и последовательность действий; называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием; проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач

63-68

Глобальные экологические проблемы Земли

Познакомить детей с глобальными экологическими проблемами Земли; обсудить причины этих проблем; постараться найти пути решения последствий

Научатся объяснять влияние человека на природу;

извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний об экологических проблемах и обсуждать полученные сведения

Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; формулировать собственное мнение и позицию;

-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Программа обеспечена следующим учебно – методическим комплектом:

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1. Атлас природоведение 3-5классы ФГУП «Картография» г.Омск 2013

2. Научно- популярные, художественные книги для чтения ( в соответствии с основным содержанием обучения)

3. Детская справочная литература ( справочники, атласы – определители, Энциклопедии) об окружающем мире ( природе, труде людей, явлениях)

4. Печатные пособия.

5. Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.

6. Плакаты по основным темам естествознания.

7. Географические карты

8. Иллюстративные материалы

Интернет – ресурсы

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http//schoolcollection/edu.ru

2. КМ –школа ( образовательная среда комплексной информатизации школы). – Режим доступа: : http//www.kmschool.ru

Материально – техническое обеспечение программы

1. Технические средства обучения

— Классная магнитная доска

— Ноутбук учителя

— Многофункциональное оборудование

— Ноутбуки учащихся

— Мультимедийный проектор

— Интерактивная доска

2. Учебно – практическое оборудование

— простейшие школьные инструменты: ручки цветные и простые, карандаши цветные и простой, линейка, ластик

-материалы: тетради, бумага писчая

3. Оборудование класса

— Ученические столы двухместные с комплектом стульев

— Стол учительский с тумбой

— Шкафы для хранения учебников, оборудования, дидактических материалов, пособий и др.

  • Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *