Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы по литературе и программы по литературе для 5–11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой.
Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов.
Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества.
Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей.
В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя, без чего образная структура литературного произведения остается мертвым конгломератом содержательных знаков. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников.
Таким образом, определяются основные цели и задачи литературного образования в 9 классе:
1. На основе сформированного в 5–8 классах представления о литературе как виде искусства выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства и общие закономерности развития художественной культуры, научить понимать её внутренние законы и применять полученные знания в процессе творческого чтения, отличать подлинно художественные произведения от явлений «массовой культуры».
2. На основе понимания «языка» литературы как вида искусства совершенствовать умения и навыки школьников в анализе литературного произведения как объективной художественной реальности.
3. Выработать представления о художественном мире литературного произведения, закономерностях творчества писателя, о месте русской литературы в мировом литературном процессе, определить на основе принципа историзма диалектическую взаимосвязь традиции и новаторства, преемственность литературных эпох, сформировать представление об историко-литературном процессе.
4. Совершенствовать навыки грамотной устной и письменной речи.
5. Развивать потенциальные творческие способности школьников.
Главной целью литературного образования в 9 классе является изучение историко-литературного процесса в России XIX века, овладение элементами историко-функционального анализа шедевров родной литературы. В центре анализа – отражение жизни на страницах русской классики.
Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний.
Планированием предусматривается проведение уроков различных типов: уроки-лекции (при изучении тем, предусматривающих знакомство с основными закономерностями историко-литературного процесса; этапами творческой эволюции писателей; историко-культурным контекстом и творческой историей изучаемых произведений; основными литературными направлениями и течениями и реализацией их в художественном произведении), семинары (при анализе и интерпретации изучаемых литературных произведений, сопоставлении литературных произведений и их критических и научных интерпретаций с целью выявления типологической общности и художественного своеобразия, характеристике стиля писателя), аналитические беседы, направленные на формирование умения аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, выявлять авторскую позицию; эвристические беседы, обучающие умению выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы, связывать изучаемое произведение с современностью и литературной традицией, эпизод или сцену с проблематикой произведения в целом. Большое внимание уделяется комплексному анализу текста, выявляющему авторский замысел и различные средства его воплощения, в том числе и языковые, их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
Поскольку программа изучения литературы допускает известное варьирование количества часов, отводимых на изучение литературных тем, в данном планировании предлагаемый программой под редакцией Т. Ф. Курдюмовой литературный материал систематизирован с целью отбора произведений, обладающих несомненной эстетической ценностью, доступных читательскому восприятию обучающихся, соответствующих образовательным целям программы, способствующих решению обозначенных в программе задач: систематизации сведений по теории литературы, формированию общего представления о логике развития русской литературы, усвоению теоретических понятий, связанных с осмыслением связей искусства и жизни. Подробно изучаются произведения, включенные в «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» и предназначенные для обязательного изучения на базисном уровне среднего (полного) общего образования. Реализация принципа вариативности в изучении литературы заключается в расширении списка писательских имен и произведений для обзорного изучения, расширяющих читательский кругозор обучающихся, позволяющих глубже осознать основные закономерности историко-литературного процесса, множественность литературно-художественных стилей.
С целью преодоления недостаточной сформированности навыков владения художественным словом в раскрытии мысли школьников большое внимание уделяется читательскому комментарию изучаемого произведения, формирующему самостоятельность мышления обучающихся, навыки коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи, умение употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, определять их порядок, видеть отношения между ними.
Курс рассчитан на 102 часа.
Формой контроля, предусмотренной курсом, являются письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или обучающегося (что наполняет работу личностным смыслом для обучающегося), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.
Программа рассчитана на 102 часа, в том числе для проведения уроков развития речи – 7 часов. В связи с тем, что два урока выпадают на праздничные дни , будет проведено 100 часов. Уроки 98-99 и 101-102 будут объединены и проведены 18.05.2015г. и 21.05.2015г.
Тематическое планирование по литературе составлено по учебно-методическому комплекту:
1. Курдюмова, Т. Ф. Литература : программа для общеобразовательных учреждений. 5–11 классы / Т. Ф. Курдюмова [и др.]. – М. : Дрофа, 2009.
2. Курдюмова, Т. Ф. Литература. 9 класс : учебник-хрестоматия :
в 2 ч. / Т. Ф. Курдюмова. – М. : Дрофа, 2009.
3. Курдюмова, Т. Ф. Литература. 9 класс : методические рекомендации / Т. Ф. Курдюмова. – М. : Дрофа, 2009.
Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:
1. Мещерякова, М. И. Литература в таблицах и схемах / М. И. Мещерякова. – М. : Айрис-Пресс, 2009.
2. Крутецкая, В. А. Русская литература в таблицах и схемах. 9–11 классы / В. А. Крутецкая. – М. : Литера, 2010.
3. Харитонова, О. Н. Сборник литературных игр для учащихся 5–9 классов / О. Н. Харитонова. – М. : Феникс, 2010.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
– электронный репетитор «Литература» (система обучающих тестов);
– репетитор по литературе (Кирилла и Мефодия);
– репетитор «Литература» (весь школьный курс);
– программа «Домашний репетитор».
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Изучение литературы в 9 классе призвано обеспечить:
-
приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
-
формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
-
развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
-
воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;
-
воспитание культуры речи учащихся.
Устно:
-
Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.
-
Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
-
Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная).
-
Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев (на основе прочитанного).
-
Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изученных произведений (в процессе беседы, сообщений, докладов и пр.).
-
Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.
Письменно:
-
Письменный развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с изученным.
-
Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).
-
Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.
-
Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
-
Создание письменного оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).
-
Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.
В результате освоения обязательного минимума содержания предмета «Литература» выпускники должны:
чтение и восприятие
-
прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,
-
воспроизвести их конкретное содержание,
-
дать оценку героям и событиям;
чтение, истолкование и оценка
-
анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;
-
особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера;
-
род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;
-
выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;
-
обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его написания;
-
объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;
чтение и речевая деятельность
-
пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
-
давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении;
-
писать изложения на основе литературно-художественных текстов;
-
писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;
-
писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям;
-
выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.
Требованиями к проверке и оценке достижения учащимися обязательного уровня подготовки по литературе, таким образом, должны стать:
-
обращенность любого задания (прямая или косвенная) к тексту художественного произведения; при этом предлагаются тексты произведений, разбиравшиеся в процессе обучения;
-
ориентация заданий на свободное речевое высказывание в его полной или краткой форме;
-
оценка ответов по двоичной (альтернативной) шкале: «верно» — «неверно», «достаточно» — «недостаточно»;
-
ориентация оценки на минимально допустимый уровень понимания художественного текста; при оценке ответов учащихся учитываются как различные возможные толкования содержания произведения, так и вариативность словесного выражения.
Общими показателями учебных достижений школьников в области литературного образования являются:
-
начитанность учащихся в области художественной литературы (разносторонность, систематичность, направленность чтения;
-
факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы);
-
глубина освоения идейно-художественного содержания произведения (личностный характер восприятия, широта охвата раз личных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценки);
-
уровень овладения знаниями по литературе (умение применять важнейшие из них к анализу и оценке художественных произведений);
-
качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний).
Эти показатели в тесной взаимосвязи друг с другом характеризуют основные планируемые результаты обучения литературе.(Требования даются в соответствии с методическими рекомендациями МО РФ.)
Учебно-тематический план.
Кол-во часов |
|
1.Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека. |
1 |
2.Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. |
7 |
3. Особенности русской литературы XVIII века. Литература эпохи Просвещения. Классицизм. Идея прославления величия и могущества Российского государства. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. Сентиментализм как литературное направление. |
12 |
4.Русская литература XIX века. Человек в его связи с национальной историей. Взаимодействие культур в истории литературы эпохи. Совершенство поэтического мастерства поэтов «золотого» века. |
58 |
5.Русская литература 20 века. Богатство поисков и направлений. Рождение новых жанров и стилей. Тема Родины и ее судьбы. |
24 |
ИТОГО |
102 |
тематическое планирование
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Элементы содержания |
Элементы до- образования |
Требования к уровню обучающихся |
Вид конт- |
Домашнее задание |
Дата проведения |
||
п л а н |
ф а к т |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Вводный (1 час) |
||||||||||
1 |
Шедевры русской литературы |
1 |
Объяснение нового мате- |
Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции. Гуманистический, гражданский пафос Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе |
Самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы |
Знать: роль литературы в духовной жизни России. Уметь: обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в процессе обсуждения произведения |
Организация совместной |
Презентации с применением ИКТ |
1.09 |
|
Древнерусская литература (7 часов) |
||||||||||
2 |
Истоки и начало древнерусской |
1 |
Объяснение нового мате- |
Патриотический пафос, поучительный характер. Истоки и начало древ-нерусской литературы, |
Свободная работа с текстами; владение монологической |
Уметь: дать обзорную |
Организация совместной |
Презентации с применением ИКТ |
2.09 |
|
Продолжение табл.
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
|
Многообра-зие жанров |
|
риала |
христианско-православные корни. Многообразие жанров |
и диалогичес-кой речью |
ностях и значении «Слова…» – замечательного |
учебной деятельности |
|
|
|
3–4 |
«Слово о полку Игореве». Открытие, издание и композиция «Слова…» |
2 |
Объяснение нового мате- |
Открытие «Слова…» Вопрос о времени создания и об авторстве. Историческая основа, сюжет. Стихотворный перевод. Роль памятника в судьбах русской культуры |
Самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы |
Знать: историческую Уметь: выявить идею, образную систему, пейзаж произведения, вырази- |
Беседа, проб- |
Презентации с применением ИКТ |
4.09
8.09 |
|
5–6 |
Образ русской земли
Образы рус- |
2 |
Объяснение нового мате- |
Жанр художественного произведения, образы русских князей, идеальный образ русской женщины, фольклорные традиции, своеобразие авторского стиля |
Свободная работа с текстами, |
Знать: историческую Уметь: выявить идею, образную систему, пейзаж произведения; вырази- |
Организация совместной |
Индивидуальные сообщения |
9.09
11.09 |
|
Продолжение табл.
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
|
ских князей. «Золотое |
|
|
|
информации |
тельно читать отрывок |
|
|
|
|
7 |
Символика «Слова», своеобразие авторского стиля. Переводы и переложения произведения |
1 |
Систематизация ЗУН |
Жанр, образы русских князей, идеальный образ русской женщины, фольклорные традиции, своеобразие авторского стиля, символика |
Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему |
Знать: историческую Уметь: выявить идею, образную систему, пейзаж произведения, вырази- |
Организация совместной учебной деятельности |
С. 29–30 |
15.09 |
|
8 |
Тест по теме «Древне- |
1 |
Контроль ЗУН по теме |
Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков |
Извлечение |
Знать: материал по теме «Древнерусская литература», технологию тестовой работы с выбором варианта ответа. Уметь: работать с тестом
|
Беседа, проб- |
|
16.09 |
|
Продолжение табл.
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
Литература XVIII века (12 часов) |
||||||||||
9 |
Классицизм как литера- |
1 |
Комбинированный |
Понятие о классицизме, происхождение термина, причины возникновения, время господства, социальная почва классицизма, основные правила. Авторы и произведения русских и зарубежных писателей. Жизнь, личность, судьба, поэтическая и реформаторская деятельность |
Извлечение |
Знать: характерные черты классицизма и особенности русского классицизма; основные теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного направления. Уметь: обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в процессе анализа произведения |
Организация совместной |
Презентации с применением ИКТ |
18.09 |
|
10 |
М. В. Ломо-носов. Жизнь и творчество. Жанр оды. Средства создания образа идеального монарха |
1 |
Объяснение нового мате- |
Вопросы по повторению, повторение понятия об оде. Знакомство с особенностями композиции, выразительное чтение, беседа по содержанию. Черты классицизма в оде. Прославление родины, науки и просвещения в произведениях поэта |
Работа с раз- |
Знать: общие сведения о М. В. Ломоносове как реформаторе русского языка, поэте и писателе, понятие жанра оды. Уметь: воспринимать |
Организация совместной |
С. 42, читать и анализировать |
22.09 |
|
Продолжение табл.
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
11 |
Г. Р. Державин. Жизнь и творчество. Традиция и новаторство в поэзии. Жанры поэзии. Тема поэта и поэзии. «Памятник» |
1 |
Объяснение нового мате- |
Время и история создания, оригинальность «Памятника». Выразительное чтение стихотворения. Словарная работа. Мысли о долге и назначении поэта, заслугах, прочности славы. Сравнение оды Горация и перевода Державина |
Свободная работа с текстами, на заданную |
Знать: общие сведения Уметь: показать отличительные черты оды Дер- |
Беседа, проб- |
С. 52–54, читать и анализировать |
23.09 |
|
12 |
Г. Р. Державин. Философская проблематика произведений. Взгляды на поэта и поэзию, гражданский |
1 |
Систематизация ЗУН |
История создания, жанр. Выразительное чтение. Беседа по содержанию. Особенности оды. Сочетание классицизма и новаторских черт, возвышенного с обыденным. Гражданский пафос лирики |
Свободная работа с текстами, на заданную |
Знать: общие сведения Уметь: показать отличие оды Державина «Фелица» от од М. Ломоносова; использовать различные формы изученных художественных произведений; сопоставлять про- |
Организация совместной |
С. 52–54, читать и анализировать |
25.09 |
|
Продолжение табл.
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
|
ние несправедливости |
|
|
|
|
в процессе обсуждения произведения |
|
|
|
|
13 |
Творчество Д. И. Фонви- зина |
1 |
Объяснение нового мате- |
Слово о жизни и творчестве драматурга. Сатирическая направленность комедии. Герои |
Свободная работа с текстами, на заданную |
Знать: общие сведения о жизни и творчестве Д. И. Фонвизина, текст комедии «Недоросль». Уметь: показать проблему образования и воспитания в комедии |
Твор- |
Презентации с применением ИКТ |
29.09 |
|
14 |
История создания пьесы «Недоросль», ее сценическая судьба. Обзор содержания |
1 |
Объяснение нового мате- |
История создания пьесы; проблематика. Обзор содержания. Чтение по ролям. Классицизм в драматическом произведении |
Свободная работа с текстами, на заданную |
Уметь: рассуждать на тему «Проблемы образования и воспитания в комедии “Недоросль” и в современном обществе»; поль- |
Организация совместной |
Индивидуальные сообщения |
30.09 |
|
15 |
Анализ текста пьесы и подтекста |
1 |
Комбинирован-ный |
Анализ системы образов. Сообщения учащихся об отрицательных героях. Чтение по ролям |
Владение монологической |
Уметь: рассуждать на тему «Проблемы образования и воспитания в комедии “Недоросль” и в со- |
Беседа, проб- |
Индивидуал задания
|
2.10 |
|
Продолжение табл.
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
|
важных |
|
|
(последнее явление). Резкое противопоставление позиций Простаковых, Скотининых и Правдина, Стародума |
|
временном обществе»; использовать сведения в процессе изучения художественного текста |
|
ствии |
|
|
16 |
Представление о характерах персонажей и их |
1 |
Комбинированный |
Вопросы на повторение. Сообщения учащихся о положительных |
Создание устных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей |
Знать: содержание пьесы, черты классицизма. Уметь: анализировать образы комедии, определять тематику и проблематику произведения; обращаться к форме монологической речи в процессе анализа произведения |
Организация совместной |
Презентации с применением ИКТ |
6.10 |
|
17 |
Жизнь и творчество |
1 |
Комбинированный |
Происхождение термина, причины возникновения, время господства, основные черты. Авторы и их произведения. Жизнь, личность, судьба Н. М. Карамзина |
Свободная работа с текстами, на заданную |
Знать: понятие о сентиментализме; биографию и творчество Карамзина как писателя и историка. Уметь: воспринимать и анализировать повесть «Бедная Лиза» |
Фронтальный опрос. Само-стоя-тельная работа |
С. 81–83, читать и анализировать |
7.10 |
|
Продолжение табл.
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
18 |
Литератур-ное направление – сентимен-тализм. Повесть |
1 |
Комбинированный |
Сентиментализм произведения как литературное направление. Комментированное чтение повести. Сообщения |
Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную |
Знать: понятие о сентиментализме; биографию Уметь: воспринимать |
Организация совместной |
Читать и пересказывать |
9.10 |
|
19 |
Н. М. Карамзин – историк. «История государ-ства Россий-ского» – главный труд писателя |
1 |
Комбинированный |
Основные черты сентиментализма. Анализ «Истории государства Российского» как исторического произведения. Смысл названия |
Свободная работа с текстами, на заданную |
Уметь: выделять характерные черты сентиментализма в произведениях русской литературы; пользоваться различными видами справочной литературы; комментировать изученные произведения и доказательно их оценивать |
Беседа, проб- |
Задания по выбору учителя в соответ-ствии с уровнем подготовленности обучаю-щихся |
13.10 |
|
20 |
Тест по теме «Литература XVIII века» |
1 |
Контроль ЗУН по теме |
Определение уровня изученного материала, проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков |
Извлечение |
Знать: материал по теме, технологию тестовой работы с выбором варианта ответа. Уметь: работать с тестом |
Организация совместной |
|
14.10 |
|
Продолжение табл.
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
деятельности |
|
|
|
Русская литература XIX века (58 часов) |
||||||||||
21 |
А. С. Грибо- едов. Жизнь и творчество |
1 |
Объяснение нового материала |
Человек и его связи с национальной историей. Взаимодействие культур. Романтизм в русской культуре. Лекция |
Свободная работа с текстами, на заданную |
Знать: биографию Уметь: выявить смысл названия комедии; комментировать изученное произведение и доказательно оценивать |
Фронтальный опрос. Само-стоя-тельная работа |
Презентации с применением ИКТ |
16.10 |
|
22 |
А. С. Грибо- едов. Комедия «Горе от ума». Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги |
1 |
Комбинированный |
Время и история создания комедии. Коммен-тированное чтение |
Создание устных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей |
Знать: содержание пьесы, уметь построить устную характеристику Уметь: обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в ходе обсуждения |
Организация совместной |
Читать |
20.10 |
|
23 |
А. С. Грибо- едов. Смысл названия |
1 |
Систематизация |
Конфликт в драматическом произведении. Основные этапы разви- |
Создание письменных высказываний. Выбор |
Уметь: составлять срав-нительную характеристику героя; сопоставлять |
Фронтальный |
Задания по выбору учителя |
21.10 |
|
Продолжение табл.
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
|
и проблема ума в ко- |
|
ЗУН |
тия действия. Участни-ки социально-политического конфликта |
и использова-ние выразительных средств |
и оценивать поступки |
опрос. Само-стоя-тельная работа |
в соответ-ствии с уровнем подготовленности обучаю-щихся |
|
|
24 |
А. С. Грибо- едов. Чацкий и фамусовская Москва |
1 |
Систематизация ЗУН |
Многочисленность фамусовского общества |
Создание письменных высказываний. Выбор и использование выразительных средств |
Знать: основные теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного процесса. Уметь: составлять сравнительную характеристику героя; сопоставлять и оценивать поступки персонажей |
Беседа, проб- |
Анализ |
23.10 |
|
25 |
Образ Чацкого. Чацкий и Молчалин |
1 |
Комбинированный |
Сведения о Чацком до появления на сцене. Анализ образа Чацкого по плану (проверка домашнего задания). Сопоставительная характеристика Чацкого и Молчалина. Составление таблицы |
Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему |
Знать: основные черты классицизма и реализма. Уметь: применять знания в работе с текстом художественного произве- |
Организация совместной |
Выучить монологов Чацкого (по выбору обучающегося) |
27.10 |
|
Продолжение табл.
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
26 |
А. С. Грибо- едов. Мастерство драматурга в создании характеров. Женские образы комедии. Образ Софьи |
1 |
Систематизации ЗУН |
Беседа по содержанию. Анализ образа Софьи. Интерпретация образа Софьи в русской критике. Беседа о других женских образах комедии |
Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную |
Знать: содержание пьесы, черты классицизма. Уметь: анализировать образы комедии, определять тематику и пробле- |
Беседа, проб- |
Презентации с применением ИКТ |
28.10 |
|
27 |
А. С. Грибо- едов. «Открытость» финала пьесы, его нравствен-но-философ-ское звучание. Черты классицизма и реализма |
1 |
Комбинированный |
Повторение теоретических сведений о классицизме и реализме. Беседа о чертах классицизма и реализма в комедии. Вывод об особенностях жанра. Новаторство драматурга |
Создание письменных высказываний. Выбор и использование выразительных средств |
Знать: содержание пьесы, черты классицизма. Уметь: анализировать образы комедии, определять тематику и пробле- |
Беседа, проб- |
Задания по выбору учителя в соответ-ствии с уровнем подготовленности обучаю-щихся |
30.10 |
|
28 |
А. С. Грибо- едов. Образность и афорис- |
1 |
Комбинированный |
Беседа об особенностях языка комедии. Работа с критической статьей «Мильон терзаний» |
Свободная работа с текстами художественных произведений |
Знать: содержание пьесы, черты классицизма. Уметь: анализировать образы комедии, определять тематику и пробле- |
Организация совместной |
|
10.11 |
|
Продолжение табл.
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
|
ее языка |
|
|
|
|
матику произведения |
деятельности |
|
|
|
29 |
А. С. Грибо- едов. Анализ комедии в критическом этюде И. А. Гончарова «Мильон |
1 |
Комбинированный |
Конфликт в драматическом произведении. Основные этапы развития действия. Участники социально-политического конфликта. |
Свободная работа с текстами художественных произведений |
Знать: содержание пьесы, черты классицизма. Уметь: развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный Владеть: основными |
Беседа, проб-лемные задания |
Индивидуальные сообщения |
11.11 |
|
30 |
Тест по теме боедов» |
1 |
Контроль ЗУН по теме |
Определение уровня изученного материала Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков |
Извлечение |
Знать: материал по теме, технологию тестовой работы с выбором варианта ответа. Уметь: работать с тестом |
Организация совместной |
|
13.11 |
|
31 |
Литература ХIХ века. Романтизм как литературное направ- |
1 |
Объяснение нового мате- |
Понятие о романтизме. Национальные особенности романтизма, его представители. Стихотворение «Невыразимое» |
Извлечение |
Знать: приемы систематизации материала. Уметь: устно и письменно излагать мысли на заданную тему |
Твор- |
Презентации с применением ИКТ |
17.11 |
|
Продолжение табл.
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
32 |
В. А. Жуковский. Жизнь и творчество. Черты романтизма в лирике поэта. Тема человека и природы на примере баллады «Светлана» |
1 |
Комбинированный |
Черты романтизма в лирике В. А. Жуковского. Краткий очерк жизни поэта. Чтение и анализ стихотворений «Вечер», «Море». Жуковский – переводчик |
Свободная работа с текстами художественных произведений |
Знать: основные сведения о жизни и творчестве В. А. Жуковского. Уметь: находить народные обычаи в балладе «Светлана»; использовать диалог в процессе ана- |
Фронтальный опрос. Само-стоя-тельная работа |
Выучить наизусть отрывок из баллады по выбору обучающегося |
18.11 |
|
33 |
А. С. Пушкин. Жизнь и творчество |
1 |
Комбинированный |
Историческая концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, прозе, драматургии. Вступительное слово учителя. Основные периоды в жизни и творчестве А. С. Пушкина. Сообщения учащихся: «Москва в жизни А. С. Пушкина», «Лицей в жизни |
Пушкин и европеизация русской культуры |
Знать: основные факты жизни и творчества писателя; необходимые теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного процесса. Уметь: комментировать изученные ранее произведения А. С. Пушкина и доказательно их оценивать; использовать сведения по теории литературы в процессе оценки текста |
Беседа, проб- |
Задания по выбору учителя в соответ- |
20.11 |
|
Продолжение табл.
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
|
|
|
|
ческим данным и творчеству А. С. Пушкина. Чтение наизусть стихотворений поэта |
|
|
|
|
|
|
34 |
А. С. Пушкин. Образно-стилистическое богатство |
1 |
Систематизация ЗУН |
Взгляды поэтов на за- |
Раскрыть многообразие понимания свободы поэтом: свобода художника, политическая свобода, личная свобода. Проследить, как удается поэту воплотить в стихотворении образ друга, возлюбленной. Сопоставительный анализ стихотворений Пушкина с Библией, Кораном |
Знать: основные теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного процесса. Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; пользоваться различными видами справочной литературы |
Беседа, проб- |
Учить наизусть стихотворение по выбору обучающегося |
24.11 |
|
35 |
А. С. Пушкин. Поэма «Цыганы». Черты |
1 |
Систематизация ЗУН |
Трагизм мировосприятия и его преодоление. Художественно-изобразительные средства. |
Сопоставительный анализ |
Знать: содержание изуча- емого произведения. Уметь: анализировать |
Организация совместной |
Задания по выбору учителя в соответ- |
25.11 |
|
Продолжение табл.
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
|
романтизма. Образ главного героя. Смысл финала поэмы |
|
|
Ритмическая характе- |
|
жественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы |
учебной деятельности |
ствии с уровнем подготовленности обучаю-щихся |
|
|
36 |
А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». «Гений и злодейство» как главная тема в трагедии |
1 |
Систематизация ЗУН |
Взгляды поэтов на задачи поэзии и поэта в жизни общества. Философская лирика, анализ лирического стихотворения. Нравственная проблематика трагедии |
Сопоставительный анализ с произведениями Байрона |
Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; обращаться к ди-алогу в процессе обсуждения произведения |
Фронтальный опрос. Само-стоя-тельная работа |
Индивидуальные сообщения |
27.11 |
|
37 |
А. С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин». Своеобразие жанра и композиции |
1 |
Комбинированный |
Творческая история романа. Особая форма стихотворной строфы. Сюжет. Особенности жанра и композиции романа в стихах |
Определить суть споров современников Пушкина и современной критики о главных героях романа |
Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; учитывать позицию автора при анализе и оценке произведения |
Организация совместной |
Индивидуальные сообщения |
1.12 |
|
38 |
А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». |
1 |
Комбинирован- |
Эпиграф. Лирический герой. Лирические отступления. Отраже- |
Извлечение |
Знать: систему образов |
Организация совмест- |
Читать |
2.12 |
|
Продолжение табл.
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
|
Единство |
|
ный |
ние в романе социаль-ного, бытового и куль-турного уклада русской жизни начала ХIХ века. Проблема человека и культурной среды |
из справочной литературы |
строфы. Уметь: давать характеристику героям романа, показать проблему финала романа; выразительно читать отрывок из романа |
ной |
Онегин» |
|
|
39 |
А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений |
1 |
Комбинированный урок |
Лирические отступления. Проблема человека и культурной среды. Художественные особенности. Образ читателя и его значение в романе. Общечеловеческие и философские проблемы романа |
Извлечение |
Знать: систему образов Уметь: давать характеристику героям романа, показать проблему финала романа; выразительно читать отрывок из романа |
Организация совместной |
Индивидуальные сообщения |
4.12 |
|
40 |
А. С. Пушкин. Образ Онегина и тип «лишнего человека» в русской литературе |
1 |
Комбинированный |
Сюжет. Понятие лишний человек. Лирический герой. Общечеловеческие и философские проблемы романа. Трагические аспекты характера Онегина. Сюжет романа и темы лирических отступлений |
Определить суть споров современников Пушкина и современной критики о главных героях романа |
Знать: основные теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного процесса. Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению |
Организация совместной |
Задания по выбору учителя в соответ-ствии с уровнем подготовленности обучаю-щихся |
8.12 |
|
Продолжение табл.
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
41 |
А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Онегин и Ленский |
1 |
Комбинированный |
Отражение в романе |
Определить суть споров современников Пушкина и современной критики о главных героях романа |
Знать: систему образов Уметь: давать характеристику героям романа, показать проблему финала романа; выразительно читать отрывок из романа; комментировать изученные произведения и доказательно их оценивать |
Организация совместной |
Творческая работа |
9.12 |
|
42 |
А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Татьяна как «милый идеал» Пушкина |
1 |
Комбинированный |
Нравственная цельность характера Татьяны. Беседа по содержанию романа. Анализ образа Татьяны. Сопоставительная характеристика Татьяны и Ольги с опорой на таблицу |
Определить суть споров современников Пушкина и современной критики о главных героях романа |
Знать: содержание изуча- емого произведения. Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению |
Организация совместной |
Учить |
11.12 |
|
43 |
А. С. Пушкин. «Евге- |
1 |
Комбиниро- |
Проблема человека |
Извлечение |
Уметь: аргументированно формулировать свое |
Организация |
Учить |
15.12 |
|
Продолжение табл.
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
|
ний Онегин». Тема любви и долга |
|
ванный |
Художественные особенности. Общечеловеческие и философские проблемы романа. Трагические аспекты характера Онегина. Нравственная цельность характера Татьяны |
информации |
отношение к прочитанному произведению; обращаться к форме диалогической и монологической речи в процессе анализа и обсуждения произведения |
совместной |
письмо Онегина |
|
|
44 |
А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Нравственно-фило- софская проблематика произведения |
1 |
Комбинированный |
Общечеловеческие |
Определить суть споров современников Пушкина и современной критики о главных героях романа |
Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; харак- |
Организация совместной |
Индивидуальные сообщения |
16.12 |
|
45 |
А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Проблема |
1 |
Комбинированный |
Работа над теоретическими понятиями: сюжет, образ автора, лирические отступления. Тематика и роль лирических отступлений |
Извлечение |
Знать: систему образов Уметь: давать характеристику героям романа, показать проблему финала романа; выразительно читать отрывок из романа |
Организация совместной |
Презентации с применением ИКТ |
18.12 |
|
Продолжение табл.
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
46 |
А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строфа |
1 |
Комбинированный |
Чтение наизусть одного из лирических отступлений. Повторение понятия о реализме. Картины природы в романе. Особенности онегинской строфы |
Определить суть споров современников Пушкина и современной критики о главных героях романа |
Знать: систему образов Уметь: давать характеристику героям романа, показать проблему финала романа; выразительно читать отрывок из романа |
Организация совместной |
Презентации с применением ИКТ |
22.12 |
|
47– 48 |
Р/р. Классное сочинение по творчеству |
2 |
Комбинированный |
Систематизация знаний о значении и влиянии творчества Пушкина на творчество поэтов последующих поколений, формирование |
Выбор и использование выразительных средств языка с коммуника- |
Знать: общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные направления). Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров |
Само-стоя-тельная |
Анализ |
23.12
25.12
|
|
49 |
Тест по теме |
1 |
Контроль ЗУН по теме |
Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков |
Извлечение |
Знать: материал по теме, технологию тестовой работы с выбором варианта ответа. Уметь: работать с тестом |
Тренинг, практикум |
|
29.12 |
|
Продолжение табл.
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
50 |
Литература ХIХ века. Реализм как литературное направление |
1 |
Объяснение нового мате-риала |
Характеристика русской прозы, журналистики, критики ХIХ века. Реализм как литературное направление. |
Выявление «сквозных» тем и ключевых проблем рус-ской литера- |
Знать: общую характеристику и своеобразие русской литературы XIX века. Уметь: использовать |
Беседа, проблемные задания |
С. 193– 196, читать и анализировать |
30.12 |
|
51 |
М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные мотивы лирики |
1 |
Комбинированный |
Основные темы и мотивы в лирике М. Лермонтова, анализ лирического произведения, взгляды поэта на назначение поэзии. Особенности лирического героя |
Значение поэта для мировой и русской куль- туры |
Знать: основные факты жизни и творчества Уметь: выразительно читать изученное произведение, соблюдая нормы литературного произношения |
Организация совместной |
Презентации с применением ИКТ |
12.01 |
|
52 |
М. Ю. Лермонтов. Образ поэта в лермонтовской лирике. Поэт и его |
1 |
Комбинированный |
Образ поэта в лермонтовской лирике, анализ лирического произведения, взгляды поэта |
Свободная работа с текстами, на заданную |
Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы |
Организация совместной |
Выучить наизусть стихотворение (по выбору обучающегося) |
13.01 |
|
53 |
М. Ю. Лермонтов. Тема родины в лирике |
1 |
Комбинированный |
Тема родины в лирике М. Лермонтова, анализ лирического произве- |
Знать: содержание произведений поэта. Уметь: аргументированно формулировать свое |
Организация совместной |
Выучить |
15.01 |
|
Продолжение табл.
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
|
|
|
|
на назначение поэзии. |
|
отношение к прочитанному произведению |
учебной деятельности |
(по выбору обучающегося) |
|
|
54 |
М. Ю. Лермонтов. Природа и человек в философской |
1 |
Комбинированный |
Философская лирика М. Лермонтова, анализ лирического произведения, взгляды поэта на назначение поэзии. |
Выявление «сквозных» тем и ключевых проблем русской литературы |
Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению |
Организация совместной |
|
19.01 |
|
55 |
М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего вре-мени». Жанр социально-психологического романа. Образы |
1 |
Комбинированный |
Жанр социально-психологического романа. Особенности композиции романа, ее роль в раскрытии образа Печорина. Образы повествователей. Печорин в системе мужских образов романа. |
Свободная работа с текстами, на заданную |
Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою |
Организация совместной |
Задания по выбору учителя в соответ-ствии с уровнем подготовленности обучаю-щихся |
20.01 |
|
56 |
М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего вре-мени». Осо- |
1 |
Комбинированный |
Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей. «Герой нашего |
Определить суть споров |
Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: воспринимать |
Организация совместной |
Индивидуальные сообщения |
22.01 |
|
Продолжение табл.
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
|
бенности |
|
|
в системе образов романа. Литературная критика об образе Печорина |
критики о главных героях |
турного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою; использовать специфику рода, жанра, тематики, авторской манеры и позицию автора при анализе произведения |
деятельности |
|
|
|
57 |
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». |
1 |
Комбинированный |
Дружба в жизни Печорина. Печорин в системе мужских образов романа. Литературная критика об образе Печорина. Определение жанра |
Свободная работа с текстами, на заданную |
Организация совместной |
Индивидуальные сообщения |
26.01 |
|
|
58 |
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Тема любви и женские образы в романе |
1 |
Комбинированный |
Любовь в жизни Печорина. Женские образы романа и их роль |
Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему |
Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою |
Организация совместной |
Индивидуальные сообщения |
27.01 |
|
59 |
М. Ю. Лермонтов. Нравствен- |
1 |
Комбинированный |
Жанр социально-психологического романа. Нравственная пробле- |
Выявление «сквозных» тем и ключевых проблем рус- |
Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: воспринимать |
Организация совместной |
Презентации с применением ИКТ |
29.01 |
|
Продолжение табл.
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
|
ская проблематика произведения, проблема судьбы |
|
|
ратурная критика |
ской литера- |
определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою |
учебной деятельности |
|
|
|
60 |
Р/р. Подго-товка к сочинению по роману «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова |
1 |
Комбинированный |
Систематизация знаний о значении и влиянии творчества Лермонтова на творчество поэтов последующих поколений, формирование литературного процесса |
Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. Выявление «сквоз- ных» тем и ключевых проблем русской литера- туры |
Знать: основные теоретические понятия, содержание изученных произведений. Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров |
Беседа, проб- |
|
2.02 |
|
61 |
Тест по теме |
1 |
Контроль ЗУН по теме |
Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков |
Извлечение |
Знать: материал по теме, технологию тестовой работы с выбором варианта ответа. Уметь: работать с тестом |
Тренинг, практикум |
|
3.02 |
|
62 |
Н. В. Гоголь. Жизнь |
1 |
Комбинирован- |
Расширение представ-ления о личности писателя, его творческом |
Показать осо-бенности построения худо- |
Знать: основные факты жизни и творчества |
Беседа, проб-лемные |
С. 226– 228, читать и ана- |
5.02 |
|
Продолжение табл.
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
|
|
|
ный |
пути и художественном мире. Связь творчества с фольклором, своеобразие языка. Фантастика и реальность в произведениях. Гоголевское «двоемирие» |
жественного |
Уметь: обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в процессе анализа и обсуждения произведения |
задания |
лизиро- |
|
|
63 |
Н. В. Гоголь. Поэма «Мертвые души». История замысла, жанр и композиция поэмы |
1 |
Комбинированный |
Определить своеобразие композиции поэмы. Наличие большого количества внесюжетных элементов, подчиненная роль сюжета. «Микросюжеты» и их роль в поэме. Описания, их роль. Многообразие тематики и пафоса авторских отступлений |
Выявление «сквоз- ных» тем и ключевых проблем русской литера- туры |
Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою |
Организация совместной |
Презентации с применением ИКТ |
9.02 |
|
64– 65 |
Н. В. Гоголь. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Мес- то Чичикова |
2 |
Комбинированный |
Христианская позиция писателя. Своеобразие гоголевской типизации. Обобщающее значение образа Чичикова, своеобразие его характера. Своеобразие гоголев-ского комизма. Соот- |
Свободная работа с текстами, |
Знать: основные теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного процесса. Уметь: анализировать эпизод и его место в тексте, используя сведения |
Организация совместной |
Индивидуальные сообщения |
10.02
12.02 |
|
Продолжение табл.
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
|
в системе образов |
|
|
ношение сатиры и юмора. Образ повествователя, повествователь |
на заданную |
литературы |
|
|
|
|
66– 67 |
Н. В. Гоголь. Образы помещиков и чиновников и средства их создания |
2 |
Комбинированный |
Своеобразие композиции поэмы. Мир вещей в поэме «Мертвые души». Русь «мертвая» и Русь «живая». Христианская позиция писателя. Своеобразие гоголевской типизации, |
Свободная работа с текстами, на заданную |
Уметь: анализировать эпизод и его место в тексте, используя сведения по истории и теории литературы; обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в процессе анализа и обсуждения произведения |
Организация совместной |
Индивидуальные сообщения |
16.02
17.02 |
|
68 |
Н. В. Гоголь. Место в сюжете поэмы «Повести о Мокии |
1 |
Комбинированный |
Своеобразие композиции поэмы. Наличие большого количества внесюжетных элементов, подчиненная роль сюжета. «Микросюжеты» и их роль в поэме. Многообразие тематики и пафоса авторских отступлений. Свое- |
Свободная работа с текстами, на заданную |
Уметь: анализировать эпизод и его место в тексте, используя сведения по истории и теории литературы; использовать специфику рода, жанра, тематики, авторской манеры и позицию автора при анализе и оценке произведения |
Организация совместной |
Задания по выбору учителя в соответ-ствии с уровнем подготовленности обучаю-щихся |
19.02 |
|
Продолжение табл.
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
|
|
|
|
комизма. Соотношение сатиры и юмора. Образ повествователя, повествователь и автор |
|
|
|
|
|
|
69 |
Н. В. Гоголь. Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги |
1 |
Комбинированный |
Русь «мертвая» и Русь «живая». Христианская позиция писателя. Своеобразие гоголевской типизации. Соотношение сатиры и юмора. Образ повествователя, повествователь и автор |
Выявление «сквозных» тем и ключевых проблем рус- туры |
Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою |
Организация совместной |
Презентации с применением ИКТ |
24.02 |
|
70 |
Р/р. Подготовка к сочинению по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» |
1 |
Комбинированный |
Систематизация знаний о значении и влиянии творчества Лермонтова на творчество поэтов последующих поколений, формирование |
Выбор и использование выра- |
Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров; активно и доказательно использовать другие виды искусства в процессе изучения литературы |
Беседа, проб- |
|
26.02 |
|
Продолжение табл.
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
71 |
Тест по теме |
1 |
Контроль ЗУН по теме |
Определение уровня изученного материала. Тематический контроль знаний, умений, |
Извлечение |
Знать: материал по теме, технологию тестовой работы с выбором варианта ответа. Уметь: комменти-ровать текст |
Тренинг. Практикум |
|
2.03 |
|
72 |
Философское понимание мира Ф. И. Тют- |
1 |
Комбинированный |
Знакомство с основны- ми этапами жизненного и творческого пути поэта, с особенностями мировосприятия Тютчева. Философские основы произведений поэта. Основные темы поэзии. Способы раскрытия в любовной лирике драматических переживаний человека. Сопоставление текстов, особенности поэтики |
Тютчев и европейская лирика второй половины ХIХ века, зарождение символизма. А. Рембо |
Знать: основные этапы жизненного и творческого пути Ф. И. Тютчева; общую характеристику Уметь: показать основные особенности поэтического языка поэта; использовать специфику рода, жанра, тематики, авторской манеры при анализе и оценке произведения |
Беседа, проблемные задания |
Учить наизусть стихотворение (по выбору обучающегося) |
3.03 |
|
73 |
Лирика сова |
1 |
Комбинированный |
Знакомство с основными этапами жизни |
Журнальная полемика вокруг поэзии Некрасова. Творчество |
Знать: жизнь и творчество Н. А. Некрасова; тема- Уметь: показать тему народного страдания в ли- |
Организация совместной |
Учить |
5.03 |
|
Продолжение табл.
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
|
|
|
|
Н. А. Некрасова; некрасовской лирики; соотношение гражданственности и искусства; поэтизация жертвенности; поэтическая декларация; связь с русским фольклором; сказовый стиль произведений. Художественные особенности и своеобразие идейного содержания лирики поэта |
в русской критике второй половины XIX века |
рике Н. А. Некрасова; |
деятельности |
обучаю- |
|
|
74– 75 |
Любовь |
2 |
Комбинированный |
Знакомство с основны- ми этапами жизненного и творческого пути И. С. Тургенева, его художественным миром. Нравственные проблемы в повести. Свое- |
Психологизм и лиризм И. С. Тургенева |
Знать: понятие художественная деталь, содержание повести «Первая Уметь: характеризовать |
Организация совместной |
Анализ |
10.03
12.03 |
|
Продолжение табл.
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
76 |
Слово о Л. Н. Тол- стом. Обзор содержания автобиогра- |
1 |
Комбинированный |
Основные этапы жизненного и творческого пути Л. Н. Толстого. и патриотизма солдат |
Извлечение |
Знать: жизнь и творчество Л. Н. Толстого, понятия диалектика души, автобиографическая трилогия. Уметь: давать характеристику героям, выявлять проблематику литературного произведения; комментировать и доказательно оценивать произведение |
Беседа, проб- |
Задания по выбору учителя в соответ-ствии с уровнем подготовленности обучаю-щихся |
16.03 |
|
77 |
Особенности поэтики Л. Н. Толстого в повести «Юность». «Диалектика души» и чистота нравственного чувства |
1 |
Комбинированный |
Знакомство с основными этапами жизненного и творческого пути Л. Н. Толстого. «Диалектика души» и чистота нравственного чувства в трилогии «Детство. Отрочество. Юность» |
Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную |
Знать: жизнь и творчество Л. Н. Толстого, понятия диалектика души, автобиографическая Уметь: давать характе- |
Беседа, проблемные задания |
Анализ эпизодов |
17.03 |
|
78 |
Комическое и трагичес- |
1 |
Комбиниро- |
Общественно-политическая жизнь 80–90-х |
Жанр рассказа и искусство |
Знать: жизнь и творчество А. П. Чехова, понятие |
Организация |
Презентации с при- |
19.03 |
|
Продолжение табл.
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
|
кое в прозе Чехова. в футляре» |
|
ванный |
годов XIX века. Роль творчества А. П. Чехова. Личность и судьба писателя. Особенности художественного миро- |
европейской |
подтекста, отличия комического и сатирического текстов. Уметь: писать рецензию на один из лирико-драматических рассказов |
совместной |
менением ИКТ |
|
|
Литература XX века (24 часа) |
||||||||||
79 |
Образы Родины, природы, откровения души лирического |
1 |
Комбинированный |
Понятие об особенностях поэтического мира, музыкальности прозы И. А. Бунина. Откровения души лирического героя в стихотворениях поэта |
Извлечение |
Знать: основные сведения о жизни и творчестве И. А. Бунина. Уметь: характеризовать основные образы лирики |
Организация совместной |
Учить наизусть стихотворение (по выбору обучающегося) |
30.03 |
|
80 |
М. Горький. Автобиогра- |
1 |
Комбиниро- |
Знакомство с биографией и особенностями |
Свободная работа с текстами, |
Знать: основные сведения о жизни и творчестве |
Организация |
Анализ |
31.03 |
|
Продолжение табл.
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
|
фическая |
|
ванный |
творческого пути |
с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную |
М. Горького, обзорно автобиографическую трилогию «Мои университеты». Уметь: давать характе- |
совместной |
|
|
|
81 |
Творчество А. Блока. Женские образы в лирике поэта |
1 |
Комбинированный |
Показать эволюцию творчества А. Блока, своеобразие любовного чувства лирического героя, своеобразие реализации темы России в лирике Блока |
Традиции средневековой поэзии и поэзии Возрождения |
Знать: своеобразие лирики поэтов «серебряного» века, основные этапы Уметь: выделить художественные образы |
Организация совместной |
Учить наизусть стихотворение по выбору обучающегося |
2.04 |
|
82 |
С. Есенин и его судьба. Тема Родины и тема любви в лирике Есенина |
1 |
Комбинированный |
Эволюция творчества С. Есенина, тематика и проблематика лирики. Слово о Есенине и его судьбе. Эмоциональность и философская глубина поэзии |
Имажинизм. «Ключи Марии». Эстетическая программа поэта |
Знать: своеобразие лирики поэтов «серебряного» века, основные этапы Уметь: выделить художественные образы |
Организация совместной |
Учить наизусть стихотворение по выбору обучающегося |
6.04 |
|
Продолжение табл.
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
83 |
В. В. Мая- |
1 |
Комбинированный |
Знакомство с личностью, мировоззрением |
Анализ позитивной программы футуристов, реализация ее принципов |
Знать: своеобразие лирики поэтов «серебряного» века, основные этапы Уметь: выделить художественные образы в ли- |
Беседа, проб- |
Учить наизусть стихотворение по выбору обучающегося |
7.04 |
|
84 |
Поэзия |
1 |
Комбинированный |
Знакомство с личностью, мировоззрением |
Понятие лирической новеллы, средства художественной выразительности прозы и поэзии |
Знать: своеобразие лирики поэтов «серебряного» века, основные этапы Уметь: выделить художественные образы |
Организация совместной |
Учить наизусть стихотворение по выбору обучающегося |
9.04 |
|
85 |
Р/р. Анализ самостоя- |
1 |
Практическая работа |
Проверка сформированности навыка анализа лирического произве- |
Анализ произведения с точки зрения эстетической цен- |
Уметь: анализировать |
Организация совместной |
|
13.04 |
|
Продолжение табл.
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
86 |
Комедия М. А. Булга-кова «Мертвые души» по поэме |
1 |
Комбинированный |
Идейный замысел, |
Свободная работа с текстами, на заданную |
Знать: теоретический материал о сатире. Уметь: показать актуальность комедии Булгакова; письменно выражать свое мнение; участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою |
Беседа, проб- |
Задания по выбору учителя в соответ-ствии с уровнем подготовленности обучаю-щихся |
14.04 |
|
87 |
К юбилею М.А.Шолохова. Жизнь и творчество. Гуманизм шолоховской прозы |
1 |
Комбинированный |
Знакомство с личностью, мировоззрением |
Сопоставить художественный мир М. Шолохова и В. Некрасова в изображении будней |
Знать: основные этапы жизни и творчества Уметь: показать значение образа героя рассказа «Судьба человека», выявить роль пейзажных |
Организация совместной |
Индивидуальные сообщения |
16.04 |
|
88 |
М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиции. |
1 |
Комбинированный |
Роль композиции и сюжета в раскрытии авторского видения проблемы человеческого в человеке. Гуманистическое звучание произведения, художественное |
Свободная работа с текстами, |
Знать: основные этапы жизни и творчества Уметь: самостоятельно анализировать рассказ «Судьба человека»; |
Организация совместной |
Анализ |
20.04 |
|
Продолжение табл.
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
|
Проблема нравственного выбора. |
|
|
мастерство писателя. Психологическая точность и доброжелательность повествования |
информации на заданную |
с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения |
|
|
|
|
89 |
Р.р.Подготовка к сочинению по произведению М.А. Шолохова «Судьба человека» |
1 |
Урок развития речи |
|
|
|
|
|
21.04
|
|
90- 91 |
А. И. Солжени-цын. Слово о писателе. «Как жаль», «Матренин двор». Автобиографическая основа рас-сказа. Образ глав-ной героини |
2 |
Комбинированный |
Знакомство с лично-стью, мировоззрением |
Самостоятельная работа с текстами, с дополнительной литературой, поиск необходимой информации на заданную тему |
Знать: основные этапы жизни и творчества Уметь: выявлять авторскую позицию |
Беседа, проб- |
|
23.04
27.04
|
|
92 |
Р.Р.Развёрнутый ответ на вопрос «Образ русской женщины в пр-ии «Матрёнин двор» |
1 |
|
|
|
|
|
|
28.04 |
|
93 |
Стихотворения А. Твардовского |
1 |
Комбинированный |
Тема памяти в творчестве А. Твардов-ского. Историзм и публицизм стихотворений и поэм |
Свободная работа с текстами, |
Знать: основные этапы жизни поэта, лирику о войне. Уметь: вырази-тельно читать стих-я |
Организация сов-местной |
Презентации с применением ИКТ |
30.04 |
|
Продолжение табл.
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
|
|
|
|
|
на заданную |
отстаивать свою |
|
|
|
|
94 |
Русская В. М. Шукшина «Ванька Тепляшин» |
2 |
Комбинированный |
Понятие своеобразия |
Сравнение литературного процесса, его особенностей в России и европейских странах. Национальные особенности |
Знать: основные этапы жизни и творчества Уметь: показать особенности творчества В. Шукшина на примере рассказа «Ванька Тепляшин» |
Организация совместной |
Индивидуальные сообщения |
5.05 |
|
95 |
В. П. Астафьев. «Царь-рыба» |
1 |
Комбинированный |
Гуманистическое звучание произведения, художественное мастерство писателя. Краткий |
Свободная работа с текстами, на заданную |
Знать: основные этапы жизни и творчества Уметь: показать нравственные проблемы в произведении В. Астафьева «Царь-рыба»; участвовать в диалоге |
Беседа, проб- |
Индивидуальные сообщения |
7.05 |
|
96– 97 |
Нравственные проблемы в повести |
2 |
Комбинированный |
Композиционное и жанровое своеобразие повести. Различные психологические типы персонажей повести |
Знать: основные этапы жизни и творчества Уметь: показать проблемы, которые ставит писатель в повести «Деньги для Марии»; определять род и жанр произведения |
Организация совместной |
Индивидуальные сообщения |
12.05
14.05 |
|
Окончание табл.
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
98– 99 |
Смысл названия пьесы А. В. Вампилова «Старший сын» |
2 |
Комбинированный |
Раскрыть идейное звучание произведения, художественное мастерство писателя, показать традиции и новаторство драматургии А. В. Вампилова |
Свободная работа с текстами, на заданную |
Знать: основные этапы жизни и творчества Уметь: показать художественные особенности и идейное своеобразие пьесы «Старший сын» |
Организация совместной |
Индивидуальные сообщения |
18.05
19.05 |
18.05
18.05 |
100 |
Поэзия |
1 |
Комбинированный |
Раскрыть единство |
Знать: понятие поэзия «оттепели», основных авторов этого времени. Уметь: выразительно читать стихотворение, соблюдая нормы литературного произношения |
Организация совместной |
Презентации с применением ИКТ |
21.05 |
19.05 |
|
101 |
Тест по теме «Литература XX века» |
1 |
Контроль ЗУН по теме |
Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков |
Извлечение необходимой информации из справочной литературы |
Знать: материал по теме, технологию тестовой работы с выбором варианта ответа. Уметь: работать с тестом |
Тренинг, практикум |
|
|
21.05 |
102 |
Итоговый урок.«Золо-той век русской литературы» |
2 |
Комбинированный |
Обобщить изученное по теме, систематизировать материал, совершенствовать навык письменной речи учащихся |
Уметь создавать сочинения разных жанров на литературные темы |
Уметь: писать рецензии на прочитанные произведения на литературные |
Презен- тации уч-ся, выступления |
Презентации с применением ИКТ |
|
21.05 |
Ресурсное обеспечение программы
Для учителя.
-
Золотарева И.В., Корнеева М.С. и др. Поурочные разработки по литературе.9 класс.- М.: Вако, 2004
-
Журнал « Литература в школе».
-
Литература. Приложение к газете «Первое сентября».
-
Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М., 2000.
-
Фогельсон И.А. Литература учит. — М., 1998.
-
Турьянская М.В., Гороховская Н.И. Литература 19 века: материалы для подготовки к экзаменам. — М., 2002.
-
Липина Е.Ю. Литература. Тесты к учебникам-хрестоматиям под ред. Т.Ф. Курдюмовой.5-9 классы
-
Мультимедиа энциклопедия.
-
Литература. Библиотека электронных наглядных пособий. ООО «Физикон» ООО «Дрофа» Зинина Е.А. Теория литературы в таблицах.
Для учащихся.
-
Литература: справочные материалы для школьника. – М., 1994.
-
Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М., 2000.
-
Кондрашов В.Н, Литературные викторины. – М, 1968.
-
Козак О.Н. Литературные викторины. – С-Пб., 1998.
-
Полухина В.Т. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе 9 класс. – М., 2000.
-
Турьянская М.В., Гороховская Н.И. Литература 19 века: материалы для подготовки к экзаменам. — М., 2002.
-
Фогельсон И.А. Литература учит. — М., 1998.
-
Я познаю мир: литература, сост. Чудакова, (детская энциклопедия). – М., 1998.
ИНТЕРНЕТ-ресурсы по литературе
Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы» http://lit.1september.ru/
Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала http://litera.edu.ru
ВiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки http://www.bibliogid.ru
Виртуальный музей литературных героев http://www.likt590.ru/project/museum/
В помощь молодому педагогу: сайт учителя русского языка и литературы Л.О. Красовской http://skolakras.narod.ru
Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО http://ruslit.ioso.ru
Методика преподавания литературы http://metlit.nm.ru
Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия http://www.foxdesign.ru/legend/
Русская виртуальная библиотека http://www.rvb.ru
Слова: поэзия Серебряного века http://slova.org.ru
Стихия: классическая русская / советская поэзия http://litera.ru/stixiya/
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» http://www.feb-web.ru
Писатели и литературные произведения
Академик Дмитрий Сереевич Лихачев http://likhachev.lfond.spb.ru
Белинский Виссарион Григорьевич http://www.belinskiy.net.ru
Булгаковская энциклопедия http://www.bulgakov.ru
Герцен Александр Иванович http://www.gercen.net.ru
Гоголь Николай Васильевич http://www.nikolaygogol.org.ru
Гончаров Иван Александрович http://www.goncharov.spb.ru
Грибоедов Александр Сергеевич http://www.griboedow.net.ru
Добролюбов Николай Александрович http://www.dobrolyubov.net.ru
Достоевский Федор Михайлович http://www.dostoevskiy.net.ru
Жуковский Василий Андреевич http://www.zhukovskiy.net.ru
Лев Толстой и «Ясная Поляна» http://www.tolstoy.ru
Карамзин Николай Михайлович http://www.karamzin.net.ru
Крылов Иван Андреевич http://www.krylov.net.ru
Куприн Александр Иванович http://www.kuprin.org.ru
Лермонтов Михаил Юрьевич http://www.lermontow.org.ru
Островский Александр Николаевич http://www.ostrovskiy.org.ru
Некрасов Николай Алексеевич http://www.nekrasow.org.ru
Пушкин Александр Сергеевич http://www.aleksandrpushkin.net.ru
Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович http://www.saltykov.net.ru
Толстой Лев Николаевич http://www.levtolstoy.org.ru
Тургенев Иван Сергеевич http://www.turgenev.org.ru
Тютчев Федор Иванович http://www.tutchev.net.ru
Фонвизин Денис Иванович http://www.fonvisin.net.ru
Чернышевский Николай Гаврилович http://www.chernishevskiy.net.ru
Чехов Антон Павлович http://www.antonchehov.org.ru
Произведения для заучивания наизусть.
-
Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»).
-
М.В.Ломоносов. Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния (отрывок по выбору учащихся).
-
Г. Р. Д е р ж а в и н. Властителям и судиям. Памятник (на выбор).
-
А, С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чацкого).
-
А. С. Пушкин. К Чаадаеву. Анчар. Мадонна. Пророк. «Я вас любил…» (по выбору учащихся).
-
Евгений Онегин (отрывок по выбору учащихся, например «Письмо Татьяны», «Письмо Онегина»).
-
М. Ю. Лермонтов. Смерть Поэта. «И скучно и грустно». Родина. Пророк. Молитва (по выбору учащихся).
-
А. Блок. «Ветер принес издалека…». «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…» (на выбор).
-
С. А. Есенин. «Край ты мой заброшенный…». «Не жалею, не зову, не плачу…». «Разбуди меня завтра рано…». «Отговорила роща золотая…» (по выбору учащихся).
-
B. В. Маяковский. Люблю (отрывок).
-
М. И. Цветаева. «Идешь, на меня похожий…». «Мне нравится, что вы больны не мной…». Стихи о Москве. Стихи к Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина» (по выбору учащихся).
-
Н.А.Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…». «Где-то в поле возле Магадана…». О красоте человеческих лиц. Можжевеловый куст. Завещание (по выбору).
-
А. А. Ахматова. Сероглазый король. Молитва. «Не с теми я, кто бросил землю…». «Что ты бродишь неприкаянный…». Муза. «И упало каменное слово…» (по выбору).
-
А.Т.Твардовский. Весенние строчки. «Я убит подо Ржевом…» (отрывок).
-
Произведения для внеклассного чтения.
-
Повесть временных лет.
-
Д. И. Ф о н в и з и н. Бригадир.
-
Стихотворения М.В.Ломоносова, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, К. Ф. Рылеева, К.Н.Батюшкова, Е. А. Баратынского.
-
А. Н. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву.
-
Н. М. Карамзин. История государства Российского.
-
А. С. П у ш к и н. Стихотворения. Борис Годунов. Маленькие трагедии.
-
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения.
-
Н. В. Гоголь. Петербургские повести.
-
А. Н. Островский. Пьесы.
-
Стихотворения Н. А. Некрасова, Ф. И.Тютчева, А. А.Фета, А. Н. Майкова, Я. П. Полонского.
-
И. С. Тургенев. Первая любовь. Стихотворения.
-
Л. Н. Толстой. Отрочество. Юность.
-
Ф. М.Достоевский. Белые ночи.
-
А. П. Чехов. Рассказы. Водевили.
-
И. А. Бунин. Рассказы. Стихотворения. Жизнь Арсеньева.
-
М. Го р ь к и й. Мои университеты.
-
Стихотворения А. А. Блока, С. А. Есенина, В.В.Маяковского, М. И. Цветаевой, А. А. Ахматовой, Н. А. Заболоцкого, А. I Твардовского, Н. М.Рубцова, ЕА. Евтушенко, А.А. Вознесенского, Б.А. Слуцкого, И.А Бродского и др.
-
М. А. Булгаков. Рассказы.
-
Повести и рассказы Н.С.Лескова, В. В. Га р шин а, Г.И.Успенского, М.А.Шолохова, Ю.В.Трифонова, В. П.Астафьева.
-
Исторические произведения А.Н.Толстого, Ю.Н.Тынянова, М.Алданова, М. А. Осоргина, К.Г.Паустовского и др.
-
Сатирические произведения А.Т.Аверченко, Тэффи, М. М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, Ф. Искандера и др.
-
Научная фантастика А. Р. Беляева, И. А. Ефремова, братьев Стругацких, К. Булычева и др.
-
Пьесы А. В. Вам лилова, В. С. Розова.
-
Повести о Великой Отечественной войне Г. Я. Бакланова, Ю. В. Бондарева, В. В. Быкова и др.
Из зарубежной литературы
1.У. Шекспир. Комедии и трагедии.
2.Ж.-Б. Мольер. Комедии.
3.Дж. Г. Байрон. Стихотворения.
4.О. де Бальзак. Отец Горио. Евгения Гранде.