Рабочая программа по технологии 3 класс Т.М. Геронимус

«Согласовано»

Руководитель МО

_____________ / Пчелова Е.В.

Протокол № _____ от

«___»____________ 2012 г.


«Согласованно»

Заместитель руководителя

по УВР МОУ Лицея № 8

г. Буденновска

_____________ / Сиденко Л.В. «___»___________ 2012 г.


«Утверждено»

Директор МОУ Лицея № 8

г. Буденновска

_____________ / Герман М.А.

Приказ № _____ от

«___»___________ 2012 г.







Рабочая программа педагога

I категории

Гапаровой Татьяны Ивановны

по технологии

3 «Б» класс




рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____ от

«___»___________ 2012 г.




2012 – 2013 уч. год


Технология 3 класс

(2 ч в неделю - 68 ч)


Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Трудовое обучение» 3 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по курсу «Трудовое обучение. 1-4 классы» автор Т.М. Геронимус «Я всё умею делать сам». Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возвратных особенностей младших школьников.

В федеральном базисном учебном плане на изучение трудового обучения отводится 2 часа в неделю. На изучение программного материала отводится 68 часов.

Данный учебный предмет реализует следующие цели:

- освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира;

- развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления;

- овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности;

- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда;

- умение выделять признаки и свойства предмета;

- умение высказывать суждения на основе сравнения качеств предметов;

- практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Задачи обучения:

- учить соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при организации рабочего места, при работе с колющими и режущими инструментами, применяемыми для обработки различных материалов, предусмотренных программой;

- учить размышлять по осознанию предстоящей практической деятельности: анализировать конструкцию изделия, технологию его изготовления, давать названия используемых материалов и ряда их свойств;

- учить распознавать способы соединения деталей и их размеров;

- самостоятельно составлять технологическую цепочку при изготовлении изделий;

- учить пользоваться приемами разметки, понимать простейшие технические эскизы и рисунки.

Данная программа изучается во всех классах начальной школы, тем самым обеспечивается целостность образовательного процесса и призвана сформировать у школьника умение самостоятельно ориентироваться в любом задании. Учебная трудовая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира, в котором школьнику отводится активная роль преобразователя.

На уроках в 3 классе расширяются и систематизируются знания об аппликационных технологиях, осваиваются новые операции: расплетывание соломенных трубочек в ленточку; изготавливаются планшеты, дается понятие канта и окантовки. Обучающиеся знакомятся с разметкой прямоугольника в 4 шага и экономной разметкой круга циркулем, изготовляют из прямоугольников ажурные игрушки и т.д. проводят опыты и лабораторные работы с ватой, с поролоном и синтипоном. Через них знакомятся с их свойствами.

Обучающиеся учатся работать в бригадах с целью научится работать дружно и согласованно. Работают со спилами, пробкой, проволокой, шишками, приобретают навыки работы с шилом, буравчиком, изучают правила безопасной работы с ними.

Особое место отводится работе с полуфабрикатами, изготовлению необычных упаковок. Расширяется кругозор обучающихся, они осваивают новые инструменты - пилы, лобзики, знакомятся с новыми понятиями, учатся изготавливать упаковки для игрушек, рассчитывают их размеры.

Уделяется большое внимание практической деятельности по освоению текстильных материалов и лабораторным работам по сравнению их свойств. По изготовлению изделий из ткани введены операции по склеиванию деталей полиэтиленом.

Учебным планом отводятся часы на сборку моделей и макетов из бумаги. Однако экономическое состояние общества, материальное положение семей обучающихся вынуждает организовывать труд детей на уроках с применением главным образом тех материалов, которые родители в состоянии приобрести. В связи с этим часы по сборке моделей и макетов из деталей конструктора приходится заменить домашним трудом, где обучающиеся знакомятся с современной бытовой техникой, используемой в домашних условиях.

Обобщением и итогом проверки умений и навыков, обучающихся в овладении основными технологическими приемами, являются уроки по изготовлению творческих проектов. Здесь обучающиеся показывают все, чему они научились.

Основные содержательные линии «Трудового обучения» определены стандартом начального образования и представлены в примерной программе 5 разделами: «Учимся размышлять», «Готовимся к практической работе», «Учимся выполнять новые операции», «За год мы узнали новые слова».

Первый раздел «Учимся размышлять», определяет со­держание и характер совместной работы учителя и обучающегося по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, названия используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытно­му исследованию.

Второй раздел программы «Готовимся к практической работе» предусматривает перечень самостоятельных и коллективных действий по подготовке рабочего места, осознан­ному отбору нужного количества материала и по чтению инст­рукционной карты, обеспечивающей возможность обойтись без помощи учителя при изготовлении изделия.

Третий и четвертый разделы «Учимся выполнять новые операции» и у нас получаются красивые изделия, определяют круг операций, осваиваемых на уроках, и перечень рекомендуемых изделий.

Последний раздел программы «За год мы узнали новые слова», является своеобразным справочником - контро­лером для учителя, организующего на уроке труда усвоение тер­минов, причем все перечисленные слова вводятся в урок не на уровне определения, а на уровне распознавания по смыслу, т. е. обучающемуся мы задаем вопросы в форме: «Как называется этот инструмент? Не можешь ли сказать, почему? Что им дела­ют, какие у него есть «родственники»?»

В данный УМК входят:

Учебник для 3 класса «Я всё умею делать сам» (автор Геронимус Т.М.)

Учебник - тетрадь для 3 класса «Я всё умею делать сам» (автор Геронимус Т.М.)

Работаем с удовольствием: методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию комплекта учебников-тетрадей по трудовому обучению в школе. 1-4 классы (автор Геронимус Т.М.)

Методическое пособие «Уроки технологии в 3 классе» (автор Геронимус Т.М.)

Н.А.Тараканова «Поурочные планы по учебнику Т.М. Геронимус «Маленький мастер»

Содержание программы

3 класс (68 ч)

Учимся размышлять

1. Принимаем участие в коллективном обсуждении конструкции, рассматривая образец изделия в сборе.

Сравниваем технический рисунок и эскиз развертки с образ­цом изделия, различаем на графических изображениях линии контура, разреза внутри контура, линии сгиба, размерные и вы­носные.

Самостоятельно подсчитываем габаритные размеры по имею­щимся частным, определяем величину необходимой заготовки. Ищем зависимость размеров конусообразной детали от величи­ны части используемого круга.

2. Коллективно обсуждаем технологию изготовления изделия, обосновывая выбор и чередование операций, заменяем трудоемкие операции на более простые без ущерба для качества работы.

3. Перечисляя необходимый инструментарий, выделяем правила безопасной работы, требующие их соблюдения на конкретном уроке.

Различаем рабочие части у инструментов: грифель у каран­даша, тонкая грань у фальцовки, грань со шкалой у линейки, по­лотно с режущим краем у ножа и ножниц, острие у иглы и бу­лавки, щетинка у кисточки, игла у шила.

Обосновываем план оснащения рабочего места.

4. Осознанно выбираем для изготовления изделий материалы: коробочный, переплетный и цветной картон, коленкор, ледерин, цветная бумага для аппликаций, глянцевая календарная бумага, бархатная бумага.

Белая, набивная и гладкокрашеная хлопчатобумажная ткань, тесьма «вьюнок», катушечные нитки № 40 и, 50, мулине.

Силикатный клей, ПВА, резина, полимерная пленка, природ­ные минеральные материалы: ракушки, скорлупа яиц.

  1. Исследуем изменения линейных размеров и прочности бу­маги при намокании.

  2. Устанавливаем основные технологические этапы изготов­ления бумаги в промышленности.


Готовимся к практической работе

  1. Самостоятельно размещаем на рабочем месте в нужном порядке с соблюдением правил хранения колющие и режущие инструменты. Проверяем их исправность.

  2. В зависимости от используемого материала оборудуем ме­ста санитарно-гигиеническим инвентарем и приспособлениями.

  3. Читаем графическую и словесную инструкционную карту, проверяем соответствие размеров заготовки габаритным разме­рам деталей на эскизе.


Учимся выполнять новые операции

Вырезаем по разметке ножом окно в картонной заготовке.

Прокалываем картон шилом.

Выполняем рицовку на картоне.

Окантовываем картон бумажными полосами.

Склеиваем дугообразный край сектора в «фунтик».

Наклеиваем разглаженные соломинки встык на кальку.

Пришиваем пуговицы в прокол.

Пришиваем швом через край тесьму и сутаж.

Окрашиваем ткань гуашевой краской по трафарету.

Вышиваем тамбурным швом.

Наматываем нитяной кокон на резиновую основу.

Плетем плоские и объемные изделия из одиночных бумажных полос.

Окрашиваем бумагу набрызгом.

Наклеиваем мельчайшие кусочки лоскутной мозаики (прищипываем)

У нас получаются красивые изделия

I. Хозяйственные принадлежности

  1. Грелка на чайник.

  2. Папочка для кулинарных рецептов.

  3. Игольница - сердечко.

П. Для оборудования рабочего места

  1. Складная коробка-матрешка.

  2. Цветок-булавочница из рассеченных кругов.

III. Игрушки для себя и друзей

1. Ежик из рассеченных бумажных кругов.

2. Объемные игрушки из природных материалов, соединенных клеем и шпильками.

  1. Колобок из помпона.

  2. Картонная елка с хороводом фигурок (друзья на празднике).

IV. Сувениры

1. Прорезная закладка.

2. Бумажные аппликации (выпуклая из «фунтиков» и прищипанная мозаика).

3. Мартишоры («букет цветов» из кругов).

  1. Пасхальные сувениры из скорлупы (вся поверхность по­крыта выпуклыми бумажными цветами).

  2. Аппликация из дробленой яичной скорлупы на цветочном горшочке.

  3. Настенные панно из засушенных листьев, цветов и соцве­тий, разглаженной соломки.

7. Закладка из искусственной кожи «цветочек».

V. Все для праздника

1. Оборудование праздничного стола: настольные цилиндри­ческие куклы-салфетницы из картона и бумаги, декоративное украшение «веселые струйки», картонный поднос, украшенный мраморной бумагой и блестками, фигурки из бумажных салфе­ток (сдвоенный конус, пальмовый лист).

  1. Елочные украшения: цилиндрические игрушки (фонтан­чик), конусообразные (колокольчик), ажурные (бумажный фонарик и гирлянда, нитяной кокон), плоские подвески (жар-птица, зимнее солнышко).

  2. Детали карнавального костюма: полумаска с кружевами, гвоздика из крепированной бумаги, ажурный кожаный пояс.


За год мы узнали новые слова

Овал, сектор, дуга, технический рисунок, развертка.

Окантовка, прищипывание, петельный шов.

Туесок, планшет, покровный материал, сторонка, корешок, отстав, шлиц, кокон.

Лекало, пяльца, напальчник.

Сутаж, копировальная бумага, тесьма


Основные требования к уровню знаний и умений учащихся в 3 классе

В процессе освоения предметного содержания трудового обучения у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:

К концу 3 класса учащиеся должны знать:

- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами, применяемыми для обработки различных материалов, предусмотренных программой;

- название изученных материалов и инструментов, их назначение;

- правила планирования и организации труда;

- способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренных программой.

Обучающиеся должны уметь:

- выполнять правила безопасности труда;

- правильно использовать инструменты и приспособления в работе;

- самостоятельно планировать и организовывать свой труд;

- самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, замыслу);

- экономно и рационально расходовать материалы;

- контролировать правильность выполнения работы.


Тематический план учебного курса


Период обучения

Количество часов


п/п

Наименование раздела

Всего часов

1 четверть

18


1

Изделия из бумаги

27

2 четверть

14


2

Комплексные работы

27

3 четверть

20


3

Окрашивание бумаги

1

4 четверть

16


4

Экскурсии

1

Итого

68


5

Общественно полезный труд

2




6

Изделия из ткани

9




7

Опыт

1





Итого

68








Календарно – тематическое планирование


п/п

Дата проведения

Наименование раздела

Тема урока

Основные термины и понятия

план

факт

1 четверть (18 ч)

1



Изделия из бумаги (1 ч)

Складная «коробка – матрешка»

Правила безопасной работы. Материалы и инструменты. Приемы складывания коробки с крышкой.

2



Экскурсия (1 ч)

Экскурсия в парк за природным материалом

Опавшие листья, созревшие плоды, сухие ветки

3



ОПТ (1 ч)

Сортировка и закладка на хранение собранного материала

Правила хранения, засушивания, сортировка по видам и размерам

4



Комплексные работы

(6 ч)


Настенное панно из листьев «Каркуша»

Правила приклеивания и сушки листовых природных материалов. Соотношение окраски лицевой и изнаночной поверхностей.

5



Аппликация «Букет»

6



Аппликация «Букет»

7



Плоские аппликации из разглаженной соломки. Кленовый лист.

Приемы обработки соломки. Правила подбора заготовок по цвету, блеску, направлению волокон.

8



Плоские аппликации из разглаженной соломки. Бабочка

9



Плоские аппликации из разглаженной соломки. Утенок.

10



Изделия из бумаги (5 ч)

«Прищипанные» аппликации. Медаль «Собачка»

Разновидности плоских мозаичных аппликаций. Приемы отрывания и наклеивания “лепестков” аппликации.

11



«Прищипанные» аппликации. «Карандаш»

12



Двойная поздравительная открытка с окном и выпуклыми цветами.

Фальцовка, сгибание бумаги. Разметка на глаз. Мозаика, приемы скручивания «торцовочки»

13



Двойная поздравительная открытка с окном и выпуклыми цветами.

14



Прорезная (ажурная) закладка.

Правила чтения эскиза.

15



Опыт (1 ч)

Производство бумаги. Свойства бумаги.

Основные технологические этапы производства бумаги, свойства бумаги

16



Изделия из бумаги (3 ч)

Друзья на празднике. Картонная елка с хороводом фигурок.

Приемы вырезания внутренних углов. Приемы соединения деталей в щелевой замок.

17



Друзья на празднике. Картонная елка с хороводом фигурок.

18



Друзья на празднике. Картонная елка с хороводом фигурок.

2 четверть (14 ч)

19



Окрашивание бумаги

(1 ч)

Окрашивание бумаги под мрамор.

Правила безопасности при крашении бумаги. Раствор, окраски бумаги окунанием

20



Изделия из бумаги (9 ч)

Картонный поднос - сет, украшенный мраморной бумагой

Приемы защиты окрашенной бумаги при увлажнении.

21



Картонный поднос - сет, украшенный мраморной бумагой

22



Фигурки из бумажных салфеток: простой и двойной конусы.

Алгоритм складывания. Чтение инструкционной карты.

23



Елочная подвеска «Фонтанчик»

Правила разметки циркулем. Приемы склеивания конуса

24



Елочная подвеска «Фонтанчик»

25



Елочная подвеска «Колокольчик»

26



Елочная подвеска «Жар - птица»

Приемы разметки по линейке и угольнику

27



Ажурный фонарик

Приемы прорезания ножницами

28



Ажурная гирлянда

29



Комплексные работы

(4 ч)

Елочная подвеска «Зимнее солнышко».

Прием фигурного обтягивания круга нитью по зубчатому краю.

30



Елочная подвеска «Зимнее солнышко».

31



«Полумаска» с кружевами.

Правила вырезания заготовки по внутреннему контуру.

32



«Полумаска» с кружевами.

3 четверть (20 ч)

33



Комплексные работы

(4 ч)


Изделия из рассеченных кругов. «Цветок-булавочница».

Деление круга на секторы складыванием. Приемы склеивания дугообразного края в фунтик.

34



Изделия из рассеченных кругов. «Цветок-булавочница».

35



Изделия из рассеченных кругов. «Ежик».

36



Изделия из рассеченных кругов. «Ежик».

37



Работа с тканью (7 ч)


Сувенирная игольница «Сердечко»

«Петельный» и «потайной» швы. Приемы вырезания деталей с отверстием внутри.


38



Сувенирная игольница «Сердечко»

39



Сувенирная игольница «Сердечко»

40



Грелка на чайник.

Происхождение шерстяных тканей, их свойства. Выкройка деталей. Шов «ручная строчка»


41



Грелка на чайник.

42



Грелка на чайник.

43



Грелка на чайник.

44



Комплексные работы

(4 ч)

Мартишоры «Цветы из кругов».

Свойства полимерной пленки, приемы ее разметки и перегибания круга в цветок.

45



Мартишоры «Цветы из кругов».

46



Колобок из нитяного помпона

Приемы использования обрезков старых ниток. Приемы намотки ниток на шаблон.

47



Колобок из нитяного помпона

48



Изделия из бумаги (5 ч)

Папочка для вкусностей (кулинарных рецептов)

Последовательность действий при разметке на просвет.. Приемы продавливания линий сгиба фальцовкой.

49



Папочка для вкусностей (кулинарных рецептов)

50



Бумажные лепестковые цветы.

Изгибание заготовки в двух плоскостях.

51



Бумажные лепестковые цветы.

52



Декоративное украшение «Веселые струйки».


Приемы использования старых обрезков цветной бумаги.

4 четверть (16 ч)

53



Изделия из бумаги (2 ч)

Декоративные настольные куклы из цилиндра.

Приемы работы на гнутой поверхности.

54



Декоративные настольные куклы из цилиндра.

55



Комплексные работы

(4 ч)

Пасхальные сувениры – игрушки из скорлупы

Выкройки из ткани овальной формы. Особенности наклеивания тканых деталей на сферу.

56



Пасхальные сувениры – игрушки из скорлупы

57



Закладка «Цветочек»

Свойства и технологические возможности искусственной кожи. Разметка, вырезание, склеивание искусственной кожи.

58



Плетеный кожаный пояс.

59



Изделия из бумаги (2 ч)

Гвоздика из крепированной бумаги

Свойства крепированной бумаги.


60



Гвоздика из крепированной бумаги

61



Комплексные работы

(4 ч)

Объемная игрушка «Бедная Баба Яга».

Приемы работы с природным материалом.

62



Объемная игрушка «Веселые медвежата».

63



Аппликация из дробленной яичной скорлупы.

Приемы подготовки яичной скорлупы к работе.

64



Аппликация из дробленной яичной скорлупы.

65



Декоративная салфетка, расписанная гуашью

Приемы нанесения рисунка на ткань

66



Работа с тканью (2 ч)


Игрушки из нитяного ажурного кокона.

Технология изготовления ажурного нитяного кокона. Отделка кокона бумажными деталями.

67



Игрушки из нитяного ажурного кокона.

68



ОПТ (1 ч)

Папка для сушки склеенных плоских изделий



Добавить комментарий