Рабочая программа по технологии 2 класс Т.М. Геронимус

«Согласовано»

Руководитель МО

_____________ / Пчелова Е.В.

Протокол № _____ от

«___»____________ 2011 г.


«Согласованно»

Заместитель руководителя

по УВР МОУ Лицея № 8

г. Буденновска

_____________ / Сиденко Л.В. «___»___________ 2011 г.


«Утверждено»

Директор МОУ Лицея № 8

г. Буденновска

_____________ / Герман М.А.

Приказ № _____ от

«___»___________ 2011 г.







Рабочая программа педагога

I категории

Гапаровой Татьяны Ивановны

по технологии

2 «Б» класс




рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____ от

«___»___________ 2011 г.




2011 – 2012 уч. год


Технология 2 класс

(2 ч в неделю - 68 ч)


Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Трудовое обучение» 2 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по курсу «Трудовое обучение. 1-4 классы» автор Т.М. Геронимус «Я всё умею делать сам». Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возвратных особенностей младших школьников.

В федеральном базисном учебном плане на изучение трудового обучения отводится 2 часа в неделю. На изучение программного материала отводится 68 часов.

Рабочая программа 2 класса направлена на формирование умения самостоятельно ориентироваться в любой работе, т. е. учебная трудовая деятельность рассматрива­ется как средство познания окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя. Для полной реализации рабочей программы на уроках трудового обучения используются различные формы, методы и приёмы работы, направленные на развитие творческих способностей, пространственного воображения, ассоциативного мышления, наблюдательности.

Во 2 классе руководство учителя распространяется уже на обучение распо­знаванию способов соединения деталей и их размеров, и опериру­ют учащиеся не только материальными предметами, но и их гра­фическими изображениями: дети учатся читать простейшие эски­зы прямоугольной и круглой заготовок.

При обсуждении технологии изготовления изделия второклассники, уже имеющие существенный опыт выполнения опера­ций в 1 классе, самостоятельно составляют технологическую це­почку из карточек.

В части теоретического рассмотрения вопросов материалове­дения во 2 классе предусмотрены наблюдения и опытное исследование некоторых физических и механических свойств бу­маги, ткани, полиэтилена в сравнении друг с другом и измене­ния этих свойств в зависимости от разного вида воздействия на материал: сминание, смачивание, растяжение, нагревание, по­крытие защитной оболочкой из другого материала.

Основные содержательные линии «Трудового обучения» определены стандартом начального образования и представлены в примерной программе 5 разделами: «Учимся размышлять», «Готовимся к практической работе», «Учимся выполнять новые операции», «За год мы узнали новые слова».

Первый раздел «Учимся размышлять», определяет со­держание и характер совместной работы учителя и обучающегося по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, названия используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытно­му исследованию.

Второй раздел программы «Готовимся к практической работе» предусматривает перечень самостоятельных и коллективных действий по подготовке рабочего места, осознан­ному отбору нужного количества материала и по чтению инст­рукционной карты, обеспечивающей возможность обойтись без помощи учителя при изготовлении изделия.

Третий и четвертый разделы «Учимся выполнять новые операции» и у нас получаются красивые изделия, определяют круг операций, осваиваемых на уроках, и перечень рекомендуемых изделий.

Последний раздел программы «За год мы узнали новые слова», является своеобразным справочником - контро­лером для учителя, организующего на уроке труда усвоение тер­минов, причем все перечисленные слова вводятся в урок не на уровне определения, а на уровне распознавания по смыслу, т. е. обучающемуся мы задаем вопросы в форме: «Как называется этот инструмент? Не можешь ли сказать, почему? Что им дела­ют, какие у него есть «родственники»?»


Трудовое обучение во 2 классе направлено на достижение следующих целей:

- развитие умения самостоятельно ориентироваться в любой работе;

- освоение знаний о конструкции изделия, устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами;

- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, желания рассматривать и изучать форму предметов; потребности участвовать в творческой деятельности.

В данный УМК входят:

Учебник для 2 класса «Я всё умею делать сам» (автор Геронимус Т.М.)

Учебник - тетрадь для 2 класса «Я всё умею делать сам» (автор Геронимус Т.М.)

Работаем с удовольствием: методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию комплекта учебников-тетрадей по трудовому обучению в школе. 1-4 классы (автор Геронимус Т.М.)

Методическое пособие «Уроки технологии во 2 классе» (автор Геронимус Т.М.)

Н.А.Тараканова «Поурочные планы по учебнику Т.М. Геронимус «Маленький мастер»



Содержание программы

2 класс (68 ч)

п/п

Наименование раздела

Всего часов

1

Работа с бумагой и картоном

24

2

Комплексные работы

25

3

Окрашивание бумаги

4

4

Экскурсии

1

5

Общественно полезный труд

2

6

Работа с тканью

12


Итого

68















Основные требования к уровню знаний и умений учащихся во 2 классе


В процессе освоения предметного содержания трудового обучения у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:

- наблюдать объекты окружающего мира;

- уметь работать с бумагой, пластилином, природным материалом, тканью;

- вырезать ножницами, работать с иглой;

- размечать по лекалу контуры деталей;

- размещать на рабочем столе инструменты индивидуального пользования, приспособления;

- выполнять правила безопасной работы;

- уметь пользоваться приобретёнными знаниями в повседневной и практической жизни;

- уметь оценить себя и товарища.

К концу 2 класса обучающиеся должны знать:

- новые слова (целлюлоза, полиэтилен, трикотаж, клейстер, окружность, круг, центр, радиус, миллиметр);

- правила безопасной работы;

- названия инструментов;

- строение разных видов бумаги и картона; фактуру, толщину и мягкость ткани и искусственной кожи.

К концу 2 класса обучающиеся должны уметь:

- различать по внешнему виду и назначению материалы;

- размечать сложный контур с внутренними углами по шаблону;

- делить круглые детали путём складывания;

- вырезать ножницами круглые детали;

- соединять детали из природных растительных материалов клеем ПВА и пластилином;

- вышивать стебельчатым швом.



Тематический план учебного курса


Период обучения

Количество часов

1 четверть

18

2 четверть

14

3 четверть

20

4 четверть

16

Итого

68


Календарно – тематическое планирование


п/п

Дата проведения

Наименование раздела

Тема урока

Основные термины и понятия

планируемая

фактическая

1 четверть (18 ч)

1



Комплексные работы (1 ч)

Гербарная папка из гофрированного картона

Правила безопасной работы. Материалы и инструменты.

Гофрированная бумага.

2



Экскурсия (1 ч)

Экскурсия в парк за природным материалом

Опавшие листья, созревшие плоды, сухие ветки

3



ОПТ (1 ч)

Сортировка и закладка на хранение собранного материала

Правила хранения, засушивания, сортировка по видам и размерам

4



Комплексные работы (3 ч)


Аппликация из листьев

Засушенные листья, природный материал


5



Объемные игрушки из природных материалов. Пес Барбос

6



Объемные игрушки из природных материалов. Пес Барбос

7



Работа с бумагой и картоном (2 ч)

Складная коробка для отходов

Способ деления прямоугольника на три части без линейки, фальцовка, складывание

8



Подставка под кисточку

Жесткая пластичная бумага, конструкция

9



Комплексные работы (2 ч)

Стаканчик для инструментов из баночки, обтянутой шпагатом

Шпагат, грунтовка банки, фактура

10



Стаканчик для инструментов из баночки, обтянутой шпагатом

11



Работа с бумагой и картоном (4 ч)

Выпуклые бумажные аппликации из гнутых деталей

Фальцовка, сгибание бумаги

12



Выпуклые бумажные аппликации из гнутых деталей

13



Мозаичные выпуклые аппликации

Мозаика, приемы скручивания «торцовочки»

14



Мозаичные выпуклые аппликации

15



Окрашивание бумаги (2 ч)

Окрашивание бумаги сухим тонирование и штампованием

Окрашивание, тонирование, штампование, конструкция самодельного тампона

16



Окрашивание бумаги сухим тонирование и штампованием

17



Работа с бумагой и картоном (2 ч)

Складные рамочки для настольных картин и фотографий

Приемы складывания

18



Складные рамочки для настольных картин и фотографий

2 четверть (14 ч)

19



Работа с бумагой и картоном (2 ч)

Картонный поднос – сет, украшенный геометрической аппликацией

Поднос – сет, способы разметки симметричных геометрических фигур

20



Картонный поднос – сет, украшенный геометрической аппликацией

21



Комплексные работы (1 ч)

Именная карточка с надписью по трафарету

Трафарет, ламинирование

22



Работа с бумагой и картоном (2 ч)

Фигурки из бумажных салфеток: простой карман

Алгоритм складывания

23



Фигурки из бумажных салфеток: карман с отворотом

24



Комплексные работы (2 ч)

Рождественская звезда их соломки

Рождественская звезда, соломка, инструкция

25



Рождественская звезда их соломки

26



Работа с бумагой и картоном (1 ч)

Елочная подвеска «Звездочка» из гнутых полос

Пластичность, эластичность

27



Комплексные работы (2 ч)

Картонная елочная подвеска «Дед Мороз» с отделкой из ваты

Рисунок на кальке, разметка

28



Картонная елочная подвеска «Дед Мороз» с отделкой из ваты

29



Работа с бумагой и картоном (4 ч)

Подвеска «Воротник Пьеро»

Гофрированная бумага, отделка

30



Бусы из трубочек к карнавальному костюму

Разметка, линейка

31



Детали карнавального костюма – корона Снежной королевы

Правила разметки, выкройка, контур

32



Детали карнавального костюма – шапочки – маски зверей

3 четверть (20 ч)

33



Работа с тканью

(9 ч)



Салфетка, вышитая стебельчатым швом

Правила безопасной работы. Материалы и инструменты.

Стебельчатый шов

34



Салфетка, вышитая стебельчатым швом

35



Салфетка, вышитая стебельчатым швом

36



Кукла - перчатка

Выкройка, шов «ручная строчка»

37



Кукла – перчатка

38



Кукла – перчатка

39



Кукла - перчатка

40



Мартишоры – человечки из ниток

Мартишоры, трикотажное полотно

41



Мартишоры – человечки из ниток

42



Работа с бумагой и картоном (2 ч)

Праздничная открытка «Георгин»

Конус, квадрат, схема

43



Праздничная открытка «Георгин»

44



Комплексные работы (9 ч)








Куклы – головки из цельной яичной скорлупы

Конус, разметка

45



Куклы – головки из цельной яичной скорлупы

46



Пасхальные сувениры из скорлупы

Пасха

47



Пасхальные сувениры из скорлупы

48



Игрушки из спаренных спичечных коробков

Приемы обклейки сблокированных коробков

49



Игрушки из спаренных спичечных коробков

50



Тематические композиции из разнообразных полуфабрикатов

Полуфабрикаты из металла, стекла, пластмасса

51



Тематические композиции из разнообразных полуфабрикатов

52



Тематические композиции из разнообразных полуфабрикатов

4 четверть (16 ч)

53



Комплексные работы (2 ч)

Тематические композиции из разнообразных полуфабрикатов

Полуфабрикаты из металла, стекла, пластмасса

54



Тематические композиции из разнообразных полуфабрикатов

55



Окрашивание бумаги (2 ч)

Окрашивание бумаги набрызгом

Приспособление, красильная камера, набрызг, конструкция,

56



Окрашивание бумаги набрызгом

57



Работа с бумагой и картоном (5 ч)

Гофрированная кукольная шляпка

Гофрированная бумага

58



Гофрированная кукольная шляпка

59



Выпуклая аппликация с деталями оригами

Приемы складывания оригами

60



Картонное кружево

Гофрированный картон, контурный узор

61



Картонное кружево

62



Работа с тканью

(3 ч)

Суперобложка из ткани для книги

Шов «ручная строчка», разметка, выкройка

63



Суперобложка из ткани для книги

64



Суперобложка из ткани для книги

65



Комплексные работы (3 ч)

Объемные игрушки из природных материалов

Ватный тампон, шишки, пластилин

66



Объемные игрушки из природных материалов

67



Объемные игрушки из природных материалов

68



ОПТ (1 ч)

Общественно полезный труд

Сортировка материалов