Рабочая программа по Природоведению 5 класс 2014-2015 учебный год

Пояснительная записка к рабочей программе

по природоведению в 5 классе

Модель,  по  которой  реализуется  содержание курса 

Рабочая программа по курсу «Природоведение. Природа живая и неживая» для учащихся 5 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования. Базовый уровень. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2004). Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В.Пасечника (автор-составитель Г. М. Пальдяева - М: Дрофа,2010 г.); Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев Биология 5-11 кл. - М: Дрофа, 2001(автор В.В. Пасечник) полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведению 2 часа в неделю.

Цели и задачи изучения курса: 

  • освоение  знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи   мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде.

Изложенный в программе материал соответствует  трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению – «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни» - и распределен по соответствующим темам.

Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей, разработку экологических проектов и т.д. 

Нормативно-правовая  база курса:

  • Закон  "Об образовании"   ст.9, п.2

  • Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования. Биология.   (приказ Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г.  № 1089)

  • Программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника (автор-составитель Г.М. Пальдяева - М: Дрофа,2010 г.);

  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. (приказ Министерства образования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 09.03.2004 г.  № 1312) 


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 

В учебно-тематическом планировании конкретизируется содержание предметных разделов с  распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых и  ученических лабораторных и практических  работ.

Количество часов по учебно-тематическому плану – 68.  

Название раздела и темы

Количество часов по программе

Количество часов по календарно- тематическому планированию

ВВЕДЕНИЕ

2

2

ТЕМА 1. ВСЕЛЕННАЯ

5

5

ТЕМА2. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ВЕЩЕСТВА.

11

11

ТЕМА 3. ВОЗДУХ

6

6

ТЕМА4. ВОДА

3

3

ТЕМА 5. ГОРНЫЕ ПОРОДЫ 

3

3

ТЕМА 6. ПОЧВА 

4

4

ТЕМА 7. ОРГАНИЗМЫ 

5

5

ТЕМА 8. РАСТЕНИЯ 

7

7

ТЕМА 9. ГРИБЫ

2

2

ТЕМА 10. ЖИВОТНЫЕ 

5

5

ТЕМА 11. ВАШИ ЛЮБТМЫЕ РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ

3

3

ТЕМА 12. ПРИРОДА ЕДИНА 

2

2

ТЕМА 13. ЧЕЛОВЕК, ЕГО ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ

3

3

ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ

7

7

ИТОГО:

68

68
























СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПРИРОДОВЕДЕНИЯ

68 часов (61 часа + 7 часов повторения) 


Введение (2 часа)

Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают природу. 

  1. 1. Вселенная (5 часов)

Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение.

Солнце — раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле.

Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Суточное и годовое движение Земли. Луна — спутник Земли.

Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса.

Наблюдения за звездным небом, за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца.

Лабораторные работы

1. Работа с картой, звездной картой, атласами, глобусом: определение на них экватора, полюсов, Северного и Южного полушарий, созвездий Северного полушария.

2. Ориентирование на местности с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков.

  1. 2. Строение и свойства вещества  (11 часов)

Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел.

Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия.Вещества чистые и смеси, простые и сложные.

Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни.

Демонстрация опытов по электризации тел путем трения.


Лабораторная работа

3. Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел. 


  1. 3. Воздух (6 часов)

Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха.

Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр.

Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе.

Погода. Типичные признаки погоды. Предсказание погоды. Влияние погоды на организм человека.

Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.

Демонстрация модели флюгера (определение направления ветра с помощью модели флюгера).

Наблюдения систематические фенологические и ежедневные за погодой; за состоянием своего здоровья при различных погодных условиях.

Лабораторные работы

4. Определение местонахождения гор со снежными вершинами (работа с картой).

5. Описание погоды за месяц и сезон. 

  1. 4. Вода (3 часа)

Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании.

Вода — растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе.

Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.


  1. 5. Горные породы (3 часа)

Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород.

Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр.

Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых.


Лабораторные работы

6. Описание минералов и горных пород (по 3—4 признакам) и определение их свойств.

7. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами. 


  1. 6. Почва (4 часа)

Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы.

Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость.

Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения.

Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.

Демонстрация почв своей местности, почв с разной структурой; опытов по определению свойств почвы.

  1. 7. Организмы  (5 часов)

Организм. Свойства живых организмов (биологические явления). Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.

Экология — наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания.

Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами.

Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства организмов. Причины сокращения организмов.

Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала.

Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану.


  1. 8. Растения (7 часов)

Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения.

Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги.

Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека.

Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц.

Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы.




Лабораторные работы

8. Распознавание органов цветкового растения на живых и гербарных образцах.

9. Определение названий растений с помощью атласа-определителя.

10. Постановка опытов по выявлению влияния температуры, воздуха и влажности на прорастание семян культурных растений.


  1. 9. Грибы (2 часа)

Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе.

Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей.


Лабораторная работа

11. Узнавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых грибов. 

10. Животные (5 часов)

Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние.

Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания.

Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана диких животных.

Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни.

Демонстрация живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных.

Наблюдения за жизнью животных в водной, почвенной, воздушно-наземной средах обитания.


Лабораторная работа

12. Узнавание различных видов животных своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых) с использованием коллекций.


11. Ваши любимые растения и животные (3 часа)

Растения и животные — ваши любимцы. Создание благоприятных условий для жизни, уход за ними.

Демонстрация комнатных растений, домашних животных.

Наблюдения за развитием комнатных растений и жизнью животных в домашних условиях.


Лабораторная работа

13. Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными.

12. Природа едина  (2 часа)

Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети.

Природа — наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе.


13. Человек, его здоровье и безопасность жизни  (3 часа)

Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.).

Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней, под градом и др.).Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.

Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной физической нагрузки.


Лабораторные работы

14. Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах.

15. Измерение роста, температуры, массы тела; сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.

Резерв времени — 7 часов.

Летние задания

Наблюдения за растениями и животными в природе, уголке живой природы, на учебно-опытном участке. Проведение опытнической работы. Ведение дневников опытов и наблюдений.












































Требования к уровню подготовки обучающихся:

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:


  • о многообразии тел, веществ и явлений живой природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;

  • царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

  • среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

  • природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры представителей);

  • изменения в природе, вызванные деятельностью человека ( на уровне представлений);

  • важнейшие экологические проблемы (перечислить и кратко характеризовать);

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.


уметь:


  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

  • приводить примеры физических  явлений, явлений превращения веществ, приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;

  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

  • описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  • использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;

  • использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);

  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ.


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;

  • измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных.




Критерии оценивания


Оценка устного  ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать меж предметные и внутри предметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутри предметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка "5" ставится, если ученик:

1.Правильно определил цель опыта.

2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

3.Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

4.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.

5.Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик:

1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

2. Или было допущено два-три недочета.

3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

4. Или эксперимент проведен не полностью.

5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.

4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".

4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.

2.Допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

2. Или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. Не более двух грубых ошибок.

2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.

3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.

4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.

5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

2. Или если правильно выполнил менее половины работы.











Календарное тематическое планирование Природоведению

в 5 классе

68 часов (61 часа + 7 часов повторения)


2014-2015 уч. год. Учитель А. В. Колесниченко 

п/п

урока

Наименование темы

Кол-во

часов

Плановые сроки изучения

Скорректиро-ванные сроки изучения

I четверть 01.09.14 – 31.10.14


(9 учебных недель, 2 урока в неделю, 18 уроков за четверть).


Введение. ( 2часа.)




 1. 

Природа. Живая и неживая природа. Человек и природа.

 1

01-05.09 




2.

Зачем и как изучают природу. Роль географии в формировании современной естественной картины мира.


1





Итого:

2 часа




Тема. 1. Вселенная. (5часов)




3.  


Звезды на небе. Размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица.

 1


08-12.09 

  



4.

Земля – наш дом. Суточное и годовое движение Земли. Л/Р. № 1 Работа с картой, атласами, глобусом: определение на них экватора, полюсов, Северного и Южного полушарий.

 

 1




5.

Оболочки Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера)

1

15-19.09


6.

Луна – естественный спутник Земли.

1



7.

Солнце. Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса. Л/Р. № 2 Ориентирование на местности с помощью компаса.

 1


 22-26.09

 



Итого:

5 часов




Тема. 2 Строение и свойства вещества

(11 часов)




 8.

Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел.

 


9.


Свойства твердых тел, жидкостей и газов. Л/Р. № 3 Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел.

 


29-03.10 



10.

Вещества чистые и смеси.

1



11.

Молекулы. Атомы. Элементы.

1

06-10.10


12.

Движение частиц вещества. Диффузия.

1



13.

Взаимодействие частиц. Взаимодействие молекул в твердых, жидких и газообразных телах.

 1

13-17.10


14.

Разнообразие веществ. Простые и сложные вещества.

1



15.

Явления природы. Физические явления (электрические, механические, тепловые, световые).

 

1

20-24.10


16.

Химические явления. Горение.

 1



17.

Окисление.

1

27-31.10


18.

Обобщающий урок по теме «Строение и свойства вещества»

1




Итого:

11 часов



II четверть 10.11.14 - 26.12.14


(7 учебных недель, 2 урока в неделю, 14 уроков за четверть).


Тема 3. Воздух (6 часов).




19.

  

Воздух – смесь газов. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха

 1


10-14.11 



20.

Свойства воздуха (упругость, давление).

1

 


21.

Вес воздуха и атмосферное давление.

1

 17-21.11


22.

Изменение давления воздуха с высотой. Плотность и разреженность воздуха. Барометры

1



23.

Л/Р. № 4 Определение местонахождения гор со снежными вершинами (Работа с картой).

1

24-28.11


24.

Погода и ее предсказание. Предсказание погоды. Влияние погоды на организм человека. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха. Л/Р. № 5 Описание погоды за месяц и сезон.

1




Итого:

6 часов




Тема 4. Вода ( 3 часа ).




  25.

Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании.

1

01-05.12


26.

Тепловое расширение воды.

1



27.

Вода – растворитель. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.

1

08-12.12



Итого:

3 часа




Тема 5. Горные породы ( 3 часа ).




 28.


Внутреннее строение Земли. Горные породы. Разнообразие горных пород. Л/Р. № 6 Описание минералов и горных пород и определение их свойств.

 


 

 


29.

Разрушение горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень)..

 1

15-19.12


30.

Полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком. Охрана недр. Л/Р. № 7 Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами.

 

 1




Итого:

3 часа




Тема 6. Почва (4 часа ).




 31. 

Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы.

 1

22-26.12 


32.

Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость. Уход за почвой.

 1



III четверть 12.01.15 – 20.03.15


(10 учебных недель, 2 урока в неделю, 20 уроков за четверть).

33.

Влияние растений на почву. Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения.

1

12-16.01


34.

Разрушения почв. Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.

1




Итого:

4 часа




Тема 7. Организмы ( 5 часов ).




 35.

Организм. Свойства живых организмов (биологические явления).

 1

19-23.01 


36.

Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Экология – наука о взаимоотношениях организмов с условиями среды обитания.

 

1




37.

Знакомство с увеличительными приборами.

1

26-30.01


38.

Клетка. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

1



39.

Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства организмов. Причины сокращения организмов.

 1


02-06.02



Итого:

5 часов




Тема 8. Растения ( 7 часов ).




40.

Характерные признаки растений. Признаки живых организмов, их проявление у растений.

 1

 


41.

Разнообразие растительного мира. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности.

 1


09-13.02



42.

Строение цветковых растений. Л/Р. № 8 Распознавание органов цветкового растения на живых и гербарных образцах

 

 1




43.

Места обитания дикорастущих растений. «Зеленая аптека» Лекарственные и ядовитые растения.

 1

 

16-20.02



44.

Красная книга растений. Л/Р. №9 Определение названий растений с помощью атласа- определителя.

 1



45.

. Многообразие культурных растений. Значение культурных растений в жизни человека. Л/Р. № 10 Постановка опытов по выявлению влияния температуры, воздуха и влажности на прорастание семян культурных растений.

 1


23-27.02



46.

Распознавание различных видов растений своей местности (в том числе и редких, охраняемых и ядовитых).

1




Итого:

7 часов




Тема 9. Грибы ( 2 часа ).




  47.

Разнообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности.

 1

02-06.03 


48.

Шляпочные грибы. съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Л/Р. № 11 Узнавание распространённых в данной местности съедобных и ядовитых грибов.

 

1

 




Итого:

2 часа




Тема 10. Животные ( 5 часов ).




 49.


Характерные признаки животных. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности.

  1


09-13.03



50.

Условия жизни и многообразие диких животных.

1



51.

Значение диких животных и их охрана

1

16-20.03


52.

Дикие животные. Охрана диких животных. Животные Красной книги. Л/Р. № 12 Узнавание различных видов животных своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых) .

1



IV четверть 30.03.15 – 29.05.15


(9 учебных недель, 2 урока в неделю, 18 уроков за четверть).

53.

Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни.

1

30-03.04



Итого:

5 часов




Тема 11. Ваши любимые животные и растения ( 3 часа ).




54.

Растения и животные – ваши любимцы.

1



55.

Создание благоприятных условий для развития комнатных растений и для жизни  домашних животных

1

06-10.04


56.

Уход за растениями и животными уголка живой природы Л/Р. № 13 Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными.

1




Итого:

3 часа




Тема 12. Природа едина ( 2 часа ).




57.  

Связи живого и неживого. Цепи питания. Пищевые сети.

1

13-17.04


58.

Природа – наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе.




Итого:

2 часа




Тема 13. Человек, его здоровье и безопасность жизни ( 3 часа ).




 59.

  

Общий обзор организма человека. Вредные привычки и их профилактика. Л/Р. № 14 Измерение роста, температуры, массы своего тела; сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.

 1

 


20-24.04 

 

 


60.

Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней, под градом и др.)

1



61. 

Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах. Л/Р. № 15 Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах.

1

27-01.05



Итого:

3 часа




Обобщающее повторение ( 7 часов ).




  62.

Повторение и обобщение пройденного материала по теме: «Вселенная»

1



63.

Повторение и обобщение пройденного материала по теме: «Строение и свойства вещества»

1

04-08.05


64.

Повторение и обобщение пройденного материала по темам: «Воздух» и «Вода»

1



65.

Повторение и обобщение пройденного материала по темам: «Горные породы» и «Почва»

1

11-15.05


66.

Повторение и обобщение пройденного материала по темам: «Организмы», «Растения», «Грибы»

1



67.

Повторение и обобщение пройденного материала по темам: «Животные» и «Природа едина»

1

18-22.05


68.

Повторение и обобщение пройденного материала по теме: «Человек, его здоровье и безопасность жизни»

1

25-29.05 



Итого:

7 часов

 





















Список литературы


Основная литература:

  1. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая (Учебник). - М.: Дрофа, 2010.

  2. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая (Рабочая тетрадь). - М.: Дрофа, 2010.

  3. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и  живая. 5 класс, М.: Дрофа, 2004 (рабочая тетрадь для учителя).

  4. Тимофеева Л.Л. Уроки природоведения в 5 классе к учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа. Неживая и живая. 5 класс».- М.: Дрофа, 2007.

  5. Парфилова Л.Д.. Тематическое и поурочное планирование по природоведению. К учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа. Неживая и живая. 5 класс», М.: изд-во «Экзамен», 2005.

Дополнительная литература:

  1. Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

  2. Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Рабочая тетрадь. - М.: Тайдекс Ко, 2002.

  3. Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н., Соловьева Л.И. С любовью к природе. Дидактический материал по природоведению. М., Педагогика, 1978.

  4. Природоведение. 5 класс. Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды). Составитель Н.А.Касаткина. Волгоград, Учитель, 2004.

Методическая литература:

  1. Авдеева С.Б. и др. Природоведение. 5класс. Поурочное планирование. Тематические контрольные и практические работы. М., Школа-Пресс, 2001.

  2. Бердичевская Л.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. –М: Дрофа, 2003.

  3. Иванова Т.В., Калинова С.Г., Сонин Н.И.. Природоведение. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2005.

  4. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс. Рабочая тетрадь для учителя.   - М.: Дрофа, 2005.

  5. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. - М.: Дрофа, 2005.




Согласовано.

Протокол заседания ШМО учителей_______________

1 от ___.08.2014г


Согласовано.

Зам.директора по УВР__________

Т.С.Шварева.

«____»____________________2014г.




















МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТОЛБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

142113 Московская область, Подольский район, п.Молодёжный,

Тел.(84967) 62-46-96,тел/факс(84967)62-46-95 ОКПО-56868302,

ОГРН-1035011453179,ИНН/КПП- 5074019245/507401001





Утверждаю

Директор ____________

А.Д.Данилова

«__»_____________2014






Рабочая программа по Природоведению

(базовый уровень)


5 класс




2014-2015 учебный год




Учитель Колесниченко Александр Владимирович

Ф.И.О.








Добавить комментарий