Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса (Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова)

Пояснительная записка

Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по предмету «Окружающий мир» для 4 класса разработаны на основе примерной программы по окружающему миру в рамках ФГОС, авторской программы Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова «Окружающий мир», что позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый федеральным государственным образовательным стандартом в области окружающего мира.

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающимся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. С одной стороны «Окружающий мир» рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, истории, обществознания; с другой стороны – как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.

Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. Цель изучения курса «Окружающий мир» — формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

В результате обучения данного предмета реализуются следующие задачи:

— формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;

— на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;

— в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

— формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками; развивать устную и письменную речь;

— освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, и др. с получением информации из разных источников);

— воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» представлены 2содержательными блоками:

«Человек и природа», «Человек и общество».

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;

культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм;

наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;

искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;

человечество как многообразие народов, культур, религий;

международное сотрудничество как основа мира на Земле;

патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству;

здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое духовно- и социально-нравственное.

В результате освоения предметного содержания окружающего мира у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы деятельности: речевые, организационные, коммуникативные.

Примерное тематическое планирование составлено согласно базисному образовательному плану из расчёта 2 часа в неделю, 34 учебные недели (68 часов).

Результаты изучения учебного предмета

Личностные:

осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы;

осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своей стране;

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

уважение к истории и культуре всех народов Земли;

расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;

установка на безопасный здоровый образ жизни, умение ориентироваться в мире профессий.

Метапредметные:

способность регулировать собственную учебную деятельность;

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа;

способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметные:

усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности;

владение базовыми понятиями, необходимыми для дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;

умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира;

овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в ее современной жизни;

понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России.

Тематическое планирование

События XIX –хх веков—10часов

Человек и природа – 10 часов

Современная Россия – 10 часов .

Человек и мир, созданный им – 5 часов

Наши соседи на Западе – 16 часов

Преобразования в России – 10 часов

Разнообразие природы Земли -7часов

Место учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» в четвёртом классе отводится 68часов (2 часа в неделю)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (68 часов)

Содержание рабочей программы соответствует авторской без внесения изменений

4 класс (68 часов)

Человек и окружающий мир (21 час)

Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком. Энергия – источник движения.

Человек познаёт самого себя. Клетка – основа строения и роста живых организмов. Тело человека: опорно-двигательная система. Изобретение микроскопа, открытие микроорганизмов. Кожа.

Правила здорового образа жизни: правила гигиены, режим труда и отдыха, физкультура и спорт. Лекарственные растения. Первая помощь при переломах и порезах.

Условия жизни европейцев в Средние века. Эпидемии и борьба с ними. Расширение знаний о Земле. Открытие Америки Христофором Колумбом. Кругосветное плавание Фернана Магеллана.

Практические работы: осенние работы на пришкольном участке; составление комплекса утренней гимнастики; составление режима дня; определение своего роста и веса; наблюдение за работой мышц и их утомляемостью; рассматривание клетки под микроскопом; оказание первой помощи при ушибах и порезах; работа с гербарными экземплярами лекарственных растений; работа с картами: контурной, физической, природных зон.

Исследовательская работа. Транспортные средства. Транспорт будущего. Открытие Америки её природа, население.

Экскурсии в планетарий, политехнический музей.

Преобразования в России (10 часов)

Россия при Петре I. Петербург и его достопримечательности. М. В. Ломоносов – основоположник русской науки. Горное дело: горные породы и минералы (гранит, известняк, мрамор, соль, руды металлов, горючие полезные ископаемые), происхождение полезных ископаемых, их свойства и разработка. Люди, занятые горным делом.

Развитие русского военного искусства. А. В. Суворов. Отечественная война 1812 г. М. И. Кутузов.

План местности.

Практические работы:определение состава и свойств полезных ископаемых (гранита и известняка, песка и глины), работа с коллекциями горных пород и минералов; работа с исторической картой; составление плана комнаты, школьного или садового участка.

Исследовательская работа. Петербург – один из прекраснейших городов мира.

Экскурсии в краеведческий, исторический, минералогический музеи, Бородинскую панораму.

Мир человека в Новое время (27 часа)

Открытие новых земель: северных земель России, Антарктиды, Австралии, Уссурийского края. Особенности природы России и сравнение с природой других материков. Природные зоны гор.

События в России в начале ХХ века. Развитие промышленности. Ликвидация безграмотности. Образование СССР.

Великая Отечественная война (1941 – 1945). Государства – участники войны. Герои Великой Отечественной войны. Судьба родного края в этот период.

Развитие науки и техники.

Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство. Выращивание овощных и цветковых культур на пришкольном участке. Особенности сельского хозяйства родного края. Отношения между городом и селом.

Экологические проблемы России и вашей местности. Охрана природы. Заповедники и национальные парки.

Новые знания о человеке. И. П. Павлов. Открытие деятельности нервной системы. Нервная система и органы чувств. Органы кровообращения. Органы дыхания. Болезни дыхательных путей и их профилактика. Органы пищеварения. Правильное питание и здоровье. Гигиена ротовой полости и зубов. Выделительная система и её значение для организма. Правила здорового образа жизни: правильное питание, полезные и вредные привычки.

Практические работы. Сбор материала о судьбе края в обозначенный исторический период; оказание первой помощи при лёгких травмах; подсчёт ударов пульса в спокойном состоянии и после физических упражнений; определение количества дыхательных движений в минуту; составление меню с учётом содержания необходимых для организма веществ; весенние работы на пришкольном участке; работа с картами: физической, политической, природных зон России и мира, контурными картами.

Исследовательская работа. Органы чувств. Витамины в жизни человека.

Экскурсии в политехнический, зоологический музеи, в дендрарий, в краеведческий, исторический музеи.

Современная Россия (10 часов)

Россия – многонациональное государство. Уважение к культуре, языку, истории народов России. Москва – столица государства, её достопримечательности. Государственное устройство. Государственная символика: герб, флаг. Гимн. Конституция – Основной закон России. Основные государственные праздники. Обязанности граждан, их права. Права несовершеннолетних детей. Нравственные нормы жизни. Государства – соседи России.

Символика. Родной край в изучаемый исторический период: особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ 4 КЛАССА

1. Универсальные учебные действия

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

интерес к познанию окружающего мира;

ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;

ориентация в поведении на общепринятые моральные нормы;

сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам;

понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц;

принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;

понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения;

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

ориентации на реализацию основ гражданской идентичности в поступках;

следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

установки на здоровый образ жизни;

ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Обучающийся получит возможность научиться:

самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом;

на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;

пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;

воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей;

анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);

подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа; природа живая — неживая; природные зоны; природные сообщества; группы растений, группы животных и др.);

проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;

строить сообщения в устной и письменной форме;

находить разнообразные способы решения учебной задачи;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) без указания количества групп;

строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать другие мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

контролировать действия партнера;

адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать языковые средства для решения различных коммуникативных задач;

понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;

оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

использовать речь для планирования своей деятельности.

2. Предметные результаты

Человек и природа

Обучающийся научится:

устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных;

осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп);

использовать естественнонаучные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации;

использовать готовые модели (глобус) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России;

проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ);

оценивать свое поведение и поведение других людей в природе;

сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы);

сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва); приводить примеры растений и животных, характерных для того или иного природного сообщества;

выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;

узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных;

соблюдать правила поведения в природе, правила безопасности в лесу и во время отдыха у водоема;

узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые;

фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять ее устную характеристику.

Обучающийся получит возможность научиться:

узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые;

оформлять результаты исследовательской работы («Человек и природа») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;

моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия;

планировать, контролировать и оценивать учебно — познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Человек и общество

Обучающийся научится:

различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на ленте времени; пользоваться историческими картами;

используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов;

оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в том числе с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им;

устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах;

выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями).

Обучающийся получит возможность научиться:

оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность;

оформлять результаты исследовательской работы («Человек и общество») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;

осознавать существующую связь между человеком и разнообразными окружающими социальными группами;

ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период;

наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах страны (на примерах исторических лиц, литературных героев и современников);

проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, о путях достижения ее цели, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Обучающийся получит возможность узнать:

о древнейшей истории человека, о первых государствах;

об истории Древней Руси, Московского государства, о событиях общественной и культурной жизни страны в изучаемые исторические периоды;

об особенностях быта, труда, о духовно-нравственных и культурных традициях людей в изучаемые исторические периоды;

имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван IV Грозный; Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский; связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества;

об истории и выдающихся людях родного края.

Проверка и оценка ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

НОРМЫ ОЦЕНОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.

Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.

Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется останавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

Оценка тестов

Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками «зачет» или «незачет». Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку («зачет»), если он дал не менее 75% правильных ответов. Как один из вариантов оценивания:

«ВЫСОКИЙ» — все предложенные задания выполнены правильно; «СРЕДНИЙ» — все задания с незначительными погрешностями; «НИЗКИЙ» — выполнены отдельные задания.

Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания, аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися.

Базовый уровень 0-60% 60- 77% 77- 90% 90- 100%

< 17 баллов 18-22 балла 23 -26 баллов 27-30 баллов

«2» «3» «4» «5»

Материально – техническое обеспечение учебного предмета

1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: учебник для 4 класса: в 2 ч. — Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 4 класса к учебнику «Окружающий мир». — Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». (28эк)

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир». 3 класс. — Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». (1 эк)

Галяшина П.А., Плотникова А.Ю. Поурочно-тематическое планирование к учебнику Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова «Окружающий мир». 3-4 классы. — Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с темами, предусмотренными программой для 3 класса.

2. Специфическое оборудование:

Наглядные пособия:

а) натуральные: гербарии, коллекции, чучела, любые возможные натуральные природные объекты;

б) изобразительные:

физический глобус Земли, компас, теллурий, муляжи;

атлас для начальных классов;

настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта мира», «Физическая карта России», «Природа России», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России»;

таблицы классификации растений и животных, картин объектов природы;

рисунки, слайды, диафильмы;

в) аудиовизуальные: кинофильмы, видеофильмы;

г) самодельные наглядные пособия;

д) магнитная доска могут использоваться для моделирования процессов, явлений природы.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства.

Календарно-тематический план

по окружающему миру

на 2014-2015 учебный год.

Номера уроков по порядку

урока в разделе,теме

Тема урока

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Основные виды деятельности

обучающихся.

1

1

Человек и мир, созданный им – 5 часов.

Сфера разумной жизни. Условия современной жизни.

01-05/09

Описывать изученные объекты и явления, выделять их существенные признаки; узнавать лекарственные растения, строение и функции клетки, зависимость особенностей роста и развития организма от условий окружающей среды и влияние режима дня на организм.

2

2

Первопроходцы в науке. Техника и человек. (Исслед. раб.)

3

3

Клетка – основа строения и роста живых организмов.

8-12/09

4

4

Режим в жизни человека. (Практ.раб.)

5

5

Лекарственные растения. (Практ,раб.)

15-19/09

6

1

Наши соседи на Западе – 16 часов.

Где и как жили рыцари.

Иметь представление о жизни в средние века; об исследовании Земли; определять характер взаимоотношений человека и природы; находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; понимать необходимость соблюдения правил личной гигиены Знакомство с градусной сеткой. Ориентирование по космическим телам и карте. Работа с физической и контурной картами, обзор природных зон, их сравнение. Работа с микроскопом, зарисовка клеток одноклеточных организмов. Вакцинация, современные болезни и борьба с ними. Правила гигиены в современном обществе. Строение и значение кожи.

Отношение к гигиене в древних государствах .Рассматривание кожи через лупу.

7

2

Почему осанка выделяла рыцаря.

22-26/09

8

3

Скелет. Позвоночник.(Практ.раб.)

9

4

Череп. Грудная клетка.

29-03/10

10

5

Живые рычаги.

11

6

Мышцы и движение.( Практ.работа)

06-10/10

12

7

«Черная смерть»

13

8

На подступах к Новому времени.

13-17/10

14

9

Расширение знаний о Земле.( (Экскурсия.)

15

10

Великие мореплаватели. Кругосветное плавание Магеллана.

20-24/10

16

11

Природа Нового Света.

17

12

Развитие науки.

27-31/10

18

13

Открытие невидимого мира.(Практ.работа).

19

14

Победа над эпидемиями. Гигиена.

10-14/11

20

15

Особенности кожного покрова.(Практ.работа).

21

16

Кожа- сторожевая башня организма.

22

1

Преобразования в России.(10часов)

Россия при Петре1.

17-21/11

Различать прошлое, настоящее и будущее. Соотносить исторические события с датами, иметь представления о

23

2

Выход к морю.

преобразованиях в России во времена

24

3

Петр I, царь и человек.

Петра1, об Отечественной войне 1812

25

4

Становление российской науки. М.В. Ломоносов.(Практ. работа)

24-28/11

года ,различать полезные ископаемые

26

5

Горные породы. Полезные ископаемые.

понимать их значение. Познакомиться с

27

6

Каменное царство. Руда.(Практ.работа)

01-05/12

рудами чёрных и цветных металлов, их

28

7

Горючие полезные ископаемые. Геологи.

добычей и использованием, уметь

29

8

Русское военное искусство .Ни разу не побежденный.

08-12/12

определять свойства железа .Знакомство с реформами Петра1,с великими полководцами Суворовым А. В.

30

9

Отечественная война 1812 года.

Ушаковым Ф. Ф.

31

10

План местности. ( Практ. работа)

15-19/12

32

1

Разнообразие природы Земли – 7 часов.

Северные земли России.

Иметь представление об особенностях

разных природных зон России, о влиянии человека на природу; использовать глобус, карту для объяснения и описания явлений

Современные научные открытия в Антарктиде. Охрана заповедных земель.

Ознакомление с расами и многонациональным населением Земли.

33

2

Самый маленький материк.

22-26/12

34

3

Русские на шестом континенте.

35

4

Дальний Восток России.

36

5

Дальний Восток России. (Практ. раб.)

12-16/01

37

6

Особенности природы гор.

38

7

Человеческие расы.

19-23/01

39

1

События XIX – XX веков – 10 часов.

Развитие науки и техники.

Лента времени. Основные события в России в этот период. Современные достижения Использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. Иметь представление о событиях и участниках Второй мировой войны, о её последствиях.

в науке и технике. Загрязнения окружающей среды. Значение питания ,витаминов. Правила гигиены ротовой полости.

40

2

Новые знания о человеке.

26-30/01

41

3

Строение и работа нервной системы.

42

4

Значение кровеносной системы. ( Практ. работа)

02-06/02

43

5

Путь крови. ( Практ. работа)

44

6

Россия в ХХ веке. События начала века.

09-13/02

45

7

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

46

8

Страны – участники Второй мировой войны.

16-20/02

47

9

Век научных открытий.

48

10

Экологические проблемы.

23-27/02

49

1

Человек и природа – 10 часов.

Охрана природы.

Понимать необходимость бережного отношения к природе; иметь представление о сельском хозяйстве родного края; осознавать связь между городом и деревней, промышленностью и сельским хозяйством.

Формирование экологической культуры, защита и укрепление здоровья ,работать над понятиями о культуре питания и значении витаминов, познакомиться с национальной кухней

народов России и мира. Соблюдение.

правил гигиены ротовой полости Витамины и их значение. Обобщение полученных знаний.

50

2

Заповедники России.

02-06/03

51

3

Заповедники России.

52

4

Дыхание человека.(Практ.раб.)

09-13/03

53

5

Сельское хозяйство. Животноводство.

54

6

Растениеводство. ( Практ .работа)

16-20/03

55

7

Зачем человек ест.

56

8

Органы пищеварения(. Иссл.р.)

30-03/04

57

9

Органы пищеварения.

58

10

Длинная дорога бутерброда.(Практ.раб.)

06-10/04

59

1

Современная Россия – 10 ч.

Человек и общество.

Узнавать государственную. символику; находить на карте мира свою страну, столицу, свой город и область; оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах; проявлять уважение к народам, их истории.

Знакомство с Конституцией и правами ребёнка,с2-3 государствами ,их географическом положении и столицами, с великими достижениями российских путешественников, учёных, писателей, художников.

60

2

Россия – наша Родина.

13-17/04

61

3

Москва – столица России.

62

4

Устройство государственной власти.

20-24/04

63

5

Символы и праздники России.

64

6

Наши национальные праздники.

27-30/04

65

7

Человек в современных условиях.

66

8

Нравственные нормы жизни.

04-08/05

67

9

«Есть еще порох в пороховницах» (Экскурсия.)

68

10

Итоговый урок. Люди, открывшие для нас мир.

11-18/05

Итого

часов

экскурсий

Исследов. работ

практических работ

по программе

68

2

2

15

выполнено

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

___________/Микрюкова И.Н.

«_____» август 2014г.

СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

протокол №________ от «_____» август 2014г.

___________/ Бардадимова Н.В.

___________/ Семенникова Т.В

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *