Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс Модуль «Основы светской этики»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красномаяковская средняя общеобразовательная школа»


Согласовано: Согласовано: Утверждаю:

Руководитель МО Зам.директора по УВР МБОУ Директор МБОУ

_________/Л.П.Овчеренко/ «Красномаяковская СОШ» «Красномаяковская СОШ»

____________ /И.А.Толстихина/ __________ /В.А.Кожеко/









Рабочая программа

по основам религиозных культур и светской этики

(модуль «Основы светской этики»)

для 4 класса

уровень базовый







Программу составил учитель:

Л.Н.Протасова











п. Красный Маяк


Программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом, концепцией духовно – нравственного воспитания, программой «Основы религиозных культур и светской этики», одобренной Федеральным экспертным советом и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации) и учебным планом ОУ.

В современном обществе востребован высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации - в этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы светской этики».

Цель курса – формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций многонационального народа России и уважении к ним.

Достижение поставленной цели возможно через решения следующих задач:

  • формировать первоначальные представления обучающихся основам светской этики.

  • развивать представления младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.

  • обобщить знания, понятия, представления о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и сформировать у них ценностно – смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы:

Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.

Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

В 4-м классе к эвристическим методам добавляются элементы исследовательской деятельности (в виде простейших заданий по наблюдению и изучению основ светской этики и рассмотрению простейших классических религиозных текстов), а также делаются первые шаги к организации дискуссий (первоначально в виде коротких обсуждений тем, которые в большей степени затрагивают повседневную жизнь школьника). Акцент в образовательной деятельности школьников ставится на понимание происходящих в обществе процессов. Делаются первые шаги в области проектной деятельности учащихся.

Из всего арсенала существующих разнообразных форм, методов и вариантов проведения уроков, занятий, следует выбирать соответствующие особенностям и запросам современных школьников 4-х классов, а именно:

  • эвристические беседы;

  • различные виды дискуссий (дебаты, диспуты, панельные дискуссии, дискуссия по типу «Аквариум» и т.д.);

  • учебные и социальные проекты;

  • уроки-экскурсии;

  • деловые и ролевые игры;

  • практикумы;

  • различные викторины и другие конкурсные события;

  • творческие мастерские.












Учебно-тематический план


темы

Тема

Кол-во

часов

I.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы жизни человека и общества.

Россия - наша Родина.

II.

Основы светской этики

15 ч

Что такое светская этика?

Мораль и культура

Особенности морали

Добро и зло

Добро и зло

Добродетели и пороки

Свобода и моральный выбор человека

Свобода и ответственность

Моральный долг

Справедливость

Альтруизм и эгоизм

Дружба

Что значит быть моральным?

Творческие работы учащихся.

Презентация творческих работ.

III.

Этика и ее значение в жизни

человека

12ч

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества

Нравственный поступок

Золотое правило нравственности.

Стыд, вина и извинение.

Честь и достоинство.

Совесть.

Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы

Джентльмен и леди

Образцы нравственности в культуре Отечества


Этикет

Жизнь человека – высшая нравственная ценность

Семейные праздники

IV.

Духовные традиции многонационального народа России

Любовь и уважение к Отечеству.

Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

V.

Творческие проекты

Подготовка творческих проектов.

Выступление учащихся со своими творческими работами:

«Что такое этика?»

Выступление учащихся со своими творческими работами:

«Мое отношение к миру»,

«Мое отношение к людям»,

«Мое отношение к России»,

«С чего начинается Родина»,

«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)» и т.д.

34-35.

Презентация творческих проектов


Всего

35ч





























Содержание изучения модуля


Введение. (1ч)

Россия – наша Родина.

Основы светской этики (15ч)

Что такое светская этика? Мораль и культура. Особенности морали. Добро и зло. Добродетели и пороки. Свобода и моральный выбор человека. Свобода и ответственность. Моральный долг. Справедливость. Альтруизм и эгоизм. Дружба. Что значит быть моральным? Творческие работы учащихся. Презентация творческих работ.

Этика и ее значение в жизни человека (12ч)

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Нравственный поступок. Золотое правило нравственности. Стыд, вина и извинение. Честь и достоинство. Совесть. Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы Джентельмен и леди. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет. Жизнь человека – высшая нравственная ценность. Семейные праздники.

Духовные традиции многонационального народа России (2ч)

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм.

Творческие проекты (4ч)

В модуле «Основы светской этике» учащиеся познакомятся с системой гуманистических ценностей, с историей возникновения морали, её значением для жизни человека. Второй раздел завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.


Освоение школьниками учебного содержания должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества.

  • формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям и их представителям.

  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России.

  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.


Организация духовно-нравственного развития и воспитания, учащихся начальной школы в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

  • воспитание нравственных чувств и этического сознания.

  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

  • формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (зкологическое воспитание)

  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений

  • об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

В учебном плане на изучение курса «Основы светской этики» отводится 34 часа (1 час в неделю).

В модуле «Основы светской этике» учащиеся познакомятся с системой гуманистических ценностей, с историей возникновения морали, её значением для жизни человека. Второй раздел завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.


В результате изучения модуля обучающийся должен знать/ уметь:


  • Основные понятия светской этики;

  • Значение этики в жизни человека.

  • Образцы нравственности в культурах разных народов.

  • Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

  • Уметь:

  • Излагать своё мнение по поводу значения светской этики в жизни людей и общества.

  • Соотносить нравственные формы поведения с нормами поведения культур разных народов.

  • Строить толерантные отношения в обществе.

  • Применять полученные знания в социуме.

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий.

  • Участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мнения ,готовить сообщения по выбранным темам.


Требования к личностным результатам:


- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, воспитание доверия и уважения к истории и культуре народов;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

-развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

-воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

-развитие навыков сотрудничество с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Требования к метапредметным ценностям:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления.

  2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности.

  3. Адекватное использование речевых средств информационно- коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач.

  4. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.

  5. Овладение навыком смыслового чтения текстов различных стилей и жанров осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

  6. Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

  7. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

  8. Определение общей цели и путей её достижения; умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение окружающих.




Требования к предметным результатам:

  1. Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.

  2. Знакомство с основами светской морали, понимание её значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.

  3. Формирование первоначальных представлений о светской этике и роли в истории современной России.

  4. Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.














Календарно-тематическое планирование

темы

Тема

К-во часов

Тип урока

Основные термины и понятия

Виды деятельности

Дата

план

факт

I.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

Урок изучения нового материала

смешанный урок




Россия - наша Родина.

1

Урок изучения нового материала

смешанный урок

Россия, родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи



II.

Основы религиозных культур и светской этики.

Часть I.

16






Что такое светская этика?

1

Урок усвоения новых знаний

Комбинированный урок

культура, мораль, этика


беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи



Мораль и культура.

1

Урок совершенствования знаний, умений и навыков



мораль, культура

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, подготовка вопросов по содержанию текста, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи



Особенности морали.

1

Урок совершенствования знаний, умений и навыков



культура, материальная культура, духовная культура, мораль


беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи



Добро и зло.




1




Урок усвоения новых знаний

Комбинированный урок

добро и зло как основные этические понятия

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи





Добро и зло.

1

Урок усвоения новых знаний

Комбинированный урок

Добро, зло, гуманность

беседа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи



Добродетели и пороки.

1

Урок усвоения новых знаний

Комбинированный урок

Добро, зло, добродетель, порок

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа



Добродетели и пороки.

1

Урок усвоения новых знаний

Комбинированный урок

Добродетель, порок, чувство собственного достоинства

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с семьи членами, подготовка рассказа



Свобода и моральный выбор человека.

1

Урок усвоения новых знаний

Комбинированный урок

Свобода. Моральный выбор. Ситуация морального выбора. Моральный конфликт

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа



Свобода и ответственность.

4

Урок усвоения новых знаний

Комбинированный урок

Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа



Моральный долг.

1

Урок изучения нового материала. Комбинированный

Моральный долг. Моральная обязанность

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи



Справедливость.

1

Урок изучения нового материала. Комбинированный

Справедливость. Моральные правила справедливого человека.

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка рассказа



Альтруизм и эгоизм.

1

Урок изучения нового материала. Комбинированный

Эгоизм. Альтруизм. Разумный эгоизм


беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи



Дружба.

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков.

Добродетельные отношения. Дружба.

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа



Что значит быть моральным?

1

Урок систематизации знаний. Урок-диспут.

Добро и зло. Добродетель. Свобода. Моральный выбор. Моральные нормы.

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа.



Творческие работы учащихся.

1

Урок обобщения знаний, умений и навыков


Творческая самостоятельная работа учащихся



Подведение итогов.

1

Урок обобщения знаний, умений и навыков


выставка творческих работ



III.

Основы религиозных культур и светской этики.

Часть II.






Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.

1

Урок изучения нового материала

смешанный урок

Род. Семья. Фамилия. Родословная

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи



Нравственный поступок.

1

Урок изучения нового материала

смешанный урок

Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат.

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи



Золотое правило нравственности.

1

Урок совершенствования знаний, умений и навыков


Золотое правило нравственности.

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи



Стыд, вина и извинение.

1

Урок совершенствования знаний, умений и навыков


Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние.


беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи



Честь и достоинство.

1

Урок совершенствования знаний, умений и навыков


Честь. Достоинство. кодекс чести

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи



Совесть.

1

Урок совершенствования знаний, умений и навыков


Совесть. Стыд. Размышления. Чувства, Воля.


беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи



Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы.

1

Урок совершенствования знаний, умений и навыков


Богатырь. Рыцарь. Правила честного поединка.


беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи



Джентльмен и леди.

1

Урок совершенствования знаний, умений и навыков


джентльмен, леди


беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи



Образцы нравственности в культуре Отечества.

1

Урок совершенствования знаний, умений и навыков


нравственность, культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист.


беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи



Этикет.

1

Урок совершенствования знаний, умений и навыков


Этикет. Образец. Правила этикета.


беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи



Праздники.

1

Урок совершенствования знаний, умений и навыков


Праздник. Подарок. Праздничный ритуал.


беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи



Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

1

Комбинированный

Ценности. Жизнь человека. Уникальность, неповторимость жизни.

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи



IV.

Духовные традиции многонационального народа России





Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

1

Комбинированный

государство, гражданин, мораль, патриотизм, народ.

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи



Подготовка творческих проектов.

1

Урок обобщения знаний, умений и навыков





Выступление обучающихся со своими творческими работами

1

Урок-подведение итогов изучения курса


Выступление обучающихся со своими творческими работами



Выступление учащихся со своими творческими работами

1

Урок-подведение итогов изучения курса


Выступление обучающихся со своими творческими работами



34-35.

Презентация творческих проектов

2

Урок-подведение итогов изучения курса


Презентации творческих проектов



Материально - техническое обеспечение

  1. Интерактивная доска.

  2. Компьютер, принтер, с выходом в Интернет.

  3. Мультимедийное обеспечение.

  4. Карты, схемы, таблицы.


Учебно - методическое обеспечение


  1. «Основы светской этики» учебник для 4-5 класса четырёхлетней начальной школы/А. Я Данилюк. – Москва, Просвещение, 2010 год.

  2. Программа « Основы религиозных культур и светской этики» для учителя/ А. Я. Данилюк, М., Просвещение, 2010 год.

  3. Книга для родителей «Основы религиозных культур и светской этики» \ А.Я. Данилюк, М., Просвещение, 2010 год.

  4. Книга для учителя «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов/ В. А. Тишков, Т. Д. Шапошникова, М., Просвещение, 2010 год.

  5. Электронное пособие «Основы светской этики», для 4- 5 класса (диск)

  6. Дополнительные мультимедийные образовательные ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.

  7. « Урал, человек, истоки»/ Екатеринбург, Центр «Учебная книга» 2006- учебники и педагогический альмонах.

  8. Обществознание «Я и общество» Практикум для 6 – 7 классов/ Е. В. Прямикова, Н. В. Веселкова, Н. В. Ершова, М., Издательский центр» Академия 2008 год.

  9. Граждановедение 5-6кл.В. Соколов, М., НВЦ «Гражданин»1998год

  10. Семейный праздники в воспитании школьников Родительские собрания в начальной школе/Ю.А.Вакуленко, Г. П. Попов, Р. Ш. Энсани, Издательство «Учитель»

  11. «Это стоит запомнить» А. Дорохов, Москва 1961год

  12. «Начала мудрости» 50 уроков о добрых качествах / А. Лопатина, М. Скребцова , «Амрита –Русь», 2004 год.


Добавить комментарий

You must have Javascript enabled to use this form.