Рабочая программа по ОБЖ 9 класс


Рабочая программа учебного курса по предмету Основы безопасности жизнедеятельности


КЛАССЫ

ПЕДАГОГ


Пеньковская Лилия Николаевна

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

По программе в год: 34 часа В неделю: 1 час

ПЛАНОВЫХ КОНТРОЛЬНЫХ УРОКОВ





ЗАЧЕТОВ





ТЕСТОВ





ЭКСКУРСИЙ





АДМИНИСТРАТИВНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ УРОКОВ





УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ



Сборника нормативных документов. Основы безопасности жизнедеятельности сост.Э. Д. Днепров,

А. Г. Аркадьев. - М.: Дрофа 2008г.

Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ 9 класс к учебнику М. П. Фролова, Е.Н Литвинова и др. «Основы безопасности жизнедеятельности » под ред. Ю.Л. Воробьева / М.В Галкина – М.: АСТ: Астрель, 2008г.

УЧЕБНИК


ОБЖ /М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.: под ред. Ю.Л. Воробьёва – Нов. редакция. М.: АСТ «Астрель», 2010г.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОСТАВИЛ(А)

Пеньковская Лилия Николаевна








Пояснительная записка

Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» 9 классы разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, среднего (полного) общего образования, на основе программы рекомендованной Министерством общего образования РФ «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-11 классы, 4-е издание под редакцией А.Т. Смирнова, Ю.Д. Жилова, В.Н. Латчука, Москва издательский дом «Дрофа» 2001 год

Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, рекомендует примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

  • Информационно-методическую, которая позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета;

  • Организационно-планирующую, которая предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

Структура программы

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников, календарно-тематическое планирование, информационное обеспечение программой, контролирующие материалы.

Общая характеристика учебного предмета

В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и др.

Содержание программы выстроено по трем линиям:

  • обеспечение личной безопасности в повседневной жизни;

  • оказание первой медицинской помощи;

  • основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.

Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности. В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение в


программе уделяется формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.

Цели курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 9 класс

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

  • развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

  • овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.


Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации впервые вводит обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапах основного общего образования. Так как в учебном плане предусмотрен резерв свободного учебного времени на изучение курса «Основ безопасности жизнедеятельности» в объеме 5 учебных часов для реализации авторских подходов, использовании разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. То на изучение курса «основ безопасности жизнедеятельности» в 5- 9 классах выделяется 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Примерная программа рассчитана на 34 учебных часа (из расчета 1 час в неделю).

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

  • использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • творческое решение учебных и практических задач;

  • сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям и критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет ресурсы и др.;

  • самостоятельная организация учебной деятельности; оценка своего поведения, черт характера, физического и эмоционального состояния;

  • соблюдения норм поведения в окружающей среде и правил здорового образа жизни;

  • использование своих прав и выполнение своих обязанностей гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Результаты обучения

Результат изучения учебного предмета «Основ безопасности жизнедеятельности» направлен на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

По итогам освоения программы обучающиеся 9 класса должны

знать/понимать:

- основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;

- правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

- способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности.

уметь:

- соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

Оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой)

и средствами коллективной защиты;

- вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей.


Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

Здоровый образ жизни. Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье. Вредные привычки и их профилактика.

Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерными и др.

Использование индивидуальных средств защиты: домашней медицинской аптечки, ватно-марлевой повязки, респиратора, противогаза.

Безопасное поведение человека в природных условиях: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и

пищи, сооружение временного укрытия.

Меры безопасности при пребывании человека на территории с неблагоприятными экологическими факторами.

Ситуации криминогенного характера, меры предосторожности и правила поведения.

Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при похищении или захвате в качестве заложника.

Оказание первой медицинской помощи

Первая медицинская помощь при отравлениях, ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях.

Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях

Чрезвычайные ситуации природного характера и поведение в случае их возникновения.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и поведение в случае их возникновения.








Информационное обеспечение рабочей программы

Рабочая программа ориентирована на использование:

- ОБЖ:5-9 классы/М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.: под ред. Ю.Л. Воробьёва – М.: АСТ «Астрель», 2008г.

Дополнительная литература:

  • Основы безопасности жизнедеятельности за 24 часа/О.Б. Глаголев – Ростов н/Д: Феникс, 2008;

  • Катастрофы и человек: Книга 1. Российский опыт противодействия чрезвычайным ситуациям /Ю.Л.Воробьев, Н.И.Локтионов, М.И.Фалеев и др.; Под ред. Ю.Л.Воробьева.- М.; АСТ-ЛТД, 1997.

  • Краткая энциклопедия по действиям в чрезвычайных ситуациях /Под общ. Ред. Ю.Л.Воробьева.- Калуга: ГУП «Облиздат», 2000.

  • Классные часы по правилам дорожного движения. 5-6 класс/ под ред. Е.А.Романовой, А.Б. Малюшкина. – М.: ТЦ Сфера. 2006;

  • Чрезвычайные ситуации. Краткая характеристика и классификация. Библиотечка журнала «Военные знания». Автор пособия А.П.Зайцев. ООО «Редакция журнала» «Военные знания», 2000.

  • Пожарная безопасность: конспекты занятий и классных часов в 5-11 классах (игры, тесты, практикумы, анализ ситуаций, «круглый стол»)/ авт-сост. О.В. Павлова, Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2006;

  • Основы безопасности жизнедеятельности. Тесты. 5-11 кл.: Учебно-метод. Пособие. – М.: Дрофа, 2003;

  • Пожарная безопасность в школе: методическое пособие/ Л.Ю. Скрипник. – М.: Айрис-пресс, 2006;

  • Личная безопасность в чрезвычайных ситуациях/Н.А. Крючек, М.и. Кузнецов, В.Н. Латчук, С.В. Петров; Под. Ред. Зам. Министра МЧС России Г.Н. Кириллова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001;

  • Терроризм – это должен знать каждый./ под. Ред. Доктора психологических наук профессора А.А. Кокорева – М.: Изд-во «Изографус», 2002;

  • Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных учреждениях: метод. Пособие/ Н.И. Хромов. – М.? Айрис-пресс, 2008;

  • Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005;

  • Основы безопасности жизнедеятельности. 5-8 классы. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками/ авт. – сост. Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2006;

  • Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе. 5-11 кл.: метод. Пособие/В.Н. Латчук, С.К. Миронов, Б.И. Мишин. – М.: Дрофа, 2006;

  • Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-9 кл. – М.: Дрофа, 2006;

  • Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 кл.: Дидактические материалы. –М.: Дрофа; ДИК, 2000;

  • Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: Учебник для населения/ под общ. Ред. Г.Н. Кириллова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001;

  • Эксперимент: новое содержание общего образования: Примерные программы среднего общего образования: ОБЖ/ А. Т. Смирнов, В.В. Сапронов, Б.И. Мишин/ под общ. Ред. Б.И. Миниша. _ М.: Просвещение, 2002;

  • Основыбезопасности жизнедеятельности. 5 кл.: Метод. Пособие. -М.: Дрофа, 2001.








«Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана»




Класс


Количество часов в неделю согласно учебному плану школы

Реквизиты

программы

УМК

обучающихся

УМК

учителя

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

8 класс




Программа рекомендованна Министерством общего образования РФ «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-11 классы, 4-е издание под редакцией А.Т. Смирнова, Ю.Д. Жилова, В.Н. Латчука, Москва издательский дом «Дрофа» 2006 год.


«Основы безопасности жизнедеятельности» М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов, Ю.Ю. Корнейчук, С.В. Петров, Ю.Д. Жилов, Е.Я. Гаткин. (8 класс) ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», 2006 год.


Поурочное планирование «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс, составитель Засядько Ю.П.

Волгоград 2005 год, издательство «Учитель – Аст»

Тематический контроль по ОБЖ. Комплект тестовых заданий по курсу ОБЖ для 8- 9 классов, Москва 2005год. Издательство «Интеллект – Центр»

Ежемесячный научно-методический журнал «ОБЖ в школе» Москва издательство « Школьная пресса»



  • Программно-методические материалы:

  • Тематическое планирование составлено на основе программы рекомендованной Министерством общего образования РФ «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-11 классы, 4-е издание под редакцией А.Т. Смирнова, Ю.Д. Жилова, В.Н. Латчука, Москва издательский дом «Дрофа» 2001 год.

  • Учебные пособия:

  • «Основы безопасности жизнедеятельности» М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов, Ю.Ю. Корнейчук, С.В. Петров, Ю.Д. Жилов, Е.Я. Гаткин. (8 класс) ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», 2006 год.

  • Методические пособия:

  • Поурочные планы «Основы безопасности жизнедеятельности» Ю.П. Задяков Волгоград Издательство «Экстремум» 2005 год., (7-11 кл.)

  • По программе за год 34 часа(1 час в неделю)

  • 1 четверть- 9 часов.(4.11-10.11)

  • 2 четверть 7 часов.(30.12.-12.01)

  • 3 четверть-10 часов (24.03-31.03)

  • 4 четверть- 8 часов









Календарно-тематическое планирование уроков по курсу Основы безопасности жизнедеятельности 9 класс

урока


Тема урока


Дата проведения уроков


Предполагаемые результаты

Контрольно-оценоч-ная деятельность

Форма урока

Ресурсное обеспечение

Примечание

Планируем

Фактич

вид

форма

Нарушение экологического равновесия в местах проживания и его влияние на здоровье человека


1

Экологическая безопасность России



Изучить понятие экологической безопасности.

Изучить схему обеспечения экологической безопасности.

Входной

Устный опрос

Урок-рассказ

Презентация



2

Окружающая среда и экологическая безопасность



Сформировать у учащихся гражданскую позицию по вопросу обеспечения экологической безопасности страны и региона

Текущий

Устный опрос

Межпредмет-ный урок


3

Химические загрязнения и отравления



Изучить источники химического загрязнения окружающей среды и способов защиты от него. Выработать у учащихся мотивацию на здоровый образ жизни.

Текущий

Устный опрос

Урок-рассказ

Презентация


4

Ксенобиотики в твоей квартире



Изучить бытовые ксенобиотики.

Получить первичные навыки обращения с ними.

Текущий

Устный опрос

Практическое занятие

5

Шумовое загрязнение среды и его влияние на организм человека



Изучить влияние шумового загрязнения на организм человека, а также меры безопасности и способы защиты организма от шума.

Получить представление о безопасном использовании бытовых источников звука.

Текущий

Устный опрос

Урок-беседа

Презентация

6

Безопасное питание. Твой рацион.



Изучить историю питания, болезни питания и понятие рационального питания.

Получить знания и первичные навыки в составлении оптимального рациона подростка с учетом нагрузок и климатических условий.

Выработать у учащихся мотивацию на здоровый образ жизни.

Текущий

Устный опрос

Урок-беседа

Презентация, фильм

7

Биоритмы – организаторы нашей жизни



Изучить природу и классификацию биоритмов, преимущества соблюдения биоритмов в повседневной жизни.

Текущий

Устный опрос

Урок – рассказ

Презентация

8

Как избежать переутомления



Получить первичный навык в планировании рабочей недели с учетом биоритмов.

Текущий

Устный опрос

Практическое занятие


9

В движении – жизнь



Изучить понятия «двигательная активность», связь гиподинамии с различными болезнями человека.

Получить представление о мобилизации физических резервов и их правильном использовании.

Выработать у учащихся мотивацию на здоровый образ жизни.

Текущий

Устный опрос

Урок рассказ

Презентация


10

Защититесь от стрессов



Изучить понятия «стресс», «стресс-факторы», «стресс-реакции», «невроз», взаимосвязь этих явлений.

Изучить особенности реакции человека на стресс в зависимости от типа нервной системы.

Получить представление о правилах стрессо устойчивого поведения.

Выработать у учащихся мотивацию на здоровый образ жизни.

Текущий

Устный опрос

Урок-рассказ

Презентация


11

Как выплыть в море информации и завоевать друзей



Изучить понятие «информационные перегрузки», их влияние на жизнь и здоровье человека.

Изучить правила предупреждения информационных перегрузок.

Получить представление о правилах позитивной коммуникации.

Выработать у учащихся мотивацию на здоровый образ жизни.

Текущий

Устный опрос

Урок-беседа

Презентация


12

Синдром приобретенного иммунодефицита и меры его профилактики



Получить представление о нравственных нормах взаимоотношений полов, о связи безнравственности и смерти.

Выработать у учащихся мотивацию на здоровый образ жизни.

Текущий

Устный опрос

Урок нравствен-ности

Презентация, фильм


13

Экологическая безопасность и природные условия



Закрепить знания по глобальным проблемам современности, полученные на уроках географии и обществознания.

Получить первичные навыки использования экологических знаний для анализа окружающих событий.

Получить навыки профилактики аллергических заболеваний.

Текущий

Устный опрос

Самостоятельная работа



14

Сколько лет жить человеку



Изучить принципы механизма старения и факторы, ускоряющие его воздействие на организм.

Получить представление о путях продления жизни.

Выработать у учащихся мотивацию на здоровый образ жизни.

Итоговый

Тест

Урок-беседа

Фильм док


Правила безопасного поведения в повседневной жизни

15

Безопасное пользование компьютером



Изучить: факторы отрицательного воздействия компьютера на организм человека; меры безопасности.

Текущий

Устный опрос

Урок – рассказ

Устройство компьютера


16

Организация рабочего места у компьютера



Получить представление об условиях комфортной и безопасной работы на компьютере.

Выработать первичные навыки организации компьютерного рабочего места и содержания помещения, где установлен компьютер.

Текущий

Устный опрос

Практическое занятие



17

Правила безопасного поведения на уроках физики и химии



Изучить: источники опасности при проведении уроков химии и физики, правила безопасности на уроках химии и физики.

Получить навыки безопасного поведения на уроках физики и химии при выполнении лабораторных работ.

Текущий

Устный опрос

Практическое занятие



18

Правила безопасного поведения на уроках ОБЖ и физической культуры



Изучить: источники опасности при проведении уроков физической культуры и ОБЖ, при занятиях спортом, правила безопасности на уроках физической культуры и ОБЖ, при занятиях спортом.

Получить первичные навыки в соблюдении правил безопасности при проведении занятий по физической культуре и ОБЖ.

Текущий

Устный опрос

Практическое занятие



19

Правила безопасности на уроках технологии и в быту



Изучить: источники опасности при проведении занятий по технологии.

Получить первичные навыки в соблюдении правил безопасности при использовании оборудования кабинета технологии и при пользовании домашними столярными и слесарными инструментами и устройствами.

Текущий

Устный опрос

Практическое занятие



Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

20

История создания международной системы гуманитарного реагирования при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени



Изучит: необходимость создания, зарождение, развитие и современное состояние международной системы гуманитарного реагирования при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Текущий

Устный опрос

Урок – рассказ

Презентация


21

Цели, задачи и принципы гуманитарной деятельности



Изучить: понятие, цели, задачи и принципы гуманитарной деятельности.

Текущий

Устный опрос

Урок-рассказ



22

Гуманитарные акции МЧС России



Изучить: силы и средства МЧС России, предназначенные для проведения международных гуманитарных акций; основные гуманитарные акции МЧС России.

Текущий

Устный опрос

Урок – рассказ

Фильм докумен


23

Обобщающий урок по теме «Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»



Получить представление о назначении, задачах, силах и средствах регионального управления МЧС России.

Итоговый

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа



Всероссийское движение «Школа безопасности» - составная часть подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях

24, 25

Ориентирование на местности

Топографические знаки



Получить навыки обращения с карточкой, изучить правила ориентирования

Текущий

Устный опрос

Практ зан



26, 27

Движение по азимуту. Снаряжение. Сигналы бедствия



Получить навыки движения по азимуту

Текущий

Устный опрос

Практ зан



28

Правила поведения в ситуациях криминогенного характера. Правила поведения при угрозе террористического акта



Поучить навыки поведения в криминогенной ситуации. Получить навыки поведения при угрозе террористического акта

Текущий

Устный опрос

Практ зан



29

Действия в чрезвычайных ситуациях техногенного характера



Получить навыки поведения при ЧС техногенного характера.

Текущий

Устный опрос

Практ зан



30

Оказание первой доврачебной помощи. Медицинская аптечка.



Получить навыки использования медицинской аптечки в условиях ЧС

Текущий

Устный опрос

Практ зан



31

Оказание первой доврачебной помощи.



Получить навыки при оказание первой доврачебной помощи

Текущий

Устный опрос

Практ. зан



32

Терминальные состояния. Шок.



Поучить навыки оказания помощи при а)терминальных состояниях, б) шоке

Текущий

Устный опрос

Практ.



33

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса



Проверка знаний за курс 9 класса

Итоговый

тест

Тест



34

Подведение итогов




Итоговый


Итоговое занятие

Презентация






Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.