Рабочая программа по ОБЖ 3 класс (Л.П. Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова)

Бюджетное общеобразовательное учреждение

Города Омска «Лицей № 137»

















Рабочая программа по предмету

«Основы безопасной жизнедеятельности»




3 класс












Программа составлена

М.В. Семеновой

учителем начальных классов











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» для 3 класса составлена на основе примерной программы начального общего образования, в соответствии с требованиями Федеральных законов России: «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне». Программа составлена на основе авторской программы по предмету «Основы безопасности и жизнедеятельности» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений: Л.П. Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: Л.П. Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник. 3-4 класс.- М., Просвещение. 2013.

Целью подготовки обучающихся по основам безопасности жизнедеятельности является подготовка человека к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества, государства.

Общими задачами выступают:

  • вооружение будущих граждан психологическими и педагогическими знаниями в объеме, обеспечивающем понимание ими проблем личной, общественной и государственной безопасности в жизни и способов личном подготовки к их решению;

  • развитие бдительности, осмотрительности, разумной осторожности и педагогической ориентированности (установки) на выявление и принятие во внимание различных негативных факторов при оценке угроз и опасности, и преодолении трудностей;

  • повышение уровня своих знаний и навыков в обеспечении безопасности жизнедеятельности, уверенности в успешном преодолении трудностей, веры в успех при столкновении с опасными и неадекватными ситуациями;

  • формирование привычек, навыков, умений, обеспечивающих успешные действия при решении вопросов личной и общественной безопасности, умение систематизировать знания по вопросам безопасности жизнедеятельности и эффективно применять их в повседневной жизни;

  • формирование установок на совместные, согласованные действия при попадании в опасные ситуации в составе группы, а также навыков и умений совместных действий, оказания само- и взаимопомощи;

  • -совершенствование правового, нравственного, эстетического, экономического и экологического понимания задач безопасности жизнедеятельности, формирование взглядов, убеждений, идеалов жизненной позиции, согласующихся с Декларацией прав человека и Концепцией национальной безопасности Российской Федерации.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ОБЖ

Формирование у младших школьников системных знаний, умении и навыков о здоровом образе жизни и личной гигиене, об угрозах и опасностях в сфере жизнедеятельности школьника, приёмах и правилах самозащиты и поиска своевременной помощи со стороны взрослых (в том числе, по телефону), об обеспечении безопасности собственных действий и предотвращения опасных ситуаций и конфликтов дома, в школе, на улице, в общественных местах, на водоёмах, при пожаре, а также оказания простейшей медицинской помощи, рекомендуется осуществлять за счет времени компонента образовательного учреждения.

Включение дополнительных знаний расширяет интегративные возможности предмета, помогает использовать полученные знания в практической деятельности, развивает способности учащихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде. Кроме того, включение дополнительного материала в состав основного курса способствует развитию логических умений сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни. Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определенных понятий предмета, что обусловлено растущим интересом учащихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитию самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях. Изучение дополнительного содержания по основам безопасности жизни поможет в формировании и развитии как логических, так и практических умений учащихся. Кроме того, программа предоставляет возможность для более широкой реализации воспитательного аспекта в процессе преподавания данного предмета.


МЕСТО КУРСА ОБЖ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Количество учебных часов

Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), в том числе на проведение контрольных (тестовых) работ - 1, практических работ - 6.

Программа ориентирована на работу по методическому комплекту: Л.П. Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник. 3-4 класс.- М., Просвещение. 2013.


ПЛАНИРУЕМЫН РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ОБЖ

Личностные результаты:

  • развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищённость жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Метапредметные результаты:

  • овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности;

  • анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • обобщать и сравнивать опасные ситуации;

  • выявлять причины опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

  • определять цели и задачи по безопасному поведению;

  • формировать умения воспринимать и перерабатывать информацию.

Предметные результаты:

  • умение применять полученные теоретические знания на практике - принимать обоснованные решения, вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учётом реальной обстановки и индивидуальных возможностей;

  • умение анализировать явления и события природного криминогенного и социального характера, выявлять причины возникновения;

  • проектировать модели личного безопасного поведения;

  • формирование и развитие устойчивых привычек дисциплинированного, осторожного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте; познавательных и психических процессов (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь);

понимание, осмысление и осознание опасных и безопасных действий на улицах и дорогах, в транспорте; способность самостоятельно их анализировать и оценивать;

самоконтроль, саморегуляцию и самоорганизацию правопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОБЖ

    1. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

      1. Безопасное поведение на дорогах

Движение пешеходов по дорогам. Правостороннее и левостороннее движение.

Элементы дорог. Дорожная разметка. Перекрестки. Их виды.

Переходим дорогу, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика.

Виды транспортных средств. Специальные транспортные средства. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Скорости движения городского транспорта. Состояние дороги, тормозной путь автомобиля. На загородной дороге, движение пешехода по загородной дороге.

      1. Мы - пассажиры

Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров. Правила посадки и высадки из транспортного средства. Поведение при угрозе аварии и во время нее. Безопасная поза.

1.3. Пожарная безопасность и поведение при пожаре Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров. Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах. Страх, навыки безопасного поведения.

Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения.

1.4. Безопасное поведение дома Лифт - наш домашний транспорт.

Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. Профилактика отравлений.

Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту.

Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами и печным отоплением.

1.5. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера

Правила обеспечения сохранности личных вещей.

Защита квартиры (дома) от воров и грабителей: звонок в дверь, звонок (беседа) по телефону.

Особенности поведения с незнакомыми людьми: опасные незнакомцы.

    1. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

2.1. Первая медицинская помощь при отравлении газам Отравление. Причины отравлений газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами. Профилактика отравлений. Признаки отравления угарным газом. Первая помощь при отравлении угарным газом.

    1. Защита человека в чрезвычайных ситуациях

3.1. Чрезвычайные ситуации

Чрезвычайные ситуации природного происхождения - стихийные бедствия. Примеры стихийных бедствий: тайфуны, ураганы, бури (штормы), смерчи, снегопады, метели, наводнения. Их последствия, мероприятия по защите.

Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению.

3.2. Основные мероприятия гражданской обороны по за щите населения

Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Примеры содержания речевой информации о чрезвычайных ситуациях.


Формы организации учебного процесса

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система обучения. В ходе учебного процесса используются как традиционные формы урока (уроки объяснения нового материала, обобщения и систематизации, контроля), так и особенно актуальны для младшего школьника следующие способы передачи своего отношения к полученной информации: движение (активное практическое действие, игра как реализация полученных знаний, рисунок) и слово (беседа, рассказ).

При организации урока применяется деятельностный подход, который предполагает

активное участие ребенка в учебном процессе, за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие. Необходимо научить ребенка мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому способствуют активные формы и методы обучения, к которым относятся: игра, проблемная ситуация, обучение через деятельность, групповая и парная работа, «оценочная» деятельность учащихся.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ОБЖ

(34 часа)

п/п

Наименование разделов и тем

Характеристика основной деятельности учащихся

Кол-во час

Календарные сроки

план

факт

1.Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни

25



Безопасное поведение на улицах и дорогах

10



Движение пешеходов по дорогам. Правостороннее и левостороннеее движение

Создать условия для знакомства с правилами движения пешеходов по дорогам, право- и левосторонним движением. Создать условия для знакомства с элементами дорог, дорожной разметкой Формирование навыков безопасного поведения. Анализ и выявление причин возникновения травматизма

1



Элементы дорог. Дорожная разметка. Перекресток. Их виды

Создать условия для знакомства с перекрестками и их видами. Моделирование правил безопасного поведения.

1



Переходим дорогу, перекресток

Способствовать отработке умения переходить перекресток и дорогу Систематизация знаний и представлений детей о потенциальной опасности окружающих предметов.

1



Сигналы светофора и регулировщика.

Практическая работа по теме «Сигналы светофора»

Создать условия для знакомства с сигналами светофора и регулировщика Формирование умения предвидеть опасность, находить опасные предметы.

1



Виды транспортных средств

Создать условия для знакомства с видами транспортных средств. Исследование модели правильных действий в опасной ситуации. Формирование навыков безопасного поведения.

1



Специальные транспортные средства

Создать условия для знакомства с видами специальных транспортных средств.

1



Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств

Создать условия для знакомства с сигналами, которые подают водители транспортных средств.

1



Скорость движения городского транспорта

Создать условия для знакомства со скоростью движения городского транспорта, состоянием дорог и тормозным путем. Закрепление понятия «опасность», «безопасность». Формирование навыков безопасного поведения. Анализ и выявление причин возникновения травматизма.

1



Состояние дороги, тормозной путь автомобиля

Создать условия для знакомства с состоянием дорог и тормозным путем.

Анализ и выявление причин возникновения травматизма.

1



Загородная дорога, движение пешехода по загородной дороге

Способствовать отработке умения двигаться по загородной дороге, в том числе группой. Формирование навыков безопасного поведения. Исследование модели правильных действий в опасной ситуации.

1



Пожарная безопасность и поведение при пожаре

3



Пожар в общественных местах, причина пожаров. Страх

Исследование причин возникновения пожаров. Знакомство с правилами поведения при возникновении пожара в общественных местах. Дым и его опасность. Моделирование правил безопасного поведения при возникновении пожара. Обобщение знаний о правилах пожарной безопасности.

1



Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах

Отработка умения правильно вести себя при возникновении пожара в общественных местах Обобщение и систематизация представления детей о средствах пожаротушения. Анализ и сравнение различных средств пожаротушения.

1



Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения

Знакомство с правилами поведения при возникновении пожара в общественном транспорте. Формирование навыков безопасного поведения.

1



Безопасное поведение дома

6



Лифт – наш домашний транспорт

Знакомство с правилами пользования лифтом. Формирование навыков безопасного поведения. Исследование модели правильных действий в опасной ситуации.

1



Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии.

Практическая работа по теме «Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии»

Знакомство с мерами безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии. Анализ и выявление причин возникновения травматизма. Обобщение жизненного опыта обучающихся. Формирование навыков безопасного поведения

1



Профилактика отравлений

Анализ и выявление причин возникновения отравления. Обобщение жизненного опыта обучающихся. Формирование навыков безопасного поведения

1



Меры безопасности при пользовании электрическими приборами в быту

Знакомство с мерами безопасности при пользовании в быту электрическими приборами. Исследование модели правильных действий в опасной ситуации. Формирование умения предвидеть опасность.

1



Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами

Моделирование мер безопасности при пользовании в быту газовыми приборами. Исследование модели правильных действий в опасной ситуации. Формирование умения предвидеть опасность.

1



Соблюдение мер безопасности при пользовании печным отоплением

Моделирование мер безопасности при пользовании печным отоплением. Исследование модели правильных действий в опасной ситуации. Формирование умения предвидеть опасность.

1



Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера

6



Правила обеспечения сохранности личных вещей

Составление правил обеспечения сохранности личных вещей Обобщение жизненного опыта обучающихся. Формирование умения предвидеть опасность.

1



Правила обеспечения сохранности личных вещей

1



Защита дома от воров и грабителей: звонок в дверь.

Практическая работа по теме «Разговор с незнакомыми людьми при звонке в дверь».

Моделирование правил обеспечения сохранности личных вещей. Обобщение жизненного опыта обучающихся. Формирование умения предвидеть опасность.


1



Защита дома от воров и грабителей: звонок по телефону. Практическая работа по теме «Разговор незнакомыми людьми при звонке по телефону».



1



Особенности поведения с незнакомыми людьми: опасные незнакомцы

Знакомство с особенностями поведения с незнакомыми людьми Формирование навыков безопасного поведения.

1



Особенности поведения с незнакомыми людьми: опасные незнакомцы.

Самостоятельная работа по теме «Поведение в ситуациях криминогенного характера»

1



2.Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

1



Первая медицинская помощь при отравлении газами

1



Отравление. Причины, профилактика, признаки, первая помощь при отравлении газами

Способствовать развитию умения оказывать первую помощь при отравлении угарным газом. Дым и его опасность. Моделирование правил безопасного поведения при возникновении пожара. Обобщение знаний о правилах пожарной безопасности.

1



3. Защита человека в чрезвычайных ситуациях

8



Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Практическая работа «Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени»

Формирование навыков безопасного поведения. Знакомство с ЧС природного происхождения.

1



Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения

Знакомство с организацией оповещения населения о ЧС. Моделирование ситуаций. Обобщение жизненного опыта обучающихся. Формирование умения предвидеть опасность.


1



Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени

Моделирование действий по предупреждению ЧС. Формирование навыков безопасного поведения

1



Подготовка обучаемых к проведению практического занятия «День защиты детей»

Обобщение жизненного опыта обучающихся. Формирование умения предвидеть опасность, находить опасные предметы. Моделирование правил безопасного поведения.

1



Подготовка обучаемых к проведению практического занятия «День защиты детей»

1



Проведение практического занятия «День защиты детей»

1



Контрольная работа по теме «Правила безопасного поведения».


1



34.

Обобщение по всему курсу.

Обобщение жизненного опыта обучающихся. Формирование умения предвидеть опасность, находить опасные предметы. Моделирование правил безопасного поведения.

1




Итого


34







МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРЕДМЕТУ ОБЖ

Основная литература

  • Л.П. Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова «Основы безопасности жизнедеятельности». Учебник. 3-4 класс. - М., Просвещение. 2011.

  • П.В.Ижевский, «Основы безопасности жизнедеятельности». Рабочая тетрадь. 3 класс.- М., Просвещение. 2013.

  • Л.П. Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова «Основы безопасности жизнедеятельности». Методические рекомендации. 1-4 класс.- М., Просвещение, 2009.


Технические средства обучения

  • Аудиторная доска

  • Магнитно - маркерная доска

  • Компьютер

  • Мультимедийный проектор


Экранно-звуковые пособия

  • Презентации по ОБЖ

  • Видеофильмы по ОБЖ


Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.