Рабочая программа
по музыке
4 класс
УМК «Школа России» ФГОС
Учитель начальных классов: Авчинникова А.В.
МКОУ Червленовская СОШ
Волгоградская обл., Светлоярский р-он, с. Червленое
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина. Музыка: Рабочие программы 1-4 классы – М. Просвещение, 2011.
Изучение музыки в начальной школы направлено на формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
-
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
-
воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
-
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
-
совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
-
расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
-
активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
-
накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллектива.
Примерное тематическое планирование составлено из расчета 1 час в неделю – 34 часа
Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты:
-
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
-
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
-
уважительное отношение к культуре других народов:
-
эстетические потребности, ценности и чувства
-
развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
-
развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
-
способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
-
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
-
освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
-
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
-
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий
-
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
Предметные результаты:
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
-
основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
-
воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
-
начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Тематическое планирование по музыке
Тема раздела |
Тема урока |
Кол-во часов |
Характеристика учебной деятельности |
Дата |
Домашнее задание |
||
по плану |
по факту |
||||||
1. |
Россия – Родина моя. /3ч/ |
Мелодия. Ты запой мне ту песню… «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…» |
1 |
Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека. Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира и народов России и высказывать мнение о его содержании. Исследовать: выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки. Исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов. Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России. Импровизировать на заданные тексты. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Подбирать ассоциативные ряды художественным произведениям различных видов искусства. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. |
1 нед. |
|
Найти стихи о родине, родном крае, созвучные этой музыке. |
2. |
Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» |
1 |
2 нед. |
|
Сочинить мелодию или песню на стихи любимого поэта. |
||
3. |
Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь! |
1 |
3 нед. |
|
Выучить текст песни. |
||
4. |
О России петь – что стремиться в храм. /4ч/ |
Святые земли Русской. Илья Муромец. |
1 |
Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников. Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры. Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов. Сочинять мелодии на поэтические тексты. Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пении и разного рода импровизациях. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. |
4 нед. |
|
Нарисовать рисунок по теме. |
5. |
Кирилл и Мефодий. |
1 |
5 нед. |
|
Придумать ритмический рисунок. |
||
6. |
Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше. |
1 |
6 нед. |
|
Выучить текст песни. |
||
7. |
Родной обычай старины. Светлый праздник. |
1 |
7 нед. |
|
Нарисовать рисунок по теме. |
||
8. |
День, полный событий. /6ч/ |
В краю великих вдохновений. |
1 |
Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А. Пушкина. Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений. Распознавать их художественный смысл. Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. Участвовать в коллективной музыкально-творческой деятельности, в инсценировках произведений разных жанров и форм (песни, танцы, фрагменты из произведений, оперы и др.). Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. |
8 нед. |
|
Вспомнить стихотворения А. С. Пушкина |
9. |
Что за прелесть эти сказки! Три чуда. |
1 |
9 нед. |
|
Вспомнить сказки А. С. Пушкина |
||
10. |
Ярмарочное гулянье.
|
1 |
10 нед. |
|
Вспомнить русские народные песни. |
||
11. |
Святогорский монастырь. Обобщение. |
1 |
11 нед. |
|
|
||
12. |
Зимнее утро. Зимний вечер. |
1 |
12 нед. |
|
Нарисовать рисунок по теме. |
||
13. |
Приют, сияньем муз одетый. |
1 |
13 нед. |
|
Придумать программу музыкального вечера. |
||
14. |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! /3ч/ |
Композитор- имя ему народ. Музыкальные инструменты России. |
1 |
Различать тембры народных музыкальных инструментов и оркестров. Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников. Исследовать историю создания музыкальных инструментов. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Осуществлять опыты импровизации и сочинения на предлагаемые тексты. Овладевать приемами мелодического варьирования, подпевания, «вторы», ритмического сопровождения. Рассуждать о значении преобразующей силы музыки. Создавать и предлагать собственный исполнительский план разучиваемых музыкальных произведений. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. |
14 нед. |
|
Вспомнить знакомые русские народные песни. |
15. |
Оркестр русских народных инструментов. |
1 |
15 нед. |
|
Вспомнить норвежскую народную песню «Волшебный смычок». |
||
16. |
Народные праздники. «Троица». |
1 |
16 нед. |
|
Сочинить мелодию на текст народной песни «Березонька кудрявая». |
||
17. |
В концертном зале. /5ч/ |
Музыкальные инструменты. |
1 |
Определять и соотносить различные по смыслу интонации (выразительные и изобразительные) на слух и по нотному письму, графическому изображению. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Узнавать по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) из произведений программы. Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. Передавать в пении, драматизации, музыкально-пластическом движении, инструментальном музицировании, импровизации и др. образное содержание музыкальных произведений различных форм и жанров. Корректировать собственное исполнение. Соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. |
17 нед. |
|
Вспомнить басню А. Крылова. |
18. |
Счастье в сирени живет… |
1 |
18 нед. |
|
Придумать ритмический рисунок. |
||
19. |
«Не молкнет сердце чуткое Шопена…» Обобщение. |
1 |
19 нед. |
|
Выучить текст песни. |
||
20. |
«Патетическая» соната. Годы странствий. |
1 |
20 нед. |
|
Вспомнить знакомые произведения Л. Бетховена |
||
21. |
Царит гармония оркестра. |
1 |
21 нед. |
|
Вспомнить название и авторов знакомых произведений для симфонического оркестра. |
||
22. |
В музыкальном театре. /6ч/ |
Опера «Иван Сусанин». 2 действие. |
1 |
Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира и народов России. Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности с использованием знаний основных средств музыкальной выразительности. Определять особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы, балета, оперетты. Исполнять свои музыкальные композиции на школьных концертах и праздниках. Оценивать собственную творческую деятельность. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. |
22 нед. |
|
Выучить текст песни. |
23. |
Опера «Иван Сусанин». 3 действие. |
1 |
23 нед. |
|
Придумать ритмический рисунок. |
||
24. |
Исходила младешенька. |
1 |
24 нед. |
|
Выучить текст песни. |
||
25. |
Русский восток. |
1 |
25 нед. |
|
Нарисовать рисунок по теме. |
||
26. |
Балет «Петрушка» Обобщнеие. |
1 |
26 нед. |
|
Вспомнить масленичные песни, игры, забавы. |
||
27. |
Театр музыкальной комедии. |
1 |
27 нед. |
|
Вспомнить названия и фрагменты мюзиклов и оперетт. |
||
28. |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье …/7ч/ |
Прелюдия. Исповедь души. |
1 |
Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии. Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров. Общаться и взаимодействовать в процессе , коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Узнавать музыку (из произведений, представленных в программе). Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира. Исполнять свои музыкальные композиции на школьных концертах и праздниках. Оценивать собственную творческую деятельность. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. |
28 нед. |
|
Выучить текст песни. |
29. |
Революционный этюд. |
1 |
29 нед. |
|
Выучить текст песни. |
||
30. |
Мастерство исполнителя. |
1 |
30 нед. |
|
Назвать известных исполнителей классической музыки. |
||
31. |
В интонации спрятан человек. |
1 |
31 нед. |
|
Выучить текст песни. |
||
32. |
Музыкальные инструменты. |
1 |
32 нед. |
|
Нарисовать рисунок по теме. |
||
33. |
Музыкальный сказочник. |
1 |
33 нед. |
|
Вспомнить симфоническую сказку и ее автора (С. Прокофьев «Петя и волк»). |
||
34. |
«Рассвет на Москве-реке» Обобщение. |
1 |
34 нед. |
|
|