Рабочая программа по музыке 4 класс УМК «Планета знаний» Бакланова


Титульный лист



Соколова Наталья Григорьевна

МБОУ СОШ №1 имени Леонида Михайловича Рошаля

пгт Чердаклы Ульяновской области

класс:4


Рабочая программа по музыке на основе программы Т.И. Баклановой

























Пояснительная записка

  • Рабочая программа по музыке в 4 классе составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования 2010года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке- «Музыка», разработанной Т.И. Баклановой (УМК «Планета знаний»)

Данная программа обеспечена учебно- методическим комплексом автора Т.И. Баклановой, включающим:

  • Программу курса «Музыка» 1-4 классы Т.И. Баклановой .- Москва АСТ: Астрель, 2011 г.

  • Методические рекомендации. Тематическое планирование «Обучение в 4 классе»по учебнику «Музыка» Т.И. Баклановой .-Москва АСТ: Астрель, 2013 г.

  • Учебник «Музыка» 4 класс Т.И. Бакланова.- Москва АСТ «Астрель» 2014 г.

  • Музыка: Дневник музыкальных путешествий: К учебнику Т.И. Баклановой «Музыка»: 4 класс/ Т.И. Бакланова.- Москва: АСТ:Астрель,2014г.



Главная цель программы — формирование и развитие музыкальной культуры учащихся как одного из компонентов общей культуры личности.

Достижение данной цели предусматривает:


формирование и развитие культуры музыкального восприятия у младших школьников: приобретение опыта музыкально-слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений, формирование потребности в восприятии музыки, воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку, развитие интереса к слушанию народной музыки, шедевров классического искусства и лучших образцов современной музыки, воспитание музыкального вкуса, освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений, их художественно-образного содержания, выразительных средств и др.;

формирование и развитие музыкально_-исполнительской культуры учащихся: приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования, выявление и развитие музыкальных способностей, потребности в различных видах музыкально-исполнительской деятельности, певческих умений и навыков, первоначальных навыков элементарного музицирования и импровизации. Наряду с традиционными детскими и народными музыкальными инструментами, предусмотрено применение в учебном процессе синтезаторов и других электронных музыкальных инструментов;

формирование и развитие музыкально-творческой культуры личности, неразрывно связанной с образным ассоциативным мышлением и воображением, проявляющейся в самостоятельности и творческом подходе к различным видам музыкальной деятельности, в интересе ребёнка к сочинению музыки, к музыкальным импровизациям, к разработке музыкально-творческих проектов;

формирование и развитие музыкально-информационной культуры личности: воспитание музыкально-познавательных потребностей и интересов, приобретение основ музыкально-теоретических и музыкально-исторических знаний, а также первоначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов .

формирование и развитие музыкально-релаксационной культуры: освоение детьми доступных им приёмов снятия психического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально-терапевтических упражнений (например, развитие певческого дыхания с использованием методов дыхательной терапии)

Программой предусмотрено обучение музыке с первого по четвёртый классы в общей учебно-игровой форме — воображаемого путешествия по Музыкальному миру по следующим образовательным маршрутам (сквозным темам года):

1. «Где музыка берёт начало?»: путешествие по миру звуков, ритмов, мелодий и музыкальных образов(1 класс).

2. «Волшебные силы музыки»: знакомство с особенностями музыки как вида искусства, с её создателями и исполнителями (2 класс).

3. «Где живёт музыка?»: путешествие по концертным залам, музыкальным театрам и музеям (3 класс).

4. «Музыкальная жизнь разных стран и народов»: музыкальное путешествие по России и странам Европы(4 класс).

В 4 классе школьники приглашаются в музыкальные путешествия по следующим образовательным маршрутам:

по миру старинной европейской музыки (темы:«Встречи со знаменитыми композиторами», «В рыцарских замках», «На балах», «На карнавалах»);

от Руси до России (темы «Русь изначальная», «Русь православная», «Русь скоморошья», «Русь сказочная»,«Русь былинная», «Русь героическая»);

по России ХХ века (темы «У пионерского костра», «Музыка о войне и на войне», «Музыка на защите мира», «На космодроме», «На стадионе», «На фестивале авторской песни»);

в гости к народам России (темы «У колыбели», «На свадьбе», «На фольклорном фестивале»).

В программе «Музыка» для 1–4 классов в полной мере представлены все содержательные линии,предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом для начальной школы:

«Музыка в жизни человека»;

«Основные закономерности музыкального искусства»;

«Музыкальная картина мира»


Общая характеристика учебного предмета

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Описание места учебного предмета.

В соответствии с Базисным учебным планом в начальных классах на учебный предмет «Музыка» отводится 135 часов (из расчета 1 час в неделю), из них: 1 класс- 33 часа, во 2-4 классах по 34 часа.

Содержание программы 4 класс (34ч.)

Основы музыкальных знаний. Воображаемое путешествие в Германию, на родину И.С. Баха. Роль семейных традиций, домашнего музицирования в воспитании композитора. Воображаемое путешествие в Австрию, на родину В.А. Моцарта. Роль семейных традиций, домашнего музицирования в воспитании композитора. Продолжение знакомства с музыкальными формами: рондо, канон. Музыкальные турниры поэтов-певцов, выступления бродячих музыкантов, домашнее музицирование обитателей рыцарских замков. Полонез — танец и музыкальная пьеса танцевального характера. Вальс как бальный танец и музыкальная пьеса танцевального характера. Менуэт, гавот, мазурка и полька как бальные танцы и музыкальные пьесы танцевального характера. Карнавал — одна из традиционных форм европейской светской и простонародной культур. Музыкальные «отражения» истории России от древних времён до наших дней, традиций народной культуры, духовно-нравственных ценностей и идеалов русского народа. Композитор И.Ф. Стравинский. Понятие «симфоническая поэма». Композитор Г.В. Свиридов и его произведения, посвящённые Родине, истории и традициям народной культуры. Повторение понятия «кантата». Связь церковной музыки с жизнью и историей русского народа.

Обиходные песнопения русской православной церкви, посвящённые церковным праздникам. Православный партес.

Понятия «тропарь», «кондак», «стихира», «антифон», «концерт для хора». История колокольных звонов на Руси. Скоморохи и смеховая

культура Древней Руси. Сказочные образы и сюжеты в музыкальном искусстве. Связь оперы с русским фольклором.

Общее представление об отражении в музыке образов и событий недавнего прошлого нашей страны, о революционных песнях и маршах. Взаимосвязь музыкального искусства и искусства кино. Песни, танцы и марши И. Дунаевского и других знаменитых советских композиторов в довоенных и послевоенных кинофильмах. Роль музыки на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу.

Творчество композитора и педагога Д.Б. Кабалевского. Песни советских композиторов (А. Пахмутовой и др.) о космосе и космонавтах. Музыка на спортивных состязаниях, олимпиадах. Общее представление о жанре авторской песни и о движении авторской песни в

России. Колыбельные песни и их роль в воспитании и развитии личности ребёнка. Музыка и свадебные песни как часть традиционной народной свадьбы. Понятие «фольклор». Фестивали фольклора в России. История гитары. Традиционная семиструнная гитара,

электрогитара и её различные виды.


Музыкально-исполнительская деятельность.

Пение: И.С. Бах «За рекою старый дом» ;Канон «Слава солнцу, слава миру!» (муз. В.А. Моцарт. Бал как одна из традиционных форм европейской светской культуры и бытования классической танцевальной музыки.

Повторение песен танцевального характера из программ для 1–3 классов. «Песня Зайца и Волка на карнавале» из мультфильма «Ну, погоди!» (муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина). «С чего начинается Родина?» (муз. М. Матусовского, сл. В. Баснера). Разучивание песни «Вербочки» (муз. А. Гречанинова, сл.А. Блока) .Русская народная песня «Скоморошья плясовая». Элементарное музицирование.

Ритмические и мелодические импровизации на тему «Скоморошья потеха» на бубнах, дудках и других народных музыкальных инструментах. Русская народная песня «На торгу». «Прощание славянки» (муз. В. Агапкина, сл. В. Лазарева). Песни военных лет. Песни о войне, написанные в послевоенный период. «На безымянной высоте» (муз. В. Баснера, сл.М. Матусовского; «Солнечный круг» (муз.А. Островского, сл. Л. Ошанина). «Четырнадцать минут до старта» (муз. О. Фельцмана, сл. В. Войновича). «Трус не играет в хоккей» (муз. А. Пахмутовой, сл. С. Гребенникова и Н. Добронравова). Авторские песни (по выбору учителя и

учащихся). Русские народные свадебные песни . Разучивание песни «Московская кадриль» (муз.Б. Темнова, сл. О. Левицкого).

Элементарное музицирование: Музыкальные импровизации. Озвучивание иллюстраций. Ритмическая импровизация на ударных музыкальных инструментах.

Слушание музыки. Произведения И.С. Баха для органа (по выбору учителя). Пьеса И.С. Баха «Волынка».В.А. Моцарт «Рондо в турецком стиле (из сонаты № 11 ля минор)». В.А. Моцарт. Фрагмент первой части «Симфонии № 40 (соль минор)». М.И. Глинка

«Рыцарский романс» из цикла «Прощание с Петербургом»(сл. Н. Кукольника). Сцены балов в операх, балетах, музыкальных кинофильмах. Ф. Шопен «Полонез (до минор)».М.К. Огинский «Полонез «Прощание с Родиной». Фрагменты вальсов И. Штрауса .

В.А. Моцарт «Менуэт». И.С. Бах. Гавот(из «Французской сюиты»). Мазурки Ф. Шопена (по выбору учителя). Польки И. Штрауса (сына). С. Рахманинов «Итальянская полька». Р. Шуман «Карнавал» (фрагменты).Фрагменты балета И. Стравинского «Весна священная». Фрагменты симфонической поэмы М. Балакирева «Русь». Фрагменты кантаты Г. Свиридова «Деревянная Русь». Обиходные песнопения различных видов и жанров. Имитации звучания церковных колоколов в русской классической музыке. (в опере М. Мусоргского «Борис Годунов», в симфонической поэме С. Рахманинова «Колокола», в опере Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже» и других. Фрагменты музыки к балету. Например, пляска Жар-птицы, колыбельная, хоровод царевен, пляс поганого Кащеева царства. Фрагменты оперы–былины «Садко. Фрагменты оперы «Князь Игорь» .Фрагменты оперы«Иван Сусанин».

Революционные песни . Д. Шостакович. Симфония № 7 («Ленинградская»).Песня «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача). Песни советских композиторов о защите мира. Например, «Гимн демократической молодежи» (муз.А. Новикова, сл. Л. Ошанина), «Бухенвальдский набат» (муз. Д. Кабалевского, сл. В. Мурадели). «Спортивный марш» (из кинофильма«Вратарь») (муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача),«До свиданья, Москва» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова). Песни Б. Окуджавы, Ю. Визбора, В. Высоцкого, С. Никитина и др. по выбору учителя. Колыбельные песни народов России. Старинные русские свадебные песни в исполнении народных певцов. Музыкальные «отражения» народных свадебных песен в русской классической музыке

Записи народных песен и наигрышей в исполнении фольклорных ансамблей. Запись романса или авторской песни, исполняемых под

аккомпанемент гитары.


Музыкально-изобразительная деятельность.

Знакомство с портретами композиторов И.С. Баха, В.А. Моцарта, И. Штрауса. Подбор церковных песнопений к картинам и иконам. Знакомство с образами скоморохов в русской живописи. Знакомство с иллюстрациями к сказкам, эскизами декораций и костюмов. Знакомство с репродукциями картин, посвящённых революционным темам. Знакомство с образами матери с младенцем в живописи и декоративно-прикладном творчестве народов России. Знакомство с картинами и

произведениями народного декоративно- прикладного творчества, посвящёнными свадебным темам.


Музыкально-информационная деятельность.

Виртуальная музыкальная экскурсия по Германии, Австрии (Вене и

Зальцбургу), по европейским дворцам-музеям.Поиск информации для сообщения о русских святых Сергии Радонежском, Дмитрии Донском, Александре Невском, князьях Борисе и Глебе), в честь которых созданы церковные песнопения. Поиск информации для создания творческого портрета одного из создателей и исполнителей авторской песни и для рассказа о концерте или фестивале авторской песни. Поиск информации о традициях семейного воспитания детей у разных народов России и о роли колыбельных песен в семейном воспитании. Самостоятельный поиск информации о свадебных традициях народов России.




Музыкально-поэтическая деятельность.

Сочинение музыки, рыцарских романсов в честь Прекрасной дамы, поэтического текста о Родине, музыкальных «портретов», музыкальной картины, колыбельной, свадебной песен. Выразительное чтение.


Музыкальная драматизация. Мелодекламация текстов. Инсценировка песен, романсов. Пластические импровизации. Выразительное чтение нараспев.

Музыкально-танцевальная деятельность. Разучивание танцевальных движений полонеза, вальса, менуэта, гавота, мазурки или польки. Исполнение под музыку пластических импровизаций. Пляска импровизация. Инсценировка. Пластические импровизации. Разучивание народных танцев.

Арт-терапевтическая деятельность. Музыкально-оздоровительные упражнения.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ

К концу 4 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

понимание музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно-бытовой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.), и отражение в ней исторических событий и личностей;

положительная мотивация к обучению и познанию музыкального искусства и музыкальной деятельности, к знакомству с выдающимися музыкальными произведениями отечественной и мировой культуры;

уважительное отношение к музыкальному наследию России и каждого из народов нашей страны, понимание ценности многонационального российского общества, культурного разнообразия России.

Учащиеся получат возможность для формирования:

основ общей культуры личности в контексте высших духовно-нравственных ценностей и идеалов отечественной культуры на материале и средствами музыкального искусства;

эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам, выраженным в музыкальных произведениях;

понимания ценности музыкального искусства в жизни человека и общества;

художественного вкуса, творческого потенциала, развития эмоциональной сферы;

понимания причин успеха в творческой деятельности;

готовности и способности адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;

готовности и способности к самооценке, к саморазвитию


ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

воспринимать музыку различных жанров;

узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

находить и передавать информацию:

о музыкальном наследии знаменитых западноевропейских композиторов, вундеркиндов-виртуозов И.С. Баха, В.А. Моцарта и других, об особенностях их семейного воспитания и других условиях достижения творческих успехов;

о старинных формах музыкальной жизни и музыкальных увеселениях в рыцарских замках, царских дворцах, усадьбах, на городских площадях во время праздников и карнавалов, о трубадурах, скоморохах и других бродячих музыкантах в западноевропейских странах и на Руси;

о старинной танцевальной музыке, об особенностях её музыкально-выразительных средств, о происхождении танцевальных движений бальных танцев — вальса, полонеза, гавота, мазурки и польки;

о старинных воинских гимнах и маршах, их музыкально-выразительных средствах и художественно-образном содержании;

об обиходных церковных песнопениях, партесе, духовных стихах и колокольных звонах;

о творчестве русских и советских композиторов (М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, М. Балакирева, И. Стравинского, Д. Шостаковича, И. Дунаевского, Г. Свиридова, Д. Кабалевского, А. Пахмутовой, В. Шаинского и др.), создавших музыкальные исторические образы нашей Родины (от Древней Руси до современной России), отразивших в своих произведениях образы и сюжеты древнерусских мифов, народных преданий, сказок и былин;

о фольклоре, фольклористах, фольклорных коллективах и экспедициях и их роли в сохранении музыкального наследия народов России; об отражении в народной музыке основных этапов жизни человека, о наиболее характерных народных колыбельных, свадебных и других песнях, музыкальных инструментах и танцах народов России;

об авторской песне;

определять основные музыкальные понятия («канон», «полифония» и др.) на доступном уровне;

воспроизводить слова и мелодии нескольких народных колыбельных песен, песен зарубежных композиторов классиков, а также песен советских и современных российских композиторов, авторских песен;

называть знаменитые музыкальные театры, концертные залы и музеи, имеющиеся в России и в других странах мира;

исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

исполнять соло в вокальном ансамбле и в хоре вокально-хоровые произведения;

определять выразительность и изобразительность интонации в музыке;

определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях(фрагментах);

определять на слух основные виды, жанры, формы музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Учащиеся получат возможность научиться:

ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, в многообразных традиционных формах народной музыкальной культуры (народных календарных праздниках, семейно-бытовых традициях и обрядах, старинных народных музыкальных играх и игрушках);

различать танцевальную музыку по особенностям её музыкально-выразительных средств, рассказывать о её происхождении и показывать танцевальные движения бальных танцев — вальса, полонеза, гавота, мазурки и польки;

соотносить выразительные и изобразительные интонации;

характеризовать черты музыкальной речи разных композиторов;

воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний, на основе музыкальной, музыкально-поэтической и музыкально-пластической импровизации;

передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, в музыкальных, музыкально-поэтических и музыкально-пластических импровизациях;

использовать и воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, при разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах; воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в

пении, слове, движении, играх, действах и др.);

раскрывать роль музыки в жизни человека, применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности);

использовать доступные методы арт-терапии для психологической саморегуляции в повседневной жизни;

использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;

представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.);

собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека);

основам саморазвития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

реализовывать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных задач;

планировать свои действия при выполнении музыкально-творческих заданий;

следовать при выполнении музыкально-творческой работы инструкциям учителя;

руководствоваться определёнными техниками и приёмами при выполнении музыкально-творческой работы;

определять критерии оценки, анализировать и оценивать по заданным критериям результаты собственной и коллективной музыкально-творческой работы;

определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя);

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Учащиеся получат возможность научиться:

ставить цели и задачи в проблемно-творческих ситуациях, действовать самостоятельно в ходе их решения;

осуществлять самостоятельную музыкально-творческую деятельность, реализовывать собственные музыкально-исполнительские замыслы (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении музыкально-творческих задач;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам самостоятельной музыкально-творческой деятельности;

вносить необходимые коррективы в ходе выполнения музыкально-творческих работ;

анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной музыкально-творческой работы с учётом разных критериев;

понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, организовывать культурный досуг в семье.

Познавательные

Учащиеся научатся:

находить нужную информацию, используя справочные материалы учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;

находить современные информационные каналы и средства трансляции классической, народной и современной музыки (доступные младшим школьникам);

сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;

наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций (тем, образов), делать выводы;

выделять художественный смысл различных форм построения музыки;

различать виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

сравнивать музыкальные произведения по заданным критериям, сравнивать музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира, сравнивать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию;

различать, группировать изученные музыкальные произведения по жанрам, авторам;

устанавливать существенные связи и отношения музыки с другими видами искусств и различными сферами жизни человека.

Учащиеся получат возможность научиться:

применять различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации музыкальной информации;

сравнивать, группировать, классифицировать по родовидовым признакам музыкального искусства;

устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, анализировать, обобщать на материале музыкальных произведений, в том числе анализировать приёмы создания образов в музыкальных произведениях;

использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

выступать с аудио, видео и графическим сопровождением.


Коммуникативные

Учащиеся научатся:

строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

составлять тексты о музыке в устной и письменной формах;

выражать своё эмоциональное, эстетическое отношение к искусству в различных видах музыкально-творческой деятельности;

выражать нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов; выражать своё отношение к искусству;

общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

слушать собеседника и включаться в диалог о музыкальном искусстве;

признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Учащиеся получат возможность научиться:

участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, рассуждать о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;

задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

вести диалог о музыке, обсуждать произведения музыкального искусства;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества, продуктивно сотрудничать со сверстниками.











Тематическое планирование

урока

Тема урока. Тип урока



Планируемые результаты

Организационные формы обучения

Система контроля

Д-З

Дата проведения


Предметные

Метапредметные

Личностные

План

Факт


знать

уметь

1

2

3.1



3.2

3.3

4

5

6

7.1

7.2

1

Встречи со знаменитыми композиторами: Иоганн Себастьян Бах



Музыкальное путешествие


Воображаемое путешествие в Германию, на родину И.С. Баха. Роль семейных

традиций, домашнего музицирования в воспитании композитора.

Музыкально- исполнительская деятельность: Пение:

И.С. Бах «За рекою старый дом»

Слушание музыки: Одно из произведений И.С. Баха для

органа (по выбору учителя). Пьеса И.С. Баха «Волынка».

В. Егоров «Играет Бах»

Музыкально- изобразительная деятельность: Знаком

ство с портретами И.С. Баха; изображениями органа и клавесина.

Музыкально- информационная деятельность: Виртуальная музыкальная экскурсия по Германии

Руководствоваться определёнными техниками и приёмами при выполнении музыкально-творческой работы;

определять критерии оценки, анализировать и оценивать по заданным критериям результаты собственной и

коллективной музыкально-творческой работы;


понимание

ценности музыкального искусства в жизни

человека и общества


Фронтальная;

групповая

Вводный

С.6-7



2.

Встречи со знаменитыми композиторами:

Вольфганг

Амадей Моцарт


Музыкальное путешествие

Воображаемое путешествие в Австрию, на родину

В.А. Моцарта. Роль семейных традиций, домашнего музицирования в воспитании композитора.


Музыкально- исполнительская деятельность:

Пение: Канон «Слава солнцу, слава миру!» (муз. В.А. Моцарта,

русский текст А. Мурина).

Слушание музыки: В.А. Моцарт «Рондо в турецком

стиле (из сонаты № 11 ля минор)». В.А. Моцарт. Фрагмент

первой части «Симфонии № 40 (соль минор)».

Музыкально- изобразительная деятельность: Знакомство с портретами композитора и его семьи.

Музыкально- информационная деятельность: Виртуальная музыкальная экскурсия по Австрии (Вене и

Зальцбургу)


Руководствоваться определёнными техниками и приёмами при выполнении музыкально-творческой работы;


понимание

ценности музыкального искусства в жизни

человека и общества


Фронтальная;

Групповая;

индивидуальная

Текущий

С.10-11



3.


В рыцарских замках


Урок применения предметных умений




Продолжение знакомства с музыкальными формами:

рондо, канон. Музыкальные турниры поэтов певцов, выступления бродячих музыкантов, домашнее музицирование

обитателей рыцарских замков. Общее представление о трубадурах, менестрелях, миннезингерах и мейстерзингерах.


Музыкально- исполнительская деятельность.

пение: «В старом замке» (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина)

Слушание музыки: М.И. Глинка

«Рыцарский романс» из цикла «Прощание с Петербургом»

(сл. Н. Кукольника). Музыкально-поэтическая деятельность: Сочинение музыки, рыцарских романсов в честь Прекрасной дамы

Музыкально- изобразительная деятельность:

Знакомство с изображениями рыцарей с музыкальными инструментами.

Музыкально- информационная деятельность: Виртуальная музыкальная экскурсия по старинным рыцарским замкам(Венский музей рыцарей)


Реализовывать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных задач;

устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, анализировать, обобщать на материале музыкальных

произведений, в том числе анализировать приёмы создания образов в музыкальных произведениях

Понимание музыкальной культуры как неотъемлемой

части различных сфер человеческой жизни ,

и отражение в ней исторических событий и личностей;


Фронтальная;

Групповая;

индивидуальная

Текущий

С.10-14



4.


На балах




комбинированный











Бал, как одна из традиционных

форм европейской светской культуры и бытования класси

ческой танцевальной музыки. Краткая история и традиции

проведения балов в различных европейских странах (Авст

рии, Германии, Франции и др.). Современные балы в Вене и

других европейских странах.


Музыкально- исполнительская деятельность:

-исполнение песен танцевального характера.

Слушание музыки:

-сцены балов в операх, балетах, муз. Кинофильмах

Музыкально- изобразительная деятельность:

- сцены балов в произведениях изо

Музыкально- информационная деятельность:

-виртуальная экскурсия по европейским дворцам- музеям и бальным залам.

Самостоятельно исполнять музыкальные произведения

разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

наблюдать за процессом и результатом музыкального

развития на основе сходства и различий интонаций (тем,

образов), делать выводы;


Понимание музыкальной культуры как неотъемлемой

части различных сфер человеческой жизни

Фронтальная;

Групповая

индивидуальная

Текущий

С.18-19



5

На балах: полонез




Урок применения предметных умений

Полонез — танец и музыкальная пьеса танцевального

характера. Происхождение бального танца от от старинного народного польского танца. Основные движения этого танца-шествия.

Произведения композиторов в данном жанре.

Музыкально- исполнительская деятельность: Пение :Начало мелодии

«Полонеза» М.К. Огинского на звук «А»

Слушание музыки: Ф. Шопен «Полонез (до минор)».

М.К. Огинский «Полонез «Прощание с Родиной».

Музыкально- поэтическое творчество:Сочинение поэтического текста о Родине к мелодии М. Огиньского «Прощание с Родиной»

самостоятельно исполнять музыкальные произведения

разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);


понимание музыкальной культуры как неотъемлемой

части различных сфер человеческой жизни


Фронтальная;

Групповая;

индивидуальная

коррекции

С.20-21



6.

На балах: вальс и его «король» композитор Иоганн Штраус



Урок применения предметных умений

Вальс как бальный танец и музыкальная пьеса

танцевального характера. Музыкальная форма, размер, темп, мелодические рисунки вальсов. Композитор И. Штраус (сын) и его вальсы Продолжение традиций исполнения вальсов на современных балах.(школьном)

Музыкально- исполнительская деятельность: Исполнение на

звук «А» мелодии одного из вальсов И. Штрауса. Повторение песен вальсового характера из программ для 1–3 классов. Основы дирижирования. Дирижирование воображаемым оркестром, исполняющим вальс

Слушание музыки: Фрагменты

вальсов И. Штрауса (например, «Сказки Венского леса»,

«На прекрасном голубом Дунае», «Прощание с Петербургом» и др.).

Музыкально- поэтическая деятельность:

Сочинение поэтического текста о природе к мелодии одного из вальсов И. Штрауса

Самостоятельно исполнять музыкальные произведения

разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении музыкально-творческих задач;


Понимание музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни

Фронтальная;

Групповая;

индивидуальная

Коррекции

С.22-23



7.

На балах :

менуэт, гавот, мазурка, полька




Урок применения предметных знаний

Менуэт, гавот, мазурка и полька

как бальные танцы и музыкальные пьесы танцевального

характера.

Музыкально- исполнительская деятельность: Исполнение на звук

«А» мелодии одного из менуэтов. Повторение песен танцевального характера из программ для 1–3 классов.

Слушание музыки: В.А. Моцарт «Менуэт». И.С. Бах. Гавот

(из «Французской сюиты»). Мазурки Ф. Шопена (по выбору

учителя). Польки И. Штрауса (сына). С. Рахманинов «Итальянская полька».


Определять критерии оценки, анализировать и оценивать по заданным критериям результаты собственной и

коллективной музыкально-творческой работы;

понимать причины успеха/неуспеха учебной деятель

ности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;



Эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания

и сопереживания чувствам, выраженным в музыкальных произведениях;


Фронтальная;

Групповая

коррекции

С.24-25



8.

На карнавалах





Урок применения предметных умений

Карнавал — одна из традиционных форм европейской светской и простонародной культур.


Музыкально- исполнительская деятельность: «Песня

Зайца и Волка на карнавале» из мультфильма «Ну, погоди!»

Слушание музыки: Р. Шуман «Карнавал» (фрагменты).

Песни о карнавале. «Карнавал» (муз. В. Назарова, сл.

А. Перова).

Музыкально- изобразительная деятельность:

Знакомство с образами карнавалов и их персонажей в живописи и других видах изобразительного искусства

Музыкально- информационная деятельность: Виртуальная экскурсия на родину карнавала- Венецию

Пластическая импровизация на тему Арлекин, Пьеро, Коломбина.






Самостоятельно исполнять музыкальные произведения

разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

реализовывать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных задач;

планировать свои действия при выполнении музыкально-творческих заданий;


Художественного вкуса, творческого потенциала, развития эмоциональной сферы;


Фронтальная;

Групповая;

индивидуальная

Текущий

С.26-27





9





Путь к вершине творчества



Урок обобщения и систематизации знаний


Творческие задания по образовательному маршруту: « По миру старинной европейской музыки (темы:«Встречи со знаменитыми композиторами», «В рыцарских замках», «На балах», «На карнавалах»);


Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; находить и передавать информацию; узнавать танцевальные движения бальных танцев


Реализовывать собственный творческий потенциал, при

меняя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных задач;

понимать причины успеха/неуспеха учебной деятель

ности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;


Формирование готовности и способности к самооценке, к саморазвитию.


индивидуальная

Проверочный




Тема 2. «Музыкальное путешествие от Руси до России»

10.












С чего начинается Родина?



Урок применения предметных умений

Музыка как «зеркало» истории человечества. Музыкальные «отражения» истории России от древних времён до

наших дней,

традиций народной культуры, духовно-нравственных ценностей и идеалов русского народа. Выражение в музыке мыслей композиторов и поэтов о судьбе России, их любви к Родине.

Музыкально- исполнительская деятельность. Пение: песня«С чего начинается Родина?» (муз. М. Матусовского, сл. В. Баснера). Повторение русской народной песни


Определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять

поиск средств их решения (под руководством учителя);

сопоставлять различные образцы народной и профессио-

нальной музыки

Уважительное отношение к музыкальному наследию

России и каждого из народов нашей страны, понимание

ценности многонационального российского общества,

культурного разнообразия России

Фронтальная;

Групповая;

индивидуальная

Текущий

С.36-37



11.


Русь изначальная:

И. Стравинский. Балет «Весна священная»


Урок применения предметных умений

Композитор

И.Ф. Стравинский. Связь его творчества с русским фольклором. Сочинение музыки к балетам на русские темы.

Музыкально- исполнительская деятельность. Элементарное музицирование: Музыкальная импровизация- озвучивание картины Н. Рериха «Поцелуй земли»

Слушание музыки: Фрагменты балета И. Стравинского «Весна священная»

Музыкально- изобразительная деятельность: Знакомство с декорациями к балету «Война Священная»

Пластическая импровизация: Исполнение под музыку пластических импровизаций с элементами русских народных танцев.


Учить самостоятельно исполнять музыкальные произведения

разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

вносить необходимые коррективы в ходе выполнения

Музыкально-творческих работ.


Положительная мотивация к обучению и познанию музыкального искусства и музыкальной деятельности, к

знакомству с выдающимися музыкальными произведе

ниями отечественной и мировой культуры;


Фронтальная;

Групповая;

индивидуальная

Текущий

С.38-39



12.

Русь изначальная:

М. Балакирев. Симфоническая поэма «Русь».



комбинированный


Композитор М.А. Балакирев и организованный им кружок «Могучая кучка» Интонации и мелодии народной музыки в произведениях М. Балакирева. Понятие «симфоническая поэма».

Музыкально- исполнительская деятельность: Разучивание старинной русской народной песни. Озвучивание одного из изображений памятника русского деревянного зодчества с помощью ударных инструментов .

Слушание музыки: Фрагменты симфонической поэмы М. Балакирева

«Русь».


самостоятельно исполнять музыкальные произведения

разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкаль

но пластическое движение, инструментальное музици

рование, импровизация и др.);

вносить необходимые коррективы в

Положительная мотивация к обучению и познанию му

зыкального искусства и музыкальной деятельности, к

знакомству с выдающимися музыкальными произведе

ниями отечественной и мировой культуры;


Фронтальная;

Групповая;

индивидуальная

Текущий

С.40



13

Русь изначальная:

Г. Свиридов. Кантата «Деревянная Русь».


Комбинированный

Композитор Г.В. Свиридов

и его произведения, посвящённые Родине, истории и традициям народной культуры. Интонации народной музыки в

песнях, хоровых и симфонических произведениях Г. Свиридова. Художественно-образное содержание и музыкально-выразительные средства кантаты Г. Свиридова «Дере

вянная Русь».

Музыкально- исполнительская деятельность: Разучивание старинной русской народной песни. Озвучивание одного из изображений памятника русского деревянного зодчества с помощью ударных инструментов .

Слушание музыки: Фрагменты кантаты Г. Свиридова «Деревянная

Русь»

Музыкально- изобразительная деятельность: Рисунок на тему»Деревянная Русь»


самостоятельно исполнять музыкальные произведения

разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкаль

но пластическое движение, инструментальное музици

рование, импровизация и др.);

вносить необходимые коррективы в ходе выполнения

Музыкально-творческих работ.


Положительная мотивация к обучению и познанию му

зыкального искусства и музыкальной деятельности, к

знакомству с выдающимися музыкальными произведе

ниями отечественной и мировой культуры;


Фронтальная;

Групповая;

индивидуальная

Коррекции

С.41



14




















































Русь православная



Урок формирования первоначальных предметных умений

Связь церковной музыки с жизнью и историей русского народа.

Обиходные песнопения русской православной церкви, посвящённые церковным праздникам. Православный партес.

Хоровые партесные концерты. Понятия «тропарь», «кондак», «стихира», «антифон», «концерт для хора».

Музыкально- исполнительская деятельность: Разучивание песни «Вербочки» (муз. А. Гречанинова, сл.

А. Блока) и (или) обиходных песнопений.

Слушание музыки: Обиходные песнопения различных видов и жанров.

Фрагмент одного из старинных хоровых концертов ( М. Березовского или Д. Бортнянского).

Музыкально- изобразительная деятельность: Подбор церковных песнопений к картинкам религиозного содержания.

Музыкально- информационная деятельность: Поиск информации о русских святых. Поиск информации о композиторах Д. Бортнянском, М. Березовском.


Находить нужную информацию, используя справочные

материалы учебника, дополнительную познавательную

литературу справочного характера;

участвовать в обсуждении значимых для человека явле

ний жизни и искусства, рассуждать о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;


основ общей культуры личности в контексте высших духовно-нравственных ценностей и идеалов отечественной

культуры на материале и средствами музыкального искусства;


Фронтальная;

Групповая;

индивидуальная

Текущий

С.42-43



15

Русь православная: колокольные звоны






Комбинированный





История

колокольных звонов на Руси. Виды церковных колоколов и колокольных звонов. «Отражения» церковных колокольных звонов в русской классической музыке.

Музыкально- исполнительская деятельность: «Вечерний звон»

(муз. народная, сл. С. Козлова).

Слушание музыки: ). Аудиозаписи

различных видов колокольных звонов. Имитации звучания

церковных колоколов в русской классической музыке. (в опере М.Мусоргского «Борис Годунов», в симфонической поэме С.Рахманинова «Колокола», в опере

Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже»

Музыкально- изобразительная деятельность: Знакомство с изображениями знаменитых колоколен и колоколов.»Отражение» колокольных звонов в живописи.



Находить нужную информацию, используя справочные

материалы учебника, дополнительную познавательную

литературу справочного характера;

участвовать в обсуждении значимых для человека явле

ний жизни и искусства, рассуждать о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;


основ общей культуры личности в контексте высших духовно-нравственных ценностей и идеалов отечественной

культуры на материале и средствами музыкального искусства

Фронтальная;

Групповая;

индивидуальная

Текущий

С.44-45



16

Русь скоморошья




Урок применения предметных умений





История скоморохов на Руси. Музыкальные инструменты скоморохов.

Скоморохи и смеховая

культура Древней Руси. Образы скоморохов в русской классической музыке.

Музыкально- исполнительская деятельность: ). Русская народная песня«Скоморошья плясовая». Элементарное музицирование.

Ритмические и мелодические импровизации на тему «Скоморошья потеха» на бубнах, дудках и других народных музыкальных инструментах.


Музыкально- изобразительная деятельность: Знакомство с образами скоморохов в русской живописи.

Музыкальная драматизация: Инсценировка старинной скоморошины.


Научатся самостоятельно исполнять музыкальные произведения

разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально -пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

реализовывать собственный творческий потенциал, при

меняя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных задач.


Формирование

художественного вкуса, творческого потенциала, развития эмоциональной сферы;


Фронтальная;

Групповая;

индивидуальная

Текущий

С.48-49



17

Русь сказочная: И. Стравинский. Балет «Жар- птица»




Урок применения предметных умений




Сказочные образы и сюжеты в музыкаль-

ном искусстве. История создания и либретто балета «Жар- птица»И. Стравинского.

Слушание музыки: Фрагменты музыки к балету. Например, пляска

Жар-птицы, колыбельная, хоровод царевен, пляс поганого

Кащеева царства.

Пластическая импровизация. Исполнение пластических импровизаций: а)»Царевич борется с Кащеем. Б) «Танец царевен»

Музыкально- изобразительная деятельность: Знакомство с иллюстрациями сказки «Жар- птица»; с эскизами декораций и костюмов к балету И Стравинского «Жар- птица»


сравнивать музыкальные произведения по заданным

критериям,

по характеру и эмоциональному состоянию;

слушать собеседника и включаться в диалог о музыкальном искусстве;


Формировать: положительную мотивацию к обучению и познанию му

зыкального искусства и музыкальной деятельности, к

знакомству с выдающимися музыкальными произведениями отечественной и мировой культуры

Фронтальная;

Групповая;

индивидуальная

Текущий

С.51



18


Русь сказочная:

Н. Римский- корсаков,

Опера «Сказка о царе Салтане»


Урок применения предметных умений



Сказочные образы и сюжеты в музыкаль

ном искусстве. Композитор Н.А. Римский- Корсаков и его творчество. Либретто оперы «Сказка о царе Салтане»

Слушание музыки: Фрагменты оперы (хор«С крепкий дуб тебе повырасти…», ария Царевны-Лебеди,

«Полёт шмеля» и «Три чуда»).

Основы сочинения музыки. Создание музыкального»портрета» одного из сказочных персонажей оперы.

Музыкально- изобразительная деятельность. Знакомство с иллюстрациями И. Билибина к «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина, с эскизами костюмов и декораций к одноименной опере Н.А. Римского-Корсакова.

сравнивать музыкальные произведения по заданным

критериям,

по характеру и эмоциональному состоянию;

слушать собеседника и включаться в диалог о музыкальном искусстве;


Формировать: положительную мотивацию к обучению и познанию му

зыкального искусства и музыкальной деятельности, к

знакомству с выдающимися музыкальными произведениями отечественной и мировой культуры

Фронтальная;

Групповая;

индивидуальная

Коррекции

С.52-53



19

Русь былинная:

Н. Римский- Корсаков. Опера- былина «Садко»




Урок применения предметных умений



Либретто оперы Н.А. Римского- Корсакова «Садко».Связь оперы с русским фольклором. Отражение в опере образов Древней Руси, русского народа, исторических событий, интонаций и жанров русских народных

песен.


Музыкально- исполнительская деятельность: Начало песен Садко и колыбельной песни Волховы. Русская народная песня «На торгу».

Слушание музыки: Фрагменты оперы–былины«Садко».

( три песни Садко, ария Любавы; фраг

менты из 4-й картины оперы, происходящей на торговой площади; колыбельная песня Волховы

Музыкально- изобразительная деятельность: Знакомство с фотографиями памятников древнерусской архитектуры в Великом Новгороде. Образы былинных персонажей в произведениях русских художников.


самостоятельно исполнять музыкальные произведения

разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально -пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

реализовывать собственный творческий потенциал, при

меняя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных задач;


Формировать: положительную мотивацию к обучению и познанию му

зыкального искусства и музыкальной деятельности, к

знакомству с выдающимися музыкальными произведениями отечественной и мировой культуры

Фронтальная;

Групповая;

индивидуальная

Текущий

С.56-57



20

Русь героическая:

А. Бородин. Опера «Князь Игорь»



Урок применения предметных умений



Либретто оперы А. Бородина «Князь Игорь», его связь со Знаменитым памятником древнерусской литературы-«Словом о полку Игореве»Отражение в опере образов Древней Руси, русского народа, исторических событий, жанров русских народных песен, восточной музыки.

Музыкально- исполнительская деятельность. Элементарное музицирование: Воспроизведение ритмических рисунков колокольных звонов из пролога или финала оперы «Князь Игорь»

Слушание музыки: Фрагменты

оперы «Князь Игорь» ( ария Игоря, плач Ярославны, хоры «Солнцу красному слава!», «Ох, не буйный ветер завывал», сцена половецких плясок с хором половецких

девушек «Улетай на крыльях ветра», реплики скоморохов

Скулы и Ерошки, колокольные звоны.

Музыкально- изобразительная деятельность: Знакомство с эскизами декораций и костюмов к опере»Князь Игорь»


планировать свои действия при выполнении музыкально -творческих заданий;

наблюдать за процессом и результатом музыкального

развития на основе сходства и различий интонаций (тем,

образов), делать выводы;

сравнивать музыкальные произведения по заданным

критериям, сравнивать музыкальный язык народного и

профессионального музыкального творчества ,

сравнивать и соотносить произведения

по характеру и эмоциональному состоянию;


Формировать: положительную мотивацию к обучению и познанию му

зыкального искусства и музыкальной деятельности, к

знакомству с выдающимися музыкальными произведениями отечественной и мировой культуры

Фронтальная;

Групповая;

индивидуальная

Текущий

С.58



21

Русь героическая:

М. Глинка. Опера «Иван Сусанин»




Урок применения предметных умений



Либретто оперы М. Глинки «Иван Сусанин».Отражение в этой опере подлинного исторического события, различных элементов традиционной русской народной культуры, образов русского народа и поляков. Связь музыки оперы с русским народным песенным творчеством.

Музыкально- исполнительская деятельность.

Пение: Хор «Славься!» из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»,

«Прощание славянки» (муз. В. Агапкина, сл. В. Лазарева).

Слушание музыки: . Фрагменты оперы

«Иван Сусанин». Например, ария Ивана Сусанина, рондо

Антониды, песня Вани, хор «Разгулялися, разливалися воды вешние», полонез, краковяк, вальс и мазурка, заключительный хор «Славься!».

Музыкально- изобразительная деятельность: Знакомство с эскизами декораций и костюмов к опере.







самостоятельно исполнять музыкальные произведения

разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально -пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

сравнивать музыкальные произведения по заданным

критериям, сравнивать музыкальный язык народного и

профессионального музыкального творчества ,

сравнивать и соотносить произведения

по характеру и эмоциональному состоянию;











Формировать: положительную мотивацию к обучению и познанию му

зыкального искусства и музыкальной деятельности, к

знакомству с выдающимися музыкальными произведениями отечественной и мировой культуры

Фронтальная;

Групповая;

индивидуальная

Текущий

С.61-62



22

Путь к вершине творчества




Урок обобщения и систематизации знаний




Творческие задания по образовательному маршруту: от Руси до России (темы «Русь изначальная», «Русь православная», «Русь скоморошья», «Русь сказочная»,«Русь былинная», «Русь героическая»);


Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; находить и передавать информацию;

об обиходных церковных песнопениях, партесе, колокольных звонах;

музыкальные исторические образы нашей

Родины (от Древней Руси до современной России), отразивших в своих произведениях образы и сюжеты древнерусских мифов, народных преданий, сказок и былин;


Формирование готовности и способности к самооценке, к саморазвитию

индивидуальная

Проверочный





Тема 3. МУЗЫКАЛЬНЫЙ МИР РОССИИ 20 ВЕКА



23


Музыка революции


Урок применения предметных умений


Общее представление об отражении в музыке образов и

событий недавнего прошлого нашей страны, о революционных песнях и маршах.

Музыкально- исполнительская деятельность. Пение: песня «Крейсер Аврора»

Слушание музыки: Революционные песни.

Музыкально- изобразительная деятельность: Знакомство с репродукциями картин, посвященных революционным темам.


Самостоятельно исполнять музыкальные произведения

разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

устанавливать существенные связи и отношения музыки

с другими видами искусств и различными сферами жизни человека.


Понимание музыкальной культуры как неотъемлемой

части различных сфер человеческой жизни (семейно-бы

товой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и

др.), и отражение в ней исторических событий и личностей;


Фронтальная;

Групповая;

индивидуальная

Коррекции

С.70



24


У пионерского костра



Урок применения предметных умений


Общее представление об отражении в музыке образов и событий недавнего прошлого нашей страны, революционных песнях и маршах.

Музыкально- исполнительская деятельность: Пение: песня «Крейсер Аврора»

Слушание музыки: Революционные песни.

Музыкально- изобразительная деятельность: Знакомство с репродукциями картин, посвященных революционным темам.



самостоятельно исполнять музыкальные произведения

разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

устанавливать существенные связи и отношения музыки

с другими видами искусств и различными сферами жизни человека.


понимание музыкальной культуры как неотъемлемой

части различных сфер человеческой жизни (семейно-бы

товой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и

др.), и отражение в ней исторических событий и личностей

Фронтальная;

Групповая;

индивидуальная

Коррекции

С.74



25





В кинотеатре и у телевизора

Урок применения предметных умений



Взаимосвязь музыкального искусства и искусства кино. Урок применения предметных умений

Урок применения предметных умений

Урок применения предметных умений

Урок применения предметных умений

Роль технического прогресса в развитии музыкального искусства. Общее представление об истории возникновения и развития звукового кино. Песни,

танцы и марши И. Дунаевского и других знаменитых советских композиторов в довоенных и послевоенных кинофильмах.

Музыкально- исполнительская деятельность: «Марш весёлых ребят» из кинофильма «Весёлые ребята» (муз. И. Дунаевского, сл. В.Лебедева-Кумача).

Слушание музыки: Марш весёлых ребят» из кинофильма «Весёлые ребята» (муз. И. Дунаевского, сл. В.Лебедева-Кумача).



самостоятельно исполнять музыкальные произведения

разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

устанавливать существенные связи и отношения музыки

с другими видами искусств и различными сферами жизни человека.


понимание музыкальной культуры как неотъемлемой

части различных сфер человеческой жизни (семейно-бы

товой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и

др.), и отражение в ней исторических событий и личностей;


Фронтальная;

Групповая;

индивидуальная

Текущий

С.76




26


Музыка о войне и на войне


Урок применения предметных умений


Роль музыки на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу. Фронтовые концерты. Песни и марши Великой Отечественной войны. Отражение в музыкальных произведениях различных жанров героических событий Вов, чувств и мыслей защитников Родины.

Музыкально- исполнительская деятельность: Песни военных лет. Песни о войне, написанные в послевоенный

период. «На безымянной высоте» (муз. В. Баснера, сл.

М. Матусовского), «Хотят ли русские войны?» (муз. Э. Колмановского, сл. Е. Евтушенко),

Слушание музыки: Д. Шостакович. Симфония № 7 («Ленинградская»).

Песня «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача).

Музыкально- изобразительная деятельность: Иллюстрация одной из песен о войне.

Музыкально- информационная деятельность: Рассказ о композиторе Д. Шостаковиче.


Научатся самостоятельно исполнять музыкальные произведения

разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

Находить нужную информацию, используя справочные

материалы учебника, дополнительную познавательную

литературу справочного характера;




Формирование эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания

и сопереживания чувствам, выраженным в музыкальных произведениях;


Фронтальная;

Групповая;

индивидуальная

Текущий

С.80



27


Музыка на защите мира


Комбинированный



Роль музыки в укреплении мира и дружбы

между разными странами и народами. Песни послевоенных

лет. Творчество композитора и педагога Д.Б. Кабалевского. Кантата «Песня утра, весны и мира» Понятие «кантата»

Музыкально- исполнительская деятельность: «Солнечный круг» (муз.

А. Островского, сл. Л. Ошанина). Озвучивание плаката, призывающего к защите мира.

Слушание музыки: «Гимн демократической молодежи» (муз.

А. Новикова, сл. Л. Ошанина), «Песня мира» Д. Шостаковича «Бухенвальдский набат» (муз. Д. Кабалевского, сл. В. Мурадели). Кантата «Песня утра, весны и мира» (муз. Д. Кабалевского.

Музыкально- изобразительная деятельность: Рисование плаката, призывающего к защите мира.


Научатся самостоятельно исполнять музыкальные произведения

разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

анализировать и оценивать результаты собственной и

коллективной музыкально-творческой работы с учётом

разных критериев;


Формирование эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания

и сопереживания чувствам, выраженным в музыкальных произведениях;


Фронтальная;

Групповая;

индивидуальная

Текущий

С.86



28

На космодроме


Комбинированный





Отражение в музыке образов космоса. Песни советских композиторов (А. Пахмутовой и др.) о космосе и космонавтах

Музыкально- исполнительская деятельность: «Четырнадцать минут до старта» (муз. О. Фельцмана, сл. В. Войновича).

Ритмическая импровизация на тему «Метеоритный дождь».

Слушание музыки: ). Слушание музыки. «Родина слышит» (муз.

Д. Шостаковича, сл. Е. Долматовского). А. Рыбников. Композиция для электронных музыкальных инструментов

«Музыка космоса».

Основы сочинения музыки. Сочинение мелодии, отражающей образы картин о космосе.

Научатся самостоятельно исполнять музыкальные произведения

разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

-Сравнивать и соотносить произведения

по характеру и эмоциональному состоянию;


понимание музыкальной культуры как неотъемлемой

части различных сфер человеческой жизни (семейно-бы

товой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и

др.), и отражение в ней исторических событий и лично

стей;


Фронтальная;

Групповая;

индивидуальная

Текущий

С.90



29

На стадионе


Комбинированный


Музыка на спортивных состязаниях,

олимпиадах. Гимны, песни о спорте, спортивные марши и другие музыкальные произведения.

Музыкально- исполнительская деятельность: «Трус не играет в хоккей» (муз. А. Пахмутовой, сл. С. Гребенникова и

Н. Добронравова).

Слушание музыки: «Спортивный марш» (из кинофильма

«Вратарь») (муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача),

«До свиданья, Москва» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова).


Научатся самостоятельно исполнять музыкальные произведения

разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

-Сравнивать и соотносить произведения

по характеру и эмоциональному состоянию;


понимание музыкальной культуры как неотъемлемой

части различных сфер человеческой жизни (семейно-бы

товой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и

др.), и отражение в ней исторических событий и лично

стей;


Фронтальная;

Групповая;

индивидуальная

Текущий

С.94



30

На фестивале авторской песни


Урок применения предметных умений


Общее представление о

жанре авторской песни и о движении авторской песни в

России. Известные создатели и исполнители авторских песен.

Музыкально- исполнительская деятельность: ). Авторские песни (по выбору учителя и

учащихся). Например,

«Песенка Ослика» (из мультфильма «Большой секрет для маленькой компании» (муз.

С. Никитина, сл. Ю. Мориц).

Слушание музыки: ). Песни Б. Окуджавы, Ю. Визбора, В. Высоцкого,

С. Никитина и др. по выбору учителя.

Музыкально- информационная деятельность: Поиск информации для создания творческого портрета одного из создателей и исполнителей авторской песни.


Научатся самостоятельно исполнять музыкальные произведения

разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

Находить нужную информацию, используя справочные

материалы учебника, дополнительную познавательную

литературу справочного характера;



Формирование эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания

и сопереживания чувствам, выраженным в музыкальных произведениях;


Фронтальная;

Групповая;

индивидуальная

Текущий

С.98





ТЕМА 4. В ГОСТЯХ У НАРОДОВ РОССИИ


31

У колыбели


На свадьбе


Урок применения предметных умений






Колыбельные песни и их роль в воспитании и развитии

личности ребёнка. Колыбельные песни народов России,

воплощённая в них народная мудрость. Отражение в свадебных песнях народов

России складывавшихся веками представлений о семейном

счастье и благополучии


Особенности их музыкально- образного содержания и музыкальных «красок»

Музыкально- исполнительская деятельность: Повторение русских народных

колыбельных песен из программ для 1–3 классов .

Разучивание русской народной песни «Зыб

ка поскрипывает».

Слушание музыки: . Колыбельные песни

народов России. ; П. Чайковский «Колыбельная» (сл. А. Майкова);

; А. Лядов «Колыбельная» операх М. Глинки «Иван Сусанин» и А. Даргомыжского «Русалка».

Музыкально- изобразительная деятельность: Знакомство с образами матери с младенцем в живописи.

Музыкально- информационная деятельность: Поиск информации о традициях семейного воспитания детей у разных народов России.

Основы сочинения музыки. Сочинение мелодии к четверостишью М. Джалиля «Колыбельная дочери».


Научатся самостоятельно исполнять музыкальные произведения

разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

Находить нужную информацию, используя справочные

материалы учебника, дополнительную познавательную

литературу справочного характера;

-устанавливать существенные связи и отношения музыки

с другими видами искусств

Формирование понимания ценности музыкального искусства в жизни

человека и общества;


Фронтальная;

Групповая;

индивидуальная

Текущий

С.108;112



32


На фольклорном фестивале



Урок применения предметных умений


Понятие «фольклор». Фестивали

фольклора в России. Известные российские фольклорные

ансамбли: «Карагод», «Казачий круг», «Судьбинушка»

и др.


Музыкально- исполнительская деятельность: Повторение народных

песен. Разучивание песни «Московская кадриль» (муз.

Б. Темнова, сл. О. Левицкого).


Слушание музыки: Записи народных

песен и наигрышей в исполнении фольклорных ансамблей.


Музыкально- изобразительная деятельность:

Музыкально- информационная деятельность:


находить нужную информацию, используя справочные

материалы учебника, дополнительную познавательную

литературу справочного характера

наблюдать за процессом и результатом музыкального

развития на основе сходства и различий интонаций (тем,

образов), делать выводы;

вести диалог о музыке, обсуждать произведения музыкального искусства;



уважительное отношение к музыкальному наследию

России и каждого из народов нашей страны, понимание

ценности многонационального российского общества,

культурного разнообразия России

Фронтальная;

Групповая;

индивидуальная

Коррекции

С.116



33


Урок игры на гитаре


Музыкальное путешествие


История гитары. Традиционная семиструнная гитара,

электрогитара и её различные виды — сологитара, бас

гитара и ритмическая гитара. Первоначальное представление об устройстве гитары, особенностях её звучания и основных способах игры на ней.

Слушание музыки: Запись музыкального произведения в исполнении на гита

ре. Запись романса или авторской песни, исполняемых под

аккомпанемент гитары.



наблюдать за процессом и результатом музыкального

развития на основе сходства и различий интонаций (тем,

образов), делать выводы;

вести диалог о музыке, обсуждать произведения музыкального искусства;


Формирование понимания ценности музыкального искусства в жизни

человека и общества;


Фронтальная;

индивидуальная

Текущий

С.126



34



Урок фольклора


Повторение понятия «фольклор».Общее понятие о фольклористике и фольклористах. Фольклорные экспедиции, их роль в собрании и сохранении фольклора. Собирание и изучение фольклора русскими композиторами- классиками.

Музыкально- исполнительская деятельность: Повторение народных песен.

Слушание музыки: Записи народных

песен и наигрышей в исполнении фольклорных ансамблей.


Музыкально- информационная деятельность: Знакомство учащихся с современными источниками и каналами трансляции фольклора.


находить нужную информацию, используя справочные

материалы учебника, дополнительную познавательную

литературу справочного характера

вести диалог о музыке, обсуждать произведения музыкального искусства;


Формирование понимания ценности музыкального искусства в жизни

человека и общества;


Фронтальная;

индивидуальная

Итоговый


















Добавить комментарий