Рабочая программа по МХК 10 класс

Пояснительная записка к рабочей программе «Мировая художественная культура» в 10 классе

Статус документа

Рабочая программа для преподавания мировой художественной культуры в 2012 – 2013 учебном году составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

1. Учебный план образовательного учреждения, составленный на основе Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации и Республики Татарстан, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312).

2. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).

3. Примерная программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (базовый уровень).

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.12.2011г. № 2885 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 2012 – 2013 учебный год». Учебник «Мировая художественная культура». 10 кл. (базовый уровень) / Г.И. Данилова.- М.: Дрофа, 2008.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения мировой художественной культуры, которые определены стандартом.

Структура документа

Данная программа по предмету «Мировая художественная культура» для базового уровня представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, требования к уровню подготовки выпускников, характеристика видов контроля качества знаний и критерии оценивания учащихся, список литературы, распределение учебных часов по основным разделам курса, календарно-тематическое планирование.


Общая характеристика учебного предмета

Предмет «Мировая художественная культура» на ступени среднего общего образования утвержден на базовом уровне. В соответствии с Федеральным базисным учебным планом предмет «Мировая художественная культура» на базовом уровне входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования в социально-гуманитарном и филологическом профилях, а также в образовательных учреждениях универсального обучения. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение данного предмета 70 часов (программы содержат примерный объём знаний за два года (Х – ХI классы) обучения по 35 часов из расчета 1 учебный час в неделю). На базовом уровне в курс Х класса включены следующие разделы: «Художественная культура Первобытного мира», «Художественная культура Древнего мира», «Художественная культура Средних веков» и «Художественная культура Ренессанса». Задача формирования информационно-коммуникативной компетенции учащихся планируется решить с помощью мотивации к самостоятельной учебной работе, что предполагает и более широкое использование нетрадиционных форм уроков (ролевых игр, проблемных дискуссий, творческих заданий исследовательского характера). В условиях старшей школы представляется наиболее целесообразным метод подачи материала от всеобщего к единичному, что позволяет эффективно воссоздавать панораму культурного развития в различных регионах и в разные исторические периоды.

Учебный курс «Мировая художественная культура» является завершающим в блоке образовательных областей художественно-эстетического цикла и систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Современная концепция преподавания МХК строится на подходе, предполагающем креативное развитие личности и формирование ключевых компетентностей. Возрастные особенности выпускника основной школы, связанные с началом осмысления мира и себя в этом мире, обосновывают выбор предмета МХК, направленного на завершение образования на уровне формирования целостной художественной картины мира, как наиболее отвечающего на эти возрастные запросы.

Изучение мировой художественной культуры предполагает приобретение необходимых навыков для осознанного формирования собственной культурной среды и непрерывного расширения кругозора и направлено на формирование устойчивого интереса и знаний отечественной и мировой художественной культуры; знания и понимания культурных доминант различных исторических эпох и стилей, по которым можно определить время создания шедевров в различных видах искусства, национальных школ; на развитие художественно-эстетического вкуса и чувств; образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей; адекватного восприятия и критической оценки произведений искусства; воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры, толерантного отношения к культурным традициям и поведенческой мотивации различных народов; умение анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение.


Современные требования к уроку МХК

В методике освоения содержания предмета «Мировая художественная культура» приоритет деятельностного и практикоориентированного подходов выражается в отказе от господства суммы знаний и выдвижении на первый план различных способов познавательной деятельности. При изучении «Мировой художественной культуры» прежде всего упор делается на формирование специфических форм деятельности: развитие восприятия по модели «функция – активный зритель/слушатель» и как результат – активное «присвоение» феномена культуры. Развитие интерпретаторских способностей по модели «функция – исполнитель» и как результат – сотворчество учащихся, основанного на развитии воображения, ассоциативного мышления, способности импровизировать. Реализация культурологических и эстетических подходов в изучении «Мировой художественной культуры» предполагает умение анализировать, синтезировать и критически осмысливать материал.


Цели изучения мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне:

развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей; воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры; освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре; овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение; использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие - важнейший аспект при разработке системы работы по МХК. Следует обратить внимание на создание психолого-педагогических условий, направленных на развитие трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень); креативности; настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Следует руководствоваться следующими принципами организации педагогической деятельности с одаренными детьми: разнообразие предоставленных возможностей для развития личности; возрастание роли внеурочной деятельности; индивидуализация и дифференциация обучения; создание условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; свобода выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.


Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ученик должен

знать (понимать) основные виды и жанры искусства, изученные направления и стили мировой художественной культуры, шедевры мировой художественной культуры, особенности языка различных видов искусства;

уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства, пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре, выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выбора путей своего культурного развития, организации личного и коллективного досуга, выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства, самостоятельного художественного творчества.


Характеристика видов контроля качества знаний по МХК

Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности. К формам контроля можно отнести устный, письменный, программированный. В качестве методов диагностики результатов обучения могут служить: конкурсы, выставки, олимпиады, викторины, фестивали и др. При преподавании МХК предусмотрены разнообразные формы контроля в течение учебного года: устный и письменный опросы, написание сочинения (эссе), тестирование, выступления с сообщениями, докладом, составление компьютерных презентаций. Итоговый контроль в форме тестирования осуществляется в конце учебного года (после прохождения всего учебного курса).

Критерии оценивания учащихся.

Оценка устных ответов учащихся:

Оценка «5» ставится, если ученик полно излагает изученный материал, обнаруживает понимание материала, может привести необходимые примеры.

Оценка «4» ставится, если ученик полно излагает изученный материал, обнаруживает понимание материала, может привести необходимые примеры, но допускает 1 – 3 ошибки.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно, допускает ошибки в определении понятий, не приводит примеры.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений, искажающие их смысл, беспорядочно излагает материал.

Оценка письменных работ учащихся:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно (допустима 1 неточность).

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 1/2 заданий.

Оценка «2» ставится, если ученик не выполнил правильно более половины заданий.



Список литературы

Литература для учащихся:

1) Учебник «Мировая художественная культура». 10 кл. (базовый уровень) / Г.И. Данилова.- М.: Дрофа, 2008.

2) Учебник «Мировая художественная культура». 10 кл. (базовый и профильный уровни) / Л.А. Рапацкая.- М.: ВЛАДОС, 2007.

3) Справочник школьника «Мировая художественная культура» / сост. Ф.С. Капица, Т.М. Колядич.- М.: Филологическое общество «Слово», Центр гуманитарных наук при факультетете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, ТКО «АСТ», 1996.

4) Справочник по мировой культуре и искусству / С.М. Петкова.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Литература для учителя:

1) Приложение к газете «1 сентября» - «Искусство»

2) Мировая художественная культура. 10 кл. Поурочные планы / Сост. А.В. Хорошенкова.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.

3) Мировая художественная культура. 10 класс: поурочные планы / авт.-сост. Ю.Е. Галушкина. - Волгоград: Учитель, 2007.

Интернет-ресурсы: http://www.if-art.com/ - галереи живописи, фотографии и скульптуры. Живопись конца XIX – XX вв.; http://www.wco.ru/icons/ - «Виртуальный каталог икон»; http://www.visaginart.narod.ru/ - галерея ИЗО по эпохам и стилям; http://www.artprojekt.ru - энциклопедия искусства – галереи, история искусства, дополнительные темы; http://www.huntfor.com/arthistory/ - обширная англоязычная энциклопедия по истории изобразительных искусств с большим количеством изображений по периодам и художникам; eart.by.ru - иллюстрированный словарь по искусству; artcyclopedia.com - иллюстрированная энциклопедия по искусству; http://www.museum.ru - портал музеев России, переход на официальные сайты музеев городов России; http://eurotour.narod.ru/index.html - виртуальные путешествия по странам мира. Дополнительную информацию по методике преподавания искусства и МХК можно получить, используя поисковые системы Интернет: Alta Vista (http://www.altavista.digital.com); Excite (http://www.excite.com); Google (http://www.google.com); HotBot (http://www.hotbot.com); Lycos (http://www.lycos.com); Open Text (http://search.opentext.com); Rambler (http://www.rambler.ru); Yandex (http://www.yandex.ru).

Распределение учебных часов по основным разделам курса

Художественная культура Первобытного мира – 4 ч.

Художественная культура Древнего мира – 6 ч.

Художественная культура Средних веков – 13 ч.

Художественная культура Ренессанса – 11 ч.

Культурные традиции родного края – 1 ч.

Календарно – тематическое планирование курса «Мировая художественная культура» в 10 классе. 2012 – 2013 уч. год.

Количество часов по программе: 35; в неделю -1 ч. Планирование составлено на основе стандарта образования министерства РФ.


п./ п.

Тема

Кол-во часов

Планируемые результаты освоения материала

Дата про-ведения

План.

Фактич.

1


Художественная культура первобытного мира. Альтамира.

1

Знать о художественной культуре первобытного мира.

Уметь анализировать произведение искусства, высказывать о них собственное суждение.



2


Ритуал – единство слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды.

1

Знать о единство слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды в первобытной культуре.

Уметь устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства анализировать произведение искусства, высказывать о них собственное суждение.



3

Художественные комплексы Стоунхенджа.

1

Знать о художественных комплексах Стоунхенджа.

Уметь анализировать произведение искусства, высказывать о них собственное суждение.



4

Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе.

1

Знать об отражении мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе

Уметь анализировать произведение искусства, высказывать о них собственное суждение.



5

Художественная культура Древнего мира (Паленке, Теночтитлан).

1

Знать о месте художественной культуры древнего мира в мировой художественной культуре.

Уметь анализировать произведение искусства, высказывать о них собственное суждение.



6

Особенности художественной культуры Месопотамии: аскетизм и красочность ансамблей Вавилона.

1

Знать о характерных особенностях художественной культуры Месопотамии.

Уметь анализировать произведение искусства, высказывать о них собственное суждение.



7

Гигантизм и неизменность канона – примета Вечной жизни в искусстве Древнего Египта: пирамиды Гизы, храмы Карнака и Луксора.

1

Знать о о характерных особенностях художественной культуры Древнего Египта.

Уметь анализировать произведение искусства, высказывать о них собственное суждение.



8

Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя

1

Знать об ансамбле афинского Акрополя, театрализованном действе в художественной культуре Древней Греции.

Уметь анализировать произведение искусства, высказывать о них собственное суждение.



9

Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (Пергамский алтарь).

1

Знать о духовных и художественных открытиях искусства античности, об эллинизме.

Уметь анализировать произведение искусства, высказывать о них собственное суждение; освоение знаний по теме урока.



10


Символы римского величия: Римский форум, Колизей, Пантеон.

1

Знать о художественной культуре Древнего Рима, её характерных особенностях, о символах величия.

Уметь анализировать произведение искусства, высказывать о них собственное суждение.



11

Турнир знатоков «Художественная культура Древнего мира».

1

Знать о стилях и направлениях в художественной культуре Древнего мира, их характерных особенностях.

Уметь пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре, анализировать произведение искусства, высказывать о них собственное суждение.



12

Художественная культура Средних веков. Монодический склад средневековой музыкальной культуры.

1

Знать о стилях и направлениях в художественной культуре Средних веков, о монодическом складе средневековой музыкальной культуры.

Уметь анализировать произведение искусства, высказывать о них собственное суждение.



13

София Константинопольская – воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве

1

Знать о художественной культуре Византии, о появлении христианства, о храме св. Софии.

Умение анализировать произведение искусства, высказывать о них собственное суждение.



14


Древнерусский крестово-купольный храм (киевская, владимиро-суздальская, новгородская, московская школа).

1

Знать о древнерусских крестово-купольных храмах, о космической, топографической, временной символике храма.

Уметь анализировать произведение искусства, высказывать о них собственное суждение.



15


Ансамбль московского Кремля.

1

Знать об ансамбле московского Кремля.

Уметь анализировать произведение искусства, высказывать о них собственное суждение.



16


Икона и иконостас (Ф. Грек, А.Рублев).

1

Знать о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях.

Уметь анализировать произведение искусства, высказывать о них собственное суждение; освоение знаний по теме урока.



17

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи.

1

Знать о художественной культуре романской эпохи, её характерных особенностях.

Уметь анализировать произведение искусства, высказывать о них собственное суждение.



18

Готический собор – как образ мира.

1

Знать о характерных особенностях готического стиля.

Уметь анализировать произведение искусства, высказывать о них собственное суждение.



19

Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд).

1

Знать о художественной культуре Древнего Самарканда, о комплексе Регистана.

Уметь анализировать произведение искусства, высказывать о них собственное суждение.



20

Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме Неба в Пекине.

1

Знать о художественной культуре Китая, о мифологических и религиозно-нравственных представленияхв храме Неба в Пекине. основные виды и жанры искусства Китая.

Уметь анализировать произведение искусства, высказывать о них собственное суждение.



21

Философия и мифология в садовом искусстве Японии.

1

Знать о художественной культуре Японии, о философии и мифологии в садовом искусстве.

Уметь анализировать произведение искусства, высказывать о них собственное суждение.



23

Художественные образы Древнего мира, античности и средневековья в культуре последующих эпох.

1

Знать о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, о художественных образах Древнего мира, античности и средневековья в культуре последующих эпох.

Уметь устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства анализировать произведение искусства, высказывать о них собственное суждение.




22

Турнир знатоков «Художественная культура Средних веков».

1

Знать о стилях и направлениях в художественной культуре Средних веков, их характерных особенностях.

Уметь пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре, анализировать произведение искусства, высказывать о них собственное суждение.



24

Художественная культура Ренессанса. Возрождение в Италии.

1

Знать о художественной культуре эпохи Возрождения.

Уметь анализировать произведение искусства, высказывать о них собственное суждение.



25

Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции.

1

Знать о чертах Ренессанса в архитектуре Флоренции, основные виды и жанры искусства Италии.

Уметь анализировать произведение искусства, высказывать о них собственное суждение.



26

Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи). Мир Леонардо да Винчи.

1

Знать о титанах Возрождения: Леонардо да Винчи.

Уметь анализировать произведение искусства, высказывать о них собственное суждение.



27

Шедевры Рафаэля Санти и Микеланджело Буонарроти. / Титаны Возрождения (Микеланджело, Рафаэль).

1

Знать о титанах Возрождения: Рафаэль.

Уметь анализировать произведение искусства, высказывать о них собственное суждение.



28

Тициан - "знаменосец" венецианской живописи. / Титаны Возрождения (Тициан).

1

Знать о титанах Возрождения: Микеланджело и Тициан.

Уметь анализировать произведение искусства, высказывать о них собственное суждение.



29

Северное Возрождение (мастерские гравюры А.Дюрера).

1

Знать о Северном Возрождении, мастерских гравюры А.Дюрера.

Уметь анализировать произведение искусства, высказывать о них собственное суждение.



30

Ян ван Эйк – основоположник нидерландской школы живописи.

Северное Возрождение (Гентский алтарь Я. ван Эйка; комплекс Фонтенбло).

1

Знать о Северном Возрождении, Гентском алтаре Я. ван Эйка, комплексе Фонтенбло.

Уметь анализировать произведение искусства, высказывать о них собственное суждение.



31

Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров.

1

Знать о роли полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров, основные виды и жанры искусства Возрождения.

Уметь анализировать произведение искусства, высказывать о них собственное суждение.



32

Театр У.Шекспира.

1

Знать о литературе эпохи Возрождения, о театре У.Шекспира.

Уметь анализировать произведение искусства, высказывать о них собственное суждение.



33

Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.

1

Знать об историческом значении и вневременной художественной ценности идей Возрождения.

Уметь устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства, анализировать произведение искусства, высказывать о них собственное суждение.



34

Тестирование. Турнир знатоков «Художественная культура эпохи Возрождения».

1

Знать о художественной культуре эпохи Возрождения, её характерных особенностях

Уметь пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре, анализировать произведение искусства, высказывать о них собственное суждение.




35

Культурные традиции родного края. Национальная одежда и национальные праздники.

1

Знать о культурных традициях родного края, национальной одежде и национальных праздниках.

Уметь анализировать произведение искусства, высказывать о них собственное суждение.




Пояснительная записка к рабочей программе «Мировая художественная культура» в 11 классе

Статус документа

Рабочая программа для преподавания мировой художественной культуры в 2012 – 2013 учебном году составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

1. Учебный план образовательного учреждения, составленный на основе Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации и Республики Татарстан, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312).

2. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).

3. Примерная программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (базовый уровень).

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.12.2011г. № 2885 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 2012 – 2013 учебный год». Учебник «Мировая художественная культура». 11 кл. (базовый уровень) / Г.И. Данилова.- М.: Дрофа, 2008.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения мировой художественной культуры, которые определены стандартом.

Структура документа

Данная программа по предмету «Мировая художественная культура» для базового уровня представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, требования к уровню подготовки выпускников, характеристика видов контроля качества знаний и критерии оценивания учащихся, список литературы, распределение учебных часов по основным разделам курса, календарно-тематическое планирование.


Общая характеристика учебного предмета

Предмет «Мировая художественная культура» на ступени среднего общего образования утвержден на базовом уровне. В соответствии с Федеральным базисным учебным планом предмет «Мировая художественная культура» на базовом уровне входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования в социально-гуманитарном и филологическом профилях, а также в образовательных учреждениях универсального обучения. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение данного предмета 70 часов (программы содержат примерный объём знаний за два года (Х – ХI классы) обучения по 35 часов из расчета 1 учебный час в неделю). На базовом уровне в курс ХI класса входят разделы: «Художественная культура Нового времени» и «Художественная культура конца ХIХ – ХХ веков». Задача формирования информационно-коммуникативной компетенции учащихся планируется решить с помощью мотивации к самостоятельной учебной работе, что предполагает и более широкое использование нетрадиционных форм уроков (ролевых игр, проблемных дискуссий, творческих заданий исследовательского характера). В условиях старшей школы представляется наиболее целесообразным метод подачи материала от всеобщего к единичному, что позволяет эффективно воссоздавать панораму культурного развития в различных регионах и в разные исторические периоды.

Курс «Мировая художественная культура» систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Современная концепция преподавания МХК строится на подходе, предполагающем креативное развитие личности и формирование ключевых компетентностей. Возрастные особенности выпускника основной школы, связанные с началом осмысления мира и себя в этом мире, обосновывают выбор предмета МХК, направленного на завершение образования на уровне формирования целостной художественной картины мира, как наиболее отвечающего на эти возрастные запросы.

Учебный курс «Мировая художественная культура» является завершающим в блоке образовательных областей художественно-эстетического цикла. Изучение мировой художественной культуры направлено на формирование устойчивого интереса и знаний отечественной и мировой художественной культуры; знания и понимания культурных доминант различных исторических эпох и стилей, по которым можно определить время создания шедевров в различных видах искусства, национальных школ; на развитие художественно-эстетического вкуса и чувств; образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей; адекватного восприятия и критической оценки произведений искусства; воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры, толерантного отношения к культурным традициям и поведенческой мотивации различных народов; умение анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение. Изучение мировой художественной культуры предполагает приобретение необходимых навыков для осознанного формирования собственной культурной среды и непрерывного расширения кругозора.


Современные требования к уроку МХК

В методике освоения содержания предмета «Мировая художественная культура» приоритет деятельностного и практикоориентированного подходов выражается в отказе от господства суммы знаний и выдвижении на первый план различных способов познавательной деятельности. При изучении «Мировой художественной культуры» прежде всего упор делается на формирование специфических форм деятельности: развитие восприятия по модели «функция – активный зритель/слушатель» и как результат – активное «присвоение» феномена культуры. Развитие интерпретаторских способностей по модели «функция – исполнитель» и как результат – сотворчество учащихся, основанного на развитии воображения, ассоциативного мышления, способности импровизировать. Реализация культурологических и эстетических подходов в изучении «Мировой художественной культуры» предполагает умение анализировать, синтезировать и критически осмысливать материал.


Цели изучения мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне:

развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей; воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры; освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре; овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение; использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие - важнейший аспект при разработке системы работы по МХК. Следует обратить внимание на создание психолого-педагогических условий, направленных на развитие трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень); креативности; настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Следует руководствоваться следующими принципами организации педагогической деятельности с одаренными детьми: разнообразие предоставленных возможностей для развития личности; возрастание роли внеурочной деятельности; индивидуализация и дифференциация обучения; создание условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; свобода выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.


Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ученик должен

знать (понимать) основные виды и жанры искусства, изученные направления и стили мировой художественной культуры, шедевры мировой художественной культуры, особенности языка различных видов искусства;

уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства, пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре, выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выбора путей своего культурного развития, организации личного и коллективного досуга, выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства, самостоятельного художественного творчества.


Характеристика видов контроля качества знаний по МХК

Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности. К формам контроля можно отнести устный, письменный, программированный. В качестве методов диагностики результатов обучения могут служить: конкурсы, выставки, олимпиады, викторины, фестивали и др. При преподавании МХК предусмотрены разнообразные формы контроля в течение учебного года: устный и письменный опросы, написание сочинения (эссе), тестирование, выступления с сообщениями, докладом, составление компьютерных презентаций. Итоговый контроль в форме тестирования осуществляется в конце учебного года (после прохождения всего учебного курса).

Критерии оценивания учащихся.

Оценка устных ответов учащихся:

Оценка «5» ставится, если ученик полно излагает изученный материал, обнаруживает понимание материала, может привести необходимые примеры.

Оценка «4» ставится, если ученик полно излагает изученный материал, обнаруживает понимание материала, может привести необходимые примеры, но допускает 1 – 3 ошибки.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно, допускает ошибки в определении понятий, не приводит примеры.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений, искажающие их смысл, беспорядочно излагает материал.

Оценка письменных работ учащихся:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно (допустима 1 неточность).

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 1/2 заданий.

Оценка «2» ставится, если ученик не выполнил правильно более половины заданий.

Список литературы

Литература для учащихся:

1) Учебник «Мировая художественная культура». 11 кл. (базовый уровень) / Г.И. Данилова.- М.: Дрофа, 2008.

2) Учебник «Мировая художественная культура». 11 кл. (базовый и профильный уровни) / Л.А. Рапацкая.- М.: ВЛАДОС, 2008.

3) Справочник школьника «Мировая художественная культура» / сост. Ф.С. Капица, Т.М. Колядич.- М.: Филологическое общество «Слово», Центр гуманитарных наук при факультетете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, ТКО «АСТ», 1996.

4) Справочник по мировой культуре и искусству / С.М. Петкова.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Литература для учителя:

1) Приложение к газете «1 сентября» - «Искусство»

2) Мировая художественная культура. 11 кл. Поурочные планы / Сост. А.В. Хорошенкова.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.

Интернет-ресурсы: http://www.if-art.com/ - галереи живописи, фотографии и скульптуры. Живопись конца XIX – XX вв.; http://www.wco.ru/icons/ - «Виртуальный каталог икон»; http://www.visaginart.narod.ru/ - галерея ИЗО по эпохам и стилям; http://www.artprojekt.ru - энциклопедия искусства – галереи, история искусства, дополнительные темы; http://www.huntfor.com/arthistory/ - обширная англоязычная энциклопедия по истории изобразительных искусств с большим количеством изображений по периодам и художникам; eart.by.ru - иллюстрированный словарь по искусству; artcyclopedia.com - иллюстрированная энциклопедия по искусству; http://www.museum.ru - портал музеев России, переход на официальные сайты музеев городов России; http://eurotour.narod.ru/index.html - виртуальные путешествия по странам мира. Дополнительную информацию по методике преподавания искусства можно получить, используя поисковые системы Интернет: Alta Vista (http://www.altavista.digital.com); Excite (http://www.excite.com); Google (http://www.google.com); HotBot (http://www.hotbot.com); Lycos (http://www.lycos.com); Open Text (http://search.opentext.com); Rambler (http://www.rambler.ru); Yandex (http://www.yandex.ru).

Распределение учебных часов по основным разделам курса

Художественная культура Нового времени – 17 ч.

Художественная культура конца XIX – XX вв. – 17 ч.

Культурные традиции родного края – 1 ч.


Обязательный минимум содержания основных образовательных программ в 11 классе.

Художественная культура Нового времени. Стили и направления в искусстве Нового времени. Изменение мировосприятия в эпоху барокко. Архитектурные ансамбли Рима (Л.Бернини), Петербурга и его окрестностей (Ф.-Б.Растрелли); живопись (П.-П.Рубенс). Реализм XVII в. в живописи (Рембрандт ван Рейн). Расцвет гомофонно-гармоничес-кого стиля в опере барокко. Высший расцвет свободной полифонии (И.-С.Бах).

Классицизм и ампир в архитектуре (ансамбли Парижа, Версаля, Петербурга). От классицизма к академизму в живописи (Н.Пуссен, Ж.-Л.Давид, К.П.Брюллов, А.А.Иванов). Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы (В.-А.Моцарт, Л.ван Бетховен).

Романтический идеал и его отображение в музыке (Ф.Шуберт, Р. Вагнер) Романтизм в живописи (прерафаэлиты, Ф.Гойя, Э.Делакруа, О. Кипренский). Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И.Глинка).

Социальная тематика в живописи реализма (Г.Курбе, О.Домье, художники-передвижники – И.Е.Репин, В.И.Суриков). Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П.И.Чайковский).

Художественная культура конца XIX – XX вв. Основные направления в живописи конца XIX в: импрессионизм (К.Моне), постимпрессионизм (Ван Гог, П.Сезанн, П.Гоген). Модерн в архитектуре (В. Орта, А.Гауди, В.И.Шехтель). Символ и миф в живописи (М.А.Вру-бель) и музыке (А.Н.Скрябин). Художественные течения модернизма в живописи XX в.: кубизм (П.Пикассо), абстрактивизм (В.Кандинский), сюрреализм (С.Дали). Архитектура XX в. (В.Е.Татлин, Ш.-Э. ле Корбюзье, Ф.-Л.Райт, О.Нимейер). Театральная культура XX в.: режиссерский театр (К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко); эпический театр Б.Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX в. (С.С.Про-кофьев, Д.Д.Шостакович, А.Г.Шнитке). Синтез искусств -- особенная черта культуры XX в.: кинематограф (С.М.Эйзенштейн, Ф.Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн компьютерная графика и анимация, мюзикл (Э.-Л. Уэббер). Рок-музыка (Биттлз, Пинк Флойд); электронная музыка (Ж.-М. Жарр). Массовое искусство.

Культурные традиции родного края.













Календарно – тематическое планирование курса «Мировая художественная культура» в 10 классе Б. 2012 – 2013 уч. год.

Количество часов: 35; в неделю -1 ч. Планирование составлено на основе стандарта образования министерства РФ.


п/п

Тема

Кол-во часов

Планируемые результаты освоения материала

Дата про-ведения

по пла-ну

фактич.

1

Художественная культура Нового времени.

Стили и направления в искусстве Нового времени - проблема многообразия и взаимовлияния.

1

Знать о стилях и направлениях в искусстве Нового времени.

Уметь анализировать произведения искусства, высказывать о них собственное суждение.



2

Изменение мировосприятия в эпоху барокко: гиган-тизм, бесконечность пространственных перспектив, иллюзорность, патетика и экстаз как проявление трагического и пессимистического мировосприятия.

1

Знать основные черты стиля барокко.

Уметь анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение.



3

Архитектурные ансамбли Рима (площадь Святого Петра Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Зимний дворец, Петергоф, Ф.-Б. Растрелли) - национальные варианты барокко.

1

Знать об архитектурных ансамблях Рима, Петербурга и его окрестностей

Уметь делать сравнительный анализ художественных стилей, национальных вариантов внутри единого стилевого направления.



4

Пафос грандиозности в живописи П.-П. Рубенса.

1

Знать о живописи П.-П. Рубенса, роли художественного языка в искусстве, соотношении искусства и реальной жизни.

Уметь анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение



5

Реализм XVII в. в живописи. Творчество Рембран-дта Х. ван Рейна как пример психологического реализма в живописи XVII в.

1

Знать о творчестве Рембрандта Х. ван Рейна, о психологическом реализме в живописи XVII в., о роли художественного языка в искусстве.

Уметь анализировать произведения искусств, вести дискуссию о роли художественного языка в искусстве, соотношении искусства и реальной жизни.



6

Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко.

1

Знать о гомофонно-гармоническом стиле в опере барокко.

Уметь анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение.



7

Высший расцвет свободной полифонии (И.-С.Бах).

1

Знать о творчестве И.-С.Баха, о шедеврах мировой художественной культуры.

Уметь анализировать произведения искусства, высказывать о них собственное суждение.



8

Классицизм и ампир в архитектуре ансамблей Парижа, Версаля, Петербурга.

1

Знать об образе идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Парижа и Петербурга, о шедеврах мировой художественной культуры.

Уметь выявлять черты классицизма в архитектуре, высказывать о них собственное суждение.



9

От классицизма к академизму в живописи (Н.Пуссен, Ж.-Л.Давид, К.П.Брюллов, А.А.Иванов).

1

Знать о классицизме и академизме в живописи на примере произведений Н. Пуссена, Ж.-Л. Давида, К.П. Брюллова, А.А. Иванова.

Уметь выявлять черты классицизма в живописи, высказывать собственное суждение.



10

Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы (В.-А.Моцарт, Л.ван Бетховен).

1

Знать о классических жанрах и принципах симфонизма на примере произведений мастеров Венской классической школы: В.-А. Моцарт («Дон Жуан»), Л. ван Бетховен (Героическая симфония, Лунная соната).

Уметь анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности.



11

Романтический идеал и его отображение в музыке (Ф.Шуберт, Р. Вагнер)

1

Знать о стиле романтизм в музыке на примере произведений Ф.Шуберта и Р. Вагнера.

Уметь анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности.



12

Романтизм в живописи (прерафаэлиты, Ф.Гойя, Э.Делакруа, О. Кипренский).

1

Знать о романтизме в живописи на примере произведений прерафаэлитов, Ф.Гойя, Э.Делакруа, О. Кипренского, основные виды и жанры искусства.

Уметь анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности.



13

Образ романтического героя в творчестве О. Кипренского.

1

Знать о творчестве О. Кипренского, шедевры мировой художественной культуры.

Уметь анализировать произведения искусства, высказывать о них собственное суждение.



14

Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И.Глинка).

1

Знать основные виды и жанры русской классической музыкальной школы.

Уметь анализировать произведения искусства, высказывать о них собственное суждение.



15

Социальная тематика в живописи реализма (Г.Курбе, О.Домье, художники-передвижники – И.Е.Репин, В.И.Суриков).

1

Знать о живописи реализма на примере творчества Г.Курбе, О.Домье, художников-передвижников – И.Е.Репина и В.И.Сурикова.

Уметь выявлять социальную тематику в живописи реализма, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение.




16

Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П.И.Чайковский).

1

Знать основные виды и жанры русской музыки во второй половине XIX в. на примере произведений П.И.Чайковского, Мусоргского.

Уметь анализировать произведения искусства, высказывать о них собственное суждение.



17

Турнир знатоков «Художественная культура XVII - XIX веков». Защита проектов.

1

Знать изученные направления и стили мировой художественной культуры, шедевры мировой художественной культуры.

Уметь пользоваться различными источниками информации о художественной культуре XVII - XIX веков, оценивать их художественные особенности.



18

Художественная культура конца XIX – XX вв. Основные направления в живописи конца XIX в: импрессионизм (К.Моне).

1

Знать основные виды и жанры искусства

Уметь анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение.



19

Постимпрессионизм (Ван Гог, П.Сезанн) и экспрессионизм (П.Гоген)

1

Знать основные виды и направления в живописи конца XIX в., о творчестве К.Моне.

Уметь анализировать произведения искусства, высказывать о них собственное суждение.



20

Символ и миф в живописи (М.А.Врубель) и музыке (А.Н.Скрябин).

1

Знать об основных чертах в живописи М.А.Врубеля и музыке А.Н.Скрябина, особенностях языка различных видов искусства.

Уметь находить черты символизма в живописи и музыке, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение.



21

Модерн в архитектуре (В. Орта, А.Гауди, В.И.Шехтель).

1

Знать об основных чертах модерна в архитектуре (В. Орта, А.Гауди, В.И.Шехтель).

Уметь анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности.



22

Художественные течения модернизма в живописи XX в.: кубизм (П.Пикассо).

1

Знать о художественных течениях модернизма в живописи XX в., о чертах кубизма на примере произведений П.Пикассо, шедеврах мировой художественной культуры.

Уметь анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности.



23

Абстрактивизм (В.Кандинский).

1

Знать основные виды и жанры искусства

Уметь анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение.



24

Сюрреализм (С.Дали).

1

Знать основные виды и жанры искусства

Уметь анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение.



25

Архитектура XX в. (В.Е.Татлин, Ш.-Э. ле Корбюзье, Ф.-Л.Райт, О.Нимейер).

1

Знать основные виды и жанры искусства

Уметь анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение.



26

Турнир знатоков «Основные направления в живописи конца XIX в.» Защита проектов.

1

Знать изученные направления и стили мировой художественной культуры, шедевры мировой художественной культуры.

Уметь пользоваться различными источниками информации об основных направлениях в живописи конца XIX века, оценивать их художественные особенности.



27

Стилистическая разнородность в музыке XX в. (С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, А.Г.Шнитке).

1

Знать о стилистической разнородности в музыке XX в. на примере произведений С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича, А.Г.Шнитке.

Уметь анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности.



28

Театральная культура XX в.: режиссерский театр (К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко); эпический театр Б.Брехта.

1

Знать о театральной культуре XX в., различия режиссёрского и эпического театров.

Уметь анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности.



29

Синтез искусств - особенная черта культуры XX в.: кинематограф (С.М.Эйзенштейн, Ф.Феллини), виды и жанры телевидения.

1

Знать об особенной черте культуры XX в. – синтезе искусств. виды и жанры искусства

Уметь анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение, организовать личный и коллективный досуг.



30

Дизайн, компьютерная графика и анимация.

1

Знать о дизайне, компьютерной графике и анимации.

Уметь анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, использовать знания для самостоятельного художественного творчества.



31

Мюзикл (Э.-Л. Уэббер).

1

Знать основные виды и жанры искусства (мюзикл)

Уметь анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение.



32

Рок-музыка (Биттлз, Пинк Флойд); электронная музыка (Ж.-М. Жарр).

1

Знать основные виды и жанры искусства (рок-музыка, электронная музыка)

Уметь анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение.




33

Массовое искусство.

1

Знать о массовом искусстве ХХ века, основные виды и жанры искусства

Уметь анализировать произведения искусства, высказывать о них собственное суждение.



34

Турнир знатоков «Художественная культура конца XIX – XX веков». Защита проектов.

1

Знать изученные направления и стили мировой художественной культуры, шедевры мировой художественной культуры.

Уметь пользоваться различными источниками информации об основных направлениях в искусстве конца XIX – XX веков, оценивать их художественные особенности.



35

Культурные традиции родного края.

1

Знать культурные традиции родного края.

Уметь анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение.





Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.