Рабочая программа по ИЗО 2 класс В.С. Кузин

«Согласовано»

Руководитель МО

_____________ / Пчелова Е.В.

Протокол № _____ от

«___»____________ 2011 г.


«Согласованно»

Заместитель руководителя

по УВР МОУ Лицея № 8

г. Буденновска

_____________ / Сиденко Л.В. «___»___________ 2011 г.


«Утверждено»

Директор МОУ Лицея № 8

г. Буденновска

_____________ / Герман М.А.

Приказ № _____ от

«___»___________ 2011 г.







Рабочая программа педагога

I категории

Гапаровой Татьяны Ивановны

по изобразительному искусству

2 «Б» класс




рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____ от

«___»___________ 2011 г.





2011 – 2012 уч. год

Изобразительное искусство 2 класс

(1 ч в неделю - 34 ч)


Пояснительная записка


Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и авторской программы курса «Изобразительное искусство. 1 - 4 классы» В. С. Кузина (Изобразительное искусство. 2 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.).

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени начального образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно -эстетических отношений личности к окружающей действительности.


Цель курса - приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.


Задачи

Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:

  • развитие способности к эмоционально - ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

  • способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно - прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

  • способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям.


Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности - изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно - прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности.


В основу программы положены:

-  тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;

- единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

- яркая выраженность познавательно - эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счёт тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;

- система учебно - творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;

- система межпредметных связей (чтение, русский язык, история, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;

- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;

- направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально - эстетического и нравственно - оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.  


В данный УМК входят:

Учебник «Изобразительное искусство» 2 класс (авторы Кузин В. С., Кубышкина Э. И.)

Тетрадь: «Изобразительное искусство» 2 класс (авторы Кузин В. С., Кубышкина Э. И.)

Методическое пособие «Книга для учителя «Изобразительное искусство» автор Кузин В. С.

Программа курса «Изобразительное искусство» 1-4 класса авторы Кузин В. С., Кубышкина Э. И.


Содержание программы

2 класс (34 ч)


Рисование с натуры (рисунок, живопись) (8 ч)

Рисование с натуры, по памяти и по представ­лению несложных по строению и простых по очертаниям предметов. Выполнение в цвете на­бросков с натуры (игрушек, птиц, цветов) с пере­дачей общего цвета натуры. Развитие умения вы­ражать первые впечатления от действительности, отражать результаты непосредственных наблюде­ний и эмоций в рисунках, передавать пропорции, очертания, общее пространственное расположе­ние, цвета изображаемых предметов. Развитие способности чувствовать красоту цвета, переда­вать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета.

Примерные задания

Рисование с натуры, а также по памяти и по представлению (включая и наброски):

а) бабочек;

б) простых по форме листьев деревьев и кустарников (вишня, рябина, сирень); цветов (незабуд­ка, ландыш, фиалка и т. д.);

в) книги, дорожного знака, детского воздушного шара, мяча, овощей (морковь, огурец), фруктов (лимон, мандарин, слива, груша);

г) игрушек на елку (шары, зайчики, хлопуш­ки, гирлянды);

д) игрушечных машин (легковые автомашины, троллейбус, автобус, трактор и т. п.).

Выполнение графических и живописных уп­ражнений.


Рисование на темы (8 ч)

Ознакомление с особенностями рисования те­матической композиции. Общее понятие об ил­люстрациях. Иллюстрирование сказок. Правиль­ное размещение изображения на плоскости листа бумаги. Передача смысловой связи между объек­тами композиции. Элементарное изображение в тематическом рисунке пространства, пропорций и основного цвета изображаемых объектов.

Эмоционально - эстетическое отношение к изо­бражаемым явлениям, событиям, поступкам пер­сонажей в детских рисунках. Развитие зритель­ных представлений, образного мышления, вооб­ражения, фантазии.

Примерные задания:

а) рисунки на темы: «Осень», «Любимая сказка», «Зимние развлечения с друзьями», «Мои друзья», «Весна наступает», «С чего начинается Родина», «На морском берегу», «Веселые клоуны», «Старинная башня», «Поле маков», «Празд­ничная улица»;

б) иллюстрирование русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Репка», «Маша и медведь»; стихо­творений «Вот север, тучи нагоняя...» А. Пушки­на, «Ласточки» А. Плещеева, «Береза» С. Есени­на, «Радуга-дуга» С. Маршака, «Елка» Е. Благи­ниной; рассказов Е. Чарушина, «Цветы и ягоды» И. Надеждиной, «На лесной поляне зимой» Г. Скребицкого, «Снежинки» (по М. Ильину и Е. Сегал).


Декоративная работа (8 ч)

Знакомство с видами народного декоративно - прикладного искусства: художественной росписью по дереву (Полхов - Майдан и Городец) и по фарфо­ру (Гжель), русской народной вышивкой. Озна­комление с русской глиняной игрушкой.

Для развития детского творчества в эскизах для украшения предметов применяются узоры в полосе, квадрате, прямоугольнике, элементы декоративно - сюжетной композиции. Формирование простейших умений применять в декоративной работе линию симметрии, ритм, элементарные приемы кистевой росписи.

Примерные задания:

а) выполнение простых узоров в полосе, прямо­угольнике для украшения несложных предметов на основе декоративного изображения ягод, лис­тьев;

б) выполнение орнаментальной полосы «Мои любимые животные» для украшения классного уголка;

в) выполнение коллективной работы - фриза «Здравствуй, весна!» - на основе декоративного изображения цветов, птиц для украшения школы;

г) выполнение эскиза украшения для коврика из декоративно переработанных бабочек, цветов, листьев для подарка маме, родным;

д) раскрашивание изделий, выполненных на уроках технологии.

Лепка (3 ч)

Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, животных с натуры (чучела, иг­рушечные животные), по памяти и по представ­лению. Лепка простейших тематических компо­зиций.

Примерные задания:

а) лепка листьев деревьев, фруктов, овощей (по выбору) с натуры, по памяти или по представлению;

б) лепка птиц и зверей (по выбору) с натуры (чучела, игрушечные животные), по памяти или по представлению;

в) лепка тематической композиции на темы: «Лыжник с лыжами в руках», «Летчик в комби­незоне»;

г) лепка изделий несложной формы по мотивам народных игрушек.


Аппликация (3 ч)

Рисование узоров геометрических и раститель­ных форм (листьев деревьев, цветов и т. п.) и вы­резание из цветной бумаги силуэтов игрушек (зайца, кошки, собаки, медведя, слона).

Использование в узоре аппликации трех основ­ных цветов.

Примерные задания:

а) рисование и вырезание из цветной бумаги простых геометрических и растительных форм, составление из них декоративных композиций и наклеивание на цветной лист картона или бумаги;

б) составление сюжетной аппликации на темы «Праздничный салют», «Моя любимая игрушка».


Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (4 ч)

Основные темы бесед:

  • прекрасное вокруг нас (натюрморты худож­ника И. Машкова и других художников);

  • родная природа в творчестве русских худож­ников (жизнь природы в творчестве художника - пейзажиста Н. Ромадина, звуки дождя в жи­вописи);

  • городские и сельские пейзажи;

  • художественно - выразительные средства жи­вописи и графики - цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты;

  • композиция в изобразительном искусстве;

  • художники - сказочники (В. Васнецов, И. Билибин);

  • художники - анималисты (творчество В. Ватагина, животные на картинах и рисунках В. Се­рова и других художников);

  • выдающиеся русские художники второй по­ловины XIX в.: И.Репин, В.Суриков, И.Шиш­кин, И. Левитан;

  • главные художественные музеи России;

  • русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве (Жостово, Гжель, Полхов-Майдан, филимоновские глиняные свистульки, богородская деревянная игрушка, архангельские и тульские печатные пряники, русская народная вышивка).



Основные требования к уровню знаний и умений учащихся во 2 классе

В течение учебного года учащиеся должны получить начальные сведения:

  • о рисунке, живописи, картине, иллюстра­ции, узоре, палитре;

  • о художественной росписи по дереву (Полхов - Майдан, Городец), по фарфору (Гжель); о гли­няной народной игрушке (Дымково); о вышивке;

  • о цветах спектра в пределах наборов аква­рельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); об основ­ных цветах (красный, желтый, синий);

  • об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, об элементарных правилах смешивания основных цветов для получения со­ставных цветов (оранжевый - от смешивания желтой и красной красок, зеленый - от желтой и синей, фиолетовый - от красной и синей).

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

  • высказывать простейшие суждения о карти­нах и предметах декоративно - прикладного искус­ства (что больше всего понравилось, почему, ка­кие чувства, переживания может передать худож­ник);

  • верно и выразительно передавать в рисунке простую форму, основные пропорции, общее стро­ение и цвет предметов;

  • правильно разводить и смешивать акварель­ные и гуашевые краски, ровно закрывая ими по­верхность (в пределах намеченного контура), ме­нять направление мазков согласно форме;

  • определять величину и расположение изо­бражения в зависимости от размера листа бумаги;

  • передавать в рисунках на темы и иллюстра­циях смысловую связь элементов композиции, от­ражать в иллюстрациях основное содержание ли­тературного произведения;

  • передавать в тематических рисунках прост­ранственные отношения: изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, даль­них - выше, изображать передние предметы крупнее равных по размерам, но удаленных пред­метов;

  • выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно - обобщенных форм растительного мира, а также из геометрических форм;

  • лепить простейшие объекты действительнос­ти (листья деревьев, предметы быта), животных с натуры (чучела, игрушечные животные), фигур­ки народных игрушек с натуры, по памяти и по представлению;

  • составлять простые аппликационные компо­зиции из разных материалов.

Тематический план учебного курса Тематическое планирование


Период обучения

Количество часов


п/п

Наименование раздела

Всего часов

1 четверть

9


1

Мы рисуем осень

9 ч.

2 четверть

7


2

Мы рисуем сказку

7 ч.

3 четверть

10


3

Мои друзья

10 ч.

4 четверть

8


4

С чего начинается Родина

8 ч.

Итого

34



Всего

34


Календарно – тематическое планирование

Условные обозначения: рисование с натуры – РН; рисование на тему – РТ; декоративная работа – ДР; лепка – Л; Аппликация – АП.


п/п

Дата проведения

Тема урока

Основные термины и понятия

планируемая

фактическая

1 четверть (9 ч)

Мы рисуем осень (9 ч)

1



Беседа «Родная природа в творчестве русских художников».

Элементарные основы изобразительного языка искусства: композиция (на примере картин русских художников)

2



РН. Наброски листьев простых форм с передачей общего цвета натуры. Красота осенних листьев.

Спектр, натура.

3



Л. Приёмы работы с пластилином. Лепка с натуры фруктов. Осенние подарки природы.

Жанры изобразительного искусства. Натюрморт.

4



РН. Рисование с натуры овощей и фруктов (морковь, огурец, яблоко, груша).

Живопись.

5



РН. Тёплые и холодные цвета спектра. В сентябре у рябины именины.

Тёплые - холодные цвета.

6



ДР. Народно – прикладное искусство: городецкая роспись. Узор в круге из растительных форм.

Орнамент, ритм.

7



РН. Композиция в изобразительном искусстве. Сюжеты «Осень в городе», «Осень в деревне».

Пейзаж, композиция.

8



ДР. Контрастные цвета. Узор в круге, полосе «Цветы и ягоды»

Акварель, контраст.

9



ДР. История создания русской матрёшки. Наряд русской красавицы

Основные краски. Полхов - Майдан.

2 четверть (7 ч)

Мы рисуем сказку (7 ч)

10



Беседа «Художники -анималисты».

Элементарные основы изобразительного языка художников - анималистов

11



АП. Силуэт в изобразительном искусстве. Сказочная птица или сказочная рыбка.

Пропорции, силуэт.

12



РТ. Иллюстрации к русским народным сказкам. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди»

Иллюстрация


13



ДР. Орнаментальная полоса. Простой узор из элементов хохломской азбуки.

Хохлома.

14



РН. Понятие о графике. Сказка в лесу.

Графика.

15



ДР. Русское народное творчество. Городецкая роспись.

Городецкая роспись. Цветовая гамма.

16



АП. Композиция из простых геометрических форм разных материалов. Поздравительная открытка.

Композиция, геометрические фигуры.

3 четверть (10 ч)

Мои друзья (10 ч)

17



Беседа «Дети в изобразительном искусстве». Художники -портретисты: И.Репин, В.Серов.

Художники - портретисты

18



РН. Зимние забавы.

Жанровая живопись.

19



Л. Лепка животных. Друг детства.

Жанр анималистики. Анатомия, пропорции.

20



РТ. Создание образа природы: небо с облаками, снегопада.

Цвет, мазок, линия, пятно.

21



РН. Рисование лица человека. Изображение женского сказочного образа.

Портрет

22



Л. Лепка фигуры человека в движении.

Пропорции тела человека.

23



РТ. Истории войн, сражений, побед. Изображение богатырей, их щитов.

Батальный жанр. Одежда солдат разных времён и народов.

24



ДР. Художественная роспись. Украшение вырезанных изделий в технике гжели.

Гжель.

25



АП. Открытка к празднику.


26



РТ. Тематическая композиция. Весна наступает.

Основной цвет изображаемых объектов.

4 четверть (8 ч)

С чего начинается Родина (8 ч)

27



Беседа «Выдающиеся русские художники второй по­ловины XIX в.

Традиции реализма

28



РТ. Изображение природы в различных состояниях.

Теплые и холодные тона

29



РТ. Полёт на другую планету.

Спектр в пределах наборов аква­рельных красок

30



РТ. Иллюстрирование произведения С.Есенина «Берёза».

Прост­ранственные отношения

31



РН. Цветы нашей Родины.

Прост­ранственные отношения

32



РТ. Мы рисуем праздник. Праздничный салют.

Спектр в пределах наборов аква­рельных красок

33



ДР. Изображение цветов, птиц для украшения класса. Здравствуй, лето!

Палитра художника. Смешивание красок. Фриз

34



ДР. Здравствуй лето. Подведение итогов, выставка работ.



Добавить комментарий