Рабочая программа по химии 10 класс Габриелян



Рабочая программа по химии 10 класс

Автор:

Воробьева Ирина Михайловна

учитель химии, биологии

МБОУ Выгоничская СОШ

п. Выгоничи, Брянская обл.





«Согласовано»

руководитель МО

____________/Меркушина О. В./ Протокол №____ от

« » августа 2014

«Согласовано»

заместитель директора

по УВР МБОУ Выгоничская СОШ ___________ /Падило Т. И. /

« » августа 2014

«Утверждаю»

директор МБОУ Выгоничская СОШ ___________/Бугаев В. А./

Приказ № от ­­­­­­­­­­

« » августа 2014


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Выгоничская средняя общеобразовательная школа имени Павла Зайцева


Рабочая программа

по химии 10 класс

Учитель: Воробьева Ирина Михайловна



2014-2015 учебный год



Календарно-тематическое планирование по химии 10 класс.


п./п.

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

ЗУН

Эксперимент

Формы и методы


Дата

план

факт

Введение (1ч)

1

Предмет органической химии.

1

КУ

Предмет органической химии. Сравнение ор­ганических соединений с неорганическими. При­родные, искусственные и синтетические органи­ческие соединения.







ТЕМА 1. ТЕОРИЯ СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ (6ч.)

2

Валентное состояние атома углерода

1

КУ

Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле

Знать понятия: валентность, сте­пень окисления, углеродный скелет, гибридизация

Уметь

Определять валентность, степень окисления, тип гибридизации





3

Основные положения теории химического строения органических соединений

1

УИНМ

Теория строения органических соединений

Углеродный скелет

Знать основные положения теории строения органических соединений

Уметь

Устанавливать связь между строением органических соединений и свойствами веществ


Самостоятельная работа с текстом учебника



4

Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах.

1

КУ

По­нятие о гомологии и гомологах, изомерии и изо­мерах.

Гомологиче­ский ряд, го­мологи. Виды изомерии.


Знать важнейшие химические по­нятия: «углеродный скелет», «изомерия», «гомология»

Уметь

Называть органические соединения, составлять формулы гомологов и изомеров разных видов изомерии



Работа в группах

беседа



5

Химические формулы в органической химии

1

УПЗУ

Химические формулы в органической химии. Модели молекул органических соединений


Уметь составлять, называть химические формулы органических соединений

Д.модели молекул гомологов и изомеров органических соединений

тестирование



6

Решение задач на нахождение молекулярных формул органических соединений

1

УПЗУ


Знать алгоритм решения задач такого типа

Уметь решать задачи на нахождение молекулярных формул веществ


Самостоятельная работа



7

Контрольная работа №1 по теме «Теория строения органических соединений

1

УК


Уметь решать задачи на нахождение молекулярных формул веществ

Определять валентность, степень окисления, тип гибридизации

составлять, называть химические формулы органических соединений

Устанавливать связь между строением органических соединений и свойствами веществ


Контрольное тестирование



ТЕМА 2. УГЛЕВОДОРОДЫ И ИХ ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ (17)


8

Анализ КР№1

Природный газ

1

КУ

Природный газ. Природ­ный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав при­родного газа.

Знать состав природного газа

Уметь

Объяснять преимущества природного газа как источника топлива

Д. Примеры углеводоро­дов в разных агрегатных состояниях (пропанобутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин, асфальт).

Составление таблицы



9

Алканы.


1

КУ

Алканы: гомологический ряд, изомерия и но­менклатура алканов. Циклоалканы

Знать важнейшие вещества: метан, этан

Уметь характеризовать строение и химические свой­ства изученных органических соединений; объяснять зависимость свойств ве­ществ от их состава и строе­ния


Работа в группах

объяснение



10

Химические свойства алканов

1

КУ

Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, заме­щение, разложение и дегидрирование. Примене­ние алканов на основе свойств.

Уметь определять принадлежность веществ к различным классам органи­ческих соединений


Работа с таблицей и схемой



11

Практическая работа №1. Изготовление моделей молекул углеводородов

1

ПР

Модели молекул алканов



Работа в группах



12

Практическая работа №2. Качественный анализ органических соединений.

1

ПР

Определение элементарного состава органи­ческих соеди­нений.

Уметь определять качественный состав парафина


эксперимент



13

Алкены.

1

КУ

Алкены. Изомерия и но­менклатура алкенов. Получение алкенов. Этилен, его получение (дегидри­рованием этана и дегидратацией этанола).


Знать вещества: этилен, ацетилен, бутадиен-1,3 бензол.

Уметь: называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; характеризовать строение изученных органи­ческих соединений.

Уметь: определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; объяснять зависимость свойств ве­ществ от их состава и строе­ния.

Д.Получение

этилена


Наблюдение

Проверочная работа



14

Хими­ческие свойства алкенов.

1

КУ

Хими­ческие свойства алкенов. На примере химических свойств этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раство­ра перманганата калия), гидратация, полимери­зация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.


Д.Качественные реакции на кратные

Связи

Д

Получение этилена реакцией дегидра­тации этанола и деполимеризации полиэтилена

Эксперимент

Самостоятельная работа



15

Практическая работа №3 Получение этилена и опыты с ним



1

ПР

Хими­ческие свойства алкенов. На примере химических свойств этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раство­ра перманганата калия), гидратация


Эксперимент

Работа в группах



16, 17

Алкадиены. Резина. Каучуки.

2

КУ

Алкадиены. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойны­ми связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и по­лимеризация в каучуки. Каучук. Резина.


ЛО

Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность.

Д

Знакомство с образцами пластмасс и каучуков (ра­бота с кол­лекциями).

Работа с коллекциями

тестирование



18

Алкины.

1

КУ

Алкины. Изомерия и но­менклатура алкинов. Ацетилен, его получение пиро­лизом метана и карбидным способом.

Д.Качественные реакции на кратные

Связи.

ЛО

Получение и свойства ацетилена

Наблюдение

Работа в группах



19

Химиче­ские свойства ацетилена.

1

КУ

Химиче­ские свойства ацетилена: горение, обесцвечива­ние бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.


Д

Горение аце­тилена. Отношение ацетилена к раствору перманганата калия и бром­ной воде, получение ацетилена карбидным способом.

Фронтальная работа

Заполнение таблицы



20

Бензол.

1

КУ

Бензол. Получение бензола из гексана и аце­тилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бен­зола на основе свойств.






21

Нефть. Со­став и пере­работка.

1

КУ

Нефть. Состав и переработка нефти. Нефте­продукты. Бензин и понятие об октановом числе.


Знать

Состав нефти и ее назначение

Уметь: определять принадлежность веществ к различным классам органи­ческих соединений; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ.

Д

Коллекция об­разцов нефти и нефтепродуктов.

ЛО.

Обнаруже­ние непредельных со­единений в жидких нефтепродуктах.

Ознакомление с коллекцией «Нефть и про­дукты ее переработки».



Работа по парам

сообщение



22

Генетическая связь между классами углеводородов

1

УПЗУ

Основные классы углеводородов

Уметь записывать химические уравнения, устанавливать взаимосвязь между классами . органических соединений





23

Решение расчетных задач на установление химических формул веществ

1

КУ




Самостоятельная работа



24

Контрольная работа №2

«Углеводороды и их природные источники».

1

УК


Уметь: характеризовать строение и свойства изученных органических соединений, общие химические свойства основных классов органических соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, составлять генетические цепочки, записывать уравнения


Разноуровневый контроль



ТЕМА 3. КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ СОЕДИНЕНИЯ И ИХ ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ (16ч.)

25

Анализ КР№2

Химический состав живых организ­мов.


1

УИНМ

Химический состав живых организ­мов. Единство химической организации живых ор­ганизмов.


Знать химический состав живых организ­мов

Уметь

Устанавливать взаимосвязь химической организации живых организмов


Беседа

Самостоятельная работа



26

Спирты.

1

КУ

Спирты. Получение этанола брожением глю­козы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о во­дородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альде­гид. Применение этанола на основе свойств. Ал­коголизм, его последствия и предупреждение.

Знать понятие «функциональная

группа».

Уметь называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре.

Уметь: характеризовать строение изученных органических соединений; определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ.

Д

Окисление спирта в альдегид.

ЛО

Свойства этилово­го спирта.


Тестирование

объяснение



27

Понятие о предельных многоатомных спиртах.

1

Комбинированный

Понятие о предельных многоатомных спир­тах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатом­ные спирты. Применение глицерина.


Д

Качественная реакция на многоатомные спир­ты ЛО

Свойства глицерина.


Беседа, самостоятельная работа



28

Практическая работа №4. Спирты и их свойства

1

ПР

Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альде­гид.



Эксперимент

Работа в группах



29

Фенол.

1

КУ

Фенол. Получе­ние фенола коксованием каменного угля. Взаим­ное влияние атомов в молекуле фенола: взаи­модействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формаль­дегидом в фенолоформальдегидную смолу. При­менение фенола на основе свойств. Каменный уголь. Коксохи­мическое производство и его продукция.


Уметь: характеризовать строение

и свойства изученных органических соединений; объяснять зависимость свойств ве­ществ от их состава и строе­ния.

Д

Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качест­венные реакции на фенол.


Работа с текстом параграфа, заполнение таблицы



30

Альдегиды.

1

КУ

Альдегиды. Получение альдегидов окис­лением соответствующих спиртов. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.


Уметь: характеризовать строение и свойства изученных органических со­единений;

объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения;

определять принадлежность веществ к различным классам органи­ческих соединений.

Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ

Уметь называть изученные - вещества по «тривиальной» или между­народной номенклатуре.

Знать понятие «функциональная группа»


Работа в парах

Проверочная работа



31

Химические свойства альдегидов.

1

КУ

Химические свойства альдегидов: окисление в соответствую­щую кислоту и восстановление в соответствую­щий спирт.

Д

Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы.

ЛО

Свойства формальдегида.


тестирование



32

Карбоновые кислоты.

1

УИНМ

Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.



Объяснение

Работа с дополнительными источниками информации



33

Химические свойства карбоновых кислот

1

КУ

Хими­ческие свойства уксусной кислоты: общие свой­ства с неорганическими кислотами и реакция этерификации.

Д.

Окисление аль­дегидов в кислоты с помощью гидроксида меди (II). ЛО

Свойства уксусной кислоты.


Наблюдение

тестирование



34

Сложные эфиры

1

УИНМ

Сложные эфиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Слож­ные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.


Д

Получение уксусноэтилового и уксусноизоамилового эфиров. Коллекция эфир­ных масел.




35

Практическая работа №5. Карбоновые кислоты и сложные эфиры.

1

ПР

Хими­ческие свойства уксусной кислоты: общие свой­ства с неорганическими кислотами и реакция этерификации



Отчет



36

Жиры.

1

КУ

Жиры как сложные эфиры. Химические свой­ства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирова­ние жидких жиров. Применение жиров на осно­ве свойств.


Знать состав, строение и свойства жиров

Уметь устанавливать области применения жиров

ЛО

Свойства жиров

Обнаружение непре­дельных со­единений в раститель­ном масле.

Сравнение свойств раст­воров мыла и стирального порошка.





37

Углеводы

1


Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека.


Знать важнейшие вещества: глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка.

Уметь: определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ; характеризовать строение и свойства изученных классов органических соединений.





38

Глюкоза. Дисахариды и полисахариды.

1

КУ

Глюкоза как вещество с двойственной функ­цией — альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, вос­становление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.

Понятие о реак­циях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза - полисахарид.


Д

Качественная реакция на крахмал.

Л.О. Свойства глюкозы

Свойства крахмала.


Тестирование

Заполнение таблицы

беседа



39

Обобщение по теме «Кислородосодержащие соединения»

1

УОСЗ






40

Контрольная работа №3

«Кислородосодержащие органические соединения».

1

УК

Основные классы кислородосодержащих органических соединений

Знать важнейшие органические вещества

Уметь: определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ; характеризовать строение и свойства изученных классов органических соединений


Тестирование

разноуровневые



ТЕМА 4. АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ СОЕДИНЕНИЯ И ИХ НАХОЖДЕНИЕ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ (10ч.)

41

Амины.

1

УИНМ

Понятие об аминах. Получение аро­матического амина - анилина из нитробензо­ла.

Уметь: характеризовать химические свойства изученных классов органических соединений; определять принадлежность веществ к различным классам органи­ческих соединений

Объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения.


Самостоятельная работа



42

Анилин как органическое основание.

1

КУ

Анилин как органическое основание. Взаим­ное влияние атомов в молекуле анилина: ослаб­ление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.


Д

Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой.

Проверочная работа



43, 44

Аминокислоты. Белки.

2

КУ

Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков.


Д

Доказательство наличия функци­ональных групп в растворах аминокислот. Рас­творение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горе­ние птичьего пера и шерстяной нити.

тестирование



45

Практическая работа №6. Идентифика­ция органи­ческих соеди­нений.

1

ПР

Классы органических соединений и их свойства

Уметь

Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ.


отчет



46

Нук­леиновые кислоты.

1

УИНМ

Нуклеиновые кислоты. Синтез нук­леиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нукле­иновых кислот в хранении и передаче наследст­венной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.


Знать

Состав, строение и свойства нуклеиновых кислот


Работа с дополнительными источниками информации

Заполнение таблицы



47

Генетическая связь между классами ор­ганических соединений.

1

УПЗУ

Основные классы органических соединений

Уметь: определять принадлежность веществ к различным классам органи­ческих соединений; выполнять

химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ; использовать приобре­тенные знания и умения безопасного обращения с горючими веществами, лабораторным оборудованием.


Выполнение упражнений



48

Решение задач

по теме


1

УПЗУ







49

Контрольная работа №4 «Азотосодержащие соединения и их нахождение в живой природе».

1

УК

Основные классы органических соединений

Уметь: определять принадлежность веществ к различным классам органи­ческих соединений; выполнять

химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ; использовать приобре­тенные знания и умения безопасного обращения с горючими веществами, лабораторным оборудованием.


тестирование



50

Анализ КР №4

1

УПЗУ




Объяснение




ТЕМА 5. БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (5ч.)

51, 52

Ферменты. Витамины.

2


Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народ­ном хозяйстве.

Понятие о витаминах. Нару­шения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.


Знать строение, свойства БАС

Уметь определять их роль для здоровья человека

Д

Разложение пероксида водоро­да каталазой сырого мяса и сырого картофеля. Коллекция CMC, содержащих энзимы. Испыта­ние среды раствора CMC индикаторной бумагой. Иллюстрации с фотографиями животных с раз­личными формами авитаминозов. Коллекция ви­таминных препаратов. Испытание среды раство­ра аскорбиновой кислоты индикаторной бума­гой.




53, 54

Гормоны Лекарства.

2


Понятие о гормонах как гумо­ральных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как предста­вители гормонов. Профилактика сахарного диа­бета.

Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибио­тики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.


Знать строение, свойства БАС

Уметь определять их роль для здоровья человека

Д

Испытание среды раство­ра аскорбиновой кислоты индикаторной бума­гой. Испытание аптечного препарата инсулина на белок. Домашняя, лабораторная и автомо­бильная аптечка.






55

Обобщение по теме «Биологически активные органические соединения»

1

УК


Знать строение, свойства БАС

Уметь определять их роль для здоровья человека


тестирование



ТЕМА 6. ИСКУССТВЕННЫЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ ПОЛИМЕРЫ (7ч.)

56, 57

Искусственные полимеры.

2

КУ

Получе­ние искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимер­ного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.


Знать важнейшие искусственные волокна и пластмассы.

Уметь характеризовать и классифицировать искусственные полимеры

Д

Коллекция пластмасс и изде­лий из них. Коллекции искусственных и синте­тических волокон и изделий из них. Распознава­ние волокон по отношению к нагреванию и хими­ческим реактивам.

Работа с дополнительными источниками

Просмотр видеофрагмента



58, 59

Синтетиче­ские полиме­ры.

2

КУ

Синтетические полимеры. Получе­ние синтетических полимеров реакциями поли­меризации и поликонденсации. Структура поли­меров: линейная, разветвленная и пространствен­ная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, поли­пропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.

Знать важнейшие синтетические волокна, каучуки, пластмас­сы.

Уметь характеризовать и классифицировать искусственные полимеры

ЛО

Ознакомление с об­разцами пластмасс, волокон и каучуков.


Работа с дополнительными источниками

Просмотр видеофрагмента



60, 61

Практическая работа №7 Распо­знавание пластмасс и волокон.

2

ПР


Уметь: определять принадлеж­ность веществ к различным классам органических со­единений; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ. Уметь использовать приобре­тенные знания и умения безопасного обращения с горючими веществами, ла­бораторным оборудованием.





62

Обобщение

по теме «Искусственные и синтетические полимеры» (тестирование)

1

УПЗУ

Синтетические полимеры. Получе­ние синтетических полимеров реакциями поли­меризации и поликонденсации. Структура поли­меров: линейная, разветвленная и пространствен­ная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, поли­пропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.

Уметь: определять принадлеж­ность веществ к различным классам органических со­единений; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ.





Тема 7 Обобщение знаний по курсу органической химии(6ч)

63, 64

Решение задач по органической химии разных видов

2

УПЗУ

Задачи на нахождение молекулярной формулы вещества, вычисление продукта реакции и др.

Уметь решать задачи на нахождение молекулярной формулы вещества, вычисление продукта реакции и др.





65, 66

Тестирование за курс органической химии

2

УК

Уметь: определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ; характеризовать строение и свойства изученных классов органических соединений






67

Анализ тестирования

1








68

Итоговый урок

1









Пояснительная записка

Рабочая программа по химии для 10 класса( базовый уровень) составлена в полном соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, на основании Примерной учебной программы среднего (полного) общего образования по химии и Программы курса химии для учащихся 8-11 классов общеобразовательных учреждений О.С.Габриеляна. - М.: Дрофа,2009.

Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, а также о системе важнейших химических понятий, законов и теорий;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по химии с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных технологий;

  • воспитание убежденности в познаваемости мира, необходимости вести здоровый образ жизни, химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, а также для решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью и окружающей среде.

В содержании курса рассматриваются основные теоретические вопросы теории строения в ее классическом понимании- зависимости свойств веществ от их химического строения, т.е. от расположения атомов в молекулах органических соединений согласно валентности. Электронное и пространственное строение органических соединений. Здесь сделан акцент на практическую значимость учебного материала, поэтому изучение представителей каждого класса органических соединений начинается с их получения. Химические свойства рассматриваются сугубо прагматически - на предмет их практического применения. В основе курса положена идея о природных источниках органических соединений и их взаимопревращениях, т.е. идеи генетической связи между классами органических соединений.

Формы промежуточной и итоговой аттестации - контрольные работы, тестирование.

Программа рассчитана в соответствии с учебным планом школы на 68 часов: 2 часа в неделю (1час добавлен из компонента общеобразовательного учреждения). Из них: контрольных работ-4, практических работ- 7, итоговый тест-1.

Результаты изучения курса «Химия 10» приведены в содержании программы для каждой темы, а также в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся» и полностью соответствует стандарту.


Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Данная программа реализуется в учебниках «Химия. 10 класс» автора О.С. Габриеляна. - М.: Дрофа, 2010-2011.

Краткие обозначения:

ДО – демонстрационный опыт

ЛО – лабораторный опыт

ПР – практическая работа теория

УИНМ - урок изучения нового материала

УПЗУ - урок применения знаний и умений

УФНЗ – урок формирования новых знаний

КУ – комбинированный урок

С- семинар

Л- лекции

  1. CD 1 «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»-М.: Просвещение,2001

  2. CD 2« Органическая химия». Образовательная коллекция.

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Всего часов

В том числе

практических работ

контрольных

работ

Введение

1



Тема 1. Теория строения органических соединений

6


1

Тема 2. Углеводороды и их природные источники

17

3

1

Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники

16

2

1

Тема 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе

10

1

1

Тема 5. Биологически активные органические соединения

5



Тема 6. Искусственные и синтетические полимеры

7

1


Тема 7. Обобщение знаний по курсу органической химии

6


1

Итого:

68

7

5

По мере производственной необходимости (праздничные и выходные дни, субботники, карантин и др.) в программу могут быть внесены необходимые коррективы





Содержание

Введение (1 ч)

Предмет органической химии. Сравнение ор­ганических соединений с неорганическими. При­родные, искусственные и синтетические органи­ческие соединения.


Тема 1

Теория строения органических соединений (6 ч)

Валентное состояние атома углерода. Химическое строение как поря­док соединения атомов в молекуле согласно их валентности.

Основные положения теории хими­ческого строения органических соединений. Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова

По­нятие о гомологии и гомологах, изомерии и изо­мерах.

Химические формулы в органической химии. Модели молекул органических соединений

Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.


Тема 2

Углеводороды и их природные источники (17 ч)

Природный газ. Природ­ный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав при­родного газа.

Алканы. Алканы: гомологический ряд, изомерия и но­менклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, заме­щение, разложение и дегидрирование. Примене­ние алканов на основе свойств.

Алкены. Изомерия и но­менклатура алкенов. Получение алкенов. Этилен, его получение (дегидри­рованием этана и дегидратацией этанола).

Хими­ческие свойства алкенов. На примере химических свойств этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раство­ра перманганата калия), гидратация, полимери­зация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.

Алкадиены. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойны­ми связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и по­лимеризация в каучуки. Каучук. Резина.

Алкины. Изомерия и но­менклатура алкинов. Ацетилен, его получение пиро­лизом метана и карбидным способом.

Химиче­ские свойства ацетилена: горение, обесцвечива­ние бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.

Бензол. Получение бензола из гексана и аце­тилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бен­зола на основе свойств.

Нефть. Состав и переработка нефти. Нефте­продукты. Бензин и понятие об октановом числе.

Демонстрации.

Горение метана, этилена, аце­тилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия и бром­ной воде. Получение этилена реакцией дегидра­тации этанола и деполимеризации полиэтилена, ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция об­разцов нефти и нефтепродуктов.

Лабораторные опыты.

1. Определение элемен­тного состава органических соединений.

2. Изго­товление моделей молекул углеводородов.

3. Об­наружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах.

4. Получение и свойства ацети­лена.

5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и про­дукты ее переработки».

Практические работы:

  1. Изготовление моделей и молекул углеводородов

  2. Качественный анализ органических соединений.

  3. Получение этилена и опыты с ним


Тема 3

Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники (16 ч)

Химический состав живых организ­мов. Единство химической организации живых ор­ганизмов.

Спирты. Получение этанола брожением глю­козы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о во­дородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альде­гид. Применение этанола на основе свойств. Ал­коголизм, его последствия и предупреждение.

Понятие о предельных многоатомных спир­тах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатом­ные спирты. Применение глицерина.

Фенол. Получе­ние фенола коксованием каменного угля. Взаим­ное влияние атомов в молекуле фенола: взаи­модействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формаль­дегидом в фенолоформальдегидную смолу. При­менение фенола на основе свойств. Каменный уголь. Коксохи­мическое производство и его продукция.

Альдегиды. Получение альдегидов окис­лением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствую­щую кислоту и восстановление в соответствую­щий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.

Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Хими­ческие свойства уксусной кислоты: общие свой­ства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

Сложные эфиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Слож­ные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Жиры. Жиры как сложные эфиры. Химические свой­ства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирова­ние жидких жиров. Применение жиров на осно­ве свойств.

Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека.

Глюкоза. Глюкоза как вещество с двойственной функ­цией — альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, вос­становление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.

Дисахариды и полисахариды. Понятие о реак­циях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза - полисахарид.

Демонстрации.

Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спир­ты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качест­венные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление аль­дегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Получение уксусноэтилового и уксусноизоамилового эфиров. Коллекция эфир­ных масел. Качественная реакция на крахмал.

Лабораторные опыты.

6. Свойства этилово­го спирта.

7. Свойства глицерина.

8. Свойства формальдегида.

9. Свойства уксусной кислоты.

10. Свойства жиров.

11. Сравнение свойств раст­воров мыла и стирального порошка.

12. Свойства глюкозы.

13. Свойства крахмала.

Практические работы.

  1. Спирты и их свойства.

  2. Карбоновые кислоты и сложные эфиры


Тема 4

Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (10 ч)

Амины. Понятие об аминах. Получение аро­матического амина - анилина из нитробензо­ла. Анилин как органическое основание. Взаим­ное влияние атомов в молекуле анилина: ослаб­ление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.

Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков.

Хи­мические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со ще­лочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипепти­ды. Применение аминокислот на основе свойств.

Белки. Получение белков реакцией поликон­денсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойст­ва белков: горение, денатурация, гидролиз и цвет­ные реакции. Биохимические функции белков.

Генетическая связь между классами органиче­ских соединений.

Нуклеиновые кислоты. Синтез нук­леиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нукле­иновых кислот в хранении и передаче наследст­венной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.

Демонстрации.

Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функци­ональных групп в растворах аминокислот. Рас­творение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горе­ние птичьего пера и шерстяной нити. Модель мо­лекулы ДНК. Переходы: этанол - этилен - этиленгликоль - этиленгликолят меди (II); этанол - этаналь - этановая кислота.

Лабораторные опыты.

14. Свойства белков.

Практическая работа

  1. Идентификация органических соединений.


Тема 5

Биологически активные органические соединения (5 ч)

Ферменты. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народ­ном хозяйстве.

Витамины. Понятие о витаминах. Нару­шения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.

Гормоны. Понятие о гормонах как гумо­ральных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как предста­вители гормонов. Профилактика сахарного диа­бета.

Лекарства. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибио­тики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.

Демонстрации.

Разложение пероксида водоро­да каталазой сырого мяса и сырого картофеля. Коллекция CMC, содержащих энзимы. Испыта­ние среды раствора CMC индикаторной бумагой. Иллюстрации с фотографиями животных с раз­личными формами авитаминозов. Коллекция ви­таминных препаратов. Испытание среды раство­ра аскорбиновой кислоты индикаторной бума­гой. Испытание аптечного препарата инсулина на белок. Домашняя, лабораторная и автомо­бильная аптечка.


Тема 6

Искусственные и синтетические полимеры (7 ч)

Искусственные полимеры. Получе­ние искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимер­ного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.

Синтетические полимеры. Получе­ние синтетических полимеров реакциями поли­меризации и поликонденсации. Структура поли­меров: линейная, разветвленная и пространствен­ная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, поли­пропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.

Демонстрации.

Коллекция пластмасс и изде­лий из них. Коллекции искусственных и синте­тических волокон и изделий из них. Распознава­ние волокон по отношению к нагреванию и хими­ческим реактивам.

Лабораторные опыты.

15. Ознакомление с об­разцами пластмасс, волокон и каучуков.

Практическая работа

  1. Распознавание пластмасс и волокон.

Тема 7.

Обобщение знаний по курсу органической химии (6ч)

Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова.

Решение задач на нахождение молекулярных формул органических веществ.










Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен

знать / понимать

важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь

называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.








Литература и средства обучения.

  1. Нормативные документы

  2. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования»

  3. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Габриелян О.С. – М.: Дрофа, 2009-78с.


Учебно-методическая:

  1. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений./О.С. Габриелян.– М.: Дрофа, 2009-2011. -191с

  2. Габриелян О.С. Настольная книга для учителя. М.: Блик и К, 2008.

  3. Химия. 10 класс. Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриелян «Химия. 10 класс. Базовый уровень»/О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А.Ушакова и др.- 3-е изд., стереотип.– М.: Дрофа, 2010.-253 с.

  4. Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях, 10 класс, Габриелян О.С., Остроумов И.Г. – М.:Дрофа, 2003 – 400с.

  5. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ к учебнику О.С.Габриеляна «Химия 9 класс». Габриелян О.С., Яшукова А.В. – М.: Дрофа ,2009

  6. Химия 10 класс. Рабочая тетрадь. Габриелян О.С., Яшукова А.В. – М.:Дрофа, 2011 – 175с.

  7. Журнал «Химия в школе»

  8. Дидактический материал по химии для 10 класса. Пособие для учителя. Радецкий А.М. – М.: Просвещение, 2000 – 56с.


Дополнительная:


  1. Богданова Н. Н. Лабораторные работы 8 – 11. Химия. //Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Астрель. АСТ. - 2007.- 11 с.

  2. Гольдфельд М. Г. Химия и общество М.: Мир.- 2005.- 543 с.

  3. Казанцев Ю.Н. Химия. Материалы для индивидуальной работы 10-11 классы/Ю.Н. Казанцев.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 224 с.

  4. Мойе С.У. Занимательная химия: замечательные опыты с простыми веществами / Стивен У. Мойе; пер. с англ. Л. Оганезова.- М.: АСТ: Астрель, 2007.- 96 с.

  5. Химия: проектная деятельность учащихся/авт.-сост. Н.В. Ширшина.- Волгоград: Учитель, 2007.- 184 с.



Материально-техническая база:

Электронные ресурсы:

  1. CD «Химия общая и неорганическая». Образовательная коллекция.

  2. CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»-М.: Просвещение,2001

  3. CD « Органическая химия». Образовательная коллекция.

  4. CD «Репетитор ». Образовательная коллекция.

Наглядные пособия:

  1. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

  2. Электрохимический ряд напряжений металлов

  3. Таблица растворимости солей, кислот, оснований.

  4. Таблица индикаторов

  5. Модели атомов

  6. Коллекции: «Нефть.», «Каменный уголь», «Пластмассы», «Волокна»