Рабочая программа по физике для 8 класса на 2014-2015 учебный год Пурышева

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Туголуковская средняя общеобразовательная школа





Рассмотрена и рекомендована

к утверждению методическим

Советом школы

Протокол № ___

от «__» __________20___ г.

Утверждена приказом

МБОУ Туголуковской СОШ

Приказ № ___

от «__» __________ 20___ г.










Рабочая программа учебного предмета

«ФИЗИКА»

для 8 класса

на 2014-2015 учебный год







Подготовила учитель физики

Русанова Юлия Александровна











с. Туголуково

2014


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Школьный курс физики — системообразующий для естественно-научных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  • Формирование у учащихся знаний основ физики: экспериментальных фактов, понятий, законов, элементов физических теорий; подготовка к формированию у школьников целостных представлений о современной физической картине мира; формирование знаний о методах познания в физике – теоретическом и экспериментальном, о роли и месте теории и эксперимента в научном познании, о соотношении теории и эксперимента.

  • Формирование знаний о физических основах устройства и функционирования технических объектов; формирование экспериментальных умений; формирование научного мировоззрения: представлений о материи, её видах, о движении материи и её формах, о пространстве и времени, о роли опыта в процессе научного познания и истинного знания, о причинно-следственных отношениях; формирование представлений о роли физики в жизни общества: влияние развития физики на развитие техники, на возникновение и решение экологических проблем.

  • Развитие у учащихся функциональных механизмов психики: восприятия, мышления, памяти, речи, воображения.

  • Формирование и развитие свойств личности: творческих способностей, интереса к изучению физики, самостоятельности, комуникативности, критичности, рефлексии.


Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;

  • Примерная программа основного общего образования;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Российской Федерацией к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях 2013-2014 учебный год;

  • Приказ УО и науки Тамбовской области от 05.06.2009 г №1593 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных куров, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенными на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования»;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года №1089;

  • Авторская программа «Физика» авторов Н.С.Пурышева, Н.Е.Важеевская/Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 7-9 классы. – М. «Просвещение», 2005;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельного подхода, системности.

При составлении рабочей программы, календарно - тематического и поурочного планирования по физике за основу взята программа, утверждённая Министерством образования Российской Федерации (7 -9 классы, 210 часа), составленная в соответствии с учебником физики Н.С.Пурышева, Н. Е. Важеевская "Физика - 8" ( авторы программы - Н.С.Пурышева, Н. Е. Важеевская)

Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума физического образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к физике.

В соответствии с Базисным учебным планом в 8 классе на учебный предмет «Физика» отводится 70 часов (из расчета 2 часа в неделю)



Содержание рабочей программы


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМ ПРОГРАММЫ

( 68 часов, 2 ч в неделю)

1. ПЕРВОНАЧАЛЬННЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (6 ЧАСОВ).

  • Дискретное строение вещества. Молекула. Масса и размеры вещества. Средняя скорость движения молекул и температура тела. Модуль движения молекул при низкой и высокой температуре. Тепловое движение молекул и атомов. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества.

  • Три состояния вещества (различия в расположении и взаимодействии молекул твердых тел, жидкостей и газов).

Требования к уровню подготовки учащихся следующие:

На уровне запоминания

Называть:

  • физическую величину и ее условное обозначение: температура (t);

  • единицы физических величин: °С;

  • физические приборы: термометр;

  • порядок размеров и массы молекул; числа молекул в единице объема;

  • методы изучения физических явлений: наблюдение, гипотеза, эксперимент, теория, моделирование.

Воспроизводить:

  • исторические сведения о развитии взглядов на строение вещества;

  • определения понятий: молекула, атом, диффузия;

  • основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества.

Описывать:

  • явление диффузии;

  • характер движения молекул газов, жидкостей и твердых тел;

  • взаимодействие молекул вещества;

  • явление смачивания;

  • капиллярные явления;

строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел.

На уровне понимания

Приводить примеры:

  • явлений, подтверждающих, что: тела состоят из частиц, между которыми существуют промежутки; молекулы находятся в непрерывном хаотическом движении; молекулы взаимодействуют между собой;

  • явлений, в которых наблюдается смачивание и несмачивание.

Объяснять:

  • результаты опытов, доказывающих, что тела состоят из частиц, между которыми существуют промежутки;

  • результаты опытов, доказывающих, что молекулы находятся в непрерывном хаотическом движении (броуновское движение, диффузия);

  • броуновское движение;

  • диффузию;

  • зависимость: скорости диффузии от температуры вещества; скорости диффузии от агрегатного состояния вещества; свойств твердых тел, жидкостей и газов от их строения;

  • явления смачивания и капиллярности.

На уровне применения в типичных ситуациях

Уметь:

  • измерять температуру и выражать ее значение в градусах Цельсия;

  • обобщать на эмпирическом уровне результаты наблюдаемых экспериментов и строить индуктивные выводы;

  • применять полученные знания к решению качественных задач.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

Обобщать:

  • полученные при изучении темы знания, представлять их в структурированном виде.

Уметь:

  • выполнять экспериментальные исследования, указанные в заданиях к параграфам и в рабочей тетради (явление диффузии, зависимость скорости диффузии от температуры, взаимодействие молекул, смачивание, капиллярные явления).


2. МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЖИДКОСТЕЙ, ГАЗОВ И ТВЕРДЫХ ТЕЛ (12 ЧАСОВ).

  • Давление жидкостей и газа. Закон Паскаля. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Сообщающиеся сосуды. Изучение приборов: барометр-анероид, манометры, гидравлический пресс.

  • Выяснение причины возникновения выталкивающей силы. Сила Архимеда. Выяснение условий плавания тел.

  • Строение твердых тел. Кристаллические и аморфные тела. Деформации твердых тел. Виды деформации. Упругость, пластичность, твердость.


Требования к уровню подготовки учащихся следующие:

На уровне запоминания

Называть:

  • физические величины и их условные обозначения: давление (p), объем (V), плотность (ρ), сила (F);

  • единицы перечисленных выше физических величин;

  • физические приборы: манометр, барометр;

  • значение нормального атмосферного давления.

Воспроизводить:

  • определения понятий: атмосферное давление, деформация, упругая деформация, пластическая деформация;

  • формулы: давления жидкости на дно и стенки сосуда; соотношения между силами, действующими на поршни гидравлической машины, и площадью поршней; выталкивающей силы;

  • законы: Паскаля, Архимеда;

  • условия плавания тел.

Описывать:

  • опыт Торричелли по измерению атмосферного давления;

  • опыт, доказывающий наличие выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость.

Распознавать:

  • различные виды деформации твердых тел.

На уровне понимания

Приводить примеры:

  • опытов, иллюстрирующих закон Паскаля;

  • опытов, доказывающих зависимость давления жидкости на дно и стенки сосуда от высоты столба жидкости и от ее плотности;

  • сообщающихся сосудов, используемых в быту, в технических устройствах;

  • различных видов деформации, проявляющихся в природе, в быту и в производстве.

Объяснять:

  • природу давления газа, его зависимость от температуры и объема на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества;

  • процесс передачи давления жидкостями и газами на основе их внутреннего строения;

  • независимость давления жидкости на одном и том же уровне от направления;

  • закон сообщающихся сосудов;

  • принцип действия гидравлической машины;

  • устройство и принцип действия: гидравлического пресса, ртутного барометра и барометра-анероида;

  • природу: атмосферного давления, выталкивающей силы и силы упругости;

  • плавание тел;

  • отличие кристаллических твердых тел от аморфных.

Выводить:

  • формулу соотношения между силами, действующими на поршни гидравлической машины, и площадью поршней.


На уровне применения в типичных ситуациях

Уметь:

  • измерять: давление жидкости на дно и стенки сосуда, атмосферное давление с помощью барометра-анероида;

  • экспериментально устанавливать: зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости и объема погруженной части тела, условия плавания тел.

Применять:

  • закон Паскаля к объяснению явлений, связанных с передачей давления жидкостями и газами;

  • формулы: для расчета давления газа на дно и стенки сосуда; соотношения между силами, действующими на поршни гидравлической машины, и площадью поршней; выталкивающей (архимедовой) силы к решению задач.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

Обобщать:

  • «золотое правило» механики на различные механизмы (гидравлическая машина).

Применять:

  • метод моделирования при построении дедуктивного вывода формул: давления жидкости на дно и стенки сосуда, выталкивающей (архимедовой) силы.

Исследовать:

  • условия плавания тел.




3. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (12 ЧАСОВ).


  • Тепловое движение. Температура и ее измерение. Шкала Цельсия. Абсолютный нуль. Внутренняя энергия тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Способы изменения внутренней энергии тела.

  • Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания. Первый закон термодинамики.

  • Различные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Влажность воздуха. Испарение. Конденсация. Кипение. Удельная теплота парообразования.



Требования к уровню подготовки учащихся следующие:

На уровне запоминания

Называть:

  • физические величины и их условные обозначения: температура (t, T), внутренняя энергия (U), количество теплоты (Q), удельная теплоемкость (c), удельная теплота сгорания топлива (q);

  • единицы перечисленных выше физических величин;

  • физические приборы: термометр, калориметр.

Использовать:

  • при описании явлений понятия: система, состояние системы, параметры состояния системы.

Воспроизводить:

  • определения понятий: тепловое движение, тепловое равновесие, внутренняя энергия, теплопередача, теплопроводность, конвекция, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота сгорания топлива;

  • формулы для расчета количества теплоты, необходимого для нагревания или выделяемого при охлаждении тела; количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива;

  • формулировку и формулу первого закона термодинамики.

Описывать:

  • опыты, иллюстрирующие: изменение внутренней энергии тела при совершении работы; явления теплопроводности, конвекции, излучения;

  • опыты, позволяющие ввести понятие удельной теплоемкости.

Различать:

  • способы теплопередачи.

На уровне понимания

Приводить примеры:

  • изменения внутренней энергии тела при совершении работы;

  • изменения внутренней энергии путем теплопередачи;

  • теплопроводности, конвекции, излучения в природе и в быту.

Объяснять:

  • особенность температуры как параметра состояния системы;

  • недостатки температурных шкал;

  • принцип построения шкалы Цельсия и абсолютной (термодинамической) шкалы температур;

  • механизм теплопроводности и конвекции;

  • физический смысл понятий: количество теплоты, удельная теплоемкость вещества; удельная теплота сгорания топлива;

  • причину того, что при смешивании горячей и холодной воды количество теплоты, отданное горячей водой, не равно количеству теплоты, полученному холодной водой;

  • причину того, что количество теплоты, выделившееся при сгорании топлива, не равно количеству теплоты, полученному при этом нагреваемым телом.

Доказывать:

  • что тела обладают внутренней энергией; внутренняя энергия зависит от температуры и массы тела, а также от его агрегатного состояния и не зависит от движения тела как целого и от его взаимодействия с другими телами.

На уровне применения в типичных ситуациях

Уметь:

  • переводить значение температуры из градусов Цельсия в кельвины и обратно;

  • пользоваться термометром;

  • экспериментально измерять: количество теплоты, полученное или отданное телом; удельную теплоемкость вещества.

Применять:

  • знания молекулярно-кинетической теории строения вещества к объяснению понятия внутренней энергии;

  • формулы для расчета: количества теплоты, полученного телом при нагревании и отданного при охлаждении; количества теплоты, выделяющегося при сгорании топлива, к решению задач.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

I уровень

Уметь:

  • учитывать явления теплопроводности, конвекции и излучения при решении простых бытовых проблем (сохранение тепла или холода, уменьшение или усиление конвекционных потоков, увеличение отражательной или поглощательной способности поверхностей);

  • выполнять экспериментальное исследование при использовании частично-поискового метода.

Обобщать:

  • знания о способах изменения внутренней энергии и видах теплопередачи.

Сравнивать:

  • способы изменения внутренней энергии;

  • виды теплопередачи.



4. ИЗМЕНЕНИЕ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЙ ВЕЩЕСТВА (6 ЧАСОВ).

  • Плавление и отвердевание. Температура плавления. Удельная теплота плавления.

  • Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Влажность воздуха. Измерение влажности воздуха.


Требования к уровню подготовки учащихся следующие:

На уровне запоминания

Называть:

  • физические величины и их условные обозначения: удельная теплота плавления (#l), удельная теплота парообразования (L), абсолютная влажность воздуха (#r), относительная влажность воздуха (#j);

  • единицы перечисленных выше физических величин;

  • физические приборы: термометр, гигрометр.

Воспроизводить:

  • определения понятий: плавление и кристаллизация, температура плавления (кристаллизации), удельная теплота плавления (кристаллизации), парообразование, испарение, кипение, конденсация, температура кипения (конденсации), удельная теплота парообразования (конденсации), насыщенный пар, абсолютная влажность воздуха, относительная влажность воздуха, точка росы;

  • формулы для расчета: количества теплоты, необходимого для плавления (кристаллизации); количества теплоты, необходимого для кипения (конденсации); относительной влажности воздуха;

  • графики зависимости температуры вещества от времени при нагревании (охлаждении), плавлении (кристаллизации), кипении (конденсации).

Описывать:

  • наблюдаемые явления превращения вещества из одного агрегатного состояния в другое.

На уровне понимания

Приводить примеры:

  • агрегатных превращений вещества.

Объяснять на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества и энергетических представлений:

  • процессы: плавления и отвердевания кристаллических тел, плавления и отвердевания аморфных тел, парообразования, испарения, кипения и конденсации;

  • понижение температуры жидкости при испарении.

Объяснять на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества:

  • зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, от рода жидкости, от движения воздуха над поверхностью жидкости;

  • образование насыщенного пара в закрытом сосуде;

  • зависимость давления насыщенного пара от температуры.

Объяснять:

  • графики зависимости температуры вещества от времени при его плавлении, кристаллизации, кипении и конденсации;

  • физический смысл понятий: удельная теплота плавления (кристаллизации), удельная теплота парообразования (конденсации).

На уровне применения в типичных ситуациях

Уметь:

  • строить график зависимости температуры тела от времени при нагревании, плавлении, кипении, конденсации, кристаллизации, охлаждении;

  • находить из графиков значения величин и выполнять необходимые расчеты;

  • определять по значению абсолютной влажности воздуха, выпадет ли роса при понижении температуры до определенного значения.

Применять:

  • формулы: для расчета количества теплоты, полученного телом при плавлении или отданного при кристаллизации; количества теплоты, полученного телом при кипении или отданного при конденсации; относительной влажности воздуха.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

Обобщать:

  • знания об агрегатных превращениях вещества и механизме их протекания;

  • знания об удельных величинах, характеризующих агрегатные превращения вещества (удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования).

Сравнивать:

  • удельную теплоту плавления (кристаллизации) и удельную теплоту кипения (конденсации) по графику зависимости температуры разных веществ от времени;

  • процессы испарения и кипения.



5. ТЕПЛОВЫЕ СВОЙСТВА ГАЗОВ, ЖИДКОСТЕЙ И ТВЕРДЫХ ТЕЛ (4 ЧАСА).

  • Зависимость давления газа данной массы от объема и температуры, объема газа данной массы от температуры. Применение газов в технике. Тепловое расширение жидкостей. Тепловое расширение твердых тел. ДВС. Паровая турбина. КПД тепловых двигателей.


Требования к уровню подготовки учащихся следующие:

На уровне запоминания

Называть:

  • физические величины и их условные обозначения: давление (p), объем (V), температура (T, t);

  • единицы этих физических величин: Па, м3, К, °С;

  • основные части любого теплового двигателя;

  • примерное значение КПД двигателя внутреннего сгорания и паровой турбины.

Воспроизводить:

  • формулы: линейного расширения твердых тел, КПД теплового двигателя;

  • определения понятий: тепловой двигатель, КПД теплового двигателя.

Описывать:

  • опыты, позволяющие установить законы идеального газа;

  • устройство двигателя внутреннего сгорания и паровой турбины.

На уровне понимания

Приводить примеры:

  • опытов, позволяющих установить для газа данной массы зависимость давления от объема при постоянной температуре, объема от температуры при постоянном давлении, давления от температуры при постоянном объеме;

  • учета в технике теплового расширения твердых тел;

  • теплового расширения твердых тел и жидкостей, наблюдаемого в природе и технике.

Объяснять:

  • газовые законы на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества;

  • принцип работы двигателя внутреннего сгорания и паровой турбины.

Понимать:

  • границы применимости газовых законов;

  • почему и как учитывают тепловое расширение в технике;

  • необходимость наличия холодильника в тепловом двигателе;

  • зависимость КПД теплового двигателя от температуры нагревателя и холодильника.

На уровне применения в типичных ситуациях

Уметь:

  • строить и читать графики изопроцессов в координатах p, V; V, T и p, T.

Применять:

  • формулы газовых законов к решению задач.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

Обобщать знания:

  • о газовых законах;

  • о тепловом расширении газов, жидкостей твердых тел;

  • о границах применимости физических законов;

  • о роли физической теории.

Сравнивать:

  • по графикам процессов изменения состояния идеального газа неизменные параметры состояния при двух изменяющихся параметрах.


6. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (6 ЧАСА).

  • Электрический заряд. Модель строения атома. Закон сохранения электрический заряд. Электрическое поле. Электрон. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Напряженность электрического поля. Закон Кулона.


Требования к уровню подготовки учащихся следующие:

На уровне запоминания

Называть:

  • физические величины и их условные обозначения: электрический заряд (q), напряженность электрического поля (E);

  • единицы этих физических величин: Кл, Н/Кл;

  • понятия: положительный и отрицательный электрический заряд, электрон, протон, нейтрон;

  • физические приборы и устройства: электроскоп, электрометр, электрофорная машина.

Воспроизводить:

  • определения понятий: электрическое взаимодействие, электризация тел, проводники и диэлектрики, положительный и отрицательный ион, электрическое поле, электрическая сила, напряженность электрического поля, линии напряженности электрического поля;

  • закон сохранения электрического заряда.

Описывать:

  • наблюдаемые электрические взаимодействия тел, электризацию тел;

  • модели строения простейших атомов.

На уровне понимания

Объяснять:

  • физические явления: взаимодействие наэлектризованных тел, явление электризации;

  • модели: строения простейших атомов, линий напряженности электрических полей;

  • принцип действия электроскопа и электрометра;

  • электрические особенности проводников и диэлектриков;

  • природу электрического заряда.

Понимать:

  • существование в природе противоположных электрических зарядов;

  • дискретность электрического заряда;

  • смысл закона сохранения электрического заряда, его фундаментальный характер;

  • объективность существования электрического поля;

  • векторный характер напряженности электрического поля (E).

На уровне применения в типичных ситуациях

Уметь:

  • анализировать наблюдаемые электростатические явления и объяснять причины их возникновения;

  • определять неизвестные величины, входящие в формулу напряженности электрического поля;

  • анализировать и строить картины линий напряженности электрического поля;

  • анализировать и строить модели атомов и ионов.

Применять:

  • знания по электростатике к анализу и объяснению явлений природы и техники.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

Уметь:

  • анализировать неизвестные ранее электрические явления;

  • применять полученные знания для объяснения неизвестных ранее явлений и процессов.

Обобщать:

  • результаты наблюдений и теоретических построений.


7. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК (13 ЧАСОВ).

  • Электрический ток. Гальванический элемент. Электрическая цепь. Сила тока. Амперметр. Напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Реостат. Вольтметр.

  • Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников. Смешанное соединение проводников.

  • Работа и мощность электрического тока. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца. КПД установки.


Требования к уровню подготовки учащихся следующие:

На уровне запоминания

Называть:

  • физические величины и их условные обозначения: сила тока (I), напряжение (U), электрическое сопротивление (R), удельное сопротивление (#r);

  • единицы перечисленных выше физических величин;

  • понятия: источник тока, электрическая цепь, действия электрического тока (тепловое, химическое, магнитное);

  • физические приборы и устройства: источники тока, элементы электрической цепи, гальванометр, амперметр, вольтметр, реостат, ваттметр.

Воспроизводить:

  • определения понятий: электрический ток, анод, катод, сила тока, напряжение, сопротивление, удельное сопротивление, последовательное и параллельное соединение проводников, работа и мощность электрического тока;

  • формулы: силы тока, напряжения и сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников; сопротивления проводника (через удельное сопротивление, длину и площадь поперечного сечения проводника); работы и мощности электрического тока;

  • законы: Ома для участка цепи. Джоуля-Ленца.

Описывать:

  • наблюдаемые действия электрического тока.

На уровне понимания

Объяснять:

  • условия существования электрического тока;

  • природу электрического тока в металлах;

  • явления, иллюстрирующие действия электрического тока (тепловое, магнитное, химическое);

  • последовательное и параллельное соединение проводников;

  • графики зависимости: силы тока от напряжения на концах проводника, силы тока от сопротивления проводника;

  • механизм нагревания металлического проводника при прохождении по нему электрического тока.

Понимать:

  • превращение внутренней энергии в электрическую в источниках тока;

  • природу химического действия электрического тока;

  • физический смысл электрического сопротивления проводника и удельного сопротивления;

  • способ подключения амперметра и вольтметра в электрическую цепь.

На уровне применения в типичных ситуациях

Уметь:

  • анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;

  • вычислять неизвестные величины, входящие в закон Ома и закон Джоуля-Ленца, в формулы последовательного и параллельного соединения проводников;

  • собирать электрические цепи;

  • пользоваться: измерительными приборами для определения силы тока в цепи и электрического напряжения, реостатом;

  • чертить схемы электрических цепей;

  • читать и строить графики зависимости: силы тока от напряжения на концах проводника и силы тока от сопротивления проводника.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

Уметь:

  • применять изученные законы и формулы к решению комбинированных задач.

Обобщать:

  • результаты наблюдений и теоретических построений.

Применять:

  • полученные знания для объяснения неизвестных ранее явлений и процессов.


8. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (6 ЧАСОВ)

  • Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Магнитное поле электрического тока. Магнитная индукция. Линии магнитной индукции. Применения магнитов и электромагнитов.

  • Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель постоянного тока.


Требования к уровню подготовки учащихся следующие

На уровне запоминания

Называть:

  • физическую величину и ее условное обозначение: магнитная индукция (B);

  • единицы этой физической величины;

  • физические устройства: электромагнит, электродвигатель.

Воспроизводить:

  • определения понятий: северный и южный магнитные полюсы, линии магнитной индукции, однородное магнитное поле;

  • правила: буравчика, левой руки;

  • формулы: модуля вектора магнитной индукции, силы Ампера.

Описывать:

  • наблюдаемые взаимодействия постоянных магнитов, проводников с током, магнитов и проводников с током;

  • фундаментальные физические опыты: Эрстеда, Ампера.

На уровне понимания

Объяснять:

  • физические явления: взаимодействие постоянных магнитов, проводников с током, магнитов и проводников с током;

  • смысл понятий: магнитное поле, линии магнитной индукции;

  • принцип действия и устройство: электродвигателя.

Понимать:

  • объективность существования магнитного поля;

  • взаимосвязь магнитного поля и электрического тока;

  • модельный характер линий магнитной индукции;

  • смысл гипотезы Ампера о взаимосвязи магнитного поля и движущихся электрических зарядов.

На уровне применения в типичных ситуациях

Уметь:

  • анализировать наблюдаемые электромагнитные явления и объяснять причины их возникновения;

  • определять неизвестные величины, входящие в формулы: модуля вектора магнитной индукции, силы Ампера;

  • определять направление: вектора магнитной индукции различных магнитных полей; силы, действующей на проводник с током в магнитном поле;

  • анализировать и строить картины линий индукции магнитного поля;

  • формулировать цель и гипотезу, составлять план экспериментальной работы;

  • выполнять самостоятельные наблюдения и эксперименты.

Применять:

  • знания по электромагнетизму к анализу и объяснению явлений природы.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

Уметь:

  • анализировать электромагнитные явления;

  • сравнивать: картины линий магнитной индукции различных полей; характер линий индукции магнитного поля и линий напряженности электрического поля;

  • обобщать результаты наблюдений и теоретических построений;

  • применять полученные знания для объяснения явлений и процессов.




ПОВТОРЕНИЕ МАТЕРИАЛА (3 ЧАСА).



Учебно-тематический план


ИЗУЧЕНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ ПО ЧЕТВЕРТЯМ

( 2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ, ВСЕГО 68 ЧАСОВ)



Четверть

Примерные сроки

Тема программы

Количество часов по программе

Количество лабораторных работ

Количество контрольных работ

I

СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ

Первоначальные сведения о строении вещества

Механические свойства жидкостей, газов и твердых тел

6




12





2





1

II

НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ

Тепловые явления

Изменение агрегатных состояний вещества

12


6

2

2


1

III

ЯНВАРЬ-МАРТ

Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел

Электрические явления

Электрический ток

4



6


11






6

1



1


1

IV

АПРЕЛЬ-МАЙ

Электрический ток

Электромагнитные явления

Повторение материала

2

6


3

1

4

1

1


1


Итого

с 01. 09 по 31. 05

8 тем

68

15

10







Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, волна, атом, атомное ядро.

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила давления, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;


  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца,

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, сети Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

  • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире.



Литература и средства обучения



  • Учебник: Физика 8.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ Н. С. Пурышева, Н. Е . Важеевская.-3-е изд., доп.-М.: Дрофа, 2012

  • Физика. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование/ Н. С. Пурышева, Н. Е . Важеевская.-М.: Дрофа, 2002

  • Физика. 8 класс: Рабочая тетрадь/ Н. С. Пурышева, Н. Е . Важеевская.-3-е изд., испр.-М.: Дрофа, 2007 г.

  • Физика. Контрольные и проверочные работы. 8 класс (авторы Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская, О. В. Лебедева).

  • Мультимедийное приложение к учебнику

  • Сборник задач по физике. 7-9 класс В. И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2002

  • Дидактические материалы по физике 8 класс: учебно-методическое пособие Марон А. Е., Марон Е. А. -3 изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005



Список наглядных пособий


Таблицы общего назначения


1. Международная система единиц (СИ).

2. Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц.

3. Физические постоянные.

4. Шкала электромагнитных волн.

5. Правила по технике безопасности при работе в кабинете физики.

6. Меры безопасности при постановке и проведении лабораторных работ по электричеству.

7. Порядок решения количественных задач.


Тематические таблицы


1. Глаз как оптическая система.

2. Оптические приборы.

3. Броуновское движение. Диффузия.

4. Поверхностное натяжение, капиллярность.

5. Строение атмосферы Земли.

6. Атмосферное давление.

7. Барометр-анероид.

8. Виды деформаций I.

9. Виды деформаций II.

10. Измерение температуры.

11. Внутренняя энергия.

12. Теплоизоляционные материалы.

13. Плавление, испарение, кипение.

14. Манометр.

15. Двигатель внутреннего сгорания.

16. Двигатель постоянного тока.

17. Траектория движения.

18. Относительность движения.

19. Второй закон Ньютона.

20. Реактивное движение.

21. Космический корабль «Восток».

22. Работа силы.

23. Механические волны.

24. Приборы магнитоэлектрической системы.

25. Схема гидроэлектростанции.

26. Трансформатор.

27. Передача и распределение электроэнергии.

28. Динамик. Микрофон.

29. Шкала электромагнитных волн.

30. Модели строения атома.

31. Схема опыта Резерфорда.

32. Цепная ядерная реакция.

33. Ядерный реактор.

34. Звезды.

35. Солнечная система.

36. Затмения.

37. Земля — планета Солнечной системы. Строение Солнца.

38. Луна.

39. Планеты земной группы.

40. Планеты-гиганты.

41. Малые тела Солнечной системы.


Комплект портретов для кабинета физики (папка с 20-ю портретами)


Электронные учебные издания


1. Физика. Библиотека наглядных пособий. 7—11 классы (под редакцией Н. К. Ханнанова).

2. Лабораторные работы по физике. 8 класс (виртуальная физическая лаборатория).











































Календарно-тематическое планирование


№ урока

Дата урока

Тема урока

Лабораторная работа

Контрольная работа

1


Развитие взглядов на строение вещества. Молекулы



2


Движение молекул. Диффузия



3


Взаимодействие молекул



4


Смачивание. Капиллярные явления



5


Строение газов, жидкостей и твердых тел



6


Обобщение и повторение



7


Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля



8


Давление в жидкости и газе



9


Сообщающиеся сосуды



10


Гидравлическая машина. Гидравлический пресс



11


Атмосферное давление



12


Действие жидкости и газа на погруженное в них тело



13



Л/р №1 «Измерение выталкивающей силы»


14



Л/р №2 «Изучение условий плавания тел»


15


Плавание судов. Воздухоплавание



16




К/р по теме: «Механические свойства жидкостей и газов»

17


Строение твердых тел. Кристаллические и аморфные тела



18


Деформация твердых тел. Виды деформации. Свойства твердых тел



19


Тепловое движение. Температура



20


Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии



21


Теплопроводность



22


Конвекция. Излучение



23


Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества



24



Л/р №3 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»


25


Решение задач



26



Л/р №4 «Измерение удельной теплоемкости вещества»


27


Удельная теплота сгорания топлива


Кратковременная к/р по материалу § 24

28


Первый закон термодинамики



29


Решение задач. Повторение и обобщение



30




К/р по теме «Тепловые явления»

31


Плавление и отвердевание кристаллических веществ



32


Решение задач



33


Испарение и конденсация



34


Кипение. Удельная теплота парообразования



35


Влажность воздуха. Решение задач



36




К/р по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

37


Связь между параметрами состояния газа. Применение газа в технике



38


Тепловое расширение твердых тел и жидкостей



39


Принципы работы тепловых двигателей. Двигатель внутреннего сгорания



40


Паровая турбина


Кратковременная к/р по теме «Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел»

41


Электрический заряд. Электрическое взаимодействие



42


Делимость электрического заряда. Строение атома



43


Электризация тел. Закон Кулона*



44


Понятие об электрическом поле. Линии напряженности электрического поля.



45


Электризация через влияние*. Проводники и диэлектрики



46




К/р по теме «Электрические явления»

47


Электрический ток. Источники тока



48


Действие электрического тока. Электрическая цепь



49


Сила тока. Амперметр

Л/р №5 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока на различных ее участках»


50


Электрическое напряжение. Вольтметр

Л/р №6 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»


51


Сопротивление проводника. Закон Ома для участка цепи



52



Л/р №7 «Измерение сопротивления проводника при помощи вольтметра и амперметра»


53


Расчет сопротивления проводника. Реостаты

Л/р №8 «Регулирование силы тока в цепи с помощью реостата»


54


Последовательное соединение проводников

Л/р №9 «Изучение последовательного соединения проводников»


55


Параллельное соединение проводников

Л/р №10 «Изучение параллельного соединения проводников»


56


Решение задач



57



Мощность электрического тока


Кратковременная к/р по материалу §52-55

58


Работа электрического тока. Закон Джоуля-Ленца

Л/р №11 «Измерение работы и мощности электрического тока»


59




К/р по теме «Электрический ток»

60


Постоянные магниты. Магнитное поле. Магнитное поле Земли



61


Магнитное поле электрического тока

Л/р №12 «Изучение магнитного поля постоянных магнитов»


62


Применение магнитов

Л/р №13 «Сборка электромагнита и его испытание»


63


Действие магнитного поля на проводник с током

Л/р №14 «Изучение действия магнитного поля на проводник с током»


64


Электродвигатель

л/р №15 «Изучение работы электродвигателя постоянного тока»


65




К/р по теме «Электромагнитные явления»

66


Повторение материала



67




Итоговая контрольная работа

68


Обобщение пройденного за 8 класс






Добавить комментарий