Рабочая программа ОПК (4 класс)

Пояснительная записка

Рабочая программа разрабатывается на основе следующих нормативных правовых документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 06.10.09. № 373; зарегистрированный Министерством юстиции России 22.12.09., регистрационный номер № 17785;

  • Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010

Основные требования к содержанию и структуре рабочей программы закреплены в документах:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Распоряжение комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих образовательные программы общего образования, на 2012/2013 учебный год» № 1023-р от 11.04.2012г.

  • В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 06.10.09. № 373; зарегистрированный Министерством юстиции России 22.12.09., регистрационный номер № 17785;

  • приказом Министерства образования Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», программы отдельных учебных предметов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения образовательной программы начального общего образования.

  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 г. N 74  о преподавании комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее ОРКСЭ) во всех субъектах РФ в 4-ых классах общеобразовательных учреждений.

Данная программа создана на основе авторской рабочей программы по Основам православной культуры А.А. Кураева (Просвещение, 2010), примерного планирования курса ОРКСЭ Министерства образования РФ и в соответствии с реализуемыми образовательными программами, заявленными в Уставе гимназии.

Цель курса – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи курса сформулированы в ФГОС и Программе. Обобщенно они сводятся к следующим:

  1. Формировать целостное восприятие мира, представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства.

  2. Способствовать целенаправленному включению обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной и религиозной традиции.

  3. Создавать условия для познавательной активности школьников, позитивной самостоятельной деятельности обучающихся.

  4. Способствовать нравственному, моральному и патриотическому воспитанию школьников на основе православной традиции.

  5. Познакомить с особенностями церковного искусства, основными сюжетами Ветхого Завета и Нового Завета, содержанием Евангелия.

Ожидаемые результаты освоения основ православной культуры должны отражать:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование православных ценностных ориентаций;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе в православном понимании;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

При изучении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагается интеграция с предметами «Литература», «Музыка», «История», «Изобразительное искусство» и развитие метапредметных умений и навыков.

Основные требования к результатам изучения курса

«Основы православной культуры» в 4 классе

Личностные

— осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства;

— развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно — исторического наследия России;

— знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;

— осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

— умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

— настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

— как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

Метапредметные

— развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;

— любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;

— умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;

Предметные

— развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;

— знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;

— умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории;

— приобщение к духовно — нравственным ценностям своего народа;

— усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;

— приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро — зло, правда — ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;

— формирование потребности в нравственном совершенствовании.

Преподавание курса «Основы православной культуры» в 4-х классах ведется с использованием учебно-методического комплекта (УМК, автор-составитель Т.А. Берсе-нева), который состоит из методического пособия и DVD-диска для учителя, а также рабочей тетради на печатной основе (две части) для учащихся.

Планирование соответствует Программе курса по Основам религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) модулю Основы православной культуры (ОПК) для начального и основного общего образования (А.Я.Данилюк), утвержденной Министерством образования РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования.

Разработанный УМК одобрен кафедрой социально-педагогического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и отделом религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии.

Основные методы работы с учебным материалом

  • Активизация учащихся на начало урока

«Ребята, попытайтесь определить, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?» – так звучит начало каждого урока. Для такой проблемной завязки урока на DVD диске имеются соответствующие презентации, видеосюжеты, песни, видеоклипы, которые смонтированы на слайде вводной части урока (кадр 1). После просмотра презентации учащиеся высказывают гипотезы о содержании урока (кадр 2) и пробуют сформулировать тему. После обсуждения в рабочей тетради записывается тема урока (кадр 3).

  • Рефлексия как заключительный этап урока

Каждый урок завершается рефлексией. Под рефлексией понимается выражение каждым учеником своих чувств и мыслей по теме урока. Формы рефлексии многообразны. На уроках наиболее часто используются две формы рефлексии.

1. В рабочих тетрадях в начале каждого урока изображена звездочка-индикатор, которая будет отображать отношение учащихся к содержанию занятия. По окончанию урока учитель просит закрасить звездочку тем цветом, который отражает реакцию ученика на прошедший урок. Шкала цветов проецируется на доску (последний кадр каждого занятия на DVD диске):

  • зеленый цвет – мне было интересно;

  • желтый – было интересно, но кое-что осталось непонятно;

  • красный – я с этим не согласен;

  • серый – было скучно.

2. Письменная рефлексия, которая проводится в конце урока и содержит, например, такие задания: «Что ты можешь рассказать дома о сегодняшнем уроке? Напиши опорные слова», «Что оказалось для тебя главным на уроке? Напишите это в нескольких предложениях» и т.д.

  • Методики активизации деятельности учащихся

Методика I: «Экспресс-опрос»

Экспресс-опрос (от англ. express – срочный, спешный) – письменный или устный опрос, состоящий из минимального числа закрытых вопросов. Учащимся выдается небольшой лист бумаги с клеевым краем (стикер). Задается вопрос, на который они кратко письменно отвечают. Например, на уроке по теме «Добро и зло в православной традиции» был задан вопрос: Зачем творить добро?

Методика II: «Синквейн»

Один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке и развития речи – это написание синквейна. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк», написанное в соответствии с определенными правилами.

  • Первая строка – заголовок, в который выносится ключевое слово (понятие, предмет, тема синквейна), выраженное в форме существительного.

  • Вторая строка – два прилагательных, которые дают описание признаков или свойств выбранного понятия и раскрывают его суть.

  • Третья строка – три глагола или деепричастия, описывающих характерные действия предмета.

  • Четвертая строка – фраза (предложение), несущая определенный смысл. Состоит из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора к тому, о чем говорится.

  • Пятая строка – одно слово-резюме, вывод, существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне. Это личное отношение автора к теме или понятию.

Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, высказывать своё мнение и кратно формулировать его. Количество слов минимально, но каждое слово несёт огромную информацию и эмоциональную окраску.

Педагоги по опыту работы видят пользу данной методики в следующем. Синквейн:

  • помогает пополнить словарный запас;

  • учит краткому пересказу;

  • учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль;

  • помогает самовыражению детей;

  • повышает интерес к занятиям, поскольку является процессом творческим;

  • способствует развитию речи и мышления;

  • облегчает процесс усвоения понятий и их содержания;

  • способствует развитию контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их);

  • получается практически у всех.

Содержание учебного предмета

Раздел 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Урок 1. Россия – наша Родина

Раздел 2. Основы православной культуры (28 часов)

Урок 2. Православие и культура

Урок 3. Библия и Евангелие

Урок 4. Сотворение мира

Урок 5. Православное учение о человеке

Урок 6. Господь Иисус Христос – Спаситель

Урок 7. Во что верят православные христиане

Урок 8. Добро и зло в православной традиции

Урок 9. Десять заповедей

Урок 10. Десять заповедей

Урок 11. Заповеди блаженств

Урок 12. Заповеди блаженств

Урок 13. Нагорная проповедь

Урок 14. Добродетели и грехи

Урок 15. Рождество Христово

Урок 16*. Православный Храм

Урок 17. Православные церковные Таинства

Урок 18. Совесть и раскаяние

Урок 19. Православная молитва

Урок 20. Почитание святых

Урок 21. Православные святыни и чудеса

Урок 22. Милосердие и сострадание

Урок 23. Православная семья

Урок 24. Отношения в семье: родители и дети

Урок 25. Православные и семейные праздники

Урок 26. Монастырь. Духовный подвиг

Урок 27. Христианское отношение к природе

Урок 28. Христианское отношение к труду

Урок 29**. Пасха

Раздел 3. Заключение. Подведение итогов изучения курса

Урок 30**. Защита Отечества

Уроки 31–34. Подготовка творческих проектов и выступления учащихся

Примечание. * Урок может быть дополнен посещением храма.

** Проведение уроков 29 и 30 надо планировать таким образом, чтобы они были максимально приближены к Дню Победы и Пасхе.

Тематическое планирование с определением основных видов деятельности

Дата (плановая)

Дата (фактическая)

урока

Тема урока

Страница учебника

Страница тетради (другого доп. источника)

5 сентября

сентябрь

1

Россия – наша Родина

А. Кураев. Основы православной культуры, урок 1, с. 4–5.

А. Мороз, Т. Берсенева. Добрые уроки-наставления, с. 238–241.

Рабочая тетрадь I часть,

с. 3

DVD-диск, урок 1

12 сентября

сентябрь

2

Православие и культура

А. Кураев. Основы православной культуры, урок 2 «Культура и религия», с. 6–7; урок 18, с. 58–61.

А. Мороз, Т. Берсенева. Добрые уроки-наставления, с. 241–243.

Рабочая тетрадь I часть,

с. 4-5

DVD-диск, урок 2

19 сентября

сентябрь

3

Библия и Евангелие

А. Кураев. Основы православной культуры, урок 5, с. 16–19.

А. Мороз, Т. Берсенева. Добрые уроки-наставления, с. 243–247.

Рабочая тетрадь I часть,

с. 6-7

DVD-диск, урок 3

26 сентября

сентябрь

4

Сотворение мира

А. Мороз, Т. Берсенева. Добрые уроки-наставления, с. 6–12.

О.О. Осадчая. Духовно-нравственная культура, с. 70–107.

Рабочая тетрадь I часть,

с. 8-10

DVD-диск, урок 4

3 октября

октябрь

5

Православное учение о человеке

А. Кураев. Основы православной культуры, урок 9, с. 32–35.

А. Мороз, Т. Берсенева. Добрые уроки-наставления, с. 12–23.

Рабочая тетрадь I часть,

с. 11-13

DVD-диск, урок 5

10 октября

октябрь

6

Господь Иисус Христос – Спаситель

А. Кураев. Основы православной культуры, урок 7, с. 24–27.

А. Мороз, Т. Берсенева. Добрые уроки-наставления, с. 23–35.

Рабочая тетрадь I часть,

с. 14-15

DVD-диск, урок 6

17 октября

октябрь

7

Во что верят православные христиане

А. Кураев. Основы православной культуры, урок 23, с. 72–75.

А. Мороз, Т. Берсенева. Добрые уроки-наставления, с. 133–151.

Рабочая тетрадь I часть,

с. 16-17

DVD-диск, урок 7

24 октября

октябрь

8

Добро и зло в православной традиции

А. Кураев. Основы православной культуры, урок 21, с. 68–69.

А. Мороз, Т. Берсенева. Добрые уроки-наставления, с. 38–43; 71–75.

Рабочая тетрадь I часть,

с. 18-19

DVD-диск, урок 8

31 октября

ноябрь

9

Десять заповедей

А. Кураев. Основы православной культуры, урок 11,с. 40–41.

А. Мороз, Т. Берсенева. Добрые уроки-наставления, с. 133–151.

Рабочая тетрадь I часть,

с. 20-22

DVD-диск, урок 9

14 ноября

ноябрь

10

Десять заповедей

А. Кураев. Основы православной культуры, урок 11,с. 40–41.

А. Мороз, Т. Берсенева. Добрые уроки-наставления, с. 133–151.

Рабочая тетрадь I часть,

с. 23-25

DVD-диск, урок 10

21 ноября

ноябрь

11

Заповеди блаженств

А. Кураев. Основы православной культуры, урок 20, с. 64–67.

А. Мороз, Т. Берсенева. Добрые уроки-наставления, с. 63–71.

Рабочая тетрадь I часть,

с.26-27

DVD-диск, урок 11

28 ноября

ноябрь

12

Заповеди блаженств

А. Кураев. Основы православной культуры, урок 20, с. 64–67.

А. Мороз, Т. Берсенева. Добрые уроки-наставления, с. 63–71.

Рабочая тетрадь I часть,

с. 28-30

DVD-диск, урок 12

5 декабря

декабрь

13

Нагорная проповедь

А. Кураев. Основы православной культуры, урок 13, с. 46–47.

А. Мороз, Т. Берсенева. Добрые уроки-наставления, с. 43–47, 82–84.

Рабочая тетрадь I часть,

с. 31-32

DVD-диск, урок 13

12 декабря

декабрь

14

Добродетели и грехи

А. Мороз, Т. Берсенева. Добрые уроки-наставления, с. 38–40, 71–73.

Рабочая тетрадь I часть,

с. 33-34

DVD-диск, урок 14

19 декабря

декабрь

15

Рождество Христово

Видеосюжет (1 мин. 37 сек.)

Рабочая тетрадь I часть,

с.35-36

DVD-диск, урок 15

26 декабря

декабрь

16

Православный Храм

А. Кураев. Основы православной культуры, урок 14, с. 48–51, урок 15, с. 52–55.

А. Мороз, Т. Берсенева. Добрые уроки-наставления, с. 35–37.

Рабочая тетрадь II часть, с. 3-4

DVD-диск, урок 16

9 января

январь

17

Православные церковные Таинства

А. Кураев. Основы православной культуры, урок 18 (Таинство Крещения), с. 58–60.

Рабочая тетрадь II часть, с. 5-7

DVD-диск, урок 17

16 января

январь

18

Совесть и раскаяние

А. Кураев. Основы православной культуры, урок 10 «Совесть и раскаяние», с. 36–39; урок 24 «Таинство Причастия», с. 76–79.

А. Мороз, Т. Берсенева. Добрые уроки-наставления, с. 91–93 «Таинство Исповеди и Святого Причащения».

Рабочая тетрадь II часть, с. 8-9

DVD-диск, урок 18

23 января

январь

19

Православная молитва

А. Кураев. Основы православной культуры, урок 4, с. 12–15.

А. Мороз, Т. Берсенева. Добрые уроки-наставления, с. 94–100.

Рабочая тетрадь II часть, с. 10

DVD-диск, урок 19

30 января

февраль

20

Почитание святых

А. Мороз, Т. Берсенева. Путь жизни — православный, глава II «Соль земли».

Рабочая тетрадь II часть, с.11-12

DVD-диск, урок 20

6 февраля

февраль

21

Православные святыни и чудеса

А. Кураев. Основы православной культуры, урок 22 «Чудо в жизни христианина», с. 70–71.

Рабочая тетрадь II часть, с. 13

DVD-диск, урок 21

13 февраля

февраль

22

Милосердие и сострадание

А. Кураев. Основы православной культуры, урок 12, с. 42–45.

А. Мороз, Т. Берсенева. Добрые уроки-наставления, с. 104–106.

Рабочая тетрадь II часть, с. 14

DVD-диск, урок 22

20 февраля

февраль

23

Православная семья

А. Кураев. Основы православной культуры, урок 27, с. 86–87.

А. Мороз, Т. Берсенева. Добрые уроки-наставления, с. 107–115.

Рабочая тетрадь II часть, с. 15-16

DVD-диск, урок 23

27 февраля

март

24

Отношения в семье: родители и дети

А. Мороз, Т. Берсенева. Добрые уроки-наставления, с. 115–120; 127–128.

Рабочая тетрадь II часть, с. 17-18

DVD-диск, урок 24

6 марта

март

25

Православные и семейные праздники

А. Мороз, Т. Берсенева. Добрые уроки-наставления, с. 120–128.

Рабочая тетрадь II часть, с. 19-20

DVD-диск, урок 25

13 марта

март

26

Монастырь. Духовный подвиг

А. Кураев. Основы православной культуры, урок 25, с. 80–83.

А. Мороз, Т. Берсенева. Добрые уроки-наставления, с. 128–131.

Рабочая тетрадь II часть, с. 21-22

DVD-диск, урок 26

20 марта

апрель

27

Христианское отношение к природе

А. Кураев. Основы православной культуры, урок 26, с. 84–85.

Рабочая тетрадь II часть, с. 23-24

DVD-диск, урок 27

3 апреля

апрель

28

Христианское отношение к труду

А. Кураев. Основы православной культуры, урок 29, с. 92–93.

А. Мороз, Т. Берсенева. Уроки добротолюбия, с. 86–91.

Рабочая тетрадь II часть, с. 25-27

DVD-диск, урок 28

10 апреля

апрель

29

Пасха

А. Кураев. Основы православной культуры, урок 8, с. 28–31.

А. Мороз, Т. Берсенева. Добрые уроки-наставления, с. 237.

Рабочая тетрадь II часть, с. 31-32

DVD-диск, урок 30

17 апреля

апрель

30

Защита Отечества

А. Кураев. Основы православной культуры, урок 28, с. 88–91.

А. Мороз, Т. Берсенева. Добрые уроки-наставления, с. 267.

А. Мороз, Т. Берсенева. Уроки добротолюбия, с. 41–46

Рабочая тетрадь II часть, с. 28-30

DVD-диск, урок 29

24 апреля

8, 15, 22 мая

апрель

май

31–34

Подготовка творческих проектов и выступления

Учебно-методическое и материально-техническое

обеспечение учебного предмета

  1. Кураев А.В. Основы православной культуры. – М.: Просвещение, 2010.

  2. Мороз А., священник, Берсенева Т., педагог. Добрые уроки-наставления: учеб. пособие к курсу «Основы православной культуры» для учащихся 4–5 классов. — СПб.: Сатисъ, 2013.

  3. Мороз А., священник, Берсенева Т., педагог. Путь жизни — православный: пособие в помощь учителю по самообразованию. — СПб.: Сатисъ, 2011.

  4. Осадчая О.О. Духовно-нравственная культура. — СПб.: Троицкая школа, 2007.

  5. Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры». 4 класс: методическое пособие к DVD-диску и рабочей тетради для учащихся общеобразовательных упреждений / Сост. Т.А. Берсенева. — СПб.: Сатисъ, 2013.

  6. Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры». 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. Часть I / Сост. Т.А. Берсенева. — СПб.: Сатисъ, 2013. — 40 с., ил.

  7. Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры». 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. Часть II / Сост. Т.А. Берсенева. — СПб.: Сатисъ, 2013. — 32 с., ил.

  8. DVD-диск / Сост. Т.А. Берсенева; оформление А.С. Григорьев; общ. ред. А.А. Мороз. — СПб.: Сатисъ, 2013.

  9. Использованные видеоматериалы: URL: http://zakonbozhiy.ru/

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *