Рабочая программа кружка «Юный натуралист»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Серебряноключевская СОШ» администрации муниципального

образования Киреевский район





УТВЕРЖДАЮ:

Директор МКОУ «Серебряноключевская СОШ»

_________________Г.Г.Мартина

От «___»_________________2013





Рабочая программа

кружка «Юный натуралист»




Годовое количество часов –35

Недельных часов –1









Учитель биологии Шкитина Ольга Вячеславовна







Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №__

от «__»____20__г.




2013 – 2014 учебный год






Пояснительная записка



Кружок «Юный натуралист» рассчитан на 1 ч в неделю (всего 35 ч)

Основная его цель – формирование у школьников чувства любви к природе, развитие познавательных интересов, эстетического вкуса, углубление и расширение знаний по биологии.

В процессе занятий в кружке учащиеся получают практические умения и навыки по уходу за комнатными растениями в разные времена года, учатся пересаживать, размножать комнатные растения, определять их болезни, вредителей, признаки недостатка различных химических веществ, осваивают методы борьбы с вредителями и болезнями, а также учатся работать со справочной литературой по цветоводству.

Одна из задач кружка – познакомить ребят с использованием целительных свойств комнатных растений, их применением в фитотерапии и для оздоровления и очищения своего жилища. А также познакомить кружковцев с комнатными растениями, оказывающими отрицательное влияние на здоровье человека и не рекомендуемые для разведения в жилых помещениях, ядовитыми комнатными растениями.

Также целью кружка является проведение практических работ по озеленению школы, уход за цветами в школе и использование знаний, умений и навыков, полученных в кружке для озеленения собственного жилища.

Занятия кружка предусматривают экскурсии, выступление с интересными сообщениями.





















КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


занятия

Тема занятия

Дата проведения занятия

1

Вводное занятие. Знакомство с планом работы, целями кружка. Ознакомление с разнообразием комнатных растений кабинета биологии.


2

История комнатного цветоводства. Значение комнатных растений в жизни человека (эстетическое, целебное и др.) Знакомство с литературой по комнатному цветоводству.


3

Особенности ухода за комнатными растениями в осенний период. Правила расположения растений в жилом помещении, их влияние на атмосферу в доме.


4

Практическое занятие: уход за комнатными растениями кабинета биологии и школы (полив, опрыскивание, рыхление).


5

Болезни и вредители комнатных растений, способы борьбы с ними.



6

Биологические методы борьбы с вредителями и болезнями комнатных цветов.


7

Практическое занятие: уход за цветами кабинета биологии, проведение борьбы с вредителями и болезнями.


8

Практическое занятие: паспортизация растений кабинета биологии.


9

Позитивное влияние комнатных растений на самочувствие.


10

Красивоцветущие комнатные растения (бегонии, глоксинии, герани, розы), их родина, биологические особенности, видовое разнообразие, требования к содержанию, целебные свойства (герань, бегония, азалия, хризантема, цикламен)


11

Сенполии (узамбарские фиалки), их родина, биологические особенности, разнообразие, требования к содержанию.


12

Практическое занятие: продолжение паспортизации, уход за комнатными растениями школы.


13

Особенности ухода за комнатными растениями в зимний период.


14

Кактусы, их родина, биологические особенности, разнообразие, требования к содержанию. Исцеляющие свойства кактусов.


15

Суккуленты, их родина, биологические особенности, разнообразие, содержание. Целебные свойства алоэ, коланхоэ, малочаев.


16

Практическое занятие: уход за растениями кабинета биологии и школы.


17

Цитрусовые, их родина, биологические особенности, разнообразие, требования к содержанию, целебные свойства комнатных цитрусовых.


18

Вьющиеся растения (лианы), биологические особенности, разнообразие, требования к содержанию.


19

Практическое занятие: уход за комнатными растениями кабинета биологии и школы (полив, опрыскивание)


20

Ампельные растения. Разнообразие видов, биологические особенности и требования к уходу, целебные свойства (традесканция, плющ, хлорофитум).


21

Сказания, легенды, мифы о комнатных растениях.


22

Практическое занятие: профилактический осмотр всех комнатных растений, проведение борьбы с вредителями и болезнями.


23

Практическое занятие: уход за комнатными растениями кабинета биологии и школы (полив, опрыскивание, рыхление).


24

Особенности ухода за комнатными цветами весной. Питание комнатных растений из почвы. Подкормки. Внешние признаки растений при недостатке различных химических элементов.


25

Правила пересадки комнатных растений. Требования к почве.


26

Практическое занятие: составление земляных смесей, пересадка, подкормка комнатных цветов.



27

Основные способы размножения комнатных растений.


28

Лилейные, амариллисовые, их родина, видовое разнообразие, биологические особенности, требования к уходу.


29

Целебные растения в комнате. Растения «врачи» и «вампиры».


30

Практическое занятие: пересадка, размножение, подкормка, полив и опрыскивание комнатных растений.


31

Ядовитые комнатные растения. Меры предосторожности.


32

Особенности ухода за комнатными цветами в летний период.


33

Занимательное занятие: «В мире комнатных цветов».


34

Практическое занятие: уход за растениями, подготовка их к летнему периоду.


35

Итоговое занятие кружка «Юный натуралист»

























УМЕНИЯ И НАВЫКИ



    • Определять названия комнатных цветов, правильно ухаживать за разными комнатными растениями в разные времена года, правильно пересаживать, размножать, поливать, опрыскивать, подкармливать, составлять почвенные смеси для пересадки цветов.

    • Правильно располагать растения в комнате в зависимости от требований к свету и температуре.

    • Определять самых распространенных вредителей и болезни.

    • Определять по внешнему виду растений недостаток в основных химических элементах.

    • Применять знания о целебных свойствах комнатных растений для поддержания своего здоровья.

    • Работать с дополнительной литературой по цветоводству.

    • Бороться с вредителями и болезнями разными способами.

    • Правильно размножать растения в жилых помещениях.

    • Использовать комнатные цветы для очищения и оздоровления атмосферы в доме.



























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Б.Н. Головкин «Энциклопедия комнатного цветоводства»

  2. Н.Н.Верзилин «Путешествие с комнатными цветами»

  3. В.А.Родина «Цветоводство»

  4. Е.Сербина «Комнатные растения»

  5. Р.А.Удалов «В мире кактусов»

  6. С.Березкина «Комнатные растения, позитивное влияние на самочувствие»

  7. С.Н. Приходько «Лечебница на подоконнике»

  8. Г.Б.Гортинский «Целебные растения в комнате»

  9. Д.А.Муравьева «Тропические и субтропические лекарственные растения»

  10. М.А.Кузнецова «Сказания и легенды о лекарственных растениях»

  11. Н.И.Клиновская «Комнатные растения в школе»

  12. В.И.Серпухова «Комнатные и балконные растения»

  13. А.Н.Семенова «Комнатные растения: друзья и враги»

  14. Л. Образцова «Комнатные растения – природная аптека»