МБОУ «Лукашевская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю.
И.о.директора школы: И.А.Монахова
«______» ______________ 2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ЛИТЕРАТУРЕ в 7 классе
на 2014 – 2015 уч.г.
Составлена на основе «Програмы по литературе для основной общеобразовательной школы» под ред.А.Г.Кутузова
УЧЕБНИК: Кутузов А.Г. «В мире литературы. 8 класс», М: ДРОФА, 2004
Учитель Ковалевская Н.А.,
педагог высшей категории
«СОГЛАСОВАНО»:
Зам. директора по УВР _________________________ (подпись, расшифровка) «___» ______________20 __г. |
п.Лукаши
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На освоение учебной программы по литературе учащимися 8 класса в учебном плане школы отведено всего 68 часов, по 2 часа в неделю.
«Программа по литературе для основной общеобразовательной школы» под ред.А.Г.Кутузова реализует концепцию литературного образования с опорой на творческую деятельность. Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе. Помимо обязательной части учебного курса программа имеет вариативную составляющую содержания образования. Появление профильного уровня в данной программе обусловлено не только расширением круга авторов и произведений, но и освоением учащимися разнообразных форм и приемов работы с художественными текстами, видов творческой деятельности.
Под литературным образованием понимается освоение литературы как искусства слова. Литературное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности.
В соответствии с этим целью литературного образования становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы. К их числу можно отнести:
— освоение текстов художественных произведений;
— формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
— осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;
— формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
— формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
— формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
— формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
— формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и интерпретации литературно-художественных произведений;
— освоение историко-литературных сведений, обеспечивающих адекватное и полноценное понимание художественного произведения.
Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема — базовое понятие:
5 класс — жанры;
6 класс — роды и жанры,
7 класс — характер — герой — образ,
8 класс — литература и традиция,
9 класс — автор — образ — читатель,
10-11 классы — художественный мир писателя.
Базовые теоретико-литературные понятия, формирующиеся в каждом из классов, не противоречат традиционной системе. Разница заключается в том, что при ранее сложившейся системе, соответствуя логике развития подростка и юноши, формирование Теоретико-.литературных понятий идет вслед за школьником. Предлагаемая же в данной программе система направлена на формирование читательской квалификации, она не исключает логику возрастного литературного развития, а, опираясь на нее, формирует основы эстетического подхода к искусству слова.
Система теоретико-литературных понятий — неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культурного читателя. Это не значит, что художественное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие. Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, личностно-значимый потенциал и включенность в сферу читательских интересов учащихся. Вместе с тем всякое художественное произведение имеет двойную ориентацию
— на читателя и на культурную (литературную) традицию, поэтому выведение базовых теоретико-литературных понятий в качестве структурообразующего элемента кажется не только возможным, но и обязательным. Именно они обеспечивают литературное образование.
Программа определяет практическую направленность обучения в каждом классе:
У класс — переход от литературного чтения к изучению литературы;
УI—IХ классы — изучение литературы как искусства слова;
Х—ХI классы — изучение литературы в историко-культурном и историко-функциональном аспектах.
Названия курсов У—IХ классов (например, «Фольклор и литература», «Миф — фольклор — литература») определяют размещение авторов и произведений по годам обучения, направленность изучения произведений, включенных в курс каждого класса; обеспечивают в целом последовательное формирование читателя-школьника, его включение в эстетическую деятельность.
В Х—ХI классах происходит освоение художественного мира писателя, В программе последовательно реализован принцип историзма в изучении предмета, который предполагает не только историко-генетическое, но и историко-функциональное рассмотрение художественного произведения.
Учебные цели изучения предмета более конкретны и охватывают деятельность учащихся на каждом этапе литературного развития:
У—УIII классы — обучение эстетическому анализу в различных аспектах
IХ класс — интерпретация текстов;
Х—ХI классы — освоение художественного мира писателя в историко-культурном и историко-функциональном аспектах.
Историко-функциональный подход позволяет преодолеть «издержки» историко-генетического изучения художественного произведения, размыкает рамки «малого времени бытия текста и позволяет ученику вступить в диалог с автором и профессиональными читателями (критиками и литературоведами). Тем самым преодолевается отчужденность, закрытость классического произведения от современного читателя, оно включается в сферу читательских интересов школьников.
Необходимо отметить, что в программе помимо произведений русской классики достаточно широко представлены произведения мировой литературы, расширен жанровый спектр литературы, так как формальная и содержательная специфика родной литературы может быть понята только на широком культурном фоне.
Значительное место в программе занимают разделы «Мифы» и «Фольклор», без которых невозможно увидеть генезис культурных и ментальных традициий. Введен сквозной курс «Духовная литература», представляющий одну из важнейших пограничных областей искусства слова.
В программе не введено понятие «Развитие связной речи учащихся». Речевое развитие — психологический процесс. На всех уроках идет последовательное речевое развитие, т. е. формирование навыков слушания, говорения, чтения, письма.
Работа учителя и учащихся в этом направлении обозначена в таких разделах программы, как «Творческая мастерская» и «Творческий практикум». Именно в них намечена технология освоения предмета, которая целенаправленно осуществлена в учебниках «В мире литературы», созданных авторами программы.
Рассматривая литературное образование как единство трех компонентов: творчество — сотворчество — знания и умения, составители настоящей программы предлагают систему коммуникативно-творческих работ, реализованную в учебниках.
Руководство самостоятельным чтением учащихся осуществляется через систему «Библиотечных уроков», списки самостоятельного чтения можно найти в разделах «Советы библиотеки». В «Творческих практикумах» предложены возможные варианты заданий разного характера, которые могут быть предложены ученику. При этом у учителя и учеников всегда есть возможность выбрать задания. Таким образом, можно сказать, что программа не только конкретизирует содержание предметных тем, но и задает технологию их освоения.
Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у учащихся следующих основных умений:
— владение техникой грамотного и осмысленного чтения;
— владение умениями выразительного чтения;
— восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства в его причинно-следственных связях;
— умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям ли событиям, к читателю;
— умение выделять этическую, социально-историческую и нравственно-философскую проблематику произведения;
— умение определять жанрово-родовую природу произведения как воплощение историко-культурного развития искусства слова;
— умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
— умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее (интерпретация произведения в контексте художественной культуры и традиции);
—умение грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;
— умение выполнять письменные работы различных жанров, в том числе творческого характера;
— умение выполнять элементарные исследовательские работы, грамотно презентовать и оформлять исследовательские результаты (профильный уровень).
Последовательное формирование умений идет на протяжении всех лет обучения.
На освоение содержания программы федеральным базисным учебным планом отведено:
У-VIII классы — 2 часа в неделю, т. е. 68 часов в год;
IХ класс — З часа в неделю, т. е. 105 часов в год;
Х—ХI классы (базовый уровень) — З часа в неделю, т. е. 105 часов в год
Х—XI классы (профильный уровень) — 5 часов в неделю, т. е. 175 часов в год.
Программа составлена таким образом, что она задает лишь последовательность изучения тем и разделов курса, их распределение по годам обучения. Количество часов, отводимых на изучение каждого раздела, учитель определяет сам, ориентируясь на специфику конкретного класса, его образовательных потребностей и возможностей.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение
Понятие о традиции в культуре и литературе. Традиция и развитие литературы. Первоначальное понятие о новаторстве в искусстве.
Русские народные сказки и сказка Пушкина «О царе Салтане…» «Вечная жизнь» как художественная метафора и реальность. Понятия живая традиция и «вечная тема».
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ ТРАДИЦИИ
«Повесть временных лет». Традиции и жанры. Летопись и «Песня о вещем Олеге» А.С. Пушкина.
«Слово о полку Игореве». Историческая основа и сюжет. Система образов. Образ Русской земли и автора. «Слово…» и фольклор. Значение «Слова…» для судеб русской литературы.
Творческая мастерская.
Жизнь произведения в культуре другого времени (//. А. Бунин. «К о в ы л ь»; И. Северянин. «Игорь и Ярославна»).
Сравнение поэтических переводов или поиски скрытого цитирования (М. А. Волошин. «Гроз а»).
ДУХОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ ТРАДИЦИИ
«Поучение Владимира Мономаха».
«Письмо преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к превосходительной NN». Жанр поучения в духовной литературе.
Оптина пустынь и русская литература.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ ТРАДИЦИИ
Начальное представление о культурных эпохах и литературных направлениях. Общечеловеческое в литературе. Сонет как литературный жанр.
Данте Алигьери. Сонет XLIX (из книги «Новая жизнь»); Ф. Петрарка. Сонет CCLVII (из «Книги песен на жизнь мадонны Лауры»); У. Шекспир. Сонет XXIII («Как на подмостках жалкий лицедей…»).
А. С. Пушкин. Сонет. Начальное представление о взаимовлиянии национальных литературных традиций.
Творческая мастерская. Как сделан сонет.
Творческий практикум. Западноевропейский сонет в русских переводах (сонет LXVI У. Шекспира в переводах С. Маршака и Б. Пастернака).
Катулл. «Н е т, ни одна средь женщин…». Лаконизм образов и напряженность чувств.
Данте Алигьери. «Божественная комедия» (отрывки) как поэма восхождения к совершенству. Трехчастная композиция. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий, Данте и Беатриче.
У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». «Вечные образы и проблемы» в трагедии. Тема, сюжет, жанр, образы главных героев. Основной конфликт.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА И ЕЕ ТРАДИЦИИ
Традиции древнерусской, античной и зарубежной литературы в новой русской литературе XVIII века. Понятие о влиянии литератур.
Д. И. Фонвизин. «Н е д о р о с л ь». Основные характеры. Драматургический конфликт. Особенности композиции. Способы создания комического эффекта. Отражение в комедии идей XVIII века. Значение комедии для современников и последующих поколений.
Р. Державин. «Осень во время осады Очакова» (отрывок), «Снигирь». Понятие о философской лирике. Духовный мир человека XVIII века. «Высокая» и «низкая» лексика. Аллегория, олицетворение. Ода как жанр.
Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Изменение взгляда на человека в литературе XVIII века. Основа конфликта. Характеры главных героев. Демократизм повести. Представление о сентиментализме. Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» в русской литературе.
А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (отрывок). Жанр путешествия как форма панорамного изображения жизни. Нравственно-социальная проблематика. Автор на страницах «Путешествия…».
Творческая мастерская.
Традиции и новаторство произведений XVIII века.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА И ЕЕ ТРАДИЦИИ
Романтические традиции в литературе. Романтизм и романтический герой.
А. С. Пушкин. «Братья разбойники» как романтическая поэма. Образ главного героя.
М. Ю.Лермонтов. «Мцыри». Развитие литературной традиции романтической поэмы. Образ главного героя. Пейзаж и его функции. Своеобразие композиции.
Е.А.Баратынский. «Водопад», «Чудный град порой сольется…»; Ф. И. Тютчев. «С поляны коршун поднял-с я…»; А. А. Фет. «В е ч е р», «У ч и с ь у них — у дуба, у березы…». Романтические традиции в русской лирике.
Творческая мастерская.
Традиции в создании образа романтического героя.
Э. Т. А. Гофман. «Щ е л к у н ч и к» как романтическое произведение. Основной конфликт и его разрешение. Гофман и русская культура.
Дж. Г. Байрон. «К о р с а р» как романтическая поэма. Образ «байронического героя». Своеобразие композиции. Байрон и русская литература.
РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В ЛИТЕРАТУРЕ
А. С. Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Предисловие «От издателя» и его художественные функции. «Станционный смотритель». Образ и тема «маленького человека». Автор и рассказчик.
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Человек в русской литературе XIX века. Проблема нравственного долга, верности и чести. Две России. Тема «русского бунта». Автор, герой, рассказчик. Композиция и система образов. Особенности повествовательной манеры. Реализм романа.
И. В. Гоголь. «Ш и н е л ь». Человек и государство. Гуманистический пафос произведения. Традиции и новаторство в изображении образа «маленького человека». Человек, лицо и вещь в художественном мире Гоголя.
И. С. Тургенев. «А с я». Проблема счастья в повести. Автор и рассказчик. Образ «тургеневской девушки». Лиризм повести. Злободневное и вечное в повести.
Ф. М. Достоевский. «Белые ночи». Русская действительность в художественном мире повести. Нравственно-философская проблематика. Утверждение самоценности человеческой личности.
Н.А.Некрасов. «Тройка», «Внимая ужасам войны…». Социальное и общечеловеческое в русской лирике. Демократизм поэзии Некрасова.
Творческая мастерская. Реалистические традиции в поэзии и прозе XIX века. Библиотечный урок (одно произведение по выбору). О. де Бальзак. «Г о б с е к». Образ главного героя. Тема власти денег в повести.
Ги де Мопассан. «О ж е р е л ь е». Реалистические традиции в европейской литературе. Взаимовлияние литератур. Творческий практикум.
Сочинение-рассуждение «Борьба чувства и долга в литературном произведении».
Сочинение-характеристика «Герой реалистического произведения^. Сочинение-рассуждение или дискуссия «Злободневное и вечное в произведении».
Мини-исследование «Общие сюжетные мотивы в художественном произведении».
Советы библиотеки.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА И ЕЕ ТРАДИЦИИ
М. Горький. «Старуха Изергиль», «Ч е л каш». Романтические традиции в рассказе: новое в образе героя, конфликте, стиле.
А. И. Куприн. «Г а м б р и н у с». Сюжет как средство характеристики героя. Контраст внешнего и внутреннего состояния героя. Антитеза. Первое представление о неоромантическом герое.
А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Романтические и реалистические традиции в произведении. Роль метафоры. Особенность портрета.
A. Т. Твардовский. Из «Автобиографии», «Василий Теркин» («От автора», «Переправа», «Гармонь», «Бой в болоте», «Смерть и воин»). Реалистические традиции. Романтическое и реалистическое в изображении войны. Человек на войне. Обобщенный образ героя. Национальный характер в литературе. Фольклорная основа, свободный сюжет. Особенности жанра.
B. М. Шукшин. «Дядя Ермолай», «Стенька Разин». Традиции реализма. Образ «маленького человека». Смысл жизни и назначение человека. Герой-правдоискатель. «Открытый» финал как художественный прием.
Творческая мастерская.
Традиции в создании образа героя романтического и реалистического произведения.
А. С. Грин. «Алые паруса». Повесть и феерия. Художественный символ. Сказочное и реальное в повести. Чистота и возвышенность чувств, лиризм повести.
А. де Сент-Экзюпери. «М аленький прин ц». Развитие романтических традиций в европейской литературе. Идеал и реальность в философской повести-сказке.
М. Карим. «Бессмертие» (отрывок). Близость образов героев в литературе разных народов.
Р. Бах. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Жанр произведения. Евангельские и сказочные мотивы, особенности композиции. Читательская интерпретация.
Творческий практикум.
Интерпретация или презентация самостоятельно прочитанного рассказа писателя XX века.
Советы библиотеки.
Итоговая читательская конференция. Роль традиции в развитии литературы.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ и вид урока |
Тема |
|
Стр. |
Контроль знаний |
|
1четвер. 01.09 |
ВВОДНЫЕ УРОКИ |
||||
1 |
Литература и традиция. |
Понятие о традиции в культуре и литературе. Традиция и развитие литературы. Первоначальное понятие о новаторстве в искусстве. Понятия живая традиция и «вечная тема». |
|
Умение писать краткий конспект. Знание теории литературы |
|
03.09 |
2 |
Фольклорные традиции в литературе |
Творческий практикум. исследование: традиции и новаторство в русской народной сказке и сказках А.Пушкина |
|
Умение найти дополнительную информацию |
|
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ ТРАДИЦИИ |
|
|||
08.09 |
3 |
«Повесть временных лет» |
Традиции и жанры. Летопись и «Песня о вещем Олеге» А.С. Пушкина. |
|
Умение проводить мини-исследование, пересказывать |
10.09 |
4 |
«Слово о полку Игореве». Историческая основа и сюжет. |
«Вечная жизнь» как художественная метафора и реальность. |
|
Умение внимательно читать произведение. Тест |
15.09 |
5 |
Система образов. |
«Слово…» и фольклор. |
|
Умение использовать план характеристики героя |
17.09 |
6 |
Образ Русской земли. Роль автора. |
Значение «Слова…» для судеб русской литературы. |
|
Умение находить ИЗО-средства |
22.09 |
7
|
Жизнь произведения в культуре другого времени |
Творческая мастерская. (И. А. Бунин. «К о в ы л ь»; И. Северянин. «Игорь и Ярославна», Н.Заболоцкий «Плач Ярославны» |
|
Поэтическое слово наизусть выразительно |
|
ДУХОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ ТРАДИЦИИ |
|
|||
24.09
|
8 |
«Поучение Владимира Мономаха». |
Жанр поучения в духовной литературе. |
|
Умение выбрать главное в тексте |
29.09 |
9 |
«Письмо преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к превосходительной NN». |
Оптина пустынь и русская литература.
|
|
Самостоятельность домашнего чтения. Умение аргументировать ответ |
|
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ ТРАДИЦИИ |
|
|||
01.10 |
10 |
Общечеловеческое в литературе. Сонет как литературный жанр. |
Начальное представление о культурных эпохах и литературных направлениях. Данте Алигьери. Сонет XLIX (из книги «Новая жизнь»); Ф. Петрарка. Сонет CCLVII (из «Книги песен на жизнь мадонны Лауры»); У. Шекспир. Сонет XXIII («Как на подмостках жалкий лицедей…»). |
|
Умение составить викторину по тексту произведения |
06.10 |
11 |
А. С. Пушкин. Сонет.
|
Начальное представление о взаимовлиянии национальных литературных традиций. Творческая мастерская: как сделан сонет. |
|
Самостоятельное поэтическое творчество |
09.10 |
12 |
Катулл. «Н е т, ни одна средь жен щин…». |
Лаконизм образов и напряженность чувств. |
|
Умение охарактеризовать литературные приёмы автора |
13.10 |
13 |
Данте Алигьери. «Божественная комедия» (отрывки) |
Трехчастная композиция. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий, Данте и Беатриче. |
|
Умение использовать план характеристики героя |
16.10 |
14 |
У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». |
Тема, сюжет, жанр. |
|
Самостоятельность домашнего чтения. Умение аргументировать ответ |
20.10 |
15 |
Образы главных героев. Основной конфликт |
«Вечные образы и проблемы» в трагедии. |
|
Умение внимательно читать произведение. Тест |
23.10 |
16 |
Обсуждение просмотренного спектакля |
«Инструменты» театра и литературы |
|
Умение составить развёрнутый ответ по данным вопросам |
|
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА И ЕЕ ТРАДИЦИИ |
|
|||
27.10 |
17 |
Традиции древнерусской, античной и зарубежной литературы в новой русской литературе XVIII века. |
Понятие о влиянии литератур. |
|
Умение писать конспект. |
29.10 |
18 |
Д. И. Фонвизин. «Недоросль». |
Основные характеры. Драматургический конфликт. Особенности композиции. |
|
Умение аргументировать ответ |
2четв. 12.11
|
19 |
Способы создания комического эффекта. |
Отражение в комедии идей XVIII века. |
|
Умение вести дискуссию по проблемным вопросам |
17.11 |
20 |
Значение комедии для современников и последующих поколений |
Самостоятельное рассуждение на литературные темы |
|
Привлечение дополнительных источников |
19.11 |
21 |
Р. Державин. «Осень во время осады Очакова» (отрывок), «Снегирь». |
Понятие о философской лирике. Духовный мир человека XVIII века. «Высокая» и «низкая» лексика. Аллегория, олицетворение. Ода как жанр. |
|
Умение писать конспект. Умение находить ИЗО-средства |
24.11 |
22 |
Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Основа конфликта. |
Представление о сентиментализме. Изменение взгляда на человека в литературе XVIII века. |
|
Умение использовать данный план характеристики героя |
26.11 |
23 |
Характеры главных героев. Демократизм повести. |
Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» в русской литературе. |
|
Умение использовать план характеристики героя |
01.12 |
24 |
А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (отрывок). |
Жанр путешествия как форма панорамного изображения жизни. Нравственно-социальная проблематика. |
|
|
03.12 |
25 |
Автор на страницах «Путешествия…». |
Творческий практикум.
|
|
Создание литературной стилизации |
|
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА И ЕЕ ТРАДИЦИИ |
|
|||
08.12 |
26 |
А. С. Пушкин. «Братья разбойники» как романтическая поэма. Образ главного героя. |
Романтические традиции в литературе. Романтизм и романтический герой. |
|
Умение сравнивать литературное произведение и его основу Умение аргументировать ответ |
10.12 |
27 |
М. Ю.Лермонтов. «Мцыри». |
Развитие литературной традиции романтической поэмы. |
|
Умение составить тезисный план произведения |
15.12 |
28 |
Образ главного героя. |
Свободолюбивые мотивы в творчестве М.Лермонтова |
|
Умение аргументировать ответ, писать сочинение-рассуждение |
17.12 |
29 |
Пейзаж и его функции. Своеобразие композиции. |
Образ автора в проищзведении |
|
Умение составить проблемные вопросы по произведению |
22.12 |
30 |
Романтические традиции в русской лирике |
Е.А.Баратынский. «Водопад», «Чудный град порой сольется…»; Ф. И. Тютчев. «С поляны коршун поднял-с я…»; А. А. Фет. «Вечер», «Учись у них — у дуба, у б резы…». |
|
Выразительное чтение лирического произведения |
24.12 |
31 |
Э. Т. А. Гофман. «Щелкунчик» как романтическое произведение. |
Гофман и русская культура. |
|
Умение использовать план характеристики героя |
29.12 |
32 |
Основной конфликт и его разрешение. |
|
|
Умение составить проблемные вопросы по произведению |
3четв. 12.01
|
33 |
Дж. Г. Байрон. «Корсар» как романтическая поэма. |
Образ «байронического героя». Своеобразие композиции. Байрон и русская литература |
|
Умение обобщать и анализировать |
|
РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В ЛИТЕРАТУРЕ |
|
|||
14.01 |
34 |
А. С. Пушкин. «Станционный смотритель». |
Система образов. Основной конфликт «отцы и дети». Автор и рассказчик. |
|
Понимание и знание текста. Умение использовать данный план характеристики героя |
19.01 |
35 |
Нравственные традиции русской литературы |
Образ и тема «маленького человека». |
|
Умение найти дополнительную информацию |
21.01 |
36 |
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». |
Человек в русской литературе XIX века. Композиция и система образов. |
|
Умение составить сообщение на заданную тему |
26.01 |
37 |
Проблема нравственного долга, верности и чести. |
Автор, герой, рассказчик. |
|
Самостоятельность домашнего чтения |
28.01 |
38 |
Две России. Тема «русского бунта». |
Особенности повествовательной манеры. Реализм романа |
|
Умение составить сообщение на заданную тему |
02.02 |
39 р.р. |
Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина |
Характеристика литературных героев-антиподов |
|
Умение написать сочинение-рассуждение на литературную тему |
04.02 |
40 |
И. В. Гоголь. «Шинель». Человек и государство. |
Традиции и новаторство в изображении образа «маленького человека». |
|
Умение использовать план характеристики героя |
09.02 |
41 |
Человек, лицо и вещь в художественном мире Гоголя. |
Гуманистический пафос произведения. |
|
|
11.02 |
42 |
И. С. Тургенев. «Ася». Проблема счастья в повести. |
Образ «тургеневской девушки». Лиризм повести. Борьба чувства и долга в литературном произведении |
|
Умение находить ИЗО-средства, аргументировать ответ |
16.02 |
43 |
Злободневное и вечное в повести. |
Автор и рассказчик. |
|
Умение аргументировать проблему, заданную в теме |
18.02 |
44 |
Ф. М. Достоевский. «Белые ночи». |
Русская действительность в художественном мире повести. Нравственно-философская проблематика. Утверждение самоценности человеческой личности. |
|
Умение оценить достоверность иллюстрации к произведению |
25.02 |
45 |
Н.А.Некрасов. «Тройка», «Внимая ужасам войны…». |
Социальное и общечеловеческое в русской лирике. Демократизм поэзии Некрасова. |
|
Умение творчески подходить к заданию |
02.03 |
46 |
О. де Бальзак. «Гобсек». |
Образ главного героя. Тема власти денег в повести. |
|
Умение использовать план характеристики героя |
|
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА И ЕЕ ТРАДИЦИИ |
|
|||
04.03 |
47 |
М. Горький «Старуха Изергиль» |
Конфликт «старого и нового века» в представлении старухи Изергиль |
|
Умение внимательно читать произведение. Тест |
11.03 |
48 |
М. Горький «Челкаш». |
Романтические традиции в рассказе: новое в образе героя, конфликте, стиле. |
|
Умение находить ИЗО-средства, аргументировать ответ |
16.03 |
49 |
А. И. Куприн. «Гамбринус». |
Первое представление о неоромантическом герое.Сюжет как средство характеристики героя. |
|
Умение аргументировать ответ, опираясь на текст произведения |
18.03 |
50 |
Контраст внешнего и внутреннего состояния героя. Антитеза. |
Истинные и ложные ценности |
|
Умение вести дискуссию по проблемным вопросам |
23.03 |
51 |
А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». |
Романтические и реалистические традиции в произведении. |
|
Умение писать конспект |
4 четв.
|
52 |
Роль метафоры. Особенность портрета. |
Литературно-теоретические понятия в рассказе |
|
Знание теории литературы |
|
53 |
A. Т. Твардовский «Василий Теркин». Реалистические традиции. Обобщенный образ героя. |
A. Т. Твардовский. Из «Автобиографии». Главы «От автора», «Переправа», «Гармонь», «Бой в болоте», «Смерть и воин». Романтическое и реалистическое в изображении войны. Человек на войне. |
|
Умение составить сообщение на заданную тему |
|
54 р.р. |
Национальный характер в литературе. |
Фольклорная основа, свободный сюжет. Особенности жанра. |
|
Умение аргументировать ответ, писать сочинение-рассуждение |
|
55 |
B. М. Шукшин. «Дядя Ермолай», Герой-правдоискатель. |
Традиции реализма. Образ «маленького человека». |
|
Умение использовать план характеристики героя |
|
56 |
B. М. Шукшин «Стенька Разин». |
«Открытый» финал как художественный прием. |
|
Умение найти дополнительную информацию |
|
57 р.р. |
Смысл жизни и назначение человека. |
Творческий практикум |
|
Умение аргументировать ответ, писать сочинение-рассуждение |
|
58 |
А. С. Грин. «Алые паруса». Повесть и феерия. |
Художественный символ. Сказочное и реальное в повести. |
|
Умение творчески подходить к заданию |
|
59 |
Чистота и возвышенность чувств, лиризм повести. |
Нравственные традиции в русской литературе |
|
Умение найти дополнительную информацию |
|
60 |
А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». |
Развитие романтических традиций в европейской литературе. |
|
Умение применять полученные знания по теории |
|
61 |
Идеал и реальность в философской повести-сказке. |
Система нравственных ценностей в литературе |
|
Умение составить сообщение на заданную тему |
|
62 |
Р. Бах. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». |
Жанр произведения. Евангельские и сказочные мотивы, |
|
Умение найти дополнительную информацию |
|
63 |
Тема добра и гуманизма |
Читательская интерпретация. Особенности композиции. |
|
Применение полученных знаний по теории литературы |
|
64-66 |
Презентация самостоятельно прочитанного рассказа писателя XX века. |
Аннотация к произведению. Тема, основная мысль, проблематика, система образов. Литературные особенности произведения |
|
Самостоятельность домашнего чтения. Умение находить ИЗО-средства |
|
67 |
Итоговая контрольная работа |
Административный контроль |
|
Знание творческого и практического материала курса |
|
68 |
Читательская конференция «Традиции в литературе». Рекомендации по летнему чтению. |
Роль традиции в развитии литературы |
|
Умение вести дискуссию по проблемным вопросам |
|
|
|
|
|
|
Всего: 68 час., в т.ч. р.р. – 3, к.р. — 1