Рабочая программа по обществознанию 8 класс Кравченко

Пояснительная записка

Программа разработана для 8 класса основной общеобразовательной школы на основе рабочей программы А. И. Кравченко, «Обществознание», М., Русское слово, 2013, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.

Основная идея программы – раскрыть роль человека в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям. Деятельность людей развёртывается в историческом времени и пространстве, а своим результатом имеет историческое движение. В программе рассмотрены ключевые аспекты данной деятельности.

Обоснованность и значимость программы заключаются в следующем. Курс сочетает историю русского общества и населяющих его народов. Он даёт представление об основных этапах исторического пути разных стран, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных социальных эпох. Важная особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости мирового социума, так и его связи с ведущими процессами российской истории. При изучении многих разделов курса предполагается обращение обучающихся к материалу по истории России.

Данный предмет входит в область гуманитарных дисциплин.

Цели учебного предмета таковы. Интегративная цель изучения курса обществознания состоит в овладении обучающимися основами знаний и конкретными представлениями о социальном пути как нашей страны, так и мира в целом, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации. Главная же цель изучения обществознания в современной школе – образование, развитие, и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего знания в деятельности.

Место и роль курса в обучении выглядят так. Вклад основной школы в достижение цели в базовой обществоведческой подготовке и социализации обучающихся трудно переоценить. Потому предмет изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в объёме 34 часа. В программе предусмотрены вводные и повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют активизации умственной и учебной работы школьников, формированию у них целостных представлений, установлению преемственности в изучении обществознания и отечественной истории.

Цели курса:

а) формирование целостного представления о социальном пути России и европейских стран, о судьбах населяющих их народов, об основных этапах, о важнейших событиях и крупных деятелях мировой истории, о месте и роли данного этапа во всемирно-историческом процессе

б) формирование ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире

в) воспитание патриотизма, уважения к своему Отечеству, правам и свободам другого человека, социальной ответственности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, убеждённости в необходимости соблюдения моральных норм, принятых в обществе

г) развитие способности обучающихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности

д) формирование умений применять обществоведческие знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе

Задачи курса:

а) формирование ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации

б) овладение основными знаниями по всемирной истории, понимание места и роли России во всемирном социальном процессе

в) воспитание в духе патриотизма, уважения к своей Родине и гордости за героические свершения предков в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества

г) развитие способности анализировать информацию, содержащуюся в источниках по обществознанию

д) формирование умения применять знания по обществознанию для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе

е) усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщённых представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях русской истории, позволяющих школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной средой, приобрести опыт самоопределения по отношению к ней

ж) освоение основных понятий и терминов обществоведческой науки, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации

з) формирование на основе личностно-эмоционального осмысления обществознания уважительного отношения к предшествующим поколениям, готовности к конструктивному восприятию иных, отличных от собственных, мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов

и) обогащение опыта применения социальных знаний для анализа современного положения, формирования способов адаптации к социальной среде, включения обучающихся в жизнь общества

й) формирование умения применять усвоенные обществоведческие знания по обществознанию для понимания и осмысления усложняющейся реальности, в повседневном общении с представителями различных социальных групп и общностей в отношении направлений современной культуры, науки, моделей политического и экономического развития стран мира.

Срок реализации программы – один год.

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и задач изучения обществознания в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей обучающихся, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Данный предмет связан с историей России, всеобщей историей, МХК и экономикой.

С целью решения задач курса и с учётом его особенностей технология обучения строится на следующих методах и приёмах:

- словесный (рассказ-лекция, словесное рисование, комментированное чтение, беседа)

- частично-поисковый, исследовательский (подготовка, чтение и обсуждение докладов обучающихся, разработка портфолио, анализ художественного произведения, сравнительный анализ источников, работа по методу «виноградной грозди», составление схем и таблиц)

- репродуктивный (опрос в устной и письменной (работа по карточкам) форме, тестирование).

В связи с большим объёмом изучаемого материала, который необходимо осветить в этом количестве учебных часов, важную роль приобретает самостоятельный творческий поиск обучающихся.

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные:

а) воспитание гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального народа России

б) осознание своей этнической принадлежности, знание древней культуры своего народа и края в контексте общемирового культурного наследия

в) усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод и свобод человека

Метапредметные:

а) способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации

б) владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями – определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовых связей

в) использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернет-ресурсов

Предметные:

а) формирование уважительного отношения к истории своего Отечества как единой и неделимой части мировой истории. Развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством

б) овладение целостным представлением о социальном пути народов Европы, базовыми знаниями о закономерностях мировой истории

в) развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях социума, раскрывая её познавательную ценность.

Система оценки достижений обучающихся включает в себя устный опрос, письменную самостоятельную работу, тестовые задания, графическую работу, доклад, творческую работу. Критериями оценивания являются:

а) соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы общего образования ФГОС

б) динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.

Используемая в программе система оценки ориентирована на стимулирование стремления обучающегося к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.


Требования к уровню подготовки обучающихся

Должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов, их участников, результаты и итоги событий. Важнейшие достижения культуры и системы ценностей. Изученные виды обществоведческих источников.

Должны уметь: сравнивать социальные явления и события, объяснять смысл, значение важнейших обществоведческих понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку явлениям, высказывать собственное суждение, читать карту, группировать (классифицировать) события и явления по указанному признаку.

Владеть компетенциями: коммуникативной, смыслопоисковой, компетенцией личностного саморазвития, информационно-поисковой рефлексивной компетенцией, учебно-познавательной и профессионально-трудовой.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи: высказывание собственных суждений о социальном наследии народов мира. Использование знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.


Перечень учебно-методического обеспечения


Методические и учебные пособия:

1. Обществознание, 8 кл., А. И. Кравченко, М., Русское слово, 2012

2. Обществознание, 8 кл., А. И. Кравченко, рабочие программы, М., Русское слово, 2013




Календарно-тематическое планирование учебного материала по обществознанию в 8 классе при 1 уроке в неделю (35 часов) по учебнику Кравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание: учебное пособие для 8 кл. – М.: Русское слово, 2012.


у

р

о

к

а



Дата








Тема урока





Планируемые результаты

освоения материала





Дом.

задание



План.



Факт.







1



Наука о человеческой вселенной

Уметь:

называть науки, изучающие общество, их особенности, связи;

характеризовать учебник обществознания и учебные пособия.

Знать понятия и термины: социум, субъективное знание, парадокс, методы общество-знания, научное знание

: с. 4–8, основные понятия

Понятие общества и его основные признаки

(10 ч)









2



Общество,

его признаки, строение и место в мировом сообществе

Уметь:

объяснять понятия: общество, государство, страна;

называть основные сферы жизни общества;

характеризовать их;

приводить примеры многообразия и единства мира.

Знать понятия и термины: общество, социальная организация страны, сферы общества, страна, государство, мировое сообщество, глобализация

§ 1,

вопросы 1–4, 7, основные понятия,

таблица «Элементы страны, государства, общества»











3



Взаимосвязь природы
и общества

Уметь:

объяснять взаимосвязь природы и общества;

характеризовать экологические проблемы.

Знать способы защиты природы, организации, реализующие эти задачи;

знать понятия

и термины: природа, окружающая среда, антропогенные нагрузки, неконтролируемое изменение окружающей среды, экологические программы

§ 2,

основные понятия,

практикум с.25,

мини-исследование
о воздействии человека на природу

4



Типология обществ

Знать разные подходы к типологии обществ;

сравнивать различные типы обществ.

Уметь анализировать характерные черты общества, определять его тип;

давать определения понятий: типология обществ, общественно-экономическая формация.

Знать понятия и термины: дописьменные, письменные общества, простые и сложные общества, общественно-экономическая

формация, эволюция, доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное общество

§ 3,

вопросы 1–3, основные понятия,

мини-сочинение «Труд и историческая эпоха»

5



Социальный прогресс

и развитие

общества

Выделять в тексте оценочные суждения о социальных последствиях НТР;

объяснять сущность закона ускорения истории, аргументируя свой ответ конкретными примерами;

пояснять сущность социального прогресса, включающего

в себя экономический, технический и культурный прогресс;

Знать понятия и термины: закон ускорения истории, социальный прогресс и регресс, реформы и революции, прогрессивные и регрессивные реформы

§ 4,

вопросы 1–3, основные понятия,

практикум с. 39, схема «Социальный прогресс».


6



Взаимодействие общества

и природы.

Экологические проблемы

области

Уметь:

объяснять

(интерпретировать) взаимосвязь природы и общества в регионе;

характеризовать глобальные проблемы, актуальные для данной области.

Знать понятия и термины: вли-
яние природно-климатических условий края

на характер деятельности человека, экологические проблемы, целевые программы

мини-исследование «Экологические проблемы Р. Буйловка» (работа по группам)

7



Личность

и социальная среда

Уметь:

характеризовать понятия: человек, личность;

объяснять роль социальных норм в воспитании и развитии личности.

Уметь определять уровень своей социальной зрелости и влияние окружения, друзей, семьи на поведение, принятие решений.

Знать понятия и термины: социальная среда, воспитание, человек, индивидуальность, личность, моральные нормы, духовные ценности

§ 5,

вопросы 1–3, основные понятия,

таблица «Человек, индивид, личность»;

завершите фразу «Личность подразумевает способность человека к …»

8



Потребности человека

Приводить примеры потребностей человека;

объяснять взаимосвязь свободы и ответственности;

приводить примеры проявления ответственности.

Знать понятия

и термины: потребности, первичные и вторичные потребности, неудовлетворенные потребности, духовные потребности, свобода, ответственность

§ 6,
вопросы 1–4, основные понятия; мини-сочинение

«Сможет ли удовлетворение всех потребностей человека сделать его счастливым?»

9



Социализация и воспитание

Характеризовать понятия социализация и воспитание; сравнивать воспитание и самовоспитание;

объяснять их значение в развитии личности.

Знать понятия и термины: социализация, последствия социальной изоляции, воспитание и его формы. Жизненный цикл человека

§ 7,

основные понятия;

вопросы и задания

10



Социально-психологический процесс общения

Характеризовать общение;

сравнивать виды межличностных отношений;

анализировать различные формы общения;

иметь навыки культурного, грамотного общения в деловых, бытовых и иных жизненных ситуациях.

Знать понятия и термины: общение, речевое и неречевое общение, этикет, ритуал, межкультурное общение

§ 8,

основные понятия;

сформулируйте несколько «золотых правил» общения разных видов

11



Человек в обществе и общество в человеке

Анализировать позиции исследователей по вопросу взаимодействия и взаимовлияния общества и человека;

характеризовать особенности общества, менталитет жителя края.

Знать понятия и термины: человек, личность, социум, социализация, коммуникабельность

повторение темы и основных понятий

Экономическая сфера

(10 ч)

12



Экономическая сфера. Сущность и структура экономики

Уметь:

характеризовать понятия;

объяснять роль экономики в жизни общества;

разъяснять структуру экономики.

Знать понятия и термины: рыночная экономика, ресурсы, производство, потребление, распределение, фирма, рынок

§ 9,

основные понятия.

таблица на

с. 70.


13



Товар и деньги

Уметь:

сравнивать понятия: товар

и услуги; – называть функции денег и их исторические формы;

характеризовать прибыль.

Знать понятия и термины:

товар, услуги, деньги, цена

§ 10,

основные понятия;

вопросы и задания

14



Спрос и предложение

Уметь:

объяснять связь спроса и предложения;

называть факторы рыночной экономики;

сравнивать рыночную экономику с планово-директивной;

характеризовать рыночную экономику.

Знать понятия и термины: спрос, величина спроса, предложение, величина предложения, маркетинг, цена

§ 11,

основные понятия; схема «Взаимосвязь цены, спроса, предложения». Опережающее задание: подготовить сообщение о влиянии спроса и предложения на конкуренцию

15



Рынок, цена

и конкуренция

Характеризовать рынок, рыночную экономику;

называть основные функции цены;

сравнивать

понятия конкуренция, монополия, олигополия.

Знать понятия и термины: рынок, биржа, банк, конкуренция, механизм выравнивания цен, олигополия, монополия

§ 12,

основные понятия.

Творческий уровень: в каких литературных

произведениях вам доводилось сталкиваться с экономическими явлениями? (Ответ оформить в виде таблицы.)

16



Предпринимательство

Уметь:

приводить примеры предпринимательской деятельности;

характеризовать предпринимательскую этику;

высказывать суждения о роли малого бизнеса.

Знать понятия и термины: предпринимательство, бизнес, механизм получения прибыли в бизнесе, менеджер, предприниматель, наемный работник, риск

в бизнесе, «челноки»

§ 13,

основные понятия; схема на с. 87.

Творческий

уровень: мини-сочинение «Роль малого бизнеса в экономике страны»

17



Роль государства в экономике

Уметь:

называть способы воздействия государства на экономику;

сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики.

Знать понятия и термины: государство, экономическая роль государства, налоги, источник доходов государства, налогообложение, прямые и косвенные налоги, подоходный и прогрессивный налог

§ 14,

основные понятия;

работа с документом «Налоги и восстания»,

с. 95;

эссе «Могут ли налоги быть справедливыми?»

18



Бюджет государства
и семьи

Характеризовать бюджет семьи.

Знать понятия и термины: государственный бюджет, бюджет семьи, доходы и расходы, внешний и внутренний долг, дефицит бюджета

§ 15,

основные понятия.

схема «Способы решения проблем дефицита госбюджета», с. 102.

проблемное задание «Чего нельзя допускать при планировании семейного бюджета»

19



Труд, занятость, безработица

Уметь:

называть нормы правового регулирования трудовых отношений, нормы трудовой этики;

объяснять понятие «занятость» и причины безработицы.

Знать понятия и термины: труд, заработная плата, безработица, рабочая сила, занятость, страхование безработицы

§ 16,

основные понятия;

вопросы и задания; мини-исследование «Причины безработицы»

20



Структура экономики области

Уметь:

характеризовать перспективы экономического развития области;

показывать

роль региона

в экономике России;

давать оценку современному состоянию экономической ситуации в крае.

Знать понятия и термины: экономика региона, экономические процессы, государственное регулирование

повторение основных понятий.

схема «Направления

развития экономики родного края».

Творческий

уровень: мини-исследование: сопоставить развитие экономики области

в настоящее время и в начале XX века

21



Становление рыночного общества в России:

общее и особенное

Уметь:

объяснять роль экономики в жизни общества;

характеризовать сущность

и структуру экономики;

приводить примеры действия государства на экономику.

Знать понятия и термины: рыночная экономика, государственное регулирование экономики, социальные программы

повторение темы и основных понятий

Социальная сфера

(13 ч)

22



Социальная сфера.
Социальная структура

Уметь:

объяснять сущность социальной структуры;

характеризовать социальную структуру, социальный статус и социальные отношения;

выделять

в тексте оценочные суждения

о социальном статусе.

Знать понятия и термины: социальная структура, социальная группа, социальные отношения, статус, роль, социальная мобильность

§ 18,

основные понятия.

построить шкалу престижа профессий в современном

обществе.

23



Социальная стратификация

Уметь:

характеризовать социальную дифференциацию;

выделять

в тексте оценочные суждения

о социальной
дифференциации.

Знать понятия и термины: стратификация, социальное неравенство

§ 18,

основные понятия;

построить шкалу престижа профессий в современном

обществе.

24



Богатые и бедные

Уметь:

характеризовать социальные отношения, социальный статус;

выделять

в тексте оценочные суждения об уровне жизни, богатстве и бедности;

соотносить

образ жизни со способом достижения богатства;

формулировать жизненные цели, соотносить их с нравственными нормами.

Знать понятия

и термины: неравенство, богатство, бедность, расточительный образ жизни, «новые русские», средний класс, приличествующий уровень жизни, масштабы и порог бедности, прожиточный минимум, абсолютная и относительная бедность

Для всех учащихся: § 19–20,

основные понятия;

перечислить основные способы получения богатства. Рассказать об образе жизни бедных людей;

таблица «Уровень жизни» на с. 129;

сравнить образ жизни богатых и бедных в России и США (работа по группам)

25



Этнос: нации и народности

Уметь:

приводить примеры больших и малых социальных групп, их взаимодействия;

находить

в учебной литературе оценочные суждения

о национальных проблемах.

Знать понятия и термины: этнос, этническое самосознание, семья, род, клан, племя, народность, нация

§ 21,

основные понятия;

схема «Этнос»;

мини-исследование

«В чем различие между нацией и народностью».

Опережающее задание: подготовить сообщение на тему «Проблемы межнациональных отношений в современном мире»

26



Межнациональные
отношения

Уметь:

характеризовать межнациональное сотрудничество;

объяснять причины национальных конфликтов.

Знать понятия и термины: национальность, национальное большинство

и меньшинство, взаимодействие народов, этноцентризм, национальная нетерпимость, толерантность

§ 22,

основные понятия;

подобрать по материалам периодической печати факты различных взаимоотношений наций в современном мире. Подготовить газету на эту тему

27



Конфликты в обществе

Уметь:

называть основные социальные нормы;

сравнивать пути решения социальных конфликтов;

классифицировать конфли-кты.

Знать понятия и термины: предмет конфликта, субъекты, повод, причины, цель, масштаб, формы конфликта, типичный конфликт

§ 23,

основные понятия;

схемы «Способы разрешения конфликтов», «Виды конфликтов»;

сопоставить понятия «конфликт», «драка», «разборка», «дуэль», «ссора», «диспут», «война», «турнир», «побоище». Обобщить в виде таблицы

28

-

29



Семья

Уметь:

характеризовать основные нормы правовых основ брака;

называть основные нормы этики семейных отношений;

характеризовать семью как малую группу.

Знать понятия и термины: семья, брак, развод, малая социальная группа

§ 24,

основные понятия;

ученические проекты «Фамильные реликвии», «Мое родословное древо», «Семейная фотохроника», «Наши имена и фамилии»

(работа по творческим группам)

30

-

31



Социальная структура общества в регионе

Характеризовать социальную структуру общества в крае;

называть основные социальные группы;

приводить примеры этнических общностей в крае, их традиции.

Знать понятия и термины: социально-демографическая структура; этническая общность; социальная программа Правительства области; правовой социальный статус несовершеннолетних в регионе

основные понятия;

схема «Этнический состав населения нашей области

(края, региона и т. п.)»;

подготовить сообщения об этнических общностях края (работа по группам)

32

-

33



Социальная структура

российского общества:
проблема бедности
и неравенства

Уметь:

называть основные направления социальной политики на современном этапе российского общества;

характеризовать социальные отношения

повторение темы и основных понятий. Ответы на вопросы на с. 164–165.

Подготовка

к итоговой контрольной работе

34

-

35



Итоговое занятие по курсу «Обществознание.

8 класс»



Итого: 35 часов.



Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.