Рабочая программа по обществознанию 6 класс 2014-15 гг.

Пояснительная записка


Рабочая программа уроков обществознания (включая экономику и право) для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования в соответствии с нормативными документами:

1. Примерная программа основного общего образования по обществознанию www.edu.ru,2012 г.

2. Федеральный Базисный учебный план, утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ № 1312 от 09.03.2012.

3.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Министерством образования и науки РФ от 05.03.2012 года № 1089.

4. Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Обществознание», разработанной под руководством академика РАО Л.Н. Боголюбова.

Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Общая характеристика учебного предмета.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важный элемент содержания учебного предмета обществознания – опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Ц е л и.

Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:

развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11–15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе в 6, 7, 8 и 9 классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

сознательная организация своей познавательной деятельности (от постановки цели до получения и оценки результата);

владение такими видами публичных выступлений, как высказывания, монолог, дискуссия, следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности, и на уроках, и в доступной социальной практике:

на использование элементов причинно-следственного анализа;

на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.


Основное содержание

Раздел 1. Человек


Жизнь - великое чудо. Зачем человек рождает­ся. Возрастные периоды жизни человека. Что че­ловек наследует от своих родителей. Почему нужно уважать старших

Что такое личность. Индивидуальность – плохо или хорошо? Сильная личность – какая она?

Легко ли быть подростком? Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показа-тель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари.

Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен.

«Птицу узнают по полёту, а человека – по работе». «Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна.

Какие бывают потребности. «Не место красит человека.» Мир мыслей. Мир чувств.

РАЗДЕЛ 2. СЕМЬЯ

Сколько «Я» в слове «се­мья». Зачем люди создают семьи. Если семья не выполняет своих обязанностей. Семья и государство. Какие бывают семьи.

Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как пра­вильно вести хозяйство

Что такое свободное вре­мя. Движение полезное и бе-полезное. Свободное время и теле­визор. Домашний мастер. Что такое хобби.

Учимся быть рачитель­ными хозяевами. Учимся помогать семье


РАЗДЕЛ 3. ШКОЛА

Школьное образование. Как учили в прежние времена. Чему учит школа. Учись учиться.

Ты и другие ребята. Как не обидеть словом. Конфликты в классном коллективе и пути их преодоления

Закрепить знания учащихся по теме. Решение творческих задач


РАЗДЕЛ 4. ТРУД

Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богат­ство и бедность. Богатство обязывает. Благотвори­тельность и меценатство

Труд и творчество. Кого можно назвать мастером и ремесленником . Творчество в искусстве

Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких – залог успеха. Выбор жизненного пути.


РАЗДЕЛ 5. РОДИНА

Наша родина - Россия, Российская Федерация. Русский язык - государст­венный. За что мы лю­бим свою страну. Что значит быть патриотом.

Символика России. Герб России в прошлом и те­перь. Российский флаг. Гимн

Гражданин – Отечества достойный сын. Кого называют гражданином. Права граждан России. Обязанности граждан Российской Федерации
Мы – многонациональный народ. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Что такое национальность.

Учимся быть достойными гражданами. Учимся уважать людей любой национальности


РАЗДЕЛ 6. ДОБРОДЕТЕЛИ

Что такое добро. Кого называют добрым. Доброе – значит хорошее. «Золотое правило нравственности» - главное правило доброго человека.

Что такое страх. Смелость и отвага. Имей смелость сказать злу «нет».


Требования к уровню подготовки

знать/понимать

  • Способы взаимодействия человека с другими людьми;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность правовых норм и механизмы правового регулирования;

уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • приводить примеры социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм,

  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • первичного анализа и использования социальной информации;

  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.





Календарно-тематическое планирование учебного материала по обществознанию в 6 классе при 1 уроке в неделю (35 часа) по учебнику Боголюбова Л.Н. «Обществознание»




Календарно-тематическое планирование

Курс: Обществознание 6 класс

  • Обществознание. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая- М.:Просвещение,2010.



урока

Дата


Тема урока

Планируемые результаты освоения материала

Дом. задание


План.


Факт.

1



Введение. Как работать с учебником.

Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника. Отвечать на вопросы

с.5

Глава I. Человек (7 ч)

2



§ 1. Человек родился.

Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий

§ 1,
с. 10–15, задания «в классе и дома», с. 15

3



§ 2. Человек- личность.

Знать, какие качества характеризуют личность, и понимать, есть ли в них черты сильной личности и над чем они могут поработать, что можно воспитать в себе

Уметь доказать, что человек не только биологическое, но и социальное существо; объяснять, о каких качествах говорят эти пословицы: «сто раз отмерь – один раз отрежь», «без труда не выловишь и рыбку из пруда», «без терпенья нет ученья», «не сиди на печи, будешь есть калачи»

§ 2,
с. 16–25, задания «в классе и дома»

4



§ 3. Особый возраст: отрочество. Учимся общаться.

Понимать, почему принято считать подростковый возраст переходным.

Знать, какие черты подросткового возраста наиболее заметны и отличают его от других периодов.

Уметь объяснять, может ли самостоятельность быть отрицательным качеством; пояснить свою точку зрения в вопросе: «как ты считаешь, нужно ли обучать мальчиков стирать, готовить еду, ухаживать

за младенцами?»

§ 3,
с. 26–36,

задания

«в классе

и дома»

5



§ 4. Познай самого себя. Учимся узнавать и оценивать себя.

Знать, влияет ли самооценка на поведение человека.

Понимать, зачем человек познает себя; как найти дело по душе.

Уметь объяснять, нужно ли сравнивать себя c самим собой и другими; объяснять, каждый ли из нас талантлив и как это узнать

§ 4,
с. 37–47, задания «в классе и дома»

6



§ 5. Человек и его деятельность. Учимся правильно организовывать свои занятия.

Уметь объяснять значения слова «деятельность».

Понимать, почему считают, что только человек может заниматься деятельностью.

Знать, какие виды деятельности называют основными и почему

§ 5,
с. 48–55, задания «в классе и дома»

7



§ 6. Что человек чувствует, о чём размышляет. Учимся размышлять.

Знать, что такое потребности и какие потребности бывают у человека; что такое мышление.

Понимать, что составляет духовный мир человека; чем чувства человека отличаются от его эмоций.

Уметь рассказать, какие высшие чувства они знают

§ 6,
с. 55–63, задания «в классе и дома»

8



Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек».

Знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное


Глава II. Семья ( 5 ч)

9

-

10



§ 7. Семья- ячейка общества.

Знать основные положения по теме урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

§ 7,
с. 68–75, задания «в классе и дома»

11



§ 8. Семейное хозяйство.

Знать основные положения по теме урока: кого считают рачительным хозяином, каковы источники экономии в домашнем хозяйстве, что должен знать и уметь рачительный хозяин.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы: «Что такое домашний труд? какие потребности семьи удовлетворяет совместный труд?».

Понимать, для чего нужно семейное хозяйство

§ 8,
с. 75–85,

задания

«в классе

и дома»

12



§ 9. Делу время, потехе час.

Знать основные положения по теме урока: какое время можно назвать свободным.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; объяснять, почему говорят: «знай минутам цену, секундам счет», «отдых – это перемена вида деятельности»; рассказать, какие знают увлечения – хобби, как наполнить свободное время полезными делами

§ 9,
с. 86–93, задания «в классе и дома»

13



Повторительно-обобщающий урок по теме «Семья».

Знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы


Глава III. Школа (4 ч)

14

-

15



§ 10. Профессия - ученик.

Знать основные положения по теме урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы в конце параграфа

§ 10, с. 100–
112, задания «в классе и дома»

16



§ 11. Одноклассники, сверстники, друзья.

Знать основные положения по теме урока.

Понимать, какого человека можно назвать хорошим товарищем и почему.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; объяснять, что может помешать дружбе, привести примеры о том, как дружат разные ребята; пояснить, какие человеческие качества считают наиболее важными для дружбы

§ 11,
с. 112–118, задания «в классе и дома»

17



Повторительно-обобщающий урок по теме «Школа».


Глава IV. Труд (5 ч)

18



§ 12. Труд-основа жизни. Учимся трудиться и уважать труд.

Знать основные положения по теме урока: каким бывает труд человека; какие правила помогают успешно трудиться.

Понимать, почему труд по-разному оценивается.

Уметь объяснять, чем богатый человек отличается от бедного; анализировать,

делать выводы, отвечать
на вопросы

§ 12,
с. 124–132, задания «в классе и дома»

19



§ 13. Труд и творчество. Учимся творчеству.

Знать основные положения по теме урока: какие два значения имеет слово «ремесленник»; как связаны по смыслу и происхождению слова «творчество», «творить», «творец», «творение».

Понимать, как соотносятся красота и творчество, и привести примеры научного и художественного творчества

Уметь объяснять, всякий ли мастер может быть назван творцом; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, давать определение понятий

§ 13,
с. 132–144, задания «в классе и дома»

20

-

21



§ 14. На пути к жизненному успеху.


Знать основные положения курса: что сопутствует успеху в жизни. Понимать, как выбрать свое дело.

Уметь объяснять, в чем человек видит свое счастье; можно ли в работе видеть смысл жизни; анализировать, делать выводы

§ 14,
с. 144–153, задания «в классе и дома»

22



Повторительно-обобщающий урок по теме «Труд».

Знать основные положения по теме урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, давать определение понятий


Глава V. Родина (8 ч)

23

-

24



§ 15. Что значит быть патриотом.

Знать основные положения по теме урока: что такое федерация и субъект Российской Федерации;

почему русский язык является государственным в РФ.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; объяснять значение слова «патриот»

§ 15,
с. 156–163, задания

«классе и дома»


25



§ 16. Символика России.

Знать основные положения по теме урока: что изображено на гербе РФ; что означают цвета российского государственного флага; в каких случаях принято исполнять государственный гимн России.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения

§ 16,
с. 164–173, задания «в классе и дома»

26



§ 17. Гражданин- Отечества достойный сын.

Знать основные положения по теме урока: что означает слово «гражданин»; права гражданина, дающие ему возможность участвовать в управлении делами государства.

Понимать главные обязанности граждан.

Уметь объяснять, какого человека можно считать достойным гражданином своей страны; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения

§ 17,
с. 174–180, задания «в классе и дома»

27



§ 18. Мы- многонациональный народ. Учимся уважать людей любой национальности.

Знать основные положения по теме урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; отвечать на вопросы после
параграфа

§ 18,
с. 180–188, задания «в классе и дома»

28



Повторительно-обобщающий урок по теме «Родина».

Знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач


Глава VI. Добродетели (4 ч)

29



§ 19. Человек славен добрыми делами.

Знать основные положения по теме урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; объяснять, в чем состоит доброе дело, добрый поступок, каких людей на свете больше: добрых или злых; обосновать свое мнение. Понимать, в чем суть «золотого правила морали»

§ 19,
с. 192–199, задания «в классе и дома»

30



§ 20. Будь смелым. Учимся быть терпимыми.

Знать основные положения по теме урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; объяснять, что такое страх, что такое смелость, какую роль она играет в жизни человека

§ 20,
с. 199–207, задания

«в классе

и дома»

31



§ 21. Что такое человечность.

Знать, что такое человечность.

Уметь сформулировать свое определение гуманизма; пояснить, как поняли смысл рассказа В. В. Вересаева «легенда»; объяснить, как эта легенда связана с темой параграфа.

Понимать, почему необходимо заботиться о слабых

§ 21,
с. 208–213, задания «в классе и дома»

32



Повторительно-обобщающий урок по теме «Добродетели».

Знать основные положения раздела.

Уметь анализировать,

делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные


33

-

34



Итоговый урок

Человек
и общество


Знать основные положения курса.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач


35



Резерв

Итого: 35 часов


Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.