Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС НОО

5

Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС НОО

Новые образовательные стандарты, стандарты второго поколения-эти слова давно на слуху у всех специалистов системы образования. Их ждали, обсуждали всей страной, и с сентября 2011 года вся система начального образования, включая МБОУ СОШ № 3 станицы Крыловской МО Крыловский район Краснодарского края, перешла на образовательные стандарты второго поколения.

Образовательные стандарты второго поколения появились не случайно – они стали ответом на реалии современного мира: процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний. Для того чтобы успешно действовать в XXI веке, человеку недостаточно владеть предметными знаниями, важно обладать компетенциями, которые позволят освоить и применить любые знания, дадут возможность успешно общаться, управлять собственной деятельностью, работать в команде. Все это ставит перед образованием новые задачи, заставляет по-иному строить образовательный процесс и технологию оценивания.

Новые стандарты опираются на концепцию духовно-нравственного развития, где обозначены нравственные идеалы и ценности. Ценностное основание стандарта особенно важно в связи с тем, что в России ныне утеряны многие ценности. Кроме того, необходимость перехода на образовательные стандарты второго поколения связана с тем, что инновационный, социально ориентированный тип развития страны, обозначенный в концепции развития России, возможен только за счет накопления нового качества человеческого капитала – российской идентичности, что невозможно без проектирования специального образовательного процесса. Все это привело к пересмотру стандартов и необходимости внедрения новых.

Обозначенные предпосылки подтверждают тот факт, что вектор развития школы меняется. От ученика требуется владение не только определенными предметными знаниями, но и универсальными учебными действиями (УУД) – совокупностью способов действия, обеспечивающих способность учащегося к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Опираясь на требования образовательного стандарта, психологическая служба нашей школы в моем лице совместно с учителем 1 класса Бухарь О.В., педагогами дополнительного образования, стремится к формированию у учащихся 1 класса 4-х групп универсальных учебных действий:

-Личностные – самоопределение, смыслообразование, ценностная и морально-этическая ориентация;

-Регулятивные – управление своей деятельностью;

-Коммуникативные – речевая деятельность, навыки сотрудничества;

-Познавательные – работа с информацией, работа с учебными моделями, использование знако-символических средств, общих схем решения, выполнение логических операций.

Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Я считаю, что целью работы педагога-психолога в рамках сопровождения ФГОС, является создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

В ходе реализации данной цели я решаю следующие задачи:

систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения;

формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Психологическое сопровождение, на мой взгляд, эффективнее осуществлять поэтапно.

Ι этап – поступление детей в школу. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий мы провели в первую неделю обучения детей в школе. В ходе диагностики получили следующие результаты: из 25 обследованных учащихся 7 имеют уровень сформированности УУД выше среднего, у 10 учащихся средний уровень, и по 4учащихся с показателями ниже среднего уровня и низкого.

Так же на данном этапе проведена следующая работа:

1. С родителями первоклассников проведены групповые и индивидуальные консультации. В своей деятельности использую групповую консультацию в форме родительского собрания, которая, на мой взгляд, является эффективным способом повышения психологической культуры родителей. Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и могут испытывать трудности в адаптации к школе.

2. Консультация педагога первоклассников, носящая на данном этапе общий ознакомительный характер.

3. Проведение психолого–педагогического консилиума по результатам диагностики, основной целью которого является выработка и реализация подхода к обучению в новых условиях, динамика личностного развития педагогов, показателем которой является положительное самоопределение, мотивационная готовность к реализации нового ФГОС в 1 классе.

II этап – первичная адаптация детей к школе. Без преувеличения его можно назвать самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых. В рамках данного этапа (с сентября по январь) проведены:

1. Консультации и просветительская работа с родителями первоклассников, направленная на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.

2. Групповые и индивидуальные консультации педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом.

3.Программа психологического сопровождения учащихся, формирующая личностные характеристики, отвечающие требованиям новых стандартов реализуется за  счет внеурочной деятельности через организацию групповых занятий по программе внеурочной деятельности «Психологический тренинг по социализации «Большое Я» разработанной мной на основе авторской программы «Социализация детей : развивающие занятия для дошкольного и младшего школьного возраста» Натальи Никушкиной и программы О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я» .

Периодичность занятий один раз в неделю, продолжительностью 30-40 минут. Основной формой проведения являются различные игры. Подобранные и проводимые в определенной логике они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроить на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, формировать у детей коммуникативные действия, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил. На занятиях у учащихся формируется внутренняя позиция школьника, устойчивая самооценка. В ходе занятий я содействую формированию познавательных действий, необходимых для успешного обучения в начальной школе. Занятия проводятся в течение всего учебного года. Результатом сопровождения по итогам третьей четверти является  успешная адаптация  учащихся к  школьной жизни, развитие эмоциональной регуляции поведения учащихся, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе, что прослеживается в результатах психолого-педагогической диагностики, проведенной в середине года: из 25 обследованных учащихся высокий уровень сформированности УУД имеют 2 учащихся, выше среднего 6 учащихся, средний 10 учащихся, ниже среднего 3, низкий 4 учащихся.

6. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.

III этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1-го класса и предполагает следующую работу:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, позволило нам выявить группу учащихся, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий.

2. С родителями данных учащихся проведены психологом и педагогом индивидуальные консультации и просвещение по результатам диагностики.

6. Мной организована и проводится групповая психо-коррекционная работа со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении. Выявлены 4 ребенка  с ООП (ограниченными образовательными потребностями) в ОУ, с ними осуществляется психолого-медико-социальное сопровождение.

7. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной в течение полугодия работы позволила нам выявить некоторые трудности в ходе реализации ФГОС:

-недостаточный уровень психолого-педагогической просвещенности родителей;

-завышенный уровень заданий в рабочих тетрадях для учащихся по русскому языку;

-испытывали трудности при проведении психолого-педагогических измерений сформированности УУД, форм их обработки и систематизации полученных результатов.

Хочется отметить, что в нашей работе в данном направлении на первый план выходит совместное с педагогом 1 класса проектирование и реализация мероприятий для школьников, так как разовые занятия психолога не дадут большого эффекта, если педагог не будет поддерживать ту же линию действий на уроках и переменах.

Сопровождение педагогов нашей школы нацелено на обучение методам и приемам формирования личностных характеристик обучающихся. В нашей  школе  психологическое сопровождение педагогов происходит за счет обучающих семинаров, мастер-классов, индивидуальных и групповых консультаций. Сопровождение родителей в рамках внедрения ФГОС, осуществляется за счет групповых занятий с родителями, просветительской деятельности на родительских собраниях, индивидуальных консультациях, что помогает нам повысить их психологическую компетентность, выстроить эмоционально-благоприятные детско-родительские отношения.

На мой взгляд, психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволяет повысить его эффективность. Положения и рекомендации психолога становятся основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволяют сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы, что является необходимым условием для успешного введения ФГОС в систему образования.

А самым ценным за 7 месяцев нашей работы я считаю то, что посещая школу, беседуя со своими детьми, родители отмечают, что каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представления об окружающем мире. Дети оживлённо общаются с педагогами  и друг с другом – в классе сложились доброжелательные взаимоотношения, что является одним из условий формирования здоровьесберегающей образовательной среды.

Иконникова И.А.

педагог-психолог МБОУ СОШ № 3

станицы Крыловской МО Крыловский район

Краснодарского края

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *