ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ — МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ

Яковлева Любовь Васильевна

ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ДЕТЕЙ — МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ.

C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети, которые нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме.

Особую важность в условиях модернизации образования приобретает проблема создания необходимых условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение его нормального обучения и развития.

Основные принципы сопровождения: рекомендации сопровождающего, приоритет интересов сопровождаемого, непрерывность сопровождения, комплексный подход сопровождения: согласованная работа педагогов, владеющих единой системой методов. Суть психологической работы с детьми с ОВЗ состоит в снятии нервно-психического напряжения; коррекции самооценки; развитии функций — памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности; формировании самостоятельной, ответственной и активной жизненной позиции; преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков.

Большая проблема при работе с детьми с ОВЗ – выявление семейных психологических механизмов, которые влияют на особенности поведения и здоровье детей, поэтому очень важно психолого-педагогическое образование родителей. Родители таких детей значительно дольше несут ответственность за своего ребенка, чем родители здоровых детей и лучше знают его личностные особенности.

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования является важнейшей задачей модернизации.

Одной из форм обучения, гарантированной Российским законодательством, является индивидуальное обучение больных детей на дому. Оно организуется с целью создания комфортных, сохраняющих и укрепляющих здоровье условий для больных детей, которые по состоянию здоровья не могут получать образование в школе, не успевают за темпом класса и нуждаются в индивидуальном, щадящем режиме учебной деятельности.

Учебный процесс строится путём составления индивидуального учебного расписания ребёнка, которое обязательно согласовывается с родителями с учётом активности и периода работоспособности ребёнка. Индивидуальный учебный прогресс обеспечивается постоянной корректировкой индивидуальной образовательной программы и учебного плана каждого учащегося и мониторингом его учебных успехов и достижений.

Совместное воспитание и обучение в условиях общеобразовательной школы детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся – относительно новое явление в образовании. В рамках ФГОС наиболее актуальной проблемой становится роль психолого-педагогического сопровождения детей в условиях инклюзивного образования.

Именно родители детей с ОВЗ настаивают на их включение в обычное детское сообщество. Это связано с тем, что в системе коррекционного образования слабо развита социальная адаптация «особого» ребенка в реальном мире – он находится в изоляции от социума. Разумеется, что дети с особыми потребностями адаптируются к жизни в общеобразовательных школах лучше, чем в специализированных учреждениях. Особенно заметна разница в приобретении социального опыта. У здоровых же детей улучшаются учебные возможности, развивается толерантность, активность и самостоятельность.

Переход детей с индивидуального обучения на дому в школу психологи и педагоги уверенно называют кризисным. Наблюдения показывают, что значительная часть детей с ОВЗ испытывают трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новым социальным контактам, стилю общения. Обучение даётся ребёнку за счёт высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка)

С целью социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется активное привлечение их к массовым мероприятиям, проводимым в школе, направленным на формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями: классные часы, беседы, консультации, стендовая информация, конкурсы рисунков, олимпиадах, спортивных мероприятиях. Осуществляется привлечение детей в учреждения дополнительного образования: работу кружков, секций различной направленности, художественных и музыкальных школ.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют логопед, психолог, классный руководитель, учитель-предметник. В школе для работы с детьми с особыми образовательными потребностями обязательно нужна психолого-педагогическая служба, в круг обязанностей которых входит не только развивающая или коррекционная работа с детьми, но и постоянное сотрудничество с педагогами и родителями по выработке общих подходов, единой стратегии работы с ребенком.

Большинство россиян считает, что совместное обучение детей-инвалидов и здоровых школьников не ухудшит качество образования. Некоторые же выражают мнение, что детям с ограниченными возможностями будет некомфортно учиться в обычных школах, а здоровым ученикам — с одноклассниками-инвалидами.
В данном случае взаимоотношения — проблема вторичная. Главная сложность-отсутствие опыта в обустройстве школ, в которых могли бы учиться и нездоровые дети.
В связи с этим необходимо продолжить работу по совершенствованию материально-технической базы школы для создания условий инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, по специальному (коррекционному) обучению и повышению квалификации педагогов образовательных учреждений. В школе должно быть организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Необходим особый морально-психологический климат в педагогическом, ученическом и родительском коллективах, основанный на принятии и понимании проблем, нужд ребенка с ОВЗ и на желании ему помочь.

Яковлева Любовь Васильевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» п. Первомайский Тамбовской обл.

Телефон: 8-909-233-78-46

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *