Программа воспитательной работы "Навстречу друг другу"

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Муниципальный отдел управления образования Артинского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Артинская средняя общеобразовательная школа №1»












Программа воспитательной работы

Навстречу друг другу






Сыропятова Светлана Владимировна

классный руководитель

учитель 1 квалификационной категории





2010-2014 уч.год





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей не рассматривать, всегда оказывается, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и подсказать им.

Деятельность родителей и педагога в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Однако, практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Идеальным вариантом воспитательной работы, и самым продуктивным, на мой взгляд, является равноправное, дружеское взаимодействие родителей, ребенка и классного руководителя, основанное на позитиве. В создании союза родителей и педагога важнейшая роль принадлежит последнему, поэтому перед собой я поставила задачу найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяя содержание и формы педагогического просвещения. Для этого мною разработана программа взаимодействия классного руководителя и родителей, которая предполагает создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развитие и укрепление партнерских отношений между ними, повышение педагогической культуры родителей, создание максимально комфортных условий для личностного роста и развития учащихся.

Основными приоритетами при реализации данной программы являются:

опора на базовые потребности ребенка;

развитие личности в процессе воспитания;

совместная деятельность взрослых и детей в процессе воспитания;

профессионализм кадров, педагогических и управленческих;

педагогизация социальной сферы, т. е. независимо от направления любая деятельность в школе реализует педагогическую систему трех целей: воспитательную, обучающую и развивающую.

Основная цель программы - создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развитие и укрепление партнерских отношений между ними, повышение педагогической культуры родителей, создание максимально комфортных условий для личностного роста и развития учащихся.

Основные задачи:

повышение роли школы в развитии форм семейного досуга, организации совместной деятельности детей и взрослых;

формирование компетенций здоровьесбережения у учащихся;

формирование психолого-педагогической грамотности родителей;

создание условий для развития и укрепления у детей и взрослых чувства любви и уважения к другим людям, основанного на терпимости к особенностям окружающих, гордости за свою семью и край, изучения и сохранения семейных традиций и реликвий;

демонстрация положительного опыта воспитания детей в семье;

активизация поиска новых средств и методов, повышающих эффективность воспитательного взаимодействия.

Нормативно-правовая основа программы:

1. Конвенция о правах ребенка.

2. Конституция РФ.

3. Закон РФ «Об образовании».

4. Федеральный закон № 124-Ф3 от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

5. Закон Российской Федерации от 28 июля 1993 г. № 5487-1 "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан".

6. Нормативно-правовая база школы.

Срок реализации программы 4 года. Участниками программы являются коллектив родителей и детей (любой воспитанник в возрасте от 7 до 10 лет), а также педагогов, выполняющий конкретные практические задания, добровольно участвующий в организации и проведении семейного досуга, творчески подходящие к реализации целей и задач программы “Навстречу друг другу”. С целью укрепления контакта внутри семьи к участию в программе предполагается привлечь три поколения семьи (бабушка, дедушка - мама, папа – ребенок).

Для выполнения задач программы “Навстречу друг другу” необходимо выделить основные направления организации взаимодействия семьи и учреждения:

1. Направление “Изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей” предполагает:

-проведение исследования с целью изучения как родительских запросов в отношении дополнительных образовательных услуг, так и установок родителей на нравственное и эстетическое развитие детей;

-для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации;

-изучение семьи воспитанника для того, чтобы ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями.

Методы изучения: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества и др.

2. Направление “Психолого-педагогическое просвещение семьи” предполагает:

- создание “просвещенной культуры” родительства и создание максимально благоприятных условий отношений союза, единства педагога и родителей - важный исток качества знаний и развития ребенка;

3. Направление “Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми” предполагает:

- сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей;

-проведение совместных с детьми досуговых мероприятий, на которых родители являются как активными участниками шоу-программ, так и благодарными зрителями;

4. Направление “Анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной деятельности” предполагает:

- подведение итогов взаимодействия и сотрудничества, эффективности индивидуальной и коллективной работы с родителями;

- выяснение организационных проблем существующих в творческих коллективах и как их преодолеть, своевременно внеся коррективы;

- определение качеств, которые стремятся родители воспитать в своих детях, какими методами они

предпочитают пользоваться, какие трудности испытывают;

- непосредственное участие в разработке и принятии решений по дальнейшему развитию учреждения.

Для анализа результативности осуществляемой работа по программе “Навстречу друг другу” должен проводиться мониторинг, с использованием различного диагностического материала (анкеты, тесты, методы наблюдения, обратная связь в конце каждой встречи с родителями, собственная рефлексия). Мониторинг включает в себя проведение исследований по изучению запроса родителей и организации образовательного процесса, это предполагает вариативность, динамичность и гибкость при планировании содержания и проведения образовательного процесса в учреждении. Результаты текущего и итогового мониторинга в конце каждого учебного года позволяет оценить эффективность работы с родителями.

Критерии эффективности программы:

1. Качество успеваемости.

2. Межличностные взаимоотношения в классе.

3. Улучшение взаимоотношений ребенок-родитель, ребенок-учитель, ребенок- ребенок

4. Повышение уровня воспитанности обучающихся.

5. Удовлетворенность родителей совместной деятельностью со школой.

Успех реализации программы зависит от выполнения ряда условий: родители – не просто помощники педагога, а равноправные участники процесса развития детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического; переход школы от доминирующих сегодня форм массовой работы с семьей к групповым и индивидуальным формам воздействия, построенным на диалоговой основе; осуществление на практике дифференцированного и индивидуального подхода к семьям; систематическая и целенаправленное оказание разнообразной психолого-педагогической поддержки семьям; установление эффективного контроля, основанного на диагностике и поэтапного анализа процессов обучения и воспитания детей, обеспечение своевременной их коррекции в связи с возникающими трудностями и отклонениями в развитии детей.

Данная программа призвана помочь каждому субъекту образовательного процесса реализовать свои возможности:

  • Учителю – по-другому взглянуть на себя, свою деятельность. Пересмотреть методы работы и помочь выявить способности ребенка, осуществлять связь с семьей.

  • Родителям – включиться жизнь своего ребенка и стать активным участником всех школьных мероприятий.

  • Детям – дать почувствовать их ценность, неповторимость, талант и вселить уверенность, что их ценят, любят, заботятся о них.

Предполагаемые результаты программы:

выстраивание системы взаимоотношений: “администрация - педагог – ребенок - родитель”;

участие родителей в планировании и анализе деятельности учреждения;

положительное влияние семьи на социализацию личности ребенка;

включение родителей в учебно-воспитательный процесс и досуговую деятельность.

Содержание программы:

  1. Направление “Изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей”.

    Направления и содержание деятельности

    Формы проведения

    Сроки

    Ответственные

    Давайте познакомимся

    Тренинг, экспресс-прогноз

    1 класс

    Кл. руководитель

    Моя семья

    Анкетирование, рисунки детей

    1 класс

    Кл. руководитель, психолог

    Стили и методы воспитания ребёнка в семье

    Анкетирование

    1 класс

    Кл. руководитель

    Взаимоотношения в детском коллективе

    Рисуночные тесты «На перемене», « Кораблик»

    1 класс

    Кл. руководитель

    Первые школьные отметки

    анкетирование

    2 класс

    Кл. руководитель

    Режим дня

    анкетирование

    2 класс

    Кл. руководитель

    Причины детской агрессии

    Экспресс-тест

    2 класс

    Кл. руководитель

    Образовательные потребности

    анкетирование

    ежегодно

    Кл. руководитель

    Семейные традиции и способность ребёнка трудиться

    анкетирование

    3 класс

    Кл. руководитель

    Интеллектуальное развитие ребёнка

    Наблюдение, тренинги, анкетирование

    3 класс

    Кл. руководитель

    Уроки этики поведения для детей и родителей

    Наблюдение, тренинги, анкетирование

    4 класс

    Кл. руководитель

    Диагностика духовно-нравственного развития младших школьников

    анкетирование

    4 класс

    Кл. руководитель

    Секреты здоровья ребёнка

    Наблюдение, тренинги, анкетирование

    4 класс

    Кл. руководитель, медицинский работник

    Уровень удовлетворенности работой классного руководителя

    анкетирование

    ежегодно

    Кл. руководитель


  2. Направление “Психолого-педагогическое просвещение семьи”

Направления и содержание деятельности

Формы проведения

Сроки

Ответственные

Трудности адаптации первоклассников

практикум

1 класс

Кл. руководитель, психолог

Настроение -не пустяк

родительский лекторий

1 класс

Кл. руководитель

Стили и методы воспитания ребёнка в семье

Деловая игра

1 класс

Кл. руководитель

Перелистывая страницы учебного года

Совместное с детьми родительское собрание

1 класс

Кл. руководитель

Уроки первой школьной отметки

Вечер вопросов и ответов

2 класс

Кл. руководитель

Режим дня- это серьёзно

родительский лекторий

2 класс

Кл. руководитель

Эмоциональное состояние взрослого и ребёнка. Что за этим стоит?

практикум

2 класс

Кл. руководитель

Развитие творческих способностей детей в семье

собрание-диалог, вечер вопросов и ответов

2 класс

Кл. руководитель

Вот и стали мы на год взрослее

Педагогическая мастерская

3 класс

Кл. руководитель

Домашняя школа интеллектуального развития. Значение воображения в интеллектуальном развитии детей

родительский лекторий

3 класс

Кл. руководитель

Семейные традиции и способность ребёнка трудиться

собрание-диалог, вечер вопросов и ответов

3 класс

Кл. руководитель

Неразлучные друзья- взрослые и дети

Совместное с детьми родительское собрание

3 класс

Кл. руководитель

Как научить своего ребёнка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей

родительский лекторий

4 класс

Кл. руководитель

Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет

Педагогическая мастерская

4 класс

Кл. руководитель

Секреты здоровья вашего ребёнка

собрание-диалог, вечер вопросов и ответов

4 класс

Кл. руководитель

Веселимся всей семьёй

Совместное с детьми родительское собрание

4 класс

Кл. руководитель



  1. Направление “Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми”.

Направления и содержание деятельности

Формы проведения

Сроки

Ответственные

Праздник «День рождения класса»

Традиция класса- совместное мероприятие

ежегодно

Кл.руководитель, родительский комитет

Мир твоему дому


знакомство с семьями, их увлечениями

1 класс

Кл.руководитель

Мир профессий большой. Труд в почёте любой

знакомство с профессиями родителей– в рамках общешкольных классных часов (деловая игра)

ежегодно

Кл.руководитель, родители

Экскурсии

Знакомство с памятными местами, встречи с интересными людьми

Ежегодно (1-2 раза в четверть)

Кл.руководитель, родители

Туристические походы

Поход выходного дня

ежегодно

Кл.руководитель, родители

Поездка в г.Красноуфимск

Совместный отдых

1 класс

Кл.руководитель, родители

Проведение игровых программ

«Папа, мама, я- спортивная семья», «С мамой я прочитаю все книги от А до Я», «Веселимся всей семьёй»

ежегодно

Кл.руководитель, родители

Кросс Наций, Лыжня России

Активный отдых

ежегодно

Кл.руководитель, родители

Дни открытых дверей

Открытые уроки для родителей

ежегодно

Кл.руководитель

Поездка в театр юного зрителя г. Екатеринбург

Совместный отдых

2 класс

Кл.руководитель, родители

Поездка в Кунгурскую ледяную пещеру

Совместный отдых

3 класс

Кл.руководитель, родители

Проведение совместных родительских собраний

Тренинги, концерты, совместные проекты

ежегодно

Кл.руководитель, родительский комитет

Организация выставок творческих работ

Детские, взрослые

ежегодно

Кл.руководитель, родители

Уроки мастерства

Реализация проекта «Мамина школа» (Родители проводят занятия с детьми различной направленности)

1 раз в месяц 4 класс

родители



  1. Направление “Анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной деятельности”

Направления и содержание деятельности

Формы проведения

Сроки

Ответственные

Изучение удовлетворенности родителей совместной деятельностью со школой

Анкетирование

ежегодно

Классный руководитель

Изучение межличностных отношений в классе.

Анкетирование, наблюдение

ежегодно

Классный руководитель, психолог

Изучение уровня воспитанности обучающихся

Анкетирование

ежегодно

Классный руководитель, родители

Изучение взаимоотношений ребенок-родитель, ребенок-учитель, ребенок- ребенок.

Анкетирование, тестирование

ежегодно

Классный руководитель, психолог

У педагога и семьи общие цели. Без их взаимодействия жизнь ребенка становится беднее. Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает жизненный практический опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Для гармонического развития личности необходимо и то и другое.

Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.