Программа воспитания у дошкольников социально – личностных навыков общения в разновозрастной группе «Я и Мы - вместе!»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Благовещенская средняя общеобразовательная школа»



Группа дошкольного образования «Солнышко»





Программа

воспитания у дошкольников

социально – личностных навыков общения

в разновозрастной группе


«Я и Мы - вместе!»








































Автор: Александрова Н.П.

воспитатель ГДО «Солнышко»



Благовещенка 2014

Оглавление


Пояснительная записка……………………………………………..3

Цели программы…………………………………………………….4

Этапы и сроки реализации программы……………………………5

Задачи программы…………………………………………………..7

Литература………………………………………………………….12






































Пояснительная записка: Проблема социализации личности дошкольников является одной из базовых в педагогике и возрастной психологии, поскольку ее успешность определяет возможность личности полноценно функционировать в обществе как активного субъекта. От степени социализации зависит то, насколько гармонично развитым будет дошкольник, усваивая на начальных этапах процесса социализации нормы и установки, необходимые для того, чтобы стать полноценным и равноправным членом своей социальной среды. Социализация детей дошкольного возраста - процесс длительный и многоплановый. Это важный шаг на пути вхождения во внешний мир – неоднозначный и незнакомый. В зависимости от успешности адаптационного процесса ребенок постепенно принимает на себя какую-либо роль в обществе, учится вести себя в соответствии с требованиями социума, постоянно нащупывая зыбкий баланс между ними и собственными потребностями. Эти особенности в педагогике называют факторами социализации.

Факторы социализации личности ребенка-дошкольника

  • внешние факторы – определяют содержание и форму социализации дошкольников, определяют векторы их дальнейшего развития. К ним относятся вышеупомянутая семья, детский коллектив, допустим, во дворе, центры раннего развития, кружки по интересам, детские дошкольные учреждения, а также культура и религия социальной группы;

  • внутренние факторы – индивидуальные особенности ребенка, которые напрямую влияют на формирование у него картины мира и определяют стиль переживания межличностных отношений.

    Используя в своей постоянной работе примерную основную общеобразовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А Васильевой, которая является переработанным в соответствии с действующими ФГОС вариантом Программы под редакцией М. А.Васильевой, я  пришла к выводу, что социально-личностное воспитание является одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям, так как то, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Мной была разработана порциальная программа по социально - личностному воспитанию дошкольников в разновозрастной группе.    Цель программы: создание  благоприятных условий в разновозрастной  группе дошкольного образования для позитивной социализации воспитанников и  полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности  жизнедеятельности дошкольника

. Особенности социализации детей дошкольного возраста

Пути и средства социализации личности дошкольника напрямую зависят от возрастного этапа развития и определяются типом ведущей деятельности. В зависимости от возраста главным в личностном развитии ребенка выступает следующее:

  • для детей до года самое важное – общение внутри семьи. Именно через призму семейных отношений и ценностей им воспринимается и усваивается базовая информация о внешнем мире, формируются шаблоны поведения;

  • после года и примерно до 3 лет у детей появляется потребность в общении в детском коллективе. Именно поэтому важно создать условия для возможности полноценных межличностных коммуникаций – то есть водить ребенка в группы раннего развития, на детские площадки, в сад. Там дети учатся общаться с себе подобными, учат друг друга простым нормам сосуществования в обществе, например, тому, что нужно дружить, делиться, сопереживать;

  • от 3 до 6 лет главным средством познания мира для ребенка становится собственная речь: он учится задавать вопросы, строить диалог, анализировать знания, полученные вербальным путем.

Важно помнить, что на любом возрастном этапе социализация дошкольника происходит, главным образом, через игру. Именно поэтому постоянно разрабатываются новые и совершенствуются уже существующие методики развития, направленные на то, чтобы подать информацию в простой, доступной, игровой форме – то есть той, которая будет интересна.

      Задачи программы:

  • создание благоприятной  предметно-развивающей среды для социального развития детей;

  • взаимодействие работы администрации, педагогов и родителей по социально-личностному развитию детей;

  • развитие игровой деятельности детей;

  • приобщение к  элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения с детьми разного возраста и взрослыми;

  • формирование у детей основ личности будущего гражданина;

  • профилактика и коррекция имеющихся у детей социально-личностных проблем в пределах возможности малокомплектного учреждения.

     Промежуточные результаты работы:

  -    У  детей формируются отношения, основанные на  сотрудничестве и взаимопомощи;

  -  Проявление и утверждение в личности ребёнка таких качеств, как самостоятельность,    ответственность, коммуникативность, чувство собственного достоинства;

  - Обновление предметно-развивающей среды для обеспечения успешного индивидуального развития каждого ребёнка, формирования его личности;

-  Повышение уровня педагогической культуры родителей;

Ожидаемые конечные результаты:  

            Воспитанник:

  • Имеет представление о себе, семье, обществе, государстве, природе.

  • Способен управлять своим поведением.

  • Владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

  • Толерантен к людям другой национальности.

  • Способен стоить дружеские отношения с другими детьми

    Основная цель разновозрастной группы дошкольного образования «Солнышко» – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.

Этапы социально-личностного развития детей:

- сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;

- перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию;

- систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию;

- коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.

Направления работы группы по социально - личностному развитию детей разного возраста:

 1 направление «Я - это Я»

Включает в себя работу по развитию у ребёнка представлений об особенностях своей личности, развитие навыков самосознания, позитивного самовосприятия, уверенности в себе. Включает в себя индивидуальную коррекционную работу, игровые упражнения, работу с «экраном настроения», ведение индивидуальных книжек «Про меня».

2 направление «Давайте жить дружно»

Направлено на приобретение детьми навыков сотрудничества внутри группы, введение алгоритма совместных действий и предоставление ребёнку возможности научиться реализовывать себя в группе. Включает в себя цикл игровых занятий, групповых ритуалов, этюдов, минуток общения, бесед, дружеских посиделок, совместных мероприятий. Для этого проводятся блоки игровых занятий, объединённых одной общей темой: «Как мы общаемся», «Будем вежливы», «Давайте дружить», «Наши добрые дела и поступки» и др. В начале и конце дня проводятся ритуалы приветствия и прощания. Они выполняют функцию установления эмоционально - позитивного контакта с каждым ребёнком, формируют направленность ребёнка на сверстника. Ритуалы создают у детей ощущение безопасности, поддержки, увеличивают групповую сплочённость.

3 направление «Как прекрасен этот мир»

Направлено на приобретение детьми навыков социального общения вне группы (с детьми других групп, ближайшего социума). Включает в себя организацию различных социальных контактов: общих игр, развлечений, спортивных мероприятий, концертов и праздников. Выход из групповой изоляции мы видим в полноправном участии детей в общешкольных мероприятиях: календарные праздник, тематические развлечения, субботники.

4 направление «Мы вместе»

Включает в себя работу с родителями на тему «Толерантность – качество современного человека» . Традиционными в группе стали такие формы работы с родителями, как устный журнал, родительская гостиная с приглашением специалистов, общественных организаций, обмен опытом, семинары для родителей, беседы за круглым столом, 15-минутки, клубы по интересам («Защити свои права» , «Бабушкины посиделки», «Дружеские встречи» и др.), совместные физкультурные, театрализованные, музыкальные досуги и развлечения («Предания старины глубокой», «Бабушкин сундучок», «Спортландия», «Чудеса в решете» и др.). Эти мероприятия способствуют сплочению родителей, воспитанию у них способности принятия другого человека таким, каков он есть, формируют единое образовательное пространство «родители-детский сад».

Важно помнить, что на любом возрастном этапе социализация дошкольника происходит, главным образом, через игру. Именно поэтому постоянно разрабатываются новые и совершенствуются уже существующие методики развития, направленные на то, чтобы подать информацию в простой, доступной, игровой форме – то есть той, которая будет интересна.




Цель взрослых: закрепить это желание, сделать его осознанным

II. Этапы и сроки реализации программы

Программа « Я и Мы!» рассчитана на 4 года, начиная с младшего дошкольного возраста.

Первый год обучения:

Учитывая психологические особенности младшего дошкольного возраста и то, что дети только начали посещать детский сад, основным содержанием первого года обучения должны быть наблюдения и практические действия совместно с педагогом. О чем должен помнить педагог? К 3м годам у детей накапливаются первоначальные знания о семье, о поведении в обществе других детей. Содержание и объем этих знаний, умений и навыков их довольно резко различаются у детей одного возраста. Много неясных знаний, реалистические знания переплетаются со сказочными, с принятыми в семье. Резко возрастает любознательность детей. Особенно велик их интерес к совместной деятельности, играм: вопросы о доминировании становятся преобладающими. Педагог должен помнить, что у детей этого возраста внимание носит непроизвольный характер. Устойчивость его зависит от характера деятельности. Запоминание и воспроизведение также носят непроизвольный характер. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-либо. Дети не умеют самостоятельно наблюдать, но активно принимают цель и задачи наблюдения от педагога, если они поставлены в привлекательной, игровой форме.

Второй год обучения: работа несколько усложняется, продолжаются наблюдения и практическая деятельность с помощью педагога. Дети этого возраста имеют более высокий уровень знаний, оценок и установок поведения. Они овладевают довольно большим словарным запасом, что дает им возможность передавать в рассказах объективные связи и свои ощущения, свой чувственный опыт, связанный со свойствами отношений с другими детьми и взрослыми. Имевшиеся ранее самые общие социально коммуникативные представления конкретизируются, расширяются и дополняются новым материалом.

Четырехлетние дети способны подмечать особенности поведения других людей , манеру общения. Духовно- нравственная оценка еще довольно проста и прямолинейна: плохо – хорошо. У детей отчетливо проявляются моменты активно-действенного, нравственно-эстетического отношения к другим участникам общения. Эмоциональная отзывчивость, активное сопереживание, чувство удовлетворения от результатов поведения – основа для социально – личностного воспитания. Нужно также учитывать, что на пятом году жизни осуществляется переход к самостоятельной деятельности и у детей закладываются нормы и правила поведения в обществе

Третий год обучения: ребята активно принимают участие в жизнедеятельности группы, с удовольствием оказывают посильную помощь другим детям и взрослым, становятся полноправными членами в обществе под названием «Семья»

Дети старшего дошкольного возраста имеют большой багаж представлений о жизни в социуме - семье. Детям становятся доступны достаточно сложные связи и зависимости, существующие в детском коллективе, в мире взрослых. Уровень обобщенности знаний позволяет теперь переходить к понятиям. Хоть это понятие обыденного уровня, первая ступень в познании действительности, но тем самым наглядно-образное отражение действительности в форме представлений поднимается на качественно новый уровень: представления, обогатившись конкретным материалом, превращаются в понятия.

Четвертый год обучения: В этом возрасте формируются и эмоционально-волевые качества: ответственность, инициативность, самоорганизация, самоконтроль. Мотивированная оценка приводит к формированию аргументированности и убежденности при выборе поведения. Итак, социально коммуникативные и личностные знания, трудовые умения и навыки , мотивированная оценка поведения сверстников, взрослых, собственного способствуют становлению личности ребенка в целом.

Оценочная деятельность детей поднимается на высокий уровень. Они могут не согласиться с поведением и поступками положительных героев, могут отрицательно оценивать отношение к поступкам взрослых, в том числе и близких людей. Социально- коммуникативные, личностные представления включают уже обобщенные правила поведения человека. Эти правила могут быть одним из важнейших регуляторов отношения ребенка в обществе. Педагогу необходимо учитывать возросшие возможности детей в личностном развитии и постоянно вести работу над их совершенствованием.

Во всех группах работа ведутся с сентября по май включительно. Занятия ведутся в системе:

Разновозрастная  группа – 1 занятие в месяц

Средняя группа – 1 занятие в месяц

Старшая  группа – 1 занятие в месяц.

Чтобы выявить эффективность проводимых занятий проводятся различные совместные мероприятия, ребята принимают участие в совместных играх, играх-инсценировках, также организуются различные ситуации для выявления полученных социально коммуникативных навыков. Для получения более высоких результатов в работе по данной программе поддерживается непрерывная связь с педагогами школы и родителями в нетрадиционных формах общения. Это праздники различной тематики , занятия – развлечения, викторины, круглые столы с целью привлечь внимание родителей к актуальным проблемам социально – нравственного личностного и коллективного воспитания детей.

III. Задачи программы

Образовательные:

  • формирование основ социально коммуникативной культуры в процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром через практическую деятельность : сюжетно ролевую игру, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование адекватных социальных представлений, т.е. представления о взаимосвязях в системе «Человек- человек» и в обществе где находится ребенок – в семье, на улице, в дошкольном учреждении

  • осознание детьми принятых правил поведения в обществе.

  • на примере конкретных жизненных ситуаций раскрытие связи личности и правил поведения, зависимость результата от умения общаться с другими детьми и взрослыми.

  • формирование знаний о значении для успешной адаптации в детском коллективе знаний, умений и навыков общения с другими людьми.

  • показ положительного и отрицательного влияния поведения человека на формирование личности способной находить свое место в обществе .

Воспитательные:

  • воспитывать умение заводить дружбу с детьми разного возраста, проявлять толерантность по отношению к другим детям;

  • воспитание желания и умений сохранять дружеские отношения в совместной деятельности ;

  • воспитание уважения к семейным ценностям, гордости за свою семью, дружный детский коллектив

Развивающие:

  • развитие системы умений и навыков (технологий) и стратегий взаимодействия со сверстниками, младшими детьми, взрослыми;

  • развитие умений организации совместных подвижных коллективных, сюжетно – ролевых, дидактических игр направленных на сплочение коллектива становление личности ребенка.;

  • формирование общепринятых навыков поведения в обществе направленных на формирование социально активной личности.

  • охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.


IV. Примерный тематический план занятий


ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

(МЛАДШАЯ ГРУППА).

п/п

Тема занятия

1.

Вводное занятие «Здравствуйте, это Я!»

2.

«Мое отражение в зеркале»

3.

«Что такое хорошо и что такое плохо»

4.

«Взаимопомощь»

5.

«Плохо быть одному»

6.

«Ссора и примирение»


  1. Вводное занятие. «Здравствуйте, это Я!»

Знакомство с детьми, впервые пришедшими в группу. ( Общее занятие для всех детей посещающих группу. Мероприятие организовывается по желанию воспитателя – в форме развлечения, в форме занятия )

  1. «Мое отражение в зеркале».

Знакомство со своим отражением в зеркале. Дети рассматривают свое отражение, отражение других детей, и совместно с воспитателем делают вывод о том, что у всех детей одинаковое строение тела, но разные по цвету глаза, все дети разного роста, есть девочки и мальчики, но все пришли в группу и должны научиться дружить, чтобы всем вместе было весело и интересно.

  1. «Что такое хорошо и что такое плохо»

Используя литературные произведения, сюжетно – ролевые игры, познакомить детей с принятыми нормами общения и поведения со сверстниками, в группе, на улице, дом, со взрослыми.

  1. «Взаимопомощь»

Используя занятия, театрализованные игры, сюжетно- ролевые игры, поручения, дать знания о том, что в обществе принято оказывать помощь тем, кому она необходима. Закрепление навыков взаимопомощи при одевании, уборке игрушек, различных видах совместной деятельности на занятиях, совместных играх. Оказание посильной помощи взрослым в группе, на улице, дома.

  1. «Плохо быть одному».

Дать знания о том, что быть одному без друзей, родителей, семьи очень трудно и плохо. Развивать у детей умение дружить, играть вместе, выполнять различные поручения.

  1. «Ссора и примирение».

Используя различные виды игровой и совместной деятельности, личный жизненный опыт детей , дать представления о том как можно помириться и избежать конфликтных ситуаций .


Адаптация и личностное становление детей младшего возраста будет проходить успешно, если в занятиях и мероприятиях будут принимать участие ребята из старших возрастных групп

 

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

(СРЕДНЯЯ ГРУППА).

п/п

Тема занятия

1.

«Я и мои друзья» Вводное занятие.

2.

«Я и моя семья»

3.

«Твое любимое занятие»

4.

«С кем ты хочешь подружиться»

5.

« Что такое хорошо и что такое плохо»

6.

«Дом, в котором ты хочешь жить»



  1. Вводное занятие: «Я и мои друзья».

Выявление накопленных знаний о дружбе, умении строить дружеские отношения, с другими детьми используя свой жизненный опыт. Оценка воспитателем сформированности детского коллектива, умений и навыков используя игры различной тематики.

  1. « Я и моя семья»

Воспитание уважительного, заботливого и бережного отношения ко всем членам семьи. Привлечение родителей детей к участию в совместной деятельности: тематических занятиях, развлечениях, праздниках. Изготовление подарков – поделок для членов семьи к различным праздникам.

  1. «Твое любимое занятие»

Организуя различные виды совместной деятельности, игры, чтение книг, изготовление поделок, занятия, выявить какому виду деятельности отдает ребенок предпочтение для того чтобы помочь ему найти себе друзей по интересам.

  1. «С кем ты хочешь подружиться?»

Совместно с детьми определять с кем они хотят подружиться и почему. Помогать детям, находить друзей не только среди сверстников, но и малышей. Строить дружеские отношения по интересам, учитывая мнение своих друзей и самостоятельно организовывать различные виды совместной деятельности.

  1. « Что такое хорошо и что такое плохо».

Учить детей оценивать поступки героев сказок, рассказов постепенно сравнивая их со своими поступками и поступками других детей. Закреплять у детей принятые в обществе нормы поведения и взаимоотношений со сверстниками, малышами, взрослыми.

  1. «Дом, в котором ты хочешь жить».

Формировать у детей знания и представления о дружном детском коллективе. Формировать навыки общения с коллективом детей в котором есть сверстники , малыши и взрослые. Воспитывать уважительное, заботливое и бережное толерантное отношение к другим детям и взрослым.


Во время проведения теоретических и практических занятий проводятся физкультминутки и подвижные игры в соответствии с темой занятия.

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

(старшая, подготовительная группы)

п/п

Тема занятия

1.

«Я и мои новые друзья»

2.

«Каждый привлекателен по своему»

3.

«Что такое хорошо и что такое плохо»

4.

«Один и вместе с друзьями»

5.

«Какие качества помогают дружбе?»

6

«Я и мои Родители»

7.

«Вместе дружная семья»

 

Вводное занятие.

  1. «Я и мои новые друзья».

В игровой форме выявить появились ли у детей новые друзья, с которыми им интересно играть не только в детском саду, но и на улице. Попросить рассказать, как установилось дружеское общение. Поиграть с детьми в игры, которые предложат сами дети.

  1. «Каждый привлекателен по своему».

Выяснить, как дети оценивают себя, свои поступки, поступки других детей. Научить, детей используя примеры из произведений художественной литературы, сказок, свой жизненный опыт адекватно давать оценку своим поступкам и поступкам своих товарищей. Способствовать воспитанию у детей толерантности по отношению к другим людям независимо от их внешнего вида, физических возможностей, расовой и национальной принадлежности.

  1. «Что такое хорошо и что такое плохо».

Продолжать использовать произведения художественной литературы, устное народное творчество для того чтобы научить детей самостоятельно оценивать и сопоставлять поступки героев и свои поступки с общепринятыми нормами поведения и морали в современном обществе. Учить разрешать конфликтные ситуации мирным путем, избегая драки, объединяя детей общей творческой и игровой деятельностью.

  1. «Один и вместе с друзьями».

Дать знания о том, что одному без друзей, родных и близких жить очень плохо и неинтересно. Привести примеры из литературных произведений, устного народного творчества, а так же используя совместные игры различной тематики. Учить детей позитивному общению со сверстниками. Помочь детям понять, что дружба дарит радость общения и надо учиться доставлять эту радость окружающим тебя людям

  1. «Какие качества помогают дружбе».

Дать знания о том, какие качества помогаю дружбе, а какие мешают. На примерах поступках героев сказок и рассказов, театрализованных игр закрепить знания, которые будут помогать детям , самостоятельно выстраивать дружеские отношения со сверстниками, малышами, взрослыми. Воспитывать толерантное отношение к детям с разными физическими возможностями, людям других национальностей.

  1. «Я и мои Родители»

Воспитание уважительного отношения к своей семье, родителям своих друзей. Совместная организация с родителями праздников и развлекательных мероприятий. Участие родителей в родительских собраниях, круглых столах, всеобучах направленных на воспитание социально активной личности.

  1. «Вместе дружная семья»

Закреплять знания о том, что детский коллектив одна большая дружная семья, в которой дружно играют и веселятся и малыши, и старшие дети. Объяснить, что вместе не только весело, но и бывает трудно, когда дети не умеют слушать друг друга, не умеют договариваться. Учить самостоятельно устанавливать новые контакты не только с друзьями в группе, но и на улице и со взрослыми – родителями своих друзей., воспитателями. Привлекать родителей к организации и проведению различных мероприятий совместно с детьми, родительских собраний , всеобучей , круглых столов направленных на социально – личностное воспитание дошкольников .

Литература

  1. Бодалев А. А.Восприятие и понимание человека человеком. М. 1982г. Издательство  МГУ 1982г.

  2. Бодалев А. А Личность и общение М., Издательство Педагогика. 1993г

  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1998г.

  4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М-Воронеж, 2001г.

  5. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. Издательство «Аркти», Москва, 2003г.

  6. Венгер Л.В. Психология дошкольника. М.: Просвещение, 1995 г.

  7. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. М.: А.П.О., 2006г.

  8. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. – М., ФЛИР- ПРЕСС,2002 г.

  9. Коломинский Я. Л  Психология личных взаимодействий в детском коллективе.  Минск 1984г.

  10. Леонтьев А. А. Психология общения. М., Издательский центр "Академия".2005г.



Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.