Программа внеурочной деятельности «Путешественники» для 3 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8

с.Спасское

«Утверждаю»

Директор школы

__________________

Приказ № _____

от «___»____________ 201__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности «ПУТЕШЕСТВЕННИКИ»

3 «А» класс

2014/2015 учебный год

Согласовано на методическом объединении.

Протокол № ______

от «___» _________ 2014 г.

Рабочую программу разработала:

Рожанская М. В.

Должность:

учитель начальных классов

Подпись разработчика:

_________________________

2014

Программа внеурочной деятельности

«Путешественники»

Пояснительная записка

Актуальность программы

Программа внеурочной деятельности познавательной направленности кружка «Путешественники» разработана для учащихся начальной школы 3 «А» класса. Существует тесная связь между знаниями и познавательным интересом. С одной стороны, благодаря познавательному интересу ребёнок лучше усваивает знания, с другой – познавательные интересы развиваются преимущественно на основе знаний. Программа кружка «Путешественники» составлена с учётом интересов учеников данного класса, мнений родителей и запросов общества в целом, так как позволяет удовлетворять разнообразные познавательные интересы учащихся.

Программа данного курса по содержательной тематической направленности является метапредметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – групповой; по времени реализации – краткосрочной.

Цель программы: ознакомление младших школьников с загадочным окружающим миром, формирование навыков наблюдения, анализа, формулировки выводов, пробуждение интереса к знаниям наукой.

Задачи программы:

  • расширение кругозора учащихся, развитие их воображения и эмоциональной сферы;

  • укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественнонаучного цикла;

  • последовательное приобщение учащихся к детской научно­-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней;

  • развитие коммуникативной компетентности через парную и групповую работу.

Учебно-тематическое планирование

Программа рассчитана на 34 часа, по 1 ч. в неделю

п/п

Тема

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Тайны за горизонтом

11

4

Утконос и компания

3

5

Планета насекомых

3

6

Загадки под водой

5

Туристические маршруты по России

9

7

Защита учащимися проектных работ. Подведение итогов. Награждение

2

Содержание деятельности

(34 часа)

ВВЕДЕНИЕ — 1 ч.

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий.

ТАЙНЫ ЗА ГОРИЗОНТОМ — 12ч.

Географические открытия в древности. Путешествия Марко Поло. Открытие Америки. Путешествия Х.Колумба. Васко да Гама, экспедиции Д. Кука. Покорение Северного и Южного полюсов.Открытия русских путешественников (А. Никитин, Н. М. Пржевальский). Практические работы с картой.

УТКОНОС И КОМПАНИЯ – 3 ч.

История открытия удивительных животных: утконоса, комодского варана, латимерии и др. Тайна озера Лох-Несс. Существует ли Снежный человек? Загадки обычных животных («эхолокатор» летучих мышей, способность голубя возвращаться домой, органы чувств кошки).

ПЛАНЕТА НАСЕКОМЫХ — 2 ч.

Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан — самый крупный жук. Скарабей — священный жук древних египтян. Бабочки. Совка-агриппа — самая крупная бабочка. Охрана насекомых.

ЗАГАДКИ РАСТЕНИЙ — 3 ч.

История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы. Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики. История возделывания и замечательные свойства обычных овощей и фруктов.

ЗАГАДКИ ПОД ВОДОЙ И ПОД ЗЕМЛЕЙ — 3 ч.

Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. Морские «цветы» (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в темных глубинах океана. Загадочный мир пещер. Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной.

ТУРИСТИЧЕСКИЕ МАРШРУТЫ РОССИИ – 6 ч.

Россия – уникальная страна мира. Наша Родина на карте мира. Особенности природы России. Знакомимся с природными красотами России: Карелия – край озер, уникальный Байкал, удивительное Приморье, неспокойная Камчатка, старинные русские города Центральной России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ — 2 ч.

Что мы узнали и чему научились за год. Защита проектных работ. Подведение итогов. Награждение

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема занятия

ВВЕДЕНИЕ – 1 ч.

1

5.09

Введение. Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.

ТАЙНЫ ЗА ГОРИЗОНТОМ – 12 ч.

2

12.09

Географические открытия в древности

3

19.09

Путешествия Марко Поло

4

26.09

Христофор Колумб. Открытие Америки

5

3.10

Путешествуем по Северной Америке

6

10.10

Путешествуем по Южной Америке

7

17.10

Васко да Гама. Морской путь в Индию

8

24.10

Джеймс Кук. Экспедиции Джеймса Кука. Открытие Австралии

9

31.10

Открытие Антарктиды

10

14.11

Покорение Северного полюса

11

21.11.

Покорение Южного полюса

12

28.11

Открытия русских путешественников. Афанасий Никитин.

13

5.12

Николай Пржевальский.

УТКОНОС И КОМПАНИЯ — 3 ч.

14

12.12

История открытия удивительных животных

15

19.12

Лох-несское чудовище и Снежный человек

16

26.12

Загадки обычных животных

ПЛАНЕТА НАСЕКОМЫХ — 2 ч.

17

16.01

Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Жуки

18

23.01

Бабочки. Охрана насекомых

ЗАГАДКИ РАСТЕНИЙ — 3 ч.

19

30.01

История открытия удивительных растений

20

6.02

Ядовитые растения планеты

21

13.02

Экзотические фрукты. История возделывания и замечательные свойства обычных овощей и фруктов

ЗАГАДКИ ПОД ВОДОЙ И ПОД ЗЕМЛЕЙ — 3 ч.

22

20.02

Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара

23

27.02

Морские «цветы» (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в темных глубинах океана

24

6.03

Загадочный мир пещер

ТУРИСТИЧЕСКИЕ МАРШРУТЫ РОССИИ – 6 ч.

25

13.03

Россия – уникальная страна мира. Наша Родина на карте мира. Особенности природы России.

26

20.03

Карелия – край озер. Уникальный Байкал

27

3.04

Удивительное Приморье

28

10.04

Неспокойная Камчатка

29

17.04

Старинные русские города Центральной России. Золотое кольцо

30

24.04

Старинные русские города Центральной России. Золотое кольцо

ЗАКЛЮЧЕНИЕ — 2 ч.

33

8.05

Защита проектных работ.

34

15.05

Защита проектных работ. Подведение итогов. Награждение

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Путешественники»

Содержание программы внеурочной деятельности «Путешественники», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:

Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Путешественники» можно считать следующее:

  • овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности их происхождении и назначении;

  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

  • формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

Познавательные универсальные учебные действия

  • ставить и формулировать проблемы;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

  • узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

  • запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

  • установление причинно-следственных связей

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

  • предвосхищать результат.

  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

  • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

  • стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Ожидаемые результаты

По истечении работы по программе «Путешественники» предполагается овладение учащимися следующими операционными и исследовательскими умениями:

  • умение пользоваться справочной литературой, словарями, энциклопедией;

  • умение работать с книгой: делать выписки;

  • умение использовать эмпирические методы исследования: наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, эксперимент;

  • умение формулировать проблему;

  • умение формулировать цель;

  • умение делать собственные выводы;

  • умение слушать себя и других;

  • умение доказывать или опровергать утверждения;

  • умение планировать свою деятельность.

Материально-техническое обеспечение программы

— библиотека (цель-формирование библиотечно-поисковых навыков, сбор информации);

— носители информации, в том числе мультимедийные;

— ТСО (компьютеры и ноутбуки; мультимедийное оборудование; принтеры; сканеры; интерактивная доска)

Формы проведения занятий:

  • беседа;

  • практикум;

  • тренинг;

  • исследование (индивидуальное и групповое);

  • экскурсия;

  • деловая игра;

  • ролевая игра;

  • консультация

Используемые методы для реализации программы:

  • словесные;

  • наглядные;

  • метод проблемного обучения;

  • метод проектов;

  • исследовательские;

  • игра

Срок реализации программы

Программа курса предназначена для учащихся 3 класса

Данная программа рассчитана на 34 часа.

Продолжительность занятий – 30 минут.

Условия организации деятельности младших школьников в рамках программы:

целенаправленность;

систематичность;

мотивированность;

психологический климат ;

создание творческой атмосферы;

учёт возрастных особенностей детей.

Список литературы

1.Николина В.В.,Липкина Е.К. География. Проекты и творческие работы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2012.

2. Якубович В.И. и Смирнова Г.А. Записки географического клуба М.:  Просвещение, 2013.

3.Интернет ресурсы.

4.Романиченко П.Д. Викторины по географии.

5.Тарасов А.К. Веселый урок. География. Смоленск.: Русич, 2011.

6.Магидович И.П., Покопцев Ю.М. Отечественные и зарубежные путешественники и исследователи. М.: Просвещение, 2010.

7.По материкам и странам. Составители: Н.П. Смирнова, А.А. Шибанова, М.: Просвещение, 2012.

7.Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. М.: Просвещение, 2011.

8.Энциклопедический словарь юного географа-краеведа. Составитель Г.В. Карпов,

М.: Педагогика, 2012.

9.Акимушкин И.И. Причуды природы, кн.1 и 2. М.: Юный натуралист, 2012.

10. Маркин В.А. Я познаю мир. География. Детская энциклопедия. М.: Астрель, 2013.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *