Программа по внеурочной деятельности в 1 классе «Песни Родины моей»
(духовно-нравственное направление)
Составитель:
педагог дополнительного образования
Тюлькина И.А.
с. Боград
Пояснительная записка
Внеклассная музыкально-воспитательная работа в начальной школе дополняет уроки музыки и имеет целью расширить музыкальный кругозор детей, углубить получаемые ими музыкальные знания, а также совершенствовать исполнительские навыки и умения.
Музыка, и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения, применяемые на занятиях, помогают устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость, угловатость, замкнутость, подавленность.
Следует отметить, что дети, которые занимаются вокальной деятельностью – эмоциональные, живые, их глаза блестят ярче. Именно в детском возрасте создаётся фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей, духовной культуры в будущем.
Удивительный музыкальный инструмент – человеческий голос. Им наделен каждый из нас. Так высоко, так нежно и чисто звучат голоса детей, кроме того, дети любят петь, выступать на праздниках и внеклассных мероприятиях. Это придаёт им уверенность в себе, развивает эстетический и художественный вкус.
Музыкально-эстетичекое воспитание, духовно-нравственное воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано, начиная с самых младших классов.
Программа по духовно-нравственному направлению «Песни Родины моей» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по музыке.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребёнка в школе. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве, с трудом можно восполнить впоследствии. И если ребёнок хочет и любит петь, важно, чтобы рядом с ним оказался взрослый, который помог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её прочувствовать, развить у него певческие навыки и музыкальные способности.
Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека», — утверждает известный педагог Сухомлинский.
Дети 7-8 лет характеризуются ограниченным диапазоном: до первой октавы – ре второй октавы. Здесь тембр голоса трудно определить на слух. Главная задача – добиться унисонного звучания. Динамика ограничена. Основное внимание уделяется координации слуха и голоса, формированию хорошей артикуляции и четкой дикции, овладению элементарными вокальными навыками, а также эмоциональной отзывчивости и навыкам художественного исполнения.
Программа рассчитана на 66 ч. в год: 2 часа в неделю.
Цель Программы — формирование у учащихся устойчивого интереса к пению, исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность, приобщение к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.
Задачи:
1.Расширить знания учащихся об истории Родины, ее певческой культуре на основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
2. Развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, творческое воображение.
3. Формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры.
4. Помочь учащимся овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.
Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.
Программа предполагает реализацию следующих принципов:
1. Принцип всестороннего развития. Обучение пению не должно замыкаться только на привитии певческих навыков и развитии голоса. Следует решать задачи воспитания и общего развития детей. Общение с музыкальным искусством – мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара, духовно возвышающего и обогащающего каждого воспитанника.
2. Принцип сознательности предполагает формирование сознательного отношения к певческой деятельности, сознательного освоения знаний, умений и навыков в пении. Задача педагога – научить ребенка сознательно контролировать собственное звучание, определять его достоинства и недостатки.
3. Принцип посильной трудности. Продолжительность первых занятий будет зависеть от концентрации внимания ребенка. В то же время, воспитанник должен осознавать, что пение – это труд, что усидчивость и воля являются гарантией успеха в творческой деятельности.
4. Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений.
5. Принцип единства художественного и технического развития голоса. Задача технического развития голоса должна быть полностью подчинена художественным целям.
Особое место уделяется концертной деятельности: учащиеся исполняют произведения в рамках школьных праздников, посвященных разным памятным датам. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.
Общее количество часов |
Теория |
Практика |
|
Раздел 1. Вокально-хоровая работа |
32 |
4 |
28 |
Раздел 2. Музыкально-теоретическая подготовка |
24 |
16 |
8 |
Раздел 3.Концертно-исполнительская деятельность |
10 |
– |
10 |
Итого: |
66 |
20 |
46 |
Содержание курса
Введение. Правила поведения, техника безопасности в учебном кабинете, знакомство с коллективом. Концерт-презентация учащихся предыдущих лет обучения.
Искусство пения – искусство души и для души.
Музыка в нашей жизни. Роль и место музыкального и вокального искусства. Положительные эмоции как результат воздействия вокала на чувства слушателей и исполнителя. Влияние пения на развитие личности, речи человека.
«Ни слуха, ни голоса» и перспективы научиться петь. Как пользоваться природными данными и развивать вокальные способности.
-
Вокально-хоровая работа.
-
Знакомство с голосовым аппаратом.
Голосообразование – рождение звука. Вибрация и дыхание – основа рождения звука. Гортань человека. Способность гортани человека издавать звуки. Здоровье и уход за голосом.
Знакомство с детьми, изучение способности к пению.
Координационно-тренировочные занятия.
2. Певческая установка. Унисон.
3 . Дикция (2 часа):
Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее и отличное. Важность умения говорить правильно в жизни человека. Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста. Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки.
Разучивание скороговорок
4. Работа в ансамбле
Требования к ансамблю: идентичность голоса, движений поющих, окраска звуков, артикуляционные движения, открытость и закрытость.
Положение овала рта (выбор при соло, идентичность в ансамбле). Управление артикуляционной мускулатурной и приведение ее в единую форму. Важность работы над звуком.
1. Работа над репертуаром;
2. Разучивание упражнений для распевания;
3. Работа над чистотой интонации;
4. Определение примарной зоны звучания;
5. Работа над мелодическим слухом;
6. Работа над чистым интонированием поступенных мелодий в пределах октавы;
7. Работа над чистым интонированием поступенных и скачкообразных мелодий в пределах 1,5 октавы;
8. Работа над расширением певческого дыхания;
9. Совершенствование дикции;
10. Выявление тембров;
11. Работа над ритмическим слухом;
12. Работа над расширением диапазона;
13. Работа над художественным исполнением произведений.
II. Музыкально-теоретическая подготовка.
1.Дирижерский жест
2.Основы музыкальной грамоты:
Ровно 7 цветов у радуги – а у музыки – 7 нот.
Мелодия – душа музыки.
Тембр – окраска звука.
Лад. Мажор. Минор.
Ритм – основа жизни и музыки
Темп – скорость музыки
Динамика – сила звука
3. Пластическое интонирование (8 часов)
П.И. Чайковский «Вальс цветов», «Марш деревянных солдатиков». С.С. Прокофьев
« Детский альбом», А. Рыбников «Волк и семеро козлят».
4.Импровизация: элементы импровизации в детском исполнении: ритмические, мелодические, поэтические.
III. Концертно-исполнительская деятельность.
Это результат, по которому оценивают всю работу вокального кружка. План концертной деятельности составляется на год с примерным репертуарным перечнем. Составляется с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года. Выступать могут как все учащиеся, так и солисты.
1.Подготовка к концертным выступлениям
Перед концертом устраивается обязательное прослушивание детей, ведется их отбор для публичного выступления. Сводные репетиции несут огромную воспитательную роль . Они воспитывают выдержку, терпение, осмысления того, что «Я вношу маленькую частичку в то здание, которая называется «Жизнь, школа»
2.Праздники, выступления, конкурсы
Требования к уровню подготовки обучающихся
Предполагается, что к концу учебного года учащиеся покажут себя как слаженный коллектив, владеющий элементарными вокально-хоровыми навыками:
· пение в унисон;
· певческий диапазон в пределах 1,5 октавы;
· передача простого ритмического рисунка;
· четкая дикция;
· свободное владение дыханием;
· способность передать характер произведения;
· владение динамикой p – mf.
· репертуар 6 — 8 песен смогут определять на слух:
· музыку разного эмоционального содержания;
· музыкальные жанры (песня, танец, марш);
· одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;
· средства музыкальной выразительности: темп, динамику, мелодию, ритм;
· музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;
· знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор.
Список литературы
1.Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.
2.Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.
3.Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства – Изд. 2-е – Ростов на –Дону. Феникс, 2007.
4.Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
7.Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
8.Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер , 2007.
Календарно-тематическое планирование
Дата |
Темы занятий |
Содержание занятий |
|||
1 |
07.09 |
Введение |
Правила поведения, техника безопасности в учебном кабинете, знакомство с коллективом. |
||
2 |
08.09 |
Введение |
Искусство пения – искусство души и для души. Музыка в нашей жизни. Слушание в записи песен в исполнении детских хоровых коллективов. |
||
3 |
14.09 |
Знакомство с голосовым аппаратом |
Ролевая игра. Путешествие в королевство Пения. |
||
4 |
15.09 |
Знакомство с голосовым аппаратом |
Определение примарной зоны звучания. Исполнение любимых песен по желанию. |
||
5 |
21.09 |
Певческая установка. Унисон |
Выработка правильной осанки при пении Разучивание распевания «Горошина» Разучивание песни «Песня о школе» 1 куплет |
||
6 |
22.09 |
Певческая установка. Унисон |
Выработка правильной осанки при пении. Разучивание распевания «Горошина» Разучивание песни «Песня о школе»1 и 2 куплет |
||
7 |
28.09 |
Дирижерский жест |
Ролевая игра «Волшебная палочка» Усвоение основных дирижерских жестов. Разучивание «Песня о школе»1 и 2 куплет |
||
8 |
05.10 |
Дирижерский жест |
Ролевая игра «Волшебная палочка». Усвоение основных дирижерских жестов. Разучивание 3 куплета « Песня о школе» |
||
9 |
06.10 |
Праздничный концерт ко Дню учителя |
Участие детей в праздничном концерте |
||
10 |
12.10 |
Дикция |
Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее и отличное. Важность умения говорить правильно в жизни человека. Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста. Разучивание скороговорок.Артикуляционная гимнастика. Разучивание сюиты для солистов и детского хора «Мы – первоклассники» Композитор Струве, стихи В, Викторова. Песня «Все новое у нас» 1 куплет |
||
11 |
13.10 |
Дикция |
Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки. Разучивание скороговорок Артикуляционная гимнастика. Разучивание сюиты для солистов и детскогохора «Мы – первоклассники» Композитор Струве, стихи В, Викторова. Песня №1 «Все новое у нас» 1 куплет |
||
12 |
19.10 |
Ровно 7 цветов у радуги, а у музыки – 7 нот |
Работа над чистым интонированием поступенных мелодий в пределах октавы; артикуляционная гимнастика, разучивание песни «Все новое у нас» 2 куплет |
||
13 |
20.10 |
Ровно 7 цветов у радуги, а у музыки – 7 нот |
Работа над чистым интонированием поступенных мелодий в пределах октавы; артикуляционная гимнастика, разучивание песни «Все новое у нас» 2 куплет, работа над 1 и 2 куплетами |
||
|
|
|
|
||
14 |
26.10 |
Мелодия – душа музыки |
Работа над мелодическим слухом: упражнения для распевания в примарной зоне, артикуляционная гимнастика, разучивание песни «Все новое у нас» 3 куплет, работа над 1 и 2 куплетами. Правильное интонирование мелодии. |
||
15 |
27.10 |
Мелодия – душа музыки |
Работа над мелодическим слухом: упражнения для распевания в примарной зоне, артикуляционная гимнастика, разучивание песни «Все новое у нас» 3 куплет, работа над 1 и 2 куплетами. Правильное интонирование мелодии |
||
16 |
09.11 |
Песни из любимых мультфильмов. |
«Песенка друзей» из м/ф «Бременские музыканты», «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка» и другие – слушание и исполнение, работа над песней «Все новое у нас» |
||
17 |
10.11 |
Песня превращается в оперу. |
Ролевая игра «Волк и семеро козлят» по мотивам одноименной детской современной оперы А.Рыбникова |
||
18 |
16.11 |
Тембр – окраска звука. |
Ролевая игра «Догадайся, кто поет»,работа над чистым интонированием поступенных и скачкообразных мелодий в пределах октавы; артикуляционная гимнастика. Разучивание песни №2 «Мы сидим за партами впервые», 1 куплет. |
||
19 |
17.11 |
Тембр – окраска звука. |
Ролевая игра «Догадайся, кто поет»,работа над чистым интонированием поступенных и скачкообразных мелодий в пределах октавы; артикуляционная гимнастика. Разучивание песни №2 «Мы сидим за партами впервые», 1 куплет. |
||
20 |
23.11 |
Ритм – основа жизни и музыки. |
Упражнения на развитие ритма артикуляционная гимнастика. Разучивание песни №2 «Мы сидим за партами впервые», 2 куплет. |
||
21 |
24.11 |
Ритм – основа жизни и музыки. |
Упражнения на развитие ритма артикуляционная гимнастика. Разучивание песни №2 «Мы сидим за партами впервые», 2 куплет. |
||
|
|
|
|
||
22 |
30.11 |
Темп – скорость музыки. |
Артикуляционная гимнастика. Работа над дикцией и ритмом песни «Мы сидим за партами впервые», исполнение песни «Все новое у нас», разучивание песни №3 «Переменка» 1 часть |
||
23 |
01.12 |
Темп – скорость музыки. |
Артикуляционная гимнастика. Работа над дикцией и ритмом песни «Мы сидим за партами впервые», исполнение песни «Все новое у нас», разучивание песни №3 «Переменка» 2 часть |
||
24 |
07.12 |
П.И. Чайковский. «Детский альбом». |
Ролевая игра «Мои любимые игрушки».Пластическое интонирование «Марш деревянных солдатиков», «Полька», «Вальс», «Болезнь куклы». Артикуляционная гимнастика. Песня «Переменка». Доучивание текста, мелодии, работа над ансамблем, правильным интонированием и эмоциональным исполнением. |
||
25 |
08.12 |
П.И. Чайковский. «Детский альбом». |
Ролевая игра «Мои любимые игрушки».Пластическое интонирование «Марш деревянных солдатиков», «Полька», «Вальс», «Болезнь куклы». Артикуляционная гимнастика. Песня «Переменка». Доучивание текста, мелодии, работа над ансамблем, правильным интонированием и эмоциональным исполнением. |
||
26 |
14.12 |
Мои любимые песни. |
Исполнение и слушание детских новогодних песен. Исполнение всех разученных ранее песен. |
||
27 |
15.12 |
Мои любимые песни. |
Исполнение и слушание детских новогодних песен. Исполнение всех разученных ранее песен. |
||
28 |
21.12 |
Вокруг елки хоровод. |
Разучивание песен, хороводов к Новогоднему празднику |
||
29 |
22.12 |
Вокруг елки хоровод. |
Разучивание песен, хороводов к Новогоднему празднику |
||
30 |
28.12 |
Новый год стучится в окна. |
Участие детей в праздничном Новогоднем карнавале (в классе) |
||
31 |
29.12 |
Новый год стучится в окна. |
Участие детей в праздничном Новогоднем карнавале (в школе) |
||
32 |
10.01 |
«Угадай мелодию». |
Ролевая игра на знание детских песен |
||
33 |
14.01 |
С.С. Прокофьев «Детский альбом». |
Ритмические упражнения, пластическое интонирование. Разучивание песни №4 «Прогулка в автобусах» 1 куплет |
||
34 |
17.01 |
П.И. Чайковский «Вальс цветов». |
Ритмические упражнения, пластическое интонирование. Видеосюжет из мультипликационного фильма со звучанием «Вальса цветов». Разучивание песни №4 «Прогулка в автобусах» 1 и 2 куплет. |
||
35 |
21.01 |
Сен-Санс. Как поют разные животные. |
Ролевая игра. Знакомство с инструментами симфонического оркестра. Слушание пьес «Осел», «Лебедь», «Кукушка». «Тихая песенка» — 1 куплет. |
||
36 |
24.01 |
Динамика – сила звука. |
«Мамочка милая» — разучивание. Работа над расширением певческого дыхания. Исполнение песни №4 «Прогулка в автобусах» .Ролевая игра. |
||
37 |
28.01 |
Динамика – сила звука. |
«Мамочка милая» — разучивание. Работа над расширением певческого дыхания. Исполнение песни №4 «Прогулка в автобусах» .Ролевая игра. «Тихая песенка», «Громкая песенка» — разучивание. |
||
38 |
31.01 |
Мои любимые песни. |
«Мамочка милая» «Тихая песенка», «Громкая песенка» — разучивание . Работа над дикцией. Составление афиши концерта. |
||
39 |
04.02 |
Мои любимые песни. |
«Мамочка милая», «Тихая песенка», «Громкая песенка» — разучивание . Работа над дикцией. Составление афиши концерта. |
||
40 |
07.02 |
Сводная репетиция праздничного концерта. |
Воспитание выдержки, терпения, сценического мастерства. |
||
41 |
11.02 |
Сводная репетиция праздничного концерта. |
Воспитание выдержки, терпения, сценического мастерства. |
||
42 |
14.02 |
Концерт «Милая мама» |
Участие в концерте, посвященному дню 8 Марта |
||
43 |
18.02 |
Два брата Лада. |
Бетховен «Весело. Грустно». Глинка «Полька». Бетховен «Сурок». Сказка о Ладе. Разучивание песен из сюиты для младшего детского хора «Песенки-картинки» музыка Струве, стихи Викторова. Песня №1 «Веселая песенка» 1 куплет |
||
44 |
21.02 |
Два брата Лада. |
Заключительный хор из оперы «Муха-Цокотуха» и «Веселая песенка» 1 куплет — разучивание. |
||
45 |
25.02 |
|
|
||
46 |
28.02 |
Лад. Мажор. Минор. |
Заключительный хор из оперы «Муха-Цокотуха» и «Веселая песенка»- разучивание 1 и 2 куплетов.Пение мажорного и минорного звукоряда |
||
47 |
04.03 |
Лад. Мажор. Минор. |
Заключительный хор из оперы «Муха-Цокотуха» и «Веселая песенка»- разучивание 1 и 2 куплетов.Пение мажорного и минорного звукоряда |
||
48 |
07.03 |
Инсценирование фрагмента сказки «Муха-Цокотуха». |
Заключительный хор из оперы «Муха-Цокотуха» — разучивание. Работа над художественным исполнением. |
||
49 |
11.03 |
Инсценирование фрагмента сказки «Муха-Цокотуха». |
Заключительный хор из оперы «Муха-Цокотуха» — разучивание. Работа над художественным исполнением. |
||
50 |
14.03 |
Прощание с азбукой. |
Подготовка к выступлению перед родителями, учителями Составление программы. |
||
51 |
18.03 |
Прощание с азбукой. |
Выступление перед родителями и учителями. |
||
52 |
21.03 |
Дружная семья. |
Песня №2 «Грустная песенка» — разучивание 1 куплета. Сказочное знакомство с длительностями нот |
||
53 |
01.04 |
Дружная семья. |
«Грустная песенка» — разучивание 1 куплета. Сказочное знакомство с длительностями нот |
||
54 |
04.04 |
«Музыкальная азбука». |
«Грустная песенка» — разучивание 1и 2 куплетов. «Солдаты мира» 1 куплет.Загадки на знание музыкальных терминов |
||
55 |
08.04 |
«Музыкальная азбука». |
Артикуляционная гимнастика. «Грустная песенка» — разучивание 1и 2 куплетов. «Солдаты мира» 1 куплет. |
||
56 |
11.04 |
Сводная репетиция праздничного концерта к празднику 9 Мая. |
Воспитание выдержки, терпения, сценического мастерства, работа над художественным исполнением. |
||
57 |
18.04 |
Сводная репетиция праздничного концерта к празднику 9 Мая. |
Воспитание выдержки, терпения, сценического мастерства, работа над художественным исполнением. |
||
58 |
25.04 |
«Нам мир завещано беречь». |
Участие в праздничном концерте. |
||
59 |
29.04 |
Волшебный цветик-семицветик: мелодия, ритм, тембр, лад, темп, динамика. |
Повторение и доучивание всех ранее выученных песен. Повторение теоретических понятий. Артикуляционная гимнастика. |
||
60 |
06.05 |
Волшебный цветик-семицветик: мелодия, ритм, тембр, лад, темп, динамика. |
Повторение и доучивание всех ранее выученных песен. Повторение теоретических понятий. Артикуляционная гимнастика. |
||
61 |
13.05 |
Сводная репетиция к празднику «Последнего звонка». |
Воспитание выдержки, терпения, сценического мастерства, работа над художественным исполнением. |
||
62 |
23.05 |
Праздник в школе «Последний звонок». |
Выступление детей на празднике «Последнего звонка». |
||
63 |
26.05 |
Праздник в школе. |
Подготовка детей к выступлению на празднике «За честь школы». |
||
64 |
27.05 |
Праздник в школе. |
Подготовка детей к выступлению на празднике «За честь школы». |
||
65 |
28.05 |
До новых встреч с музыкой. |
Просмотр видеосюжетов с концертных выступлений, час общения с первоклассниками, составление примерного плана работы на следующий учебный год, пожелания первоклассников. |
||
66 |
29.05 |
До новых встреч с музыкой. |
Просмотр видеосюжетов с концертных выступлений, час общения с родителями. |
14