Программа летнего лагеря.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лаишевская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

директор школы Е.С. Зацепина

от «6» апреля 2015 г.

Составил начальник лагеря

Малюскина Р. Н.

Ульяновск – 2015

Содержание:

1. Пояснительная записка

2. Цель программы

3. Задачи программы

4. Принципы

5. Ожидаемые результаты

6. Механизм реализации программы

7. Кадровое обеспечение

8. Организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Ровесник» с социумом

9. Режим дня

10. Мероприятия

1. Пояснительная записка

Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в летнем – оздоровительном лагере Ровесник, который функционирует на базе МБОУ Лаишевская СОШ. Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.

Значимость летнего периода для оздоровления и вос­питания детей, удовлетворения детских интересов и рас­ширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:

— между потребностью семьи и государства иметь здо­ровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетво­рительным состоянием здоровья современных детей;

— педагогической заботой, контролем и желанием де­тей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоя­тельным творчеством.

В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.

Содержание деятельности лагеря должно быть направлено на разрешение этих противоречий.

Деятельность летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, она универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья. Создает благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга, предупреждает асоциальные явления, социально защищает детей из малообеспеченных семей. Эффективное управление в современном лагере – это главная основа его существования и непременное условие развития.

Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.

Основная идея программы

— представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену.

Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.

Сюжет лагерной смены «Волшебник родниковой долины».

Когда-то не очень давно, в одном из парков одного очень красивого города жил Волшебный источник. Вода в нем была чистая – чистая и очень вкусная и она обладала лечебными свойствами, и стоило заболевшему человеку выпить этой воды, он скоро выздоравливал. Но самое главное, Волшебный источник исполнял у каждого ребенка одно желание. Только одно, и только у детей. К Источнику приходили девчонки и просили необыкновенных кукол, заколок, украшений, красивых платьев и много-много всякой другой девчоночьей ерунды.

Приходили мальчишки, просили коньки и боксерские перчатки, ролики и

велосипеды, просили сделать их сильными и храбрыми. Кто-то просил хороших отметок, и Источник очень расстраивался, когда приходилось исполнять такие просьбы, ведь эти отметки не были заслужены. Кто-то просил собаку, или кошку. Источник исполнял все желания, и дети были счастливы.

Однажды пришел к Источнику мальчик. Источник приготовился выслушать его просьбу, и мальчик сказал: «Я хочу, чтобы этот город принадлежал мне». «Как это?» — удивился Источник. «Я хочу, чтобы город был моим. Я буду в нем самым главным, самым сильным и богатым». «Какое странное желание» — сказал Источник. «Ты должен исполнить одно желание каждого ребенка, а мое желание таково» — сказал мальчик. «Ну, послушай, зачем тебе целый город? Он такой большой. Я подарю тебе детскую площадку, и ты будешь играть на ней со своими друзьями, хочешь? – не унимался Источник. «Какой ты глупый! – засмеялся мальчик. « У меня нет друзей, зачем они мне? А когда я буду править городом, я смогу построить сотню детских площадок, и все они будут моими. Все кондитерские будут принадлежать мне. У меня будет столько игрушек, велосипедов и машинок, что я смогу менять их каждый день. Ведь все магазины будут моими. Так что не теряй времени, скорее исполняй мое желание!»- требовал мальчик. Источник растерялся. Действительно, он должен был исполнить одно желание каждого ребенка, и он не мог отказать мальчику.

Что же делать? Ведь нельзя допустить, чтобы такому злому и жадному мальчику достался город? «Хорошо, — сказал Источник – Но твое желание очень трудное, даже для меня. Мне нужно приготовиться. Приходи завтра утром и все будет, как ты хочешь». «Отлично! Я приду завтра. И помни, ты обещал».

Следующим утром мальчик опять отправился к Источнику. В парке было светло и тихо. Мальчик подошел, и увидел несколько детей, которые тоже пришли за своими желаниями. Но вид у них был растерянный, одна девочка даже плакала. Мальчик подошел поближе и увидел, что там, где был волшебный Источник, появился глубокий овраг. А Источник исчез.

В одной очень старинной книге написано, что, если дети всего мира совершат много добрых и полезных дел, то есть вероятность, что Источник вновь откроется и обретет свою волшебную силу. Для того чтобы вернуть Источнику волшебную силу, ребятам необходимо совершить много добрых и полезных дел, отправиться в

путешествие на «Озеро добрых дел», подняться на вершину «Горы достижений», побывать на «Поляне творчества», посетить «Парк Победы». Пройдя все этапы путешествия, ребята смогут найти «Живой родник», который символизирует не только чистую, прозрачную целебную воду, но и доброту, милосердие, духовную силу, любовь к природе, родному краю, своим родным и окружающим людей.

2. Цель:

Создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей, развитие личности ребенка, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей.

3. Задачи:

1. Создать условия для организованного отдыха детей. Прививать навыки

здорового образа жизни.

2. Формировать интерес к различным видам деятельности.

3. Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.

4.Воспитывать чувство коллективизма.

4. Принципы

— принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;

— принцип коллективной деятельности;

— принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря;

— принцип самостоятельности и творческой индивидуальности.

— принцип дифференциации воспитания: отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально – психологическими особенностями детей; создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня); взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня; активное участие детей во всех видах деятельности;

5. Ожидаемые результаты работы лагеря:

— укрепление здоровья детей через соблюдение режима питания, витаминизацию организма, закаливание организма, организацию игр и проведение мероприятий на свежем воздухе;
— развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом;
— расширение социального опыта и пополнение жизни детей интересными социо — культурными событиями;
— формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
— формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира;

— укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов;

— развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка;

— привитие навыков самообслуживания;

— чувство патриотизма;

— уважение к родной природе.

6. Механизм реализации программы:

Летний оздоровительный лагерь «Ровесник» с дневным пребыванием детей и подростков — это педагогическая система, способствующая развитию ребенка как творческой личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности, здорового образа жизни.

В основу реализации программы заложены разнообразные формы и методы.

Организационно-педагогическая деятельность

— комплектование штата лагеря кадрами;

— участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей;

— совещание при директоре по организации летнего отдыха учащихся;

— проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей;

— проведение родительских собраний «Занятость учащихся летом»;

Оздоровительная работа:

Основополагающими идеями в работе с детьми в летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:

ежедневный осмотр детей медицинским работником;

— утренняя зарядка;

— принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);

— организация пешеходных экскурсий;

— организация здорового питания детей;

— организация спортивно-массовых мероприятий:

— соревнования по лёгкой атлетике;

— спортивные эстафеты;

— подвижные спортивные игры;

Работа по сплочению коллектива воспитанников

Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:

— Знакомство «Расскажи о себе»

— Коммуникативные игры на знакомство «Здравствуй, друг!», «Снежный ком»,

«Назовись».

— Игры на выявление лидеров «Верёвочка», «Карабас».

— Игры на сплочение коллектива «Зоопарк – 1», «Заколдованный замок»,

«Шишки, жёлуди, орехи», «Казаки-разбойники», «Да» и «Нет» не говори!»,

«Хвост дракона», «Зоопарк-2».

Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период

— Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»;

— Беседы, проведённые медицинским работником: «Как ухаживать за зубами?», «Путешествие в страну витаминию», «О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя», «Как беречь глаза?»;

— Игра-беседа «Уроки безопасности при пожаре» ;

— Профилактическая беседа о вреде наркотиков;

— Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома», «Безопасность а городской квартире», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Правила поведения и безопасности человека на воде», «Меры доврачебной помощи»;

Работа по развитию творческих способностей детей

— Оформление отрядных уголков, стенных газет;

— Ярмарка идей и предложений;

— Конкурсы рисунков на асфальте: «Миру – мир!», «Ты, я и огонь», «Волшебные мелки»;

— Коллективно-творческие дела: «Ключи от лета» (Театральный фейерверк», «Алло! Мы ищем таланты!», «До свиданья, лагерь!»

— Мероприятия на развитие творческого мышления: Загадки, кроссворды, ребусы, викторина «Смекалка, эрудиция и смех – неотъемлемый успех!», конкурсная программа «Великолепная семёрка», «Эрудит – шоу», конкурс – игра «Весёлые минутки», конкурс танцевального мастерства «В ритме танца», конкурс врунов «Как меня собирали в лагерь», интеллектуальная игра «Разноцветная капель», конкурс – игра «Счастливый случай», «Поле чудес»;

Итоговая выставка поделок, рисунков.

Работа по патриотическому развитию детей

— Экскурсия по городу Ульяновск

— Беседа «Символика Российской Федерации»;

— Дискуссия «Природа моего края»;

— Беседа «Поговорим о матушке-природе»;

— Конкурс рисунков – «Мое село!»

Работа по привитию навыков самоуправления

— Выявление лидеров, генераторов идей;

— Распределение обязанностей в отряде;

— Закрепление ответственных по различным видам поручений;

— Дежурство по столовой, игровым комнатам;

7. Кадровое обеспечение;

— педагоги-организаторы;

— начальник оздоровительного лагеря;

— музыкальный руководитель;

— медицинский работник;

— обслуживающий персонал.

— органы самоуправления;

Финансирование:

Финансирование лагеря производится за счет учредителя,

фонда социального страхования,

средств родителей и спонсоров.

8. Организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря «Ровесник» с дневным пребыванием детей с социумом.

Кинотеатр Люмьер г. Ульяновска

Школа искусств г. Ульяновска, парк Победы

Ульяновская библ. им. Аксакова, школьная библиотека

Дендропарк г. Ульяновск

Спортивная пло-

щадка при школе, спортивный зал в школе

Музеи г. Ульяновска

8.30.- 8. 45. Прием в лагерь.

8.45 — 9.00. Зарядка

Музыка звучит: пора, пора!

С добрым утром, детвора,

И тотчас же по порядку

Всем ребятам на зарядку!

9.00 — 09.30 Завтрак

Всем за стол! Узнать пора,

Чем богаты повара!

09.35 – 10.00. Линейка

10.00. – 11.30. Прогулка, игры, экскурсии

Кто куда: кто в поход,

Кто в цветник, на огород!

Загорай и закаляйся,

В быстрой речке искупайся.

Раз пришел веселый час,

Здесь играют все у нас!

11. 30 – 12. 00. Кружковая работа, занятия по интересам

Если хочешь много знать,

Многому учиться,

Книги должен ты читать,

Только не лениться!

12.00. -13.00. Отрядные, лагерные дела

Не грустят в семействе нашем,

Мы поем, рисуем, пляшем,

Мастерим, умеем шить,

Все занятия хороши!

13.00. — 13.30. Обед

Но у всех, смешливых даже,

За столом серьезный вид.

За обедом виден сразу аппетит.

13. 30.- 14.30. Прогулка, экскурсии, походы

14.30. — Уход домой.

А теперь всем: «ДО СВИДАНИЯ!»

Завтра снова мы придем!

СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ

Директор школы

Старший воспитатель

Музрук

Начальник лагеря

Физрук

Воспитатели

Обслуживающий персонал

Воспитанники смены

Методическое обеспечение.

— Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана – сетки.

— Должностные инструкции всех участников процесса.

— Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.

— Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.

— Проведение ежедневных планерок.

— Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.

Материально – техническое обеспечение.

— Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.

— Материалы для оформления и творчества детей.

— Наличие канцелярских принадлежностей.

-Аудиотехника и видеотехника.

— Призы и награды для стимулирования.

Наличие опыта реализации.

Учитывая опыт прошлых лет, можно с уверенностью сказать, что программа летней оздоровительной площадки, построенная в форме игры, дает положительные результаты.

Ребята, посещавшие летний лагерь в прошлом году стали более коммуникабельны, физически выносливы, раскрыли свои скрытые таланты, стали активнее в школьной жизни.

Желающих, посещать лагерь в этом году очень много, что говорит о том, что работа ведется в правильном направлении. В этом году предполагается, что программа закрепит результаты прошлого года и даст толчок к развитию новых творческих способностей.

Планирование работы.

При составлении плана работы учитываются возможности разновозрастных отрядов. Интересы детей. Педагогов, родителей и пути реализации. В работе лагерной смены планируется активно задействовать социум села: сельская библиотека, музей, медицинский пункт, детский сад, также планируется поездки в город Ульяновск.

Учебно-методическое оснащение программы

  1. Афанасьев С.П. Коморин С.В. — Что делать с детьми в загородном лагере, — М.: 2009 г.

  2. Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, — М.: «5» за знания, 2008 г.

  3. Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2008 г.

  4. Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, — О.: «Детство», 2007 г.

  5. Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, — О.: «Детство», 2009 г.

  6. Титов С.В. Здравствуй, лето! — Волгоград, Учитель, 2007 г.

  7. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г.

дня

Мероприятия

2. 06.

Открытие лагеря «Здравствуй, друг!»

1.Организационное мероприятие «Расскажи мне о себе»

2. Знакомство с режимом дня.

3. Игры, конкурсы «Ярмарка идей».

4. Веселыми тропинками лета (открытие смены)

Деление на отряды. Проведение инструктажа по ТБ.

3.06. «Спорт и здоровье»

1.Минутка здоровья «Мой рост и мой вес». Диагностика здоровья.

2 Малая спартакиада под девизом: «Мы за здоровый образ жизни»

Спортивные состязания.

3. Конкурс рисунков «Дети Лаишевки против наркотиков»

4. Оформление уголка лагеря и отрядных газет.

4. 06. «День хороших манер»

1.Минутка здоровья

«Осанка – основа красивой походки»

2. Беседа «Как вести себя в театре, доме культуры»- встреча с сотрудником библиотеки

3. «До, ре, ми, фа, соль – концерт. Культура поведения в общ. местах.

5. 06. Секреты мастеров»

1. Конкурс рисунков «В летнем лесу».

2. Беседа «Осторожно огонь »

3. Конкурс «Дело мастера боится»

4.Подвижные игры на воздухе

5. Подготовка к конкурсу талантов

6. 06. День волшебных сказок, посвященный А.С. Пушкину. «Пушкинский день»

1.Минутка здоровья «Книги о здоровье».

2. «Там чудеса…» встреча с сотрудниками библиотеки.

3. Конкурс рисунков «Волшебные краски».

4. Подготовка к конкурсу талантов.

7. 06.«Час веселых испытаний»

День спорта. Экскурсия на природу в село Лаишевка.

9. 06.. День талантов.

1. Минутка здоровья «Как ухаживать за зубами»

2. «Минута славы» — конкурс №1.

3. «Фабрика звезд -1 караоке – конкурс №2.

4. Подвижные игры на воздухе.

10. 06. «День ПДД»

1.Правила дорожного движения – должны знать все.

2. Конкурс рисунков по ПДД. Дорожная азбука в загадках.

11. 06. «День шахматистов-шашистов»

1. Шахматно-шашечный турнир.

2.Спортивные состязания «Царь горы».

13. 06. «День пожарной безопасности»

1. Беседа о правилах пожарной безопасности.

2. Экскурсия в пожарную часть село Лаишевка.

14. 06 «День России» . «День героев ВОВ»

1. День России «Русь, Россия, Родина моя» — беседа.

2. Конкурс рисунков «Пусть всегда будет солнце!» 1. 3.Экскурсия в музей «Медаль за бой, медаль за труд».

4. Видео-урок «Герои России — Герои нашего двора»

16. 06. День фантазий и юмора.

1.Минутка здоровья «Правильное питание»

2. Викторина «Устами младенца»

3. Конкурс «Самый фантастический проект»

4. « Мульти-Пульти –карнавал»

17. 06. «Знаешь ли ты себя?»

1. Знаешь ли ты себя? Охрана и укрепление здоровья.

2. Анкета «Режим дня».

3 Музыкальный час.

18. 06. «В гостях у сказки»

1. «В гостях у сказки». Инсценирование отрывков из Русских народных сказок.

2. Соревнования велосипедистов. Спортивные игры.

19. 06. «Мисс и мистер лагеря – 2011».

1.Минутка здоровья «Как снять усталость с ног»

2. Конкурс « Мисс и мистер – Лето — 2011»

3 Интеллектуальная игра «Звездный час»

4. Первенство лагеря по футболу

5.Подготовка к конкурсу бантиков

20. 06«Мисс и мистер лагеря – 2011».

1. Беседа «Живи, родник!» Экскурсия к реке, сбор лекарственных трав.

2. Подготовка к закрытию лагеря. К праздничному концерту.

21. 06. «День бантиков и игрушек, шаров и веселых игр»

1.Минутка здоровья «Друзья Мойдодыра и наше здоровье»

2.Фантазии на тему: «Игры, игрушки, шарики и бантики»

3. Фото-сессия «Как нам вместе хорошо». Оформление альбома.

23. 06. День семьи.

Закрытие лагерной смены.

1. Беседа «Моя семья в истории моей страны»

2. «Праздничный концерт» . 3. Закрытие лагерной смены.

ЗАКОНЫ ЛАГЕРЯ

В лагере существуют законы.

Выполнение их дисциплинирует детей, приучает быть более ответственными. Но важно, чтобы законы не насаждались взрослыми, а предлагались, обсуждались и принимались детьми. Принятые таким образом законы легче воспринимаются и лучше выполняются ребятами.

— Закон доброго слова.

— Закон уважения к старшим.

— Закон уважительного отношения друг к другу.

— Закон бережного отношения к природе.

— Закон 0:0 (бережного отношения ко времени).

— Закон чистоты.

— Закон справедливости

— Закон дружбы.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *