Программа кружка «Весёлые нотки»

Сакмарский Дом детского творчества

Программа утверждена методическим советом ДДТ

Протокол №_____________ от __________________

Директор ДДТ Мальцева С.С.

Программа кружка « Весёлые нотки »

Автор программы: Д.Б Кабалевский и др.

Исполнитель: педагог Каржень Н.А.

Аннотация: данная программа

предназначена для педагогов

д/о при работе с детьми младшего и среднего звена.

Срок реализации программы 2 года.

Пояснительная записка.

Музыкальное искусство в жизнедеятельности человека предстает как многофункциональное явление. Спектр этих функций остается неизменным при любых условиях ее существования.

Музыка – один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным (образным) отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувство родства, воплощает общественные идеалы.

Современное музыкальное искусство многообразно: оно включает в себя различные музыкальные жанры, индивидуальные, национальные и исторические стили, музыкальный язык.

Сегодня направленность образования центрируется вокруг ЧЕЛОВЕКА, раскрытия его индивидуальности и неповторимости, умения найти себя в обществе, быть преобразователем себя и окружающей действительности.

Данная программа во многом учитывает позитивные традиции в области музыкально-эстетического образования, сложившиеся в отечественной педагогике.

Предлагаемая программа изучается в течение 2 лет, в соответствии с учебным планом, утверждена педагогическим советом и директором ДДТ Занятия проводятся 1 раза в неделю, всего 33 часа.

Программа построена с учетом возрастных особенностей, по принципу перехода от простых к сложным формам занятий.

Предполагаемая программа курса обобщает лучшие достижения предшествующих программ по музыке для общеобразовательных школ, созданных под руководством Д.Кабалевского, А.Апрак- Синой, Ю.Алиева, Н.Терентьевой и др. и развивает их связи с особенностями социокультурной ситуации сегодняшнего дня. Она призвана создать условия для духовной «самореализации личности» и средствами искусства в школьнике «Сформировать человека и гражданина», обеспечить «адекватный мировому уровень музыкального образования, интегрировать» личность школьника в национальную и мировую культуру.

Программа построена по принципу «минимакса», сформулированному академиком А.А.Леонтьевым в статье «Педагогика здравого смысла» (сборник «Школа 2000…, М.1997). Максимум содержания Программы для тех, кто хочет научиться (в том числе и для музыкально-одаренных детей, не имеющих возможности учиться музыкальных школах) и минимум – для всех с учетом природных способностей.

Главная новизна программы кроется в самом подходе к музыкальному воспитанию и образованию, которое рассматривается в ситуации глобального духовно-нравственного и экологического кризиса земной и духовной жизни человека. Понятие музыкального воспитания связано с внешней музыкальной средой окружающей жизни и в личностном плане – с той внутренней музыкой, которую каждый человек с рождения и до могилы носит в своей душе. Уроки музыки трактуются как уроки духовно-нравственного и физического оздоровления детей средствами искусства. В связи с чем содержание программы предусматривает душевное состояние учащихся, а также общие социальные причины (70% населения России живет в состоянии хронического стресса) предлагаемые творческие и музыкально-игровые формы обучения направлены на снятие стресса у детей. Обязательной рубрикой урока музыки введено музыкальное движение, многообразные формы которого призваны восполнить существующий дефицит подвижности школьников, пагубно сказывающейся на здоровье детей.

Программа учитывает состояние здоровья сегодняшнего школьника. Музыка, как известно, самое сильное среди искусств по своему прямому и непосредственному воздействию на психику человека. В связи с этим в программе обязательной рубрикой введено музыкальное движение и музыкальные игры, благотворно действующее на психику школьников»

Цели программы

Музыкально-эстетическое образование в школе нацелено на гармоничное развитие личности в духовно-нравственном плане, на создание условий для раскрытия всех его дарований и на формирование системы дальнейшего за пределами школы духовного самораскрытия, что невозможно без творческого потенциала. Поэтому создание условий для максимальной оптимизации творческих способностей школьников – одна из важнейших задач музыкально-эстетического воспитания. На повестке дня современного образования – разработка и внедрение творческой системы массового музыкально-эстетического воспитания. Чувство прекрасного целесообразно развивать не только в пассивных формах объяснения и слушания музыки, но и более активных доступных для детей формах музицирования и собственного музыкального творчества. Такой комплексный подход к образованию создает условия для формирования универсальных способностей, важных для любых сфер деятельности, и является мощным стимулом развития ассоциативного мышления. В итоге урок музыки может стать искусством постижения жизни во всем ее многообразии.

Настоящая программа базируется на принципах целостности и комплексности музыкально-эстетического образования. Достоинством программы является связь теории с практикой музицирования, нацеленность на духовно-нравственные аспекты воспитания, а также – единство знания, ассоциативного мышления, творческой деятельности.

Задачи :

1. Гармоничное развитие средствами музыки творческого потенциала каждого школьника, его эвристического мышления, познавательной деятельности.

2. Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на нравственные и эстетические идеалы, формирование жизненной позиции.

3. Овладение языком музыкального искусства на основе музыкально-теоретических знаний и навыков, постижение сути музыки во взаимосвязи со смежными видами искусства.

4. Постижение сущности музыкальной интонации, ее драматургии через различные формы музицирования: сольного и ансамблевого (вокального, хорового, инструментального).

Формы работы на уроке.

Музыкальное воспитание предполагает развитие не только интеллектуальных (в беседах о музыке) но собственно музыкальных способностей школьников: вокально-хоровых, чувство ритма, темпа, тембрового, мелодического и гармонического слуха, способностей двигаться под музыку, а также музыкально-исполнительских навыков. Этим задачам соответствуют определенные формы работы. Развитие музыкального восприятия осуществляется в традиционной форме слушания музыки с привлечением смежных видов искусства. Эта форма способствует расширению музыкально-слухового запаса, формированию определенного музыкально-слухового сознания, музыкального мировоззрения, вкуса, оценочных установок. Большое значение здесь имеют словесные объяснения учителя, его беседы с учениками. Учитель призван помочь детям выявить нравственную направленность произведения, его положительное влияние на человека, научить детей высказывать свое отношение к прослушанной музыке. Активизировать восприятие музыки могут такие формы как выражение впечатлений по поводу прослушанной музыки в рисунках или передать ее настроение в музыкальном движении (свободная пластическая импровизация под музыку). Проверочные работы. Нотные картинки – загадки призваны не только закрепить знание музыкальных знаков в игровой форме, но и развить у школьников ассоциативное мышление, изобретательность, наблюдательность к окружающему миру. Рубрика «Угадай мелодию» поможет увязать программу по слушанию музыки с практическим музицированием. Повысить интерес детей к музыкальным занятиям.

Наиболее полно свои возможности ребенок раскрывает в игре. Игра позволят сделать обучение интересным и увлекательным, активизирует творческие наклонности, поисковые способности.

Условием успешной реализации является обязательное выполнение следующего учебного плана.

Тематическое планирование

Первый год обучения.

Темы года: Песня, танец, марш – музыкальные жанры.

О чем говорит музыка. Куда ведут нас три кита.

Взаимопроникновение жанров. Интонация. Развитие музыки.

Построение (формы) музыки. Музыка моего народа. Музыка Древней Руси.

Тема.

Кол-во часов

1

Музыка в жизни человека.

1

2

Марш.

1

3

Танец.

1

4

Песня.

1

5

Песня народная и композиторская.

1

6

Песня, танец, марш – музыкальные жанры.

1

7

Какое настроение передает музыка?

1

8

Что выражает музыка?

1

9

Как музыка передает чувства человека?

1

10

Что изображает музыка?

1

11

Праздник осени.

1

12

Музыка и движение.

1

13

Музыка и природа.

1

14

О чем говорит музыка?

1

15

Музыкальный театр.

1

16

Оперный спектакль.

1

17

Дирижер.

1

18

Кукольный театр.

1

19

Балет.

1

20

Театр оперы и балета.

1

21

Новогодний карнавал.

1

22

Инструменты симфонического оркестра.

1

23

Инструменты симфонического оркестра.

1

24

Интонации настойчивости и решительности.

1

25

Изобразительные интонации.

1

26

.Юмор и шутка в музыке

1

27

Юмор и шутка в музыке

1

28

Сказка в музыке.

1

29

Сказка в музыке.

1

30

Времена года в музыке.

1

31

Весна в музыке.

1

32

Обобщение пройденного материала за год обучения.

1

33

Концерт

1

Второй год обучения.

Темы года: Обряды Древней Руси в русской музыке.

Русские народные инструменты. Музыка народов Европы.

Музыка народов мира. Композиторы классики.

Тема.

Кол-во часов

1

Обряды Древней Руси в русской музыке. Кикимора.

1

2

Русалка.

1

3

Леший.

1

4

Скоморохи.

1

5

Лирические песни.

1

6

Трудовые песни.

1

7

Музыкальный КВН.

1

8

Русские народные инструменты.

Колокала, сурна.

1

9

Рог, рожечники.

1

10

Жалейка, гудок, дудка, свирель.

1

11

Трещотка, ложки, накры.

1

12

Топшур, кюсле, кувиклы.

1

13

Балалайка, домра.

1

14

В.В.Андреев и оркестр русских народных инструментов.

1

15

Музыка народов мира

1

16

Музыка народов мира

1

17

Музыка народов Европы

1

18

Музыка народов Европы

1

19

Величественный орган.

1

20

Инструмент-оркестр фортепиано.

1

21

И.С. Бах.

1

22

Моцарт.

1

23

Бетховен.

1

24

Шуберт.

1

25

Глинка.

1

26

Чайковский

1

27

Римский – Корсаков.

1

28

На пути к игре.

1

29

Что такое патриотизм?

1

30

«Россия священная наша держава…»

1

31

Что такое мюзикл?

1

32

Джазовый оркестр.

1

33

На пути к игре.

1

34

Концерт

1

Содержание изучаемого курса.

Первый год обучения.

  1. Музыка в жизни человека.

Цели и задачи: сформировать знания о жанрах, развитие вокально-хоровых навыков и творческого воображения.

1. Организация учащихся на урок.

2. Звуки шумовые и музыкальные.

Беседа об окружающих нас звуках.

Слушание музыки.

3. Изучение нового материала: «Композитор, исполнитель, слушатель»

4. Музыкальные жанры.

5. Разучивание и исполнение песни «Чему учат в школе» музыка В.Шаинского, слова М.Пляцковского.

6. Итог.

2. Марш.

Цели и задачи: сформировать знания о музыкальном жанре «марш», развитие вокально-хоровых навыков и творческого воображения.

3. Танец.

Цели и задачи: сформировать знания о музыкальном жанре «танец», расширить уже полеченные знания о марше. Развитие вокально-хоровых навыков.

4 Песня.

Цели и задачи: сформировать знания о музыкальном жанре «песня», развитие вокально-хоровых навыков.

5. Песня народная и композиторская.

Цели и задачи: сформировать знания о музыкальном жанре «песня»

6. Песня, танец, марш-музыкальные жанры.

Цели и задачи: обобщение знаний по пройденной теме.

7. Какое настроение передает музыка.

Цели и задачи: сформировать понятие о передаче в музыке чувств и настроений, развитие творческого воображения.

8. Что выражает музыка?

Цели и задачи: сформировать понятие о возможности передачи чувств и мыслей человека, развитие вокально-хоровых навыков.

9. Как музыка передает характер человека?

Цели и задачи: сформировать понятие о возможности передачи чувств и мыслей человека, развитие творческого воображения.

10. Что изображает музыка?

Цели и задачи: закрепления понятия об изобразительном характере музыки, развитие вокально-хоровых и творческих навыков.

11. Праздник осени.

Цели и задачи: развитие вокально-хоровых навыков и творческого воображения.

12. Музыка и движение.

Цели и задачи: закрепление понятия: «О чем говорит музыка?»

13. Музыка и природа.

Цели и задачи: расширение представлений о выразительности и изобразительности, развитие вокально-хоровых навыков.

14. О чем говорит музыка?

Цели и задачи: обобщение пройденного материала, развитие вокально-хоровых навыков.

15. Музыкальный театр.

Цели и задачи: сформировать понятие о роли музыки в театре, развитие вокально-хоровых навыков.

16. Оперный спектакль.

Цели и задачи: сформировать понятие об опере как о музыкальном спектакле, развитие творческого воображения.

17. Дирижер.

Цели и задачи: расширить понятие детей об опере как о музыкальном спектакле, развитие вокально-хоровых навыков.

18. Кукольный театр.

Цели и задачи: расширить понятие у детей об опере как о музыкальном спектакле, развитие вокально-хоровых навыков.

19. Балет.

Цели и задачи: сформировать понятие «танцевальность», развитие вокально-хоровых навыков и творческого воображения.

20. Театр оперы и балета.

Цели и задачи: обобщение знаний о музыкальном театре, развитие вокально-хоровых навыков и творческого воображения.

21. Новогодний карнавал.

Цели и задачи: развитие вокально-хоровых навыков и творческого воображения.

22. Инструменты симфонического оркестра.

Цели и задачи: сформировать понятия «выразительность звучания музыкальной речи», развитие вокально-хоровых навыков.

23. Инструменты симфонического оркестра.

Цели и задачи: сформировать понятия «выразительность звучания музыкальной речи», развитие вокально-хоровых навыков

24. Интонации настойчивости и решительности. «Зерно» интонации.

Цели и задачи: сформулировать понятие «зерно» интонации, развитие вокально-хоровых навыков и творческого воображения.

25. Изобразительные интонации.

Цели и задачи: расширить понятие интонации, развитие вокально-хоровых навыков и творческого воображения.

26. Юмор и шутка в музыке.

Цели и задачи: сформировать понятие о характере музыки, развитие вокально-хоровых навыков и творческого воображения

27. Юмор и шутка в музыке.

Цели и задачи: сформировать понятие о характере музыки, развитие вокально-хоровых навыков и творческого воображения

28.Сказка в музыке.

Цели и задачи: формировать понятие «развитие музыки», развитие вокально-хоровых навыков и творческого воображения.

29. Сказка в музыке.

Цели и задачи: формировать понятие «развитие музыки», развитие вокально-хоровых навыков и творческого воображения

30. Время года в музыке.

Цели и задачи: учить детей самостоятельно определять вид развития музыки, развитие вокально-хоровых навыков и творческого воображения.

31. Весна в музыке.

Цели и задачи: учить детей анализировать услышанную музыку, развитие вокально-хоровых навыков и творческого воображения.

32. Обобщение пройденного материала за год.

Цели и задачи: Обобщение пройденного материала за год. Развитие вокально-хоровых навыков и творческого воображения.

33.Концерт

Содержание изучаемого курса.

Второй год обучения.

1. Образы Древней Руси в русской музыке. Кикимора.

Цели и задачи: углубление знаний о русской народной музыке, развитие вокально-хоровых навыков и творческого воображения.

2. Русалки.

Цели и задачи: углубление знаний о связи русского фольклора с творчеством русских композиторов, развитие вокально-хоровых навыков и творческого воображения.

3. Леший

Цели и задачи: углубление знаний о народном творчестве, развитие вокально-хоровых навыков и творческого воображения.

4. Скоморохи.

Цели и задачи: углубление знаний о народном творчестве, развитие вокально-хоровых навыков и творческого воображения.

5. Лирические песни.

Цели и задачи: углубление знаний о русском народном творчестве, развитие вокально-хоровых навыков и творческого воображения.

6. Трудовые песни.

Цели и задачи: углубление знаний о русском народном творчестве, развитие вокально-хоровых навыков и творческого воображения.

7. Музыкальный КВН.

Цели и задачи: обобщение полученных знаний, развитие вокально-хоровых навыков и творческого воображения.

8. Русские народные инструменты. Колокола, сурна.

Цели и задачи: знакомство с русскими народными инструментами, развитие вокально-хоровых навыков и творческого воображения.

9. Рог, рожечники.

Цели и задачи: продолжить знакомство с русскими народными инструментами, развитие вокально-хоровых навыков и творческого воображения.

10. Гудок, дудка, свирель, жалейка.

Цели и задачи: продолжить знакомство с русскими народными инструментами, развитие вокально-хоровых навыков и творческого воображения.

11. Трещотка, ложки, накры.

Цели и задачи: продолжить знакомство с русскими народными инструментами, развитие вокально-хоровых навыков и творческого воображения.

12. Топшур, кюсле, кувиклы.

Цели и задачи: расширение знаний о русских народных инструментах, развитие вокально-хоровых навыков и творческого воображения.

13. Домра, балалайка.

Цели и задачи: углубление знаний о русских народных музыкальных инструментах, развитие вокально-хоровых навыков и творческого воображения.

14. В.В.Андреев и оркестр русских народных инструментов.

Цели и задачи: завершение знакомства с русскими народными инструментами, развитие вокально-хоровых навыков и творческого воображения.

15. Музыка народов Мира

Цели и задачи: вызвать интерес к изучению музыки других народов, развитие вокально-хоровых навыков и творческого воображения.

16.Музыка народов Мира

Цели и задачи: вызвать интерес к изучению музыки других народов, развитие вокально-хоровых навыков и творческого воображения

17. Музыка народов Европы.

Цели и задачи: учить видеть взаимопроникновение культур разных народов, развитие вокально-хоровых навыков и творческого воображения.

18. Музыка народов Европы.

Цели и задачи: учить видеть взаимопроникновение культур разных народов, развитие вокально-хоровых навыков и творческого воображения.

19.Урок – путешествие.

Цели и задачи: закрепление и обобщение полученных знаний, развитие вокально-хоровых навыков и творческого воображения.

20.Величественный орган.

Цели и задачи: знакомство с новым инструментом. Развитие вокально-хоровых навыков и творческого воображения.

21. И.С.Бах.

Цели и задачи: знакомство с великим композитором. Развитие вокально-хоровых навыков и творческого воображения.

22. Моцарт.

Цели и задачи: знакомство с великим композитором. Развитие вокально-хоровых навыков и творческого воображения.

23. Бетховен.

Цели и задачи: знакомство с великим композитором. Развитие вокально-хоровых навыков и творческого воображения.

24. Шуберт.

Цели и задачи: знакомство с великим композитором. Развитие вокально-хоровых навыков и творческого воображения.

25. Глинка.

Цели и задачи: знакомство с великим композитором. Развитие вокально-хоровых навыков и творческого воображения.

26. Чайковский.

Цели и задачи: знакомство с великим композитором. Развитие вокально-хоровых навыков и творческого воображения.

27. Римский – Корсаков.

Цели и задачи: знакомство с великим композитором. Развитие вокально-хоровых навыков и творческого воображения.

28. На пути к игре.

Цели и задачи: закрепление полученных знаний. Развитие вокально-хоровых навыков и творческого воображения.

29. Что такое патриотизм?

Цели и задачи: сформировать знание о патриотизме. Развитие вокально-хоровых навыков и творческого воображения.

30. «Россия – священная наша держава…»

Цели и задачи: обобщить полученные знания о патриотизме, развитие вокально-хоровых навыков и творческого воображения.

31. Что такое мюзикл?

Цели и задачи: сформировать знание о мюзикле. Развитие вокально-хоровых навыков и творческого воображения.

32. Джазовый оркестр.

Цели и задачи: сформировать знание о джазовом оркестре. Развитие вокально-хоровых навыков и творческого воображения.

33. На пути к игре.

Цели и задачи: развитие умения пользоваться своими знаниями, анализировать прослушанные звуки, развитие вокально-хоровых навыков и творческого воображения.

34. Концерт

Ожидаемые результаты реализации программы

1.Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни)

Дети должны иметь устойчивый интерес к песне, в особенности детской; уметь эмоционально исполнить ее; расширить певческий дипазон на 2-3 тона; петь выразительно, правильно передавать мелодию; петь индивидуально, подгруппами и коллективно; использовать песню в самостоятельной деятельности; изъявлять желание участвовать в концертах. Владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата; уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене.

2.Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

Развитие ценностных отношений школьника к отечественной музыке, к музыкальной культуре, приобщение к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства. Иметь наличие интереса к вокальному искусству

3.Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия)

участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.

Ресурсное обеспечение реализации Программы:

Кадровое – Учитель музыки Каржень Н.А. первая категория, стаж работы 16 лет

Материально-техническое: ПК, синтезатор, детские музыкальные инструменты.

Список литературы для педагога

1. Алиев Ю.Б. настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: Владос,

2000.

2. Апраксина О.А. Методика развития музыкального восприятия: Учеб.пособие. М.: 1985.

3. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки: Кн. Для учителя. М.: просвещение, 1984.

4. сборник «Школа»2000…, М.: 1997.

Список литературы для учащихся

1. Выготский Л.С. психология искусства. М.: Искусство, 1968.

2. Горюнова Л.В., Маслова Л.П. Урок музыки-урок искусства: Кн. Для учителя. М.:Изд-во «Прометей», 1989.

3. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М.: Сов. Композитор, 1977.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *