Программа элективного курса «Правильное питание» для 10 класса


МОУ Волосатовская средняя общеобразовательная школа

Селивановского района

Владимирской области











Программа

элективного курса

«Правильное питание»

для 10 класса.




Программу составила учитель ОБЖ

1 квалификационной категории

Тутуева Елена Викторовна.

Контактный телефон: 2- 34-10.














2007 год

Элективный курс

« Правильное питание»

10 класс.



Автор программы учитель ОБЖ 1 квалификационной категории Тутуева Елена Викторовна.






Пояснительная записка.

Каждый человек хочет прожить долгую жизнь и не болеть. Но как этого добиться? Ведь на продолжительность жизни и здоровье человека влияет множество факторов. Некоторые из них не поддаются нашему контролю, например, генетическая предрасположенность к некоторым заболеваниям, различные природные катаклизмы и несчастные случаи. Но часто люди сами сокращают свою жизнь или бездумно тратят свое здоровье на сомнительные сиюминутные удовольствия, за которые потом придется расплачиваться плохим самочувствием, болезнями и преждевременной старостью.

Именно эти факторы, сокращающие нашу жизнь, мы вполне можем преодолеть, придерживаясь здорового образа жизни. Стремление людей вести здоровый образ жизни, увеличить свою работоспособность и долголетие привело к тому, что в последнее время очень много внимания стало уделяться правильному питанию как одному из важных компонентов здорового образа жизни.

Курс «Правильное питание» рассчитан для учащихся 10 класса. Данный курс познакомит учащихся с необходимыми нашему организму питательными веществами, витаминами и минералами, а также продуктами в которых они содержатся. При изучении курса старшеклассники овладеют основными принципами рационального питания, научатся объяснять надписи на упаковках, подсчитывать калорийность блюд, ориентироваться в пищевых добавках. Они познакомятся с философией и астрологией питания, а также с нарушениями пищевого поведения. Вся полученная при изучении курса информация поможет учащимся правильно организовать питание в своей семье и избежать заболеваний, связанных с нарушениями пищевого поведения, тем самым способствуя повышению работоспособности и сохранению здоровья. Данный курс поможет тем учащимся, кто выберет для себя на будущее профессию медика или работника общественного питания.

Объем курса: 10 часов.


Цель курса: расширить знания учащихся о правильном питании как одном из важных составляющих компонентов здорового образа жизни.

Задачи курса:

  • познакомить учащихся с необходимыми нашему организму питательными веществами, витаминами и минералами, а также продуктами в которых они содержатся;

  • изучить принципы рационального питания;

  • научить объяснять надписи на упаковках и ориентироваться в пищевых добавках, подсчитывать калорийность блюд;

  • рассмотреть вопросы философии и астрологии питания;

  • ознакомить учащихся с последствиями нарушений пищевого поведения;

  • воспитывать культуру питания.



Организация работы по данному курсу.

Основными методами обучения являются: беседы с элементами дискуссий, интерактивные методы обучения. Целесообразна на занятиях групповая работа с последующей презентацией результатов обсуждения тех или иных проблем и выводов, сделанных группой.


Формы организации деятельности учащихся традиционные: осмысленное слушание и ответы на вопросы, работа с литературой, конспектирование – и инновационные: участие в дискуссиях, выступления перед классом с сообщениями, работа в малых группах.


Ожидаемые результаты могут быть сведены к следующим:

  • приобретение учащимися знаний и практических умений по организации правильного питания;

  • осознание ценностного восприятия собственного здоровья и здоровья окружающих людей.



Подведение итогов и оценивание достижений учащихся.

Подведение итогов и оценивание деятельности учащихся может проводиться в традиционной форме: оценка за ответ на уроке, оценка за контрольную работу, за выполнение тестового задания и т. д., а также в сочетании с инновационными методами аттестации: дифференцированный зачет по контрольным вопросам, реферат, мини – исследование, интервьюирование, доклад по заданной теме. Итоговым результатом может стать открытый урок с приглашением администрации и учителей школы, итоговая конференция.








Учебно-тематический план


урока

Тема

Кол-во

часов

1.

Вводное занятие.

1

2.

Система пищеварения и пищеварительный процесс. Обмен веществ.

1

3.

Что мы получаем с едой.

1

4.

Калории. Калорийность блюд.

1

5

Продукты питания.

1

6.

Надписи на упаковках.

1

7.

Нарушения пищевого поведения.

1

8.

Философия питания.

1

9.

Астрология питания.

1

10.

Итоговое занятие.

1


Итого:

10



Содержание программы.


Тема 1. Вводное занятие.

Общие положения о курсе: его актуальность, цели, задачи, организация работы, вопросы проверки знаний. Мотивация интереса учащихся изучение курса и пожелания на включение тех или интересующих их аспектов темы.

Тема 2. Система пищеварения и пищеварительный процесс. Обмен веществ.

Система пищеварения человека: пищеварительный тракт, печень, желчный пузырь, поджелудочная и слюнные железы. Пищеварительный тракт: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник. Пищеварительный процесс. Осуществление обмена веществ (метаболизма) в организме человека. Связь нормального обмена веществ с правильным питанием.

Тема 3. Что мы получаем с едой.

Вода, ее значение для организма.

Белки (протеины), их функция в организме. Белки животного и растительного происхождения. Последствия недостатка белков или их избытка. Продукты, богатые белком.

Жиры, их значение для организма. Последствия недостатка жиров в организме или их избытка. Продукты, содержащие жиры. Холестерин и лецитин, их особенность. Последствия дефицита холестерина или его избытка. Продукты, богатые холестерином.

Углеводы – источник энергии для организма. Последствия недостатка углеводов или их избытка.

Витамины: витамин А (ретинол), витамин В1 (тиамин), витамин В2 (рибофлавин), витамин В3 (никотиновая кислота, ниацин, витамин РР), витамин В4 (холин), витамин В5 (пантотеновая кислота), витамин В6 (пиридоксин), витамин В8 (инозит), витамин В9 (фолиевая кислота), витамин В12 (цианокобаламин), витамин В13 (оротовая кислота), витамин В15 (пангамовая кислота), витамин Н (биотин), витамин С (аскорбиновая кислота), витамины группы D (кальциферолы), витамины группы К, витамины группы Е (токоферолы), витамины группы Р (биофлавоноиды). Значение данных витаминов для организма, их источники, последствия недостатка или избытка этих витаминов.

Минералы, их роль для здоровья человека. Макроэлементы: натрий, калий, кальций, магний, фосфор, хлор, сера. Микроэлементы: йод, железо, кобальт, кремний, литий, марганец, медь, молибден, мышьяк, селен, фтор, хром, цинк. Их источники. Последствия избытка или недостатка данных минералов.

Тема 4. Калории. Калорийность блюд.

Понятие калории. Калорийность продуктов. Суточная потребность в калориях у людей разного пола и возраста. Регулирование потребления и расходования энергии, подсчет калорийности блюд. Формула нормального веса. Ожирение, его последствия.

Тема 5. Продукты питания.

Молоко и молочные продукты, мясные продукты, рыба, морепродукты, яйца, крупы, хлеб и мучные изделия, жиры и масла, овощи, фрукты, ягоды, мед, шоколад, чай, кофе. Значение и потребность данных продуктов для здоровья человека. Алкоголь как продукт питания.

Тема 6. Надписи на упаковках.

Упаковочные материалы, их безопасность. Сроки хранения продуктов. Пищевые добавки. Что мы можем узнать о продукте из упаковки.

Тема 7. Нарушения пищевого поведения.

Анорексия и булимия. Роль средств массовой информации в распостранении данных болезней среди молодежи. Борьба с нарушениями пищевого поведения. Лечение анорексии и булимии.

Тема 8. Философия питания.

Вегитарианство. Раздельное питания (система Шелтона). Чудо голодания (система Поля Брэгга). Система Естественного Оздоровления доктора Шаталовой. Макробиотика. Биологически активные добавки к пище. Питание по православным канонам.

Тема 9. Астрология питания.

Пищевые привычки и потребности знаков Зодиака.

Тема 10. Итоговое занятие.

Подведение итогов работы по программе курса и оценивание деятельности учащихся.



Используемая литература.



  1. А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, П. В. Ижевский. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2001.

  2. Полная Энциклопедия «Жизнь и здоровье женщины». Том 1. Часть 5. – 2-е издание. – М.: «Книжный дом «АНС», 2002.

  3. Г. И.Куценко. Рациональное питание. – М.: Медицина, 1985.