ПРОГРАММА для музыкально – ритмических занятий 1-5 классов

Государственное казенное учреждение

ДЕТСКИЙ ДОМ – ИНТЕРНАТ

для глубоко умственно отсталых детей

«ЮЖНОЕ БУТОВО»

ПРОГРАММА

для музыкально – ритмических занятий

1 – 5 классов

Составитель: Громова Е.В. – учитель музыки

г. Москва 2011 г.

Пояснительная записка

Музыкально — ритмические движения являются не только наиболее естественным и важным способом самовыражения художественной личности ребенка, но и важнейшей составляющей коррекционной работы. С первого по пятый класс формируется детская психика, развивается речь, закладываются начальные эстетические представления о красоте окружающего мира, вырабатываются правильная осанка, правильное дыхание, умение красиво и выразительно двигаться под музыку.

Музыка, как источник красоты, формирует чувство прекрасного. Именно поэтому в ритмическом обучении необходимо использовать эмоционально яркие, музыкально-двигательные миниатюры: упражнения, песни, танцы, игры, способные заинтересовать и всесторонне развить ребенка через взаимосвязь музыки и движения. Для этого в программе предлагаются произведения разнообразные по характеру: радостные и печальные, живые, бодрые и спокойные.

Способность слухового восприятия музыки и передачи ее в движении очень важно воспитывать у детей с самого раннего возраста, когда их слуховой опыт еще не достаточно богат музыкальными впечатлениями и требует чуткого педагогического воздействия со стороны взрослых.

Основываясь на большом педагогическом опыте в работе с детьми, можно сказать, что наиболее трудоемким является процесс развития детской двигательной памяти, координации движения, ориентации в пространстве. Учитывая это, в программу включены некоторые методические приемы, позволяющие быстро научить ребенка правильно запоминать последовательность несложных упражнений, легко ориентируясь при этом в пространстве.

Наиболее доступными для детей являются естественные движения, к которым относятся и так называемые основные: ходьба, бег, прыжки, поскок. Очень важно обучать ребенка сначала непринужденно, свободно, красиво, выразительно двигаться под музыку, выполняя музыкально-ритмические задания на основе естественных движений, и уже потом исполнять простейшие танцевальные элементы и несложные танцы.

Отличительной особенностью программы является вариативность учебного материала варианты одного и того же упражнения могут быть использованы в работе с детьми 0 — 1 классов либо усложнениями в 3 – 4классе. Тот или иной вариант задания педагог выбирает по своему усмотрению с учетом уровня ритмической и двигательной подготовки детей, количества занятий в неделю.

В разделе «Методические приемы» предлагаются музыкально-ритмические материалы, позволяющие посредством разнообразных движений – основы образных, танцевальных – передавать характер музыкального произведения и яркие средства музыкальной выразительности.

Для освоения детьми основ метроритма (в размерах 2/4 и 3/4 ) используются образные понятия «земля», «поле», «небо». Включаются упражнения на изучение простых длительностей: четверть, восьмая, половинная. Для повышения интереса детей к этим заданиям рекомендуется использовать следующие атрибуты: палочки, кубики, бубны, ленточки, колокольчики и т.д.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИМИ НАВЫКАМИ

В 0 — 1 классах музыкально-ритмические навыки еще недостаточно сформированы, так как слуховое внимание у детей не достаточно устойчивое. Они могут узнавать ранее изученное музыкально-двигательное упражнение, но не всегда правильно определяют на слух, не всегда точно под музыку начинают и заканчивают движения, двигаются не ритмично и не согласованно в заданном темпе.

Накопленный к 3классу музыкально-слуховой опыт позволяет ребенку воспринимать более разнообразный музыкально-ритмический материал и включать в него элементы творчества.

Детям 4 – 5 классах характерен эмоциональный отклик на прослушанное произведение и более осознанное воплощение в движении художественного образа. Благодаря оригинальным музыкально-ритмическим заданиям и игровым приемам детям становиться доступны элементарные представления об основных длительностях и несложным ритмических фигурах.

С понятиями «сильная» и «слабая» доли удобнее знакомиться на примере миниатюрных пьес в простых размерах (2/4, 3/4) с использованием несложных условных дирижерских жестов (см. схемы 1,2).

Схема 1 – Схема на 2/4

Схема 1 – Схема на 3/4

2

2

В размере 2/4:

  • На сильную долю – акцентированный хлопок, удар ногой в пол;

  • На сильную долю – хлопок перед грудью, на слабую долю удары пальцем о палец;

  • На сильную долю – удар ногой в пол, на слабую – хлопок в ладоши;

  • Сначала на сильные доли – педагог, дети повторяют за ним;

  • Сильные доли дети отображают прихлопыванием, щелчками пальцев или ударами на шумовых инструментах (бубны, погремушки, деревянные ложки);

  • Педагог показывает: сильная доля – «земля», параллельно вытянутые вперед руки опускаются вниз; слабая доля – «небо», руки поднимаются вверх; дети выполняют упражнение за педагогом;

  • Простые ритмические рисунки выполняются с предметами: кубиками, маленькими палочками, погремушками, бубнами, колокольчиками.

В размере ¾:

  • Хлопки, притопы, удары пальца о палец при определении сильной доли;

  • Хлопки, удары в ладоши на сильную долю по показу взрослого или самостоятельно;

  • Образное объяснение и образный показ условного дирижерского жеста педагогом: на сильную долю («земля») параллельно вытянутые руки опустить вниз; на первую слабую («поле») руки развести в стороны; на вторую слабую («небо») реки поднять вверх.

Указанные задания и методические примеры могут быть использованы частично или полностью на усмотрение педагога.

ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД РИТМИЧЕСКИМИ РИСУНКАМИ

  • Отметить хлопками, притопом, приседанием окончание ритмически законченной музыкальной фразу;

  • Пройти шагами и пробежать под музыку специально подобранных музыкальных произведений;

  • Прохлопать ритмический рисунок;

  • Отметить простые длительности в ритмических играх образного характера движениями рук сверху вниз, слева направо, движениями ног – ритмическими ударами;

  • Для более подготовленных детей ритмические рисунки показываются условными жестами с проговариванием условных слогов: «ти», «та», «бом». Например, четверть – движение ребра ладони правой руки сверху вниз на слог «та»; восьмая длительность – хлопком в ладоши на слог «ти», половинная – постановкой обеих рук на пояс со слогом «бом».

Музыкально – ритмические навыки приобретаются детьми в разнообразных игровых заданиях.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

НАВЫКИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

К ним относятся навыки, необходимые для освоения основных, образных и танцевальных движений.

0 – 1 классы:

Основные движения:

  • Ритмично ходить;

  • Легко бегать под музыку друг за другом, врассыпную, при этом не сталкиваясь;

  • Подпрыгивать на двух ногах, выполнять пружинящие движения;

  • Хлопать в ладоши, вращать кистями рук, выполнять образные движения руками.

Танцевальные движения:

  • Прихлопывать одной ногой, выполнять дробный шаг на всей стопе, выставлять ногу на носок, на пятку;

  • Взмахивать палочкой перед собой вверху и внизу;

  • Собираться в круг, кружиться на шаге по одному в одну сторону;

  • Двигаться парами.

Образные движения: «лошадки идут»; «зайчики прыгают»; «птички летают и клюют» и т.д.

  • Несложные образные танцы «Пастушки»; «Хоровод вокруг елки» и т.д.

Общеразвивающие упражнения:

        • Наклоны

        • Повороты головы

        • Движения рук в разных направлениях без предметов

Упражнения на координацию движений:

  • Простукивание и протопывание простых ритмов

  • Самостоятельное движение рук

Упражнение на расслабление мышц.

1 – 2 классы:

Основные движения:

  • Ритмично, не шаркая ногами, ходить под музыку спокойным, бодрым, осторожным, высоким шагом;

  • Бегать легко, быстро, осторожно;

  • Прыгать на двух ногах с продвижением вперед, с ноги на ногу, выполнять прямой галоп;

  • Ритмично выполнять «пружинки»;

  • Свободно и мягко раскачивать руками (вперед-назад, вверх-вниз, из стороны в сторону);

  • Исполнять под музыку упражнения с предметами (платочками, флажками, кубиками, ленточками, султанчиками);

  • Самостоятельно ориентироваться в пространстве: строиться в круг, парами по кругу, двигаться врассыпную.

Танцевальные движения:

  • Ходить хороводным и дробным шагом;

  • Притопывать попеременно двумя ногами и одной ногой;

  • Выставлять ногу на носок, на пятку и наоборот;

  • Выполнять полуприседания;

  • Выбрасывать ноги вперед;

  • Свободно плясать под музыку.

Образные движения:

  • Закреплять ранее изученные образные движения;

  • Изучать новые образные движения («лошадки идут шагом и скачут галопом», «дудочки играют», «птички летают», «ванька-встанька» «молодые елочки») и т.д.

Общеразвивающие упражнения:

        • Движение стопой в стороны

        • Выставление носка

        • Вставание на полупальцы

        • Перекрестное движение рук

Упражнения на координацию движений:

  • Движение головой и взгляда за движением рук

  • Смена позиций каждой руки

Упражнение на расслабление мышц.

2 — 3 классы:

Основные движения:

  • Ходить спокойным, бодрым, энергичным, торжественным, высоким, пружинистым шагом;

  • Бегать легко, мелкими шажками, энергично, широкими шагами, а также с высоким подъемом ног;

  • Подпрыгивать на одной ноге, меняя ноги, легко и сильно скакать с ноги на ногу, прыгать на двух ногах в разных направлениях, выполнять прямой галоп;

  • Ритмично выполнять пружинные движения ног, не отрывая пятки от пола, с пятки на носки и одновременными взмахами руками;

  • Хорошо ориентироваться в пространстве, перестраиваться в колонну, широкие круги.

Танцевальные элементы:

  • Выполнять хороводный шаг с оттягиванием носка, дробный шаг, согнув колени, приставной шаг с приседанием;

  • Ритмично выполнять пружинные движения ног (не отрывая пятки от пола), с поднятием на носки и одновременными, разной амплитуды взмахами руками;

  • Подскок, кружение на подскоке по одному и в паре (не путать с подскоком из основных движения);

  • Полуприседание с выставлением ноги на пятку (для мальчиков);

  • Выбрасывание ног;

  • Движение хороводным шагом по кругу и в два круга;

Проявлять элементы творчества, самостоятельно подбирать движения к музыкально-ритмическим заданиям, играм и танцам импровизационного характера.

Образные движения:

  • Закреплять ранее изученные образные движения;

  • Исполнять ритмические миниатюры («сосульки капают», «строители строят», «лесные колокольчики звенят» и т.д.);

  • Образные танцы: «Петушки да курочки», «Лесные кукушата», и т.д.;

  • Двигательные потешки под слово: «Большие и маленькие ноги», «Ай, ду-ду», «Вдоль по реченьке» и т.д.;

  • Образные ритмические игры: «Мышеловка», «Забава», «Самолеты», «Лошадки резвятся» и т.д.

Общеразвивающие упражнения:

        • Круговые движения рук

        • Повороты туловища с предметом в руках

        • Выставление носка в стороны

Упражнения на координацию движений:

  • Разнообразные перекрестные движения

Упражнение на расслабление мышц.

4 – 5 классы:

Основные движения:

  • Ходить спокойным, бодрым, энергичным, торжественным, высоким, пружинистым шагом, выполнять шаг на носочках;

  • Бегать легко, широко, с высоким подъемом ног, стремительно;

  • Прыгать легко и сильно на двух ногах с продвижением вперед, на одной ноге, попеременно с ноги на ногу, выполнять прямой галоп;

  • Выполнять упражнения ритмично и выразительно с предметами (кубиками, бубнами, веточками, лентами, султанчиками, колокольчиками) под музыку.

Танцевальные элементы:

  • Выполнять шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, боковой галоп, переменный шаг, шаг полька;

  • Исполнять танцевальные упражнения, танцевальные комбинации и детские бальные танцы.

Образные движения:

  • Эмоционально ярко исполнять ранее изученные образные движения в характере музыки;

  • Через разнообразные пластические движения воплощать музыкальные образы: «рыбки плавают», «художники рисуют», «мотыльки порхают», «цветочки раскачиваются» и т.д.;

  • Выразительно исполнять парные образные танцы («пингвины», «мошкарята», «танец кукол» и т.д.);

  • Образные песни с творческим заданием («Кукла Катя», «Заячий хоровод», «Кошка в калошках»);

  • Исполнять образные игры с элементами творчества («Листопад», «Разноцветные шаги», «Узоры», «Сеялка») и т.д.

Общеразвивающие упражнения:

        • Повороты туловища и наклоны с передачей предмета

        • Движения с ускорением и замедлением

Упражнения на координацию движений:

  • Разнообразные сочетания движений рук, ног, туловища, и кистей

Упражнение на расслабление мышц.

Серьезное, вдумчивое отношение к музыке позволяет воспринимать музыкальное произведение в целом как образно-художественную миниатюру, в которой есть «свои музыкальные краски» — яркие, выразительные средства.

Пример календарно – тематического плана предмета «Ритмика»

1 класс

Период

Упражнения на ориентировку в пространстве

Ритмико – гимнастические

упражнения

Игры, танцы,

пляски

Танцевальные

упражнения

Часы

Время

1четверть

Диагностика

Диагностика

Диагностика

Диагностика

2

Правильное исходное положение. Ходьба и бег на месте под музыку.

Общеразвивающие упражнения:

наклоны, повороты головы, движения рук в разных направлениях без предметов

Упражнения на координацию движений:

простукивание и протопывание простых ритмов, самостоятельное движение рук

Упражнение на расслабление мышц.

Выполнение различных движений в соответствии с динамикой звучания музыки.

Имитационные движения: заяц, лиса.

Характер шага: бодрый, спокойный.

Движения ногами: выставление ноги га пятку и на носок без движения рук; простая пружинка.

5

2 четверть

Ходьба и бег на месте под музыку с вытягиванием носка.

Общеразвивающие упражнения: круговые движения плечами, приседания с опорой, движения рук в разных направлениях с предметами

Упражнения на координацию движений: движения рук в разных направлениях (вперед – правая; вверх — левая)

Упражнение на расслабление мышц.

Выполнение под музыку имитационных движений явлений природы: опадание листвы, падание снежинок, раскачивание веток ветром.

Простейшие игры с пением или речитативом.

Топающий шаг, легкий бег и прыжки на месте. Простой хороводный шаг.

8

3 четверть

Ориентировка в направлении движения вперед, назад; построение шеренги, круга.

Общеразвивающие упражнения: наклоны корпуса, повороты туловища, сгибание и разгибание ноги в подъеме.

Упражнения на координацию движений: перекрестное поднимание и опускание рук, выставление поочередно ноги и вытягивание вперед руки; прохлопывание простых ритмических рисунков.

Упражнение на расслабление мышц.

Выполнение движений в соответствии с звучанием музыки в высоком и низком регистрах.

Игры с пением.

Пляски без предметов.

Изменение движений с изменением звучания музыки – направления и характера ходьбы, ходьба – бегом, бег прыжками

Поскоки, приставной шаг.

Движение в хороводе.

12

4 четверть

Ориентировка в направлении движения в круг, из круга, направо, налево

Общеразвивающие упражнения: движения стопой в стороны, вытягивание носка, вставание на полупальцы.

Упражнения на координацию движений: движения головой и взгляда за движением рук, смена позиций каждой руки.

Упражнение на расслабление мышц.

Имитация движений волка, медведя.

Передача окончания звучания музыки и акцента движением.

Прямой галоп.

Притопы обеими ногами по очереди.

Пружинка с хлопком.

8

Список литературы.

1. Л.Г. Мустаева «Коррекционно — педагогические и социально – психологи- ческие аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития», Москва, 2005.

2.С.Ю. Бородулинина «Коррекционная педагогика», Ростов – на – Дону, 2004.

3. Г. А. Ильина «Особенности развития музыкального ритма у детей. Вопросы психологии», Москва, 2001.

4. «Основы специальной психологии» Ред. Е.А. Стребеловой, Москва, Академия, 2002.

5. Л.В. Нейман, М.Р. Богомильский, «Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. М. Владос, 2000.

6.Джон Бин и Амалия Оулдфилд «Волшебная дудочка»,М. Теревинт, 2000.

7. М.М. Кольцова «Двигательная активность и развитие функций ребенка» М. Педагогика 1997.

8. М.А. Давыдова. «Музыкальное воспитание», М. «Вако», 2006.

9. Л.Г. Горькова, Н.Ф. Губанова «Праздники и развлечения», М. «Вако», 2007

10. Е.А.Медведева (редактор) «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика», Москва, 2002.

11. И.Каплунова, И.Новосельцева серия «Ладушки», Санкт – Петербург, 2004.

15

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *