Проектная деятельность по теме Лоскутное шитье

Казенное образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Леушинская школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
Фестиваль педагогических проектов
«Новая волна»
ТЕМА ПРОЕКТА

Выполнил: Павина М.Ю. учитель профильного труда
с. Леуши, 2016 г.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
1. Ф.И.О. руководителя проекта
должность, квалификация Павина Мария Юрьевна, учитель профильного труда
2. Предметный раздел Профильный труд (швейное дело)
3. Участники проекта Ученицы 5 класса
Гладких Виктория, Стюк Наталья, Яптина Нина
4. Тема проекта «Лоскутное шитье»
5. Вид проекта — практико-ориентированный проект
6. Продолжительность проекта
С сентября по март (7 месяцев)
2015-2016 учебного года
7. Цель проекта
Формирование у учащихся знаний, умений и навыков работы на швейной машине, изготовления шаблонов и изделий из лоскутов.
8. Задачи проекта
— познакомить детей с историей лоскутной техники- учить рационально использовать отходы ткани, подбирать лоскуты ткани, соответствующие по цвету, фактуре, качеству, изготавливать и использовать универсальные шаблоны.- развитие у воспитанников мелкой моторики пальцев рук, художественного вкуса. — воспитывать бережное отношение к своему и чужому труду.
9. Результат проекта
(ожидаемый или реальный) Закрепятся навыки работы с тканью, с иглой, ножницами, линейкой, шаблоном, швейной машине(выполнение строчки по намеченной линии, ручной и машинной закрепки). Сформируются навыки работы с лоскутами.
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………..4
1.История лоскутного шитья………………………………………………………7
2.Виды лоскутного шитья……………………………………………………….10
2.1 Пэчворк ……………..……………………………………………….………10
2.2 Квилтинг …………………………………………………………….………12
2.3 Аппликация по ткани …………………………………………………..….13
3. Комплексно-тематическое планирование …………………………………..14
4.Заключение…………………………………………………………………….15
5.Библиографический список……………………………………………………16
Приложение
Введение
Коррекционная школа зачастую живёт в своём обособленном мире, хотя сейчас мы можем приобщить детей с ограничениями в умственном развитии к окружающему социуму и самая благоприятная сфера для этого это детское творчество.
Для развития творчества у детей с ограничениями в развитии — учитель главная движущая сила. В настоящее время активно используются различные педагогические технологии, такие как обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, проектная деятельность. Именно с помощью проектной деятельности мы может постараться развить и прировнять детей с особенностями в развитии к обществу. Для коррекционного педагога это не простая задача, так как социум не всегда готов принять особенного ребёнка как себе равного, поэтому от учителя требуется максимально продуманных действий не только при создании творческой деятельности в виде проекта, но и при представлении его в обществе на равнее с другими нормально развивающимися, а возможно одарёнными, детьми.В основе метода проектирования лежим развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве. Конечно, возраст и особенности детей с ограниченными возможностями, накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Именно в школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. При правильной организации проектной деятельности в коррекционной школе необходимо учитывать возрастные и психолого – педагогические особенности детей с особенностями в развитии, особенно школьников. Большого внимания от учителя требует процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применение школьниками этих знаний, необходимых в том или ином проекте.
Цель – Формирование у учащихся знаний, умений и навыков работы на швейной машине, изготовления шаблонов и изделий из лоскутов
Гипотеза: практико-ориентированная направленность проекта откроет перед учащимися возможность рационально использовать отходы ткани, подбирать лоскуты ткани, соответствующие по цвету, фактуре, качеству, изготавливать и использовать универсальные шаблоны.
Задачи.
Обучающая:
-Познакомить детей с историей лоскутной техники, ее видами и особенностями;- учить рационально использовать отходы ткани, подбирать лоскуты ткани, соответствующие по цвету, фактуре, качеству, изготавливать и использовать универсальные шаблоны через посещения специально организованных занятий во внеурочное время.
Коррекционно-развивающая:
— развитие у воспитанников мелкой моторики пальцев рук, художественного вкуса.
— Корригировать моторно-двигательные и эмоционально-волевые нарушений учащихся через изготовление изделий в лоскутной техники.Воспитательная:
— Воспитывать на народных традициях чувство уважения к обычаям нашего народа.
— Прививать интерес к народно-прикладному творчеству через использование старинного вида рукоделия.
Этапы реализации проекта
I- подготовительный
На первом этапе изучена и проанализирована литература по теме, опреде лены объемы материала, сроки, направление по проекту.
Совершенствование необходимой материально- технической базы  и развивающей предметной среды (альбомы, материалы, дидактические игры, подборка художественной литературы, конспекты занятий), с целью накопления представлений о народной культуре, быте, народных традициях.
II -основной
Разработка, проверка действенности и эффективности мероприятий, направленных на развитие интереса детей к народной кукле
III-заключительный
Оформление мини выставки работ учащихся.
1.История возникновения лоскутного шитья
Лоскутное шитье издавна известно многим народам. Из пестрых и однотонных кусочков ткани, выкроенных по шаблонам, мастерицы составляют самые разные композиции — мозаичные узоры. Недаром этот вид творчества у нас называют ситцевой или лоскутной мозаикой. На лицевой left-175895стороне таких композиций нет видимых швов. Лоскутная мозаика — одно из направлений в лоскутной технике. Существует и другое — аппликация. Здесь, чтобы создать рисунок, лоскутки нашивают на единый кусок ткани — фон. Оба эти направления могут прекрасно соседствовать и дополнять друг друга в лоскутных произведенияхТкань — материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций. Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла.left0
Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков: ведь недаром шитье из лоскута называют также «лоскутной мозаикой». В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства. Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира. Экспозиции музеев США, Германии, Швеции, Швейцарии, Австралии содержат целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники — Patchwork. Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. За рубежом лоскутное шитье охватывает огромное количество женщин. К примеру, в США 20 миллионов мастериц занимаются этим видом творчества. Женщины-лоскутницы объединяются в клубы, где издают свои журналы, проводят семинары и выставки. Английские названия «patchwork» (лоскутное шитье), и «quilt»(стеганые изделия) появились в современной России совсем недавно, когда наши соотечественницы в городах столкнулись с возможностями этого творчества благодаря иностранцам. Многие даже считали, что лоскутного творчества в России и не было никогда. Это не соответствует действительности. В России лоскутная техника прочно обосновалась в XIX веке, когда появился в продаже дорогой заморский ситец. Расцвет лоскутного шитья пришелся на конец XIX века и был связан с развитием машинного производства ситца, а также с широким распространением в народе разнообразных дешевых хлопчатобумажных тканей с набивным рисунком. В обиход вошли ситцевые сарафаны и рубахи. Их украшали лоскутными орнаментами. Из остатков ситца при крое одежды, из кусочков отслуживших свой срок текстильных изделий экономные хозяйки научились собирать одеяла, коврики, занавески, подушки и другие вещи .Традиционные «деревенские» узоры отечественной лоскутной техники — несложная мозаика из полосок, квадратов и треугольников ярких контрастных цветов. Очень интересны объемные технологии в русском лоскутном шитье, когда каждыйлоскуток, 14605826770вырезанный с помощью лекала (круга или квадрата), складывают в треугольник, затем группируют треугольники рядами и настрачивают по кругу на основу из плотной ткани, или когда длинные жгуты скрученной ткани заплетают в шнур-косичку, а затем косички разных цветов выкладывают по кругу и сшивают между собой. В Государственном Русском музее хранятся изделия, в которых отражены все основные узоры, применяемые в лоскутном шитье, в коллекциях Российского этнографического музея хранится немало изделий, отделанных лоскутной аппликацией, необыкновенные стеганые одеяла XVIII века хранятся и в Историческом музее в Москве. История сохранила сведения о даже том, что Наталья Гончарова — жена Пушкина — шила своим детям одеяла из цветных лоскутков.
Из лоскутков мастерицы шьют самые разные вещи: тряпичных кукол, картины, панно, одеяла, покрывала, подушки, скатерти, прихватки, занавески, коврики, сумки, жакеты, жилеты.  Полагаясь на собственный вкус, можно дать полную свободу в выборе тканей. Чтобы овладеть всеми тонкостями этого искусства, нужно время и терпение. Начинать лучше с самых простых, небольших изделий, например с прихваток. Нужно научиться соединять два одинаковых по размеру, но разных по цвету прямоугольных треугольника в квадрат, затем из квадратов составить полоску, несколько полосок сшить в лоскутную пластину. Главные условия успеха — художественный вкус и аккуратность.
Сейчас лоскутным шитьем занимаются самодеятельные мастера и художники-профессионалы. Они увлеченно трудятся над созданием лоскутных одеял, черпая вдохновение в национальном искусстве, другие предпочитают шить одежду, привнося в свою работу многообразие приемов шитья и декоративное богатство русского народного костюма. Так или иначе, современное лоскутное шитье тесно переплетается с народной швейной традицией, а через нее – культурным наследием прошлого.left0
Лоскутные работы в русском стиле отличаются особой яркостью, «весельем» красок. Для них характерно многоцветье, гармоничное сочетание пестрого с пестрым, а также умелое использование в одном изделии тканей разных фактур. Во многих городах России образуются клубы любителей лоскутного шитья, проводятся встречи, фестивали, совместные акции. Сейчас, когда лоскутное шитье получает второе рождение, многие страны борются за приоритеты с этой сфере человеческой деятельности. Но лоскутное шитье интернационально, то есть принадлежит всему миру. И действительно, этот наиболее доступный способ художественного самовыражения служит языком общения людей разных национальностей, вероисповедания
2.Виды лоскутного шитья
Лоскутное шитье представлено несколькими основными видами. Некоторые из них взаимопроникают друг в друга или плотно связаны с ними видами шитья, какие-то стоят особняком.
Что же это за виды и чем они отличаются они друг от друга?
2.1Пэчворк – один их самых ярких и характерных видов лоскутного шитья. Само его название произошло от английских слов patch и work, которые дословно означают «заплатка (лоскут ткани)» и «работа». Таким образом, буквально это слово переводится как «лоскутная работа». Мелкие кусочки ткани нашивают на более крупные, а старые лоскутки обрезают и составляют из них узоры или геометрические орнаменты.
Для работы в этой технике используют послушные, нерастяжимые и не склонные к усадке ткани средней плотности: ситцевые, льняные и хлопчатобумажные материи. Для каждого лоскутка необходимо соблюдение направлений долевой и поперечной нитей. Нельзя раскраивать их по косой, иначе впоследствии рисунок будет перекошен.
При изготовлении одежды следует применять ткани похожей фактуры и одинаковой плотности. Если же вы создаете предметы интерьера, например покрывала, панно, то здесь лоскутки ткани могут быть любой расцветки и фактуры.
Пэчворк – это особый вид шитья из небольших кусочков материи, который не требует слишком больших материальных затрат, так как можно использовать различные остатки тканей и даже старые вещи, вышедшие из моды. В изделиях, выполненных в этой технике, можно применять и -146685485140фольклорные мотивы, традиционный крой.(Приложение 1)

Сам пэчворк делится на несколько подгрупп в зависимости от использования лоскутков определенной формы: прямоугольной, треугольной, квадратной, трапециевидной, ромбовидной или шестиугольной.
2.2 Квилтинг в переводе с английского означает «простегивание», «сшивание». Это понятие намного шире, чем пэчворк, так как включает в себя пэчворк, вышивку и аппликацию. Изделия, выполненные в этой технике, называют квилтом, а мастеров, занимающихся этим видом рукоделия, – квилтерами. Квилтинг дополняет пэчворк и включает в себя, помимо него, и стежку. Таким образом, изделия, выполненные в такой технике, всегда состоят из нескольких слоев, а стежка придает ткани рельеф.
В этой технике можно сделать панно, одеяла, подушки для кресел и табуреток. (Приложение 2)
Среди всех таких изделий особое место занимают альбомные квилты, которые дарили на память друзьям, знакомым и родственникам. Небольшие работы с различными изображениями собирали в альбом. В них всегда присутствовали знакомые предметы, здания, животные, родные лица, стилизованные цветы. Они могли быть изготовлены несколькими людьми или одной рукодельницей. Самые известные альбомные квилты были сделаны в Балтиморе в период с 1840 по 1860 гг.
Крейзи, или японский квилтинг, объединяет в себе несколько техник. Так, он может включать в себя пэчворк, вышивку, аппликацию, вязание и макраме. Поэтому его можно назвать одним из самых свободных видов, вдохновляющим мастера на создание красивых и оригинальных изделий, которые получаются самобытными и неповторимыми и демонстрируют черты характера своего создателя. Впрочем, это довольно молодой вид рукоделия, который только начинает входить в моду.(Приложение 3)
Одно из самых знаменитых лоскутных изделий – одеяло «Раджа». Оно было сшито в 1841 г. на корабле, следовавшем в Австралию из Англии, группой женщин и состоит из 2815 лоскутков.
Тейперинг лишь отчасти относится к лоскутному шитью. В принципе, так называют вид машинной строчки – «зигзаг», или «атласную». Несмотря на это, изделия в такой технике можно выполнять как на машинке, так и вручную. Именно данной строчкой мастерицы украшали каждую деталь пэчворка в XIX в., а сейчас ее часто применяют при сшивании лоскутков.

2.3Аппликация по ткани – один из старейших видов рукоделия. Неудивительно, что ныне существует множество направлений данной техники. Лоскутки ткани можно присоединять к основе разными способами. Например, приклеиванием, пришиванием, методом замещения (при наложении лоскутков на основу точно совмещают фрагменты ткани фона с декоративной тканью). Однако самое распространенное направление аппликации – это закрепление лоскутков на основе с помощью атласной строчки.

Лоскутная аппликация – очень увлекательное занятие. С ее помощью вы сможете изготовить панно, «веселый» коврик для малыша и множество других ярких изделий.(Приложение 4)
Комплексно-тематическое планирование
месяц Запланированное
мероприятие Цель мероприятия
сентябрь «История лоскутной техники» Познакомить учащихся с историей лоскутной техники.
октябрь «Виды лоскутной техники» Познакомить детей с видами лоскутной техники.
ноябрь «Украшение изделий в технике «лоскутное шитьё». Изготовление шаблона по эскизу». Формирование и развитие у учащихся умений и навыков выполнения изготовления шаблонов для украшения  швейных  изделий в технике «лоскутное шитьё»
декабрь Изготовление изделия в технике лоскутного шитья (мозаика из полос). Учить составлять схемы и эскизы из полосок в технике лоскутного шитья. Формирование и развитие у учащихся умений и навыков выполнения машинных швов.
январь «Шитьё из квадратов. Правила сборки образца по схеме. Учить узоры в технике лоскутного шитья. Формирование и развитие у учащихся умений и навыков выполнения машинных швов.
Февраль-март Выполнение аппликации по ткани Учить выполнять аппликацию в техники лоскутного шитья. Формирование и развитие у учащихся умений и навыков выполнения машинных швов.
Заключение
В 2015– 2016 учебном году был создан проект по швейному делу «Лоскутное шитье», в котором принимали участие ученицы 5 класса. Мной как учителем была изучена литература, проведена исследовательская работа по данной теме, собрана информация о технологии изготовления изделий из лоскутов, проанализирована и подобрана с учетом психолого – педагогические особенности детей с их особенностями в развитии.
Данным проектом хотелось пополнить бедный запас знаний учащихся о истории лоскутной техники, элементов цветоведения, основных способов лоскутного шитья как вида народных ремесел. А самая главная задача для учениц 5 класса это формирование навыков работы с тканью, инст рументами, и на швейной машине. Именно в этом классе закладываются основные знания и умения в швейном деле. Для осуществления проекта использовались разнообразные методы и приёмы работы.
По итогам всей проделанной работы с ученицами были изготовлены наволочки с аппликацией, прихватки, подушка в техники пэчворк.. Проанализировав проделанную работу и подведя итоги можно сказать, что все учащиеся активно и с большим интересом принимали участие во внеклассной работе, при изготовлении изделий.. Хочется отметить, что метод проектирования актуален и очень эффективен в развитии детей с особенностями в развитии. Он даёт ребенку возможность развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в окружающем социуме.
В итоге выполнения проекта достигнуто следующее:
· была изучена история лоскутной техники и ее виды
· изготовлены изделия в разных техниках
Библиографический список
Дараева Ю.А. Лоскутное шитье.-М.:Этерна, 2006.-225с.:ил.-(Красота в твоих руках)
Калинина Е. Натура и фантазия в декоративной композиции. Журнал Юный художник, 1994г.
Рондели Л.Д. Народное декоративное прикладное искусство, М., Просвещение, 1984г.
Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М., Просвещение, 1988г.
Интернет ресурсы: yandex.ru http://ru.wikipedia http://www.pechwork.ru/
http://www.rukodelie.by/11/
http://www.quilters.ru/

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *