«Проектирование программы формирования УУД в начальной школе (4 класс)»

ГОУ Педагогическая академия последипломного образования

Кафедра методики преподавания дисциплин

художественно-эстетического цикла

ИТОГОВЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«Проектирование программы формирования УУД

в начальной школе (4 класс)»

Земцовой Татьяны Викторовны,

учителя музыки МБОУ Щелковская гимназия,

г. Щёлково, Московской области,

слушателя курсов повышения квалификации

«Проектирование рабочей программы по музыке и

формирование универсальных учебных действий»

(кафедральный вариативный модуль, 72 час.)

Научный руководитель Сергеева Г.П., к.п.н., проф.

Москва 2012 г.

Содержание

  1. Цель, задачи проекта…………………………….……………….…….….3

  1. Понятие «универсальные учебные действия» …………..….… .……..…3

  1. Функции универсальных учебных действий………………….………….3

  1. Виды универсальных учебных действий…………………………………4

  1. Проектирование программы формирования УУД в 4 классе ..…………6

  1. Выводы…………………………………………………………….……….29

  1. Литература……………………………………………….……….………..29

Цель и задачи проекта.

Цель – актуализация требований ФГОС (второго поколения), включающих в себя базовые национальные ценности, четыре основных направления музыки (духовная, фольклорная, классическая, современная), закономерности музыкального искусства и УУД с целью реализации содержания музыкального образования в начальной школе.

Задача – разработать и реализовать УУД в практике по программе «Музыка» Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина в 4 классе начальной школы.

Понятие «универсальные учебные действия»

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Функции универсальных учебных действий:

— обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

— создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственость всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Виды универсальных учебных действий

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия включают:

общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

— структурирование знаний;

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

— извлечение необходимой информации из прослушанных музыкальных текстов различных жанров;

— определение основной и второстепенной информации;

— свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические универсальные действия:

— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

— выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

— подведение под понятие, выведение следствий;

— установление причинно-следственных связей;

— построение логической цепи рассуждений;

— доказательство;

— выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

— формулирование проблемы;

— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

— разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

п/п

Тема

урока

Цели и задачи урока

Понятия

Материал

к уроку

Планируемые результаты (УУД)

1 четверть — «Россия – Родина моя» (3 часа). Вся Россия просится в песню…

1.

Мелодия. Ты запой мне ту песню…

«Что не выразишь словами, звуком на душу навей…». Стр. 8-13 (учебник),

стр. 4-7 (рабочая тетрадь), стр. 4-7 (нотная хрестоматия).

Цель — Познакомить уч-ся с творчеством С.В. Рахманинова.

Задачи:

Расширить представление уч-ся о жизненных прообразах и народных истоках музыки Рахманинова на примере его произведений.

Углубить представление уч-ся о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой либо литературной основой.

Мелодия,

концерт,

полифония,

вокализ,

куплетная форма,

3-х частная форма

С.В. Рахманинов (1873-1943) — концерт №3 для фортепиано с оркестром (авторское исполнение) 1 ч., Вокализ

Р.н.п. «Ты, река ль, моя реченька…»

В. Локтев

«Песня о России», сл. О. Высотской, портрет С.В. Рахманинова, портрет певицы А.В. Неждановой. Рис. Л. Пастернака.

Личностные УУД: формирование музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры, развитие духовного потенциала подрастающего поколения, воспитание чувства любви к Родине, музыкально-эстетического вкуса, любование красотой русской природы, отношение к этой красоте , хоровое и ансамблевое исполнительство, размышления о музыке, погружение в слушание , рассказ о музыке, подбор ассоциативно-образного ряда, сочинение мелодий на стихи русских поэтов (в рабочей тетради), пластическое интонирование.

Познавательные УУД: найти стихи о родном крае, созвучные музыке С.В. Рахманинова, проследить закономерности музыкального искусства (ритмический рисунок, интонации, тембры инструментов…), через пение пробудить интерес к музыке.

Информационные УУД: рассматривание фотографий и портретов С.В. Рахманинова и певицы А.В. Неждановой, размышление над словами П.И. Чайковского и С.В. Рахманинова, чтение фрагмента из письма М. Мусоргского Н. Римскому-Корсакову, рассказа С. Романовского «Русь»

Коммуникативные УУД: коллективное обсуждение полученных впечатлений, умение слушать и слышать друг друга, корректировать собственные действия, исправлять качество звучания голосов, сравнить со знакомыми мелодиями русских народных песен и мелодиями из известных произведений М.П. Мусоргского («Рассвет на Москве-реке») и П.И. Чайковского (широта мелодического развития, неторопливость, свободное варьирование интонаций)

Регулятивные УУД: составить план по анализу музыкальных произведений, варианты исполнительского плана, обратить внимание на развитие мелодии и сопровождения (приобретает самостоятельность) в «Вокализе» (полифоничность), спеть по нотной записи, использовать фонозапись и сравнить с другими обработками, планировать действия по устранению недостатков в исполнении, сопоставить портрет С. Рахманинова К. Сомова с фотографией и с рисунком Л. Пастернака.

2.

Как сложили песню (рассказ М. Горького). Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась музыка?» (стих. Г. Серебрякова),

стр. 14-19 (учебник), стр. 7-107 (нотная хрестоматия).

Цель: Актуализировать знания уч-ся о жанрах р.н.п.

Задачи: Формировать необходимые вокально-хоровые навыки.

Выявить особенности средств муз. выразительности в р.н.п.

жанры народных песен, декламация, речитатив, средства музыкальной выразительности.

Фрагмент картины К. Петрова-Водкина «Полдень», русские народные песни: «Колыбельная», «У зари-то, у зореньки…», «Солдатушки, бравы ребятушки…», «Милый мой хоровод…», «А мы просо сеяли…»

Личностные УУД: Расширить представление школьников об опыте человечества, запечатлённом в музыкально-художественных образах, развить способность к сопоставлению музыкальных жанров и сюжетов картины «Полдень» (вечные темы: жизнь и смерть труд и отдых, любовь, материнство…), подобрать из прозаических и поэтических произведений русских писателей и поэтов отрывки, близкие по настроению звучащей музыке и рассматриваемой картине

Регулятивные УУД: Различать жанры народных песен, прочитать рассказ М.Горького «Как сложили песню», вспомнить другие образы музыкального фольклора, с которыми познакомились в предыдущих классах, уметь мобилизировать действия, направленные на организацию внимания и формирование эмоционального состояния.

Коммуникативные УУД: Обсудить, как песня помогала выходить из жизненных трудностей? Уметь выразить собственное мнение и аргументировать его

Познавательные УУД: разыграть (инсценировать) р.н.п., исполнить песни по теме урока. Подобрать ассоциативно-образный ряд.

Социальные УУД: понять роль музыки в жизни человека, через пение и слушание р. н. п. сформировать бережное отношение к Родине, природе, людям, обычаям, эстетическим идеалам.

3.

Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!

Стр. 20-23 (учебник), стр. 10-14 (нотная хрестоматия).

Цель: Знакомство с фрагментами кантаты С. Прокофьева «Александр Невский».

Задачи: Сопоставить образы музыки с образами изобразительного искусства, сохранить память о национальном герое, народном заступнике святом благоверном Александре Невском

кантата,

кант,

тембры женских голосов (альт, меццо-сопрано),

развитие музыки,

эпилог,

финал.

Фрагменты из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский» (хор «Вставайте, люди русские», «На Руси родной не бывать врагу!» из 4-й ч, «Я пойду по полю белому…» из 6-й ч.), «Въезд А. Невского во Псков» из 7-й, закл-й ч., р. н. п.: «Славны были наши деды…», «Солдатушки, бравы ребятушки…»,

Канты «Радуйся, Росско земле» «Орле Российский», М.И. Глинка – хор «Славься», картины В. Васнецова «После побоища» и С. Присекин «И клятву верности сдержали», П. Корина «А. Невский» (триптих), «Слово о полку Игореве», «Песня об А. Невском».

Личностные УУД: Воспитать чувства любви и уважения к героям Отечества – гордости нации, нарисовать картины к музыке урока

Познавательные УУД: Прочитать славные страницы литературного памятника Древней Руси» Слово о полку Игореве», спеть мелодии главных тем урока, послушать колокольные звоны, разыграть (инсценировать) р.н.п., подобрать ассоциативно-образный ряд (стихи, репродукции картин…).

Коммуникативные УУД: Обсудить, как песня помогала выходить из жизненных трудностей? Уметь выразить собственное мнение и аргументировать его

Социальные УУД: понять роль музыки в жизни человека, через пение и слушание р. н. п. сформировать бережное отношение к Родине, природе, людям, обычаям, эстетическим идеалам.

«О России петь — что стремиться в храм» (1 час). И почти уж две тысячи лет стоит над землёй немеркнущий свет…»

4.

Святые земли Русской. Илья Муромец. Стр. 26-29 (учебник), стр. 8-9 (рабочая тетрадь), стр. 17 (нотная хрестоматия).

Цель: Продолжить знакомить уч-ся с людьми, которые несли на Русь свет Истины, Добра и Правды.

Задачи: выявить многосторонние связи музыки, истории, литературы,живописи( специфику и общность)

Развить слушательскую и исполнит. культуру учащихся.

икона,

святой,

стихира,

былина,

речитатив,

величание,

гусли.

Иконы: «Всех святых в земле русской просиявших», «Преподобный Илья Муромский Чудотворец» (день памяти — 1 января), портреты великого князя Владимира, княгини Ольги, стихира русск. святым, фрагмент картины В. Васнецова «Богатыри», фрагмент 1-й ч. «Богатырской симфонии» А. Бородина, «Богатырские ворота» М.П. Мусоргского, былинный напев «Из того ли города из Мурома», былина о Садко нар.песнопение «Там,где стоит, красуясь, ныне обительТроицы святой…»

Личностные УУД: Воспитать чувства патриотизма на примере жизни и подвига реального русского человека Ильи Муромца, вспомнить о других святых земли Русской.

Познавательные УУД: через технологию «проживания» формировать устойчивый интерес к музыкальному искусству и к урокам музыки, сочинить текст величания Ильи Муромца

Информационные УУД: рассматривание фрагментов картин, портретов к уроку, «святой» — освящённый Божией благодатью, исполняющий заповеди Божии, икона – «образ», чтение воспоминаний о замысле композитора А. Бородина (из письма В. Стасова) — ключа к пониманию его симфонии.

Коммуникативные УУД: разучить и исполнить былину об Илье Муромце, сделать совместные выводы о непростых былинных распевах.

Регулятивные УУД: сравнить былину об Илье Муромце с былиной о Садко, попытаться найти общие черты, родственные музыкальные интонации и вспомнить музыкальный инструмент, который сопровождал былинный сказ,

Провести параллель между народным песнопением о Сергии Радонежском, величаниями и былинным сказом (в чём их сходство и отличия?), послушать фрагмент из «Богатырской» симфонии и сравнить её с «Богатырскими воротами» М. Мусоргского, с былинным напевом

«День полный событий» (5 часов) В краю великих вдохновений…

5.

Приют спокойствия трудов и вдохновенья…» стр. 42-43 (учебник), стр. 22-28 (нотная хрестоматия).

Цель: показать поэтический образ русской природы, привить к ней бережное отношение.

Задачи: развить интонационно-слуховой опыт уч-ся

пастораль, лирика

М.П. Мусоргский «В деревне», Г.Свиридов «Осень» и

«Пастораль», П.И. Чайковский «Осенняя песнь», картина В. Попкова «Осенние дожди» (Пушкин), стихи А.С. Пушкина

Личностные УУД: Родственный взгляд на мир глазами композиторов, художников, поэтов, привить эстетические идеалы.

Познавательные УУД: Пушкинские места — псковский край, село Михайловское, 1824 г., общество любимой няни, соседей из Тригорского — семьи Осиповых, послушать пьесу М. Мусоргского «В деревне» (напомнить строки из Пушкина: «Приветствую тебя, пустынный уголок…»),

пропеть главные темы урока (на основе метода интонационно-стилевого анализа).

Коммуникативные УУД: чтение и вслушивание во фрагменты из стихотворений А. С.Пушкина, обсуждение неоднозначности художественных образов.

Регулятивные УУД: сравнить характер музыки «Осенней песни» П. Чайковского и настроение стихотворения А. Пушкина «Унылая пора!…», рассмотреть картину В. Попкова, послушать Г. Свиридов «Осень» и «Пастораль», раскрыть отношение композиторов, художников и поэта к родной природе.

6.

Что за прелесть эти сказки! Три чуда. стр. 48-51 (учебник), стр. 38-42 (нотная хрестоматия).

Цель:

с помощью музыки почувствовать красоту сказок А.Пушкина.

Задачи: выявить изобразительные и выразительные средства музыки

музыкальная живопись, регистры, тембры, челеста, изобразительность и выразительность в музыке.

Палех «Сказки Пушкина», фрагмент картины И. Билибина «Бочка по морю плывёт», С. Прокофьев «Сказочка», Н. Римский-Корсаков-вступление ко 2 действию оперы «Сказка о царе Салтане», темы 3-х чудес.

Личностные УУД: Проследить роль детства в будущей судьбе поэтов и композиторов, назвать знакомые музыкальные инструменты, нарисовать образы сказочных героев, сочинить свой музыкальный символ 3 чудесам.

Познавательные УУД: познакомиться с главными темами сказочных героев и спеть их по нотной записи.

Коммуникативные УУД: Сравнить народную музыку и композиторскую в теме белки «Не в саду, не в огороде…», импровизировать по цепочке стиль жанры, интонации под чтение сказки, нарисовать эскизы костюмов и декораций к музыке, прозвучавшей на уроке

Регулятивные УУД: Проследить за развитием поэтического и музыкального текста, установить связь музыки с живописью, подобрать сказочные картины других художников (М. Врубеля, А. Васнецова), спеть все темы по нотной записи, нарисовать своего любимого героя сказок А.Пушкина, сочинить его музыкальный портрет.

7.

Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.

стр. 52-53 (учебник), стр. 44-46 (нотная хрестоматия).

Цель: продолжить путешествие по пушкинским местам.

Задачи: выявить особенности ярмарочной и духовной музыки.

жанры народной музыки (хороводные и плясовые песни), обработка русской народной песни, колокольные звоны, вступление к опере.

две песни из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» («Девицы, красавицы…» и «Уж как по мосту, мосточку…»), фрагмент картины Б. Кустодиева «Ярмарка», Софийский собор в Новгороде, келья Пимена, вступление к опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов»

Личностные УУД: Развивать бережное отношение к народной песне, к истории родного народа, его обычаям и обрядам, спеть по нотной записи все главные темы урока. Вспомнить пьесы П.Чайковского из «Детского альбома», какие могли бы звучать на ярмарке, назвать знакомые р.н.п., которые композиторы использовали в своих произведениях. Послушать вступление к опере М.Мусоргского «Борис Годунов», спеть по нотам эту мелодию и определить: где и когда происходит действие. Послушать мотив пастушьего наигрыша из оперы П. Чайковского» Евгений Онегин» (заключительная сцена письма Татьяны),

Познавательные УУД: разучить две песни из оперы П. Чайковского «Евгений Онегин» («Уж как по мосту, мосточку» и «Девицы-красавицы»). Подумать, чем отличаются волынка и шарманка?

Информационные УУД: рассмотреть репродукции картин, фотографии, портреты к уроку, прочитать воспоминания Л.Софийского о Пушкине

Коммуникативные УУД: передать дух и своеобразие ярмарочных гуляний, используя пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения, игру на простейших музыкальных инструментах.

Регулятивные УУД: Составить звуковую картину ярмарочного гулянья (пастушьи наигрыши на заре, весёлые плясовые под балалайку, гармонику, звуки шарманки, волынки, ансамбли ложкарей, напевы и пляски цыган), разыграть народные песни, вспомнить и назвать р.н.п., которые композиторы использовали в своих сочинения (П.И. Чайковский из «Детского альбома» — «Мужик на гармонике играет», «Камаринская», Г. Свиридов «Пастораль»).

8.

«Приют, сияньем муз одетый…». стр. 56-57 (учебник), стр. 47-48 (нотная хрестоматия).

Цель: познакомить с атмосферой домашнего музицирования пушкинской эпохи

Задачи: показать учащимся значимость триединства »композитор-исполнитель-слушатель»

романс,

дуэт,

ансамбль,

муза

итальянская песня «Ночь весенняя дышала…» (сл. И. Козлова) и романс М.И. Глинки «Венецианская ночь» (слова те же), портрет А.С. Пушкина работы О. Кипренского.

Личностные УУД: способность применять знания о музыке в жизни, выработать позитивную самооценку своих музыкальных творческих способностей, привить любовь к высокому стилю классического искусства

Информационные УУД: подобрать зрительный ряд к имениям Михайловское и Тригорское, вспомнить, кем были Музы, откуда пришёл к нам романс и что лежит в его основе.

Познавательные УУД: Напеть основные темы урока с применением пластического интонирования, создать импровизацию своего романса.

Информационные УУД: прочитать письмо А.С.Пушкина поэту А.Плетнёву

Коммуникативные УУД: обсудить, какие качества души запечатлены в музыкальных образах романсов, устаревают ли такие чувства?

Регулятивные УУД: придумать программу своего музыкального вечера или описать воображаемый музыкальный вечер с А.С. Пушкиным, рассмотреть портрет А.С. Пушкина: только ли поэт изображён на нём?

9.

Обобщающий 1-ю четверть (возможны варианты: итоговый концерт из изученных произведений, музыкальная викторина, музыкально-литературная композиция…)

Цель: показать социальную значимость, продуктивность музыкальных занятий.

Задача: обобщение музыкальных впечатлений учащихся.

2 четверть — «Гори, гори ясно, чтобы не погасло…» (2 часа). На свете каждый миг мелодия родится…

10.

Композитор — имя ему народ. Музыкальные инструменты России, стр. 60-63 (учебник), стр. 49-54 (нотная хрестоматия).

Цель: Показать уч-ся, что народная песня — источник вдохновения для композиторов.

Задачи: Привить внимание к плавному звуковедению, слову, интонационной выразительности. Воспитать навыки ансамблевого пения.

фольклор,

музыка в народном стиле,

пентатоника, народные песни

р.н.п. «Ты, река ль, моя реченька», белорусская «Реченька», грузинская «Солнце, в дом войди», японская «Вишня», узбекская «Аист», хор «Ты воспой, жавороночек» из сюиты «Курские песни» Г. Свиридова, концерт №1 для фортепиано с оркестром П. Чайковского (укр.н.п. «Веснянка»), А. Васнецов «Гусляры», М. Нестеров «Лель».

Личностные УУД: размышления о том, что песни — летопись жизни народа, а реки — символ дороги жизни, быстротечности … (обе песни о реке лирические, напевные, звучат в мягких тонах минора

Познавательные УУД: послушать, вспомнить, разучить и спеть выразительно все музыкальные номера урока (работая над поставленными задачами)

Исполнение (хоровое и ансамблевое), игра на народных простейших инструментах, музыкально-ритмические движения, импровизация на народные темы. Жанр концерта — это «соревнование» или «согласие»? (Вспомнить материал из 3 класса).

Коммуникативные УУД: коллективное размышление о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой, его неповторимость, используя метод «сходства и различия» Вспомнить произведения русских композиторов, в которых слышно подражание звучанию народных инструментов. Задать вопрос композитору: «Пётр Ильич, правда ли, что Вы использовали старинную мелодию лирников (слепых бродячих певцов-музыкантов) в концерте №1? Кто Вам её напел?»

Регулятивные УУД: Поиск самостоятельной информации: откуда появились музыкальные инструменты и для чего? Вспомнить, о каких музыкантах сложил народ легенды, мифы, предания?

Сравнить по нотной записи песни разных народов, найти интонации, характерные для каждой из них. По тембру звучания определить голоса народных инструментов. Подумать и обсудить: что общего между состоянием природы и чувствами человека, выраженными в них?

11.

Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант чародей» (белорусская народная сказка). Стр. 64-67 (учебник), 16-19 (рабочая тетрадь).

Цель: Пробудить интерес к истории возникновения и красоте звучания русских народных инструментов.

Задачи: в форме слухового и игрового общения с музыкой познакомить учащихся с оркестром народных инструментов

Балалайка, гармонь,

баян,

оркестр русских народных инструментов

Федоскино –

«Вечерком», палех –

«Гармонисты», норв.н.п. «Волшебный смычок», обработка р.н.п. «Светит месяц», П. Чайковский «Камаринская», «Мужик на гармонике играет», Н. Римского-Корсакова «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка», р.н.п. «А мы просо сеяли».

Личностные УУД: Развивать щедрость души в детях на примерах жизни и творчества безымянных поэтов, музыкантов, неисчерпаемое богатство фантазий, любовь к Родине и своему народу.

Познавательные УУД: подобрать видеоряд из рисунков, фотографий, репродукций с изображениями народных инструментов. Исполнение (хоровое и ансамблевое), пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения.

Коммуникативные УУД: Прочитать белорусскую народную сказку и подумать: в чём сила маленького музыканта-скрипача?

Регулятивные УУД: Инсценировать, разыграть, драматизировать р.н.п. (приём «игрового вхождения» в песню или пляску). Игра на простейших народных музыкальных инструментах.

В концертном зале (5 часов). Гармонии таинственная власть.

12.

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо.

Стр. 74-77 (учебник), стр. 56-57 (нотная хрестоматия).

Цель: Познакомить уч-ся с новой страницей в творчестве П.И. Чайковского (1840-1910).

Задачи: Расширить представление о выразительности скрипки и виолончели, о их создателях и исполнительском мастерстве. Сопоставить муз. произведения урока с живописными полотнами художников и

поэтов

Струнный квартет,

ноктюрн,

вариации,

легато,

стаккато,

акценты

Вариации П. Чайковского на тему рококо, хор из оперы «Евгений Онегин» «Уж как по мосту, мосточку». Портрет композитора. А. ванн Остаде «Деревенские музыканты» К. Петров-Водкин «Скрипка». А. Бородин ноктюрн из квартета №2. Басни и, Крылова «Квартет», А.

Фет » Какая ночь!..» — стихи.

Личностные УУД: Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений и общность отражения жизни в русском искусстве, сопричастность к «Вечным ценностям»

Познавательные УУД: погружение в слушание, пропевание и «игра» на воображаемых инструментах, размышление о музыке «Ноктюрна» (песня ночи), о том, что одно из самых своих знаменитых произведений А. Бородин посвятил своей жене и другу, прекрасной пианистке-Екатерине Сергеевне Бородиной.

Информационные УУД: познакомить учащихся с историей происхождения виолончели (вспомнить о знаменитых мастерах скрипичных дел: Амати, Гварнери, Страдивари, о выдающихся исполнителях), знакомство с изящным, благородным, галантным стилем «рококо».

Коммуникативные УУД: научить отбирать материалы к темам урока, анализировать, сопоставлять и делать коллективные выводы.

Регулятивные УУД: составить план по анализу музыкальных произведений и обсудить 1) в чём проявляется русская природа ноктюрна? — (в широких мелодических линиях, повторах…) 2) о чём нам поведали вариации и чем отличаются одна от другой? (акценты, штрихи). Как Чайковскому удалось объединить столь различные интонации (шуточные, маршевые, пасторальные, задушевные…) в одном произведении?

13.

Старый замок. Счастье в сирени живет…

Стр. 78-81 (учебник), стр. 20-21 (рабочая тетрадь), стр. 57-62 (нотная хрестоматия).

Цель: Познакомить уч-ся с творчеством М.П. Мусоргского (1839-1881) и С.В. Рахманинова (1873-1943).

Задачи: научить воспринимать, исполнять, сравнивать и связывать воедино образы вокальной и инструментальной музыки С. Рахманинова.

Сюита,

старинная музыка,

песня,

романс,

вокализ,

сопрано,

трубадур,

менестрель.

М. Мусоргский «Старый замок» из фортепианной сюиты «Картинки с выставки». Портреты композиторов. «Песня рыцаря.» Романс С. Рахманинова «Сирень». (на стихи Е. Бекетовой) К. Сомов портрет Рахманинова

Личностные УУД: Привить утончённость чувств и высказываний о красоте природы, человеческих отношений…

Познавательные УУД: рассказ о трубадурах и менестрелях, воспоминание о рыцарской эпохе. Спеть «Песню франкского рыцаря», предложенную в хрестоматии для 4 класса, и песню современного Трубадура из муз. фантазии Г. Гладкова «Бременские музыканты». Спеть 1-ю и 3-ю строки мелодии романса, ориентируясь на нотную запись (две 3-х звучные интонации!)

Информационные УУД: Роман »Сирень» написан композитором в 1902 г., в тот период, когда он и Наталья Александровна Сатина решили обвенчаться.

Сирень и весна — символы творчества С. Рахманинова, прочитать 1-ю часть повести Ю. Нагибина «Рахманинов» — «Белая сирень».

Коммуникативные УУД: вспомнить исполнителей знакомых сочинений Рахманинова.

Регулятивные УУД: Сравнить муз. сопровождение к «Старому замку» с сопровождением к «Ноктюрну» и песню современного Трубадура из муз. фантазии Г. Гладкова «Бременские музыканты» с «Песней франкского рыцаря». Что в них общего? Какой уже знакомый жанр вокальной музыки напоминает ритм вступления этих сочинений?

Сравнить романс «Сирень» с вокализом, с мелодией из 1-й части концерта №3 для ф-но с оркестром. Что их объединяет? (песенность …).

Сочинить рассказ к муз. картинке, изобразить своё видение этой музыки, (выполнить задание в рабочей тетради).

14.

Не молкнет сердце чуткое Шопена…

Танцы, танцы, танцы…

Стр. 82-85 (учебник), стр. 22-23 (рабочая тетрадь), стр. 62-70 (нотная хрестоматия).

Цель: Познакомить уч-ся с творчеством Ф. Шопена (1810-1849).

Задачи: разобраться в разновидностях средств муз. выразительности и контрастов музыки

Полонез,

мазурка,

вальс,

песня,

трехчастная форма,

куплетная форма.

Полонез (ля мажор) — Ф. Шопена, песня «Желание» (ст. С. Витвицкого), вальс (си минор) и три мазурки (№1 — си бемоль мажор, №47 -ля минор, № 48 — фа мажор).

Личностные УУД: реализовать творческий потенциал уч-ся через интонирование (индивидуальное, ансамблевое и хоровое), обсуждение муз. образов, способность определить стиль, эпоху, композитора…

Расширить эмоционально-словарный запас, осознать чувство гордости и любви к Родине, выраженные в музыке. Выработать осанку и разучить «полонезный шаг».

Познавательные УУД: погружение в слушание (ощутить национальный колорит, обаяние), письмо Ф.Листа о музыке Ф.Шопена. Спеть песню

Желание» (ст. С. Витвицкого из «Сельских песен») и поразмышлять о секрете её популярности (близость её интонаций и ритмов к народным мазуркам, можно для наглядности их выписать на доске).

Информационные УУД: Проследить сходство в судьбах С.Рахманинова и Ф. Шопена.

Коммуникативные УУД: понять и почувствовать выразительную роль ритма в полонезе (используя метод переинтонирования – убрать пунктирный ритм). Вспомнить, в каком произведении русского композитора звучат польские танцы? Исполнить парами под музыку танец-шествие.

Регулятивные УУД: дать образную характеристику услышанной музыке, подобрать стихи и ассоциативно-зрительный ряд, составить план анализа, применять муз.-ритмические движения и пластическое интонирование для большего осмысления характера музыки(вся ли эта музыка для танцев); самостоятельно услышать 3-х частную форму в вальсе и определить, каков контраст между крайними частями и серединой вальса (противопоставление, сопоставление или дополнение?)

15.

Патетическая соната. Годы странствий.

Стр. 86-89 (учебник), стр. 70-76 (нотная хрестоматия).

Цель: продолжить знакомство уч-ся с творчеством Л. ван Бетховена (1770 -1827) и М.И. Глинки (1804-1857).

Задачи: Раскрыть образный строй сонаты, проследить за творческим процессом сочинения музыки и особенностями ее развития.

Соната,

камерная музыка,

романс,

баркарола, симфоническая увертюра.

1-я часть сонаты №8 «Патетическая». Стихи Н. Заболоцкого. Портреты композиторов. Романс М. Глинки «Венецианская ночь», «Арагонская хота». П. Чайковский «Баркарола

(«Июнь») из цикла «Времена года» + «Ноктюрн» из квартета №2 А. Бородина

Личностные УУД: Жизнеутверждающий дух при любых обстоятельствах-

этому учит нас музыка Бетховена, а язык её интернационале. И лишь природа

дарит человеку покой и умиротворение — так будем беречь её.

Познавательные УУД: Погружение в слушание, диалог образов, подобрать стихи о музыке Бетховена, высказывание выдающегося пианиста А.Рубинштейна о Бетховене. Закрепить в сознании уч-ся средства выразительности, свойственные жанру баркаролы (мягкое, колеблющееся» движение выразительной мелодии, неизменный, однообразный ритмический рисунок).

Информационные УУД: Рассмотреть портреты композиторов. Дать определение «баркароле».

Коммуникативные УУД: разделившись на группы «композитор-исполнитель — слушатель» придумать проблемные вопросы по содержанию муз. образов (например: какие качества характера воспитывает в слушателях музыка Бетховена?) Какие стороны души она обогащает? Созвучна ли музыка Бетховена нам, современным слушателям? Объяснить и аргументировать почему.

Регулятивные УУД: показать в группах конфликтные столкновения противоречивых начал муз. мыслей Бетховена, напеть начало каждой из тем (по нотам), поэтапный интонационно-образный анализ 1-й ч.

Вспомнить, что интерес русских композиторов к музыке других народов породил множество сочинений, ставших жемчужинами русской музыкальной классики (напеть и назвать их), подобрать стихи и ассоциативно-зрительный ряд к прозвучавшим на уроке произведениям.

16.

Обобщающий 2-ю четверть (возможны варианты: итоговый концерт из изученных произведений, музыкальная викторина, музыкально-литературная композиция…)

Цель: показать социальную значимость, продуктивность музыкальных занятий.

Задача: обобщение музыкальных впечатлений учащихся.

3 четверть — «День полный событий» (1 час). В краю великих вдохновений…

17.

Зимнее утро. Зимний вечер.

Стр. 44-47 (учебник), стр. 28-38 (нотная хрестоматия).

Цель: Продолжить знакомство с творчеством А. Пушкина и его Музой.

Задачи: Осознание музыки как искусства интонации

Выразительность,

изобразительность,

музыкальное прочтение стихотворения

П. Чайковский «Зимнее утро» из «Детского альбома». Стихи А. Пушкина «Зимнее утро», «Зимняя дорога», В. Шабалин хор «Зимняя дорога». Барельеф Арины Родионовны. Р.н.п. и романс М. Яковлева «Буря мглою небо кроет». П. Чайковский «У камелька» из альбома «Времена года».

Личностные УУД: Расширить представления о духовном опыте человечества

Познавательные УУД: Послушать и разучить р.н.п. и романс М. Яковлева «Буря мглою небо кроет». Послушать пьесы П. Чайковского «У камелька» из альбома «Времена года» и поразмышлять: куда перенесла нас музыка… Сравнить и разучить песни на стихи А. Пушкина: музыка В. Шабалина «Зимняя дорога», Ц. Кюи «Зимняя дорога» и р.н.п. «Сквозь волнистые туманы». Подумать в каких сочинениях больше «солнца», а в каких – «мороза». Что помогает это определить? По какой из «зимних дорог» хотелось бы прокатиться и почему.

Информационные УУД: рассмотреть домик и портрет Арины Родионовны Яковлевой — няни Пушкина, прочитать воспоминания И. Аксакова о А. Пушкине и его няне. Михаил Яковлев лицейский друг А. Пушкина.

Коммуникативные УУД: Разыграть (инсценировать) песни, прозвучавшие на уроке, составить сценарий (покадрово) для фильма о «зимней дороге».

Регулятивные УУД: обратить внимание учащихся на приёмы развития музыки, которые используют композиторы, дать образную характеристику услышанной музыке, подобрать стихи и ассоциативно-зрительный ряд.

Ответить на вопросы учебника (стр. 44-47).

В музыкальном театре (6 часов). Театр уж полон; Ложи блещут…

18.

Опера «Иван Сусанин». Бал в замке польского короля (II действие). За Русь мы все стеной стоим… (III действие).

Стр. 94-97 (учебник), стр. 22-23 (раб. тетрадь), стр. 80-94 (нотная хрестоматия).

Цель: Продолжить знакомство уч-ся с оперой М.И. Глинки «Иван Сусанин».

Задачи: способствовать развитию исторической памяти уч-ся на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины.

Музыкальный образ,

полонез,

мазурка,

музыкальная драматургия,

контраст.

Полонез и мазурка из второго действия оперы. Сцены из третьего действия оперы.

Личностные УУД: Развить у учащихся понимание музыкального образа и музыкальной драматургии в опере.

Познавательные УУД: Послушать начальные фразы «Полонеза» (фанфары), вспомнить, встречались ли с похожим танцем (полонез Ф. Шопена как музыкальный символ Польши). Сравнить интонации этих танцев и выявить характерные черты. Напеть мелодию (вокализом) первой части, середины и постараться представить то, что происходит на сцене: кто поет в начале (воинственный хор поляков), а кто исполняет среднюю часть (вкрадчивый, кокетливый женский хор).

Информационные УУД: Познакомить с историей возникновения танца (от крестьянского шествия до петровских ассамблей). Вспомнить полонез

М. Огинского «Прощание с Родиной». Прочитать воспоминания Н.В. Гоголя о музыке оперы «Иван Сусанин».

Коммуникативные УУД: Составить портретную галерею героев Родины. Обсудить, как меняется звучание мазурки после неожиданного сообщения гонца об окружении польского отряда в Москве. Разыграть сцену прихода врагов в дом Сусанина.

Регулятивные УУД: Составить план по анализу музыкальных произведений урока (драматургия развития музыкального образа) и сравнить особенности полонеза, мазурки и вальса (трехдольный размер, но в полонезе и вальсе акцентируется первая доля, а в мазурке — третья). Вспомнить песню-мазурку Ф. Шопена «Желание». Ответить на вопросы учебника (стр. 94-97).

19.

Сцена в лесу (IV действие).

Стр. 98-99 (учебник), стр. 94-97 (нотная хрестоматия).

Цель: Продолжить знакомство уч-ся с оперой М.И. Глинки «Иван Сусанин».

Задачи: заинтересовать муз. искусством, эмоционально увлечь, раскрыть мир мысли, отношений, чувств, который составляет сущность муз.-художественной образности.

Ария,

речитатив

IV действие оперы, ария «Сусанин». Портрет Шаляпина в роли Сусанина.

Личностные УУД: Развить у учащихся понимание музыкального образа и музыкальной драматургии в опере.

Познавательные УУД: Послушать и исполнить тему хора поляков. Понять, как переинтонирование темы польского танца показывает совершенно иной облик поляков. Сравнить тему мазурки четвертого действия с тем, как она звучала впервые на балу (пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения). Речитатив и ария Сусанина (показать движением рук контраст между силой Сусанина и одновременно его глубокую скорбь и печаль). Обратить внимание на аккомпанемент арф и вспомнить, где встречались с подобным эпическим звучанием.

Информационные УУД: Познакомить с фрагментами фильма-оперы «Иван Сусанин».

Коммуникативные УУД: Не бояться выступать со своим мнением, отстаивать свою точку зрения. Скорректировать собственные действия.

Регулятивные УУД: Составить план по анализу музыкальных произведений урока (драматургия развития музыкального образа) и сравнить особенности полонеза, мазурки и вальса (трехдольный размер, но в полонезе и вальсе акцентируется первая доля, а в мазурке — третья). Вспомнить песню-мазурку Ф. Шопена «Желание». Ответить на вопросы учебника (стр. 94-97).

20.

Исходила младёшенька.

Стр. 100-101 (учебник),

стр. 30-31 (рабочая тетрадь), стр. 97 (нотная хрестоматия).

Цель: Продолжить знакомство с творчеством М.П. Мусоргского (1839-1881).

Задачи: показать родство музыки русских композиторов с интонациями р.н.п.

Песня-ария, куплетно-вариационная форма,

вариантность интонаций.

Вступление к опере М. П. Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на Москве реке», песня Марфы «Исходила младёшенька», р.н.п. «Исходила младешенька». «Я пойду по полю белому» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». «Прогулка» из сюиты «Картины с выставки» М. Мусоргского. Фрагмент картины Н. Нестерова «В скиту».

Личностные УУД: Развить у учащихся набор специальных средств для постижения музыки на уроке, ассоциативно-образное мышление.

Познавательные УУД: Разучить песню Марфы «Исходила младёшенька» (подлинная р.н.п.). Обратить внимание на её построение (сопровождение каждого куплета меняется, тонко следует за словесным текстом).

Информационные УУД: Прочитать письмо Мусоргского о создании этого номера (народный выговор).

Коммуникативные УУД: Уметь взаимодействовать друг с другом при коллективном обсуждении впечатлений.

Регулятивные УУД: Поработать над кантиленным звучанием, широтой дыхания. Сравнить песню Марфы «Исходила младёшенька» со вступлением оперы Мусоргского «Рассвет на Москве реке», с мелодией «Я пойду по полю белому» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский» и с темой «Прогулки» из фортепианной сюиты «Картины с выставки» М. Мусоргского. Напеть их со словами, обратив внимание на тонкую и своеобразную передачу народно-песенных интонаций, сложный размер, переменный лад.

21.

Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.

Стр. 102-105 (учебника), стр. 98-100 (нотная хрестоматия).

Цель: познакомить с интонационным своеобразием музыки русских композиторов и музыки других народов.

Задачи: проследить, как происходит поэтизации Востока русскими композиторами в различных музыкальных жанрах.

Восточные интонации, вариации,

орнамент,

контрастные образы.

М. Мусоргский «Пляска персидок» из оперы «Хованщина», «Персидский хор» из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила». Картины В. Верещагин «Двери Тимура» и И. Билибин — эскиз костюма Шемаханской царицы. А. Хачатурян: «Колыбельная Гаяне», «Танец с саблями» из балета «Гаяне», «Танец розовых девушек». Портрет А. Хачатуряна (1903-1978). Фрагмент картины М. Сарьяна «Армения».

Личностные УУД: Развить музыкально-эстетическое чувство через эмоционально-ценностное отношение к восточным мотивам в произведениях искусства.

Познавательные УУД: Найти характерные движения и, вокализируя, «исполнить» «Пляску персидок» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского, разучить «Персидский хор» из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила». Определить мелодико-ритмическое своеобразие (ориентируясь на нотные записи учебника). Послушать и разучить «Колыбельную Гаяне». Проследить за драматургией её развития. Послушать «Танец с саблями» и отметить характерные черты его, средства выразительности и ответить на вопросы учебника.

Информационные УУД: Познакомить с краткими сведениями о жизни композитора А. Хачатуряна. Рассмотреть своеобразный колорит, узорный орнамент линий в картине М. Сарьяна «Армения» и в эскизе костюма Шемаханской царицы И. Билибина. Поиск самостоятельной информации о том, что А. Хачатурян использует подлинные народные мелодии в «Русской пляске», украинском «Гопаке», армянском женском танце «Узундаре».

Коммуникативные УУД: «связать» себя с композитором, уподобить образам музыкальных произведений через пластическое интонирование, музыкально -ритмические действия

Регулятивные УУД: нарисовать свой вариант восточного узора или орнамента, передав своеобразие колорита, подобрать ассоциативно-образный ряд к теме урока (стихи восточных поэтов, репродукции, фотографии…)

22.

Балет «Петрушка».

Стр. 106-107 (учебник), стр. 26-27 (рабочая тетрадь), стр. 101-102 (нотная хрестоматия).

Цель: Познакомить с творчеством И.Ф. Стравинского (1882-1971).

Задачи: показать значение музыкально-изобразительного искусства на театральной сцене.

Музыка в народном стиле,

оркестровые тембры.

Портрет И.Ф. Стравинского. Фрагменты из балета И. Стравинского «Петрушка» («Потешные сцены»), р.н.п. о Масленице, картина Б. Кустодиева «Балаганы», эскизы костюмов А. Бенуа.

Личностные УУД: Сохранить в памяти учащихся бережное отношение к фольклорным традициям, к духовному опыту поколений.

Познавательные УУД: Вспомнить, как на Руси праздновали масленицу. Какие пели песни, в какие игры играли? Представить себя в роли художника-оформителя , декоратора и нарисовать фрагменты наиболее полюбившихся сцен или образов . Поразмышлять о том, что объединяет музыку балета И. Стравинского «Петрушка» и картину Б. Кустодиева «Балаганы».

Информационные УУД: Рассматриваем портрет И.Ф. Стравинского, картину Б. Кустодиева «Балаганы» (звучит ли эта картина и как), эскизы костюмов арапа и балерины А. Бенуа. Прочитать воспоминания Н. Мясковского о музыке балета.

Коммуникативные УУД: Проанализировать, сопоставить сцены балета и сделать коллективные выводы о значении музыкально-изобразительного искусства на театральной сцене.

Регулятивные УУД: Сравнить интонации Святогорского ярмарочного гуляния и потешных сцен из балета «Петрушка». Подумать, в чем своеобразие музыкального языка И.Ф. Стравинского.

23.

Театр музыкальной комедии.

Стр. 108-109 (учебника), стр. 102-106 (нотная хрестоматия).

Цель: Познакомить с творчеством И. Штрауса-сына -(1825-1899) и Ф. Лоу (1901-1988), и новыми музыкальными жанрами.

Задачи: продолжить постижение интонационно-образной выразительности музыки и развитие муз. драматургии

оперетта,

мюзикл

Вальс И. Штрауса из оперетты «Летучая мышь» (1874). Сцена из мюзикла «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу (по «Пигмалиону» Шоу, 1956)

О. Ренуар «Танец в городе».

Личностные УУД: Расширить представление школьников о «лёгкой музыке», помочь им убедиться в том, что и в популярных жанрах композиторы обращаются к «вечным темам».

Познавательные УУД: Определить в чем сходство и различие оперы, оперетты и мюзикла. Подобрать ассоциативно-образный ряд (эскизы костюмов к музыке урока). Разучить отдельные номера и разыграть по ролям сцены из оперетты и мюзикла.

Информационные УУД: Познакомить с новым жанром « опереттой ». Вспомнить мюзиклы А. Рыбникова «Волк и семеро козлят на новый лад», Ю. Антонова «Приключения кузнечика Кузи» и Р. Роджерса »Звуки музыки».

Коммуникативные УУД: Сделать книжку «малютку» и самостоятельно записать в ней сочиненное либретто к своему мюзиклу или оперетте. Нарисовать эскизы костюмов и действующих лиц.

Регулятивные УУД: обсудить и подобрать эмоционально-образные средства для выразительной передачи музыкальных характеристик, составить исполнительский план и дать свои предложения по «постановке спектакля».

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (3 часа). Служенье муз не терпит суеты (А. Пушкин).

24.

Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.

Стр. 112-117 (учебник), стр. 109-114 (нотная хрестоматия).

Цель: Познакомить с жанром прелюдия и этюд в творчестве С. Рахманинова и Ф. Шопена.

Задачи: Показать близость судеб двух композиторов и их отношений к Родине.

Прелюдия, трехчастная форма,

развитие музыкального образа,

этюд.

Прелюдия (до-диез-минор) С.В. Рахманинова.

Картина Б. Шаляпин «С.В. Рахманинов». Ф. Шопен две прелюдии (№7 ми-бемоль-мажор и №20 до-минор). Памятник Шопену в Варшаве. Этюд №12.

Картина Э. Делакруа «Ф. Шопен».

Личностные УУД: Развить духовный потенциал учащихся и привить умение выражать свои мысли и чувства.

Познавательные УУД: Картина Б. Шаляпин (сын певца Ф. Шаляпина) «С.В. Рахманинов». Прослушать и определить характер прелюдий (воспоминание о мазурке и о траурном марше), продирижировать, сыграть на воображаемом фортепиано. Подумать, что объединяет судьбы двух композиторов.

Информационные УУД: Прочитать письмо Ф. Шопена «К Родине». Рассмотреть памятник Ф. Шопену в Варшаве и картину Э. Делакруа «Ф. Шопен».

Коммуникативные УУД: Обсудить коллективно какие черты характера композитора подчеркнул живописец в своей картине, и сравнить с другими изображениями Ф. Шопена.

Регулятивные УУД: Составить исполнительский план анализа музыкальных произведений, сопоставить с разными исполнительскими трактовками и подумать, как меняется смысл произведения от творческого замысла исполнителя. Вспомнить, где в музыке русских композиторов звучит тема колокола. Ответить на вопросы учебника.

25.

Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты.

Стр. 118-119, 122-123 (учебник), стр. 116-122 (нотная хрестоматия).

Цель: Познакомить с выдающими исполнителями.

Задачи: Развить чуткое проникновение в мир музыкальных образов, творческого вдохновения, технической виртуозности.

Многообразие жанров музыки.

Композитор, исполнитель, слушатель.

Обработка, переложение, импровизация.

Авторская песня,

романс.

Фотографии: С. Рихтера, Д. Кабалевского, М.Ростроповича, С. Лемешева, Б. Окуджавы, В. Высоцкого. Картина В. Тропинина «Гитарист». И.С. Бах «Шутка». Моцарт симфония №40. Бетховен «Патетическая соната». Григ «Утро». Прокофьев «Болтунья». Колыбельные из оперы Гершвина и балета Хачатуряна. Песня Б. Окуджавы «Пожелания друзьям», В. Высоцкого «О друге», С. Никитина (по выбору).

Личностные УУД: Развивать творческий потенциал через интонирование(индивидуальное, ансамблевое, хоровое),коллективное музицирование, обсуждение музыкального образа.

Познавательные УУД: Разучить и выразительно спеть одну из бардовских песен. Подумать, что в них важнее – мелодия или слова (объяснить почему).

Послушать обработку р. н. п.» Тонкая рябина», старинные русские романсы в сопровождении гитары и сравнить их с современным звучанием гитар. Вспомнить историю происхождения классической гитары (1-й класс).

Информационные УУД: Рассмотреть фотографии: С. Рихтера, Д. Кабалевского, М. Ростроповича, С. Лемешева, Б. Окуджавы, В. Высоцкого. Рассказать о происхождении гитары. Прочитать строки М. Лермонтова посвященные гитаре.

Коммуникативные УУД: научиться отбирать материал к уроку, анализировать, сопоставлять, делать коллективные выводы.

Регулятивные УУД: Подобрать репродукции картин, фотографии с изображением музыкантов исполнителей. Ответить на вопросы учебника. Подумать, чем отличается содержание русского романса от бардовской песни. Какие образы и темы их роднят?

26.

Обобщающий 3-ю четверть (возможны варианты: итоговый концерт из изученных произведений, музыкальная викторина, музыкально-литературная композиция…)

Цель: показать социальную значимость, продуктивность музыкальных занятий.

Задача: обобщение музыкальных впечатлений учащихся.

4 четверть – «О России петь, что стремиться в храм» (И. Северянин «Запевка»). И почти уж две тысячи лет стоит над землею немеркнущий свет…

27.

Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше. Стр. 32-35 (учебник), стр. 20-21 (нотная хрестоматия).

Цель: Полюбить великое прошлое родной земли, познавая прекрасные памятники искусства.

Задачи:

Постижение учащимися гармонии

в синтезе искусств.

молитва,

икона тропарь,

фреска.

Икона «Воскресение», древняя фреска «Ангел» (XIII в.), молитва «Ангел вопияше» композитора П. Г. Чеснокова (1877-1944) молитва С. Рахманинова «Богородице Дева, Радуйся!», Ф. Шуберт (1797-1828) «Аве Мария».

Личностные УУД: Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры. Образ Христа и Богородицы в русской музыке (через технологию проблемного обучения вернуть Бога в умы людей.

Познавательные УУД: Знакомство с жанрами: тропарь, молитва, икона, фреска. Формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству и урокам музыки. Знакомство с жизнью и творчеством композиторов (портреты, произведения). Изучение закономерностей музыкального языка (определить особенности характера звучания, интонации, жанра, средств выразительности).

Информационные УУД: Рассмотреть иконы «Воскресение», «Богоматерь Владимирская» и древнюю фреску «Ангел». Библия, пересказанная детям старшего возраста «Новый Завет» гл.8 и И.С. Шмелев «Лето Господне» часть 2: Праздники радости, глава «На Святой», «Пасха».

Коммуникативные УУД: — Диалог с учащимися о прослушанной музыке.

О любви и верности в жизни людей.

Регулятивные УУД: Развитие музыкально-эстетического чувства через эмоционально-ценностное отношение. Воспитательная проблема: что было бы, если бы Христос не воскрес? Реализовать творческий потенциал через интонирование, музицирование, обсуждение музыкального образа. Сравнительный анализ (по слуху и нотной записи).

28.

Родной обычай старины. Светлый праздник.

Стр. 36-39 (учебник).

Цель:

Расширение представлений школьников о духовном опыте человечества, запечатленном в музыкальных образах.

Задачи: Расширить познание эмоционально-интонационных законов народных песен/

волочебники

Р.н.п. «Не шум шумит», фрагмент из сюиты С. Рахманинова для двух фортепиано «Светлый праздник».

Личностные УУД: Развить доверительность в выражении своих эмоций и способность применять знания о музыке в жизни. Сочинить свою песню или стихи на тему праздника.

Познавательные УУД: Подобрать ассоциативно-образный ряда (эскизы костюмов, поздравительные открытки, декорации, стихи и песни о празднике). Придумать сценарий для фильма о празднике (покадрово).

Разучить мелодию пасхальной песни по нотам и постараться распеть её слова на эту мелодию (задание на страницах учебника).

Информационные УУД: Назвать приметы и символы праздника Пасхи (трезвон, куличи, христосование, благочестие — забота о слабых, бедных, больных и обездоленных, раскрашивание пасхальных яиц).

Дать определение понятию «волочебники». Рассмотреть картины, рисунки с праздничными народными сценами (Б.М. Кустодиев «Христосование»).

Коммуникативные УУД: Работать в группах с учащимися: «слушатели» и «исполнители». Делать коллективные выводы. Корректировать собственные действий в ходе исполнения.

Уметь слышать и слушать друг друга в процессе исполнения (ударные, свирели, ложки, трещотки).

Импровизировать по группам (инструменты, голоса: девочки, мальчики

Регулятивные УУД: Сравнить пасхальную песню с песнями праздников масленицы и Рождества. Чем они отличаются, а в чём схожи?

Составить исполнительский план, текст разный, а мелодия одна и наоборот.

Прочитать детские воспоминания С.Рахманинова о колоколах

29.

Кирилл и Мефодий.

стр. 30-31 (учебник), стр. 19 (нотная хрестоматия).

Цель: Продолжить знакомство со Святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием.

Задачи: Освоить особенности исполнения духовной музыки.

Икона «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий», памятник Кириллу и Мефодию, величание и гимн Кириллу и Мефодию.

Личностные УУД: Воспитывать желание служить на благо и во славу своему Отечеству на примере жизни святых.

Познавательные УУД: разучить и исполнить гимн Кириллу и Мефодию.

Вспомнить отрока Варфоломея (будущего Сергия Радонежского), который узнал силу молитвы, когда просил научиться читать. Заняться проектно-исследовательской деятельностью по этой теме, создать свою импровизацию для величания.

Информационные УУД: Подготовить сообщение о болгарском композиторе Понайоте Пипкове, сочинившем более 100 лет тому назад гимн в честь просветителей славян Кирилле и Мефодии. Прочитать, как в русской летописи «Повесть временных лет» подробно рассказывается о них.

День памяти Кирилла и Мефодия-24 мая (как и День славянской письменности и культуры).

Коммуникативные УУД: Подготовить программу к Дню славянской письменности и культуры и выступить перед младшими классами и родителями.

Регулятивные УУД: Подумать и вспомнить, что означает гимн и чем он отличается от величания? Составить сценарий праздника Дня славянской письменности и культуры.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло…» (1 час). На свете каждый миг мелодия родится…

30.

Народные праздники. «Троица».

стр. 68-71 (учебник), стр. 55 (нотная хрестоматия).

Цель: Продолжить знакомство учащихся с православными праздниками России.

Задачи: проследить связи народной и духовной музыки.

Народный праздник,обычаи,обряды, вторая жизнь народной песни

Икона А. Рублёва «Троица». Рассказ С. Романовского «Троица». Р.н.п. «Во поле берёза стояла», «Ты, берёзка», «Посею я лён», «Как у бабушки козёл».

Личностные УУД: Через музыку и слушание р.н.п. сформировать бережное отношение к Родине, к природе, народным обычаям.

Познавательные УУД: прочитать из И.С. Шмелева «Лето Господне» часть 2: Праздники радости, главу «Троицын день». Сочинить мелодию на текст «Берёзонька кудрявая» и попробовать спеть её в хороводе в импровизационной цепочке (один ученик поёт первую строчку, второй — следующую и т. д.), аккомпанируя на простейших музыкальных народных инструментах. Разыграть сцену народного гуляния.

Информационные УУД: Вспомнить, какие существуют народные обычаи у этого праздника?

Коммуникативные УУД: разучить и подобрать движения для передачи характера песен-хороводов, использовать приёмы импровизации и вариационности в развитии музыкальной мысли.

Регулятивные УУД: Подумать, какая музыка русских композиторов созвучна образному строю иконы А.Рублёва? Вспомнить, в каком симфоническом произведении П.Чайковского звучит троицкая песня «Во поле берёза стояла»? Как композитор «нарисовал «в ней народный праздник?

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (4 часа). Служенье муз не терпит суеты (А. Пушкин).

31.

В интонации спрятан человек. Стр. 120-121 (учебник).

Цель: Показать возможности музыкального языка творить чудеса самых разнообразных образов из 4-х нот.

Задачи: Раскрыть интонационую выразительность музыкальной речи.

Интонационная выразительность музыкальной речи

Песня Сольвейг Э. Грига, «Патетическая соната» Бетховена, песня Марфы, фр.н.п. «Жила была пастушка».

Личностные УУД: Приблизиться к творческому процессу, в результате которого совершаются столь разнообразные чудеса в мире музыки.

Познавательные УУД: Послушать, пропеть и найти в мелодиях песни Сольвейг Э. Грига, «Патетической сонаты» Бетховена, песни Марфы, фр.н.п. «Жила была пастушка» то, что отличает их друг от друга, какой человек «спрятан» в них? Рассмотреть нотную запись в учебнике. Петь гамму, разделившись на группы.

Информационные УУД: Американский композитор и дирижёр Леонард Бернстайн придумал девиз: »Улыбайтесь! Думайте! Радуйтесь!» Какая связь между этими словами и 4 нотами?

Коммуникативные УУД: Подумать и обсудить: могут ли иссякнуть мелодии? (Царство музыки — бесконечность).

Регулятивные УУД: сочинить мелодии, начинающиеся с 4-х звуков (до, фа, соль, ля), передать в них разные настроения. Вспомнить, где ещё используется гамма? (у М.И. Глинки нисходящая гамма, в музыке С. Прокофьева «Джульетта-девочка», в мелодии р.н.п. «Вспомним, братцы, Русь и славу» и у Р. Роджерса в мюзикле «Звуки музыки»).

32.

Музыкальный сказочник.

Стр. 124-125 (учебника), стр. 28-29 (рабочая тетрадь), стр. 123-124 (нотная хрестоматия).

Цель: Обобщить знания о творчестве Н. А. Римского-Корсакова.

Задачи: Продолжить знакомство с «русским Востоком».

Опера, музыкальная сказка, музыкальная живопись

Портрет Н.А. Римского-Корсакова (1844-1908), палех арабские сказки, И. Билибин иллюстрации к «Сказке о царе Салтане…), симфоническая сюита «Шехеразада»

Личностные УУД: Расширение представления учащихся о духовно-нравственном опыте запечатленном в музыкально-сказочных образах.

Познавательные УУД: Послушать музыкальные темы главных героев: грозного султана Шахриара (тромбоны, тубы, контрабасы), и мудрой прекрасной Шехеразады (скрипка, арфы). Тема отважного путешественника Синдбада (она основана на теме Шахриара и представляет образ волнующегося моря). Разучить и напеть темы героев.

Информационные УУД: Познакомиться с историей появления сборника арабских сказок «Тысяча и одна ночь» (Франция, XVIII в.).

Коммуникативные УУД: Обсудить коллективно, что помогает композиторам сочинять восточные музыкальные темы. Обязательно ли для этого отправляться на восток.

Регулятивные УУД: Подумать: кто победит? тиран или художник? Поразмышляйте: какую картину рисует в вашем воображении тема Шехеразады. Какие интонации помогают понять, что это тема восточной сказочницы. В чем особенности восточных интонаций и чем они отличаются от русских.

33.

Рассвет на Москве-реке.

Стр. 126-127 (учебник), стр. 30-31 (рабочая тетрадь), стр. 125-126 (нотная хрестоматия).

Цель: Обобщить знания о творчестве М.П. Мусоргского.

Задачи:

Сопоставить героико-эпические образы музыки с образами изобразительного искусства.

Симфоническая картина

Памятник М.П. Мусоргскому, вступление к опере «Хованщина». Картина Сурикова «Боярыня Морозова».

Личностные УУД: Развивать способность к эмоциональному проживанию исторических событий и судеб защитников Отечества.

Познавательные УУД: Послушать и напеть главную мелодию «Рассвета на Москве-реке». Есть ли в ней контраст или развивается одна тема? О чем «рассказывает» или какую картину «рисует» музыка. Напомнить учащимся, что это вступление к опере. Вспомнить знакомые увертюры к другим операм («Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта, «Руслан и Людмила» М.И. Глинки).

Информационные УУД: Рассказать о мастерах колокольного звона (о К. Сараджеве – звонарь церкви Богоявления в Елохове).

Коммуникативные УУД: Вспомнить, в каких произведениях русских композиторов звучат колокольные звоны. Какие изобразительные моменты ещё присутствуют в теме вступления.

Регулятивные УУД: Подобрать зрительный ряд к музыке урока. В рабочей тетради ответить на поставленные вопросы и подобрать краски к наступлению утренней зори, а также подобрать название к каждой части (к рисунку из пяти арок), особенно подумать над средней частью, где слышится колокольный звон. Подобрать стихи о колокольных звонах.

34.

Обобщающий 4-ю четверть (возможны варианты: итоговый концерт из изученных произведений, музыкальная викторина, музыкально-литературная композиция…, открытый урок для родителей).

Цель: показать социальную значимость, продуктивность музыкальных занятий.

Задача: обобщение музыкальных впечатлений учащихся.

Выводы

1. Выполненный проект обеспечивает реализацию требований ФГОС второго поколения применительно к программе «Музыка» Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина в 4 классе начальной школы.

2. Использование данного проекта в работе учителей музыки в 4 классе начальной школы позволяет достичь основную задачу реализации УУД – «научить ученика учиться» и обеспечит повышение духовно-нравственного уровня учащихся посредством воспитания музыкой.

3. Проект основан на использовании педагогических технологий нового поколения.

Литература

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков] — М. : Просвещение, 2009.

3. Музыка : учебник для учащихся 4 кл. / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2000.

4. Музыка : 1-4 кл. Методическое пособие / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2004.

5. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 4 кл.: Пособие для учителя / Сост.: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2000.

6. Музыка рабочая тетрадь : 4 кл. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2009.

7. Музыка. Большой энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *