Применение здоровьесберегающей технологии в педагогической деятельности – одно из условий повышения качества образования

Применение здоровьесберегающей технологии в педагогической деятельности – одно из условий повышения качества образования.

Понимание термина «качество образования» — одна из сложнейших и актуальных проблем российского образования. Совершенно очевидно, что  качеством образования занимались всегда. Однако  образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного поиска новых форм работы.

Выделяется несколько направлений в деятельности педагога, один из которых это использование здоровьесберегающих технологий.

Данное понятие «Здоровьесберегающая технология» остается на сегодняшний день дискуссионным, но в данный момент это не так важно. Важно уяснить, что любые воздействия на ребенка должны в своей основе иметь принцип здоровьесбережения. 

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на четыре основные группы:

  • Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.

  • Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.

  • Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

  • Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности.

На технологии, оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников, хотелось бы остановиться поподробнее.

Анализ научно-методической литературы позволяет выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.

По первому правилу Правильная организация урока нужно выделить главное — количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности. Главная цель учителя — научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ.

Второе правило- Использование всех каналов восприятия.

На слайде записаны слова, попрошу их разделить на три группы. Я думаю, что такой тест для всех для нас знаком. Но вот вопрос : «А как часто мы используем его, в свой практике?». А ведь именно он поможет нам в работе с детьми и организации урока.

Кто –то из вас ответил так, а кто –то так. Потому что несколько типов функционирования головного мозга. Человек, у которого доминирует левое полушарие, склонен к анализу, ему легко дается словесно-логический характер познавательных процессов. Тот, у кого доминирует правое полушарие, обладает развитым воображением, целостным восприятием.

По данному вопросу- правилу можно очень много говорить . элементарно что можно использовать в своей работе – обратить на посадку детей в классе.

Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся. Распределение интенсивности умственной деятельности.

Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровье сбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:5-25-я минута — 80%; 25-35-я минута — 60-40%; 35—40-я минута — 10%.

Часть урока

Время

Деятельность

1-й этап. Врабатывание

5 мин.

Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение.

2-й этап. 
Максимальная работоспособность

20-25 
мин.

Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом

3-й этап. Конечный порыв

10-15 мин.

Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного

Отсюда понятно, что не всегда оправдана та практика, когда учитель первую, наиболее продуктивную часть урока отводит под опрос домашнего задания: лучше эту часть урока посвятить изучению нового материала, а опрос перенести на вторую, менее продуктивную.

Правило 4. Уместное и правильное применение физкультпауз.

Педагоги обязаны учитывать тот факт, что вынужденное ограничение двигательной активности при умственной деятельности сокращает поток импульсов от мышц к двигательным центрам коры головного мозга. Это снижает возбудимость нервных центров, а, следовательно, и умственную работоспособность. Предлагаю вашему вниманию небольшую коллекцию физминуток.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *