ПРЕДПРИНИНМАТЕЛЬСКИЕ НАМЕРЕНИЯ В УКРАИНЕ И РОССИИ

Менеджмент и маркетинг - Управление производством и развитие предприятия

УДК 338.24:334.012.64

Журавлева М.Б.


ПРЕДПРИНИНМАТЕЛЬСКИЕ НАМЕРЕНИЯ В УКРАИНЕ И РОССИИ


Национальный Университет Кораблестроения имени адмирала Макарова

Пр. Героев Сталинграда 9, Николаев, Украина


UDC 338.24:334.012.64

Zhuravlyova, M.


ENTREPRENEURIAL INTENTIONS IN UKRAINE AND RUSSIA

National University of Shipbuilding

9 Geroiv Stalingrada Ave., Nikolaev, Ukraine


Аннотація: в статті розглянуті підприємницькі наміри студентів України та Росії. В роботі висвітлюється вплив підприємницької освіти на формування намірів стати підприємцем.

Ключові слова: підприємницькі наміри, підприємницька освіта.

Abstract: The paper considers the key factors shaping entrepreneurial intentions among young people in Ukraine and Russia. Paper also explores the influence of entrepreneurial education on shaping of intentions.

Key words: entrepreneurial intentions, entrepreneurial education.


Вступление. Малый и средний бизнес (МСБ) является очень важным для экономического развития многих стран, в том числе и Украины [8, 9, 10]. К сожалению, не все собственники и менеджеры предприятий МСБ владеют достаточным спектром навыков успешного управления [1-7, 14, 16, 18]. Для устранения этого пробела ВУЗы активно внедряют и развивают курсы по предпринимательству и управлению в свои учебные программы [11, 13, 16]. Вовлечение студентов в предпринимательскую деятельность является важнейшей задачей университетов [8, 9, 10].

Основная часть. Теория планируемого поведения предназначена для предсказания и объяснения поведения человека в конкретных контекстах. Эта модель предполагает, что взгляды и черты личности имеют лишь косвенное влияние на конкретное поведение [18]. Таким образом, разработка адекватного объяснения специфического поведения, такого как решения стать предпринимателем, требует ближайшего рассмотрения. ТПП предполагает, что поведенческие намерения определяются тремя основными факторами: (1) отношение к поведению, (2) субъективная норма и (3) воспринимаемый поведенческий контроль [20-23]. В данном исследовании мы сосредоточили внимание на следующем вопросе: "Насколько отличаются две соседние страны с точки зрения предпринимательской намерений молодого поколения"? Исследование основывается на теории планируемого поведения Айзена и эмпирических данных, собранных в России и Украине. Мы провели анкетирование в четырех университетах Украины и России. Всего мы собрали ответы 235 российских и 192 украинских студентов, изучающих бизнес.

Сравнение результатов опроса российских и украинских респондентов показало, что, отношение к предпринимательству одинаково важный фактор в обеих странах; социальные нормы являются более важными в Украине, и воспринимаемый поведенческий контроль тесно связан с намерениями в России. В общей выборке, все три переменные весьма значительны, что может быть частично объяснено увеличением размера выборки. Результаты исследования также показывают, что украинские респонденты имеют значительно более высокие показатели предпринимательских намерений, чем российские респонденты (р <0,01). Кроме того, отношение к предпринимательству, социальные нормы и воспринимемый поведенческий контроль также значительно выше среди украинских студентов.

Выводы. В настоящей работе мы применили теорию планируемого поведения (TПП), чтобы исследовать предпринимательские намерения 235 российских и 192 украинских студентов, изучающих бизнес. Хотя Россия и Украина во многом похожи, они имеют разные культуры. Обе страны пережили 70 лет советской власти, в рамках которой предпринимательство являлось незаконным. После распада Советского Союза, обе страны столкнулись с трудностями в экономическом развитии. Тем не менее, каждая страна выбрала свой собственный путь развития. Насколько отличаются эти две соседние страны с точки зрения предпринимательской намерений среди молодого поколения? Наши данные подтверждают, что теория запланированного поведения является полезной и объясняет 52 процента вариации в предпринимательских намерениях. Мы также обнаружили существенные различия в предпринимательских намерениях между странами. Результаты исследования будут интересны политикам и практикам в России и Украине.


Литература

  1. Журавльова М.Б. Планування як інструмент ефективної діяльності малих та середніх підприємств в умовах ринкової економіки // Вісник аграрної науки Причорномор’я. –2000. - №1. – С.25 –27.

  2. Журавльова М.Б. Планування діяльності малих та середніх підприємств // Експрес-новини: наука, техніка, виробництво. – 1999. – №11-12. – С. 9-10.

  3. Журавльова М.Б. Типи планування підприємницької діяльності на малих та середніх фірмах // Збірник Наукових праць Українського державного морського технічного університету. – Миколаїв: УДМТУ, 2000.-№5.- С.163-168.

  4. Журавльова М.Б. Визначення проблем застосування планування в діяльності малих та середніх підприємств // Збірник Наукових праць Українського державного морського технічного університету. – Миколаїв: УДМТУ, 2000.- №6.- С.167-168.

  5. Журавльова М.Б. Методичні аспекти планування на підприємствах малого та середнього бізнесу // Збірник Наукових праць Українського державного морського технічного університету. – Миколаїв: УДМТУ, 2001.-№1.- С.159-167.

  6. Журавльова М.Б. Проблеми розвитку малого підприємництва в суднобудуванні // Матеріали другої Міжнародної науково-технічної конференції "Проблеми енергозбереження та екології в суднобудуванні": Миколаїв, УДМТУ, 1998 р., С.43-44.

  7. Журавльова, М. Б. Діагностика та аналіз стану планування на малих та середніх підприємствах // Вестник ЧДУ. 2001, No. 9. – С. 40-43.

  8. Парсяк В.Н., Журавльова М.Б. Малий бізнес: сутність, стан, засоби підтримки стабільності. Монографія. – Миколаїв: УДМТУ ім. Макарова, 2001. – 164 с.

  9. Парсяк, В., Журавльова, М. Проблеми малого бізнесу. Економіка України.- 2000, 4, c. 83-85.

  10. Парсяк, В.Н., Солесвік, М. (2012). Роль підприємництва у сучасному суспільстві. Scientific World Conference, октябрь 2012.

  11. Самсонова, Т. М. Погляд на економічну освіту і сучасне заняття з економіки. // Мир науки и инноваций. 2015. № 1. -1. - c. 9-11.

  12. Солесвик, М. Б. Підприємницькі наміри студентів університетів. SWorld ConferenceMODERN DIRECTIONS OF THEORETICAL AND APPLIED RESEARCH ‘2015’ –17 -29 March 2015 http://www.sworld.education/index.php/ru/conference/the-content-of-conferences/archives-of-individual-conferences/march-2015

  13. Солесвик, М. Б., Парсяк, В. Н. (2014). Предпринимательские стратегии студентов отечественных ВНЗ, c. 49-51.

  14. Parsyak, V. N, M. Solesvik, and K. V. Parsyak. Economic Aspects of Formation and Development of Entrepreneurship Education. Actual Problems of Economics. – 2014, №15 (5), c. 126-133.

  15. Solesvik, M. Z. (2006). The use of cooperative visualization in the enhancement of corporate planning in small and medium-sized enterprises. In Cooperative Design, Visualization, and Engineering (pp. 49-56). Springer Berlin Heidelberg.

  16. Solesvik, M. Attitudes towards future career choice: Stavanger Center for Innovation Research. University of Stavanger Norway. – 2007, с. 1-17.

  17. Solesvik, M. Entrepreneurial competencies in emerging economy context, paper presented at the 17th Nordic Conference on Small Business Research, Helsinki. – 2012. – 23-25 May.

  18. Solesvik, M. Entrepreneurial motivations and intentions: investigating the role of education major. Education+ Training. – 2013, 55(3), с. 253-271.

  19. Solesvik, M. Z. Paradigm change in strategic management research: Is the resource-based view a new theory of firm?. – 2015. - Available at SSRN 2631769.

  20. Solesvik, M. Z., Westhead, P., Kolvereid, L., Matlay, H. Student intentions to become self-employed: the Ukrainian context. Journal of Small Business and Enterprise Development. – 2012.- 19(3), c. 441-460.

  21. Solesvik, M., Westhead, P., Matlay, H., Parsyak, V.N. Entrepreneurial assets and mindsets: benefit from university entrepreneurship education investment. Education + Training. – 2013, - № 55(8/9), с. 748-762.

  22. Solesvik, M., Westhead, P., Matlay, H. (2014). Cultural factors and entrepreneurial intention: The role of entrepreneurship education. Education+ Training.- 2014. - № 56(8/9), c. 680-696.

  23. Westhead, P. and Solesvik, M. Z. Entrepreneurship education and entrepreneurial intention: Do female students benefit?, Forthcoming in International Small Business Journal, - 2015. - doi: 10.1177/0266242615612534.

© Журавлева М.Б.

07.12.2015

5