Предложение. Виды предложений по цели высказывания

Тема. «Предложение»

Цели:

1.     Обучающая: обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания обучающихся  о предложении, закрепить навыки и умения при составлении предложений, используя правила и определения  по данной теме.

2.     Развивающая: развивать орфографическую зоркость обучающихся, их память, внимание, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, обосновано делать выводы, развивать умение преодолевать трудности, а также познавательный интерес учащихся.

3.     Воспитывающая: воспитание навыков контроля и самоконтроля, воспитание правильной самооценки, аккуратности, внимательности, положительное отношение к обучению.

      

Задачи:

1.  Образовательная:   проверить устные и письменные навыки учащихся по данной  теме; формировать навыки отличать предложения от

          словосочетания;

2.  Развивающие: умения выделять главное и существенное, сравнивать и обобщать имеющиеся знания, планировать и контролировать свою деятельность при выполнении заданий, развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, умение находить в предложении пары слов (словосочетания); составлять предложения и работать с текстом;

3.  Воспитательные: воспитания трудолюбия, усидчивости, умения слушать других, умения высказывать свою точку зрения, проводить рассуждения, воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование : интерактивная доска, готовый флипчарт к уроку,   

                                        индивидуальные карточки

Тип урока: урок обобщения и закрепления.

 

Организация учебной деятельности:

I.Оргмомент, сообщение темы, цели, психологический настрой.

II. Минутка-чистописания.

На доске: [п] [р'] [э] [д] [л] [о] [ж] [э] [н'] [и] [й'э]

У. Напишите значок-букву вот для этих звуков. Причем сначала большую и маленькую. Потом маленькие буквы в соединении.   

                                                                            (флипчарт 3)


- Предложение и будет в центре внимания нашего урока. Учитель открывает запись темы урока.                                     

3аколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

             Итак, урок начался. Работы, выполненные для конкурса почерков.

Все слова и предложения, подобранные к уроку, посвящены теме о которой вы узнаете, посмотрев видеосюжет (зима).                                                                           

(флипчарт 4)

Они помогут детям подготовиться к работе над сочинением, которое запланировано на следующий урок.

III. Словарная работа:

      Ветер, иней, метель, мороз, погода, ураган (флипчарт 5)

                     

IV.Объяснение нового материала.

Учитель. Сегодня мы не просто проведем смотр знаний по теме «Предложение, а будем путешествовать по сказочному королевству Предложений. Поможет нам в этом увлекательном путешествии карта, составленная на предыдущих уроках. Путешественники всегда стараются запомнить все, что они увидели и услышали в дальних странствиях. Нужно проверить, хороша ли ваша память. Для этого проведем игру-соревнование, которая называется «Кто больше запомнит?»

Диктант-цепочка

Учитель диктует по три слова, дети стараются запомнить и записать. Победит тот, кто сможет записать все 12 слов правильно.

На доске: (флипчарт 6)

 

Зима, осина, береза,

шапка,  пушистый, летит,

декабрь, мороз, коньки,

одежда, пальто, улица

У. Кто записал правильно все 12 слов? А у кого 11? У кого 10?

Дети поднимают руки. Победители получают красные жетоны, те, кто написал 11 слов, - синие, 10 слов - зеленые.

         - Молодцы! Память у вас хорошая! Теперь выберем вид транспорта, на котором будем путешествовать.

Дети. На корабле! Ведь королевство Предложений омывают три моря.

                         Королевство Предложений  (флипчарт 7)                                 

                                                                                                                                             

У. Какие же это моря?

Д. Море Повествования, море Восклицания и море Вопросов. Раз три моря, то нужно и три корабля, чтобы проплыть по разным морям.

У. Хорошо! Давайте сделаем так: первый ряд поплывет по морю Повествования, второй - по морю Восклицания, а третий - по морю Вопросов. А билеты на эти корабли у вас уже есть. Это красные, синие, зеленые жетоны. Вперед! Мы можем отправляться в сказочное королевство Предложений. Но, как же мы поплывем на кораблях без капитанов? Давайте выберем капитана на каждый корабль. Им может стать тот, кто лучше умеет держать в руках штурвал. Для этого вы должны прочитать зашифрованное на «штурвале» предложение, записать его, выразительно прочитать вслух и доказать, что это действительно предложение. Кто первым справится с этим заданием, тот и поведет корабль по морям.  (Флипчарт 8)                

 

    Дети берут «штурвалы», лежащие на партах, составляют и записывают в тетрадь предложение. Тот, кто первым справился с заданием, поднимает руку и отвечает.

Ответы детей.

l-й ряд. Зимой лес покрылся снегом. Это - повествовательное предложение. Оно выражает законченную мысль. В предложении сообщается о лесе и о том, что он покрылся снегом. В конце предложения поставили точку.

2-й ряд. Как красив лес зимой! Это предложение выражает чувство восхищения, оно восклицательное. В конце предложения поставили восклицательный знак.

3-й ряд. Что делают дети зимой? Это предложение содержит вопрос. Оно вопросительное. В конце предложения поставили вопросительный знак.

У. Капитанов мы выбрали, но, чтобы наши корабли не потерпели крушения, мы должны вспомнить три волшебных правила тех морей, по которым поведем свои корабли.

Капитаны рассказывают правила о повествовательном, восклицательном и вопросительном предложениях. Затем они получают отличительные знаки с надписями: («Капитан.», «Капитан!», «Капитан?», прикалывают их на грудь и выходят вперед. Остальные дети читают надписи на значках у каждого из них с различной интонацией.

         - Молодцы! Можем отправляться. А по дороге будем вести путевые записки, то есть все, что увидим и услышим, запишем в свой путевой дневник (тетрадь).

Физминутка (флипчарт 9)

 

 

 


 

Зрительный диктант.  (флипчарт 9)

 

На несколько секунд учитель показывает предложения, а дети стараются прочитанное запомнить и записать по памяти в тетрадь.

Загорелась в небе зорька.

На деревьях засверкал иней.

У. А сейчас мы определим, куда же именно отправляются наши корабли. Как вы думаете, в какие города? (флипчарт 10)

 

Д. Мы поплывем в главные города королевства Предложений. Они называются город Подлежащих и город Сказуемых.

У. Да! В город Подлежащих и в город Сказуемых. А для того, чтобы не сбиться с курса, отметим свой путь графически, то есть подчеркнем в записанных нами предложениях подлежащее и сказуемое. Кто из вас готов прокомментировать эту работу?

Ответы детей:

1. Загорелась в небе зорька. В предложении говорится о зорьке. (Что?) Зорька. Это подлежащее, подчеркиваем одной чертой. Зорька (что сделала?) загорелась. Это сказуемое. Подчеркиваем двумя чертами.

2. На деревьях засверкал иней. В предложении говорится об инее. (Что?) Иней. Это подлежащее. Подчеркиваем одной чертой. Иней (что сделал?) засверкал. Это сказуемое. Подчеркиваем двумя чертами.

Все выполняют работу в тетради. Дети, которые отвечали, получают отличительные знаки со словом. Молодец!

У. Спасибо! Мы уже находимся у причалов городов, но, чтобы городские ворота открылись перед нами, нужно знать волшебные слова. Как вы думаете, какие?

Д. Подлежащее обозначает, о ком или о чем говорится в предложении, и отвечает на вопросы кто? или что?

У. Открываю на карте город Подлежащих.

Д. Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем.

     Сказуемое отвечает на вопрос что делает?

Учитель открывает на карте город Сказуемых.

У. Ура! Городские ворота открыты, и мы входим в главные города королевства Предложений. Вы видите широкую дорогу, соединяющую город Подлежащих с городом Сказуемых. Давайте погуляем по ней! (флипчарт 11)


         Снежинки                      блестит                     белый

         Снег                               смеется                     сияет

         Солнышко                     сверкает                    кружатся

         Лес                                 искрится                  на солнце

- Что вы видите?

Д. Слова.

У. А где они живут?

Д. Предложение состоит из слов. Значит, слова должны жить в королевстве

     Предложений.

У. По-моему, слова заблудились и не могут найти дорогу домой. Давайте поможем им в этом! Я буду помогать словам из города Подлежащих, а вы станете находить жителей города Сказуемых и отводить их по этой дороге на свое место жительства, так чтобы у нас получалась основа предложения.

- Можно ли сказать, что это предложение?

Д. Нет. Здесь первое слово написано с маленькой буквы и нет знака препинания в конце. Это основа предложения. А вот если мы впереди поставим заглавную букву и в конце поставим точку, то это будет предложение.

У. Что вы можете сказать об этом предложении?

Д. Это предложение повествовательное, состоит из двух слов: подлежащего и сказуемого. Такое предложение называется нераспространенным.

У. С помощью слов распространите это предложение!

Дети находят другие подходящие по смыслу слова, и на доске появляется предложение:

Белый снег искрится на солнце.

- Мы с вами собирались помочь словам найти свое место жительства в королевстве Предложений. Давайте выполним это обещание. Поднимаю карточку со словом снег.

Д. (Что?) Снег - это подлежащее. Поселим его в город Подлежащих.

У. Главные члены предложения нашли свое место в королевстве, а куда же поместим другие слова? Они что же, останутся бездомными? Давайте постараемся помочь им найти свое место жительства! Наверное, в волшебном королевстве Предложений существуют еще какие-то правила, о которых мы не вспомнили и не рассказали?

Д. Подлежащее и сказуемое - это главные члены предложения. Другие слова в предложении, которые отвечают на какой-нибудь другой вопрос - второстепенные члены предложения, они поясняют главные и другие члены предложений. Значит, остальные слова поместим во Второстепенные поселки.

У. А как же нам попасть во Второстепенные поселки? Кто догадался?

Д. Надо задать вопросы.

У. Правильно! Надо попасть в главные города и спросить дорогу, то есть поставить вопросы от главных слов к зависимым. А что обозначают вот эти тропинки, ведущие от главных городов к Второстепенным поселкам? И что обозначают тропинки, ведущие от одного домика к другому, во Второстепенных поселках?

Д. Слова в предложении связаны парам и по смыслу. Связь слов устанавливается при помощи вопросов от слова к слову.

Отвечающие ученики получают отличительные знаки с надписью Находчивый.

После этого дети устно выделяют пары слов в данном предложении и расставляют слова по своим местам на карте королевства Предложений.

Пары слов:

снег (какой?) белый, искрится (где?) на солнце

У. А теперь из слов, оставшихся на наборном полотне, еще составим основы предложений, дополним другими словами так, чтобы получилось распространенное предложение, и запишем его.

Д. Снежинки (что делают?) кружатся.

Берут карточки с наборного полотна.

У. Распространите это предложение!

Д. Весело кружатся пушистые снежинки.

Дети записывают предложение в тетрадь и устно выделяют пары слов.

Пары слов:

Снежинки кружатся - основа предложения. Снежинки (какие?) пушистые

Кружатся (как?) весело

У. Молодцы, ребята! В сказочном королевстве Предложений вы не заблудились и даже немного помогли его жителям. Но ведь в каждой стране существует свое особое правило. Есть такое правило и в королевстве Предложений. Но вы о нем пока не вспомнили. Это правило выразительного чтения. Давайте попробуем его выполнить.

На доске появляется предложение без знака препинания в конце: Надвигается сильная буря

У. Дело в том, что это предложение можно прочитать с различной интонацией и от этого будет меняться его смысловая окраска. У меня на доске три знака препинания, употребляемых в конце предложения. Я буду подставлять их к концу предложения, а вы постараетесь произнести его с соответствующей интонацией.

Лучшие чтецы получают отличительный знак с изображением восклицательного знака.

У. А теперь поменяемся с вами ролями. Я буду читать это предложение с различной интонацией, а вы мне показывайте карточки со знаком препинания, который считаете нужным поставить в том или ином случае.

IV. Физкультминутка

Прибежал чудак 

Восклицательный знак.

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит: - Ура!

Долой!

         Караул!

                   Разбой!

Дети показывают действия восклицательного знака жестами.

У. По дороге домой мы продолжаем вести путевые записки. На доске открывается картинка с изображением хвойного леса зимой. (флипчарт 12)

 

У. Что вы видите на этой картине?

Д. Мы видим на картине зимний лес. На картине изображены деревья, покрытые снегом.

У. А какие деревья вы видите в этом лесу?

Д. Мы видим сосны, ели, кедры.

У. Кто из вас знает, как по-другому можно назвать хвойный лес?

Д. Еловый лес. Сосновый лес. Сосняк. Тайга.

У. Ребята, вы все сказали правильно. А вот послушайте, как называют хвойный лес в толковом словаре русского языка под редакцией Сергея Ивановича Ожегова. Хвойный лес называют бором. Запомните это слово. Так как вы можете теперь мне сказать, что вы видите на картине?

Д. На картине изображен зимний заснеженный бор.

У. Что еще интересного увидели вы в зимнем бору?

Д. Снег на деревьях лежит, как белое покрывало. Головы сосен и елей склонились под тяжестью снега. Зимний бор покрыт пушистыми шапками снега.

У. А какой мех, используемый для пошива шапок, похож на снежные шапки?

Д. Песцовые шапки похожи на снежные. Да, на деревья словно надеты песцовые шапки-ушанки.

У. Я хочу вас познакомить со старинным названием крестьянского головного убора, который мне напоминает изображение снега на деревьях на этой картине. Он называется малахаем. В словаре русского языка под редакцией С. И. Ожегова слово «малахай » определяется как большая шапка на меху с наушниками. Попробуйте составить предложение по картине, употребив слово «малахай».

Д. На деревья надеты пушистые белые малахаи. Головы деревьев покрыты снежными малахаями. Зимний бор спит под снежными малахаями.

У. А теперь запишите, пожалуйста, предложение, которое я вам продиктую и которое, так точно подходит описанию увиденного нами на картине.

Слуховой диктант

Под песцовым малахаем спрятал кудри тёмный бор.

У. Посмотрите, дети, на эту картинку еще раз и вспомните предложение, которое мы записали под диктовку. Подумайте, нравится ли оно вам. Подчеркните главные члены предложения. Проверьте друг у друга.

Дети проводят взаимопроверку тетрадей, при необходимости делают замечания.

- А теперь устно выделим пары слов из этого предложения.

Д. Основа предложения - бор спрятал.

бор (какой?) тёмный

спрятал (что?) кудри

спрятал (где? под чем?) под малахаем.

под малахаем (каким?) песцовым.

У. Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием и благополучно вернулись домой из плавания. А здесь, на родном берегу, нас уже поджидает с нетерпением наше авторитетное жюри, которое спешит нам сообщить результаты конкурса почерков.

- Нам еще предстоит самое сложное, самое ответственное задание. Ведь пока мы плыли на кораблях домой, и любовались картиной зимнего бора, по телеграфу было получено задание от короля Предложения. Его величество король Предложение сообщает, что тот, кто справится с его заданием, получит титул почетного гостя королевства Предложений, который дает право свободно гулять по просторам вверенного ему государства. Итак, постараемся выполнить это дополнительное задание!

На партах дети находят карточки с текстом.

Весело летят пушистые снежинки. Пышным букетом пурпурных цветов вспорхнула стайка снегирей.

Списать красиво и правильно предложения, данные на карточках, в тетрадь, подчеркнуть их основу и выписать пары слов с вопросами.

Дети работают самостоятельно до конца урока. В тетрадях у них появляется запись:

Весело летят пушистые снежинки.

снежинки (какие?) пушистые

летят (как?) весело

Пышным букетом пурпурных цветов вспорхнула стайка снегирей.

стайка (кого?) снегирей

вспорхнула (чем? как?) букетом

букетом (чего?) цветов

цветов (каких?) пурпурных

букетом (каким?) пышным

С заданием выписать пары слов из предложений (особенно из второго) справятся, конечно, не все дети. Кто справится, получит на следующем уроке после проверки тетрадей диплом, удостоверяющий, что он является обладателем титула почетного гостя королевства Предложений, со следующим текстом:

«Мы, король Предложение, удостоверяем, что ученица 2 «Б» класса _________ достойно справилась со всеми трудностями изучения правил нашего королевского величества.

Жалуем ее титулом почетного гостя наших владений и разрешаем ей беспрепятственно гулять по просторам нашего волшебного королевства.

Его величество король Предложение».

IV. Итог урока

Учитель поздравляет ребят с благополучным прибытием на родную землю, желает им дальнейших успехов в изучении русского языка и дает домашнее задание:

         1. Записать три предложения о зиме, различных по цели высказывания.

         2. Подготовиться к сочинению-описанию, посвященному зиме, которое мы напишем на следующем уроке.

 

 

  

























Комментарий-пояснение

  Урок русского языка по теме «Предложение» - это урок-обобщения. Данное учебное занятие входит в базисный учебный план,  и связано с другими учебными темами.

 В разработанном уроке используются  задания закрепляющего характера. При проведении урока используются информационные технологии, а именно работа с  готовым флипчартом в Active studio. Формы работы во флипчарте разнообразные. В конце урока обучающиеся выполняют творческую работу.

Данный флипчарт позволяет активизировать мыслительные процессы и повысить интерес к уроку, как у сильных учащихся, так и  у слабых. Такая форма проведения занятия существенно повышает мотивацию учения,  эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всей группы, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» мышление.

В основу построения данного урока положен метод эмоционального погружения, наилучшим образом способствующий реализации главной задачи обучения: активизация творческого начала у учащихся путем воображения и фантазии.

При подготовке к занятию мной были учтены и возрастные и индивидуальные особенности учащихся: высокий интерес к русскому языку, развитые на достаточном  уровне  общеучебные умения и навыки,  высокая мотивация, которая  стимулировалась  нетрадиционной  формой урока.

На каждом этапе урока ученикам предлагалось оценить свою активность и творческие находки. В младшем школьном возрасте начинается процесс самоформирования личности за счет развития структур сознания ребенка: мотивирования своих действий, критичности по отношению к себе и другим, рефлексии, самоответственности и т.д.  У детей возникает потребность в самооценке, как в основе формирования необходимости познать самого себя и своей внутренней позиции, правда, еще с ориентацией на авторитет внешней оценки (оценки учителя). 

Психологическая атмосфера на занятии была доброжелательной.

Работа с флипчартами:

Флипчарт 3 Дана минутка-чистописания, при помощи ручки передвигается прямоугольник, дети видят образец и объясняют его смысл.

Флипчарт 4 При помощи ссылки выставляется видео сюжет о зиме, таким образом обучающиеся узнают на какую тему булт составляться предложения.

Флипчарт 5   Словарная работа. Обучающиеся списывают слова, вставляют пропущенные буквы и при помощи лупы проверяют.

Флипчарт 6 При помощи ссылки  на звуковой файл диктуются слова. Обучающиеся записывают по памяти, затем проверяют, отодвигая прямоугольник.

Флипчарт 7 При помощи ручки передвигаются корабль и обучающиеся читают название следующего этапа урока.

Флипчарт 8 Является опорными схемами для повторения изученного.Составление предложений по цели высказывания. Проверка (за кругом).

Флипчарт 9 Физминутка для глаз (на ссылку) и письмо по памяти.

Флипчарт 10 Аналогично фличарту 7

Флипчарт 11 При помощи ручки слова собираются в предло