Познавательно-игровая программа ко Дню славянской письменности и культуры

Учитель начальных классов

МОУ СОШ №9

Проценко Наталья Владимировна

«Как слово наше отзовется…»

Познавательно-игровая программа ко Дню славянской письменности и культуры.

Цель: развитие у детей лингвистического и исторического мышления,

воспитание бережного отношения к языку и его ценностям.

Оформление: название познавательной игры, плакаты: «Кириллица»,

«Три золотых правила языка». На партах: словари, листы бумаги, фломастеры, название команд, «солнышко», зашифрованные пословицы.

Ход игровой программы

Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы провести заключительный урок по основам православной культуры, который посвящаем Дню славянской письменности и культуры. Наш урок будет проходит в форме познавательной игры и называется он «Как слово наше

отзовется…».Как и для любой игры нам необходимо разделиться на команды.При входе вы получили открытки с изображением славянских буквиц.На столах таблички с такими же буквами, займите места соответствующие вашей открытки.

Первое задание:Ребята!Дайте название своей команде,по букве славянской азбуки.

1команда-АЗ,2 команда-Буки, 3 команда- Глаголь,4 команда-Веди

Ведущий: Когда вы листаете страницы книги, вряд ли задумываетесь о том,

кто трудился над ней. Может, немножко, поразмышляете об авторе, написавшем ее, или о художнике, чьи иллюстрации украшают книгу.

И не придет в голову думать о тех, кто придумал эти буквы- знаки, кто научил вас читать. Вы, наверное, скажите сейчас, что читать вас научили учителя, родители. Но были и еще два человека, научившие весь славянский

народ азбуке.

У вас на партах лежат портреты этих людей, а вот как их зовут, вы узнаете,

если соберете их имена из предложенных букв./один цвет- одно имя/

Ведущий: Да, правильно ребята, этих людей звали Кирилл и Мефодий. Это

два брата, два святых монаха, научившие наших предков – славян письменности.

Посмотрите на доску, вы видите ту азбуку, которую они подарили нам.

Какие интересные буквы и их названия. /выборочное чтение/

Ведущий:Мы благодарны этим людям за то, что они донесли до нас самый драгоценный дар, который есть у человека это слово.

И не случайно мы назвали нашу игру « Как наше слово отзовется…»

Потому что назрела большая проблема: наш язык теряет свое богатство и выразительность, яркость и самобытность. Обратимся к словарю Даля и

прочитаем объяснение, что такое слово.

/Дети находят и читают по командам по одному значению/

Ведущий : Сегодня нам больше подойдет такое объяснение: «Слово – самая речь, способность говорить».

Слово – драгоценный дар человеку Свыше и великая тайна. Мы с вами попробуем открыть некоторые свойства этого дара. И поможет нам в этом образ солнышка. У вас на партах лежат солнышко и лучики, а также разноцветные фломастеры.

Попробуйте ответить на вопрос : « На что похожи добрые и злые слова?»

Для этого найдите подходящие образы, предметы, явления природы.

В центре запишите на что похоже «злое» а в лучиках на что похоже «доброе».

/Идет выполнение работы, затем обсуждение /

Со зрителями проводится игра «Считалка – хохоталка»

Ведущий: В основном вы правильно подобрали образы, которые подходят

к «добрым» и «злым» словам. Доброе слово согревает, лечит, помогает, а

«злое» убивает, уничтожает, холодит, бьет как камень, ранит как нож.

Как чудовищно выглядят те из нас, которые засоряют свою речь нецензурными словами, т.е. сквернословят. Из этой привычки развивается

склонность к совершению дурных поступков. Сквернословие оскорбляет слух, уничтожает и того, кто говорит и того, кто слушает. Я призываю вас,

быть непримиримыми противниками плохих слов. Выберите такую манеру

поведения, когда при вас никто не осмелится произносить нецензурные слова. Культурный человек – это обязательно человек, говорящий правильно и красиво. Это должно стать нормой нашей жизни.

Итак, слово — мы выяснили, стоящий, нужный, желанный, уважаемый и любимый дар. Как надо относиться к дару слова?

— понимать значимость слова, его возможности;

— изучать русский язык и литературу;

— читать книги и следить за своей речью.

Ребята, теперь вы поняли, как важно соблюдать три золотых правила языка:

-Думай, что говоришь.

— Не говори того, что не думаешь.

— Не все, что думаешь, говори.

/Чтение стихотворения о даре слова/.

Ведущий: В заключении, я предлагаю вам еще одно задание. На время перенесемся в далекие времена, когда письменности еще не было, а было картинное письмо, попробуйте расшифровать слова, а потом мы все составим общую пословицу о слове.

/Участники игры расшифровывают слова и составляют, пословицу, пословица обсуждается. Можно зашифровать следующие пословицы :

Слово серебро, молчание – золото.

Не велико дело – велико слово.

Говорит красиво, да слушать тоскливо.

С тобой говорить – решетом воду носить.

Красно поле пшеницей, а беседа – умом.

Ну и шепоток – во весь роток.

Ведущий : Итак, мы с вами потрудились на славу. Я думаю, вы все таки хорошо усвоили то, что Человек – единственный из всех земных существ имеет дар слова. И то как слово наше отзовется, зависит в первую очередь от нас самих. А выбор слов – красивых, чистых, истинных, благодатных – у нас огромный.

Источник информации:

  1. Шевченко Л.Л. « Православная культура» 1 год обучения книги первая, вторая, М.,2004г,Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества.

  2. Табенкина А.Л., Боголюбская М.К. Хрестоматия по детской литературе.

  3. Шмаков С.А. «Нетрадиционные праздники в школе»

  4. Екимова Е. «Православная азбука»

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *