Полные и краткие имена прилагательные



Конспект урока русского языка в 5 классе



Тема: «Полные и краткие имена прилагательные»



(УМК «Русский язык, 5 класс;

авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.)


категория: русский язык (средняя и старшая школа)





автор: Александрова Елена Сергеевна, учитель русского языка и литературы, КПН

образовательное учреждение: Государственное бюджетное образовательное учреждение «Школа № 293 имени А.Т.Твардовского»









Москва, 2016



Тип урока: объяснение нового материала (первичного предъявления новых знаний)

Цели урока: 1)образовательная: контроль формирования навыка правописания словарных слов; повторить и закрепить сведения по изучаемой теме «Имя прилагательное», полученные ранее; объяснить новый материал (дать новые знания), связанный с понятиями «полная форма» и «краткая форма» прилагательного, правописание кратких прилагательных с основой на шипящую; формировать умение определять форму прилагательного; закрепление умений находить сказуемое, определять нераспространённое предложение, проводить межъязыковые аналогии, связи с английским языком

2)воспитательная: воспитывать интерес и любовь к русскому языку, внимание, аккуратность и другие личностные качества

3)развивающая: развивать речь учащихся, а также различные УУД (регулятивные, коммуникативные, познавательные)

Место данного урока в теме: это второй урок по теме «Имя прилагательное» (первый урок был вводный, организовывался как повторение пройденного в 4 классе), поэтому фактически это первый урок объяснения нового материала при изучении прилагательного. Такая перестановка темы объясняется необходимостью выработать прочный навык определения полных и кратких форм прилагательных, умения их образовывать, поэтому, на мой взгляд, целесообразно вначале дать всю новую и сложную информацию, чтобы впоследствии иметь время на выработку прочных навыков.

Для реализации поставленных целей предлагается выполнить следующие виды заданий (табл. 1):

Этап урока

(вид деятельности)


Предложенные задания

Кто выполнял?


Для реализации какой цели урока?

1.проверка домашнего задания


1.Словарный диктант (15-20 слов )

Учащиеся (письменно)

образовательная (контроль усвоения словарных слов, подготовки дома к уроку)

2.Устный опрос правила «Имя прилагательное»


Фронтальный опрос (устный)

Образовательная (усвоение теоретического материала по изучаемой теме, контроль домашней подготовки к уроку)


3.проверка домашнего письменного задания: упр.570 (объяснить синтаксическую роль прилагательных: они употреблены в качестве определений и сказуемых)

Фронтальный опрос (устный)

Образовательная (контроль усвоения теоретических понятий и формирования практического навыка, качества выполнения домашнего письменного задания, осуществлять сравнительное языкознание для развития интереса к предмету и лучшего усвоения нового материала)

2. объяснение нового материала

Составление сравнительной таблицы «Полные и краткие прилагательные: отличительные признаки»

Учитель (на доске), учащиеся (в тетрадях)

Образовательная (объяснение нового материала, закрепление сведений о сказуемом, нераспространённом предложении), развивающая (развитие УУД)

3.первичное закрепление нового материала

А) упр.589 (2): с предложенными формами прилагательных дополнительно составить словосочетания

Учащиеся (на доске и в тетрадях)

Образовательная (закрепление нового теоретического материала на практике)

Развивающая (развитие речи учащихся)


Б) Упр.592, морфологическая характеристика кратких и полных форм прилагательных (выборочно)

Учащиеся (на доске и в тетрадях)

Образовательная (закрепление нового теоретического материала, развитие навыка давать морфологическую характеристику слову как части речи)

Развивающая (развитие речи учащихся)




Таблица 2: «Ключевые понятия урока»


Общеучебные

Специальные

таблица

Имя прилагательное, его морфологические признаки

признаки

Полная форма прилагательного

Общее, отличия

Краткая форма прилагательного

вопрос

Синтаксическая роль

выводы

Лексическая сочетаемость слов







В соответствии с требованиями к уроку новых ФГОС учитель ставит перед собой следующие задачи:

  • Общеобразовательные:

научить применять полученные знания на практике

закрепить умения и навыки работы с

активизировать познавательную активность

раскрыть типичные черты

выработать умение

углубить знание о

  • Воспитательные

вовлечь в активную деятельность

воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего

проявить наибольшую активность в выполнении заданий

вовлечь в активную практическую деятельность

  • Развивающие

развивать умение объяснять закономерности:

развивать умение анализировать:

развивать умение сопоставлять:

развивать умение сравнивать:

развить логическое мышление

развивать память

продолжить развитие умения анализировать

научить выступать перед аудиторией

обобщать и делать выводы

совершенствовать умения работы с источниками знаний

умение классифицировать

умение формулировать выводы

умение выявлять связи

продолжить развитие умения сравнивать

Планируемые результаты урока:

  • Предметные:

- получение знаний о формах прилагательных, об их особенностях и синтаксической роли, о правилах написания кратких прилагательных с основой на шипящую;

- формирование умений определять и образовывать формы прилагательных, определять их синтаксическую роль, давать им морфологическую характеристику;

- развитие речи учащихся, лексического запаса и пр.

  • Метапредметные:

- развитие мотивов познавательной деятельности;

- развитие способности выбирать наиболее эффективный способ решения поставленной задачи;

- умение осуществлять контроль своей деятельности;

- умение определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

  • Личностные УУД:

- готовность учащихся к саморазвитию,

- формирование мотивации к учению и целенаправленной познавательной деятельности;

- умение отражать личную позицию в речевой деятельности;

  • Коммуникативные УУД:

- учащийся задает вопросы, читает, слушает, отвечает на вопросы других;

- формулирование собственной мысли;

- умение аргументировано отстаивать свою точку зрения при необходимости;

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

  • Познавательные УУД:

построение логической цепи рассуждений

доказательство

поиск и выделение информации

анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

установление причинно-следственных связей.

  • Регулятивные УУД:

- целеполагание (учиться ставить цель познавательной деятельности, формулировать проблему и решать её совместно с учителем);

- планирование необходимых действий (восместных с учителем, одноклассниками или индивидуальных);

- действие по плану, алгоритму;

- контроль своей деятельности;

- оценка своей деятельности и деятельности одноклассников;

- коррекция результатов своей деятельности.

Межпредметные связи: английский язык

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Формы обучения:

  • системно- деятельностный и когнитивный способ обучения

  • беседа

  • поиск информации в предложенных источниках

Ресурсы обучения: учебник, опорная таблица



Ход урока

  1. Организационный момент:

Учитель приветствует класс, учащиеся – преподавателя (стоя), по достижении тишины класс садится.

  1. Проверка домашнего задания:

  1. Учитель задаёт вопросы (тетради и учебники учащихся закрыты):

- Какую тему мы начали изучать на предыдущем уроке? (…. Ответ ученика)

- Дайте, пожалуйста, определение имени прилагательного. (…. Ответы нескольких учеников, сильного, средних, слабых)

2) Учитель просит открыть тетради с домашним заданием:

- назовите грамматические основы в предложениях (они должны быть подчёркнуты в тетрадях, а союзы обведены в кружок). Учитель называет ФИ учеников для ответа (каждый ученик – одно предложение. Ответ должен быть полным, с вопросом к подлежащему и сказуемому). Когда сказуемое выражено прилагательным в полной форме (составное именное), учитель еще раз проводит аналогию с английским языком, изучаемым классом, в котором к такому сказуемому обязательно добавляется вспомогательный глагол «to be» в нужной форме, а в русском языке связка «быть» проявляется только в прошедшем или будущем времени, поэтому каждое такое сказуемое учитель просит поставить в прошедшее или будущее время, чтобы услышать эту связку «быть».

Например, первое предложение:«Подруги говорят о Наташе, что она хорошая». Ученик называет грамматические основы: «(Кто?) подруги – это подлежащее, подруги (что делают?) говорят (это сказуемое); вторая основа: (Кто?) она – это подлежащее, она (какая?) хорошая – это сказуемое, т.к. если поставить в прошедшее время, то будет «была хорошая». Можно предложить перевести на английский язык – was good. Подобным образом анализируется каждое предложение в домашнем тексте, опрашиваются как сильные, так и средние, и слабые ученики. При проверке учащиеся вносят необходимые коррективы в карандашные графические записи в домашнем задании.

-Вывод: так какую синтаксическую роль может выполнять прилагательное в тексте? – учащиеся еще раз проговаривают, что прилагательное может быть определением или сказуемым.

3) от домашней работы учитель просит отступить 2 строчки, записать вид работы «Словарный диктант». Учащиеся записывают под диктовку словарные слова 15-20 (учитель берет их с форзаца учебника «Пиши правильно!»: в начале года слова были разделены на группы по 10 слов, они обязательно прописываются в каждой домашней работе по очереди, а раз в 2 недели – словарный диктант).


  1. Объяснение нового материала

На доске учитель записывает 2 формы одного слова: полное прилагательное – краткое прилагательное, проводит вертикальную линию, получает 2 столбика. Задаёт вопрос ученикам:

- чем отличаются эти два слова? Учащиеся начинают отвечать, а учитель записывает правильные их ответы в тот или иной столбик4 все делают то же самое в своих тетрадях. В процессе вывода правила учитель задает наводящие вопросы («Чем будет такое слово в предложении? и другие в зависимости от уровня класса). В результате на доске и в тетрадях получается запись:



холодный

холодна

Какой?

Каков?

Окончание из 2 букв

Окончание из 1 буквы

В предложении определение, сказуемое

В предложении сказуемое


Учитель просит открыть учебник на стр.92 и, прочитав правило о кратких прилагательных, найти информацию, которую еще не внесли в таблицу (об изменении кратких прилагательных). Затем таблица приобретает законченный вид:

холодный

холодна

Какой?

Каков?

Окончание из 2 букв

Окончание из 1 буквы

В предложении определение, сказуемое

В предложении сказуемое

Род, число, падеж (по сущ.)

Род, число (нет падежа!) – по сущ.


  1. Первичное закрепление:

1)упр.589 (2): учитель даёт задание классу: а теперь давайте сами попробуем образовать краткие прилагательные от полных, пользуясь образцом в упражнении 589. Часть 1 – будете выполнять дома, как в классе, а сейчас выполняем часть 2, только дополняем её следующим заданием: с получившимися формами составить сочетания слов, не повторяясь в словах.

Учитель первую запись делает на доске сам, опираясь на ответы учащихся:

Нужный (прибор) – нужен (маме), нужна (ручка), нужно (встать). Сверху карандашом подписывается полная форма или краткая, у кратких еще указывается род. Можно вызвать сильного ученика на оценку или организовать работу у доски по цепочке: каждый отвечающий по примеру.

В конце учитель спрашивает, какие сочетания слов у нас получились? Где среди них словосочетания, а где нераспространённые предложения?

2)Вначале читается правило на стр.92 о правописании кратких прилагательных с основой на шипящую, а затем выполняется упр.592: выполняется по заданию на оценку, но дополняется морфологической характеристикой прилагательных, например:

Чист – (каков?) прилаг., в кратк.форме, в ед.ч., в м.р.

Каждый раз обращается внимание на отсутствие падежа в морфологической характеристике краткого прилагательного. На конце кратких прилагательных обозначается орфограмма № 20 (пометку «кр.прил.» мы делаем над словом).

  1. Рефлексия:

Учитель задаёт вопросы:

- Что нового вы узнали на этом уроке? Чем краткие прилагательные отличаются от полных? А могут ли полные прилагательные, отвечающие на вопрос «какой?» быть сказуемым? Как это доказать? В каком языке еще встречаются такие виды сказуемых? Почему? (они родственные)

  1. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению: упр.589(1) – как в классе; упр.594 (подчеркнуть грамматические основы, найти обращение), правила (учить), прописать словарные слова (группа № 6)