План открытого урока по теме «Великие географические открытия» 6 класс

План открытого урока по теме

«Великие географические открытия». 6-й класс.

Цель урока:

- Выявить причины начала Великих географических

открытий;

- показать умения и навыки работы с исторической

картой;

- повторить изученные понятия и термины;

- показать умения обучающихся анализировать

результаты исторических процессов.

Оборудование:

-карта «Великие географические открытия и

колониальные захваты»;

-демонстрационная картина «Въезд Кортеса в Мехико»

-портреты Фернано Магеллана, Васко да Гамы,

Христофора Колумба, Америго Веспуччи;

-таблички с надписями «Аналитики», «Историографы»,

«Биографы», «Энциклопедисты», «Этнограф»,

«Экономист»;

-таблички с терминами «каравелла», «пряности»,

«конкистадоры», «мировая торговля», «ацтеки»,

«Теночтитлан».

-для выполнения практического задания приготовлены

продукты: пшеница, ячмень, яблоко, картофель,орехи,

кукуруза, лист табака, сахар, какао, помидор, рис;

-таблички с изображением лошади, овцы, свиньи;

-видеосистема;

-видеокассета «Дорога на Эльдорадо».

Ход урока.

Класс поделён на группы : историографы, аналитики, энциклопедисты, биографы. По одному ученику представляют этнографа и экономиста.

Учитель, во вступительном слове, знакомит учеников с целями предстоящего урока и передаёт эстафету аналитику

Оськиной Злате.

Первый блок.

Аналитик Оськина Злата: выявление причин Великих географических открытий.

Историограф Русакова Ксения: объясняет, почему именно Испания и Португалия стали пионерами Великих Географических открытий. Её выступление дополняет энциклопедист Морозова Мария с объяснением значения термина «каравелла».

Второй блок.

Во втором блоке открытого урока учащиеся повторяют информацию об открытии морского пути в Индию.

Историограф Карабалин Аскар: показывает на карте направление исследования экспедиции Бартоломео Диаша в 1487-м году. В сообщении называется географический термин «Мыс Доброй надежды». Учитель спрашивает у класса о происхождении этого названия и передаёт эстафету

Историографу Лукаш Павлу. В своём сообщении о путешествии Васко да Гамы историограф делает акцент на грузе пряностей, который в шестьдесят раз превысил затраты не экспедицию. Энциклопедист Амирханов Виталий делает краткое сообщение о стоимости пряностей на рынках Западной Европы в 15-м веке.

Третий блок.

В третьем блоке разговор пойдёт об открытии Нового Света и о роли Испанского королевства в организации морских экспедиций.

Краткое вступление учителя: « В то время, пока португальцы осваивали морской путь в страну сказочных богатств – Индию, испанцы лихорадочно пытались попасть туда же, но плывя в западном направлении. В ходе своих поисков они не только достигли своей цели, доказав, что земля круглая, но и открыли новый материк, неведомые земли и народы».

Биограф Куликова Ира: биографическая справка о жизни Христофора Колумба.

Далее эстафета передаётся историографу Устинову Олегу.

В работе с картой он рассказывает о том, как спустя 33 дня пути каравеллы «Санта-Мария», «Нинья» и «Пинта» 12-го октября 1492-го года подошли к побережью Американского континента.

Далее классу предлагается выполнить задание, в ходе которого нужно вставить в документ имя одного из участников Великих Географических открытий.

Документ.

Из письма Петра Мартира к графу Тендилье

(из Барселоны, в сентябре 1493-го года).

«Послушайте новость! Помните………….. , которому государи наши поручили отыскание западных земель в другом полушарии? Теперь он возвратился жив-здоров и рассказывает чудеса о своём путешествии. Привёз он с собой золото, хлопок и перец. Всё это, говорил он, земля производит там сама собою. По его словам, острова эти заселены людьми особой породы, живущими в диком состоянии, но счастливо».

После выполнения этого задания учитель задаёт вопрос классу: «Колумб открыл Америку, почему же он не воспользовался своим правом первооткрывателя и не назвал новые земли своим именем?»

Эстафета передаётся биографу Коржовой Анне, которая даёт учащимся информационную справку об Америго Веспуччи.

Четвёртый блок.

В Европе поверили о существовании Америки, но вопрос о том, можно ли плывя на Запад, достичь Индии волновал многих отважных мореплавателей и исследователей.

Историограф Полянский Сергей: работая с картой рассказывает о плавании экспедиции Фернано Магеллана в 1519 году. Его сообщение дополняет энциклопедист Морозова Мария высказыванием одного из участников плавания.

После окончания работы историографа у доски энциклопедист Морозова Мария объясняет, почему географические открытия 15-х – 16-х веков вошли в историю под названием Великих.

Энциклопедист Мошнягул Василий даёт определение термина «конкистадоры» и «Эльдорадо».

Пятый блок.

Конкистадоры в Мексике и Перу. Европейцев манило американское золото. По их представлениям, на территории заселённой ацтеками, существует сказочная страна Эльдорадо.

Учащиеся смотрят видеоролик о том, как представляли европейцы страну золота – Эльдорадо.

Одним из тех, кто фанатично жаждал найти сокровища нового континента, был Фернан Кортес.

Биограф Коржова Анна даёт биографические сведения о Фернане Кортесе.

Шестой блок.

Учащиеся должны показать своё умение описывать исторический сюжет. На доске висит картина

«Въезд Кортеса в Мехико». Один из учащихся по желанию выполняет эту работу.

Энциклопедист Морозова Мария приводит справку о достопримечательностях древнего Теночтитлана.

Этнограф Федорцов Евгений рассказывает о быте индейцев и их взаимоотношениях с конкистадорами.

Для закрепления полученных сведений учашиеся смотрят видеоролик о Теночтитлане.

После просмотра видеоролика учитель говорит о том, что состоявшаяся встреча представителей двух континентов стала не только встречей двух народов, но и имела огромное значение для дальнейшего развития цивилизации.

Одним из важнейших итогов Великих Географических открытий стало развитие мировой торговли.

Энциклопедист Магилина Люда даёт определение термина.

Седьмой блок.

Практическое задание. Экономист Каракулов Василий определяет историческую родину следующих продуктов и предметов: пшеница, ячмень, яблоко, картофель, кукуруза, лист табака, сахар, какао, помидор, орехи, лошадь, овца, свинья, рис, лимон и распределяет их между табличками

«Америка» и «Европа».

В завершение урока аналитики Оськина Злата и

Раков Павел подводят итоги завоевания Нового Света.


В оставшееся время учитель может предложить классу несколько вопросов для закрепления материала:

1. Почему пионерами Великих Географических открытий стали Португалия и Испания?

2. Какая дата считается днём открытия Америки? Как воспринял это событие Колумб?

3. Почему европейцам удалось очень быстро завоевать государства ацтеков и инков?