План-конспект урока по теме "Носители информации" 5 класс

14.11 Урок 10. Носители информации.
Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

Цели урока:

  • дать учащимся представление о древних и современных носителях информации;

  • показать разнообразнее носителей информации.

Основные понятия:

      • носитель информации;

      • дискета;

      • жесткий диск;

      • лазерный диск.

Ход урока

1. Орг. момент

2. Актуализация и проверка усвоения изученного материала:


Ученики отвечают на вопросы №1-4 §1.2, №1-7 §1.3.


  • Вопросы №1-4 §1.2.

  1. Являются ли перечисленные действия действиями с информацией: просмотр телепередачи; игра в шахматы; устное решение примера по математике; заучивание стихотворения; игра на компьютере? Поясните свою точку зрения.

  2. Является ли покраска стен примером действия с информацией? Назовите примеры действий, которые не относятся к действиям с информацией.

  3. Какая информация нужна человеку, приступающему к ремонту квартиры?

  • Вопросы №1-7 §1.3.

  1. Как человек хранит информацию?

  2. Какими свойствами обладает память человека?

  3. Чем отличается память человека от памяти человечества?

  4. Как хранят информацию различных видов? Приведите примеры.

  5. Почему информацию, которую мы помним наизусть, можно назвать оперативной? Приведите примеры оперативной информации, которой вы владеете.

  6. Какие сведения вы храните в своей записной книжке? Как можно назвать записную книжку с точки зрения хранения информации?

  7. Перечислите достоинства и недостатки хранения информации во внутренней и внешней памяти.

3. Объяснение нового материала: Носители информации, §1.4, §3.2, презентация «Носители информации».


Носитель информации – это любой материальный объект, предназначенный для хранения данных.

Память самый первый инструмент хранения информации. Люди всегда понимали не надежность человеческой памяти и с давних времен стремились доступными им способами зафиксировать наиболее важную информацию на каких-либо внешних носителях.

По наскальным росписям в пещерах мы можем судить о том, как охотились древние люди.

Некоторое время спустя люди стали наносить информацию на создаваемые ими постройки (храмы, жилища). Одним из таких видов информации являются фрески. Фрески – это разноцветная роспись стен по мокрой штукатурке. Информацию, которая наносилась на стены зданий, нельзя было переносить, поэтому она была доступной только тем, кто посещал данное здание. А с появлением письменности появилась потребность в менее громоздких носителях информации.

Люди стали наносить информацию на тонко раскатанную глину бамбуковыми палочками или косточками. Потом ее сушили и обжигали. Но все-таки они были не удобны для хранения информации, они ломались, и их хранение было очень трудоемким.

Примерно за 3000 лет до нашей эры в Египте разработали технологию изготовления тонкого листа из тростника. Разрезая тростинку в длину, половинки складывали одну за другой на ровную поверхность, а потом второй слой таких же полосок, но уже в поперечном направлении и чем-нибудь прижимали. Из тростника выделялся клейкий сок и склеивал полоски между собой. После просушивания получался материал, похожий на бумагу, - его тоже называли папирусом.

Когда листочек папируса исписывали до конца, то к нему приклеивали другой. Книга получалась все длиннее. Для хранения её сворачивали в трубочку – свиток.

Продолжительное время документы хранились на пергаментных свитках. Пергамент делался из кожи животных. Её выделывали и растягивали, чтобы получить тонкие листы.

На Руси для хранения и передачи документов использовали кору берёзы. Её аккуратно срезали с дерева так, чтобы получился прямоугольник. После заполнения её также скручивали в трубочку.

Во II веке нашей эры в Китае изобрели технологию изготовления бумаги. Но широкое распространение бумага только в XV- XVI века.

Для того чтобы хранить много информации на общую тему в одном месте отдельные листы бумаги скрепляли между собой с одной стороны. Так получались книги.

Со временем человечество научилось хранить и передавать звуковую и видео информацию.

Первым носителем звуковой информации были валики с выступами которые использовались в музыкальных шкатулках, шарманках и т.д. Потом изобрели грампластинку, на смену которой пришла аудиокассета.

Первым носителем видеоинформации стала видеопленка, которую заменила магнитная видеопленка.

В настоящее время придуманы универсальные носители информации. Это CD и DVD диски, флеш - карты.


Носители информации

  • Гробницы, ритуальные сооружения (не пригодны для транспортировки).

  • Камень (твёрд для обработки).

  • Глина (хрупка).

  • Дерево (сохнет и трескается).

  • Папирус, пергамент (дороги в изготовлении).

  • Шёлк, бамбук, береста (неудобны в использовании).

  • Бумага – основной носитель информации.

Технологию изготовления бумаги изобрели в Китае во II веке н.э. Её секрет тщательно оберегали, поэтому до Европы бумага дошла в XI веке, а на Руси появилась в XVI веке.


  1. Закрепление

с. 19 задание 4


5. Домашнее задание:

§1.4, §3.2, §3.3, вопросы.

6. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.