План-конспект урока бинарного урока окружающего мира и музыки «XIX век — золотой век русской культуры» 3 Класс

План-конспект урока бинарного урока окружающего мира и музыки

в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века»

Тема урока: XIX век — золотой век русской культуры.

Учитель музыки: Новышева Анна Ивановна

Учитель начальных классов: Тарарышкина Людмила Владимировна

Цели урока:

  • продолжить формирование общего понятия о культуре как одной из важных составных частей материальной и духовной жизни общества;

  • создать у учащихся представление о российской культуре XIX века, обратив их внимание на ту атмосферу, в которой создавались выдающиеся произведения;

  • формирование у учащихся интерес к отечественной культуре и бережного отношения к ней своего народа.

Задачи:

  • образовательные: познакомить с выдающимися деятелями русской культуры 19 века, с историческими памятниками; формировать целостное представление о развитии культуры России XIX века; познакомиться с творчеством поэтов, художников, композиторов, познакомиться с музыкальными произведениями данного периода;

  • развивающие: повышать уровень познавательных способностей,  развивать навыки самостоятельной работы, подбора материала на заданную тему, групповой работы на основе товарищества, доброжелательности, вежливости, дисциплинированности;

  • воспитательные: упрочить связи поколений, воспитывать чувство гордости за великую русскую культуру.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде презентации.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Тип урока: урок — проект

Проблемный вопрос:

Почему XIX век называют «золотой век русской культуры»?

  1. Организационный момент.

(слайд №1)

Видеофрагмент «Первый бал Наташи Ростовой»

Учитель Л.В. Сегодня мы совершим путешествие. Как вы думаете, куда?

Учащиеся — В прошлое.

  1. Актуализация знаний и постановка цели, задач, проблемной ситуации.

Учитель Л.В.. Да сегодня это будет 19 век. Россия. Время славы, открытий, побед.

Время пышных балов … ( слайд №2)

Учитель Л.В. – А вы бы хотели там побывать, что-то увидеть, а может что-то узнать?

Учитель Л.В. — Давайте сформулируем цель нашего путешествия.

ВИЗУАЛЬНЫЙ РЯД ( слайд №3)

Учитель музыки — Что вы видите?

Учащиеся — памятники архитектуры, произведения искусства, театр, картины…

Учитель музыки — Как это назвать одним словом?

Учащиеся — культура

Учитель музыки — Культура какого народа?

Итак тема урока: XIX век — … русской культуры ( слайд №4)

Учитель Л.В. — А зачем мы изучаем культуру, искусство?

Учащиеся – чтобы лучше знать прошлое, нашу историю.

Учитель музыки — Кто создаёт культуру?

Учащиесялюди, писатели, поэты, архитекторы, музыканты, художники

Учитель Л.В. — Итак, какова цель нашего урока – путешествия?

Учащиесяпознакомиться с культурой 19 века и с людьми, её создававшими.

Учитель музыки Тема урока: XIX век – золотой век русской культуры ( слайд №5)

Учитель Л.В. – Какое слово в теме урока привлекло ваше внимание?

Учащиеся почему золотой?

Учитель Л.В. – Предположите, почему 19 век называют «золотым»?

Сможем ли мы сразу ответить на этот вопрос?

Учащиеся – наверное нет.

Учитель Л.В. –Цель нашего урока – путешествия – выяснить, почему 19 век называют золотым веком русской культуры.

  1. Основной этап.

Учитель музыки — Ну что ж, попробуем немного прикоснуться к той эпохе, а может и почувствовать атмосферу того времени…

Учитель Л.В. – Наш урок не обычен. Это урок- проект. Нам сегодня будут помогать группы «АРХИТЕКТОРЫ», «ХУДОЖНИКИ», «ЛИТЕРАТОРЫ», «МУЗЫКАНТЫ».

Учитель музыки Группа «АРХИТЕКТОРЫ» составила альбом архитектурных шедевров 19 века и сейчас покажет нам некоторые достопримечательности того времени

«АРХИТЕКТОРЫ» ( слайд №6 — ссылка)

Андрей. — 1.Перед вами дома построенные в традиционном русском стиле архитектуры 19 века: снаружи резные украшения, внутри просторные светлые комнаты.

Лиза Щ. — 2.Исаакиевский собор – крупнейший православный храм в Санкт-Петербурге. Строился в течении 40 лет.

Ваня — 3.Смольный собор. Строительство было начато под руководством придворного архитектора Ф.Растрелли и продолжалось 87 лет. Его высота-почти 94 метра.

Влада — 4. А это дворянские усадьбы. Они представляют собой целый  комплекс жилых, хозяйственных и парковых построек.

Вика Пр. — 5. Вы видите дом московского купца Петра Третьякова, в последствии картинная галерея, названная его именем. Третьяков собрал одну из самых крупных в мире коллекций изобразительного искусства русских художников.

Учитель Л.В. -Что отличает архитектуру 19 века от ранее знакомой нам архитектуры 18 века, что в ней особенного?

Учащиеся — большие размеры, монументальность, роскошь, богатство

Учитель музыки – Ребята, а кто-нибудь из Вас был в Третьяковской галерее? Давайте заглянем внутрь и познакомимся с некоторыми из них. А поможет нам в этом группа «ХУДОЖНИКИ», которые подготовили нам сообщение – презентацию о художниках 19 века и их творчестве.

«ХУДОЖНИКИ» (слайд №7 — ссылка)

Ксюша — ШИШКИН («Дубовая роща», «Утро в сосновом лесу») Мастер пейзажной живописи, художник русского леса. За его картины, его называли «Царём леса». Творчество Шишкина проникнуто утверждением красоты и силы природы родной страны.

Вова Евд. — ЛЕВИТАН («Берёзовая роща», «Осень», «Март») Исаак Левитан самый великий из тех русских пейзажистов, которые в XIX веке открыли для современников скромную красоту русской природы.

Учитель Л.В.. — Что вдохновляло художников создавать такие шедевры?

Учащиесякрасота природы, любовь к родине

Учитель музыки — А кого еще вдохновляла природа для создания удивительных произведений искусства?

Учащиесяпоэтов, писателей, композиторов

Учитель Л.В.. – С какими поэтами 19 века мы уже с вами знакомились?

Учащиеся — Тютчев Ф.И., Лермонтов М.А., Пушкин А.С., Некрасов Н.

Учитель Л.В. –Удивительные стихи авторов 19 века мы услышим в исполнении группы «ЛИТЕРАТОРЫ».

«ЛИТЕРАТОРЫ».

Яков — ТЮТЧЕВ Федор Иванович занимает особое место в русской поэзии. Писарев отметил: «В сознание читателя Тютчев вошел, прежде всего, как певец природы…» Природа Тютчева поэтична и одухотворена. Она живая, может чувствовать, радоваться и грустить: вот как писал автор о весне ( слайд №8 — ссылка)

Вика К. — Еще земли печален вид, 
А воздух уж весною дышит, 
И мертвый в поле стебль колышет, 
И елей ветви шевелит. 
Еще природа не проснулась, 
Но сквозь редеющего сна 
Весну послышала она 
И ей невольно улыбнулась…

Учитель музыки — давайте вспомним композитора с таким же восторгом изображавшего русскую природу в музыке.

Учащиеся — П.И. Чайковский.

Учитель музыки — Наша группа «МУЗЫКАНТЫ» подготовила сообщения о величайший композиторах 19 века.

«МУЗЫКАНТЫ».

Тома — ЧАЙКОВСКИЙ – Пётр Ильич родился 25 апреля 1840 года на Урале в небольшом городе Воткинске, им было сочинено множество произведений: три симфонии и другие пьесы для оркестра, Первый фортепианный концерт и «Вариации на тему рококо» для виолончели, три квартета и фортепианное трио, четыре оперы – «Воевода», «Опричник», «Ундина» и «Кузнец Вакула», балет «Лебединое озеро», много прекрасных романсов, такие замечательные фортепианные пьесы, как, например, цикл «Времена года». Композитором был написан цикл музыкальных произведений «Времена года». Сейчас звучит пьеса «Апрель. Подснежник». ( слайд №10-11-12)

Звучит аудиозапись: «Апрель. Подснежник».

Учитель музыки Скажите, какое настроение передает музыка?

Учитель музыки Что представляете Вы себе, слушая пьесу?

Учитель музыки Можем ли мы сказать, что композитор написал удивительную картину при помощи музыки?

«МУЗЫКАНТЫ».

Настя Л.- Легкое, живое дыхание в первой же фразе, в самой тональности, мажорной, солнечной. В средней части “Подснежника” вдруг возникает вальс. Не совсем вдруг, возможность вальса изначально кроется в самом движении, в его трехдольности. И он естественно и закономерно возникает словно родник, вышедший на поверхность из глубин земли:

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой

Кружится вальса вихорь шумный…

Учитель музыки — Вот уже весна в расцвете. В апреле все оживает, природа просыпается. Вы хотите потанцевать. Ну, конечно же, у нас не 19 век и мы уже не на балу, но я хочу пригласить к вам Учителя танцев.

ФИЗМИНУТКА Учитель танцев( слайд №13)

Учитель Л.В. — Вернемся к группе «ЛИТЕРАТОРЫ», что они приготовили для нас сейчас?

«ЛИТЕРАТОРЫ» ( слайд №14 — ссылка)

Соня — Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.
Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.

Учитель Л.В. — Кто автор этих строк?

Учащиеся — Александр Сергеевич Пушкин

«ЛИТЕРАТОРЫ»

Витя — ПУШКИН – 26 мая (6 июня) на одной из окраинных улочек Москвы, в Немецкой слободе (ныне ул. Баумана), «во дворе коллежского регистратора Ивана Васильевича Скворцова у жильца его майора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр», – гласит запись в метрической церковной книге – первый документ, связанный с жизнью великого поэта. Пушкин рано начал пробовать свои силы в поэтическом творчестве: «На восьмом году возраста… – вспоминал позднее его брат Лев Сергеевич, – он сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на моих учителей». В девять писал басни, пьесы, даже большую поэму со сказочным сюжетом. Одним из первых русских писателей обратился к жанру сказки
А. С. Пушкин. Он создает пять стихотворных сказок.

Учитель Л.В. Назовите их.

Учащиеся — «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке».

Звучит аудиозапись:

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит…

Учитель Л.В. Отрывок из какого произведения вы услышали?

Учащиеся — поэма «Руслан и Людмила»

Учитель музыки – Ребята, вы услышали сейчас, что на основе поэмы была создана опера. Вспомните, кто является автором этого музыкального произведения?

Учащиеся – Михаил Иванович Глинка.

Учитель музыки – Вдохновлённый прекрасной поэмой, великий русский композитор Глинка написал оперу «Руслан и Людмила». Премьера оперы состоялась в 1842 году на сцене Большого театра. ( слайд №15 — ссылка)

«МУЗЫКАНТЫ».

Сергей — ГЛИНКА – В 1804 году, 20 мая, в селе Новоспасском Смоленской губернии родился мальчик, который стал впоследствии замечательным музыкантом, гордостью русской музыки. Михаил Иванович очень любил сказки и писал «сказочную» музыку. Композитор увлёкся идеей создания оперы на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Это первая русская сказочно-эпическая опера. Она проникнута народной героикой, величием былинного эпоса, патриотизмом.

Учитель Л.В. — С Пушкиным связано творчество многих людей искусства. ( слайд № 16)

Учитель музыки – Среди них не только музыканты, но и художники.

«ХУДОЖНИКИ»

Катя — КАРЛ ПАВЛОВИЧ БРЮЛЛОВ — русский художник, живописец, монументалист, акварелист, рисовальщик, представитель академизма. Член Миланской и Пармской академий, Академии Святого Луки в Риме, профессор Петербургской и Флорентийской академий художеств, почетный вольный сообщник Парижской академии искусств. Написал портрет Натальи Гончаровой, жены А.С.Пушкина. Но особенно удавались художнику портреты дам в бальных платьях

«ЛИТЕРАТОРЫ»

Дима — Слуги в ливреях, свечи, подсвечники в золоте.
Музыка льётся под своды украшенных зал.
«Мадемуазель, вы безумно прекрасны!» —

«Ах, полноте!»
Кружатся вихри в восторге сияющих пар.

Всех увлекает мелодия венского вальса,
Барышни в шёлковых платьях улыбки дарят,
Зал наполняет энергия старого танца,
Взгляды танцоров весёлым задором

Учитель Л.В.. О чем говорится в стихотворении?

Учащиеся – Как раньше проходили балы.

Учитель музыки Ребята, а что такое бал? ( слайд №17)

Учащиеся — Балы проходили в огромных роскошных залах, окружённых колоннами. Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных подсвечниках. В середине зала непрерывно танцевали.

Учитель музыки — Русский композитор 19 века М.И. Глинка очень любил сочинять вальсы. Многие из них звучали на балах. Самым известным вальсом этого композитора стал «Вальс – фантазия»

Звучит аудиозапись ВАЛЬС-ФАНТАЗИЯ ( слайд №18)

Учитель музыки Что вы можете сказать об этом произведении?

Учитель музыки Какие чувства вызывает у вас музыка?

Учитель музыки Какая она по характеру?

  1. Закрепление ( слайд №19)

Учитель Л.В. Наше путешествие подходит к концу.

Учитель Л.В. — Почему же 19 век называют золотым веком русской культуры?

Учитель музыки — «Жизнь коротка, искусство вечно». Почти два столетия люди знают, помнят, изучают культуру 19 века, восхищаются шедеврами литературы и искусства. Каждый человек должен знать историю своей Родины, любить ее.Я предлагаю вам в заключении нашего путешествия исполнить песню о Родине.

Клип «Рощица» (слайд № 20)

  1. Рефлексия ( слайд №21)

Учитель Л.В. Продолжи фразу….

6. Итог урока ( слайд №22)

Учитель музыки

Залов сияние, балы, приёмы и рауты…
Чудное время собой озаряет их блеск:
Верили люди, страдали, влюблялись без памяти –
Вот он какой, золотой девятнадцатый век.

Домашнее задание:

Учитель музыкиУ кого возник интерес к этой теме, может подготовить сообщение о знаменитых людях 19 века или нарисовать иллюстрацию к вальсу – фантазии.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *