Папа, мама, я – экологическая семья!

Папа, мама, я – экологическая семья!

Цель мероприятия:

Углубить, обобщить и научить применять экологические знания, помочь детям и взрослым больше узнать о проблемах природы и о возможных последствиях загрязнения окружающей среды.

Задачи:

  • воспитывать экологически грамотных людей, умеющих вести себя в окружающей среде

  • стимулировать формирование нравственного опыта семей

  • систематизировать и расширить знания детей и их родителей в области экологии, активизировать познавательную деятельность.

Условия: От зрителей и участников потребуются знания в области окружающего мира (зоология, ботаника, экология, краеведение).

Участники должны знать:

  • деревья, произрастающие в лесу, их морфологические особенности

  • растения и животных, обитающих на планете

  • экологические правила жизни на Земле

Игру можно провести в школе, летнем оздоровительном лагере, как мероприятие недели экологии, на празднике семьи.

Оборудование:

  • ватманы, фломастеры, цветные карандаши, картинки с изображением природы

  • записи «Пение птиц», весёлая быстрая музыка для подвижных конкурсов

  • карточки с изображением животных, птиц, ягод

  • мусорные корзины с «условным мусором» - 2 – 4 шт. (зависит от количества команд)

  • макеты грибов (игрушечные грибочки) – около 20 шт. и корзинки - 2 шт.

  • листы картона (фанеры) – 8 шт.

  • стулья – 4 шт.

Правила игры:

В игре принимают участие семьи от каждого класса (задания рассчитаны на 4 семьи), все конкурсы оценивает жюри.

Ход игры:

Ведущий:

Здравствуйте, уважаемые родители, дорогие дети, милые больщики . Мы очень рады видеть вас сегодня на нашей экологической игре «Папа, мама, я – экологическая семья». Хочу представить вашему вниманию жюри, которое будет справедливо оценивать команды и объявлять оценки:

Учитель биологии ___________________

Учитель географии __________________

Учитель начальных классов __________________________

Педагог-организатор____________________

Зам. директора по воспитательной работе ___________________

Итак, друзья, начнём программу.

Затей у нас большой запас!

А для кого они?

Для вас!

Настало время нам познакомится с нашими командами. Это будет самый первый конкурс «Давайте познакомимся!».

Первый конкурс «Давайте познакомимся!»

Команды по очереди представляют своё название, девиз и кричалку, соответствующие теме игры

Ведущий:

Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка - скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…

Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

З. Александрова


Как красиво о Родине написала Зинаида Александрова. А любите ли вы свой край, посёлок (город, деревню)?

Самое прекрасное на свете - Родина. У каждого человека есть Родина, и каждый её любит. Любит место, где он родился и живёт, любит свой край, свой народ. Любит родные леса и поля, реки, озёра и моря.

А как вы думаете, достаточно ли только любить Родину, чтобы она была красивой? (Нет, её нужно ещё оберегать, защищать….)

А как вы помогаете школе, родителям, чтобы природа вокруг вас была всегда красивой и чистой?

Назовите как можно больше добрых дел, которые помогают быть экологически чистыми нашему краю, посёлку (городу), улице, парку, лесу. И наш следующий конкурс так и называется «Помоги природе».

Второй конкурс «Помоги природе»

Команды по очереди называют дела, которые улучшают экологическую обстановку и направлены на охрану природы.

Ведущий: Какие вы, молодцы! Сколько же добрых дел вы знаете! А теперь мы посмотрим, – как это у вас получается, и я приглашаю команды на наше следующее состязание, которое называется «Очистим планету от мусора»

Третий конкурс «Очистим планету от мусора»

Перед каждой командой высыпается «Условный мусор» – пакеты, пластиковые бутылки, банки из-под кофе, коробки, бумажки и др. Все по очереди бросают мусор (каждый по предмету) в мусорную корзину, жюри считает число попаданий.

Ведущий: Вы отлично справились с заданием, а сейчас объявляется конкурс экологических плакатов.

Четвертый конкурс «Экологический плакат»

Капитаны команд вытягивают тему, которую должны отразить в плакате.

«Охрана леса от пожара», «Охрана водоёма от загрязнения», «Охрана воздуха», «Охрана животных».

Под музыку команды рисуют (делают коллаж) на экологическую тему.

Ведущий: А пока команды выполняют задание, свои интеллектуальные способности проявят болельщики. Начнём с разминки. (Выдаются жетоны за правильные ответы)

«КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ»

Весёлая разминка.

  1. Какое животное, когда идёт направо, песнь заводит? (Кот учёный)

  2. Про какое страшное, ужасное усатое животное написал сказку К. Чуковский? (Тараканище)

  3. Как звали галчонка из сказки Э. Успенского «Дядя Федор, пёс и кот»? (Хватайка)

  4. На чём играл осёл из сказки братьев Гримм «Бременские музыканты»? (на гитаре)

  5. Как звали папу-медведя в сказке «Три медведя» (Михайло Потапыч)

  6. Какой крестьянин прославился спасением зайцев? (Дед Мазай)

  7. Ягода, с которой без ножа нам не справиться (арбуз)

  8. Лысеющий на ветру цветок? (одуванчик)

  9. Как называется бассейн для рыбок? (аквариум)

  10. Какая птица на хвосте приносит новости (сорока)

  11. Как называется дом медведя? (берлога)

  12. Домашнее животное, гуляющее само по себе (кошка)

  13. Какая рыба в праздничные дни надевает шубу? (селёдка)

  14. Птенцы какой птицы не знают матери? (кукушка)

  15. Решите задачу: На столе лежало 2 яблока и 3 груши. Сколько овощей лежало на столе? (нисколько)

Молодцы!

Я сейчас предлагаю вам игру «Верно-неверно». Если ответ «верно», вы хлопаете в ладоши, а если «неверно», то топаете ногами.

  1. Верно ли, что ласточки чаще ходят пешком по земле, чем летают? (нет)

  2. Верно ли, что цапля пудрится? (да)

  3. Верно ли, что скворцы питаются ящерицами? (нет)

  4. Верно ли, что в Антарктиде растут голубые розы? (нет)

  5. Верно ли, что крокодилы могут взбираться на дерево? (да)

  6. Верно ли, что стрижи могут спать на лету? (да)

  7. Верно ли, что есть змеи, которые могут летать? (да)

  8. Верно ли, что все бабочки живут лишь один день? (нет)

  9. Верно ли, что сазан может забраться в океан? ( Нет)

  10. Верно ли, что оса может взлететь на небеса? ( Да)

  11. Верно ли, что свинья может на боку лежать три дня? (Да)

  12. Верно ли, что клёст может выводить детей в мороз? ( Да)

Ведущий: Ах, порадовали меня, отлично справились с игрой. Подсчитайте свои жетоны.

Самому активному (ным) – приз.

Ведущий: Вот и пришло время посмотреть на результаты конкурса экологических плакатов.

Ведущий: Вы нарисовали замечательные плакаты! А следующее задание для настоящих защитников природы.


Пятый конкурс «Охраняем природу»

  1. Почему нельзя разрушать и уносить из леса лесную подстилку? (Лесную подстилку образуют отмершие листья деревьев, хвоя, ветки. На это уходит много времени. Лесная подстилка влияет на рост растений, молодых всходов, создаёт благоприятные условия для жизни землероек, личинок насекомых и других животных. На защищает корни растений от заморозков и жары).

  2. Нашёл грибник большой гриб, сорвал его, и стал рядом искать маленькие грибки. Разрыл вокруг весь мох и подстилку. Какой вред он нанёс природе? (Он погубил грибницу).

  3. Вылетевших из гнезда птенцов называют «слётками». Почему их нельзя уносить домой? (Птицы учат своих птенцов добывать себе пищу, защищаться от врагов. Если птенца забрать домой, то очень сложно будет его прокормить, а когда выпустишь птенца на волю, то он будет беспомощным).

  4. Почему в лесу нельзя шуметь и разжигать костры, особенно весной и в начале лета? (Шум и запах дыма пугают обитателей леса, заставляют птиц покидать свои гнёзда, а зверей искать более укромные места).

Ведущий: Молодцы! Вы замечательно справились с этим трудным заданием.

Шестой конкурс «КТО ПО ЛЕСУ БРОДИТ»

Я предлагаю вам сейчас поиграть в «Ромашку».

Капитаны команды вытягивают лепесток ромашки, на которой изображено животное. Вам нужно мимикой и жестами изобразить его. Зрители должны угадать, кого изображают.

Ведущий: Молодцы, а сейчас предлагаю вашему вниманию загадки!

Седьмой конкурс «Размышляй-ка»

  1. Что бывает утром на траве? (Роса)

  2. Что делает зимой ёж? (Спит)

  3. На какое дерево уселась крыловская Ворона, собираясь позавтракать? (Ель).

  4. Что используют пчёлы для строительства сот (Слюну).

  5. Какой гриб – паразит поражает лесные деревья? (Трутовик).

  6. Какие грибы первыми появляются в лесу? (Сморчки).

  7. Какого лесного жителя зовут хозяином тайги? (Медведь).

  8. Какие грибы в лесу растут на пнях? (Опята).

  9. Какой орган вороны дал название лесному ядовитому растению? (Вороний глаз).

  10. Какое лесное растение расцветает по легенде в ночь на Ивана Купалу? (Папоротник).

  11. Как называют липкую жидкость, выступающую на коре хвойных деревьев? ( Смола).

  12. Сок какого дерева собирают ранней весной в нашем лесу?( Берёза.)

  13. Какой лесной кустарничек остается зеленым даже зимой? (Брусника).

  14. Из какого лесного дерева изготавливают скрипки? ( Ель).

  15. Какого лесного зверька раньше называли «векша»? (Белка).

  1. В каком месяце рождаются детеныши бурого медведя? (Февраль).

16.Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, так как не умеет говорить).

17. Какое лесное животное каждую зиму сбрасывает рога? (Лось).

18.Кто спит вниз головой? (Летучая мышь).

19.Как называют лесной орех? (Лещина).

  1. Какое дерево дало название последнему перед Пасхой воскресенью?(Верба).

21. Какое животное совершает самые длинные прыжки (до 15 м.)? (Леопард)

22.Из какого дерева сделаны спички?(Осины).

23. Из какого дерева делали мачты кораблей?( Из сосны).

24. Какие лесные грибы используют лоси для своего лечения? (Мухоморы).

Ведущий: Умницы! Вы настоящие знатоки природы! А сейчас я предлагаю нашим участникам игры и болельщикам немного поиграть.

Игра «Это я, это я, это вся моя семья!»

Я вам буду задавать вопросы, а вы, если считаете нужным, будете на него отвечать словами «Это я, это я, это вся моя семья!» А если я говорю неправильно, то вы молчите.

  • Кто пример для всех ребят, школьников и дошколят? (+)

  • Кто помог замёрзшей птице? (+)

  • Кто взял птенчика домой? (-)

  • Кто птичьи гнёзда разоряет (-)

  • А кто животным помогает? (+)

  • Кто весь мусор убирает? (+)

  • И ворон за работой считает? (-)

  • Кто задорный и весёлый, верность правилам храня, бережёт природу от опасного огня? (+)

Восьмой конкурс «Узнай по описанию!»

Ведущий: Молодцы! А вот сейчас я хочу посмотреть, хорошо ли вы знаете растения. Каждой команде нужно прочитать информацию о растении и назвать его.

Капитаны вытягивают карточки. (Правильность ответа ведущий подтверждает карточкой с изображением растения)

  1. Это маленькое хрупкое растение. Его листья имеют форму, похожую на листья клевера. Если пожевать эти листья, то ощущается кислый вкус, как от щавеля. Листья богаты витамином С и вполне съедобны. В ненастную погоду и на ночь листья этого растения складываются. Цветёт оно в конце весны белыми с розовым оттенком цветами. (кислица)

  2. Это растение часто встречается в наших лесах. Кора у него гладкая, серая или зеленоватая. Листья округлые, с крупными зубчиками по краям, сидят на длинном черешке, от чего при малейшем движении воздуха шевелятся. Древесина идёт на изготовление спичек. (осина)

  3. Это растение встречается в тенистых лесах. Листья у него крупные. Цветы белые, похожи на колокольчики. Наполняет воздух приятным ароматом. В конце лета созревают плоды – красные ягоды, которые очень ядовиты. Это растение используется в медицине. Занесено в Красную книгу. (ландыш)

  4. Растение это очень хорошо известно всем. Высокие красивые свечки красновато-лиловых или розовых цветов. Это растение окружают пчёлы, так как оно очень медоносное. Листья его можно заваривать, как чай. (иван-чай)

Ведущий:

А сейчас я предлагаю немного всем отдохнуть.

Для вас прозвучит песня «Родина моя» в исполнении Мартюковой Е.

Ведущий: А сейчас необычный конкурс – для тех, кто любит оказывать первую помощь и умеет раскрывать секреты природы.

Девятый конкурс «Лесная аптека»

  1. Вы в пути натёрли ногу. Какое растение поможет облегчить боль? (Подорожник)

  2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Мох сфагнум)

  3. Какая ягода может заменить лимонную кислоту, и очень полезна при высокой температуре? (клюква)

  4. Отвар из её сухих цветков и листьев хорошо помогает от кашля. (мать-и-мачеха)

Ведущий: Да! Я вижу, вы прекрасно разбираетесь в удивительном мире природы и хорошо знаете её тайны. А ещё, наверное, вы очень любите зверей, птиц и если им понадобится ваша помощь, обязательно поможете.


Десятый конкурс «Помоги белке»

Пока играет музыка нужно собрать как можно грибочков в корзинку. Глаза завязаны. (Баллы по количеству грибов корзине)

Ведущий: Молодцы! Помогли белке, теперь ей никакие морозы и снегопады не страшны. Я думаю, вы не только любите природу, но и внимательно наблюдаете за ней. Следующий наш конкурс «Остроглаз».

Одиннадцатый конкурс «Остроглаз»

  1. Куда исчезают на зиму лягушки? (Уходят под воду, забиваются под камни, в ямы, в тину).

  2. Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (У вороны гнездо плоское, лотком, а у сороки – круглое, с крышей).

  3. Какие птицы весной прилетают раньше ласточки или стрижи? (Ласточки, так как могут ловить насекомых у земли, а высоко в небе, где обитают стрижи, насекомые появляются позже).

  4. Почему листья с ветвей у верхушек деревьев опадают последними? (Так как они самые молодые, дольше живут).

  5. Как по клюву различить молодого грача от взрослого? (У взрослого врача основание клюва белое).

  6. Какая птица умеет подражать голоса многих птиц? (Скворец).

  7. Какие ягоды можно собирать зимой из-под снега? (Клюкву, бруснику).

  8. Почему у берёзы молодые листочки клейкие? (Они покрыты особым смолистым веществом, которое защищает их от заморозков).

Ведущий: В лесу мы сегодня побывали, за природой понаблюдали, а теперь отправимся на болото. Там ходить небезопасно, можно и увязнуть. И в следующем конкурсе мы проверим, какие же ловкие у нас игроки, сможете ли вы перебраться через болото.

Двенадцатый конкурс «БОЛОТО»

С помощью двух картонок или фанерок ( это кочки) нужно добраться до сухого берега ( стула). Кочки можно перекладывать только руками.

Ведущий: Молодцы! Мы убедились, что родители и дети очень любят свой край, берегут природу, охраняют птиц и зверей, знают как надо вести себя в природе.

Пока жюри подводит итоги, давайте послушаем выступления ребят на тему «А вы знаете, что…»

1 ученик: А вы знаете, что океаническая рыба – луна – чемпион по числу икринок. Самка луны рыбы откладывает до 300 млн. икринок.

2 ученик: А вы знаете, что самое крупное живое создание на Земле – гигантская секвойя. Она растёт в США, в Калифорнии, и носит название «генерал Шерман». Её высота 83 м, а окружность ствола 24, 1 м. её древесины хватило бы на 40 одноэтажных домиков или на 5 млрд. спичек.

3 ученик: А вы знаете, что птиц «кауаи-э-э», обитающих на Гавайских островах, осталась всего одна пара (1980 г.). Близок к исчезновению и белоклювый дятел, обитающий в Америке, из-за уничтожения высокоствольного леса.

4 ученик: А вы знаете, что петрогифы – это древние наскальные изображения. Они расположены по Берегам Белого моря и Онежского озера. На плоских камнях и каменных побережьях выбиты фигуры людей, животных, сцены охоты, рыбалки. Очень много и непонятных изображений, которые напоминают «летающие тарелки» и «людей в скафандрах». Знаете ли вы, что среди найденных в Африке рисунков есть точно такие же «люди в скафандрах».

5 ученик: А вы знаете, что летом по цветам можно определять время, потому что разные растения раскрывают и закрывают свои цветки по расписанию. Например, цветки одуванчика раскроются в 5 – 6 часов утра, а мать – и –мачехи – в 9 – 10 часов утра. Закрываются листья одуванчика уже в 14 – 15 часов, а мать- и мачехи в 17 – 18 часов.

Но нужно помнить, что в пасмурный день и в ненастье «цветочные часы» дают сбой или вовсе не работают.

Ведущий: Спасибо, ребята, это действительно было интересно и познавательно!

Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь:
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!

М. Пляцковский.

А сейчас послушаем, что скажет нам наше жюри.

По окончании игры подводятся итоги, и объявляются победители игры.

Литература и интернет-ресурсы:

  1. Стадион Гиннесса; Серия «Клуб эрудитов». Выпуск 3. – Кострома, ИМЦ «Вариант», 1993.

  2. Бианки В.В. Лесная газета. – М.: Правда,1986.

  3. Дитрих А. Почемучка. – М.: Педагогика-пресс,1997.

5. Сладков Н.И. В лес по загадки – Л.: Детская литература, 1983.

  1. Шабаршов И. Книга юного натуралиста. – М., 1989.

  2. Плешаков А.А., Кондратьева И.А. Природа Карелии: знай, люби, береги!: Книга по природоведению для учащихся начальной школы. – Петрозаводск: Карелия, 1992.

  3. Калейдоскоп внеклассных мероприятий. Для тех, кто работает с детьми./Под ред. И.А. Погореловой – М.: Народное образование, Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2002.

  4. Шитикова Л.И., Михайлова К.А. Тайны и загадки Карелии: Ребятам о Карелии. – Петрозаводск, 2012.

  5. Блог Н. Ткаченко «Играем, учимся, творим» - http://natalytkachenko.ru/eto-interesno-pticy-rekordsmeny/

  6. Чернева Н. В. – экологическая игра http://www.proshkolu.ru/user/sol27slo/file/1406232/&newcomment=5559109#comment5559109

  7. Шмаков С.А. Каникулы. Прикладная энциклопедия: учителю, воспитателю, вожатому. – М.: Новая школа, 1994.


12



Добавить комментарий