Открытый урок в 8-11 классах "Права человека"

Разработка учителя истории

МОУ «Никулинская СОШ»

Шкурченко Алексея Никифоровича



Тема урока: Права человека.

Открытый урок в 8-11 классах. 12 декабря 2012 года


Цель урока:

  • Ознакомить обучающихся с основополагающими международными документами о правах человека, значимость которых актуальна для обеспечения современной защиты прав и свобод личности в государствах мира:

  • Формировать уважительное отношение к правам и свободам человека, международным документам, обеспечивающим их;

  • Закрепить знания о правовом статусе личности в Российской Федерации и напомнить о механизме защиты основных прав и свобод личности, закрепленных Всеобщей декларацией прав человека, Конституцией РФ.

Оборудование урока:

  1. Конституция РФ;

  2. Всеобщая Декларация прав человека (извлеч.);

  3. Декларация независимости США (1776г. извлеч.);

  4. Декларация прав человека и гражданина (Франция, 1789г.);

  5. «Конституция» Н. Муравьева (извлеч.);

  6. Положение 19 февраля 1961 года;

  7. Домашняя юридическая энциклопедия;

  8. Учебники;

  9. Доска, мел.


Учитель: сегодня День Конституции РФ. Поздравляю всех! Сегодня мы обратимся к одной из её частей, а именно – к правам человека.

Работать будем в группах (представление групп)

Проблема прав и свободы человека всегда волновала человечество и волнует по сей день. Идея прав человека имеет долгую историю.

Но особенно громко о правах и свободах заявили передовые люди в 18 веке. Об этом нам напомнят обучающиеся. Итак, слово 1-й группе.

(выступают подготовившиеся дома ученики)

1-й ученик: Ещё в 18 веке. В ходе войны за независимость США, 13 первых штатов приняли 4 июля 1776 года «Декларацию независимости», в которой говорится: «…Все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью».

На основе декларации 1787 года была принята Конституция США, которая закрепила республиканский строй, был избран первый президент США – Джордж Вашингтон.

3-й ученик: Конституция была дополнена «Биллем по правах», представляющим гражданам свободу слова, собраний и выбора религии, неприкосновенность личности и жилища.

Хотя многие бедняки, негры, индейцы, а также женщины избирательного права не получили.

Учитель: Наши эксперты объяснят нам значение упомянутых слов. (Слова записаны на доске: декларация, конституция, билль)

..

Учитель: Продолжаем. Слово 2-й группе.

1-й ученик: В ходе Великой Французской буржуазной революции 1789 года была принята знаменитая «Декларация прав человека и гражданина», в которой говорится в первой же строке: «… все люди рождаются свободными и равными в правах, и источником власти является народ».

2-й ученик: К сожалению. Многие положения Декларации не вошли ни в Конституцию Франции 1791 года, ни в Конституцию 1795г.

3-й ученик: Но зато эта Декларация многие годы являлась ориентиром для установления Конституции других стран, в том числе и нашей.

Учитель: Для России борьба за человеческое достоинство не импортный вариант. И сейчас мы попытаемся это доказать.

Слово 3-й группе.

1-й ученик: Яркую страницу в истории нашей страны в борьбе за свободу в начале 19 века вписали декабристы. В их программном документе, «Конституции» Никиты Муравьева говорится: «Русский народ, свободный и независимый, не есть и не может быть принадлежностью никакого семейства».

«Источник Верховной власти есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основные постановления для самого себя».

2-й ученик: В России в 1861 году было отменено крепостное право. Было это при императоре Александре II, который вошел в историю как «Освободитель».

В «Положении 19 февраля» написано: «На основании сего Положения и общих законов крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права состояния свободных сельских обывателей как личные, так и по имуществу…».

3-й ученик: В «Манифесте об усовершенствовании государственного порядка», подписанном последним русским императором Николаем II 17 октября 1905 года говорится: «Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов…». Этот документ, фактически, есть первая Конституция.

Учитель: В 1917 году в России власть перешла в руки большевиков. Советское правительство приняло «Декларацию прав народов России». Слово 1-й группе.

1-й ученик: Первая Советская Конституция – Конституция РФ была принята в июле 1918 года.

2-й ученик: А после образования СССР – 30 декабря 1922 года – через год 31 января 1924 года была принята первая Конституция СССР.

3-й ученик: Потом были еще две союзные Конституции: в 1936 году, так называемая Сталинская Конституция и в 1977 году. Все они выполняли в основном политико-пропагандистские функции, но не работали. И вся система права, законов, правосудия была деформирована. Положение стало меняться только во 2-й половине 80-х годов.

Учитель: Вопрос всем.. А почему Советские Конституции мы не можем назвать демократическими. Ведь в них тоже были закреплены права и свободы?

.
Учитель: Борьба за права и свободы всегда доставалась людям дорою ценой. Но после 1й мировой войны, в которой погибли десятки миллионов людей, эта проблема стала международной. Чтобы решать ее в 1919 году была создана Лига наций, в составе которой в основном были европейские страны. Но она не смогла предотвратить 2-ю мировую войну, в которой погибло более 70 миллионов. И в 1945 году была создана новая международная организация – ООН. Она играет решающую роль в защите прав человека на международном уровне.

В 1948 году (10 декабря) на Генеральной Ассамблее ООН была принята Всеобщая декларация прав человека. А в 1966 году были приняты два дополнительных документа:

- Международный пакт о гражданских и политических правах;

- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

(эксперты напомнят, что такое пакт)

Все вместе эти три документа получили название «Международный билль о правах», другое название – «Международная хартия прав человека».

Билль о правах является обязательным для исполнения государствами, его подписавших.

В то же время Декларация прав человека ООН имеет прямое действие так как её положения используются при принятии национальных Конституций. (около сотни их содержат формулировки основных прав Декларации), что имеет большую значимость для развития демократических правовых государств.

Говоря о правах человека, необходимо говорить и об обязанностях. И об этом говорится в статье 29 Декларации. Единство прав и обязанностей составляет основу гражданственности.

Итак, Декларация провозглашает права человека. Но их необходимо гарантировать, закрепить законодательно и защищать их. И для каждого человека важно не только знать законы, но и знать механизм защиты прав человека.

Основные права и свободы наших граждан закреплены в главном законе государства – Конституции РФ – первой демократической Конституции в истории России, которая была принята ровно 19 лет назад.

Все статьи нашей Конституции имеют прямое действие. Перед Конституцией стоят 3 главные задачи:

  1. Закрепить и гарантировать фундаментальные права человека;

  2. Упорядочить государственную власть;

  3. Утвердить правосудие.

Учитель: Сейчас вы, пользуясь Конституцией, на примерах попытаетесь доказать, какие права и свободы защищает Конституция. (Работа в группах)

Ответьте на вопросы:

  1. Почему Конституцию принято называть законом высшей юридической силы?

  2. Что является, согласно нашей Конституции, высшей ценностью.

  3. Каков механизм защиты прав человека?

  4. Могут ли быть законы идеальными?

(Ученики обсуждают вопросы в группах, далее – каждая группа высказывает свою точку зрения по каждому вопросу)

После выступления групп учитель предлагает ученикам дать оценку уроку и самим себе за работу на данном уроке.


Учитель: Человек, обладающий правовой культурой, основа которой юридические знания, чувством уважения к праву, способностью осваивать свои права, сможет помочь не только себе, но и другим людям, и обществу в целом.






Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.