Открытый урок по окружающему миру в 1 классе «Ты и вещи»

МОУ «Средняя школа №16»

города Балаково, Саратовской области

Образцова Людмила Николаевна,

учитель начальных классов,

Открытый урок по окружающему миру

с использованием ИКТ

Тема урока: «Ты и вещи»

г. Балаково,

2010 г.

Урок с использованием ИКТ проведён в 1 классе по УМК «Начальная школа ХХI века» по учебнику Н. В. Виноградовой «Окружающий мир».

Данный урок построен на расширении знаний и представлений учеников 1 класса о профессиях, трудовых обязанностях человека, формировании знаний о том, что «чудо – вещи» сделаны людьми.

Данная тема вызывает познавательный интерес у ребят. Активизирует стремление больше узнавать о творческих способностях человека, воспитывает правильное отношение к труду.

В структуру урока включены разнообразные этапы, которые помогают развивать детскую эрудицию, так как младшие школьники получают достаточно большой объём знаний из разных образовательных областей – естествознания, истории, обществознания, основ безопасной жизнедеятельности.

Деятельность, которой занимаются дети на уроке окружающего мира, способствует развитию учебно – познавательных умений: постановке и решению проблемных задач, применяют логические операции, проводят сравнение, классификацию, находят причинные зависимости.

Тема урока: «Ты и вещи» (урок – заочное путешествие в Город мастеров)

Цели урока:

— расширить знания и представления детей о профессиях: гончар, столяр, слесарь, портниха;

— уточнить представления детей о трудовых обязанностях человека;

— формировать у учеников представление о том, что «чудо – вещи » сделаны людьми;

— углублять знания о творческих способностях человека;

— развивать внимание, память, мышление;

— воспитывать умение правильно пользоваться вещами;

— воспитывать правильное отношение к труду.

Оборудование:

— учебник Н. В. Виноградова. Окружающий мир, 1 класс;

— Н. В. Виноградова. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса;

— карточки с пословицами;

— рисунки на тему «Мебель», «Одежда», « Посуда», «Инструменты»;

— подборки стихов, сказок, загадок на тему;

— планшеты со стихами Г. Граубина «Прадеды»;

— платок, очки, магнитофон;

— выставка керамической посуды;

— плакаты по правилам безопасности;

— клей, цветные карандаши, разрезная картинка «Паровоз», рисунки: «Ваза», «Платье для куклы»

1.Организация класса. Введение в тему.

Дети проходят в класс и занимают места в своих «цехах»: 1 ряд – места гончарного «цеха», 2 ряд – места «цеха» шитья, 3 ряд – места слесарного «цеха». На столах у каждого – рисунки с изображением того, что здесь изготавливают.

Учитель. В городе наступило утро, и все мастера приступили к работе.

ИКТ ( Приложение 1. Слайд1)

— Прочитайте пословицы о труде. Объясните смысл.

Землю красит солнце, а человека — труд.

Где труд, там и счастье.

— Что даёт человеку труд? (высказывания детей)

— Подумайте, смогли бы люди прожить без труда?

Учитель. Труд приносит человеку радость, удовлетворение, он занимает большое место в его жизни. Благодаря труду людей, богатеет и становится сильной наша страна.

— Выдающийся русский поэт В. Брюсов сказал о труде такие слова:

« Великая радость – работа,

Всё счастье земли – за трудом»! (читает ученик)

2. Сообщение темы и цели урока.

— Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в Город мастеров, поговорим о людях труда, о вещах, которые они производят, об отношении человека к своей работе, попробуем сами изготовить некоторые изделия.

3. Повторение ранее изученного материала.

— А я приглашаю вас в гости к жителям Города мастеров.

— А чтобы открылись городские ворота, попробуйте украсить город новыми зданиями.

— Возьмём большой лист бумаги (ватман). Здесь ученики класса будут фломастерами рисовать жилые дома, магазины, школы, парки, транспорт и другое. Каждый может нарисовать что – то одно. Выигрывает тот, кто сделает последний рисунок.

Вывод. Мне очень понравился ваш город. А люди каких специальностей живут в этом городе? ( высказывания детей)

4. Актуализация знаний

ИКТ (Приложение 1. Слайд 2)

— Рассмотрите рисунки на экране. Назовите профессии этих людей. (Гончар, столяр, портниха, слесарь)

— Расскажите о каждой из них. (высказывания детей)

— Посмотрите на выставку глиняных изделий: кувшин, горшок, чайник, ваза, тарелка. Назовите одним словом. (Посуда)

— Разделите рисунки на доске на две группы : стол, стул, шкаф, платье, брюки, пальто. (Мебель, посуда)

— Из чего сделаны эти предметы? (высказывания детей)

— Какое чувство они у вас вызывают?

— Как вы думаете, легко ли их сделать?

— Подумайте, люди каких профессий могли бы их сделать? (высказывания детей)

Вывод. В нашем Городе все люди работают, а потому есть возможность одеваться, обставлять квартиру, отдыхать, путешествовать.

5. Работа по учебнику (с.50)

— Подумайте, из какого материала изготовил посуду гончар? (высказывания детей)

Учитель. Гончар – мастер по изготовлению глиняной посуды – керамики. Гончарное ремесло – одно из самых древних на земле. Посуда людям была нужна всегда. Её выдалбливали из камня и дерева, плели из прутьев, обжигали в печи. Эту работу выполняли гончары. Приспособлением для лепки посуды являлся гончарный круг.

Словарная работа.

-Ребята, чтобы вам было понятно, что такое «керамика», я объясню значение этого слова.

«Керамика» — глина, по — гречески – «керамикос»

Глиняную посуду ( керамику ) украшали росписью, покрывали глазурью, из – за чего изделие блестело.

— С каким материалом работает столяр? (высказывания детей)

Учитель. Столяр – рабочий, специалист по обработке дерева и изготовлению изделий из дерева.

Вывод. Все эти профессии появились давно на Руси. О людях таких профессий рассказал в своём стихотворении «Прадеды» Г. Граубин (читают дети).

6. Декламация

Кем был твой прадед на Руси?

Свою фамилию спроси!

Есть в каждом классе Гончаров,

Кто прадед Гончарова?

Он был из рода гончаров

Отец отца отцова.

У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину,

Её упорно обжигал,

В гончарне горбил спину.

Быть может, юный Столяров

И с долотом не сладит,

Но прадед был из столяров.

Он мастером был прадед.

Вывод: Мы с вами узнали о двух очень интересных и нужных профессиях, которые появились очень давно, но и сейчас востребованы.

7. Дидактическая игра «Кому принадлежат эти вещи?»

ИКТ (Приложение1. Слайд3)

— А сейчас мы узнаем ещё о двух важных профессиях, без которых человеку трудно было бы обойтись в современной жизни.

— Кому принадлежат эти вещи?

* Этим инструментом обрабатываются срезы. (Напильник)

* Сам худ, а голова с пуд. (Молоток)

* Зубов много, а ничего не ест. (Пила)

* Цепкий рот на тех сердит, кто зазря в доске сидит. (Клещи)

Учитель. Обо всех этих инструментах Б. В. Заходер написал стихотворение «Слесарь» (читают дети)

Мне нужны такие вещи: молоток, тиски и клещи:

Ключ, напильник и ножовка,

А ещё нужней сноровка.

— Какую работу выполняет слесарь? (высказывания детей)

Вывод. Слесарь – рабочий – специалист по обработке и починке металлических изделий , деталей.

8. Физминутка «Узнай профессию!» (дети имитируют движения)

* Маляр. Красит кистью забор, крышку парты (движения рукой слева направо, сверху вниз)

* Столяр. Строгает, пилит (имитация движений)

* Слесарь. Быстро завинчивает винты гаечным ключом.

* Портной. Шьёт швом «вперёд иголку» (показ движением руки)

9. Игра «Отгадай загадку!» (с. 50)

— Найдите на рисунке портниху. Расскажите, что знаете об этой профессии.

— Какими инструментами работает портниха? (Высказывания детей)

ИКТ (Приложение 1. Слайд 4)

— Наши ребята приготовили загадки (читают наизусть). Отгадай загадку! Найди отгадку!

*Держится подружка за стальное ушко,

Стёжкою одною век бежит за мною. (Игла с ниткой.)

*На поляне шерстяной пляшет тонконожка.

Из – под туфельки стальной выползает строчка. (Швейная машина)

*Два кольца, два конца, посередине – гвоздик. (Ножницы)

Учитель. Б. В. Заходер написал стихотворение «Портниха», послушайте его (читает ученик)

Целый день сегодня шью, я одела всю семью.

Погоди немного кошка – будет и тебе одежка.

Обобщение. О каких малоизвестных профессиях сегодня услышали?

— Что интересного узнали о знакомых профессиях?

— На какой профессии остановили бы свой выбор?

Вывод: Сегодня мы узнали много интересного о нужных вещах и их производителях — людях умелых, старательных, трудолюбивых.

— Что же в жизни является главным? (Это труд)

10. Инсценирование.

Учитель. Послушайте пословицу.

Каков мастер, такова и работа.

— Объясните смысл. (Люди к своей работе относятся по – разному )

— Послушайте, какая история однажды приключилась с Федорой в сказке «Федорино горе» К.И. Чуковского (двое учеников в костюмах героев рассказывают отрывок из сказки).

— Почему сказка так называется?

— Какое горе случилось с Федорой?

— Кто в этом виноват?

— Как героиня относилась к своим вещам и к чему это привело?

11. Минутка отдыха.

ИКТ (Приложение 1. Слайд5).

— Выбери слова, которыми можно охарактеризовать Федору.

(Неряха, трудолюбивая, грязнуля, заботливая, опрятная, ленивая, аккуратная)

— Почему нужно бережно относиться к вещам? (высказывания детей)

12. Смешинки.

— Прочитайте в учебнике стихотворение А. Каминского «Дядя Вася Денисюк»

Дядя Вася Денисюк как – то раз включил утюг:

Просто он решил погладить пару полосатых брюк.

Дядя Вася Денисюк позабыл про свой утюг:

Просто он решил погладить своего котёнка вдруг…

Дядя Вася Денисюк быстро выключил утюг,

Но теперь у дяди Васи нету полосатых брюк…

— Как ты думаешь, эта история — смешная или поучительная?

— Чем она могла бы закончиться? (Рассеянный, забывчивый дядя Вася мог даже дом спалить)

Вывод. С электроприборами нужно обращаться очень внимательно, чтобы не случилось беды.

13. Безопасность в рифмах «Не шали с огнём!»

Учитель. Послушайте отрывки — четверостишия по правилам безопасности из книги М. Р. Максиняевой «Занятия по ОБЖ с младшими школьниками »

*Огонёк всегда такой, — *Каждый знает, что утюг —

И хороший, и плохой: Добрый, но надёжный друг.

Он и светит, он и греет, Тот, кто с утюгом знаком,

И проказничать умеет. Не играет с утюгом.

*Кто приборы изучает,

Тот приборы не включает:

Перегретые розетки

Загораются нередко.

ИКТ (Приложение 1. Слайд 6)

— Какие меры предосторожности надо соблюдать при работе с электроприборами?

*Не тронь розетку мокрыми руками!

*Не оставляй электроприборы включёнными без присмотра!

*Никогда не тронь оголённый провод!

14. Работа в тетради (с.22) Соображалки.

ИКТ (Приложение 1. Слайд 7)

I.Рефлексия для глаз «Выполни упражнения, ориентируясь на фигуры»

( Звучит музыка. Дети выполняют движения глазами по часовой стрелке по жёлтому кругу, затем – против часовой стрелки. Дальше двигаются от красного треугольника по прямой до жёлтого круга, затем – до зелёного квадрата, и наоборот.)

II. Разделите предметы на три группы: электроприборы (лампа, электроплита, утюг); посуда (тарелка, чашка, чайник, кружка, кастрюля); инструменты (пила, ножницы, молоток, клещи).

Коллективная проверка работы.

15. Игра «Путешествие в мастерскую» (групповая работа)

ИКТ (Приложение 1. Слайд 8)

Учитель. А сейчас мы с вами отправляемся в гончарный цех (1 ряд) для украшения глиняных ваз, в цех шитья (2 ряд) для изготовления одежды для кукол, в слесарную мастерскую (3 ряд), чтобы отремонтировать паровоз.

— Ребята 1 ряда составляют аппликации из геометрических фигур для украшения ваз (при помощи клея), 2 ряда — дорисовывают узоры на кукольных платьях (при помощи карандашей), 3 ряда — собирают разрезанную на части картинку «Паровоз».

После выполнения работы оформляется выставка изделий. Мастера показывают свои изделия и рассказывают для чего они предназначены.

16. Рефлексия.

— Оцени, как ты выполнял задания на этом уроке. (Раскрась один цветок.)

Быстро, правильно, самостоятельно.

Правильно, но медленно.

Правильно, но с помощью других.

Быстро, но неправильно.

17. Подведение итогов.

— Вот и закончилось наше путешествие в Город мастеров. Сегодня мы говорили о людях труда и о вещах, которые они производят. Узнайте у своих родителей о назначении вещей, которыми пользуется ваша семья в обиходе.

— Послушайте стихотворение С.Маршака «Береги свои вещи!» о том, как следует относиться к своим вещам.

Сами вещи не растут.

Вещи сделать – нужен труд.

Карандаш, тетрадь, перо,

Парты, доски, стол, окно,

Книжку, сумку – береги,

Не ломай, не мни, не рви.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *