Открытый урок по ИЗО: Натюрморт

Урок ИЗО

На тему: Натюрморт.

Вид урока: рисование с натуры.


Цель урока: научить рисовать натюрморт.


Задачи:

-дать представление о натюрморте;

- научить построению рисунка с натуры;

- способствовать развитию чувства цвета через использование живописных приёмов;

- обучать учащихся навыкам самоконтроля.


Оборудование:

Для учителя: муляжи фруктов и овощей, драпировка, рамки для визирования, методические таблицы «Контрастные цвета», «Ошибки при построении рисунка», репродукции картин известных художников, бумага , акварельные краски, кисти, карандаш, стирательная резинка, банка с водой, салфетки.

Для учащихся: бумага для рисования, краски, кисти, баночки-непроливайки с водой, палитра, карандаш, стирательная резинка, салфетки, рамки для кадрирования.


Ход урока:


Этап урока

Время

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность детей

1. Организационный момент

12.40-

  • Приветствие гостей

  • Настрой на урок


  • Ребята, сегодня у нас гости. Поздоровайтесь. Нам очень приятно Вас видеть!

  • Проверьте свою готовность, настройтесь на урок.

  • Садитесь.








  • Какой у нас сейчас урок?

  • Я постараюсь, чтобы вам на уроке было интересно и познавательно.

(У доски стоит стенд с пособиями и прикрепленным к нему листом для рисования, рядом на стуле лежат: карандаш, стирательная резинка, палитра, краски, салфетки, рамка для кадрирования).

Стоя приветствуют гостей, учителя.


Настраиваются на урок, садятся.

(На партах: альбом для рисования; краски – акварель или гуашь; кисточки – большая, средняя, маленькая; карандаш; стирательная резинка; салфетки; палитра (бумажная); банка-непроливайка с водой, рамки для кадрирования).


- Изобразительного искусства.

2. Самоопределение к деятельности


  • Оглашение темы и цели урока


  • Тема нашего сегодняшнего урока - «Натюрморт». (Слайд 1). На уроке мы будем знакомиться с новым понятием «натюрморт», и я научу вас правильно его рисовать.

  • А также я надеюсь, что вам захочется повторить наш урок дома!


Внимательно слушают.

3. Подготовка к восприятию теоретического материала













  • Загадки



  • Для того, чтобы нам разобраться в теме урока, я хочу, чтобы вы

отгадали мои загадки (Слайд 2 и 3):


В саду на дереве растёт

Красивый, вкусный, сочный плод.

Я подскажу: на букву Я

Он начинается, друзья. (Яблоко)

- Яблоко какой формы? Цвета? Какие вы знаете фрукты такой же формы?


Так вкусна, желта, пригожа

И на лампочку похожа. (Груша)

- Груша какую имеет форму? Цвет?...


- Яблоко и груша – это что? Как сказать одним словом?






Слушают загадки, поднимают руку, называют отгадки.


Ответы учащихся.




Ответы учащихся.



-Фрукты.

4. Работа по тему урока.


  • Определение натюрморта (понятие)


  • Показ репродукций на доске.


Поль Сезан «Натюрморт с кустом герани и фруктами»


Пьер Ренуар «Натюрморт с южными плодами»


Франсиско де Сурбаран. «Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой».


Винсент Ван Гог «Натюрморт».


Валентин Серов «Девочка с персиками»


Кузьма Петров-Водкин «Яблоки»

  • Молодцы, все правильно.

  • Теперь послушайте, что же такое натюрморт (Слайд 4):



Изображение фруктов, овощей, цветов, посуды и других предметов быта. Т.о., натюрморт – это такой жанр в живописи.





  • Известные живописцы часто обращались к этому жанру, они любят этот жанр за то, что в нём можно использовать яркие краски, получать необычайные сочетания цвета:

  • Французские художники: Жан Батист Шарден, Поль Сезанн , Анри Матис; Пьер Ренуар.

  • Испанский художник Франсиско де Сурбаран;

  • Русские художники Валентин Серов (мы с вами писали сочинение по его картине); Кузьма Сергеевич Петров-Водкин.

  • Нидерландский художник Винсент Ван Гог (показ репродукций).


- Так же натюрморты нам интересны с той точки зрения, что в них отражена история –художники запечатлили на своих картинах предметы быта того времени (посуда, еда, оформление комнат и другое).

Внимательно слушают.

5. Практическая часть












































































































12.50-13.00

  • Постановка натюрморта






















  • Композиция










  • Кадрирование












  • Контрастные цветовые пары.






  • Построение рисунка




-Ребята, сейчас мы будем обсуждать, как правильно и красиво составить натюрморт (Слайд 5):


- Посмотрите – фоном является драпировка. Драпировка составлена из тканей двух оттенков: тёмного и светлого. На фоне светло-голубого цвета тёмно-красное яблоко выглядит чётко и выразительно, жёлтая груша подчеркнута тёмно-синим цветом драпировки.


- Итак, на стул мы весим ткань темного цвета, как на нашем слайде, а рядышком – ткань светлого цвета. ( Учитель на стул весит ткань сначала темного, а рядом – светлого оттенка).


- Теперь мы должны разместить фрукты (Учитель кладёт светлый фрукт на темный фон и наоборот).


- Теперь давайте вы самостоятельно составите ещё один натюрморт. Паша и Женя, выходите к доске.

(Это нужно для того, чтобы ракурс (вид) у всех при рисовании был примерно одинаков).


-Хорошо, наши натюрморты составлены. Теперь я расскажу вам, как его изобразить на листе бумаги.


Прежде чем начать построение, учитель прикрепляет на доску 3 таблицы с рисунками:

  • Как вы думаете, на какой таблице рисунок построен правильно? Почему вы так думаете?

Учитель объясняет, что в первом рисунке много свободного пространства, так называемой «мертвой зоны» картины. На третьем рисунке фруктам тесно, они почти упираются в края рамы картины. Второй рисунок построен грамотно, изображение пропорционально плоскости картины, фрукты соразмерны.

-Для правильного расположения на листе, и чтобы не допусткать таких ошибок, мы с вами можем использовать приём, который называется «кадрирование». Делается это с помощью таких вот рамочек. (Лежат на партах учащихся). ( Слайд 6)

Учитель показывает как пользоваться рамочкой. Это нужно для того, чтобы выделить из окружающей картинки собственно натюрморт; фокусирует наше восприятие более точно).

- Держите в левой руке (если правша), один глаз можно закрыть, и смотрим сквозь рамку на наш натюрморт, как показано на слайде.


-Как должен быть расположен альбом , вертикально или горизонтально?


-Посмотрите, как удобно использовать контрастные цвета (это такие цвета, которые на цветовом спектре располагаются напротив друг друга, контраст – значит противоположность.) Эти цвета, когда они располагаются рядом друг с другом на картине, выглядят ярче. (Работа со схемой «Контрастные цвета» и показ не репродукциях одновременно).



- В каком ряду ярче цвет? В верхнем или нижнем?


- Итак приступим. Делаем всё вместе со мной – не спешим, и не отстаём.

- Возьмите в руки простые карандаши, и общим пятном (с помощью рамочек) обозначим, где будут располагаться наши фрукты.

- Затем необходимо провести сверху вниз центральную линию.

-Затем намечается нижний край яблока.

-Яблоко расположено ближе к зрителю, значит… Как вы думаете, на листе оно будет расположено выше или ниже груши?

- Намечаем нижний край груши.

-Какое яблоко по форме?

- Правильно. А круг хорошо вписывается в квардрат. (Показ на табличке). Мы аккуратно рисуем квардрат, и внутрь него вписываем круг.

-Форма груши продолговатая. В какую фигуру она вписывается?

-Правильно. Мы также аккуратно его строим, и в нем рисуем грушу.

- Вспомогательные линии стираем. (Всё это время учитель ходит по классу, исправляет ошибки учащихся.)






















Учащиеся под руководством учителя составляют ещё один натюрморт.






















Берут рамочки по инструкции учителя, начинают смотреть с их помощью на натюрморт.














-Горизонтально.






Отвечают на вопрос, поясняя своё мнение.





- В нижнем.







Выполняют действия по инструкции учителя.









  • Ниже.






  • Круглое.







- В прямогоугольник.

6. Физминутка

13.00

  • Выполнение зрительной гимнастики и минутка релаксации.

-Ребята, давайте немножко отдохнем – выполним зрительную гимнастику.

-Посмотрите на зеленый кружок, затем на жёлтый, снова на зелёный снова на жёлтый, так несколько раз. Зажмурьте глазки, поморгайте. Встряхните ручками, снимите напряжение, молодцы.

-Продолжаем работать.


7. Продолжение работы по теме

13.00-13.15

  • Живопись




  • Приступаем к живописи, т.е. к раскрашиванию нашего натюрморта.

  • Берём в руки кисточку среднего размера и на палитре получаем нужный цвет (показывает). Всё время смотрим на наш натюрморт, цвет должен быть максимально близким как на нём.


Учитель обращает внимание на основные свойства материалов:

  • Кисточку всегда класть на палитру;

  • Акварель – чтобы получить более светлый оттенок, нужно добавить воды;

  • Гуашь – чтобы получить более светлый оттенок, добавляем белый цвет (на палитре).

  • Стараемся писать красками «по-сырому», чтобы получить более мягкие переходы.

  • В традиционной живописи никогда не используется чёрный цвет, поскольку чисто чёрного цвета нет в природе – похожий цвет получаем, смешивая, например синий и зелёный.

  • Живопись – по-сырому, по-сухому («многослойная»), примакивание.

  • Беру красный цвет, смешиваю его с оранжевым на палитре… Сравниваю с натюрмортом. Если похоже, переношу его на рисунок.

  • Обязательно нужно вначале обозначить блики – отражения света на фруктах. Эти места будут самыми светлыми, практически белыми. (Приём – осветление водой, салфеткой).

  • Чем дальше от блика, тем цвет ярче.

  • Падающие тени – тёмные, цвет предмета + какой-то тёмный цвет. Тени располагаются с противоположной стороны от источника света.

  • Когда фрукт раскрашен, берём более тонкую кисть, и прорисовываем детали – черенок.


- Ребята, мы заканчиваем. У вас получились замечательные работы, прекрасные натюрморты. Давайте я повешу их на доску, Саша и Геля, помогите мне.


Выполняют действия по

инструкции учителя.

Для тех, кто успешно раскрасил фрукты, можно дать задание раскрасить фон.



































Отдают работы. Саша, Геля и учитель вывешивают их на доску.

8. Итог урока

13.15-13.20

  • Подведение итогов

  • Рефлексия

  • Оценка работ

  • Организационное окончание урока.



























Учитель предлагает назвать самые вкусные натюрморты (при этом без внимания не остаётся ни одна работа).

Анализируя работы ребят, учитель акцентирует внимание на художественных приёмах, с помощью которых фрукты получились такими аппетитными.


- Мы использовали правила построения рисунка, правильно подбирали цвета, учитывали освещение, использовали яркие и чистые цвета, учитывали правила использования акварели и гуаши, использовали технику по-сырому и по-сухому…


  • Я надеюсь, что вы поняли, что натюрморт это … изображение фруктов, овощей, цветов, посуды и других предметов быта.


  • Сегодня мы попробовали нарисовать натюрморт из двух фруктов, надеюсь, вам понравилось, и дома вы ещё потренируетесь в составлении натюрмортов, а также в их рисовании. А на следующем уроке мы будем учиться рисовать другие, более сложные натюрморты.


  • Итак, что же такое натюрморт? (Слайд 7)


  • В переменку дадите дневники, я поставлю вам оценки.


  • Вы хорошо поработали, спасибо за урок! (Слайд 8).

Отмечают все работы.






























Ответы учащихся.