МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«БОГРАДСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ ДОД
«Боградской ДШИ»
«___»___________2014г.
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ТЕМА: “СРЕДСТВА ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ”
Разработчик:
Преподаватель МБОУ ДОД
«Боградская ДШИ»
Тюлькина
Ирина Александровна
с. Боград 2014 год.
Введение
Основой музыкальной культуры русского народа является хоровое пение. Пение – природная способность человека, а человеческий голос – самый древний музыкальный инструмент. Ни один другой вид искусства не может обеспечить такого прямого и доступного пути к сердцу. В пении человек выражает свои чувства, мысли, отношения к миру. Дети, которые поют в хоровых коллективах, гораздо больше развиты, чем не поющие, так как хоровые занятия охватывают многофункциональность действий: пение, ритмические, танцевальные движения, образная эмоциональность, умственная работа. Хоровое пение – одно из главных средств музыкального воспитания, которое способствует гармоничному развитию личности ребенка, Средствами общения дирижера с хором является исполнительский показ ( голосом или на инструменте), речь, а также неречевые средства общения – жесты, мимика, интонация.
Данная работа представляет собой разработку одного учебного занятия по предмету «Хоровое пение». Занятие проходит в течение 40 минут и разработано для учащихся 1-2 классов (возраст детей 7-8 лет).
Основная часть
Тема занятия: «Средства исполнительской выразительности».
Цель занятия: всестороннее развитие творческих способностей учащихся и формирование у учащихся навыков хорового пения, эмоционального отклика на музыку.
-
Задачи:
обучающая:
— работать над использованием дыхания в пении;
— закреплять понятие о разнообразности музыкальных образов и настроений;
— учить эмоционально, исполнять произведения, используя различные приемы (инсценировка, мимика, сценическое движение);
развивающая:
— создавать условия для развития эмоциональной сферы;
— развивать творческую фантазию, воображение;
— активизировать слуховое восприятие;
— развивать чувство ритма, музыкальный слух, певческий диапазон;
воспитывающая:
— воспитывать эмоциональное отношение к исполняемому произведению;
— воспитывать навык общения в группе детей;
— расширять музыкальный кругозор;
1. Оборудование для организации занятия:
— фортепиано.
2. Дидактический материал:
— ноты хоровых произведений;
— картинки с изображением различных эмоций: эмоции в музыке, в песнях, (грусть, радость, хорошее настроение, спокойное, злость, обида, вопрос, недоумение, дразнилка, любовь).
Ход занятия:
Первая часть урока (вокальные упражнения, распевки).
-
Организационный момент, приветствие детей, настрой на работу на уроке.
-
Распевка на активизацию артикуляционного аппарата и четкость дикции. Прибаутка «Скок поскок».
Задачи распевки: добиться четкого произношения согласных и пропевания гласных. Определить по манере исполнения распевки настроение каждого учащегося. Дать общий позитивный настрой на урок.
-
Распевка «Я иду на верх, я шагаю вниз»
Задачи: следить за чистотой интонации, использовать в пении приобретенные вокально-хоровые навыки, уметь тактировать во время пения (показывать рукой движение мелодии; уметь анализировать собственное исполнение.
-
Распевка с закрытым ртом на различные слоги.
Задачи: выразительное интонирование ступеней, звучание мажора и минора с динамическими контрастами.
-
Отгадывание загадок:
Пять ступенек – лесенка
На ступеньках песенка (ноты)
Семь ребят на лесенке
Заиграли песенки (ноты).
-
Исполнение гаммы до мажор разными штрихами (легато, стоккато).
«Гамма до мажор» дети сначала называют, а затем поют ноты.
Вторая часть урока (работа с песенным материалом)
Закрепление понятий постановки корпуса во время пения (стихи)
Если хочешь стоя петь-
Головою не вертеть,
Встань красиво, подтянись
И спокойно улыбнись.
Если хочешь сидя петь-
Не садись ты как медведь,
Спину выпрями скорей,
Ноги в пол упри смелей.
-
Эмоциональный настрой на работу над песней «Гномик» сл. Б.Шифрина, муз. А.Ермолова
-
Работа над вокально-хоровыми навыками. Исполнение учащимися песни «Гномик» под фортепиано.
-
Разучивание движений к песне.
-
Работа с карточками настроений.
— Всем детям раздаются карточки настроений».
— Идет разговор о разном настроении в музыке.
— Каждый ребенок рассказывает про свою «карточку настроения».
Задание: показать мимикой настроение, изображенное на своей карточке. Просьба поднять карточки, соответствующие настроению песни «Гномик».
-
Эмоциональная подготовка учащихся к работе над произведением «Дружба-это здорово!».
— рассказ о содержании песни.
— слушание песни.
— использование карточек настроений. Определяем настроение музыки.
— разучивание и исполнение фрагмента песни учащимися, в соответствующем эмоциональном настроении под фортепиано.
Итоги занятия
— Выясняем, что проходили на уроке?
— Какие произведения разучивали и исполняли?
— Какую музыку слушали?
— Кто автор музыки?
— Какое бывает настроение в музыке?
Заключение от автора
Данный открытый урок может быть использован педагогами детских музыкальных школ, детских школ искусств, музыкальных кружков, хоровых студий для занятий по предмету «хоровое пение».
Использованная литература
-
В.Соколов, В.Попов, Л.Абелян «Школа хорового пения» Москва «Музыка» 1987 год.
-
В.Емельянов «Развитие голоса. Координация и тренинг» — СПб., 1997 год.
-
Г.Струве «Школьный хор» — Москва «Просвещение», 1981 год.
-
В.Живов «Хоровое исполнительство» — ГИЦ «Владос», 2003 год.
-
Личный опыт работы.