Открытый интегрированный урок по истории и географии: «Санкт-Петербург – город многих конфессий»

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №493

Санкт - Петербурга







Открытый интегрированный урок по истории и географии: «Санкт-Петербург – город многих конфессий»

Учителя: Чистякова Т. И. Герасимова О. А.







Санкт- Петербург

2013















Для России, одной из крупнейших многонациональных и многоконфессиональных стран мира, важнейшая цель воспитания и образования - это формирование у своих граждан российского патриотизма, чувства дружбы народов и веротерпимости. Определенная государством общая цель - воспитание культуры межнационального общения - дифференцируется в системе реально выполнимых конкретных задач. Обусловленные общей целью задачи призваны учитывать потребности развития многонационального, многоконфессионального общества . Мы определили следующую систему задач данного урока.

Учебно-воспитательные задачи урока:

-помочь учащимся осознать себя истинными петербуржцами с чувством собственного достоинства и уважения к другим людям;

-сформировать представление о том, что нельзя стать полноценным гражданином Санкт-Петербурга, если ты не знаешь истории, традиций и культуры города, в котором ты живёшь;

- показать многообразие культур, сформировавших наш город;

-формировать у учащихся культуру толерантности.

Учебно-методический комплекс: презентации учащихся, диаграммы и графики, презентации учителей, мультимедийное оборудование.

Методы и формы учебной деятельности: выступления учащихся по исследованной проблеме, использование учащимися современных технологий, работа в группах.

Форма проведения: заседание историко – географического Клуба 11ых классов.





















Учитель: - Сегодня мы проводим заключительный урок в форме: « Заседание историко-географического клуба 11-ых классов».

Тема нашего последнего заседания «Санкт-Петербург—город многих конфессий.» (1 слайд)

Цель заседания :

-воспитание толерантности;

- знакомство с мировыми религиями через храмовое строительство в Санкт- Петербурге. ( 2 слайд)

Беседа с классом

Учитель: Как бы вы определили само понятие толерантности?

- Толерантность часто рассматривают как веротерпимость, но значение этого понятия более глубокое. Приведите иные примеры трактовки толерантности разными народами.

( учащиеся приводят примеры высказываний и афоризмов разных народов, подтверждающие толерантное отношение к другим)

-И все же возвратимся к теме нашего заседания. Мы сегодня будем говорить о Санкт- Петербурге как о городе, где изначально предполагалось терпимое отношение ко всем религиозным конфессиям. В Санкт- Петербурге представлены мировые религии и некоторые национальные. (3 слайд-классификация религий)






-Какие из конфессй представлены в Санкт- Петербурге?

-Готовясь к данному уроку, вы подготовили презентации по теме «Санкт -Петербург- город многих конфессий», с которыми вы сегодня и выступите.

-Но прежде , чем говорить о Санкт- Петербурге, мы хотим обратить ваше внимание на карту «Мировые религии».























Используя карту, сделайте выводы о распространении мировых религий.

(Ответы учащихся)

А сейчас проверим правильность ваших выводов (5 слайд-диаграмма)





















-Продолжаем наше заседание.

-Первая группа подготовила презентацию о самой древней мировой религии- буддизме.

( выступление учащихся с презентацией о буддизме)

Учитель: Из выступления группы мы видим, что буддизм в Санкт-Петербурге прошёл сложный путь становления. Какие вопросы по распространению данной религии вы можете задать первой группе?

-Учитель: Вторая по времени возникновения мировая религия-христианство. Слово представляется второй группе.

(Выступление второй группы с презентацией)

Учитель: Спасибо группе. Обращаем ваше внимание, что ребята в презентации показали православные церкви и соборы Санкт-Петербурга. Однако, в нашем городе широко представлены и католические храмы Как вы считаете, возможны ли в наше время более тесные контакты православия и католичества?

-Отдельная группа подготовила презентацию по храмам Кировского района. Они проделали большую исследовательскую работу, так как в презентации использовали материалы архива и интервью жителей района, а так же фотографии храмов, сделанные ребятами.

(Выступление группы с презентацией)

Учитель: - Самая поздняя по времени возникновения из мировых религий - ислам. - Слово четвертой группе.

(Выступление группы с презентацией)

Учитель: какие вы можете задать вопросы группе?

Пятая группа подготовила презентацию, которая подведёт итог нашей работе.
Строительству храмовых сооружений в Санкт-Петербурге отводилась особая роль. Царский указ обязывал важнейшие епархии и крупные монастыри иметь подворья, возводить домовые церкви. Строили церкви, больницы, учебные заведения, кладбища, иногда Петр 1 сам указывал место для возведения храма. Петербург отличали веротерпимостью и по праву считали городом мировых религий. Так на Невском проспекте фактически представлены все религии. Поэтому пятая группа расскажет о культовых сооружениях на Невском проспекте.

(Выступление пятой группы)

-Учитель: Итак, на заседании было предложено пять презентаций. У вас была возможность задать вопросы выступившей группе. А сейчас мы предлагаем вам высказать ваше мнение о работе групп. Какая из групп, на ваш взгляд, подобрала самый интересный материал? Какая из групп подготовила самую интересную презентацию? Выступление, какой из групп вам понравилось более всего?

Всем спасибо за работу. Мы хотим вернуть вас к цели нашего урока. В какой мере ваши презентации отвечают поставленной цели?

(ответ после 2 минут обдумывания) Ответ дает каждая группа.

И закончить наше заседание мы бы хотели тем, чтобы вы привели примеры высказываний из книг-первоисточников различных религий, подтверждающие наличие толерантного отношения друг к другу.

Буддизм : «Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе, и верностью своему слову.»

Ислам : «Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя самого.»

Христианство: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.»

Конфуцианство : «Не делай другим того, чего ты не хотел бы от других.»

Даосизм : «Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей.»



Домашнее задание: составить тест по теме: «Санкт-Петербург – город многих конфессий»

(один тест от группы из 30 заданий)









































Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.