Организация воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни и укреплению физического и духовного здоровья учащихся

Информация об опыте


Обобщение передового опыта заместителя директора по воспитательной работе МОУ «Закутчанская средняя общеобразовательная школа

Вейделевского района Белгородской области», первой категории

Прокопенко Ольги Ивановны по теме:

Организация воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни и укреплению физического и духовного здоровья учащихся.


Условия возникновения и становление опыта


Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации воспитательной деятельности у детей, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонение в социальном поведении. В силу этих причин проблема сохранения здоровья  детей становится особенно актуальной  во всех сферах  человеческой деятельности и особо остро - в образовательных учреждениях.  Если педагог хочет воспитать здоровую личность, он должен направлять своё внимание на внутренние ощущения детей.

За последние несколько лет на фоне социально-экономических преобразований, повлекших за собой снижение жизненного уровня широких слоёв населения, экологического неблагополучия среды обитания, появились отчётливые негативные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков.

Учащиеся школы проходят медицинский осмотр, и его результаты неутешительны: в 2012-13 учебном году из 126 детей 10 имеют заболевание сердечнососудистой системы (8 %), 17 (13%) - заболевания опорно-двигательного аппарата, 7 уч-ся (6%) - пониженное зрение; кроме того у 7 школьников плоскостопие, у 3 – ожирение, выявлены заболевания почек, эндокринной системы, энурез.



Сведения об учащихся, отнесенных к различным типам здоровья

2012-13 уч. год

Класс

Количество учащихся

Основная группа

Подготовительная группа

Специальная группа

1

15

11

4


2

14

11

3


3

20

16

3

1

4

5

4

1


5

14

10

4


6

10

7

3


7

12

10

2


8

4

3

1


9

10

8

2


10

8

6

2


11

14

11

2

1

итого

126

97

27

2







Анализ полученных данных о состоянии здоровья школьников позволяет сделать следующие выводы:

  • по состоянию здоровья преобладают ученики, отнесённые ко второй основной группе здоровья, достаточно большое количество обучающихся, подверженных хроническим заболеваниям;

  • ослабление зрения детей свидетельствует о большом объёме зрительных нагрузок и необходимости регулярного контроля остроты зрения в течение учебного года, проведения ежедневных упражнений для глаз;

  • большое количество обучающихся с хроническими простудными заболеваниями требует проведения профилактической работы по закаливанию детей;

  • неоднократные случаи заболеваний сердечнососудистой системы, органов пищеварения и органов дыхания требуют обратить внимание на профилактическую работу медицинских работников, просветительскую работу среди школьников.

В процессе взросления проявляется ещё один фактор, негативно влияющий на образ жизни детей и, как результат, на состояние их здоровья. Это вредные привычки, прежде всего, курение и употребление алкоголя. Таким образом, среди причин ухудшения состояния здоровья школьников можно выделить следующие:

  • социально-экономические, вследствие которых многие семьи не в состоянии обеспечить необходимый уход за детьми;

  • увеличение учебной нагрузки;

  • недостаточная адаптация учебного процесса к индивидуально-психофизиологическим особенностям детей;

  • несвоевременная профилактика детских заболеваний и отклонений в физическом развитии школьников.

Для того чтобы улучшить состояние здоровья учеников, необходимо объединение усилий родителей, педагогов, врачей.

Уровень физической подготовленности

Показатели здорового образа жизни:




п№/п

Показатели (качества)


Учебный год

2011-2012

1.

Система физкультурно-оздоровительных мероприятий


1.1

Спортивные секции:

количество

охват


2

70%

1.2

Физкультминутки

ежедневно

1.3

Дни здоровья:

количество

охват


8

100%

1.4

Спортивные мероприятия:

количество

охват


12

100%

1.5

Туризм:

количество походов

охват


2

50%

1.6

Двигательный режим


2.

Санитарно-гигиенический режим, санитарно-просветительская работа

имеется

3.

Учащиеся, имеющие вредные привычки:


3.1

Курящие

10

3.2

Употребляющие спиртные напитки

-

3.3

Употребляющие наркотические вещества

-

4.

Система питания:


4.1

Охват питанием в школе

100%

4.2

Диетическое питание

-

4.3

Витаминный стол

-

5.

Система обеспечения жизнедеятельности:


5.1

Соблюдение правил дорожного движения

100%

5.2

Соблюдение правил техники безопасности в учебно-воспитательном процессе

100%

6.

Организация учебного процесса

+

7.

Социальная защита детей

+

8.

Уровень учебной и других нагрузок на организм учащихся

Соответствует требованиям

9.

Состояние микроклимата в школе и дома

хорошее

10.

Влияние внешней социальной среды

положительное

Проводя опросы и анкетирование детей, замечаешь, что ценностные ориентиры сильно изменились: изменилось отношение к обществу, в котором мы живем, к понятию Родины. Уровень тревожности сильно возрос не только в ученической среде, но и в среде родителей, нет уверенности в завтрашнем дне. Многие родители боятся за будущее своих детей, а это состояние передается и их детям, нет уверенности, что сельский ребенок безболезненно сможет влиться в городскую жизнь, где ему придется хотя бы только учиться. Не многие выпускники школ могут противостоять тому злу, которое встречает их за порогом школы, а многие и просто не хотят, не видя в этом ничего дурного.

В такой ситуации как никогда актуальной для любого человека становиться задача сохранения и укрепления всех компонентов здоровья с раннего возраста. Очевидно, что значительную помощь в решении этой задачи должна оказывать школа. Нельзя сказать, что в нашей школе до этого года ничего не делалось по данной проблеме. Проводились дни здоровья, вечера, беседы, посвященные теме здоровья, работали спортивные секции, проходили встречи с работниками здравоохранения, велась работа по формированию нравственности, патриотизма, помощи в социальной адаптации. С приходом в школу психолога активно стала проводиться диагностическая работа.

Однако всего этого оказалось мало – здоровье детей за последние годы резко ухудшилось, появились заболевания характерные именно школьникам, здоровый образ жизни ушел на второй, если не на третий план. На это повлияли, как нам кажется, не только объективные факторы, но и то, что не было системы в данной работе. Все мероприятия, акции были разовыми, из-за чего не имели того результата, на который мы рассчитывали. Удовлетворенность родителей и детей жизнедеятельностью школы, а также самих учителей в последние годы снижается. Это поставило коллектив нашей школы перед выбором: либо дальше идти по тому же пути, либо что-то существенно изменить в жизни школы, что поможет решить проблему со здоровьем детей.

Опыт работы показывает, что универсальной способностью решения проблемы повышения здоровья учащихся, воспитания и образования, формирования здорового морально-психологического климата обладают средства физической культуры и воспитания.

Дети и подростки, занимающиеся спортивной деятельностью, в 1,5-2 раза чаще участвуют в общественной жизни школы, более конструктивно строят свои отношения как внутри школы, так и вне её, в меньшей мере испытывают чувство одиночества, что противодействует социальному отчуждению школьников, их самоизоляции, уменьшает возможность приобщения к наркотикам, другим психотропным средствам, проявления асоциального поведения в целом.

Занятия спортивной деятельностью способствуют негативному отношению к курению. По мере повышения активного и заинтересованного отношения к физической культуре и спорту, воспитательным мероприятиям наблюдается тенденция уменьшения доли каждодневно использующих табачные изделия и увеличивается доля некурящих школьников. Имеется положительное влияние занятий физической культурой на негативное отношение и к употреблению спиртных напитков.

Положительное влияние занятий физической культурой и спортом, воспитательных мероприятий на учебную деятельность, построение межличностных отношений, негативное отношение к курению, спиртному и наркотикам усиливается, когда спортивная деятельность становится действительно заинтересованным, увлечённым досуговым занятием учащихся. В этих целях в школе проводятся Дни здоровья, различные спортивные соревнования, работают спортивные секции. Ученики нашей школы являются победителями и призёрами районных и зональных спортивных соревнований.




Актуальность и перспективность опыта.


Сохранение и укрепление физического и психического здоровья подрастающего поколения – одна из наиболее важных и сложных задач современности. В настоящее время только незначительная часть выпускников школ являются полностью здоровыми, поэтому работа над проблемой воспитания здорового поколения для меня наиболее актуальна и значима, так как  именно здоровье является главным условием свободной деятельности человека, показателем совершенства и непреходящей ценностью.

    Заботу о физическом воспитании детей проявляет  государство, семья, и весь педагогический коллектив. Однако особая роль в этом  принадлежит мне, как заместителю директора по воспитательной работе. Я рада, что имею возможность содействовать их физическому и психическому развитию, учить ценить и укреплять свое здоровье и духовное благополучие.

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.

Здоровье – это не просто отсутствие болезней. Здоровье – это состояние полного психического, физического, социального  и духовного благополучия  человека.     Каждый ребёнок для своего  здорового развития нуждается, в первую очередь, в теплоте чувств и любви.                                                                                                                                                 На данный момент в школе ведется работа по формированию устойчивого положительного отношения, стойкой мотивации к пониманию приоритетности своего собственного Перевод школы в режим развития должен привести к следующим позитивным результатам:

  1. Увеличить число детей, занимающихся в 1-й группе здоровья;

  2. Сформировать у детей знания о собственном здоровье и факторах влияющих на состояние здоровья;

  3. Сформировать устойчивое положительное отношения, стойкую мотивацию к пониманию приоритетности своего собственного здоровья и здорового образа жизни.

Важно не только обучить детей грамоте, но и  воспитать  порядочного человека, адекватно оценивающего свою личность  и способного принести пользу обществу. Таким  человеком может стать не только физически  здоровый ребёнок, но и испытывающий душевный комфорт в коллективе, осознающий целостность своей личности.  

                Ведущая педагогическая  идея опыта.

Передо мной, как педагогом, встаёт задача формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления физического и духовного здоровья детей, которая реализуется через организацию воспитательной системы школы.

Ведущей идеёй моей педагогической деятельности является постоянное совершенствование и новизна системы организации воспитательного процесса по формированию здорового образа жизни с детьми, выявление эффективных форм и методов, единство уроков физической культуры, внеклассной физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы, направленные  на формирование навыков здорового образа жизни школьников, духовных и нравственных ценностей подрастающего поколения.

 Считаю, что создание на внешкольных и внеклассных мероприятиях условий для сознательного активного участия учащихся в спортивной и духовно-нравственной деятельности, приносит радость преодоления, радость достижения поставленной цели.

Выделяю основные задачи воспитательного процесса:           

 - укрепление здоровья детей, содействие нормальному физическому и духовному  развитию;

- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности;

-воспитание чувства любви к Родине, ответственности за ее судьбу, стремление постигать историю и культуру своей страны и мирового сообщества;

- развитие стремления активно участвовать в жизни школы, села, страны;

- содействие развитию системы отношений учащихся к Человеку, Отечеству, Знаниям, Труду, Культуре;

-оказание помощи в становлении растущей личности, ее самореализации.

 Убеждена в том, что разнообразие технических действий и воспитательных мероприятий обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений школьников, всестороннего развития их физических и духовных качеств.

Практическая значимость опыта состоит в разработке и экспериментальной апробации вариативных программ организации воспитательной работы, использованию разнообразных форм социальных инициатив, способствующих формированию у подростков потребности в физическом и духовном здоровье, готовности к выполнению своих обязанностей, гражданских прав, формированию установки на активную жизненную позицию.

   Деятельность учащихся на внеклассных мероприятиях и спортивных секциях основана на подлинном интересе, без принуждения, внедряя  новые технологии, в результате которых учащиеся добиваются положительной мотивации, активности, а в конечном итоге - максимального оздоровительного эффекта и повышения воспитательного потенциала личности.

Длительность работы над опытом


Разработка и реализация технологии «Организация воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни и укреплению физического и духовного здоровья учащихся» рассчитана на три года и осуществляется поэтапно:

1 этап – начальный (констатирующий)

(сентябрь 2009 - декабрь 2009г.),

выявление проблемы, подбор диагностического материала, разработка теоретической базы опыта; моделирование его структуры.


2 этапосновной (формирующий)

(январь 2010- май 2012г)

становление опыта, апробация опыта, оперативная рефлексия процесса и промежуточных результатов деятельности.

3 этап - рефлексивно-обобщающий

(май 2012 – август 2012г)

анализ результатов воспитательной работы, обмен опытом, использование результатов опыта всеми участниками воспитательного процесса, определение дальнейших перспектив развития.

                    Теоретическая база опыта.

Теоретическим фундаментом данного опыта стали труды отечественных и зарубежных ученых педагогов и психологов, работавших в разное время и в разных условиях, внесших значительный вклад в теорию воспитания и развития личности ребенка.

Здоровьесберегающим технологиям в наше время посвящено много литературы. Это Н.К.Смирнов «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы», Н.Т.Лебедева «Школа и здоровье учащихся», Е.Олешкевич «Здоровье школьников». Но наиболее четко, на мой взгляд, показаны оздоровительные технологии  в физической культуре у автора В.И.Ковалько, в его книге «Здоровьесберегающие технологии».

        Большое значение для исследования имели идеи современных ученых - Г.Н.Волкова, Л.С.Выготского, Б.Т.Лихачева, Д.Б.Эльконина и других ученых, исследовавших условия, содействующие воспитанию и развитию личности подростков.


                               Технология опыта.

Быть здоровым – это естественное стремление человека. Здоровый и духовно развитый человек  счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от учёбы и работы, стремится  к самосовершенствованию, достигая неувядающей молодости и красоты. Целостность, гармония человеческой личности проявляются, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая сознательную деятельность, не позволяя «душе лениться». Такого человека мы должны « создать» и воспитать, начиная с самого раннего  детства. И для этого в настоящее время есть различные пути и возможности.

На основе многих научных идей по проблеме сохранения и укрепления здоровья школьников педагогический коллектив МОУ «Закутчанская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области» разработал и внедрил в практику воспитательную систему школы «Школа укрепления здоровья», программу «Формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся», «Школьники за здоровый образ жизни», проект «Пути совершенствования охраны и укрепления физического и психического здоровья учащихся».

Основная идея: качество воспитания определяется не объемом проведенных мероприятий, а качеством отношений между детьми и окружающими их педагогами.

Цель воспитательной программы «Школа укрепления здоровья»: создание условий для становления психически и физически здоровой, социально мобильной личности, обладающей гуманистическими нравственными ориентациями, адаптированной к современным условиям.

Планируя работу школы по формированию ценности здоровья, здорового образа жизни, мы рассматриваем здоровье в виде четырехкомпонентной модели.



Физическое Духовное

здоровье здоровье

Гражданско-правовое и патриотическое

Физкультурно-оздоровительное направление


Индивидуальное здоровье






Психическое Социальное

здоровье здоровье


Интеллектуальное,

информационное,

экологическое направления

Художественно-эстетическое и нравственное







Педагоги школы старались учитывать все компоненты здоровья, продумать работу так, что в ней были задействованы не только ученики, но и их родители и учителя. Для реализации концепции была разработана совокупность направлений

Направления работы:

Гражданско – правовое и патриотическое направление.

Духовное здоровье

Главные идеи:

  • формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции;

  • поддержка стремления учащихся служить Отечеству, утверждать на земле справедливые взаимоотношения между людьми, отстаивать свои права и права других людей;

  • воспитание гордости за свое Отечество и ответственность за судьбу своей страны;


Содержание воспитательной работы:

  • изучение учащимися правовых норм государства, законов и формирование ответственного к ним отношения;

  • организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;

  • сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;

  • изучение биографий выдающихся граждан своей страны – патриотов и борцов за Отечество;


  • развитие патриотических чувств учащихся через организацию и проведение внеклассных мероприятий, формирующих патриотизм на практике, а не на словах;

  • организация встреч с представителями общества – истинными гражданами и патриотами совей страны;

  • создание условий для проявления истинного патриотизма учащихся, любви к Родине, школе, месту, в котором ученик растет;

  • посещение мест, связанных с памятью поколений, формирование культуры проявления патриотизма и гражданской позиции;

  • активное сотрудничество с социумом и общественными организациями по развитию патриотизма и гражданской позиции учащихся.


Формы внеклассной работы:

  • тематические классные часы;

  • ученическое самоуправление;

  • встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;

  • посещение музеев боевой и трудовой славы, встречи с ветеранами войны и труда, солдатами и офицерами срочной службы;

  • конкурсы, викторины по правовой и патриотической тематике;

  • торжественные линейки: «День танкиста», «День Конституции», «День Защитников Отечества», «День Победы», «День Флага Белгородской области», «День космонавтики» и т.д.;

  • конкурсы и концерты, посвященные правовой и патриотической тематики, День самоуправления;

  • походы, праздники, часы общения, посвященные патриотической тематике.

Традиционные мероприятия для классных руководителей:

  • просвещение педагогов по проблемам формирования гражданской позиции учащихся, патриотизма;

  • использование конкретного материала, способствующего формированию положительных эмоций, эмпатии и интереса к проблемам патриотизма и гражданственности;

  • разъяснение педагогам необходимости: учета возрастных особенностей и уровня осведомленности, учащихся в подборе и использовании материалов воспитательного характера; создание эмоционального контакта с учащимися для положительного воздействия на его душу и сердце.

Традиционные мероприятия для учащихся:

  • акции милосердия;

  • встречи с ветеранами войны и труда, солдатами и офицерами срочной службы;

  • Уроки мужества «Войны священные страницы навеки в памяти людской», посвященные Дню Победы в Великой Отечественной войне (встречи с ветеранами Вов), классные часы: «Защищать Родину – это почетный долг», «Что значит любить Родину?», «Героические страницы Белгородчины», ко Дню флага Белгородской области;

  • конкурс патриотической песни «Песни великого подвига»;

  • конкурс плакатов к 23 февраля, 9 Мая;

  • смотр-конкурс строя и песни «Мы бравые ребята»;

  • тимуровская работа;

  • участия в общешкольных линейках «День Защитников Отечества», «День Победы», «День танкиста», «День Космонавтики»;

  • посещение музеев района, области;

  • чествование ветеранов;

  • ухаживание за памятником погибшим воинам, возложение цветов;

  • просмотр видеофильмов гражданской и патриотической направленности;

  • участие в работе школьного ученического самоуправления;

  • День самоуправления.


Психическое здоровье

Нравственное направление.

Главные идеи:

  • принятие учащимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей, знаний, убеждений;

  • предъявление нравственных требований к себе и своему поведению;

  • воспитание нравственной культуры, основанной на самовоспитании и самосовершенствовании, воспитание правовых норм;

  • осознание учащимися необходимости проявления нравственного поведения в самых непредвиденных ситуациях, сохранение чувства собственного достоинства и уважение достоинства других людей;

  • практическое применение правовых и нравственных знаний и умений.


Содержание воспитательной работы:

  • изучение воспитанности учащихся школы и определение возможных путей коррекции воспитанности учащихся необходимыми методами и формами воспитательного воздействия;

  • изучение нравственного климата в семьях учащихся и классных коллективах, консультирование родителей, классных руководителей и воспитателей изученной проблеме;

  • разностороннее развитие нравственного мышления учащихся, привлечение возможностей социума для формирования нравственной культуры учащихся, ответственности за свои поступки;

  • учет возрастных особенностей в организации деятельности учащихся по данному направлению;

  • создание условий для проявления учащимися собственных достижений в проявлении собственных нравственных качеств;

  • поощрение учащихся, совершающих нравственные поступки.


Формы внеклассной работы:

  • тематические классные часы;

  • Экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами района, области, страны;

  • Дискуссии по нравственной тематике;

  • Акции «Милосердие», «Рука в руке» и т.д.;

  • Изучение нравственного наследия, имеющего общечеловеческий характер: золотое правило нравственности;

  • Праздничные поздравления педагогам, одноклассникам;


Традиционные мероприятия для классных руководителей:

  • Обсуждение и определение критериев нравственной воспитанности учащихся школы;

  • Методическая работа, обучение классных руководителей проведению внеклассных мероприятий нравственной тематики;

  • Тренинг личностного роста классных руководителей;


  • Формирование у классных руководителей понимания необходимости сотрудничества в вопросах нравственности с семьей ученика и использование традиций и опыта семей и поколений в решении данной проблемы.


Традиционные мероприятия для учащихся:

  • Огоньки «Вместе весело шагать», «День именинника»;

  • акции «Милосердия», помощь пенсионерам, инвалидам, детям в детских домах, колониях, детям из малообеспеченных семей в школе; помощь зоопарку;

  • классные праздники с приглашением родителей «День Матери», «8 марта» и т.д.;

  • Участие в общешкольном празднике «День святого Валентина»;

  • Классные часы, беседы, часы общения: «Мое свободное время», «Добрые руки человеческой помощи», «Мы – одноклассники, мы – друзья», «Свобода и ответственность. Что за этими словами»;

  • Конкурс авторских стихов о бабушке, дедушке, маме.


Художественно-эстетическое направление

(Общение и досуг ученика)

Главные идеи:

  • формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками, развитие культурно-просветительской деятельности;

  • передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений;

  • воспитание стремления учащихся к полезному времяпрепровождению и позитивному общению.


Содержание воспитательной работы:

  • изучение интересов и запросов учащихся, их способностей и желания участвовать в общественной жизни школы;

  • изучение запросов родителей в развитии талантов и интересов учащихся;

  • качественное проведение всех внеклассных мероприятий и тщательная их подготовка;

  • учет индивидуальных возможностей учащихся и возрастных особенностей в подготовке воспитательных мероприятий;

  • поддержка инициативы и творческих начинаний учащихся, их стремления к общению и совместному досугу;

  • демонстрация достигнутых успехов учащихся в школе и социуме, родным и близким людям;

  • соблюдение эстетических и этических норм при проведении внеклассных мероприятий любого уровня.


Формы внеклассной работы:

  • дискотеки к праздникам и памятным датам;

  • концерты и конкурсы самодеятельного творчества и искусства;

  • конкурсы: рисунков, плакатов, поздравительных открыток;

  • выставки декоративно – прикладного творчества;

  • работа творческих кружков и студий;

  • классные огоньки;

  • посещение театра, музеев, выставок, выездные экскурсии культурно-просветительской направленности.


Традиционные мероприятия для классных руководителей:

  • анализ изучения потребностей учащихся в досуговой деятельности в стенах школы по классам;

  • планирование, разработка и анализ внеклассных мероприятий по данному направлению;

  • посещение внеклассных мероприятий в данном направлении и их анализ;

  • общение с активами классов по вопросу участия учащихся классов в досуговой деятельности;

  • собеседование с классными руководителями по вопросу результативности организации работы с классом.


Традиционные мероприятия для учащихся:

  • конкурс авторских стихов, посвященных бабушке, дедушке, маме.

  • смотр – конкурс кабинетов «Новогодняя мишура», смотр-конкурс классных уголков;

  • посещение театра, музеев, выставок, выездные экскурсии культурно-просветительской направленности.

  • посещение кружков и студий: театральная студия «Радуга», изостудия «Палитра», фото – кружок, «Умелые руки», хореографический ансамбль;

  • классные огоньки и праздники: «Осенний листопад», «Новый год», «8 марта», «День Защитников Отечества», «День именинника» и т.д.;

  • участие в общешкольных праздниках: «День Матери», «День Учителя», «8 Марта», День Знаний, «Последний звонок», «День Победы», «День святого Валентина и т.д.;

  • конкурсы рисунков и плакатов, поздравительных газет и открыток: «Осенний хоровод», «Учителя вы в нашем сердце», «Мой край Святое Белогорье», «Все на земле от материнских рук», «Новогодний сюрприз», «23 февраля», «День победы»;

  • тематические классные часы, беседы: «Добрые руки человеческой помощи», «Мы – одноклассники, мы – друзья», «День космонавтики», этические беседы и т.д.;


Социальное здоровье

Интеллектуальное направление.

Главные идеи:

  • учащиеся должны осознавать, что развитие учебно-познавательной деятельности необходимо им для успешного будущего;

  • формирование интеллекта происходит не только в урочной деятельности, но и в интеллектуально направленном общении и внеклассных видах деятельности;

  • учебно-познавательные возможности – это не только успешность в учении, но и осознание своего внутреннего мира, своих возможностей, своего эмоционального состояния и состояния других людей;

  • воспитание интеллекта – это создание условий для самореализации и самовоспитания, конструктивного взаимодействия с окружающей средой, стремления к совершенствованию себя.

Формы внеклассной работы:

  • учебно-познавательные бои, ринги, дебаты, деловые игры, КВН и т.д.;

  • предметные кружки по интересам в школе, ДК;

  • творческие конкурсы: на лучший школьный сценарий к празднику (Новый год, Осенины, 23 февраля, 8 Марта), на лучшую стенную газету «Герои живут рядом», «Выпускники школы - знаменитые люди» и т.д., на лучшую поздравительную открытку (23 февраля, 8 Марта, 9 Мая, День Учителя).

  • создание в классах команд и проведение между параллелями учебно-познавательных конкурсов «Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», КВН, Брей – рингов;

  • предметные недели;

  • предметные вечера;

  • литературные вечера;

  • экскурсии в музеи, посещение выставок;

  • встречи с талантливыми людьми.


Традиционные мероприятия для учащихся:

  • участие в предметных неделях (русского языка, литературы, общественных дисциплин, математике, физкультуре, технологии, химии и биологии, музыки и ИЗО);

  • создание в классах команд и проведение между параллелями учебно-познавательных конкурсов: математические, биологические, исторические Брейн – ринги, КВН, «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», виртуальные путешествия;

  • участие в районных, областных олимпиадах и предметных конкурсах;

  • встречи с талантливыми людьми: белгородскими композиторами, поэтами, художниками;

  • посещение предметных кружков и кружков по интересам для развития учащихся экскурсии в музее и выставки;

  • посещение тематических библиотечных выставок.


Физическое здоровье

Физкультурно-оздоровительное направление.



Главные идеи:

  • сохранение собственного здоровья – одна из основных обязанностей человека;

  • образ жизни человека, отношение к своему здоровью определяет здоровье будущих поколений;

  • экологическое воспитание и экологическая культура должна стать основой здравого смысла в сохранении человеком своего здоровья, его поведении и поступках;

  • воспитание привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом не с целью спортивных достижений, а целью ежедневного оздоровления своего организма;

  • стремление к воспитанию в человеке воли, характера, стремления к достижению поставленной цели.


Содержание воспитательной работы:

  • изучение состояния физического здоровья учащихся и преодоление возможных путей преодоления физического нездоровья, формирование интереса и желания преодолеть собственные проблемы здоровья;

  • изучение спортивных интересов учащихся, потребностей в занятиях физкультурой и спортом;

  • разностороннее просвещение и активное привлечение учащихся к занятиям физкультурой и спортом;

  • учет возрастных и личностных возможностей учащихся в спортивных мероприятиях класса и школы;

  • содержательная сторона организации спортивных мероприятий и праздников;

  • всесторонняя демонстрация достижений учащихся занятиями физкультурой и спортом;

  • поощрение учащихся, демонстрирующих ответственное отношение к занятиям спортом, физической культуре;

  • привлечение родителей – энтузиастов спортивного движения для пропаганды здорового образа жизни.


Формы внеклассной работы:

  • беседы по темам, связанным с физкультурой и спортом;

  • спортивные конкурсы в классе, в параллели, в масштабе всей школы;

  • дни здоровья;

  • военно-полевые сборы;

  • участие в районных спортивных конкурсах и соревнованиях;

  • сотрудничество с медицинской службой села, с организацией Красный Крест»;

  • организация минуток отдыха, разминок на учебных занятиях;

  • сотрудничество с семьями учащихся по проблеме преодоления вредных привычек, просвещение родителей;

  • работа по антинаркотической программе;


Традиционные мероприятия для классных руководителей:

  • контроль и анализ причин пропусков занятий учащимися по болезни, без уважительной причины;

  • заседание методического объединения, в ходе которого знакомят классных руководителей с новейшими технологиями организации воспитательного процесса в этом направлении;

  • контроль за повседневной жизнью классных коллективов в данном направлении: дежурство в классе и школе, организация классом своих перемен, поведение учащихся в столовой, организация питания в классе, внешний вид учащихся, поведение в школе, общение в стенах школы и за ее пределами.


Традиционные мероприятия для учащихся:


  • участие в днях здоровья;

  • походы на природу, в лес;

  • конкурс рисунков и плакатов «За здоровый образ жизни»;

  • участие в агитбригаде «ЗОЖ»;

  • посещение занятий секции дзюдо.

  • занятия по профилактическому антинаркотическому курсу;

  • занятия «Школа экологической грамотности»;

  • участие в спортивных праздниках и соревнованиях, благотворительных акциях «Белая ромашка», «Красный крест»;

  • беседы и классные часы: «В здоровом теле - здоровый дух», «Курильщик – сам себе могильщик».

  • «Как не стать наркоманом».

  • участие в спортивных мероприятиях в классе: «Защитник Отечества – Родины сын».


Союз семьи и школы.

Главные идеи:

  • семья – основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне;

  • ребенок – надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение;

  • ребенок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки, свободной от любых форм насилия;

  • школа должна помочь ребенку сохранить и укрепить связь с отчим домом и семьей.



Содержание воспитательной работы:

  • создание банка данных о семьях учащихся и потребностно - ценностной сферы детей и родителей;

  • изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;

  • сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребенка в семье;

  • создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания;

  • удовлетворение потребностей родителей в консультативной помощи психолого-социальной службы школы;

  • разностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, воспитания учащихся, использования активных форм просветительской деятельности;

  • организация проведения совместного досуга родителей и учащихся;

  • привлечение родителей к активному участию в жизни школы, формированию внутренней политики школьной жизни;

  • демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания;

  • поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы.


Формы внеклассной работы:

  • тематические классные часы, посвященные истории рода и семьи;

  • праздники семьи: общешкольное родительское собрание «день Матери», классные огоньки «8 марта – мамин день», «Мой папа – лучше всех», к 23 февраля;

  • спортивные состязания «Папа, мама, я – спортивная семья»;

  • индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями;

  • походы и выездные экскурсии вместе с родителями;

  • университеты педагогических знаний для родителей;

  • работа элективного курса «Права и обязанности в семье».


Традиционные мероприятия для классных руководителей:

  • формирование у классных руководителей понимания того, что без тесного взаимодействия с родителями невозможно построить воспитательную работу с учащимися. Классные руководители, учителя школы должны понимать, что положительное взаимодействие с семьей начинается с создания доброжелательной атмосферы, равного и доброго отношения ко всем учащимся;

  • формирование у педагогов культуры взаимодействия с семьями учащихся, борьба с навешиванием ярлыков, с хамством, грубостью и несправедливостью по отношению к детям и их семьям.


Традиционные мероприятия для учащихся:

  • классные родительско-ученические собрания;

  • тематические классные часы с приглашением родителей: «Права и обязанности родителей и детей», «Опыт родителей – пример для подражания», «Традиции семьи»;

  • походы и выездные экскурсии вместе с родителями;

  • совместные праздники и спортивные соревнования.

  • участие в общешкольном родительском собрании, посвященном Дню Матери.

Традиционные мероприятия для учащихся 9-11 классов:

  • классные родительско-ученические собрания;

  • подготовка и проведение общешкольных мероприятий и праздников с приглашением родителей (День Матери, 8 Марта);


  • просмотр и обсуждение научно-популярных и художественных фильмов с последующим обсуждением;

  • тематические классные часы с приглашением родителей: «Праздники и будни обычной российской семьи», «Какой я вижу свою будущую семью».

На всех ступенях присутствует оздоровительно - восстановительная деятельность.


Оздоровительно – восстановительная деятельность.

Гигиена режима:

  • Выполнение санитарных требований к помещению, участкам;

  • Рациональное построение режима дня;

  • Охрана жизни и деятельности детей;

  • Санитарно просветительская работа;

  • Физкультурно-оздоровительные мероприятия в течение дня;

Принципы организации питания:

  • Выполнение режима питания;

  • Калорийность питания;

  • Гигиена приема пищи;

  • Индивидуальный подход к детям во время питания;

Формы организации физического воспитания:

  • физические занятия в группы и на воздухе;

  • дозированная ходьба;

  • физкультминутка;

  • спортивные игры;

  • физические досуги;

  • праздники;

  • дни здоровья;

  • утренняя гимнастика;

  • индивидуальная работа с детьми;

  • день туриста

  • совместные досуговые праздники с родителями.

  • облегченная одежда;

  • соблюдение температурного режима в течение дня;

  • дыхательная гимнастика;

Формирование новых направлений:

  • основы представления о строении собственного тела;

  • формирование понятия о том, что полезно, что вредно;

  • выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умение определять свое состояние и ощущение

Воспитание потребности в ЗОЖ:

  • привитие стойких культурно-гигиенических навыков;

  • обучение уходу за своим телом;

  • формирование представлений об окружающей среде;

  • формирование потребности в физических упражнениях.



Известно, что здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основной активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. Проводя исследования представлений о здоровом образе жизни среди учащихся, было выявлено, что здоровый образ жизни осознается практически всеми. Перед коллективом встала задача научить детей управлять своим здоровьем, стремиться к совершенствованию физического и духовного здоровья.

Спортивно-оздоровительная работа школы направлена на пропаганду здорового образа жизни и внедрение физической культуры в жизни каждого ученика. Традиционными в школе являются соревнования по волейболу, футболу, баскетболу, лыжам, шахматам, настольному теннису, спортивному ориентированию. В школе работает ученический комитет по физической культуре.

Ведется работа по сохранению физического и духовного здоровья обучающихся.

Эффективность использования здоровьесберегающих технологий отслеживается путем ежемесячного анализа заболеваемости учащихся, результатов ежегодной диспансеризации.

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения - важнейшая задача школы и семьи. А значит основа здоровья ученика – правильное питание. В школе горячим питанием охвачены все дети. Меню разнообразное, кроме основных блюд дети получают фрукты, овощи, соки и молочные продукты. На каждого ребенка выделяются деньги из федерального бюджета плюс родительская плата.

Наличие здоровья позволяет человеку эффективно учиться, трудиться, заниматься спортом, отдыхать и иметь крепкую полноценную семью.
Цель современной школы - подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.

Достижение названной цели в школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами - планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.


Результативность опыта


Физическое воспитание учащихся – важный момент в работе школы. С каждым годом растет количество учащихся, активно занимающихся спортом. В школе в течение всего года проходят соревнования по различным видам спорта. Это легкоатлетические кроссы и эстафеты, веселые старты, соревнования по русской лапте, волейболу, баскетболу, футболу. Учащиеся школы традиционно являются призерами и победителями различных районных конкурсов и соревнований. Многие из них выступают за честь района на областном уровне. Например, члены волейбольных команд школы участвуют в областных соревнованиях.

Учащиеся, занимающиеся легкой атлетикой, юные гимнасты, являются гордостью не только школы, но всего района. Они неоднократно становились победителями зональных соревнований, поражая всех отточенностью движений и неповторимой грацией. Также являлись участниками областных соревнований. Школа на протяжении последних шести лет занимает I место в районной спартакиаде. Спортсмены школы неоднократно защищают честь района на областных соревнованиях по различным видам спорта.

Результаты

участия в районных, областных, всероссийских конкурсах

МОУ "Закутчанская средняя общеобразовательная школа"

за 2011-2012 учебный год


Наименование мероприятия

Уровень

Результативность

Легкоатлетический кросс на приз газеты «Пламя»

Районный

III место

Легкоатлетический кросс

Региональный

VI место


Русская лапта (команда девочек)

команда мальчиков

Районный

III место

I место

Волейбол (юноши) турнир, посвященный Покрова

Районный

I место

Волейбол (девушки) турнир, посвященный Дню учителя

Районный

I место

Мини - футбол

Районный

III место

Мини - футбол

Региональный

I место(зональные)

Районный этап межрегионального конкурса на лучшее знание государственной символики России

Районный

I место

III место


Молодежная эколого-патриотическая акция-эстафета «Мой двор – моя улица»

Районный

III место

Муниципальный этап Всероссийского конкурса сочинений «Моя семья»

Районный

II место

Муниципальный этап областного конкурса для учителей информатики и ИКТ «Контрольно-измерительные материалы по информатике»

Районный

I место


Районный фестиваль «Наука. Творчество. Развитие»

Районный

II место

Районный этап международного конкурса «Дружная планета»

Районный

II место

Областная выставка «Цветы как признание…», посвященная Дню учителя

Районный

II место

III место


Районный этап международного конкурса «Дружная планета»

Районный

II место

Районный конкурс сочинений-эссе, рисунков, плакатов «Актуальные проблемы формирования правовых и общественных механизмов противодействия предупреждения коррупции»

Районный

II место


Отборочный этап олимпиады школьников союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность»

Районный

III место


Конкурс плакатов по повышению пенсионной грамотности среди уч-ся

Районный

Региональный

II место

призер

Районный конкурс сочинений, плакатов «Мы – будущие избиратели»

Районный

II место


Районный смотр-конкурс УПБ

Районный

I место

Волейбол (девушки)

Районный

II место

Гимнастика

Районный

Ш место

Гимнастика

Региональный

Ш место

Шахматы

Районный

IV место

Районный смотр-конкурс ученических производственных бригад

Районный

I место

Муниципальный этап научной конференции школьников «Открытие»

Районный

Ш место

Районная выставка-конкурс декоративно-прикладного творчества

«Рукотворная краса Белогорья», посвящённая 1150-летию зарождения Российской Государственности

Районный

Ш место

Тематический месячник «Семья. Как распознать беду?»

Районный

II место

Конкурс КИМов в номинации «Старшая школа»

Районный

I место

Районный конкурс СПО-свободное программное обеспечение в школе

Районный

лауреат

Зимнее многоборье ГТО

Районный

II место

XXX открытая Всероссийская массовая лыжная гонка «Лыжня России-2012»

Региональный

II место

III место

Первенство области по лыжным гонкам

Региональный

II место

II место

Волейбол (девушки), турнир, посвященный 8 Марта

Районный


Волейбол (девушки)

Районный

II место

Волейбол (девушки)

Региональный

II место

Районный конкурс вокалистов «Музыкальный калейдоскоп Белгородчины»

Региональный

I место

Открытый международный историко-краеведческий конкурс «Морской венок славы»


Региональный

II место

Конкурс патриотической песни школьных ансамблей «Я люблю тебя, Россия»

Районный

I место


Муниципальный конкурс для учителей биологии, географии, физики, химии «Методический портфель учителя биологии, географии, физики, химии»

Районный

I место

Районный конкурс «Компьютер – новый век»

Районный

I место

Районная экологическая акция «Живи, елка»

Районный

II место

Муниципальный этап Всероссийского конкурса детского творчества «Зеркало природы»

Районный

III место


Районный конкурс «Земля Российского подвига»

Районный

I место

II место

Смотр-конкурс

Районный

I место

Легкая атлетика

Региональный

III место 


Легкая атлетика

Районный

II место

III место 

III место

II место


Районная спартакиада по ФК

Районный

III место

Русская лапта

Районный

II место


Волейбол (девушки)

Региональный

II место


Волейбол (юноши)

Региональный

II место


Районная экологическая акция «Покормите птиц зимой»

Районный

II место

III место

Районная экологическая акция «Первоцвет»

Районный

II место

Районный конкурс с/х профессий

Районный

I место

I место

III место

Районный брейнг-ринг «Знаток православной культуры»

Районный

II место

Районный конкурс рисунков «Листая памяти страницы»

Районный

II место

Конкурс творческих работ «Помнить, чтобы жить»

Районный

III место

Районный этап Всероссийского конкурса декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства

Районный

III место

Всероссийский конкурс детского и юношеского литературно-художественного творчества

Районный

I место

I место

III место

Районный конкурс компьютерных презентаций «Нет коррупции»

Районный


I место


Муниципальный этап областного конкурса лидеров и руководителей детских и молодёжных общественных объединений «Лидер ХХI века»

Районный

I место


Районный историко-литературный конкурс, посвященный 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года

Районный

I место


Районная экологическая акция «Зеленая планета»

Районный

III место


С каждым годом увеличивается число призовых мест, занятых учащимися нашей школы.


В школе разработана и осуществляется программа профилактики табакокурения, алкоголя, наркотиков «Школьники - против курения алкоголя, наркотиков», создан отряд ЗОЖ и разработан проект "Школа за здоровый образ жизни!"

Известно, что здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основной активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. Проводя исследования представлений о здоровом образе жизни среди учащихся, было выявлено, что здоровый образ жизни осознается практически всеми.

Проводилось анонимное анкетирование, которое выявило определенные позиции.

Отношение учащихся 5-11 классов к вредным привычкам

Учебный

год,

кол-во уч-ся

Курение

Алкоголь

Наркотики

пробовали

устойчивое

отношение

пробовали

устойчивое

отношение

пробовали

устойчивое

отношение

2012-2013

64 чел.

7/10,9%

-

22/34,3

-

-

-

2011-2012

98 чел.

27/27,5%


10/9%

43/39,2%


-


-


_

2010-2011

102чел.

37/ 37,7%

17/17,5%


36/ 36,8%

-

-

-


Для изучения уровня сформированности нравственного потенциала учащихся применяются такие диагностические средства, как тест Н.Е Щурковой «Размышляем о жизненном опыте», методики Б.П. Битинаса и М.И.Шиловой для изучения воспитанности учащихся, методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся. Данные диаграммы свидетельствуют о том, что за последние годы наблюдается положительная динамика уровня воспитанности в МОУ «Закутчанская СОШ» (методика Е.Н. Степанова).




Таким образом, эффективность организации воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни и укреплению физического и духовного здоровья учащихся на формирование ценностных ориентаций учащихся школы подтверждается опытом практической работы.















Библиографический список



  1. «Здоровый образ жизни в современных образовательных учреждениях» - методические рекомендации. Белгород, 2004 год


  1. Сирота Н.А. «Программа формирования здорового жизненного стиля»


  1. Латышев Г.В. "Тренинг с подростками"


  1. Кобякова Т.Г., Смертов О.А. «Первичная профилактика наркозависимости: концепции, программы организации и развития подросткового добровольческого движения»


  1. Колесов Д.В. «Предупреждение вредных привычек у школьников». Москва, издательство УРАО, 1999 год.


  1. Пособие для начинающего тренера «Я хочу провести тренинг»


  1. Сборник методических материалов «Профилактика злоупотребления ПАВ»


  1. Терентьева А.В., Ивашин О.И. «Реабилитационная программа «Перекресток»


  1. Чупаха И.В., Пужаева Е.З. «Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе». Москва, 2004г


29


Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.