Организационно-экономический механизм управления устойчивого развития региона

44



СОДЕРЖАНИЕ


Введение ………………………………………………………………………….3

1 Общая характеристика системы управления регионом …………………….5

1.1 Принципы и условия административно-территориального деления…5

1.2 Исполнительный комитет: структура, место и роль в системе управления Республики Беларусь………………………………………………..5

1.3 Исполнительные органы местного самоуправления…………………….6

1.4 Представительные органы местного самоуправления…………………8

1.5 Компетенция представительного органа………………………………...9

1.6 Коллегиальные выборные органы……………………………………...11

1.7 Система обеспечения регионального хозяйства, ее характеристика…..11

1.8 Законодательное обеспечение системы регионального управления в Беларуси……………………………………………………………………………13

2 Организационная структура исполнительного комитета ………….............14

2.1 Осуществление полномочий администрации………………………...14

2.1.1 Планирование работы……………………………………………...15

2.1.2 Порядок проведения заседаний администрации…………………16

2.1.3 Порядок принятия решений администрации……………………..17

2.1.4 Организация приема граждан……………………………………...17

2.1.5 Порядок рассмотрения обращения граждан……………………...18

2.1.6 Порядок информирования населения……………………………..18

3 Социально-экономическое развитие региона ……………………….............19

3.1 Финансово-экономическая деятельность……………………………...20

3.2 Охрана труда…………………………………………………………….20

3.3 Торговля и бытовое обслуживание…………………………………….20

3.4 Образование и наука……………………………………………………20

3.5 Культура…………………………………………………………………21

3.6 Физическая культура и спорт…………………………………………..21

4 Совершенствование работы исполнительного комитета и прогнозирование социально-экономического развития региона ………………………………...22

5 Организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием региона……………………………………………………………….26


Заключение ………………………………………………………………………37


Список использованных источников …………………………………………..39


Приложения…………………………………………………………………..….40





Введение
Развитие экономических систем является неотъемлемым условием их устойчивого функционирования в условиях рыночных отношений и межтерриториальной конкуренции. Вопросы обеспечения такого развития ставились экономической наукой на всем протяжении ее существования. Однако, несмотря на достигнутые результаты, время ставит перед исследователями новые задачи, решение которых позволит совершенствовать комплекс методов, механизмов, инструментов управления процессами развития экономических систем.
Характер развития региона предопределяется историческими, природно-географическими, производственными, социально-культурными и другими факторами. С одной стороны набор этих факторов является для процесса развития предопределяющим, с другой изменение региональной системы выражается непосредственным качественным и количественным изменением данных факторов.
Развитие региона протекает в условиях ограниченных ресурсов, что приводит к необходимости управлять этим процессом для достижения оптимального результата. Отечественные и зарубежные публикации представляют достаточно широкий круг исследований, посвященных изучению отдельных вопросов данной проблемы. Между тем необходим системный подход к разработке проблемы, обеспечивающий наибольшую эффективность реализации управленческих решений.
В связи с этим существует необходимость научной разработки методических проблем, связанных с вопросами количественной оценки условий регионального экономического развития, обоснования направлений их улучшения с целью выбора экономической стратегии региона. Кроме того, разработка указанных методических подходов обеспечит возможность аналитической оценки условий экономического развития региона, позволит обосновать приоритеты их улучшения.
Вышеизложенное обуславливает актуальность темы моего отчета, аргументирует ее значимость для решения проблемы совершенствования управления процессом развития региональных экономических систем.

В отчете использовались такие методы исследования, как метод индукции и дедукции, статистический метод, социально-экономические методы исследования, метод анализа и синтеза.

Целью практики является выявление потребностей системы регионального управления, изучение воздействия научно-исследовательских достижений в различных областях на процессы экономической, организаторской и управленческой деятельности в регионе.

Основными задачами практики являются:

  1. Выделение общих характеристик системы управления регионом.

  2. Изучение организационной структуры исполнительного комитета.

  3. Изучение и анализ социально-экономического развития региона.

  4. Ознакомление с деятельностью отделов Администрации Центрального района города Гомеля, в частности отдела экономики и принципов его функционирования.

В первом разделе рассмотрена общая характеристика системы управления данным регионом. Во втором разделе рассматривается организационная структура исполнительного комитета, его задачи, функции и особенности функционирования. Третий раздел показывает социально-экономическое развитие региона. В четвертом указываются наиболее рациональные пути совершенствование работы исполнительного комитета и прогнозирование социально-экономического развития региона. И в заключительном пятом разделе рассматривается организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием выбранного региона.

































1 Общая характеристика системы управления регионом

1.1 Принципы и условия административно-территориального деления

Разделение территории на отдельные административные единицы рассматривается специалистами как один из основных признаков разложения родового строя и возникновения государства как института организации человеческого общества. Границы административно-территориального деления, как и границы государства, периодически изменяются под воздействием многих исторических, политических, социальных, экономических, климатических и других факторов, что одновременно является как следствием упадка или распада одних национальных, региональных и локальных обществ, так и необходимым условием развития и дальнейшего прогресса других. В наиболее общем виде административно-территориальное деление определяется как система территориальной организации государства, на основе которой образуются и функционируют органы государственной власти и управления.

Административно-территориальное деление территории Республики Беларусь - это деление территории на определенные части в целях эффективной организации государственного управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь (рис.1).

К административно-территориальным единицам в Республике Беларусь относятся области, районы, сельсоветы, а также города и поселки городского типа, в которых созданы местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.

Административно-территориальная и территориальная единица в связи с необходимостью установления особого режима государственного управления, обусловленного требованиями национальной безопасности, экологическими и иными требованиями, может объявляться закрытой [1].


1.2 Исполнительный комитет: структура, место и роль в системе управления Республики Беларусь

В Республике Беларусь местные исполнительные и распорядительные органы являются государственными органами. Исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсовета является исполнительный комитет с правами юридического лица.

В состав исполнительного комитета входят председатель исполнительного комитета, его заместители (заместитель), управляющий делами (секретарь) и члены исполнительного комитета. Исполнительные комитеты первичного (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения)), базового (городские (городов областного подчинения), районные), областного уровней входят в систему органов исполнительной власти и являются органами местного управления (рис. 2).

Областные (Минский городской) исполнительные комитеты подотчетны и подконтрольны Президенту Республики Беларусь и Совету Министров Республики Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию Правительства Республики Беларусь, исполнительные комитеты первичного и базового уровней - Президенту Республики Беларусь и вышестоящим исполнительным и распорядительным органам [4].

Исполнительный комитет в пределах своих полномочий принимает решения. Заседания исполнительного комитета созываются председателем исполнительного комитета по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Исполнительный комитет по мере необходимости, но не реже одного раза в год докладывает о своей деятельности Совету, а также информирует граждан на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства.

Исполнительный комитет:

1) разрабатывает и вносит для утверждения в Совет схему управления местным хозяйством и коммунальной собственностью, предложения по организации охраны общественного порядка и защиты прав граждан;

2) разрабатывает и вносит для утверждения в Совет проекты программ экономического и социального развития, местного бюджета, принимает меры по осуществлению программ и исполнению местного бюджета, представляет Совету отчеты об их выполнении;

3) обеспечивает на соответствующей территории соблюдение Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, выполнение решений Совета и решений вышестоящих государственных органов, принятых в пределах их компетенции;

4) организует получение доходов местного бюджета и их использование по целевому назначению;

5)распоряжается коммунальной собственностью административно-территориальной единицы в порядке, установленном Советом;

6) принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации предприятий, организаций, учреждений и объединений коммунальной собственности;

7) заключает договоры с юридическими и физическими лицами;

8) принимает меры по обеспечению и защите интересов территории, местного хозяйства в судебном порядке, а также в вышестоящих органах государственного управления и иных государственных органах;

9) решает в соответствии с законодательством Республики Беларусь вопросы землеустройства и землепользования;

10) обеспечивает законность и общественную безопасность на соответствующей территории.


1.3 Исполнительные органы местного самоуправления

Исполнительный орган (исполком, мэр, бургомистр и др.) является составной частью местного самоуправления, призванный осуществлять повседневное управление местными делами, реализацию решений представительных органов.

Исходя из регламента Гомельского областного исполнительного комитета, утвержденного решением облисполкома от 19 февраля 1998 г. № 129 следует, что в соответствии с Законом Республики Беларусь "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" Гомельский областной исполнительный комитет (облисполком) является исполнительным и распорядительным органом на территории Гомельской области.

Деятельность облисполкома основывается на сочетании коллегиального рассмотрения и решения вопросов с персональной ответственностью членов облисполкома за проведение в жизнь принятых решений и состояния дел на порученных участках работы.

Облисполком подотчетен и подконтролен Президенту Республики Беларусь, а также подотчетен областному Совету депутатов по вопросам, отнесённым к компетенции областного Совета депутатов. В пределах своих полномочий принимает решения и издает распоряжения. Отчитывается не реже одного раза в год перед областным Советом депутатов, а также на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства граждан.

Также исполнительным органом местного самоуправления на территории района в городе является местная администрация.

В состав местной администрации входят глава местной администрации, его заместители и члены местной администрации. Глава местной администрации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь или в установленном порядке. Структура и штатная численность местной администрации утверждается городским исполнительным комитетом.

Местная администрация:

1) обеспечивает на соответствующей территории соблюдение Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь и выполнение решений вышестоящих исполнительных комитетов и Советов, принятых в пределах их компетенции;

2) распоряжается коммунальной собственностью города в пределах полномочий, предоставленных соответствующим городским Советом;

3) организует получение бюджетных и иных доходов и осуществляет контроль за их целевым использованием;

4) вносит на рассмотрение Советов и их органов, исполнительных комитетов предложения по всем вопросам местного значения и участвует в их рассмотрении;

5) организует контроль за охраной атмосферного воздуха, вод, лесов, недр, растительного и животного мира, а также за использованием коммунальной собственности;

6) организует работу органов территориального общественного самоуправления;

7) обеспечивает рассмотрение обращений граждан;

8) разрабатывает и вносит на рассмотрение городского исполнительного комитета сметы расходов местной администрации, обеспечивает их исполнение.

Глава местной администрации:

1) руководит деятельностью местной администрации;

2) утверждает по согласованию с председателем городского исполнительного комитета персональный состав местной администрации, за исключением заместителей главы местной администрации;

3) организует и контролирует выполнение решений местной администрации;

4) представляет местную администрацию в отношениях с другими государственными органами, предприятиями, организациями, учреждениями, объединениями и гражданами;

Местная администрация подотчетна и подконтрольна городскому исполнительному комитету. Городские Советы по предложению соответствующих исполнительных комитетов утверждают сметы расходов местных администраций, а также отчеты об их исполнении.

Местная администрация не реже одного раза в год отчитывается о своей работе перед городским исполнительным комитетом, а также информирует граждан о своей деятельности [1].


1.4 Представительные органы местного самоуправления

Представительными органами местного самоуправления выступают местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, в том числе единоличные).

В Республике Беларусь устанавливаются три территориальных уровня Советов: первичный, базовый и областной.

К первичному территориальному уровню относятся сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) Советы. К базовому территориальному уровню относятся городские (городов областного подчинения), районные Советы. К областному территориальному уровню относятся областные Советы. Минский городской Совет обладает правами базового и областного Советов. Советы являются юридическими лицами. Они обеспечивают на своей территории согласованную деятельность органов территориального общественного самоуправления.

Представительный орган состоит из: председателя; заместителя (ей) председателя; комитетов и комиссий (постоянных и временных).

Совет организует свою работу на основе регламента.

Территориальное общественное самоуправление - самоорганизация граждан на добровольной основе по месту их жительства на части территории административно-территориальной единицы для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления [6]. Представительными органами местного самоуправления выступают местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, в том числе единоличные).

Орган территориального общественного самоуправления вправе:

1) вносить на рассмотрение Совета и его органов, исполнительных комитетов и местных администраций предложения по всем вопросам местного значения;

2) созывать собрания на соответствующей территории для обсуждения вопросов местного значения;

3) аккумулировать в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, заработанные средства, добровольные взносы и пожертвования граждан и юридических лиц и направлять их на развитие социальной инфраструктуры территории, проведение культурно-просветительных, оздоровительных мероприятий;

4) вносить на рассмотрение Совета, исполнительного комитета и местной администрации предложения по вопросам организации деятельности и размещения предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, учреждений здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, других объектов социальной сферы, а также определения режима их работы.


1.5 Компетенция представительного органа

К компетенции Советов первичного территориального уровня на подведомственной им территории относятся:

1) обеспечение соблюдения на подведомственной Совету территории законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, других актов вышестоящих государственных органов, осуществление контроля за исполнением их всеми предприятиями, организациями, учреждениями и объединениями, расположенными на этой территории;

2) утверждение программ жилищного строительства, благоустройства территорий, дорожного строительства, коммунально-бытового и социально-культурного обслуживания населения, охраны природы; контроль за выполнением этих программ и утверждение отчетов об их выполнении;

3) установление местных налогов, сборов в пределах компетенции, установленной законодательством Республики Беларусь;

4) распоряжение и контроль в соответствии за использованием земель, их недр, вод, лесов, охотничьих и рыболовных угодий, других природных ресурсов, находящихся в ведении административно-территориальной единицы;

5) участие в разработке, утверждении и реализации проектов планировки и застройки населенных пунктов;

6) охрана прав и свобод граждан;

7) решение вопросов административно-территориального устройства в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

К компетенции Советов базового территориального уровня на подведомственной им территории относятся:

1) обеспечение соблюдения на подведомственной Совету территории законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, других актов вышестоящих государственных органов, осуществление контроля за исполнением их всеми предприятиями, организациями, учреждениями и объединениями, расположенными на этой территории;

2) утверждение программ жилищного строительства, благоустройства территорий, дорожного строительства и по другим вопросам коммунально-бытового и социально-культурного обслуживания населения на подведомственной территории, а также приватизации, охраны природы; контроль за выполнением этих программ и утверждение отчетов об их выполнении;

3) установление местных налогов, сборов в пределах компетенции, установленной законодательством Республики Беларусь, а также тарифов по оплате бытовых, коммунальных, транспортных и иных услуг, если это не устанавливается вышестоящими государственными органами;

4) утверждение территориальных планов развития районов, генеральных планов городов районного подчинения и других населенных пунктов;

5) рассмотрение планов и программ размещения, развития и специализации предприятий (объединений) и социально-культурных учреждений различных форм собственности;

6) утверждение схем управления местным хозяйством и коммунальной собственностью [3].

К компетенции Советов областного территориального уровня относятся:

1) утверждение межтерриториальных программ и мероприятий, осуществление полномочий, делегированных Советами базового территориального уровня;

2) содействие в установленных законодательством Республики Беларусь случаях сбалансированности бюджетов административно-территориальных единиц на территории области (города Минска);

3) установление в соответствии с законодательством Республики Беларусь местных налогов, сборов;

4) оказание организационно-методической помощи Советам базового и первичного территориальных уровней в разработке региональных программ развития с учетом национально-культурной и демографической политики Республики Беларусь;

5) регулирование земельных отношений в пределах компетенции, предусмотренной законодательством Республики Беларусь;

6) решение вопросов административно-территориального устройства в соответствии с законодательством Республики Беларусь.


1.6 Коллегиальные выборные органы

В областном, Минском городском, районном, городском (города областного подчинения) Советах создаются президиумы. Работу городского (города районного подчинения), поселкового и сельского Совета организует председатель соответствующего Совета, его заместитель (заместители), председатели постоянных комиссий, а также по решению Совета иные депутаты.

Президиум Совета организует работу по созыву Совета; осуществляет руководство подготовкой сессии Совета; координирует деятельность постоянных и временных комиссий и депутатских групп; организует контроль за выполнением решений Совета; организует взаимодействие Совета с исполнительными комитетами и местными администрациями, общественными объединениями, трудовыми коллективами и органами территориального общественного самоуправления; организует обсуждение гражданами проектов решений Совета.

В состав президиума входят председатель Совета, его заместитель, председатели постоянных комиссий. По решению Совета в состав президиума могут входить другие депутаты.

Основной формой деятельности президиума является заседание. Заседания президиума проводятся по мере необходимости, но не реже раза в квартал. Созывает и ведет заседание президиума председатель Совета, а в его отсутствие – заместитель председателя. Решения президиума принимаются простым большинством голосов.

В заседаниях президиума вправе участвовать депутаты Совета, депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, председатель и члены облисполкома, прокурор Гомельской области, а по приглашению председателя – представители других организаций [2].


1.7 Система обеспечения регионального хозяйства, ее характеристика

Комплексное социально-экономическое развитие административно-территориальных единиц, предполагающее пропорциональное развитие экономической и социальной сфер, осуществляется на основе рационального использование природных ресурсов территорий, коммунальной и иной собственности, которые, в соответствии с законодательством, составляют экономическую основу местного управления и самоуправления.

Коммунальная собственность является одной из составляющих экономической основы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь.

В перечень имущества, входящего в коммунальную собственность, входят: имущество государственных органов соответствующей административно-территориальной единицы, жилищный фонд и жилищно-коммунальное хозяйство подведомственной территории, а также промышленные, строительные, сельскохозяйственные предприятия, предприятия торговли, бытового обслуживания населения и транспорта, другие предприятия, организации, учреждения здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, социальной защиты и иное имущество, необходимое для функционирования и развития соответствующей территории. К коммунальной собственности относится также имущество, передаваемое в коммунальную собственность Республикой Беларусь, иными собственниками, а также имущество создаваемое или приобретаемое местными органами управления и самоуправления (рис. 3).

Природными ресурсами на соответствующей территории распоряжаются местные представительные и исполнительные органы, которым принадлежит право предоставлять их во владение и пользование организациям, объединениям и гражданам. Субъекты хозяйствования уплачивают экологический налог, который является своеобразной платой за пользование природными ресурсами и поступает в местные бюджеты. Поэтому органы местного управления и самоуправления заинтересованы в грамотном и рациональном использовании природных ресурсов не только для обеспечения экологической безопасности своей территории, но и для получения финансовых средств [2].

Местный бюджет – основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций местного управления и самоуправления, экономического и социального развития соответствующих административно-территориальных единиц.

Неотъемлемым атрибутом местного бюджета является его самостоятельность в установлении доходов и расходов. В соответствии с законодательством Республики Беларусь право формирования, утверждения и исполнения местных бюджетов предоставлено местным представительным и исполнительным органам. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных доходов и правом определять направления их использования и расходования.

Закрепленные источники доходов бюджета (налоги) должны закрепляться за местным Советом законом на долгосрочной основе. Долгосрочное закрепление источников дохода местного бюджета призвано стимулировать деятельность органов местного управления и самоуправления по укреплению и развитию налоговой базы.

В бюджет могут поступать дотации, субвенции, субсидии, а так же заемные средства, которые не являются собственными источниками доходов.

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является составной частью региональной инфраструктуры. В состав ЖКХ входят 2 крупнейшие отрасли: жилищное и коммунальное хозяйства. Жилищное хозяйство включает жилищное строительство и содержание жилого фонда, которое в свою очередь делится на эксплуатацию, ремонт и реконструкцию жилого фонда [10].

В состав коммунального хозяйства входят: санитарно-технические службы (водопровод, канализация, служба очистки и уборки населенных пунктов); энергетическое хозяйство (газо-, электро- и теплоснабжение); хозяйство внешнего благоустройства (дорожно-мостовое хозяйство, зеленое строительство, служба освещения); транспортное хозяйство.

Бытовое обслуживание населения представляет собой сферу деятельности по оказанию услуг по ремонту и изготовлению изделий по индивидуальным заказам, других услуг, связанных с удовлетворением личностных потребностей человека. Данная отрасль объединяет предприятия и организации, выполняющие в основном различные виды услуг по заказам населения. Бытовое обслуживание по профилю выполняемых работ, контингенту потребителей, размещению предприятий и обслуживающей сети является местным хозяйством.


1.8 Законодательное обеспечение системы регионального управления в Беларуси

Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь организуются и осуществляются на основе Конституции Республики Беларусь, Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» 1991 года с изменениями и дополнениями, Закона Республики Беларусь « Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно территориального устройства Республики Беларусь» от 5 мая 1998 г.

Многие вопросы формирования и практической деятельности органов местного управления и самоуправления регламентируются указами Президента Республики Беларусь. Указами Президента были утверждены положения о порядке назначения на должности и освобождения от должностей председателей областных, районных, городских исполнительных комитетов, а также должностных лиц, входящих в состав указанных исполнительных комитетов и др.

Своеобразным директивным документом, ориентирующим на развитие организационно-правовых основ местного управления и самоуправления, является резолюция съезда депутатов Советов депутатов Республики Беларусь. В резолюции указано на необходимость повышения самостоятельности местных представительных и исполнительных органов в сфере социально-экономического и культурного строительства, повышения их ответственности за комплексное развитие регионов на базе гармоничного сочетания общегосударственных интересов и потребностей местного населения. Реализация этих установок невозможна без укрепления материальной и финансовой базы местного управления и самоуправления.


2 Организационная структура исполнительного комитета

Рассмотрим структуру администрации Центрального района г. Гомеля:

  1. Руководство

    • Глава администрации

    • Заместители главы администрации (три, в том числе один первый)

    • Управляющий делами

  2. Управления

  • Социальной защиты

  • Управление делами

  1. Отделы

  • Архитектуры и градостроительства

  • Жилищной политики

  • Жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства

  • Записи актов гражданского состояния

  • Идеологической работы

  • Культуры

  • Образования

  • Организационно-кадровой работы

  • По делам молодежи

  • Физической культуры, спорта и туризма

  • Экономики

Деятельность администрации строится на принципах гласности, свободного, делового обсуждения, сочетания коллективного рассмотрения и решения вопросов с персональной ответственностью членов администрации и каждого работника за проведение в жизнь принятых решений и состояние дел на порученных участках работы.

Администрация Центрального района г. Гомеля:

  • организует и осуществляет свою деятельность на основе Конституции Республики Беларусь и Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» и иных законодательных актов Республики Беларусь, решений вышестоящих органов;

  • является исполнительным и распорядительным органов на территории Центрального района г. Гомеля с правом юридического лица;

  • входит в систему органов исполнительной власти и является органом местного управления;

  • подотчетна и подконтрольна Президенту Республики Беларусь, Совету Министров Республики Беларусь, областному и городскому исполнительным комитетам по вопросам, входящим в их компетенцию соответственно.

Администрация осуществляет руководство предприятиями, учреждениями и организациями районного подчинения через свои отделы, либо непосредственно.

Администрация руководит социальным и экономическим развитием района, исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на территории района, исполняет решения вышестоящих государственных органов.

Администрация в пределах своих полномочий принимает решения, обеспечивает их выполнение.

Решения администрации, принятые в пределах полномочий, установленных действующим законодательством Республики Беларусь, обязаны для исполнения всеми расположенными на территории района предприятиями, общественными объединениями и гражданами.

Глава администрации издает в пределах своей компетенции распоряжения.

В целях успешной реализации своих полномочий, оперативного управления отраслями хозяйственного и социально-культурного строительства, администрация распределяет обязанности между главой администрации, первым заместителем, заместителями главы и управляющим делами администрации.

В случае отсутствия одного из руководителей администрации, его обязанности выполняет другой в соответствии со схемой взаимозаменяемости по распределению обязанностей.

Предложения по необходимым изменениями регламента вносятся управлением делами администрации в установленном порядке.

2.1 Осуществление полномочий администрации

2.1.1Планирование работы

Перспективный план работы администрации разрабатывается на полугодие, исходя из решений вышестоящих органов, задач экономического и социального развития района.

Проект плана работы администрации на полугодие в течение 5 дней разрабатывается отделом организационно-кадровой работы, согласовывается с заместителями главы администрации, управляющим делами и вносится для утверждения на заседание администрации.

Для подготовки проекта плана работы все структурные подразделения представляют свои предложения, согласованные с заместителями главы администрации и управляющим делами по подчиненности, в отдел организационно-кадровой работы за два месяца до планируемого периода.

Утвержденные планы рассылаются общим отделом управления делами отделам администрации, руководителям предприятий, организаций и учреждений района, работа которых по тем или иным вопросам запланирована к рассмотрению на заседании администрации.

В случаях, если вопросы, предусмотренные планами работы администрации, по каким-либо причинам не могут быть решены в установленный срок, руководители соответствующих отделов, ответственные за подготовку данного вопроса по согласованию с заместителями главы администрации заблаговременно письменно информируют главу администрации с указанием причины неисполнения.

Контроль за выполнением плана работы администрации осуществляется главой администрации, заместителями главы администрации и управделами в соответствии с распределением обязанностей.

Общий контроль за выполнением планов работы администрации возлагается на управление делами.


2.1.2 Порядок проведения заседаний администрации

Заседания администрации ведутся главой, а в его отсутствие- первым заместителем главы администрации.

В процессе обсуждения вопросов на заседаниях администрации глава, первый заместитель и заместители главы, управляющий делами и члены администрации имеют право:

  • вносить предложения по повестке дня и порядку работы;

  • требовать от докладчиков разъяснения по рассматриваемым вопросам;

  • участвовать в обсуждении вопросов; вносить предложения об изменениях и дополнениях в проекты решений или их доработке;

  • в необходимых случаях вносить предложения о переносе обсуждения вопроса на другое заседание или дополнительном изучении рассматриваемого вопроса.

В заседаниях администрации могут принимать участие с правом совещательного голоса руководители ее структурных подразделений, главный специалист-юрисконсульт, начальник общего отдела управления делами, другие работники, которые имеют отношение к обсуждаемому вопросу.

В заседаниях администрации принимает участие прокурор района, а при отсутствии – его заместитель. Другие должностные лица приглашаются на заседания по списку, согласованному с главой администрации.

На заседаниях администрации вопросы докладываются заместителями главы, руководителями подразделений, районных служб и организаций, а также, с согласия председательствующего, другими должностными лицами.

Заседания администрации протоколируются начальником общего отдела управления делами. Протоколы заседаний подписываются главой и управляющим делами администрации, а в их отсутствие – лицами, исполняющими их обязанности. Организационно-техническое обеспечение заседаний администрации осуществляется общим отделом управления делами.


2.1.3 Порядок принятия решений администрации

Администрация в пределах своей компетенции принимает решения и издает распоряжения.

Решения администрации принимаются на ее заседаниях большинством голосов от установленного количества членов. Отдельные решения по текущим вопросам могут подписываться главой администрации до заседания и на нем не обсуждаются; члены администрации ознакамливаются с ними в процессе работы заседаний

Решения и распоряжения администрации вступают в силу с момента их подписания, если ими не определен иной срок введения.

Решения, принятые на заседании администрации, но требующие доработки, сдаются исполнителями в 5-тидневный срок (если на заседании не определен другой срок) в общий отдел управления делами. Отредактированные решения вновь визируются заинтересованными сторонами.

Распоряжения администрации издаются главой в порядке оперативного руководства по вопросам, не требующим коллегиального рассмотрения, по работе аппарата администрации, текущим делам, а также во исполнение ранее принятых решений. Распоряжения не могут отменять или изменять ранее принятые решения администрации.

Глава администрации информирует ее членов о решениях и распоряжениях, подписанных в период между заседаниями.

Решения администрации могут быть отменены вышестоящими органами в пределах их компетенции.

Решения и распоряжения администрации рассылаются общим отделом управления делами в соответствии с указателем рассылки, составленным исполнителями, подготовившими проекты решений, распоряжений. Учет размноженных решений, распоряжений ведется в специальном журнале.


2.1.4 Организация приема граждан

Прием граждан осуществляется главой, заместителями главы, управляющим делами, руководителями структурных подразделений администрации согласно графику, составленному общим отделом управления делами и утвержденному главой администрации.

Предварительную запись граждан на прием главой администрации ведет главный специалист-юрисконсульт (в его отсутствие начальник отдела учета и распределения жилой площади). Им принимаются от записавшихся на прием заявления, готовятся материалы и докладываются при проведении приема. При необходимости принятые от граждан документы направляются соответствующим структурным подразделениям для изучения и вынесения заключения.

Контроль за выполнением указаний, данных во время приема граждан, осуществляется главой, его заместителями, управляющим делами, руководителями структурных подразделений администрации.

Непосредственный контроль за выполнением указаний, данных во время приема граждан, осуществляется работниками, проводившими предварительную запись граждан на прием к главе администрации.

Исполненные документы снимаются с контроля по согласованию с должностными лицами, проводившими прием граждан.


2.1.5 Порядок рассмотрения обращений граждан

Письма и заявления граждан регистрируются общим отделом управления делами в день их поступления и представляются для рассмотрения главе администрации, а в его отсутствие –первому заместителю главы.

Обращения граждан рассматриваются не позднее следующего за их поступлением дня и должны иметь не более одной резолюции. Последующие резолюции должностных лиц допускаются, если в них детализируется порядок исполнения.

Контроль за исполнением обращений граждан осуществляется главой, заместителями главы, управделами, руководителями структурных подразделений администрации.

Обращения граждан считаются исполненными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, по ним приняты необходимые меры и даны ответы в соответствии с законодательством.

Обращения граждан, на которые даются промежуточные ответы, с контроля не снимаются. Контроль завершается только после вынесения решения и принятия исчерпывающих мер по исполнению обращения. Глава администрации (его первый заместитель при отсутствии главы) подписывает справку (ответ) на обращения граждан и принимает решение о снятии обращения с контроля при наличии виз заместителей главы, управделами в соответствии с распределением обязанностей между ними.

Общий отдел управления делами обобщает обращения граждан и ежемесячно информирует главу, его заместителей, управделами администрации о состоянии указанной работы. Итоги рассмотрения обращений граждан за полугодие обсуждаются на заседании администрации


2.1.6 Порядок информирования населения

Информирование населения о социально-экономической политике государства и ситуации в районе, городе Гомеле организуется отделом идеологической работы и осуществляется информационными группами администрации, возглавляемыми главой администрации и его заместителями, управделами администрации.

Руководители информационных групп проводят встречи с трудовыми коллективами и населением по месту жительства согласно графиков встреч, разрабатываемых отделом идеологической работы и утверждаемых главой администрации, а также при необходимости принимают участие в освещении работы администрации в средствах массовой информации.

Обеспечивает руководителей информационных групп необходимой справочной и нормативно-методической документацией в соответствии с тематикой проводимых встреч отдел идеологической работы, он также организует освещение деятельности администрации в средствах массовой информации.

Руководители информационных групп представляют отчет о проведенных встречах в отдел идеологической работы, который осуществляет координацию работ по реализации предложений и устранению критических замечаний, высказанных в ходе встреч с населением района [9].


3 Социально-экономическое развитие региона

3.1 Финансово-экономическая деятельность

На территории Центрального района осуществляют производственно-хозяйственную деятельность около 5 тысяч субъектов хозяйствования, в их числе 286 организаций государственного сектора.

Предприятия района выпускает около 37% объемов потребительских товаров города и почти 17% объемов потребительских товаров области. 

Несмотря на невыполнение прогнозных заданий по итогам 2009 года в районе не допущено значительного снижения производства промышленной продукции и потребительских товаров. В целом по району объем промышленного производства за прошлый год составил 617,2 млрд. руб. (95,8 %). 

По отраслевому признаку наибольшее снижение у предприятий Министерства промышленности и концерна «Беллегпром». 

По предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности прирост составил 4,7 %. 

За 2009 год промышленными предприятиями района было освоено инвестиций на сумму 24,4 млрд.руб. из них 22 млрд.руб. израсходовано на приобретение машин, оборудования, транспортных средств. 

План антикризисных мер, реализованный на правительственном и местном уровне, позволил сократить уровень запасов в целом по району с 125,9 % - по итогам I полугодия до 90,2 % - по итогам года (на 13,2 млрд. руб.). 

  В целом по промышленному комплексу района получена чистая прибыль в сумме 24,4 млрд. рублей, что на 15,5 % больше, чем за 2008 год.

Уровень рентабельности реализованной продукции по промышленным предприятиям Центрального района составил 11,8%, что выше уровня предшествующего года на 2 процентных пункта. 

Ряд предприятий района работали в режиме не полного рабочего времени, это республиканские предприятия «Гомельский станкостроительный завод им. С.М.Кирова», «Гомельский завод измерительных приборов», акционерные общества «Коминтерн» и «Труд». При этом не было допущено сокращения численности работающих, заработная плата выплачивалась в установленные сроки. 

Несмотря на экономические трудности, предприятия района выпускают продукцию высокого качества. 

В 2009 году лауреатами конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь» стали 4 предприятия района – СП ОАО «Спартак», СООО «Игман-мороженое», РУП «Гомельская фабрика художественных изделий «Любна», филиал «Гомельский комбинат хлебопродуктов» ОАО «Хлебопродукт».

В номинации конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации» лучшей признана продукция СП ОАО «Спартак» и хлебопекарная продукция ОАО «Гомельхлебпром».


3.2 Охрана труда

За  прошедший год в районе произошло 2 несчастных случая со смертельным исходом на предприятиях: СУ-165 РУП «Стройтрест №14» и ОДО «Строминвест».

Основные  причины – нарушение потерпевшими инструкций, требований нормативных правовых актов по охране труда, трудовой дисциплины, несоблюдение должностными лицами своих функциональных обязанностей.


3.3 Торговля и бытовое обслуживание

В Центральном районе для жителей города представлена развитая торговая сеть магазинов и предприятий общественного питания, сеть фирменных магазинов предприятий: ОАО «8 Марта», СП ОАО «Спартак», Торговый дом «Гомельдрев», ОАО «Гомельский мясокомбинат», ОАО «Жлобинский мясокомбинат», Торговый дом «Мильча» и др. В лучшую сторону меняется внешний вид магазинов, их интерьер, широко применяется прогрессивный метод самообслуживания.

Предлагают бытовые услуги населению предприятия бытового обслуживания Центрального района:
- ОАО «Гомельский областной техноторговый центр «Гарант» - техническое обслуживание и ремонт сложной бытовой телерадиоаппаратуры;
- ЗАО «Снежинка» - химчистка и услуги прачечных;
- ОАО «Рембыттехника» - техническое обслуживание и ремонт холодильного оборудования и сложной бытовой техники, изготовление и ремонт ювелирных изделии;
- ОАО «Элегант» - пошив и ремонт одежды;
- КПУП «Гомельтрикотажбыт» - изготовление и ремонт трикотажных изделий;
- Филиал «Полесье» ОАО «Гомельоблсервис» - пошив и ремонт обуви;
- КСУП «Городской центр оздоровления» - услуги бани.


3.4 Образование и наука

Центральный район является крупным образовательным и научным центром Гомеля. Здесь сосредоточена значительная часть научных и учебных заведений города. В их числе Гомельский  государственный университет имени Ф. Скорины, Гомельский государственный медицинский университет, колледжи: дорожно-строительный, железнодорожного транспорта, политехнический, аграрно-экономический, педагогический, искусств, лицей торговли и областной лицей, медицинское училище, профессионально-технические училища № 30 речного флота и железнодорожного транспорта. На территории района находятся 2 гимназии, 11 общеобразовательных школ, средняя сменная общеобразовательная школа, вспомогательная школа, дом детского творчества, областной Дворец творчества детей и молодежи «Юность».  Развитие образовательной системы района нацелено на максимальное удовлетворение образовательных запросов студентов и учащихся и направлено не только на повышение качества образования, но и на воспитание всесторонне развитой гармоничной личности.  Первой ступенью системы образования является дошкольное образование, которое обеспечивает гибкая многофункциональная сеть дошкольных учреждений и школа-сад «Атиква».

Весомый вклад в ускорение научно-технического прогресса вносят ученые института механики металлополимерных систем им. В.А. Белого и института леса Академии наук Республики Беларусь. Интересные и современные разработки создаются сотрудниками проектных институтов «Гомельгражданпроект», «Гомельпроект», «Гипроживмаш» [8].


3.5 Культура

Отдел культуры администрации Центрального района отвечает за:

- проведение культурно-массовых мероприятий в районе;
- обеспечение функционирования и развития культуры на промышленных предприятиях, организациях и учреждениях  района;
- содействие сохранению, развитию и распространению культуры на благо интересов человека и общества;
- работа по реализации республиканских, областных, городских программ;
- поддержка творческой молодежи и самодеятельных коллективов.
Самодеятельное  художественное творчество (любительское искусство, художественная самодеятельность и др.) – составная и неотъемлемая часть национальной художественной культуры Беларуси.  Любительское художественное творчество – многомерный, динамично развивающийся социальный организм, на который оказывают влияние исторические, этнорегиональные, экономические, социально-психологические и культурные факторы. Его истоки формировались в народных обычаях и обрядах, общественных формах использования свободного времени, связанных с песенным и устно-поэтическим творчеством, игровым общением, праздничными традициями.
На территории Центрального района г. Гомеля художественная самодеятельность представлена кружками, творческими коллективами, клубными формированиями и др. в учреждениях, организациях и на предприятиях.  На протяжении последних лет прослеживается тенденция роста количества кружков и творческих коллективов, а также увеличения численности в них.

3.6 Физическая культура и спорт

Физическая культура и спорт являются составной частью общей культуры, сферой социально-культурной деятельности, направленная на укрепление здоровья и способствующая гармоничному развитию личности человека. На территории района находятся и активно функционируют 149 спортивных сооружений, из них 2 стадиона  - Центральный, имеющий более 15 тысяч посадочных мест для зрителей и «Детский», включающий с искусственным покрытием футбольное поле и одну мини-футбольную площадку; 6 стрелковых тиров; 49 спортивных залов; 8 плавательных бассейнов, в том числе 1 – стандартный, 4 – нестандартных и 3 мини-бассейна; а также 78 плоскостных сооружений; 15 детско-юношеских спортивных школ, в которых занимается около 5 тысяч детей и подростков по 28 видам спорта. Общее число занимающихся физической культурой и спортом в районе составляет 13028 человек – это 17 % от числа проживающих в районе [8].


4 Совершенствование работы исполнительного комитета и прогнозирование социально-экономического развития региона

Сложность муниципального образования как объекта управления заставляет постоянно искать новые, наиболее оптимальные организационные решения. В результате чего, структура исполнительных комитетов должна быть гибкой и динамичной, способной реагировать на внешние и внутренние изменения окружающей среды. Для этого необходимо постоянно проводить реформирование и совершенствование структуры исполкомов [5].

Первоочередной задачей является необходимость реорганизации тех управлений, отделов, которые не достигают достаточного уровня эффективности, организации их более тесного взаимодействия в тех вопросах, которые находятся в их компетенции. Ведь невозможно воздействовать на внешнюю среду, не устранив недостатки внутренней.

Одним и основных направлений в совершенствовании работы исполкома является изменение работы с кадрами в рамках:

1) подбора кадров с учетом их профессиональных и нравственно-психологических качеств;

2) формирования современных требований к кадрам различных сфер деятельности и уровней управления;

3) формирования действенного резерва руководящих кадров и организации планомерной работы с ним;

4) мотивации эффективного труда, рационального использования кадров, создания благоприятных условий для их работы и профессиональной карьеры;

5) совершенствования форм и методов оценки деятельности кадров;

6) совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров и др.

Для решения этих задач важным является необходимость детально рассматривать развитие экономических субъектов, информировать их о нововведениях в законодательстве, доводить до них планы социально-экономического развития региона в соответствующей отрасли (сфере). И, как результат, отслеживание выполнения прогнозных планов развития, анализ проделанных работ, подведение итогов и поиск путей решения сложившихся проблем и перспектив дальнейшего развития.

Результативность кадровой работы состоит в том, чтобы найти действительно талантливого руководителя, помочь ему проявить свои способности в нынешних сложных условиях, умело повести за собой коллектив. Для этого необходимо действовать в направлениях улучшения условий работы труда и отдыха, тем самым, увеличивая мотивацию к труду.

Сравнительно новым, но действенным механизмом является создание резерва кадров, состоящего из специалистов, подобранных не под конкретную должность, а которые могут использоваться для выдвижения на различные участки управленческой деятельности. Выявлению потенциальных способностей работников для включения их в резерв на выдвижение в значительной степени способствует аттестация, результаты их работы, трудовой стаж, отзывы и рекомендации и др.

Также возрастает роль обучения работников исполкома и лиц, состоящих в резерве. В этих целях широко используется возможность обучения и переподготовки в Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Институте высших управленческих кадров при Академии управления, на областных курсах повышения квалификации при облисполкоме и областном Совете депутатов. Обучать персонал работе с вычислительной и организационной техникой.

Для эффективной работы исполнительных комитетов большое внимание должно уделяться организации и совершенствованию работы с гражданами по принципу "Одно окно". Сегодня многие организации и структурные подразделения Гомельской области работают по заявительному принципу "Одно окно", однако эта работа является недостаточно эффективной. В эпоху технического прогресса давно пора отходить от бумажной волокиты и активнее использовать новейшие технологии связи [6].


Основные целевые показатели прогноза социально-экономического развития Центрального района г. Гомеля


2010 год в процентах к 2009 году

(в сопоставимых ценах)

Продукция промышленности 114,0

Продукция промышленности по юридическим

лицам без ведомственной подчиненности 115,5

Производство потребительских товаров 114,5

Производство потребительских товаров по юридическим

лицам без ведомственной подчиненности 115,0

Экспорт товаров (в фактических ценах из расчета

в долларах США) 121,0

Импорт товаров (в фактических ценах из расчета

в долларах США) 114,0

Показатель по энергосбережению, % -12,5


Основные целевые показатели прогноза социально-экономического города Гомеля


2010 год в процентах к 2009 году

(в сопоставимых ценах)

Сальдо внешней торговли товарами,

тысяч долларов США -51670

Экспорт услуг (в фактических ценах из

расчета в долларах США) 114,0

Импорт услуг (в фактических ценах из

расчета в долларах США) 113,0


Сальдо внешней торговли услугами

(тысяч долларов США) +272565

Розничный товарооборот 114,0

Платные услуги населению 114,0

Инвестиции в основной капитал по организациям,

подчиненным местным Советам депутатов, исполнительным

и распорядительным органам, либо в которых они

осуществляют управление акциями (долями в уставных фондах) 125,0

Инвестиции в основной капитал по юридическим лицам

без ведомственной подчиненности 137,0

Средняя численность работников юридических лиц –

субъектов малого предпринимательства 111,0

Численность занятых в экономике, тысяч человек 270

Задание по обеспечению роста объемов:

платных бытовых услуг населению

через все каналы реализации 117,0

услуг гостиниц и других средств размещения 108,0-109,0

санаторно-оздоровительных услуг 110,0

услуг физической культуры и спорта 119,0

туристско-экскурсионных услуг 120,0


Гомельская область в целом имеет положительные тенденции в социально-экономическом развитии, однако, это не избавляет её от ряда проблем функционирования экономики, которые до сих пор остаются не разрешёнными:

1) не достигнут необходимый уровень жизни сельского населения. Для решения этой проблемы, необходимо:

контроль за исполнением основных положений Программы возрождения города и села Гомельской области;

обеспечить дотирование цен на сельскохозяйственную продукцию, а также технику, поставляемую по лизингу;

создать условия для роста доходов работников;

создать альтернативные рабочие места в сельской местности;

увеличить строительство жилья и объектов социально-культурной

сферы, совершенствовать инфраструктуру сельских населенных пунктов;

2) недостаточно активная инвестиционная деятельность и неустойчивые темпы ее роста.

Для решения данной проблемы местным органам власти необходимо:

обеспечить реализацию важнейших и основных отраслевых и региональных инвестиционных проектов;

оказывать содействие в создании новых предприятий и производств, в том числе в малых и средних городских поселениях области и в свободной экономической зоне «Гомель - Ратон»;

оказывать содействие в развитии предпринимательства.

  1. высокий уровень физического и морального износа активной части основных производственных фондов.

Чтобы решить эту проблему, необходимо:

ускорить модернизацию и реструктуризацию предприятий и производств в соответствии с тенденциями общемировой экономической трансформации, базирующейся на информационных технологиях;

направлять основную долю инвестиций на модернизацию основных производственных фондов.

4) высокий уровень использования импортных материалов и сырья. Для решения этой проблемы необходимо:

создать новые наукоемкие экспортоориентированные и импортозамещающие производства;

формировать эффективное, конкурентоспособное, устойчивое производство сельскохозяйственного сырья и продукции, его переработки, позволяющего обеспечить продовольственную безопасность населения Гомельской области, с одной стороны, и увеличить экспортный потенциал - с другой.

разработать и создать ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии производства конкурентоспособной продукции;

способствовать сокращению материалоемкости промышленной продукции, разработки новых, в том числе импортозамещающих, материалов и новых источников энергии;

повысить загрузку производственных мощностей предприятий;

внедрить на предприятиях новые методы организации производства.

5) недостаточное развитие инновационной сферы:

обеспечить реализацию облисполкомом государственной научно-технической политики и координацию инновационной деятельности в области;

развивать инновационную инфраструктуру Гомельской области путем создания различных технологических парков, научно-технических центров.

6) недостаточно развитая сеть бытового обслуживания в сельской местности:

обеспечить телефонизацию и компьютеризацию организаций, оказывающих услуги в сельской местности;

приобретать оборудование для внедрения новых видов услуг в сельской местности;

обеспечить финансовой поддержкой организации бытового обслуживания путем покрытия убытков за счет средств местных бюджетов и пополнения собственных оборотных средств;

снижать ставки или отменять местные налоги, сборы и арендную плату.

7) низкий уровень развития малого и среднего бизнеса.

Для этого органы государственного управления должны:

обеспечить субъектам малого предпринимательства равные права и

возможности в приобретении финансовых, материально-технических,

информационных и других ресурсов и услуг;

обеспечить открытость, гласность, систематическое информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о реализации государственной политики в области поддержки и развития малого предпринимательства;

вносить предложения о совершенствовании нормативной и правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого предпринимательства.

8) последствия аварии на ЧАЭС:

развивать инфраструктуру в районах, пострадавших от ЧАЭС;

заботится об охране окружающей среды.


5 Организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием региона

Определение того, что представляет собой регион, является началом и важнейшим условием изучения региональной экономики. В литературе термин "регион" используется в чрезвычайно широком смысле, регионом называют практически любое территориальное образование, относя это название и к небольшим населенным пунктам, и к огромным трансконтинентальным системам. Любая пространственная единица, в том числе национальная экономика, может быть представлена в виде иерархически организованной системы регионов различного размера, в которой каждый регион, являясь подсистемой более высокого ранга, сам может быть представлен в виде набора подрегионов. Какую именно структуру избрать в качестве базы для анализа, зависит от характера решаемых региональных задач.

Объектом моего исследования послужил центральный район города Гомеля. В ходе исследования, изучения и сбора информации о развитии промышленного комплекса по выбранному региону, можно привести следующие данные. На территории района осуществляют производственно-хозяйственную деятельность около 5 тысяч субъектов хозяйствования, в их числе 286 организаций государственного сектора и 3 тысячи индивидуальных предпринимателей. На производстве занято почти 63 тысячи человек [8].

Промышленный комплекс района представлен 22-мя предприятиями различной формы собственности, в их числе - 14 предприятий, подчиненных республиканским органам управления, 3 - подчинены местным Советам депутатов, 5 - без ведомственной подчиненности. В районе расположены предприятия практически всех отраслей промышленности. Это  машино- и приборостроение, легкая, пищевая, полиграфическая, деревообрабатывающая промышленность.

На территории района расположены 5 предприятий легкой промышленности. Это акционерные общества «8 Марта», «Коминтерн», «Труд», совместные общества с ограниченной ответственностью «Труд-Нью Лайн» и «Труд-Стецкевич-Адамантан». Основной задачей развития легкой промышленности в перспективе является максимально возможное насыщения внутреннего рынка высококачественными товарами отечественного производства и увеличение объема продаж на экспорт за счет повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции на основе внедрения новых и высоких технологий, совершенствования конструирования и моделирования изделий легкой промышленности. Так, масштабное техническое перевооружение проводится в открытых акционерных обществах «8 Марта», «Коминтерн». На территории района находится самое валоемкое предприятие пищевой промышленности - СП ОАО «Спартак». Удельный вес фабрики в общем объеме промышленного производства района составляет около 35 %, а в объеме производства потребительских товаров – более 42 %. Существенный вклад фабрика вносит и в копилку областных объемов производства товаров народного потребления – более 7%.

Анализ результатов работы промышленного сектора показал наибольшую несостоятельность предприятий коммунальной формы собственности. Администрация района неоднократно рассматривала работу подведомственного главному управлению идеологической работы облисполкома предприятия – «Полеспечать». Предприятие на 1 июня имело складские запасы в размере 661 млн.руб. или 235,2 % к среднемесячному объему производства при нормативе 90% и отрицательную динамику объемов производства – 94,5%.

Таким образом, выполнение задания пятилетней программы социально–экономического развития в целом по району в части увеличения объемов производства прогнозируется на уровне 137,8 %.

Также можно рассмотреть как же выполнялись основные показатели прогноза социально-экономического развития центрального района за I квартал 2010 года. Эти данные отражает следующий рисунок (рис.4).

Если говорить о важнейших целях и параметрах социально-экономического развития города и в частности рассматриваемого региона, то можно проследить следующую динамику в развитии в соответствии с 2009 годом.

По производству промышленной продукции хозяйственным комплексом города планируется в 2010 году увеличить объём по сравнению с 2009 годом на 14,0%. Потребительских товаров прирост планируется на 14,5% к уровню 2009 года. Во внешнеэкономической деятельности предполагается обеспечить рост экспортных поставок по организациям коммунальной формы собственности и без ведомственной подчиненности на 21,0%.

Что касается капитального строительства, то в 2010 году планируется ввести в эксплуатацию 400,0 тыс. кв. метров жилья или 148 % к уровню 2009 года. Будет продолжено строительство важнейших транспортных сооружений: путепровод по улице Полесской, магистральная улица «Север-Юг», реконструкция улицы Хатаевича (от ул.Советской до ул. Докутовича), магистральная улица с мостом через р.Сож (от ул.Мазурова до ул. Добрушской), расширение проезжей части ул. Советской от пл. Восстания до ул. Тельмана и расширение проезжей части ул. Барыкина.
Планируется продолжить строительство комплекса водопроводных сооружений 2-го подъема водозабора «Ипуть», после ввода в эксплуатацию которого, город Гомель будет на 100% обеспечен водой из подземных источников.
В текущем году запланирован ввод в эксплуатацию экспериментального сортировочно-биомеханического завода бытовых вторичных бытовых ресурсов в городе Гомеле. Будет продолжена реконструкция таких объектов, как госпиталь МВД под больницу скорой медицинской помощи по ул. Комиссарова, здания под детскую школу искусств по ул. Ильича, расширение очистных сооружений ОАО «Гомельстекло».
Важнейшей задачей в сфере жилищного строительства остается рациональное использование материальных и финансовых ресурсов, обеспечение районов массового индивидуального строительства объектами инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры, обеспечение выполнения строительной программы и в первую очередь по вводу объектов жилья используя все источники финансирования.
Начато строительство здания поликлиники (взрослая и детская) в микрорайоне №17 на месте бывших торговых рядов «Мельников луг», что решит проблему медицинского обслуживания жителей микрорайонов «Мельников Луг», «Кленковский», «Волотова», «Приозерный».
Иностранным предприятием «Александров - групп» ведутся работы по строительству многофункционального комплекса по улице Пушкина. Обществом с ограниченной ответственностью «Карст» и закрытым акционерным обществом «Веста» ведется строительство двух универсальных магазинов по улице Мазурова. Также планируется расширение комплекса Ледового Дворца, а именно ведется строительство на его территории 50-ти метрового бассейна. В стадии освоения находится микрорайон жилой застройки № 21, начаты работы по реализации проекта застройки микрорайона № 18.

Центральный район является крупным образовательным и научным центром Гомеля. Здесь сосредоточена значительная часть научных и учебных заведений города. В их числе Гомельский  государственный университет имени Ф. Скорины, Гомельский государственный медицинский университет, колледжи: дорожно-строительный, железнодорожного транспорта, политехнический, аграрно-экономический, педагогический, искусств, лицей торговли и областной лицей, медицинское училище, профессионально-технические училища № 30 речного флота и железнодорожного транспорта. На территории района находятся 2 гимназии, 11 общеобразовательных школ, средняя сменная общеобразовательная школа, вспомогательная школа, дом детского творчества, областной Дворец творчества детей и молодежи «Юность».  Развитие образовательной системы района нацелено на максимальное удовлетворение образовательных запросов студентов и учащихся и направлено не только на повышение качества образования, но и на воспитание всесторонне развитой гармоничной личности.  Первой ступенью системы образования является дошкольное образование, которое обеспечивает гибкая многофункциональная сеть дошкольных учреждений и школа-сад «Атиква».

В то же время деятельность системы здравоохранения будет направлена на сохранение достигнутых объемов оказания медицинской помощи и обеспечения ее доступности. Предполагается, что в 2010 году активизируется работа по улучшению качества и повышению доступности медицинской помощи жителям города, по обеспечению диспансеризации взрослого и детского населения. Основными из направлений работы системы здравоохранения г. Гомеля в 2010 году будет профилактическая направленность, формирование здорового образа жизни, выполнение прогнозных показателей социально-экономического развития отрасли, повышение качества анализа, мониторинга, контроля исполнения государственных программ в отрасли, обеспечение неукоснительного исполнения мероприятий по реализации Директив Президента Республики Беларусь.
Важнейшей задачей сферы образования города будет обеспечение полноценного функционирования отрасли, недопущение снижения качества образовательных услуг, дальнейшее развитие организации дополнительного обучения, рациональное и эффективное использование выделяемых бюджетных средств, активизация шефской помощи учреждениям образования.
Развитие учреждений культуры предполагает укрепление их материально технической базы, повышение эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на развитие отрасли, и сохранение объектов культуры в областном центре. Работа отрасли в 2010 году будет направлена на обеспечение выполнения решений и поручений Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, Министерства культуры.

Если же говорить о нововведениях в области физкультуры и спорта, то в 2010 году планируется продолжить реконструкцию детского стадиона по ул. Сожской, 1а, реконструкцию фасада и модернизацию кровли бассейна «Дельфин», реконструкцию существующего ледового катка с устройством покрытия по ул. Головацкого.

Касательно торговли, платных и бытовых услуг, предполагаемый розничный товарооборот в торговле и общественном питании должен увеличится на 14,0%. Объём платных услуг, оказываемых населению, планируется увеличить на 14,0% к уровню 2009 года. Для увеличения доли безналичных расчетов с применением банковских пластиковых карточек будет проводится значительная работа по установке POS-терминального оборудования.

За январь-март 2010 года в целом по району произведено товарной продукции на сумму 165,9 млрд. рублей, темп роста производства товарной продукции в сопоставимых ценах составил 105,9 % (прогноз 114,0 %), - недодано до прогноза 12,7 млрд. рублей. Потребительских товаров выпущено на сумму 143,4 млрд. рублей, темп роста – 105,6 %, (прогноз – 114,5 %) - недодано до прогноза – 12,1 млрд. рублей. Себестоимость реализованной продукции возросла на 8,1 %, прибыль от реализации составила 5,7 млрд. руб., что на 25,9 % ниже, чем за соответствующий период прошлого года. Рентабельность реализованной продукции по промышленному комплексу района снизилась на 3,5 процентных пункта и составила 7,7 % против 11,2 % в аналогичном периоде 2009 года.

По статистическим данным можно сделать следующий вывод:

- темп роста розничного товарооборота за январь-март 2010 года составил 117,6 %, при прогнозном задании по г. Гомелю 114,0 %;

- темп роста объема платных услуг населению в фактических ценах за январь-февраль 2010 года составил 107,8 %, в том числе бытовых услуг населению – 97,6 %.

2010 год является завершающим в реализации пятилетней программы социально-экономического развития страны в целом, каждого ее города и региона. Так основной целью социально-экономического развития страны в 2010 году является минимизация последствий мирового финансово-экономического кризиса для экономики Беларуси и возвращение на траекторию высоких темпов экономического роста. Важнейшие параметры прогноза социально- экономического развития на 2010 год, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. № 595, предусматривают рост ВВП на уровне 111-113%, что позволит восполнить сложившееся замедление развития экономики в 2009 году, вызванное негативным влиянием мирового кризиса, и выйти на показатели, определенные Программой социально-экономического развития на 2006-2010 гг. Установленные темпы роста ВВП базируются на высоких параметрах развития базовых сфер экономики - промышленности, сельского хозяйства, строительства [7].

Производство промышленной продукции должно увеличиться на 10-12%. Прогнозируемый рост предполагается обеспечить за счет повышения эффективности работы промышленных предприятий, реализации инвестиционных проектов, проведения реструктуризации и модернизации. Ставятся задачи по выпуску продукции необходимого ассортимента и более высокого качества, сохранению производственного потенциала структурообразующих предприятий, обеспечению их финансовой устойчивости, восстановлению объемов экспортных продаж за счет расширения рынков сбыта, в том числе освобождающихся в связи с мировым кризисом. Основной акцент при этом делается на либерализации условий деятельности и максимальном раскрепощении инициативы организаций и их менеджмента.

Ряд предприятий, успешно решающих эти задачи, смогли достигнуть высоких результатов в непростых условиях 2009 года. Примером служит РУП «Гомсельмаш», темп роста объема промышленной продукции которого за 11 месяцев прошлого года составил 123,9%.

В агропромышленном комплексе республики продолжится реализация мероприятий Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 гг. Прогнозируется рост объемов производства сельскохозяйственной продукции на 10-11% на основе повышения эффективности крупнотоварного производства при одновременном стимулировании развития крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, совершенствования региональной специализации, улучшения структуры посевных площадей, формирования разноуровневых продуктовых объединений (агрофирм, агрокомбинатов и др.), инфраструктуры по сбыту продукции.

В последнее время в Беларуси осуществляется комплекс мер по совершенствованию инвестиционной деятельности, активизации инвестиционного сотрудничества с зарубежными странами. Министерствам и ведомствам, каждому предприятию важно грамотно воспользоваться всеми наработанными инструментами и включиться в активный инвестиционный процесс.

Проведенные изменения не остались без внимания представителей международных организаций. Оценивая условия для ведения бизнеса, Всемирный банк впервые за много лет дал прогноз существенного улучшения условий работы в республике. Если в 2008 году из 183 стран Беларусь занимала 85-е место, то в 2009-м передвинулась на 58-е (за год - на 27 пунктов). В текущем году будет продолжено решение задачи по вхождению в число 30 государств с лучшим бизнес-климатом.

В соответствии с Государственной комплексной программой развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы для реализации инвестиционных проектов в 2010 году планируется использовать 213,7 млрд. рублей, ввести в эксплуатацию 12 важнейших инвестиционных проектов.

Важнейшим фактором обеспечения экономического роста в 2010 году станет дальнейшая реализация политики ресурсосбережения, направленной на снижение энергоемкости ВВП на 8-10%.

Прогнозируемое увеличение ВВП позволит проводить сбалансированную политику повышения уровня реальной заработной платы и производительности труда.

Реальные денежные доходы населения в 2010 году, согласно прогнозу, возрастут на 14-15%. Реальная заработная плата увеличится на 13-14% при прогнозируемом уровне инфляции - 9-10%. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата по народному хозяйству к концу 2010 года должна составить 500 долл. в эквиваленте.

Увеличение бюджетных ассигнований запланировано по всем базовым отраслям социальной сферы - здравоохранению, образованию, культуре, спорту и др.

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. определена главная идея настоящего пятилетия - повышение уровня конкурентоспособности на основе модернизации экономики страны. В условиях мирового кризиса эта глобальная задача становится еще более актуальной.

Конкурентные преимущества достигаются за счет природных, материальных, трудовых и финансовых факторов: более дешевых производственных ресурсов, географического положения страны, высокой производительности труда, более современных технологий, развитой инфраструктуры и т. д. Как показывает практика, успех в международной конкуренции на сегодняшний день определяет не столько наличие природных, человеческих, финансовых и других ресурсов, сколько эффективное их использование.

Особую роль в повышении конкурентоспособности и эффективности белорусской экономики играют инновации, рост результативности инновационной деятельности предприятий, стимулирование производства новой, высокотехнологичной, продукции. Инновации (нововведения) - создаваемые (осваиваемые) новые или усовершенствованные технологии, виды товарной продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок. Характерными особенностями наукоемких отраслей, определяющими их роль в экономике в целом, являются: темпы роста, превышающие темпы роста прочих отраслей экономики; большая доля добавленной стоимости в конечной продукции; повышенная заработная плата работающих, высокие доли экспорта и, что особенно важно, высокий инновационный потенциал, обслуживающий не только обладающую им отрасль, но и другие отрасли. Развитие инновационной экономики предполагает значительное повышение эффективности использования интеллектуального потенциала страны и роста взаимодействия основных участников инновационного процесса: образования, науки и производства.

На современном этапе в условиях обострившейся международной конкуренции единственной возможностью добиться успешного экономического развития является достижение высоких потребительских качеств выпускаемой продукции. Именно поэтому 2010 год объявлен в Беларуси Годом качества. В текущем пятилетии работа по созданию в республике условий для повышения качества продукции осуществляется непрерывно во всех сферах экономики в соответствии с важнейшими государственными программами (Программой социально-экономического развития, Национальной программой развития экспорта), а также республиканской, отраслевыми и региональными программами «Качество».

Сегодня уровень качества выпускаемой продукции напрямую зависит от того, насколько оперативно руководители, менеджеры и работники отечественных предприятий смогут обеспечить внедрение международных и европейских стандартов на всех стадиях ее производства. В целях повышения качества и конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках отечественной продукции и услуг на многих предприятиях (в организациях) республики созданы и сертифицированы системы управления, соответствующие международным стандартам [8].

Для обеспечения населения качественными продуктами питания в республике создана система сертификации белорусских продуктов на право маркировки знаком «Натуральный продукт». Предприятия получают право наносить такую маркировку на продукты, изготовленные из натурального сырья растительного, животного или минерального происхождения, без применения методов генной инженерии и искусственных пищевых добавок.

Право маркировки «Натуральный продукт» уже получили 50 отечественных предприятий по 125 наименованиям выпускаемых продуктов питания (молочных и мясных продуктов, рыбных, хлебобулочных и кондитерских изделий, детского питания, соков, минеральной воды и др.). Перечень предприятий и выпускаемых ими продуктов с маркировкой «Натуральный продукт» приведен на сайте Госстандарта Республики Беларусь.

Важнейшим условием успешного продвижения отечественной продукции на внешние рынки государств, входящих наряду с Беларусью в новые международные экономические интеграционные структуры, является продолжение гармонизации технического законодательства в рамках ЕврАзЭС и Таможенного союза путем дальнейшей разработки проектов межгосударственных правовых документов, целенаправленной разработки и применения единых обязательных норм на региональном уровне.

Таким образом, для белорусских товаропроизводителей объявление 2010 года Годом качества - это дополнительный импульс для вывода предприятий на качественно новый современный уровень производства конкурентоспособной продукции, отвечающей общепринятым международным и региональным (европейским) требованиям.

Главная и конечная цель качественного подъема национальной экономики - достижение новых стандартов и качества жизни белорусских граждан, кардинальное улучшение условий труда и быта людей.

Конечно, на фоне неисчерпанных последствий мирового финансово-экономического кризиса нереально ожидать, что в текущем году произойдет кардинальный рост благосостояния наших граждан. Достижение уровня жизни людей, соответствующего самым высоким мировым стандартам, возможно только на основе поступательного повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики.

Но задача качественного повышения благосостояния населения вполне осуществима. И текущий год призван стать знаменательной вехой в ее выполнении.

Вместе с тем основная цель перспективной социальной политики не сводится исключительно к увеличению материального достатка граждан, а затрагивает разнообразные условия жизни человека; это: качество и доступность жилья, образования, здравоохранения, уровень торгового и бытового обслуживания, состояние производственной и природной среды, культурные ценности, культура межличностных отношений и т.п. Комплекс таких условий в совокупности с потребностями и запросами людей составляет качество жизни. И в Республике Беларусь всем этим вопросам социальной политики уделяется пристальное внимание.

В 2009 году при сокращении налоговых поступлений в бюджет по максимуму были профинансированы расходы на здравоохранение, образование, социальную политику.

Властью прилагается максимум усилий, чтобы оградить людей от негативных, порой катастрофических последствий мирового экономического кризиса.

Каковы же главные задачи по повышению качества жизни населения страны на 2010-й и последующие годы?

Важнейшим приоритетом в этой области, несомненно, является последовательное повышение уровня благосостояния населения.

На 2010 год перед Правительством поставлена задача довести среднюю заработную плату в республике до 500 долл. США в эквиваленте, как и предусмотрено Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг.

Политика доходов призвана также максимально стимулировать экономическую активность граждан, нацеливая их на достижение высоких качественных результатов, проявление инициативы и творческого подхода к делу. Этому будет способствовать последовательная либерализация условий экономической деятельности и предпринимательства, а также политики в области оплаты труда.

Достижение страной высокого уровня социально-экономического развития невозможно без наличия во всех сферах высококвалифицированных специалистов. Это предъявляет особые требования к системе национального образования, которая все в большей степени должна соответствовать лучшим международным стандартам. Высшие учебные заведения страны вносят немалый вклад в развитие белорусской экономики. Наибольшим спросом пользуются научные разработки белорусских вузов в области нанотехнологий и новых материалов, радиоэлектроники, информационных технологий, телекоммуникаций, лазерных технологий, энерго- и ресурсосбережения, медицины и здравоохранения, строительства, легкой промышленности.

Одной из ключевых задач по повышению качества жизни в стране является укрепление здоровья населения, сокращение смертности и увеличение рождаемости. На решение этой задачи направлена реализация Национальной программы демографической безопасности  Республики Беларусь на 2007-2010 гг. Основное внимание в ней уделяется осуществлению мер по стимулированию рождаемости, усилению материальной поддержки семей в связи с рождением детей, улучшению репродуктивного здоровья населения, охране здоровья матери и ребенка.

В числе первостепенных задач по достижению высокого качества жизни - удовлетворение потребности людей в современном, комфортном жилье. По объемам ежегодно вводимой жилой площади в расчете на 10 тыс. населения Республика Беларусь является лидером среди государств СНГ.

В республике широкое развитие получила система льготных жилищных кредитов, государственная поддержка при их погашении, а также предоставление социального жилья.

Важным фактором улучшения качества жизни людей является последовательная дебюрократизация работы государственных органов и иных структур по решению проблем населения.

В данном направлении в Беларуси сделано немало.

Сформировано законодательство. Уровень и качество работы с населением определены как главный критерий эффективности деятельности государственных органов и отдельных должностных лиц. Осуществляется постоянный контроль соблюдения установленных требований к совершению административных процедур по работе с гражданами.

Необходимо последовательно идти по избранному пути, стремясь изжить в работе государственных структур проявления бюрократизма, формализма, некомпетентности.

Актуальной задачей по совершенствованию работы государственных органов с населением является широкое внедрение в данную сферу современных информационных технологий.

Все это позволит в полной мере воплотить в Республике Беларусь лозунг «Государство для народа».


































Заключение

Исследование особенностей социально-экономического развития города Гомеля позволило решить ряд методических и практических вопросов совершенствования управления развитием социальной и экономической сферы с учетом рыночных факторов и региональных особенностей.

Исследование показало, что в ускорении социально-экономического развития региона ещё не в полной мере используются рыночные инструменты. Для обеспечения выполнения поставленных Президентом и Правительством задач необходимо ускоренное развитие в промышленности, социальной сфере. Все это приведет к росту денежных доходов населения, увеличению потребляемых им материальных и культурных благ и, в конечном итоге, к повышению уровня благосостояния населения.

Но вместе с этим работа исполнительного комитета, его структурных подразделений, предприятий и организаций города, администраций районов направлена на стабилизацию экономики, повышение уровня жизни его населения, удовлетворение его потребностей. Эффективность функционирования исполкома предопределяет во многом уровень развития региона.

При прохождении организационно-экономической (учебной) практики я ознакомилась с:

  • нормативно-правовой базой государственного управления Республики Беларусь;

  • основными нормативными документами, регламентирующими деятельность органов и подразделений (управлений и отделов) местного управления и самоуправления;

  • положениями о конкретных отделах и функциональных обязанностях руководящих работников и специалистов;

В ходе практики были определены:

  • состав, функции и взаимодействие органов государственного управления;

  • функции и структура органов государственного и муниципального управления в Гомельской области;

  • структура и функции отдельных подразделений органа государственного и муниципального управления;

  • функции и структура отдела экономики Центрального района г.Гомеля, его взаимодействие с другими структурными подразделениями;

  • система организации труда в подразделениях органа государственного (регионального) управления;

  • организация труда в отделах и на конкретных рабочих местах руководящих работников и специалистов;

  • функции и структура отдела научно-инновационной деятельности и инвестиций комитета экономики Гомельского областного исполнительного комитета.

А также произведён анализ социально-экономического развития Центрального района г. Гомеля, города в целом и Гомельской области за 2009 г. и выявление дальнейших перспектив и тенденций развития этих административно-территориальных единиц.









































Список использованных источников:

1. Гавриленко, В. Г. Местное управление и самоуправление: научное издание / В. Г. Гавриленко.- Минск: Право и экономика, 2005. - С.163.

2. Антонов, Н. Б. Государственное регулирование экономики / Н. Б. Антонов. - Мн: Академия управления при президенте Республики Беларусь, 2002. - С.775.

3. Закон Республики Беларусь от 15 марта 2001 г. № 2/282 О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь.

4. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь / http://www.pravo.by

5. Официальный белорусский портал/ http://www.tut.by

6. Официальный сайт Администрации Президента РБ / http://president.gov.by

7. Официальный сайт Гомельского городского исполнительного комитета /http://www.gorod.gomel.by

8. Официальный сайт Администрации Центрального района г. Гомеля/ http://cenadm.gomel-region.by

9. Регламент Администрации Центрального района г. Гомеля

10. Положение Гомельского областного исполнительного комитета от 25 ноября 2002 г. № 738 Об управлении жилищно-коммунального хозяйства.

11. Решение Гомельского областного исполнительного комитета от 23 ноября 2006 г. № 980 Об оптимизации структуры местных исполнительных и распорядительных органов Гомельской области.

12. Шудрий, В.Н. Основы управленческой деятельности. Мн: АУ.-1998. - С.48-149.

13. Социально-экономическое положение Гомельской области: официальное издание.- Гомель: ЭК, 2008.- С.93.

14. Шимов, В.Н. Становление и развитие социально ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь: актуальные проблемы / Мн: Белорусский экономический журнал № 1, 1997. - С.8-21.

15. Решение Гомельского областного исполнительного комитета от 24 января 2008 г. №53 О прогнозе социально-экономического развития Гомельской области на 2008 год.

16. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2002 г. № 1819 Об утверждении Государственной программы информатизации Республики Беларусь на 2003-2005 годы и на перспективу до 2010 года .











Приложения










Рисунок 1 – Административно- территориальное устройство Республики Беларусь

















































Рисунок 2 - Система местного управления и самоуправления в Республике Беларусь





Рисунок 3 - Структура экономической основы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь





















Рисунок 4 - Выполнение основных показателей прогноза социально-экономического развития района за I квартал 2010 года